См. Документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 31 июля 2017 г. N ДХ-15-27/9500

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Минсельхоз России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N АД-П11-4422 по вопросу реализации права субъектов Российской Федерации в части разграничения прав государственной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые прудами, а также в соответствии с ранее поступившими обращениями по вопросам разграничения прав на водные объекты и гидротехнические сооружения с учетом позиций Минэкономразвития России и Минприроды России сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Исключения установлены пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации") к собственности субъектов Российской Федерации в том числе относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.

Таким образом, пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, также должны быть отнесены к собственности субъекта Российской Федерации.

При этом следует отметить, что внесенные изменения в действующее законодательство не предусматривают новые основания для разграничения права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на водные объекты и гидротехнические сооружения.

Дополнительно Минсельхоз России отмечает, что согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

Также статьей 12.1 Закона N 117-ФЗ установлено, что консервация и ликвидация гидротехнического сооружения осуществляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией, а гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений должен обеспечивать капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории такого субъекта Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не регламентируется разграничение прав собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые бесхозяйными гидротехническими сооружениями.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В случае осуществления государственной регистрации муниципальной собственности на рассматриваемые гидротехнические сооружения они могут быть переданы органами местного самоуправления в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Д.Х.ХАТУОВ