См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ЧЕК-ЛИСТ
ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СТАЦИОНАРЕ,
НЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ COVID-19)
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
N
|
Группа показателей
|
Показатель
|
Метод оценки
|
ДА/НЕТ
|
|||
1.
|
Организация системы обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях пандемии COVID-19
|
1.1.
|
Наличие региональных нормативных документов о порядке работы МО в условиях пандемии, маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19, контактных с подозрительным или подтвержденным случаем COVID-19
|
Проверить наличие соответствующих документов
|
|||
1.1.1.
|
Актуальный оперативный план мероприятий, утвержденный органом управления здравоохранения
|
Проверить наличие
|
|||||
1.1.2.
|
Актуальные региональные нормативные документы по маршрутизации больных и с подозрением на COVID-19
|
Проверить наличие
|
|||||
1.1.3.
|
Актуальные временные рекомендации МЗ РФ по предупреждению распространения COVID-19 в МО
|
Проверить наличие в электронном и бумажном виде
|
|||||
1.1.4.
|
Ответственный за мониторинг документов по вопросам работы МО в условиях пандемии
|
Наличие приказа о назначении ответственного
|
|||||
1.2.
|
Наличие локальных документов по организации работы МО в условиях пандемии COVID-19
|
Проверить наличие соответствующих документов
|
|||||
1.2.1.
|
Приказ главного врача о функционировании МО в условиях пандемии COVID-19, о формировании комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий указанием должностных лиц и ответственных, утверждении плана работы комиссии по реализации оперативного плана проведения противоэпидемических мероприятий.
Приказ должен включать в том числе вопросы о приостановлении/ограничении плановой госпитализации, оперативной активности;
|
Проверить наличие
|
|||||
Особый порядок госпитализации в период эпидемии с изоляцией вновь поступающих пациентов в течение не менее 14 дней;
|
|||||||
Особый порядок проведения лечебно-диагностических мероприятий в период эпидемии с обеспечением социального дистанцирования пациентов;
|
|||||||
Запрет на свободное перемещение пациентов внутри отделений и по территории стационара;
|
|||||||
Обеспечение "масочного" режима для пациентов;
|
|||||||
Регламент использования сотрудниками СИЗ;
|
|||||||
Резервирования палат (отделений) для неотложной изоляции пациентов с признаками ОРВИ и др.
|
|||||||
Примерный состав комиссии (не исчерпывающий):
|
|||||||
- Представитель администрации
|
|||||||
- Эпидемиолог
|
|||||||
- Главная сестра
|
|||||||
- Юрист
|
|||||||
- Микробиологическая лаборатория (если есть)
|
|||||||
- ЦСО (если есть)
|
|||||||
- Инфекционист (если есть)
|
|||||||
- Врачи-клиницисты (хирург и терапевт)
|
|||||||
- Старшие сестры (хирург и терапевт)
|
|||||||
- Отдел кадров
|
|||||||
- Экономист
|
|||||||
- Зам главного врача по АХЧ (или отдельно охрана, инженер)
|
|||||||
1.2.2.
|
Список дублеров членов комиссии (на случай выбытия основного), включая ответственного - "комиссии Б"
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.3.
|
Оперативный план проведения противоэпидемических мероприятий в случае выявления больного/подозрительного на COVID-19
|
Проверить наличие актуального плана, оценить исполнение, в том числе проведение регулярных целевых проверок
|
|||||
1.2.4.
|
Установление режима функционирования структурных подразделений и МО в период пандемии
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.5.
|
Схема оперативной передачи информации руководителю МО и вышестоящим организациям в будние и выходные дни в каждом подразделении/кабинете
|
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
|
|||||
1.2.6.
|
Схема оповещения и сбора специалистов в рабочее и нерабочее время
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.7.
|
Инструкции с функциональными обязанностями и действиями каждого специалиста по проведению первичных противоэпидемических мероприятий
|
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
|
|||||
1.2.8.
|
Алгоритм проведения первичных противоэпидемических мероприятий с указанием наличия и места хранения укладок с запасом необходимых медикаментов для лечения больного, дезинфицирующих средств, средств личной профилактики и индивидуальной защиты, для забора материала для лабораторного исследования
|
Проверить наличие в каждом подразделении/кабинете
|
|||||
1.2.9.
|
Инструкция по маршрутизации больного/подозрительного COVID-19 и контактных лиц внутри МО с графической схемой/схемами, в том числе схемы движения с учетом разграничения потоков пациентов с пневмониями, пациентов с подтвержденным COVID-19, медицинского персонала, медицинских отходов и грязного белья, пациентов, подлежащих выписке (при неблагоприятном сценарии)
Неблагоприятный сценарий - пациент, подозрительный на COVID-19, пациент с пневмонией, пациент с подтвержденным COVID-19 остается на лечении в МО в условиях изоляции)
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.10.
|
Инструкция по "зонированию" (разделению зон) внутри МО, разделенных этажностью или коридорами и информационные таблички при неблагоприятном сценарии. Инструкция должна включать информацию или информационные таблички для разделения "чистых" и "инфицированных" потоков (лифт для медицинских отходов, лифт для медицинского персонала, лифт для пациентов и т.д.)
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.11.
|
Инструкция по маршрутизации пациента (эвакуации) вне МО
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.12.
|
Инструкции о порядке перевода приемного отделения и лечебных отделений МО на работу в строгом противоэпидемическом режиме
|
Проверить наличие в приемном отделении
|
|||||
1.2.13.
|
Приказ о материальном обеспечении всех мероприятий с учетом режима функционирования структурных подразделений в период пандемии, в том числе на случай аварийных ситуаций, в том числе о неснижаемом запасе дезинфицирующих средств, СИЗ, медицинских изделий для забора биоматериала для лабораторного исследования, других лекарственных препаратов и медицинских изделий
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.14.
|
Приказ о развертывании обсерватора (при неблагоприятном сценарии) и организация их работы
|
Проверить наличие
|
|||||
1.2.15.
|
Приказ о проведении обучения медицинского персонала вопросам профилактики, диагностики, лечения COVID-19, сбора эпидемиологического анамнеза и использования СИЗ с назначением ответственного за обучение.
|
Проверить наличие и исполнение
|
|||||
1.2.16.
|
Приказ о работе изолятора приемного отделения и порядка его работы
|
Проверить наличие в приемном отделении
|
|||||
1.2.17.
|
Приказ об усилении дезинфекционного режима в подразделениях МО
|
Проверить наличие
|
|||||
2.
|
Организация работы приемного отделения и допуска сотрудников в условиях пандемии COVID-19
|
2.1.
|
Условия приема пациентов
|
||||
2.1.1.
|
Входы в здание/здания ограничены
(должны быть разграничены входы для больных с катаральными симптомами и лихорадкой и других категорий пациентов и сотрудников, входы должны быть отмечены соответствующими информационными табличками)
|
Проверить у ответственного сотрудника план входов, оценить наличие мед. постов на всех входах
|
|||||
2.1.2.
|
Снаружи здания и в приемном отделении, холле имеются знаки, постеры о правилах нахождения в МО, в том числе о необходимости ношения маски, соблюдения социальной дистанции, гигиене рук, правилах безопасности при кашле, чихании, правилах посещения (или запрете посещений пациентов)
|
Проверить наличие хорошо видимых, понятных знаков, указателей, постеров и т.д.
|
|||||
2.1.3.
|
Наличие в приемном отделении достаточного количества исправных поверенных бесконтактных термометров
|
Проверить наличие
|
|||||
2.1.4.
|
Наличие медицинских масок для пациентов и сопровождающих в расчетных количествах
|
Проверить наличие
|
|||||
2.1.5.
|
Соблюдение пациентами и сопровождающими социальной дистанции в соответствии с разметкой
|
Оценить соблюдение методом прямого наблюдения не менее 2-х метров с организацией разметки
|
|||||
2.2.
|
Условия допуска сотрудников
|
||||||
2.2.1.
|
Наличие медицинских постов на каждом входе сотрудников в МО
|
Опросить достаточное количество сотрудников
|
|||||
2.2.2.
|
Наличие алгоритмов допуска сотрудников на медицинских постах при входе в МО, включая форму учета допуска сотрудников к работе, подтверждающую отсутствие у них признаков респираторной инфекции, благополучного эпидемиологического анамнеза
|
Проверить наличие и соблюдение
|
|||||
2.2.3.
|
Наличие на мед. посту исправного поверенного бесконтактного термометра
|
Проверить наличие
|
|||||
2.2.4.
|
Наличие организованного места (пункта) выдачи персоналу перед началом работы СИЗ
|
Проверить наличие
|
|||||
2.2.5.
|
Наличие алгоритма работы с сотрудниками, имеющими признаки респираторной инфекции/неблагополучный эпидемиологический анамнез, в начале и в течение рабочей смены
|
Проверить наличие и соблюдение
|
|||||
2.2.6.
|
Наличие опросника по выявлению лиц, подозрительных на COVID-19
|
Проверить наличие во всех подразделениях МО
|
|||||
2.2.7.
|
Наличие изолятора в приемном отделении и порядка работы в изоляторе
|
Проверить наличие и порядок работы
|
|||||
3.
|
Активное выявление признаков респираторных инфекций среди пациентов и персонала
|
3.1.1.
|
Наличие перечня стандартного определения случаев (СОС) заболевания COVID-19 для целей эпидемиологического надзора
|
Проверить наличие
|
|||
3.1.2.
|
Соблюдение актуального утвержденного перечня СОС COVID-19, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора
|
Опросить сотрудников из разных подразделений МО на предмет знания основных СОС
|
|||||
3.2.
|
Наличие алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
|
Проверить наличие алгоритмов в каждом структурном подразделении МО
|
|||||
3.3.
|
Соблюдение алгоритмов, описывающих порядок осмотра, опроса и сбора эпидемиологического анамнеза у поступающего в МО и госпитализированного пациента в случае появления признаков респираторной инфекции
|
Опросить достаточное количество персонала, проверить достаточное количество ИБ пациентов на предмет правильно собранного, оформленного эпидемиологического анамнеза
|
|||||
3.4.
|
Наличие журнала измерения температуры сотрудников медицинской организации при входе в медицинское учреждение и в период работы (по графику измерений)
|
Проверить наличие. Провести опрос сотрудников на знание графика измерения температуры тела.
|
|||||
3.5.
|
Полнота выявления случаев респираторных инфекций
|
Проверить достаточное количество ИБ пациентов, находящихся на лечении в отделениях высокого риска возникновения респираторных инфекций (АРО, ПИТ, терапевтические, пульмонологические, эндокринологические отделения и др.) на наличие признаков респираторной инфекции в соответствии с СОС
|
|||||
4.
|
Проведение микробиологических исследований
|
4.1.
|
Наличие микробиологической лаборатории в МО либо маршрутизации биологического материала для проведения исследований без выделения возбудителя
|
Проверить наличие микробиологической лаборатории в МО или договор со сторонней лабораторией
|
|||
4.2.
|
Доступность материальных ресурсов для проведения микробиологических исследований
|
Оценить доступность и объем материальных ресурсов на микробиологические исследования 24/7/365
|
|||||
4.2.1.
|
Укомплектованность укладки на COVID-19 для забора материала в расчетных количествах
|
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
|
|||||
4.2.2.
|
Наличие расходных материалов для забора биоматериала на другие инфекции в расчетных количествах
|
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями
|
|||||
4.3.1.
|
Наличие алгоритмов МО, описывающих показания, процедуру забора, хранения и транспортировки биоматериала для микробиологического исследования
|
Проверить наличие во всех подразделениях МО
|
|||||
4.3.2.
|
Соблюдение алгоритма забора биоматериала
|
Оценить знания алгоритмов персоналом, опросить сотрудников в различных подразделениях МО
|
|||||
4.4.
|
Забор материала в соответствии с алгоритмами
|
Оценить методом наблюдения забор материала для микробиологического обследования
|
|||||
проверить достаточное количество ИБ пациентов, которым было показано проведение микробиологического исследования, для оценки исполнения алгоритмов МО
|
|||||||
4.5.
|
Своевременное получение результатов исследований
|
Оценить порядок получения результатов исследований и соблюдение сроков
|
|||||
5.
|
Обеспечение эпидемиологической безопасности среды
|
5.1.
|
Наличие и исправность специального оборудования, включая:
- Оборудование для обеззараживания воздуха
- Моечно-дезинфекционные машины
- Дезинфекционные камеры
|
Проверить наличие и соответствие расчетным потребностям оборудования для обеззараживания воздуха, моечно-дезинфекционных машин и дезинфекционных камер, их исправность
|
|||
5.2.
|
Проведение камерной дезинфекции постельных принадлежностей.
|
Проверить журнал камерной дезинфекции постельных принадлежностей.
|
|||||
При проверке журнала сравнить количество выписанных пациентов и комплектов постельных принадлежностей, подвергнутых камерной дезинфекции за определенный срок (последнюю полную неделю)
|
|||||||
5.3.
|
Проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19
|
||||||
5.3.1.
|
Наличие СОПов и отчетных документов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
|
Проверить СОПы проведения заключительной, текущей, дополнительной уборки, особенно в помещениях повышенного риска (помещения с массовым скоплением людей, палаты с лихорадящими пациентами, изоляторы пациентов с подозрением на COVID-19 и др.)
|
|||||
5.3.2.
|
Соблюдение СОПов проведения усиленных дезинфекционных мероприятий в условиях распространения COVID-19 в каждом подразделении
|
Оценить качество уборки помещений методом наблюдения во всех подразделениях МО в соответствии с СОПами
|
|||||
5.4.1.
|
Наличие алгоритма выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции, в том числе в условиях распространения COVID-19
|
Проверить наличие
|
|||||
5.4.2.
|
Наличие системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса
|
Проверить наличие и использование системы расчета потребности МО в дезинфицирующих и антисептических средствах с учетом неснижаемого запаса, опросить не менее 2 ответственных сотрудников
|
|||||
5.4.3.
|
Наличие дезинфицирующих и антисептических средств с учетом неснижаемого запаса
|
Проверить наличие в соответствии с расчетными показателями во всех подразделениях МО с учетом неснижаемого запаса
|
|||||
5.5.
|
Наличие оборудования для дезинфекции в соответствии с нормативными документами, в том числе оборудование для аэрозольной дезинфекции, дезинфекции воздуха и др.
|
Проверить наличие и соответствие количества оборудования для дезинфекции
|
|||||
5.6.
|
Дезинфекция санитарного транспорта
|
||||||
5.6.1.
|
Наличие СОПа по дезинфекции санитарного транспорта, на котором прибыл больной/подозрительный пациент
|
Проверить наличие
|
|||||
5.6.2.
|
Наличие условий (место, специалисты, средства) для дезинфекции санитарного транспорта
|
Проверить наличие
|
|||||
5.6.3.
|
Знания и навыки сотрудников по дезинфекции санитарного транспорта
|
Оценить методом опроса и наблюдения
|
|||||
5.7.
|
Наличие системы обращения с отходами, включая отходы класса B, в соответствии с нормативными документами и эпидемической ситуацией
|
Проверить наличие системы обращения с медицинскими отходами и соответствие нормативным документам, в том числе сбора, хранения, обезвреживания/обеззараживания отходов класса B
|
|||||
6.
|
Организация оказания помощи пациентам, требующим изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне (при неблагоприятном сценарии)
|
6.1.
|
Наличие алгоритма оказания помощи пациентам с инфекционным заболеванием, в т.ч. с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, требующим изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне
|
Проверить наличие
|
|||
6.2.
|
Наличие изоляторов в подразделениях МО для пациентов с подозрением или подтвержденным случаем COVID-19, пневмониями, требующими изоляции (при неблагоприятном сценарии)
|
Проверить наличие и проверить исправность оборудования для поддержания отрицательного давления внутри палаты
|
|||||
6.3.1.
|
Наличие алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов
|
Проверить наличие, проверить соответствие алгоритма актуальным нормативным документам
|
|||||
6.3.2.
|
Знания персоналом алгоритма временной или постоянной изоляции (неблагоприятный сценарий) пациента/пациентов
|
Оценить знания персоналом алгоритма
|
|||||
6.4.1.
|
Наличие алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в данной МО (неблагоприятный сценарий) с указанием маршрутизации пациента, мед. персонала и переносного оборудования внутри МО
|
Проверить наличие
|
|||||
6.4.2.
|
Знания персоналом алгоритма оказания помощи пациенту, изолированному в МО
|
Оценить знания персоналом алгоритма, проверить соблюдение алгоритма персоналом
|
|||||
7.
|
Наличие полностью оборудованных мест для мытья и обработки рук
|
7.1.1.
|
Наличие СОП для мытья и обработки рук, включая место для мытья рук в составе:
|
Проверить СОП мытья и обработки рук персоналом
|
|||
- отдельная раковина
- кран с локтевым смесителем
- горячая вода
- схема обработки рук (движения, моменты)
- жидкое мыло
- антисептик
- одноразовые полотенца
- ведро с крышкой с ножным механизмом открывания
|
|||||||
7.1.2.
|
Наличие полностью оборудованных мест для мытья рук в структурных подразделениях МО:
|
Проверить наличие стандартно оборудованных мест для мытья рук во всех подразделениях МО, местах общего пользования и т.д.
|
|||||
- в операционном блоке
|
|||||||
- в отделениях интенсивной терапии (АРО, ОРИТ, ПИТе и т.д.)
|
|||||||
- в клинических отделениях/палатах для пациентов/палатах-изоляторах
|
|||||||
- в туалетах для персонала
|
|||||||
- в туалетах для пациентов
|
|||||||
- в лаборатории
|
|||||||
7.2.
|
Наличие дополнительных дозаторов с антисептиком:
|
Проверить наличие дополнительных дозаторов с антисептиком во всех подразделениях МО
|
|||||
- на медицинских постах при входе в МО
|
|||||||
- в приемно-смотровых боксах и (или) фильтр-боксах
|
|||||||
- в коридорах, в шлюзах
|
|||||||
- при входах в отделения, в лифты
|
|||||||
- при входах в палаты
|
|||||||
- у кроватей в реанимационных отделениях, палатах интенсивной терапии, послеоперационных палатах
|
|||||||
- Индивидуальных дозаторов у персонала
|
|||||||
7.3.
|
Порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству
|
Оценить порядок контроля исправности оборудования для мытья рук, наличия расходных материалов и их соответствия расчетному количеству, опросить ответственных во всех подразделениях
|
|||||
8.
|
Соблюдение правил гигиены рук персоналом, пациентами и посетителями/ухаживающими
|
8.1.
|
Соблюдение персоналом правил гигиены рук:
|
Оценить методом наблюдения соблюдение персоналом правил гигиены рук (в разных подразделениях МО)
|
|||
1. Перед контактом с пациентом
2. Перед процедурой
3. После процедуры
4. После контакта с пациентом
5. После контакта с предметами окружающей среды
|
|||||||
Проверить наличие у персонала украшений, накладных ногтей, повреждений кожных покровов и т.д.
|
|||||||
8.2.
|
Обучение персонала: плановое (регулярность), внеплановое (с учетом особенностей эпидемической ситуации)
|
Оценить систему обучения персонала, наличие плана, журнала с результатами тестирования, охват персонала (норматив 100%)
|
|||||
9.
|
Соблюдение персоналом алгоритма использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)
|
9.1.
|
Обеспеченность МО средствами индивидуальной защиты
|
Оценить обеспеченность МО
|
|||
9.1.1.
|
Наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
|
Проверить наличие системы расчета потребности СИЗ с учетом неснижаемого запаса
|
|||||
9.1.2.
|
Наличие и комплектность в МО противочумных костюмов 1 типа (комбинезон, респиратор не ниже класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком или FFP3, защитные очки, бахилы, перчатки) с учетом расчетного количества
|
Проверить наличие и комплектность
|
|||||
9.1.3.
|
Наличие СИЗ органов дыхания с учетом расчетной потребности и с учетом неснижаемого запаса по контингентам
|
Проверить наличие
|
|||||
9.1.3.1.
|
Медицинские маски для медицинского персонала, не контактирующего с пациентом с признаками респираторной инфекции, подтвержденным/подозрительным случаем COVID-19, из расчета 1 маска на 2 часа работы
|
Проверить наличие
|
|||||
9.1.3.2.
|
Респираторы не ниже класса FFP2/3 (аналог) для работы с пациентом с признаками респираторной инфекции из расчета 1 респиратор на 1 сотрудника на 1 смену
|
Проверить наличие
|
|||||
9.1.3.3.
|
Медицинские маски для госпитализированных пациентов из расчета 1 маска на 1 пациента на 2 - 3 часа
|
Проверить наличие
|
|||||
9.1.3.4.
|
Медицинские маски для пациентов и сопровождающих в приемном отделении из расчета 1 маска на 1 пациента, 1 маска на 1 сопровождающего
|
Проверить наличие
|
|||||
9.1.4.
|
Наличие других СИЗ с учетом расчетной потребности и неснижаемого запаса
|
Проверить наличие
|
|||||
9.2.1.
|
Наличие алгоритмов и правильного использования персоналом индивидуальных средств защиты при уходе за пациентами, требующими изоляции/работы медицинского персонала в "грязной" зоне (при неблагоприятном сценарии), в том числе:
|
Проверить наличие, в том числе проверить наличие алгоритмов (схем, видеороликов) надевания и снятия костюмов типа "Тайвек"
|
|||||
- перчатки (стерильные и нестерильные)
|
|||||||
- средства защиты лица и глаз
|
|||||||
- маски, респираторы
|
|||||||
- халаты и фартуки
|
|||||||
- униформа и обувь
|
|||||||
- Противочумный костюм 1 типа
|
|||||||
9.2.2.
|
Соблюдение алгоритмов по использованию средств индивидуальной защиты персоналом во всех подразделениях МО
|
Оценить методом наблюдения
|
|||||
10.
|
Информирование по вопросам профилактики ИСМП, инфекционных болезней с учетом эпидемиологической обстановки
|
10.1.
|
Наличие постеров, брошюр, памяток для пациентов и персонала (перечень тем не исчерпывающий):
|
Проверить наличие информационных материалов во всех подразделениях МО (особенно в приемном отделении)
|
|||
- гигиена рук
|
|||||||
- кашлевая гигиена
|
|||||||
- профилактика коронавирусной инфекции
|
|||||||
- профилактика инфекций, передающихся воздушно-капельным путем
|