См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 29 декабря 2006 г. N ШТ-6-09/1275@

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов направляет для использования в работе разъяснения по следующим вопросам:

1. Об обязанности индивидуальных предпринимателей направления сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации;

2. О возможности признания банкоматов обособленным подразделением организации;

3. О порядке изменения кода причины постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в случае изменения учетной политики организации;

4. О возможности свидетельствования нотариусами верности копии паспорта.

Доведите настоящие разъяснения до подведомственных налоговых органов.

Т.В.ШЕВЦОВА

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС РОССИИ

По вопросу 1. Об обязанности индивидуальных предпринимателей направления сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту жительства обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

В то же время для физических лиц Кодексом не предусмотрена обязанность сообщать в налоговый орган по месту жительства об участии в российских и иностранных организациях.

ФНС России считает, что обязанность подавать сообщение в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса возникает в случае, если физическое лицо участвует в российских и иностранных организациях в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.

По вопросу 2. О возможности признания банкоматов обособленными подразделениями организации.

В соответствии со статьей 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно 1 пункту 2 статьи 11 Кодекса под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно статье 11 Кодекса является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца. Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в пункте 2 статьи 11 Кодекса, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

В соответствии с нормами Положения Центрального банка Российской Федерации от 25.03.1997 N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" кредитная организация может устанавливать банкоматы или другие платежно-расчетные терминалы (далее - банкоматы). Банкоматы могут устанавливаться в помещениях кредитных организаций, в помещениях других предприятий, учреждений, а также в стенах (проемах) зданий для обслуживания клиентов со стороны улицы.

Согласно пункту 1.3 Положения Центрального банка Российской Федерации от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.

На основании изложенного банкомат не подпадает под определение рабочего места и, следовательно, не является обособленным подразделением организации, что, таким образом, не приводит к возникновению обязанности у организации по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения.

По вопросу 3. О порядке изменения кода причины постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в случае изменения учетной политики организации.

Если организацией принимается решение об изменении учетной политики в части наделения обособленного подразделения полномочиями по исполнению им обязанностей организации по уплате налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения представляются копии документов, подтверждающих это решение.

Основные обязанности налогоплательщика предусмотрены в статье 23 Кодекса. Обязанность организации представлять в налоговые органы данные об учетной политике Кодексом не установлена. Поэтому уведомление об изменении учетной политики, в том числе о наделении либо лишении своих обособленных подразделений полномочиями по уплате налогов, может быть представлено организацией в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в произвольной форме.

Кроме того, в качестве документа о наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения может являться уведомление о выборе ответственного обособленного подразделения в соответствии со вторым абзацем пункта 2 статьи 288 Кодекса.

При этом в базе данных ЕГРН ранее присвоенное значение причины постановки на учет 03, 05, 32 изменяется соответственно на 02, 04, 31 (и наоборот) в установленном порядке путем использования кода "27" из Справочника причин снятия с учета, утвержденного Заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам 11 октября 1999 г., который предназначен лишь для изменения кода причины постановки на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением учетной политики.

В "Справочнике документов по учету налогоплательщиков организаций" (СДУНО) содержатся следующие документы для осуществления вышеуказанных работ:

код "2205" - "Документ, подтверждающий полномочия обособленного подразделения по уплате налогов по месту его нахождения";

код "2206" - "Документ, отменяющий полномочия обособленного подразделения по уплате налогов по месту его нахождения".

Организации выдается (направляется по почте) новое Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц". Кроме того, копия уведомления направляется по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации.

По вопросу 4. О возможности свидетельствования нотариусами верности копии паспорта.

Как следует из указанных разъяснений Федеральной нотариальной палаты, мнение Федеральной нотариальной палаты о создании Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" правовой базы для свидетельствования нотариусами верности копии паспорта не может рассматриваться как руководящее указание для частнопрактикующих нотариусов, так как нотариус независим в своей деятельности и руководствуется исключительно законодательством Российской Федерации (прилагается).

В этой связи налоговым органам рекомендуется организовать информирование налогоплательщиков о нотариусах, точка зрения которых о свидетельствовании верности копии паспорта совпадает с мнением Федеральной нотариальной палаты и выполняющих указанные действия.

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО
от 26 июля 2006 г. N 937

В связи с обращением о возможности нотариального засвидетельствования верности копии основного документа, удостоверяющего личность гражданина, - паспорта, сообщаю.

Проблема, связанная с решением вопроса о возможности свидетельствования нотариусом верности копии паспорта, наиболее остро стояла до вступления в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР" (далее - Закон), что было вызвано разночтением действующего законодательства. Указанный Закон, внеся в часть первую статьи 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнение, предусматривающее возможность свидетельствования нотариусом верности копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также отменив применение на территории Российской Федерации абзаца первого пункта 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", предусматривающего запрещение свидетельствования верности копий паспорта и заменяющих его документов, указанную проблему урегулировал.

Точка зрения Федеральной палаты о создании Законом правовой базы для свидетельствования нотариусами верности копии паспорта доведена до сведения нотариальных палат субъектов Российской Федерации (исх. N 67 от 21.01.2004).

Однако в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 5) нотариус независим в своей деятельности и руководствуется исключительно законодательством Российской Федерации, в связи с чем мнение Федеральной нотариальной палаты не может рассматриваться как руководящее указание для частнопрактикующих нотариусов.

Президент Палаты
Е.Н.КЛЯЧИН