См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 апреля 2022 г. N ГМ/39356/22
О НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ
НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУР ПРОВЕДЕНИЯ "ОТРАСЛЕВЫХ"
(ИМУЩЕСТВЕННЫХ) ТОРГОВ
Федеральная антимонопольная служба во исполнение пунктов 7, 8 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2021 году, утвержденного приказом ФАС России от 14.04.2021 N 348/21, реализация которых перенесена на 2022 год, направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры проведения "отраслевых" (имущественных) торгов, порядка заключения договоров по итогам проведения таких торгов (далее также - жалобы) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
1. Центральный аппарат ФАС России рассматривает следующие жалобы:
1) на торги, начальная цена предмета которых превышает 1 миллиард рублей;
2) на действия (бездействие) организатора конкурса, конкурсной комиссии при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881;
3) на действия (бездействие) операторов электронных площадок, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Перечень);
4) на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, в случае если организатором торгов выступает федеральный орган исполнительной власти (например, Роснедра, Росрыболовство, Росимущество).
1.1. Центральный аппарат ФАС России также вправе рассматривать жалобы, подведомственные территориальным органам ФАС России (пункт 1.2 настоящего письма).
1.2. Территориальные органы ФАС России рассматривают следующие жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, при организации и проведении торгов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами (в том числе при проведении торгов по реализации имущества банкротов, арестованного имущества).
При этом жалобы, указанные в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего письма, подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов.
Обращаем внимание, что в случае, если заявителем одновременно обжалуются действия организатора торгов и оператора электронной площадки, включенного в Перечень, такая жалоба подлежит рассмотрению Центральным аппаратом ФАС России. "Частичное" рассмотрение жалобы территориальным органом (исключительно в части действий организатора торгов) не допускается.
2) иные жалобы по поручению Центрального аппарата ФАС России.
Вышеуказанная позиция направлялась ФАС России в адрес территориальных органов ФАС России письмами от 16.03.2015 N ИА/12337/15, от 14.02.2018 N ИА/9727/18, от 12.09.2019 N ИА/79982/19, от 26.03.2020 N МЕ/24545/20.
2. Общие правила проведения обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов, на которых основывается "отраслевое" законодательство Российской Федерации, установлены статьями 447 - 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В силу пункта 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток также возвращается лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Таким образом, порядок внесения и возврата задатка, необходимого для участия в торгах, является частью процедуры организации и проведения торгов. Соответственно, жалобы, связанные с внесением и возвратом задатка (в том числе нарушение установленного законодательством срока возврата задатка) подлежат рассмотрению антимонопольными органами в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
3. Ознакомление с документами и сведениями, представленными на рассмотрение Комиссии в ходе рассмотрения жалобы, положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрено. В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах жалобы, могут быть представлены антимонопольным органом в случае истребования их судом.
4. Согласно пункту 2 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Таким образом, жалоба, поданная заявителем (в том числе физическим лицом, не являющимся хозяйствующим субъектом) в антимонопольный орган в электронной форме (в том числе в виде скан-копии документа, содержащего собственноручную подпись заявителя) и не подписанная при этом действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и, соответственно, подлежит возврату на основании пункта 2 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом при осуществлении возврата жалобы по указанному основанию заявителю должно быть разъяснено, что он вправе повторно направить в антимонопольный орган надлежаще подписанную и оформленную жалобу в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Г.Г.МАГАЗИНОВ