См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЗОР
ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
МИНЮСТА РОССИИ С РАЗЪЯСНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕСОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОВЛЕКЛО
ДАННЫЕ НАРУШЕНИЯ

В ходе осуществления Министерством юстиции Российской Федерации контроля (надзора) за деятельностью религиозных организаций установлено, что религиозными организациями допускаются следующие типичные нарушения действующего законодательства:

1. Пунктом 2 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что если дарителем является организация и стоимость дара превышает 3 000 руб., договор пожертвования (вид договора дарения) должен быть совершен в письменной форме, в противном случае он признается ничтожным.

При этом в ходе проведения анализа сведений о размерах пожертвований и иных средств целевого использования, полученных и направленных религиозными организациями, Минюстом России устанавливается, что пожертвования договорами не оформляются и осуществляются платежными поручениями через Банк с отметкой "пожертвование".

Таким образом, в нарушение указанных выше требований действующего законодательства религиозные организации принимают и направляют пожертвования без заключения в установленном законом порядке договоров пожертвования с указанием цели использования денежных средств.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

По смыслу указанной нормы, перечень видов деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, в том числе религиозной, должен быть указан в ее уставе в полном объеме.

Вместе с тем при проведении Минюстом России проверок в отношении религиозных организаций выявляются случаи осуществления ими деятельности приносящей доход, не предусмотренной их уставами, что в свою очередь является нарушением пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях.

3. Религиозная организация создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусмотренном своими внутренними установлениями.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

При этом по результатам анализа представленных религиозными организациями на проверки документов выявляются случаи принятия решений органами, которые уставами религиозных организаций не предусмотрены, что свидетельствует о нарушении ими собственного устава, и как следствие пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести.

4. Статьей 7 Закона о свободе совести предусмотрено наличие в структуре централизованной религиозной организации религиозных групп.

Также в соответствии с положениями указанной статьи Закона в случае если религиозная группа входит в структуру централизованной религиозной организации, то руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации уведомляет территориальный орган Минюста России о начале или продолжении деятельности религиозной группы.

Как правило, в уставах централизованных религиозных организаций полномочия по ведению учета религиозных групп, у какого-либо из ее органов отсутствуют, в связи с чем должный учет религиозных групп, входящих в структуру централизованных религиозных организаций, зачастую отсутствует.

В этой связи при осуществлении органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, в том числе в ходе мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не все представленные религиозными организациями сведения в отношении религиозных групп соответствуют сведениям, имеющимся в распоряжении Минюста России.

Так, например, в сведениях о структуре централизованной религиозной организации, представленных на проверку, указаны сведения о руководителях религиозных групп отличные от сведений, представленных ими в уведомлениях о начале (или продолжении) деятельности религиозной группы в территориальный орган Минюста России.