См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
ПИСЬМО
от 15 августа 2016 г. N 07-3446
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В соответствии с пунктом 2 Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (далее - Совет) от 27 апреля 2016 г. N 3, Министерством образования и науки, совместно с членами Совета, в целях оказания методической помощи руководителям и сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (далее - ответы на вопросы) в части реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
Ответы на вопросы были представлены на IV Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который состоялся в Москве с 26 по 30 июня 2016 года.
Департамент направляет вопросы и ответы для использования в работе.
Заместитель директора Департамента
И.И.РОМАНОВА
Приложение
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 МАЯ 2014 Г. N 481 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
N
|
Вопрос
|
Ответ
|
Организация проживания детей по принципу семейного воспитания
|
||
1
|
Пунктом 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее - Положение), определяется, что в организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.
Что предусматривает понятие "постоянное нахождение", применяемое в контексте пункта 38 Положения в соответствии с нормами трудового законодательства.
Предусматривается ли пунктом 38 Положения работа сотрудников и в ночное время?
Должно ли подкрепляться исполнение пункта 38 Положения отдельным приказом руководителя организации для детей-сирот?
Планируется ли Министерством образования и науки Российской Федерации подготовить рекомендации по составлению штатного расписания организации для детей-сирот?
|
Понятие "постоянное нахождение" предусматривает закрепление за воспитательной группой детей ограниченного количества работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот). Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу: не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого "значимого взрослого для ребенка", и работник (работники) из числа обслуживающего персонала, не участвующий в воспитании детей.
Подразумевается "скользящий" график для работников с учетом возраста детей и их занятости в дневное время в группе. При создании необходимых условий (например, отдельная комната воспитателя) в организации для детей-сирот работа в ночное время воспитателя также может быть предусмотрена.
Закрепление работников за воспитательной группой должно быть утверждено приказом руководителя организации для детей-сирот.
В рамках ФЦПРО Минобрнауки России на 2016 год предусмотрена разработка методических рекомендаций, описывающих модели организаций для детей-сирот и внутренних нормативных документов по организации их деятельности в соответствии с Положением ("типовое" положение, штатное расписание, режим дня воспитанников, должностные регламенты сотрудников, стандарты предоставляемых услуг и др.).
|
2
|
Согласно пункту 32 Положения в организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
Пунктом 48 Положения определяется, что организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Какие существуют критерии и условия, приближенные к семейным?
Каким федеральным законодательством установлен порядок оказания социальных, медицинских услуг, а также услуг в сфере образования?
|
Положением определяется перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Положением в том числе устанавливаются требования к организации жизненного обустройства детей по "семейному типу", к составу и численности детей в воспитательных группах, ограниченному количеству работников в воспитательных группах.
Порядок оказания социальных услуг устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
|
3
|
Согласно пункту 17 Положения в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.
Каким документом подтверждается факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей?
На каком основании можно переводить ребенка из одной организации в другую, если в соответствии с пунктом 36 перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается?
|
Положением не определяется документ, подтверждающий факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей, при их помещении под надзор в организацию для детей-сирот. Вместе с тем, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса о его устройстве. Соответственно орган опеки и попечительства в том числе оценивает социальную среду, в которой находится ребенок, при принятии решения о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот. К организациям для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (статья 152.2 СК РФ). Согласно пункту 6 статьи 148.1 СК РФ опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ. Таким образом, перевод ребенка из одной организации в другую должен осуществляться в интересах ребенка при наличии объективных причин, например в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.
|
4
|
Согласно пункту 40 Положения приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.
Каким образом можно организовать приобретение личных вещей для воспитанников организаций для детей-сирот с их участием в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
|
Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающих возможность организациям для детей-сирот осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
|
Прием детей в организацию для детей-сирот
|
||
5
|
Порядок размещения в учреждениях социального обслуживания ряда категорий несовершеннолетних и перечень документов, являющихся обязательным для их принятия определены статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Пункт 7 Положения определяет требование принимать детей в организации социального обслуживания при отнесении их к организациям для детей-сирот нужно на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Каким документом в итоге определяется перечень документов необходимых для помещения детей-сирот под надзор в учреждение социального обслуживания?
Какой перечень документов необходим для предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям?
|
1) Дети-сироты помещаются в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги, под надзор на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей. Пребывание детей-сирот со дня выявления детей до принятия акта, указанного выше, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Предоставление социальных услуг в стационарной форме осуществляется на основании заявления, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора о предоставлении социальных услуг (приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н "Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".
2) Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, временно помещаются в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Для временного помещения детей в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
В случае если организация для детей-сирот, в которую временно помещается ребенок, относится к типу учреждений, оказывающих социальные услуги, законный представитель ребенка в том числе обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
При этом органами власти в порядке межведомственного взаимодействия таким родителям должно оказываться содействие в подаче необходимых заявлений и заключении указанных соглашения и договора, а также предусматриваться возможность организации преимущественно пятидневного или дневного пребывания детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в организациях для детей-сирот, в том числе путем изменения государственных заданий для таких организаций.
3) Дети могут временно пребывать в организации, оказывающей социальные услуги, в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.
В случае помещения детей в организацию, оказывающую социальные услуги, в целях получения ими социальных услуг, законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
|
6
|
Согласно статьям 15 - 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основаниями для предоставления социальных услуг являются договор о предоставлении социальных услуг, заключаемый между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Согласно пунктам 6 - 7, 13 Положения основаниями помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предоставляющие социальные услуги, являются акт органов опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот с направлением органа или организации, осуществляющих полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства (далее - направление), или соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, с направлением.
В настоящее время на практике возникают сложности в порядке обращения законных представителей и подготовке документов, которые должны являться основанием для помещения детей в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги.
Куда должен обращаться законный представитель с заявлением о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, оказывающую социальные услуги?
Кто является сторонами при заключении соглашения и договора?
Необходимо ли признавать детей, помещаемых в организации для детей-сирот, в том числе на основании заявления законных представителей, нуждающимися в предоставлении социальных услуг и разрабатывать для них индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
|
|
7
|
Каким документом должны руководствоваться медицинские организации (дома ребенка) - Положением или приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2012 г. N 344н "Об утверждении Типового положения о доме ребенка" и "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения"? Или всеми 3-мя документами?
|
Документы Минздрава России применяются в части, не противоречащей Положению.
|
8
|
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Относятся ли положения пункта 7 к детям, в отношении которых отменено решение о передаче их на воспитание в семью?
|
В случае отсутствия возможности передачи детей, в отношении которых отменено решение о передаче на воспитание в семью, в другую семью на воспитание, помещение таких детей в организацию для детей-сирот должно производится на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, на период формирования личного дела и издания акта органа опеки и попечительства о помещении такого ребенка под надзор в организацию для детей-сирот.
|
9
|
В Положении имеется несоответствие пункта 8 пунктам 6 и 10, в результате чего могут возникать разногласия с организациями, оказывающими медицинские услуги населению, по срокам проведения медицинского обследования детей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления соответствующего заключения в организацию для детей-сирот.
Будут ли приведены в соответствие указанные пункты Положения?
|
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Проектом постановления в том числе предусматривается приведение в соответствие пункта 8 Положения.
|
Работа с воспитанниками, которые помещены в организации для детей-сирот по заявлению родителей
|
||
10
|
В соответствии с пунктом 2 статьи 155.1 СК РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
В каких случаях заключается соглашение между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, согласно пункту 13 Положения?
|
Пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ установлено, что перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Таким образом, соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства заключается в случае и в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
|
11
|
В пункте 12 Положения указано, что дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей. В настоящее время в федеральном законодательстве не дано определение "уважительных причин". Согласно статье 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организации для детей-сирот принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.
На основании каких уважительных причин можно временно помещать в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей?
Каким должен быть срок временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот?
|
Перечень уважительных причин, по которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, законодательством не определен. Оценку осуществляет орган опеки и попечительства самостоятельно. Задача организации для детей-сирот и органа опеки и попечительства - минимизировать срок временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот.
Вместе с тем определить в законодательстве перечень всех уважительных причин, по которым родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, невозможно. Перечень уважительных причин будет носить открытый характер. Таким образом, в соглашении между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства необходимо указывать цели и причины временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот, срок временного помещения, причины и порядок заключения соглашения на новый срок. Кроме того, статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
Таким образом, в целях предупреждения временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот, прежде всего, должны осуществляться меры, направленные на организацию профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей, основной целью которой является сохранение семьи и создание условий для воспитания ребенка в родной семье.
В соответствии со статьями 22 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" организация социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определение примерного срока нахождения ребенка в организации в случае если родители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (как правило, не более одного года.).
|
12
|
Согласно пункту 14 Положения в случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.
Какой порядок продления сроков пребывания в организации детей-сирот детей, чьи законные представители согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ, по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка? Что является основанием продления соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот?
Сколько раз может пролонгироваться соглашение на одного ребенка в течение года?
Какой порядок продления сроков пребывания детей указанной категории, помещенных до вступления в законную силу Положения и порядок заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот в отношении этих детей.
|
В примерной форме соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 июля 2015 г. N 753, предусмотрено, что законный представитель имеет право обратиться в организацию для детей-сирот с письменным заявлением о заключении соглашения на новый срок. Таким образом, рекомендуется заключать новое соглашение в порядке, установленном пунктами 13 и 15 Положения, а не продлевать действие соглашения, срок которого истек.
Основанием для заключения нового соглашения могут быть причины, подтверждающие необходимость временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и отсутствие оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
Рекомендуется заключать соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании всех детей в организации для детей-сирот, в том числе и временно помещенных до вступления в законную силу Положения.
|
13
|
В соответствии с пунктом 2.1.2 соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 753, орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, проверку условий жизни ребенка, помещенного в организацию для детей-сирот.
Какой порядок проведения проверки условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот?
Какой орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию: орган опеки и попечительства - сторона соглашения либо орган опеки и попечительства на территории которого расположена организация для детей-сирот?
|
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Форма акта проверки утверждена приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1642.
Проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности в отношении ребенка, может проводить как орган опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, так и орган опеки и попечительства, являющийся стороной соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Порядок проведения указанной проверки может быть предусмотрен соглашением.
Кроме того, порядок проведения органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, детей, временно помещенных в организацию на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности в отношении ребенка, может быть установлен субъектом Российской Федерации.
|
Защита прав воспитанников
|
||
14
|
Согласно пункту 11 Положения в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.
В какие сроки должен быть разработан первый план развития и жизнеустройства ребенка?
Будут ли предложены Министерством образования и науки России единые рекомендации и форма по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка?
|
Рекомендуемые сроки разработки плана развития и жизнеустройства ребенка - в течение одного месяца со дня помещения под надзор в организацию для детей-сирот.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается наделение Минобрнауки России полномочиями по утверждению примерной формы индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка и срока его подготовки.
|
15
|
Пункт 26 Положения предусматривает материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.
Должны ли осуществляться выплаты в отношении ребенка, временно помещенных в организацию для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, предусмотренные федеральным законодательством для детей-сирот при завершении пребывания в учреждении?
|
Материальное обеспечение детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, осуществляется бесплатно. Выплаты, предусмотренные для детей-сирот при завершении пребывания в организации для детей-сирот, на указанную категорию детей не распространяются.
|
16
|
В пункте 49 Положения установлено, что организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.).
Возможно ли общение с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными родительских прав, и в каком порядке должно быть организовано такое общение?
|
Рекомендуется сохранение возможности общения детей с родителями, родительские права которых ограничены судом или лишенными родительских прав, в случае если это не оказывает на ребенка вредного влияния и при согласии органа опеки и попечительства.
Порядок организации такого общения может быть определен локальным актом организации для детей-сирот.
|
Образование воспитанников организации для детей-сирот. Трудовые права и льготы работников организаций для детей-сирот.
|
||
17
|
Пунктом 22 Положения определяется, что дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Является ли обязательным требование пункта 22 Положения о направлении детей в дошкольную образовательную организацию учреждением социального обслуживания, которое оказывает услуги по временному проживанию детей, при наличии программ социальной реабилитации детей, осуществляемых учреждением социального обслуживания?
|
Организация для детей-сирот вправе реализовывать образовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Кроме того, для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (статья 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В случае если программа социальной реабилитации детей не относится к образовательной программе, то получение основного дошкольного образования в близлежащих образовательных организациях обязательно.
|
18
|
Будут ли специалисты, осуществляющие образовательную деятельность в организации для детей-сирот, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере социальной защиты населения, относиться к педагогическим работникам?
|
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.
Таким образом, воспитатели и социальные педагоги, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, т.е. выполняющим обязанности по одному или по двум, или по всем перечисленным видам деятельности, относятся к педагогическим работникам.
|
Порядок осуществления видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот
|
||
19
|
Положением определен перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.
Будут ли приняты стандарты видов деятельности, стандарты качества работы, единые критерии эффективности деятельности и единые подходы к установлению стимулирующих выплат?
|
Согласно подпункту 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
|
20
|
Согласно пункту 31 Положения организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот
Какие основания приема и максимальные сроки временного проживания указанных лиц в организации для детей-сирот?
Какой порядок зачисления в организацию для детей-сирот лиц данной категории, в том числе организация прохождения ими медицинского осмотра?
Имеют ли право организации для детей-сирот разрешать временно бесплатно проживать и питаться несовершеннолетним выпускникам?
Может быть, более целесообразно федеральным нормативным актом обязать органы социальной защиты субъектов Российской Федерации создавать отдельные организации, оказывающие социальные услуги для временного проживания указанных лиц?
|
Согласно пункту 57 Положения предоставление организацией для детей-сирот возможности временного проживания лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, осуществляется в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положение предусматривает право по осуществлению функции законного представителя руководителем организации для детей-сирот в случае поступления воспитанников, не достигших возраста 18 лет, в образовательные организации для обучения по основным профессиональным образовательным программам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определения оснований временного пребывания в организации лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет (на период до их трудоустройства или поступления на обучение в профессиональные образовательные организации, а также приезжающим в каникулярное время, выходные и праздничные дни в случае обучения в профессиональных образовательных организациях и проживания в общежитии).
Федеральным законодательством предусмотрено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
|
21
|
Пунктом 57 Положения помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Будет ли разработана Министерством образования и науки Российской Федерации модельная программа социализации выпускников организации для детей-сирот?
|
В рамках ФЦПРО на 2016 год по проекту "Разработка и внедрение технологий социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение выпускников таких организаций" Минобрнауки России предусмотрена:
разработка дополнительных общеобразовательных программ для детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни;
разработка модельной программы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве;
разработка технологии сопровождения выпускников организаций для детей-сирот.
|
22
|
Согласно подпункту "х" пункта 51 Положения организация для детей-сирот предоставляет в орган опеки и попечительства ежегодный отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Учитывая, что дети находятся в организациях для детей-сирот на полном государственном обеспечении, принадлежащие им денежные средства перечисляются на их лицевые счета, открытые в отделениях банка и не расходуются, а контроль за сохранностью жилья, закрепленного за детьми, осуществляют органы опеки и попечительства, целесообразно ли возлагать на организации для детей-сирот обязанность предоставления указанного отчета?
|
Согласно пункту 2 статьи 155.2 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Порядок распоряжением имущества устанавливается статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей (статья 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Таким образом, представление в орган опеки и попечительства отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, является обязанностью организации для детей-сирот.
|
23
|
Согласно пункту 58 Положения взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В каком порядке организации для детей-сирот должны организовывать взаимодействие с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами)?
|
Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве и с согласия учредителя.
|
24
|
Пунктом 3 Положения к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети
Относятся ли профессиональные образовательные организации к организациям для детей-сирот?
|
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ дети-сироты могут помещаться под надзор в образовательные организации, законом не запрещается возлагать на такие организации функции опекуна или попечителя.
В связи с этим Минобрнауки России считает, что учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Вместе с тем в таких случаях указанные организации будут попадать под требования, установленные Положением.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определение порядка проживания и условий, создаваемых для детей-сирот, в случае поступления на обучение в профессиональные образовательные организации.
|