ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО
от 20 июня 2019 г. N ВТ-07/1028

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), рассмотрев поступившее обращение по вопросам реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) в отдельных населенных пунктах Чукотского автономного округа, сообщает.

Вопросы разъяснения положений жилищного законодательства находятся вне компетенции Фонда.

Вместе с тем в порядке поставленных вопросов считаем возможным отметить следующее.

По вопросам о минимальном размере (площади) квартир, приобретаемых у застройщика, и предоставлении жилых помещений большей площади, чем ранее занимали граждане в аварийном доме (пункты 1, 2, 4).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

В приведенных в обращении примерах с гражданами заключены отдельные договоры социального найма на комнаты в квартирах, то есть квартиры являются коммунальными.

При переселении граждан из комнат в коммунальной квартире следует руководствоваться статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Таким образом, при проведении мероприятий по переселению граждан из комнат в коммунальных квартирах возможно предоставление этим гражданам комнат в коммунальной квартире.

В то же время судебная практика допускает предоставление жилых помещений по площади большей ранее занимаемых.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года, отмечено, что применительно к положениям статьи 89 ЖК РФ критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что муниципальное образование вправе приобрести жилые помещения большей площади, чем ранее занимал гражданин, в том числе приобрести квартиры для граждан, занимавших ранее комнаты в коммунальной квартире. В данном случае расходование средств Фонда не может быть расценено как нецелевое при условии, что у муниципального образования отсутствовала возможность предоставить жилые помещения равнозначные по общей площади ранее занимаемым.

По вопросу о предоставлении финансовой поддержки на приобретение жилых помещений у застройщика как с участием, так и без участия средств Фонда (пункт 3) сообщаем, что требование об обязательном выделении на приобретение каждого жилого помещения в рамках программы переселения средств Фонда и средств долевого финансирования (средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета) Федеральным законом не установлено.

Первый заместитель
генерального директора
В.М.ТАЛАЛЫКИН