МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 августа 2023 г. N 07-4383

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в целях разъяснения и урегулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. N 705 "О внесении изменений в Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", направляет информацию для учета в работе, подготовленную в соответствии с вопросами, полученными от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, взамен информации, ранее направленной письмом от 1 сентября 2022 г. N 07-5922.

Директор Департамента
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

ИНФОРМАЦИЯ
О НОРМАХ, ВВЕДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 АПРЕЛЯ 2022 Г. N 705 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ)

Нормы, введенные Положением, направлены на обеспечение индивидуализации воспитания и ухода, социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и подготовки их к самостоятельной жизни, восстановление семейных отношений.

Согласно статье 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот, требования к условиям пребывания в указанных организациях определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

К основным задачам организаций для детей-сирот относятся создание в них условий, направленных на минимизацию срока пребывания в них детей, а в случае необходимости пребывания детей в таких организациях - создание условий, приближенных к семейным, способствующих их всестороннему развитию (интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому), помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовка детей к самостоятельной жизни.

Дети могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей (далее - законные представители) в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, а также с учетом мнения детей, достигших возраста 10 лет. Для пребывания детей в организации для детей-сирот могут быть созданы условия дневного или круглосуточного пятидневного (не более 5 дней подряд в неделю) пребывания.

Для временного помещения в организацию для детей-сирот законные представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

В случае если организация для детей-сирот находится на территории другого муниципального образования, заключение соглашения согласовывается с органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот.

В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, направленной на устранение причин, по которым ребенок был помещен в организацию для детей-сирот, обязанности законных представителей ребенка в части его воспитания и развития, заботы о здоровье, количество и периодичность посещения ими ребенка, их участие в обеспечении его содержания в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, органа опеки и попечительства, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

При этом срок временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот может быть продлен путем заключения дополнительного соглашения между законными представителями ребенка, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о продлении временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот в порядке, установленном в Положении, в случае, если причины, по которым ребенок временно помещен в организацию для детей-сирот, сохраняются.

Пунктом 7 Положения введена норма, устанавливающая новый вид документа - акт органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее - Акт). При этом форма Акта не установлена и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут самостоятельно принять решение о порядке принятия Акта и его примерной форме.

К видам деятельности организаций для детей-сирот относятся, в том числе, консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь законным представителям, родственникам детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах и лишения их родительских прав в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

В целях создания условий для возврата детей в родную семью, а при невозможности воссоединения семьи - условий для устройства каждого ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на воспитание в семью осуществляется совместно с органами опеки и попечительства индивидуальная работа, направленная на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот.

Сотрудники организации для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивают условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с иными лицами, если это не противоречит интересам детей, с обеспечением соблюдения правил внутреннего распорядка организации для детей-сирот и безопасности детей как на территории организации для детей-сирот, так и за ее пределами, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

В соответствии с пунктами 49, 56 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, условия материального обеспечения детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в том числе на условиях дневного и пятидневного пребывания, регулируются нормативными актами субъекта Российской Федерации. При этом рекомендуется использовать опыт работы полустационарных организаций социального обслуживания.

Принимая во внимание факт, что организации для детей-сирот с разными образовательными потребностями, в том числе организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, а также организации для детей с физическими недостатками (детские дома-интернаты), могут быть неравномерно распределены на территории субъекта Российской Федерации, дети, имеющие нарушения развития, как правило, помещаются в организацию, удаленную от его места жительства с родителями, усыновителями, опекунами (попечителями).

Данный подход к помещению детей в организации для детей-сирот препятствует сохранению или восстановлению детско-родительских и семейных отношений, сохранению привычной для ребенка социальной среды, а также возможности посещать ту образовательную организацию, которую ребенок посещал ранее, до случая утраты попечения над ним.

В связи с этим Положением установлено, что дети, находящиеся под надзором в организациях для детей-сирот, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, в том числе по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в близлежащих общеобразовательных организациях.

При этом в случае, если близлежащая общеобразовательная организация удалена от населенного пункта, в котором расположена организация для детей-сирот, на расстояние свыше предельно допустимого для транспортного обслуживания обучающихся для их подвоза до общеобразовательной организации и обратно в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, реализация адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организована органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в помещениях организации для детей-сирот в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Положением предусматривается составление организацией для детей-сирот индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

В целях приведения к единообразию практики ведения данных документов приказом Минпросвещения России от 7 апреля 2023 г. N 241 "Об утверждении примерной формы индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка" <1> утверждена примерная форма плана, закрепляющая все необходимые разделы.

--------------------------------

<1> См. на нашем сайте в сети "Интернет" в разделе "Документы и материалы..." по адресу http://ovd.com.ru/doc102.pdf. - Ред.

Обучение детей-сирот реализации своих прав и исполнению своих обязанностей возможно посредством реализации в организации для детей-сирот дополнительных общеразвивающих программ соответствующей направленности (при наличии лицензии) или посредством участия в мероприятиях по правовому просвещению детей (тематические лекции, встречи, выставки и другое).

Работу по правовому просвещению рекомендуется проводить в тесном контакте с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными и образовательными организациями, привлекать негосударственные некоммерческие организации.

Информируем, что включение в штатное расписание организации для детей-сирот должности юриста исключительно в целях осуществления правового просвещения воспитанников представляется нецелесообразным.

В рамках мероприятий по подготовке детей, находящихся в организации для детей-сирот, к самостоятельной жизни пунктом 42 Положения установлено, что в организации для детей-сирот должны быть созданы условия для участия детей в приготовлении пищи (в помещении воспитательной группы для приема и [или] приготовления пищи) под контролем работников, закрепленных за воспитательной группой.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32) (далее - санитарно-эпидемиологических правила) при организации питания детей, проживание которых организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, допускается осуществлять питание детей в одном помещении (кухне), предназначенном как для приготовления пищи, так и для ее приема.

Также согласно санитарно-эпидемиологическим правилам при организации приемов пищи непосредственно на кухне должна быть выделена специальная зона, площадью, достаточной для обеспечения возможности одновременного приема пищи всеми детьми. Дети допускаются к приготовлению пищи и накрытию столов под присмотром взрослых (пункт 8.6 санитарно-эпидемиологических правил).

Обязанности педагогических работников, закрепленных за воспитательной группой, в организации для детей-сирот установлены пунктом 38 Положения. Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу - не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого "значимого взрослого для ребенка", и работник (работники) из числа обслуживающего персонала, не участвующий(-ие) в воспитании детей. Закрепление работников за воспитательной группой должно быть утверждено приказом руководителя организации для детей-сирот.

Важно обратить внимание, что процесс приготовления пищи в организациях для детей-сирот не может быть конкретизирован и приведен к единообразию во всех организациях для детей-сирот в связи с нормами, закрепленными пунктами 8.1.3 и 8.1.5 санитарно-эпидемиологических правил. Из указанных положений следует, что меню в организации, в которой организуется питание детей, в том числе в организации для детей-сирот, должно утверждаться руководителем организации. Кроме того, меню возможно корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения.

Принимая во внимание отличия организационных моментов в процессе приготовления пищи в организациях для детей-сирот (меню, условия приготовления пищи, возраст воспитанников в группе и другие), не представляется возможным унифицировать данный процесс на федеральном уровне.

Положением определены случаи, при которых организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться лицам из числа детей, завершившим пребывание в организации (на период до их трудоустройства или поступления на обучение в профессиональные образовательные организации, а также приезжающим в организации в каникулярное время, выходные и праздничные дни в случае их обучения в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования и проживания в общежитии, или до завершения мероприятий по их реабилитации или абилитации и социальной адаптации, в том числе в целях подготовки их к проживанию с использованием стационарозамещающих технологий, в случае, если такие лица имеют инвалидность).

Более ранняя редакция пункта 31 Положения предусматривала только возможность временного бесплатного проживания и питания в организации для детей-сирот указанным лицам, что затрудняло определение возможных случаев такого проживания в организациях для детей-сирот.

Положением предусмотрено, что организация для детей-сирот может создавать условия для временного совместного пребывания в ней законных представителей с детьми, которые временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей.

В каждом конкретном случае вопрос о временном совместном пребывании в организации для детей-сирот законных представителей с детьми должен решаться индивидуально исходя из потребностей ребенка и состояния его здоровья, а также из имеющихся возможностей размещения законных представителей в организации для детей-сирот.

При этом порядок совместного пребывания законного представителя с ребенком, регламентирующий, в том числе вопросы, касающиеся организации питания, размещения законного представителя в отдельной комнате, а также определяющий перечень необходимых документов о состоянии здоровья законного представителя может быть установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.