См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

ЧЕК-ЛИСТ
ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СТАЦИОНАРЕ,
НЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ COVID-19)
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

N
Группа показателей
Показатель
Метод оценки
ДА/НЕТ
1.
Организация системы обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях пандемии COVID-19
1.1.
Наличие региональных нормативных документов о порядке работы МО в условиях пандемии, маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19, контактных с подозрительным или подтвержденным случаем COVID-19
Проверить наличие соответствующих документов
1.1.1.
Актуальный оперативный план мероприятий, утвержденный органом управления здравоохранения
Проверить наличие
1.1.2.
Актуальные региональные нормативные документы по маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19
Проверить наличие
1.1.3.
Актуальные временные рекомендации МЗ РФ по предупреждению распространения COVID-19 в МО
Проверить наличие в электронном и бумажном виде
1.1.4.
Ответственный за мониторинг документов по вопросам работы МО в условиях пандемии
Наличие приказа о назначении ответственного
1.2.
Наличие локальных документов по организации работы МО в условиях пандемии COVID-19
Проверить наличие соответствующих документов
1.2.1.
Приказ главного врача о функционировании МО в условиях пандемии COVID-19, о формировании комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий указанием должностных лиц и ответственных, утверждении плана работы комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий.
Приказ должен включать в том числе вопросы о приостановлении/ограничении плановой госпитализации, оперативной активности;
Проверить наличие
Особый порядок госпитализации в период эпидемии с изоляцией вновь поступающих пациентов в течение не менее 14 дней;
Особый порядок проведения лечебно-диагностических мероприятий в период эпидемии с обеспечением социального дистанцирования пациентов;
Запрет на свободное перемещение пациентов внутри отделений и по территории стационара;
Обеспечение "масочного" режима для пациентов;
Регламент использования сотрудниками СИЗ;
Резервирования палат (отделений) для неотложной изоляции пациентов с признаками ОРВИ и др.
Примерный состав комиссии (не исчерпывающий):
- Представитель администрации
- Эпидемиолог
- Главная сестра
- Юрист
- Микробиологическая лаборатория (если есть)
- ЦСО (если есть)
- Инфекционист (если есть)
- Врачи-клиницисты (хирург и терапевт)
- Старшие сестры (хирург и терапевт)
- Отдел кадров
- Экономист
- Зам главного врача по АХЧ (или отдельно охрана, инженер)
1.2.2.
Список дублеров членов комиссии (на случай выбытия основного), включая ответственного - "комиссии Б"
Проверить наличие
1.2.3.
Оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного/подозрительного на COVID-19
Проверить наличие актуального плана, оценить исполнение, в том числе проведение регулярных целевых проверок
1.2.4.
Установление режима функционирования структурных подразделений и МО в период пандемии
Проверить наличие
1.2.5.
Схема оперативной передачи информации руководителю МО и вышестоящим организациям в будние и выходные дни в каждом подразделении/кабинете
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
1.2.6.
Схема оповещения и сбора специалистов в рабочее и нерабочее время
Проверить наличие
1.2.7.
Инструкции с функциональными обязанностями и действиями каждого специалиста по проведению первичных противоэпидемических мероприятий
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
1.2.8.
Алгоритм проведения первичных противоэпидемических мероприятий с указанием наличия и места хранения укладок с запасом необходимых медикаментов для лечения больного, дезинфицирующих средств, средств личной профилактики и индивидуальной защиты, для забора материала для лабораторного исследования
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
1.2.9.
Инструкция по маршрутизации больного/подозрительного COVID-19 и контактных лиц внутри МО с графической схемой/схемами, в том числе схемы движения с учетом разграничения потоков пациентов с пневмониями, пациентов с подтвержденным COVID-19, медицинского персонала, медицинских отходов и грязного белья, пациентов, подлежащих выписке (при неблагоприятном сценарии)
Неблагоприятный сценарий - пациент, подозрительный на COVID-19, пациент с пневмонией, пациент с подтвержденным COVID-19 остается на лечении в МО в условиях изоляции)
Проверить наличие
1.2.10.
Инструкция по "зонированию" (разделению зон) внутри МО, разделенных этажностью или коридорами и информационные таблички при неблагоприятном сценарии. Инструкция должна включать информацию или информационные таблички для разделения "чистых" и "инфицированных" потоков (лифт для медицинских отходов, лифт для медицинского персонала, лифт для пациентов и т.д.)
Проверить наличие
1.2.11.
Инструкция по маршрутизации пациента (эвакуации) вне МО
Проверить наличие
1.2.12.
Инструкции о порядке перевода приемного отделения и лечебных отделений МО на работу в строгом противоэпидемическом режиме
Проверить наличие в приемном отделении
1.2.13.
Приказ о материальном обеспечении всех мероприятий с учетом режима функционирования структурных подразделений в период пандемии, в том числе на случай аварийных ситуаций, в том числе о неснижаемом запасе дезинфицирующих средств, СИЗ, медицинских изделий для забора биоматериала для лабораторного исследования, других лекарственных препаратов и медицинских изделий
Проверить наличие
1.2.14.
Приказ о развертывании обсерватора (при неблагоприятном сценарии) и организация их работы
Проверить наличие
1.2.15.
Приказ о проведении обучения медицинского персонала вопросам профилактики, диагностики, лечения COVID-19, сбора эпидемиологического анамнеза и использования СИЗ с назначением ответственного за обучение.
Проверить наличие и исполнение
1.2.16.
Приказ о работе изолятора приемного отделения и порядка его работы
Проверить наличие в приемном отделении
1.2.17.
Приказ об усилении дезинфекционного режима в подразделениях МО
Проверить наличие
2.
Организация работы приемного отделения и допуска сотрудников в условиях пандемии COVID-19
2.1.
Условия приема пациентов
2.1.1.
Входы в здание/здания ограничены
(должны быть разграничены входы для больных с катаральными симптомами и лихорадкой и других категорий пациентов и сотрудников, входы должны быть отмечены соответствующими информационными табличками)
Проверить у ответственного сотрудника план входов, оценить наличие мед. постов на всех входах
2.1.2.
Снаружи здания и в приемном отделении, холле имеются знаки, постеры о правилах нахождения в МО, в том числе о необходимости ношения маски, соблюдения социальной дистанции, гигиене рук, правилах безопасности при кашле, чихании, правилах посещения (или запрете посещений пациентов)
Проверить наличие хорошо видимых, понятных знаков, указателей, постеров и т.д.
2.1.3.
Наличие в приемном отделении достаточного количества исправных поверенных бесконтактных термометров
Проверить наличие
2.1.4.
Наличие медицинских масок для пациентов и сопровождающих в расчетных количествах
Проверить наличие
2.1.5.
Соблюдение пациентами и сопровождающими социальной дистанции в соответствии с разметкой
Оценить соблюдение методом прямого наблюдения не менее 2-х метров с организацией разметки
2.2.
Условия допуска сотрудников
2.2.1.
Наличие медицинских постов на каждом входе сотрудников в МО
Опросить достаточное количество сотрудников
2.2.2.
Наличие алгоритмов допуска сотрудников на медицинских постах при входе в МО, включая форму учета допуска сотрудников к работе, подтверждающую отсутствие у них признаков респираторной инфекции, благополучного эпидемиологического анамнеза
Проверить наличие и соблюдение
2.2.3.
Наличие на мед. посту исправного поверенного бесконтактного термометра
Проверить наличие
2.2.4.
Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ
Проверить наличие
2.2.5.
Наличие алгоритма работы с сотрудниками, имеющими признаки респираторной инфекции/неблагополучный эпидемиологический анамнез, в начале и в течение рабочей смены
Проверить наличие и соблюдение
2.2.6.
Наличие опросника по выявлению лиц, подозрительных на COVID-19
Проверить наличие во всех подразделениях МО
2.2.7.
Наличие изолятора в приемном отделении и порядка работы в изоляторе
Проверить наличие и порядок работы
3.
Активное выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала
3.1.1.
Наличие перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора
Проверить наличие
3.1.2.
Соблюдение актуального утвержденного перечня СОС COVID-19, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора
Опросить сотрудников из разных подразделений МО на предмет знания основных СОС
3.2.
Наличие алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
Проверить наличие алгоритмов в каждом структурном подразделении МО
3.3.
Соблюдение алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
Опросить достаточное количество персонала, проверить достаточное количество ИБ пациентов на предмет правильно собранного, оформленного эпидемиологического анамнеза
3.4.
Наличие журнала измерения температуры сотрудников медицинской организации при входе в медицинское учреждение и в период работы (по графику измерений)
Проверить наличие. Провести опрос сотрудников на знание графика измерения температуры тела.
3.5.
Полнота выявления случаев респираторных инфекций
Проверить достаточное количество ИБ пациентов, находящихся на лечении в отделениях высокого риска возникновения респираторных инфекций (АРО, ПИТ, терапевтические, пульмонологические, эндокринологические отделения и др.) на наличие признаков респираторной инфекции в соответствии с СОС
4.
Проведение микробиологических исследований
4.1.
Наличие микробиологической лаборатории в МО либо маршрутизации биологического материала для проведения исследований без выделения возбудителя
Проверить наличие микробиологической лаборатории в МО или договор со сторонней лабораторией
4.2.
Доступность материальных ресурсов для проведения микробиологических исследований
Оценить доступность и объем материальных ресурсов на микробиологические исследования 24/7/365
4.2.1.
Укомплектованность укладки на COVID-19 для забора материала в расчетных количествах
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
4.2.2.
Наличие расходных материалов для забора биоматериала на другие инфекции в расчетных количествах
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
4.3.1.
Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки биоматериала для микробиологического исследования
Проверить наличие во всех подразделениях МО
4.3.2.
Соблюдение алгоритма забора биоматериала
Оценить знания алгоритмов персоналом, опросить сотрудников в различных подразделениях МО
4.4.
Забор материала в соответствии с алгоритмами
Оценить методом наблюдения забор материала для микробиологического обследования
проверить достаточное количество ИБ пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования, для оценки исполнения алгоритмов МО
4.5.
Своевременное получение результатов исследований
Оценить порядок получения результатов исследований и соблюдение сроков
5.
Обеспечение эпидемиологической безопасности среды
5.1.
Наличие и исправность специального оборудования, включая:
- Оборудование для обеззараживания воздуха
- Моечно-дезинфекционные машины
- Дезинфекционные камеры
Проверить наличие и соответствие расчетным потребностям оборудования для обеззараживания воздуха, моечно-дезинфекционных машин и дезинфекционных камер, их исправность
5.2.
Проведение камерной дезинфекции постельных принадлежностей.
Проверить журнал камерной дезинфекции постельных принадлежностей.
При проверке журнала сравнить количество выписанных пациентов и комплектов постельных принадлежностей, подвергнутых камерной дезинфекции за определенный срок (последнюю полную неделю)
5.3.
Проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19
5.3.1.
Наличие СОПов и отчетных документов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
Проверить СОПы проведения заключительной, текущей, дополнительной уборки, особенно в помещениях повышенного риска (помещения с массовым скоплением людей, палаты с лихорадящими пациентами, изоляторы пациентов с подозрением на COVID-19 и др.)
5.3.2.
Соблюдение СОПов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
Оценить качество уборки помещений методом наблюдения во всех подразделениях МО в соответствии с СОПами
5.4.1.
Наличие алгоритма выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции, в том числе в условиях распространения COVID-19
Проверить наличие
5.4.2.
Наличие системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие и использование системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса, опросить не менее 2 ответственных сотрудников
5.4.3.
Наличие дезинфицирующих и антисептических средств с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями во всех подразделениях МО с учетом неснижаемого запаса
5.5.
Наличие оборудования для дезинфекции в соответствии с нормативными документами, в том числе оборудование для аэрозольной дезинфекции, дезинфекции воздуха и др.
Проверить наличие и соответствие количества оборудования для дезинфекции
5.6.
Дезинфекция санитарного транспорта
5.6.1.
Наличие СОПа по дезинфекции санитарного транспорта, на котором прибыл больной/подозрительный пациент
Проверить наличие
5.6.2.
Наличие условий (место, специалисты, средства) для дезинфекции санитарного транспорта
Проверить наличие
5.6.3.
Знания и навыки сотрудников по дезинфекции санитарного транспорта
Оценить методом опроса и наблюдения
5.7.
Наличие системы обращения с отходами, включая отходы класса B, в соответствии с нормативными документами и эпидемической ситуацией
Проверить наличие системы обращения с медицинскими отходами и соответствие нормативным документам, в том числе сбора, хранения, обезвреживания/обеззараживания отходов класса B
6.
Организация оказания помощи пациентам, требующим изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне (при неблагоприятном сценарии)
6.1.
Наличие алгоритма оказания помощи пациентам с инфекционным заболеванием, в т.ч. с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, требующим изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне
Проверить наличие
6.2.
Наличие изоляторов в подразделениях МО для пациентов с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, пневмониями, требующими изоляции (при неблагоприятном сценарии)
Проверить наличие и проверить исправность оборудования для поддержания отрицательного давления внутри палаты
6.3.1.
Наличие алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов
Проверить наличие, проверить соответствие алгоритма актуальным нормативным документам
6.3.2.
Знания персоналом алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов
Оценить знания персоналом алгоритма
6.4.1.
Наличие алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в данной МО (неблагоприятный сценарий) с указанием маршрутизации пациента, мед. персонала и переносного оборудования внутри МО
Проверить наличие
6.4.2.
Знания персоналом алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в МО
Оценить знания персоналом алгоритма, проверить соблюдение алгоритма персоналом
7.
Наличие полностью оборудованных мест для мытья и обработки рук
7.1.1.
Наличие СОП для мытья и обработки рук, включая место для мытья рук в составе:
Проверить СОП мытья и обработки рук персоналом
- отдельная раковина
- кран с локтевым смесителем
- горячая вода
- схема обработки рук (движения, моменты)
- жидкое мыло
- антисептик
- одноразовые полотенца
- ведро с крышкой с ножным механизмом открывания
7.1.2.
Наличие полностью оборудованных мест для мытья рук в структурных подразделениях МО:
Проверить наличие стандартно оборудованных мест для мытья рук во всех подразделениях МО, местах общего пользования и т.д.
- в операционном блоке
- в отделениях интенсивной терапии (АРО, ОРИТ, ПИТе и т.д.)
- в клинических отделениях/палатах для пациентов/палатах-изоляторах
- в туалетах для персонала
- в туалетах для пациентов
- в лаборатории
7.2.
Наличие дополнительных дозаторов с антисептиком:
Проверить наличие дополнительных дозаторов с антисептиком во всех подразделениях МО
- на медицинских постах при входе в МО
- в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах
- в коридорах, в шлюзах
- при входах в отделения, в лифты
- при входах в палаты
- у кроватей в реанимационных отделениях, палатах интенсивной терапии, послеоперационных палатах
- Индивидуальных дозаторов у персонала
7.3.
Порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству
Оценить порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству, опросить ответственных во всех подразделениях
8.
Соблюдение правил гигиены рук персоналом, пациентами и посетителями/ухаживающими
8.1.
Соблюдение персоналом правил гигиены рук:
Оценить методом наблюдения соблюдение персоналом правил гигиены рук (в разных подразделениях МО)
1. Перед контактом с пациентом
2. Перед процедурой
3. После процедуры
4. После контакта с пациентом
5. После контакта с предметами окружающей среды
Проверить наличие у персонала украшений, накладных ногтей, повреждений кожных покровов и т.д.
8.2.
Обучение персонала: плановое (регулярность), внеплановое (с учетом особенностей эпидемической ситуации)
Оценить систему обучения персонала, наличие плана, журнала с результатами тестирования, охват персонала (норматив 100%)
9.
Соблюдение персоналом алгоритма использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)
9.1.
Обеспеченность МО средствами индивидуальной защиты
Оценить обеспеченность МО
9.1.1.
Наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
Проверить наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
9.1.2.
Наличие и комплектность в МО противочумных костюмов 1 типа (комбинезон, респиратор не ниже класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком или FFP3, защитные очки, бахилы, перчатки) с учетом расчетного количества
Проверить наличие и комплектность
9.1.3.
Наличие СИЗ органов дыхания с учетом расчетной потребности и с учетом неснижаемого запаса по контингентам
Проверить наличие
9.1.3.1.
Медицинские маски для медицинского персонала, не контактирующего с пациентом с признаками респираторной инфекции, подтвержденным/подозрительным случаем COVID-19, из расчета 1 маска на 2 часа работы
Проверить наличие
9.1.3.2.
Респираторы не ниже класса FFP2/3 (аналог) для работы с пациентом с признаками респираторной инфекции из расчета 1 респиратор на 1 сотрудника на 1 смену
Проверить наличие
9.1.3.3.
Медицинские маски для госпитализированных пациентов из расчета 1 маска на 1 пациента на 2 - 3 часа
Проверить наличие
9.1.3.4.
Медицинские маски для пациентов и сопровождающих в приемном отделении из расчета 1 маска на 1 пациента, 1 маска на 1 сопровождающего
Проверить наличие
9.1.4.
Наличие других СИЗ с учетом расчетной потребности и неснижаемого запаса
Проверить наличие
9.2.1.
Наличие алгоритмов и правильного использования персоналом индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне (при неблагоприятном сценарии), в том числе:
Проверить наличие, в том числе проверить наличие алгоритмов (схем, видеороликов) надевания и снятия костюмов типа "Тайвек"
- перчатки (стерильные и нестерильные)
- средства защиты лица и глаз
- маски, респираторы
- халаты и фартуки
- униформа и обувь
- Противочумный костюм 1 типа
9.2.2.
Соблюдение алгоритмов по использованию средств индивидуальной защиты персоналом во всех подразделениях МО
Оценить методом наблюдения
10.
Информирование по вопросам профилактики ИСМП, инфекционных болезней с учетом эпидемиологической обстановки
10.1.
Наличие постеров, брошюр, памяток для пациентов и персонала (перечень тем не исчерпывающий):
Проверить наличие информационных материалов во всех подразделениях МО (особенно в приемном отделении)
- гигиена рук
- кашлевая гигиена
- профилактика коронавирусной инфекции
- профилактика инфекций, передающихся воздушно-капельным путем