См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 августа 2009 г. N ИА/29631

О ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В связи с вступлением 22.08.2009 в силу Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ) и в целях единообразного применения территориальными органами ФАС России норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ФАС России считает необходимым обратить внимание на следующее.

1. Законом N 160-ФЗ изменен порядок возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Решение).

Закон о защите конкуренции не содержит положений о моменте вступления в силу Решения комиссии антимонопольного органа.

Тем не менее, из анализа статьи 52 Закона о защите конкуренции можно сделать вывод о том, что решение и предписание Комиссии антимонопольного органа вступают в силу со дня их принятия, поскольку исполнению подлежат только вступившие в законную силу ненормативные акты органов исполнительной власти, а подача в суд или арбитражный суд заявления влечет приостановление исполнения предписания, которое основано на соответствующем решении комиссии антимонопольного органа.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции датой принятия Решения комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме. При этом Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Таким образом, исходя из положений КоАП РФ и Закона о защите конкуренции, дело об административном правонарушении по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия Решения комиссией антимонопольного органа (изготовления Решения в полном объеме).

С этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ вне зависимости от того, было ли оно обжаловано в судебном порядке.

Обжалование Решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ не препятствует производству по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании указанного Решения.

Исходя из судебной практики обжалование в судебном порядке Решения комиссии антимонопольного органа является основанием для приостановления в соответствии со статьей 143 АПК РФ производства по делу об обжаловании в судебном порядке постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, вынесенного на основании этого Решения.

2. При производстве по делам об административных правонарушениях следует учитывать особенности исчисления размеров административных штрафов по статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ для монопродуктовых компаний (компаний, более 75 процентов выручки которых формируется на рынке совершенного правонарушения).

В соответствии со статьями 14.31 и 14.32 КоАП РФ при определении должностными лицами территориальных органов ФАС России размеров административных штрафов, налагаемых на юридических лиц, сумма выручки которых от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки такого лица от реализации всех товаров, размер подлежащего наложению административного штрафа может составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, (от 0,3 до 3 процентов суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение).

3. С момента вступления в силу Закона N 160-ФЗ изменяется порядок освобождения от административной ответственности лица, добровольно заявившего в антимонопольный орган о заключении им соглашения, ограничивающего конкуренцию, или осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий.

Освобождению от административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ, подлежит лишь лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий, которое первым выполнило в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

При этом следует учесть, что не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия.

4. Вводится административная ответственность должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления за ограничение конкуренции.

Следует учесть, что с вступлением в силу Закона N 160-ФЗ действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности влекут административную ответственность в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ.

Следовательно, при установлении антимонопольным органом фактов нарушения органом государственной власти или органом местного самоуправления статей 15, 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, установленных соответствующим решением комиссии антимонопольного органа, необходимо решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

При этом повторное, в течение года, нарушение должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления антимонопольного законодательства влечет возможность применения к нему меры административной ответственности в виде дисквалификации. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ решение о дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы может быть принято только судьями районных судов.

При установлении антимонопольным органом фактов нарушения должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления статьи 16 Закона о защите конкуренции дело об административном правонарушении подлежит возбуждению по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ.

Прошу обеспечить доведение указанных разъяснений до сведения всех должностных лиц территориального органа, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ