См. Документы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
ИНФОРМАЦИЯ
ОТВЕТЫ
НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (РАЗДЕЛ "РАЗНОЕ")
Вопрос: В настоящий момент наша организация планирует обратиться в Росалкогольрегулирование с заявлением о получении лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Алкогольную продукцию предполагаем импортировать и реализовывать на территории Российской Федерации. Для производителей алкогольной продукции существуют требования: комплекс ЕГАИС должен быть размещен строго в местах производства алкогольной продукции, для импортеров таких четких требований в законодательстве нет. Где наша организация может разместить комплекс ЕГАИС?
Ответ: Программно-технические средства единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организаций, осуществляющих ввоз на территорию Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, необходимо размещать по месту осуществления деятельности, указанному в лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Вопрос: Вправе ли организация не представлять в Росалкогольрегулирование декларации об объемах закупки и использования этилового спирта, если данный спирт закупается и используется в объеме менее 200 дал в год?
Ответ: Порядок представления деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта определен Положением о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Положение). При этом в соответствии с пунктом 3 Положения декларации представляются организациями, использующими этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год. Также декларации представляются организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год. Таким образом, организация вправе не представлять декларацию об объемах закупки и использования этилового спирта при закупке и использовании этилового спирта в объеме менее 200 дал в год.
Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Ответ: В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (далее - справка к ТТН) (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза), удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Форма ТТН утверждена постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", и в указаниях по применению и заполнению ТТН указано, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
ТТН и соответственно справка к ТТН выписываются в четырех экземплярах:
первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Таким образом, справка к ТТН должна быть оформлена на бумажном носителе для дальнейшего вручения ее водителю.
Форма справки к ТТН и Правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".
В целях реализации статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона N 218-ФЗ) Росалкогольрегулированием совместно с федеральными органами исполнительной власти подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" и от 31 декабря 2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", которым, в том числе, уточняется порядок заполнения справки ТТН.
В связи с тем, что в настоящее время проект постановления проходит процедуру межведомственного согласования и не вступил в силу, ознакомиться с ним можно на сайте Росалкогольрегулирования.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) положения статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ не применяются в отношении оборота пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, до 1 января 2012 года.
Таким образом, указанное требование распространяется на оборот пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, произведенных начиная с 1 января 2012 года.
Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу сертификации оборудования.
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень видов основного технологического оборудования утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 17-р.
Технический регламент о безопасности машин и оборудования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753, а норма об обязательной сертификации основного технологического оборудования содержится в Федеральном законе N 171-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации Федеральный закон имеет большую силу, чем постановление Правительства Российской Федерации. Таким образом, пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ обязателен для исполнения.
Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу складских помещений.
Ответ: Требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в тару, в которую согласно требованиям технических регламентов и (или) национальных стандартов расфасовывается продукция в целях ее продажи потребителю, определяет приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару".
Указанный приказ не распространяется на деятельность по производству и обороту пива.
Требования к производственным и складским помещениям, используемым при производстве и обороте пива, будут установлены разрабатываемым в настоящее время приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Федеральным законом N 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков.
Таким образом, со дня официального опубликования Федерального закона N 218-ФЗ (22 июля 2011 года) на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона N 171-ФЗ и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.
В связи с вышеизложенным с 22 июля 2011 г. производители пива должны иметь производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Следовательно, договор субаренды склада на указанный в Федеральном законе N 171-ФЗ срок может быть заключен по правилам, применяемым к договорам аренды.
Условия таких договоров не должны нарушать требований, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ.
Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу маркировки и транспортировки пивоваренной продукции.
Ответ: С 22 июля 2011 года на правоотношения, связанные с производством и оборотом пива, распространяются все ограничения, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ в отношении алкогольной продукции, если в соответствующих нормах не установлены исключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке.
Требования абзаца двенадцатого пункта 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ с 22 июля 2011 года распространяются на пиво и пивные напитки ввиду изменений, внесенных Федеральным законом N 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ.
Уровень максимального содержания объемной доли этилового спирта в пиве устанавливается определением пива, которое в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 138 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), информация об алкогольной продукции должна содержать, в частности, противопоказания к применению алкогольной продукции.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 19 января 2007 г. N 49 "Об утверждении предупреждающей надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции" предупреждающая надпись на потребительской таре единицы алкогольной продукции о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции должна иметь следующее содержание: "Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения".
Использование на упаковке пива надписи "Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью" допустимо в соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 141 Правил продажи отдельных видов товаров информация о цене алкогольной продукции доводится до потребителя предприятием розничной торговли.
Информация о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению и о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья должна размещаться на этикетке.
Требования к информации для потребителя, указанные в пункте 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, не распространяются на транспортную тару алкогольной продукции (бочки (кеги)).
Однако отмечаем, что при продаже в рознице пивоваренной продукции в бочках (кегах) либо при продаже пивоваренной продукции наливом из указанной транспортной тары информация, указанная в пункте 3 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ, доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Прошу дать разъяснение по вопросу договора купли-продажи.
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещено заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При этом согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, при этом, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Вопрос: По какой минимальной цене может быть реализована алкогольная продукция: по минимальной цене, установленной соответствующими приказами Росалкогольрегулирования, либо по минимальной цене с учетом премии, предоставляемой при достижении покупателем определенного уровня товарооборота, учитывая, что такая премия в соответствии с Федеральным законом от 28.10.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Налоговым кодексом Российской Федерации, а также условиями договора, заключаемого организацией с поставщиками, не изменяет цену поставленного товара?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусматривается, что закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.2.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, в компетенцию Росалкогольрегулирования входит принятие актов, устанавливающих цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ устанавливается, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
Таким образом, цена алкогольной продукции не включает в себя вознаграждение, предусмотренное пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ.
Вопрос: По какой цене поставщик имеет право принять возврат алкогольной продукции: по цене, действующей на момент отгрузки данной продукции, либо по цене не ниже минимальной установленной цены на момент возврата?
Ответ: Приказом Росалкогольрегулирования от 13.12.2012 N 372 установлены цены, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов в 2013 году.
Статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) установлено, что под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Возможность возврата товара предусмотрена нормами ГК РФ (например, возврат товара в случае его ненадлежащего качества (статья 518 ГК РФ)).
Статьями 466, 475, 480, 491 ГК РФ предусмотрена возможность возврата товара в случае нарушения условий, предусмотренных договором купли-продажи.
В указанных случаях организация вправе вернуть продукцию по цене ее закупки.
Вопрос: По какой минимальной цене может быть реализована водка, розлитая в потребительскую тару емкостью 0,375 л?
Ответ: Приказом N 249, вступившим в силу с 3 декабря 2013 года, внесены изменения в приказ Росалкогольрегулирования от 13 декабря 2012 года N 372 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (далее - Приказ N 372), в том числе, в части определения цены водки, розлитой в потребительскую тару объемом свыше 0,375 до 0,5 литра, цена которой равна цене водки, розлитой в потребительскую тару емкостью 0,5 литра.
Таким образом, цены, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа водки, розлитой в потребительскую тару емкостью, равной 0,375 литра, рассчитываются пропорционально ценам, установленным согласно подпунктам "а" - "в" пункта 1 Приказа N 372.
Вопрос: Какими автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции должно быть оснащено основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
Ответ: Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлены требования по оснащению основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - Средства измерения).
Средства измерения должны соответствовать Требованиям к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (www.fundmetrology.ru).
Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений относится к полномочиям Росстандарта (пункт 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294).
Таким образом, организация вправе оснастить основное технологическое оборудование любым средством измерения, соответствующим вышеуказанным Требованиям и внесенным в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Вопрос: Какой номер (номер бланка лицензии или номер записи в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) указывается в сопроводительных документах на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей?
Ответ: Согласно пункту 11 Правил ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Реестр), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 723 (далее - Постановление), при внесении в Реестр записи, содержащей сведения о выдаче (переоформлении) организации лицензии, данной записи присваивается номер, являющийся номером лицензии. Присвоение номера лицензии происходит с момента вступления в законную силу Постановления, то есть с 02.11.2012.
Выдача бланков лицензий нового образца, в которых указывается номер лицензии, соответствующий номеру в Реестре (двенадцатизначный), согласно приказу Росалкогольрегулирования от 03.09.2012 N 245 "О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" осуществляется с 11.12.2012.
В настоящее время сведения из Реестра, размещенные на Интернет-портале Росалкогольрегулирования в разделе "Лицензирование", содержат следующие реквизиты лицензии: номер лицензии, соответствующий номеру записи в Реестре (двенадцатизначный); серию и номер бланка лицензии.
Таким образом, по лицензиям на осуществление видов деятельности, определенных статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - лицензия), выданным до 11.12.2012 (в том числе продленным после 11.12.2012 без замены бланка лицензии), можно указывать в сопроводительных документах любой из реквизитов лицензии, содержащийся в Реестре:
- номер лицензии, соответствующий номеру записи в Реестре (двенадцатизначный);
- серию и номер бланка лицензии.
В случае, если лицензия выдана после 11.12.2012 - в сопроводительных документах указывается номер, который соответствует номеру в Реестре (двенадцатизначный).
В соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231, в декларациях сведения о лицензиях указываются в соответствии с сопроводительными документами, оформленными на оборот продукции.
Вопрос: При производстве коллекционных вин, коллекционных игристых вин, коллекционного Российского шампанского каким образом производить учет, этикетировку и маркировку заложенной на выдержку продукции?
Ответ: В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время столовые вина географических наименований в Российской Федерации производятся в соответствии с ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52523-2006), шампанские вина производятся в соответствии с ГОСТ Р 51165-2009 "Российское шампанское. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51165-2009), вина игристые производятся в соответствии с ГОСТ Р 51158-2009 "Вина игристые и вина игристые жемчужные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51158-2009) и технологическими инструкциями, утвержденным в установленном порядке для конкретных наименований вин, шампанских вин и игристых вин.
В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ Р 52523-2006:
коллекционное вино географического наименования - это выдержанное вино географического наименования, которое после окончания срока обязательной выдержки дополнительно выдерживают в стеклянных бутылках не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 51165-2009 Российское шампанское коллекционное - это Российское шампанское, изготовленное путем брожения в бутылках, выдержанное после окончания брожения не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 51158-2009 игристое вино коллекционное - это игристое вино, изготовленное путем брожения в бутылках, выдержанное после окончания брожения не менее двух лет.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина (шампанского) должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
В соответствии с пунктом 8 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила), для учета объема производства вин, игристых вин (шампанских) используется показатель "количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару".
Кроме того, пунктом 9 Правил установлено, что значения показателей, используемых для учета объема производства продукции, определяют с применением автоматических средств измерения после окончания последней технологической операции, связанной с производством продукции конкретного наименования, перед передачей ее на хранение или использование для собственных нужд.
В декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и единой государственной автоматической информационной системе (далее - ЕГАИС) не указывается объем продукции, находящейся в незавершенном производстве, то есть не прошедшей полный цикл технологической обработки, а также не соответствующей требованиям, указанным в документах на соответствующий вид продукции, утвержденных в установленном порядке.
Вино, Российское шампанское, игристое вино, которые заложены для выдержки в бутылках (коллекционные), относятся к незавершенному производству и не отражаются в декларации как готовая продукция до полного завершения технологического процесса их производства, этикетировки и маркировки.
После завершения всех установленных техническими документами стадий производства на бутылки коллекционного вина географического наименования, Российского шампанского коллекционного, игристого вина коллекционного необходимо нанести этикетку, федеральные специальные марки, а также произвести их учет в ЕГАИС с использованием средства измерения, учитывающего количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару (штучного счетчика), используя режим 004 "Производство продукции" в соответствии с Форматом информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.07.2010 N 45н.
Вопрос: Какая установлена ответственность за нарушение порядка заполнения журнала?
Ответ: В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вопрос: Каким образом в Журнале отражается перемещение продукции между подразделениями одной организации?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнение журнала осуществляется по месту осуществления деятельности организации, в том числе при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации.
Хозяйственные операции, совершаемые при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, в результате которых в обособленном подразделении организации образовалось поступление или расходование алкогольной продукции, следует отражать в разделах "Поступления" и "Расход" Журнала соответственно.
Вопрос: Какой порядок заполнения графы 11 Журнала?
Ответ: В соответствии с пунктом 11 Порядка в графе 11 - содержание записи, указывается в том числе:
а) проданная продукция;
б) потери продукции при транспортировке, бой продукции и другие потери;
в) недостача продукции, выявленная при проведении инвентаризации;
г) арестованная продукция, изъятая из оборота, конфискованная продукция по решению суда.
Таким образом, в графу 11 "Содержание записи" Журнала вносятся значения, позволяющие установить содержание хозяйственной операции.
Вопрос: Что является отчетным периодом и единицей измерения при заполнении граф N 10 и 15 Журнала?
Ответ: В связи с тем, что информация, зафиксированная в Журнале, используется организациями и индивидуальными предпринимателями при заполнении деклараций (пункт 13 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380), которые в соответствии с пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, представляются ежеквартально, подведение итогов по поступившей и израсходованной продукции осуществляется за квартал. При этом заполнение граф 10, 15 Журнала осуществляется в декалитрах.
Вопрос: Каким образом в Журнале учитывается продукция организациями, осуществляющими розничную продажу продукции по частям (порциями) при оказании услуг общественного питания?
Ответ: Поскольку единицей измерения при заполнении Журнала считается единица потребительской тары продукции, информация о ее реализации подлежит внесению в Журнал после списания данной единицы с остатков в организации.
Вопрос: Что понимается под хозяйственной операцией в пункте 4 Порядка?
Ответ: Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций. Для каждой хозяйственной операции создается новая запись.
Формой журнала предусмотрено два раздела для внесения хозяйственных операций - Поступления и Расход. Таким образом, в Журнал подлежат внесению сведения о совершенных хозяйственных операциях, сопровождающихся оформлением первичных учетных документов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в результате которых произошло поступление или расход алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция).
Вопрос: Когда вступает в силу Порядок заполнения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения"?
Ответ: Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал) и порядок его заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 3 Приказа приказ вступает в силу по истечении четырех месяцев после дня его официального опубликования.
Приказ был опубликован в Российской газете N 181 от 13.08.2014, в связи с чем он вступает в силу 14.12.2014.
Вопрос: Возможно ли заключение договора об уступке требования и о переводе долга в отношении денежных средств, подлежащих оплате за поставленную алкогольную продукцию? Не будет ли это нарушением статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей запрет на заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
Ответ: В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон) заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещено.
Таким образом, не допускается заключение договоров об уступке требования и о переводе долга в отношении обязательств по поставке алкогольной продукции.
Пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В случае если обязательство по поставке алкогольной продукции надлежащим образом исполнено, оно прекращается. При этом обязательство по уплате денежных средств за поставленную алкогольную продукцию является обязательством встречным по отношению к обязательству по поставке алкогольной продукции (пункт 1 статьи 328 ГК РФ).
Договоры об уступке требования и о переводе долга в отношении требования об уплате денежных средств за поставленную алкогольную продукцию являются сделками не в отношении алкогольной продукции, а в отношении денежных обязательств за ее поставку, что не противоречит пункту 1 статьи 26 Закона.
Вопрос: Относятся ли материалы, пропитанные спиртовым раствором (влажные салфетки), к спиртосодержащей продукции?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Для отнесения продукции к спиртосодержащей процентное содержание (концентрация) этилового спирта измеряется способами, предполагающими наличие спиртового раствора.
Аттестованные методики определения концентрации этилового спирта в продукции, находящейся в твердом агрегатном состоянии, отсутствуют.
Таким образом, отсутствует возможность идентификации салфеток, пропитанных спиртовым раствором, по содержанию этилового спирта в готовой продукции в целях отнесения их к спиртосодержащей продукции.
Дополнительно сообщаем, что компании, закупающие этиловый спирт в объеме более 200 декалитров в год для производства влажных салфеток, при закупке этилового спирта обязаны соблюдать требования Федерального закона N 171-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов.
Вопрос: По вопросу изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании такими организациями услуг общественного питания.
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.
Пунктом 4.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования" (далее - Стандарт), введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.07.2013 N 192-ст, установлено, что услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию входят в перечень услуг общественного питания.
Исходя из положений пункта 4.4 Стандарта организация потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства, входит в услугу по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию.
Процесс обслуживания - совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации и потреблении продукции общественного питания и организации досуга (пункт 3.2 Стандарта).
Следовательно, изготовление настоек, алкогольных коктейлей путем смешения алкогольной продукции с иной пищевой продукцией или с применением иных технологических приемов (далее - напитки) в процессе обслуживания услуг потребителя относится к услугам общественного питания. При этом алкогольная продукция, используемая при изготовлении напитков, должна находиться в легальном обороте, в том числе маркирована в соответствии со статьей 12 Федерального закона.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона под производством алкогольной продукции понимается производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона установлено, что деятельность, связанная с производством алкогольной или спиртосодержащей продукции и их последующей реализации подлежит лицензированию.
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, содержащей сведения, установленные пунктом 3 статьи 11 Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Таким образом, деятельность по изготовлению алкогольных настоек вне процесса обслуживания, а, следовательно, не относящаяся к услугам общественного питания, должна осуществляться на основании лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции, а производимая алкогольная продукция должна соответствовать всем требованиям Федерального закона, в том числе быть маркирована.
Вопрос: Как определять минимальную цену на водку в зависимости от ее крепости?
Ответ: В настоящее время от контролирующих организаций и участников алкогольного рынка участились запросы о продаже водки различной крепости с учетом требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно статьям 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам. Нарушение данных положений является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот указанной продукции, а также изъятия такой продукции из незаконного оборота.
Вместе с тем, согласно пункту 5.1.1. ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия" водки и водки особые должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям и рецептурам для каждого конкретного наименования изделия с соблюдением требований или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
В частности, согласно статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ водкой признается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции.
Нанесение федеральной специальной марки с надписью "Водка" на спиртные напитки иной крепости является нарушением Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, установленных постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
Оборот такой продукции запрещен в силу статьи 26 Федерального закона. Спиртные напитки, произведенные на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта иной крепости классифицируются по коду 211 или 212 по ГОСТ 7190-2013 "Изделия ликероводочные. Общие технические условия".
Кроме того, до потребителя должна быть доведена информация о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать в силу п. 3 ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
С учетом приказа Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" для водки крепостью до 39 процентов закупка у организации-производителя, а также поставка организацией-производителем указанной водки должна осуществляться по цене не ниже 169 рублей за 0,5 литра; поставка оптовой организацией такой водки, а также закупка - по цене не ниже 174 рублей за 0,5 литра; розничные продажи - по цене не ниже 201 рубля за 0,5 литра.