ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

ДОКЛАД

С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

В СФЕРЕ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Закон N 294-ФЗ).

В частности, введен институт профилактики нарушений обязательных требований, проведение проверок без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями включено в сферу действия Закона N 294-ФЗ, уточнен порядок запроса документов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотрена обязательность использования проверочных листов и прочее.

Указанные законодательные новшества нередко вызывают затруднения исполнения тех или иных норм права у подконтрольных субъектов, а также и трудности применения таких правовых норм у контрольно-надзорных органов.

Ниже приведен доклад с руководством по соблюдению обязательных требований по контролю в сфере морского и речного транспорта с учетом отраслевой специфики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР НА МОРСКОМ И ВНУТРЕННЕМ

ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных

лиц обязательных требований, в том числе в силу пробелов

или коллизий в нормативных правовых актах

В настоящее время существуют трудности при установлении соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах:

Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочной-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 погрузочная-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

При осуществлении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) является наличие у соискателя лицензии (лицензиата), в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623.

К производственным объектам относятся гидротехнические сооружения, причал (причалы), крытые и открытые грузовые склады, нефтебазы, бункеровочные базы, подъемно-транспортное оборудование, плавучие краны, суда-бункеровщики и иные плавучие объекты (Подпункт "г" пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193).

Лицензирование погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами предполагает две технологические схемы: "судно - судно", "берег (автомобиль, нефтебаза, накопитель и т.п.) - судно".

Подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по выбранной лицензиатом технологической схеме удостоверяется приложением к лицензии, в котором указывается соответствующий производственный объект (объекты), с использованием которого лицензиатом производится погрузка-разгрузка опасного груза непосредственно на судно (плавучий объект) (Подпункт "а", "г", "д" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах для владельца судна при осуществлении работ по схеме "судно-судно"; Подпункт "а", "б", "в", "д" пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах для владельца берегового производственного объекта при осуществлении работ по схеме "берег-судно". Полностью пункт 4 для соискателя лицензии при осуществлении работ по схемам "берег-судно", "судно-судно").

Например, в случае применения технологической схемы "автомобиль-судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемый на законном основании в этих целях производственный объект - причал, соответствующий требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

В случае применения технологической схемы "судно-судно" в приложении к лицензии указывается эксплуатируемое на законном основании судно, соответствующее требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

Наличие лицензии на осуществляющее погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами на внутреннем водном транспорте по схеме "судно-судно" не предоставляет лицензиату и иным лицам права осуществления таких операций по схеме "берег-судно".

Остается проблема несовершенство нормативно-правовой базы, в части конкретизации требований, предъявляемых к эксплуатации гидротехнических сооружений.

При проведении проверок, государственные инспекторы в основном руководствуются "Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 N 623 - далее Технический регламент-623); "Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта" (утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 N 620 - далее - Технический регламент - 620).

Отсутствие "Положения о Паспорте ПГТС" не позволяет однозначно понимать, что представляет паспорт (технический паспорт) ПГТС, как должен вестись паспорт ПГТС, какие требования предъявляются к паспорту, каким образом должны и могут вноситься изменения в паспорт ПГТС и т.п.

При этом владелец (эксплуатант) ПГТС в соответствии с требованиями Технических регламентов (в отношении наличия и ведения паспорта ПГТС) обязан соответственно:

При эксплуатации речных портовых ГТС

Требования к содержанию

Пункт Тех. регламента

1.

Разработать и иметь у причала или причального сооружения паспорт (технический паспорт) сооружения.

подпункт "а" пункта 477, подпункт "а" пункта 443, пункт 446 Технического регламента - 623

2.

Вести паспорт объекта регулирования, иметь в нем информацию, содержащую сведения о назначении причала

подпункт "а" пункта 443, пункт 446 Технического регламента - 623

3.

Указать в паспорте нормы эксплуатационных нагрузок

пункт 447 Технического регламента - 623

4.

Помещать в паспорт сооружения значения предельных смещений и параметров деформаций, установленные аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) при отсутствии данных значений в указанной проектной документации

пункт 448 Технического регламента - 623

5.

Помещать сведения об изменении режима эксплуатации объекта регулирования в паспорт причала и причального сооружения.

пункт 450 Технического регламента - 623

6.

Вносить все конечные результаты обследований, включая оценку запасов прочности, устойчивости и остаточного ресурса конструкции, в пополняемую часть паспорта причала и причального сооружения.

пункт 485 Технического регламента - 623

7.

Вносить в паспорт гидротехнического сооружения, основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля.

пункт 432, 443 Технического регламента - 623

При эксплуатации морских портовых ГТС

1.

Иметь технический паспорт (паспорт) ГТС

подпункт "а" пункта 184, пункт 187 Технического регламента - 620

2.

Вносить в паспорт ГТС, иметь в нем информацию, содержащую нормы эксплуатационных нагрузок

подпункт "а" пункта 184, пункт 188 Технического регламента - 620

3.

Иметь в паспорте ГТС информацию, содержащую схемы эксплуатационных нагрузок

подпункт "а" пункта 184, пункт 188, Технического регламента - 620

4.

Вносить в паспорт ГТС сведения о величинах предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром при отсутствии их в проекте

подпункт "а" пункта 184, пункт 189 Технического регламента - 620

5.

Указать в паспорте ГТС параметры расчетного судна

подпункт "г" пункта 191 Технического регламента - 620

6.

Вносить в паспорт ГТС сведения об изменении режима эксплуатации, установленные аккредитованным испытательным центром после проведения обследования ГТС при возникновении существенных изменений в техническом состоянии ГТС.

пункт 195 Технического регламента - 620

7.

Занести в паспорт ГТС сведения о выполненных ремонтных работах на ГТС.

пункт 229 Технического регламента - 620

Касательно лиц, назначаемых в судовладельческих организациях морского и внутреннего водного транспорта на должности, обеспечивающие безопасность эксплуатации и предотвращение загрязнения окружающей среды, следует отметить следующее.

В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" в целях обеспечения безопасности судоходства установлено, что на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, должны проходить периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

Во исполнение указанного постановления Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством труда Российской Федерации приказом от 11.03.1994 N 13/11 (далее - приказ N 13/11) принято Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта.

Данным приказом установлен порядок проведения аттестации и определено, что органом, проводящим аттестацию, для предприятий внутреннего водного транспорта является администрации бассейнов внутренних водных путей, а для предприятий, эксплуатирующих морские суда, - капитан морского порта.

Вместе с тем, организации, чьи морские суда осуществляют международные рейсы, в соответствии с пунктом 4 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ), который является главой IX Международной конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколами 1978 года и 1988 года, установлено, что судоходная компания из берегового персонала должна назначить лицо, осуществляющее(ие) контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна. Такое назначенное лицо должно обладать полномочиями по прямому доступу к руководству компании на самом высоком уровне управления. При этом определенных требований к стажу работы на судах и прохождению аттестации к указанному лицу международными договорами не установлено.

Таким образом, в целях исполнения законодательства Российской Федерации и ее международных договоров по обеспечению безопасности мореплавания судоходная компания, осуществляющая международные морские перевозки пассажиров и грузов, должна иметь в штате лицо, ответственное за безопасность судоходства, назначенное и прошедшее аттестацию у капитана морского порта в соответствии с требованиями приказа N 13/11, а также лицо, назначенное в соответствии с требованиями МКУБ.

Судоходной компании, не осуществляющей международные морские перевозки пассажиров и грузов, для исполнения требований законодательства достаточно иметь в своем штате только лицо, ответственное за безопасность судоходства, прошедшее аттестацию у капитана морского порта в соответствии с требованиями приказа N 13/11.

Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации введена статья 34.1, устанавливающая, наличие и применение в организациях внутреннего водного транспорта системы управления безопасностью.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 34.1 судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, установлены приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287, утвердившим Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов (далее - приказ N 287).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта требования к наличию и применению системы управления безопасностью не распространяются на судовладельцев маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов.

Таким образом, в целях соответствия требованиям законодательства, регламентирующего безопасную эксплуатацию судов внутреннего водного транспорта, судоходная компания должна иметь в штате лицо, ответственное за обеспечение безопасности, прошедшее аттестацию в администрации бассейна в соответствии с требованиями приказа N 13/11 и лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами, отвечающее квалификационным требованиям и прошедшее аттестацию в администрации бассейна внутренних водных путей в соответствии с требованиями приказа N 287.

Разъяснение новых требований нормативных правовых актов

Основные изменениях, которые были внесены в постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", эти изменения были внесены и вступили в действие в августе 2016 года:

1. Изменения в части осуществления перевозки пассажиров морским и внутренним водным транспортом.

До вступления в силу таких изменений обязательным условием для получения лицензии являлось наличие пассажирского свидетельства для судна, осуществляющего перевозку пассажиров.

Следует отметить, что согласно КТМ РФ требование о наличии пассажирского свидетельства применимо только к пассажирским судам. КТМ РФ не содержит определения пассажирского судна, однако согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74) пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Вместе с тем, лицензированию подлежит деятельность в независимости от количества перевезенных человек на борту судна. Даже, в случае если перевозка пассажиров осуществляется с использованием маломерного судна, пассажировместимость которого не превышает 12 человек, то такая деятельность подлежит лицензированию.

Однако, как было указанно ранее наличие пассажирского свидетельства для маломерного судна теперь не является лицензионным требованием.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 193 от 06.03.2012 (далее - Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров.

Основные условия допуска непассажирских судов к перевозке пассажиров и организованных групп людей определены главой 2.13 "Правил освидетельствования судов в эксплуатации" (далее - ПОСЭ).

Так, согласно п. 2.13.1 гл. 2.13 ПОСЭ при положительных результатах внеочередного освидетельствования, проводимого по заявке судовладельца, непассажирское судно может быть признано пригодным для перевозки пассажиров и организованных групп людей, о чем в соответствии с п. 2.13.3 гл. 2.13 ПОСЭ вносится соответствующая запись в акт внеочередного освидетельствования и в Свидетельство о классификации.

Исходя из вышеизложенного, следует, что для получения лицензии на перевозку пассажиров морским и речным транспортом с использованием непассажирского судна отсутствует необходимость в получении пассажирского свидетельства. Вместе с тем, в свидетельстве о классификации такого судна должна быть внесена запись о пригодности судна к перевозке пассажиров.

2. Изменены требования к должностному лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях или осуществляющему контроль за обеспечением безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды, необходимо отметить, что эти требования значительно смягчились. Редакция норм, устанавливающих необходимость наличия у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей таких ответственных должностных лиц, допускает неоднозначное толкование при использовании для осуществления лицензируемых видов деятельности маломерных судов. Согласно позиции Ространснадзора для соискателей лицензий (лицензиатов), осуществляющих деятельность только с использованием маломерных судов, наличие указанных ответственных должностных лиц не является лицензионным требованием.

3. Вместо ссылки на статьи 14 КВВТ РФ и 25 КТМ РФ определен конкретный перечень документов, необходимых для каждого судна, в том числе маломерного.

4. При осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к нефти и нефтепродуктам наличие плана ЛАРН для соискателей лицензий (лицензиатов) необходимо при эксплуатации береговых объектов, плавучих нефтехранилищ, нефтенакопителей. Наличие плана ЛАРН у соискателей лицензий (лицензиатов), эксплуатирующих суда-бункеровщики, не является лицензионным требованием. При том, это не является основанием для уклонения таких организаций от исполнения законодательства Российской Федерации в части разработки и наличия планов ЛРН.

5. Отменено требование о наличии у лицензиата договора с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте об обеспечении диспетчерского регулирования, сейчас наличие такого договора не является лицензионным требованием.

В то же время в новой редакции постановления Правительства N 193 появились новые лицензионные требования:

1. Наличие для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью в соответствии со ст. 34.1 КВВТ .

2. Наличие для каждого судна вместимостью более 1000 свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335 КТМ .

В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности перевозок внутренним водным, морским транспортом опасных грузов лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) являются:

- ж) наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

- з) наличие для каждого судна, перевозящего нефть и нефтепродукты, свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в соответствии со статьями 323 и 324 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (при перевозке наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти).

В данных требованиях указана ссылка на Федеральный закон N 81-ФЗ Кодекс торгового мореплавания " от 30.04.1999 (далее - КТМ РФ) в которых регламентируются правила ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью, бункерным топливом и ответственность за ущерб при перевозке морским транспортом опасных и вредных веществ.

КТМ РФ разделяет ответственность за ущерб от загрязнения нефтью и нефтепродуктами и ответственность за ущерб от загрязнения опасными и вредными веществами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 326 КТМ РФ Правила, установленные главой XIX "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ", не применяются к ущербу от загрязнения как он представлен в подпункте 5 пункта 2 статьи 316 "ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим в следствии утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечки не произошли" главы XVIII "Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью".

Из чего следует сделать, что ответственность за ущерб в связи с перевозкой опасных и вредных веществ не применяется к судам, предназначенным или используемым для перевозки нефти наливом в качестве груза.

18 июля 2017 года Федеральным законом N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" исключающие проведение экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков. Однако при этом План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данное положение вступает в силу с 1 ноября 2017 года.