МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 декабря 2022 г. N 07-8743

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) в соответствии с поступающими в наш адрес письмами органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации направляет рекомендации о принятии мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, прибывших в экстренном порядке из Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, а также территории Украины (далее - прибывшие дети).

Для определения формы жизнеустройства прибывших детей органу опеки и попечительства по новому месту их нахождения необходимо принять исчерпывающие меры по выявлению причин утраты родительского попечения и подтверждению статуса оставшихся без попечения родителей, в том числе посредством направления соответствующих запросов в компетентные органы по месту постоянного проживания несовершеннолетних.

В целях оказания содействия в решении данного вопроса рекомендуем обращаться в органы исполнительной власти вновь образованных субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан:

- Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, эл. адрес; odk@mtspdnr.ru;

- Министерство труда и социальной политики Луганской Народной Республики, эл. адрес; msp.lug@mail.ru;

- Министерство труда и социальной политики Военно-гражданской администрации Запорожской области, эл. адрес; mel.dsp@bk.ru;

- Министерство труда и социальной политики Херсонской области, эл. адрес: depsoc@khogov.ru.

До выяснения необходимых обстоятельств орган опеки и попечительства по месту нахождения прибывших детей принимает решение о защите их прав и интересов исходя из их конкретной жизненной ситуации.

Согласно данным еженедельного мониторинга из указанных территорий в другие субъекты Российской Федерации продолжают прибывать в экстренном порядке дети без сопровождения законных представителей. В связи с этим рекомендации Департамента о передаче таких детей под предварительную опеку (попечительство) (Фальковская Л.П., письмо от 22 февраля 2022 г. N 07-1198) остаются актуальными. При необходимости срок предварительной опеки или попечительства в отношении прибывших детей может быть увеличен до 8 месяцев в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон N 48-ФЗ).

В случае невозможности по истечении 8 месяцев по объективным причинам решить вопрос о дальнейшем жизнеустройстве детей, переданных под предварительную опеку (попечительство), Департамент считает целесообразным повторно назначить временным опекуном или попечителем (принять акт о предварительных опеке или попечительстве) гражданина в отношении того же ребенка с обоснованием принятого решения.

Обращаем внимание, что принятие таких решений является временной мерой. Данные решения принимаются с учетом сложившейся ситуации исходя из интересов несовершеннолетних в целях принятия своевременных мер по защите их прав и интересов.

Дети, прибывшие с опекунами (попечителями), подлежат постановке на учет в органе опеки и попечительства.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

В силу сложившихся обстоятельств получение личного дела подопечного, находящегося в органе опеки и попечительства по месту его постоянного жительства, в ряде случаев не представляется возможным.

В соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних", к обязательным документам, хранящимся в личном деле подопечного ребенка, относятся:

а) свидетельство о рождении подопечного, а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет);

б) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя);

в) документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних;

г) медицинские документы, в том числе документы экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

д) справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации);

е) документы об образовании (для подопечных школьного возраста).

Исходя из этого Департамент полагает, что наличие документов, предусмотренных в подпунктах "а", "б" и "в", переведенных на русский язык в установленном порядке, может являться основанием для постановки подопечного на учет в органе опеки и попечительства. При этом медицинские документы, указанные в пункте "г", оформляются по новому месту нахождения ребенка.

В дальнейшем органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем) принимаются меры по приведению личного дела подопечного в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Относительно выплаты денежных средств на содержание подопечных поясняем следующее.

В статье 148 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пунктом 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вступающего в законную силу с 1 января 2023 г., решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право осуществлять собственное правовое регулирование.

В свою очередь, Департамент рекомендует рассмотреть возможность оказания социальной поддержки данной категории детей.

Прибывшие дети в случае документального подтверждения факта отсутствия родительского попечения в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, выявляются и ставятся на первичный учет в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях).

Также в государственном банке данных о детях учитываются сведения о прибывших несовершеннолетних, имеющих документально подтвержденный статус оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях на полном государственном обеспечении (если законным представителем является орган опеки и попечительства по месту обучения несовершеннолетнего).

При этом в анкете ребенка следует указывать:

- сведения о первичном учете ребенка, оставшегося без попечения родителей, из личного дела несовершеннолетнего;

- в графе "Дополнительная информация" во вкладке "Особенности" - данные, из какого вновь образованного субъекта Российской Федерации прибыл ребенок.

В случае невозможности получения документов, свидетельствующих об утрате ребенком родительского попечения, следует рассмотреть возможность установления факта отсутствия родительского попечения в судебном порядке.

В отношении прибывших детей, сведения о которых учтены в государственном банке данных о детях, проводится работа по устройству на воспитание в семьи граждан.

Семейное устройство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

- Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275;

- Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423;

- Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 г. N 300.

Относительно приобретения прибывшими детьми гражданства Российской Федерации сообщаем.

Согласно части 1 статьи 5 федеральных конституционных законов о принятии в состав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов <1> (далее - федеральные конституционные законы) гражданами Российской Федерации признаются граждане Донецкой и Луганской Народных Республик, Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей на день принятия их в состав Российской Федерации или ранее постоянно проживавшие на указанных территориях и выехавшие в Российскую Федерацию, при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации. От присяги освобождаются лица, не достигшие возраста четырнадцати лет (часть 3 статьи 5).

--------------------------------

<1> Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области Украины и образовании в Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области Украины и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".

В соответствии с частью 7 статьи 5 федеральных конституционных законов заявление о признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет гражданином Российской Федерации подается его законным представителем. Порядок подачи такого заявления, его форма, перечень представляемых документов установлены Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2022 г. N 951 "О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации".

Согласно разъяснениям МВД России, в случае изъявления такими иностранными гражданами желания сохранить имеющееся у них гражданство, данные лица подлежат постановке на миграционный учет в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Также сообщаем, что по рекомендациям МВД России в случае отсутствия у прибывших детей документа, удостоверяющего личность, установление их личности осуществляется в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Для проведения необходимых процедур необходимо обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России.

Директор
Департамента государственной политики
в сфере защиты прав детей
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ