См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 ноября 2022 г. N ВК/99924/22

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ФАС России направляет для применения в дальнейшей работе Методические рекомендации по рассмотрению территориальными органами ФАС России жалоб на действия (бездействия) поставщиков газа, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора поставки газа в части определения сроков согласования корректировки объема природного газа.

В.Г.КОРОЛЕВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ ЖАЛОБ
НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ПОСТАВЩИКОВ ГАЗА, ВЫРАЗИВШИЕСЯ
В НАВЯЗЫВАНИИ НЕВЫГОДНЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ГАЗА
В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКОВ СОГЛАСОВАНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ
ОБЪЕМА ПРИРОДНОГО ГАЗА

Настоящие методические рекомендации подготовлены ФАС России на основании обращения Филиала ОАО "РЖД" Центральная дирекция по тепловодоснабжению (далее - заявитель) от 16.06.2022 N ИСХ-3076/ЦДТВ по вопросу заключения дополнительных соглашений к договорам поставки газа (далее - обращение).

Как следует из обращения у заявителя возникли разногласия с поставщиками газа на предмет заключения дополнительных соглашений к договорам поставки (изменение порядка изменения месячного объема поставки газа по договору поставки газа; изменение сроков корректировки месячного объема поставки газа по договору поставки газа в целях покупки природного газа на организованных торгах). В связи с чем были направлены соответствующие жалобы в территориальные органы ФАС России.

Ранее ФАС России было принято решение по делу N 1-10-20/00-02-18, согласно которому в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Омск" (далее - поставщик), выразившихся в навязывании ООО "Омсктехуглерод" (далее - потребитель) невыгодных условий договора поставки газа в части определения сроков согласования корректировки объема природного газа, планируемого к потреблению в очередном месяце, не позволяющих потребителю приобретать газ на организованных торгах, установлен факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Согласно статье 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Закона о газоснабжении.

Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), определен порядок заключения договора поставки газа.

Заявка на приобретение газа и приложенные к ней документы (при условии их соответствия требованиям пункта 5(1) Правил поставки газа) рассматриваются поставщиком в течение 30 дней с момента их поступления. В указанный 30-дневный срок поставщик направляет заявителю предложение о заключении договора поставки газа (подписанный поставщиком проект договора) или письменный мотивированный отказ в его заключении (пункт 5(1) Правил поставки газа).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Основные требования к договорам об энергоснабжении описаны в статьях 539 - 547 ГК РФ.

Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, возникающие при заключении договора поставки газа между сторонам правоотношения являются публичными.

В оферте договора поставки газа поставщик определил условие, в соответствии с которым потребитель обязан осуществлять корректировку объема природного газа, планируемого к потреблению в очередном месяце, путем направления заявки до 20 числа текущего месяца.

Торги с поставкой "на месяц" на площадке АО "СПбМТСБ" проходят каждый месяц за 5 рабочих дней до окончания месяца. Указанные сроки проведения торгов мотивированы фактом необходимости полной оплаты приобретенного на биржевых торгах газа и его транспортировки до начала фактических поставок газа в очередном месяце, следующем после завершения биржевых торгов, и осуществлением АО "РДК" клиринговых обязательств.

Согласно пункту 12(1) Правил поставки газа в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

Пунктом 13 Правил поставки газа установлено, что поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором.

В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа. Это правило не применяется в отношении договоров поставки газа, заключенных на организованных торгах.

Установление в договоре поставки газа условия о возможности осуществлять согласование изменения объемов потребления газа в очередном месяце более чем за 5 рабочих дней до окончания месяца, фактически лишит потребителя возможности приобретать газ на биржевых торгах.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, навязывание условий договора поставки газа в редакции поставщика является ущемлением интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку может привести к значительным финансовым потерям организации.

Поставщик отказал потребителю в согласовании изменений условий договора, являющихся заведомо невыгодными для потребителя, и направил протокол разногласий к договору поставки газа, содержащий идентичные договорам поставки условия, что является навязыванием условий договора, являющихся заведомо невыгодными для потребителя, отраженных в договорах поставки.

Таким образом, действия (бездействие) поставщика по навязыванию условий договора поставки газа, содержащих положение о возможности осуществлять согласование изменения объемов потребления газа в очередном месяце более чем за 5 рабочих дней до окончания месяца, ограничивают возможность потребителя приобретать биржевой газ, что свидетельствует о наличии в действиях поставщика признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Договор поставки газа, заключаемый с хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, не должен содержать невыгодные условия для потребителя газа или не соответствовать положениям законодательства о газоснабжении.

Учитывая изложенное, ФАС России сообщает о необходимости руководства настоящими рекомендациями в дальнейшей работе при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) поставщиков газа, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора поставки газа в части определения сроков согласования корректировки объема природного газа.