ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2023 г. N АПЛ23-301
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
членов коллегии Горчаковой Е.В., Крупнова И.В.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Русакова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая" о признании частично недействующим пункта 126 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034,
по апелляционной жалобе общества на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2023 г. по делу N АКПИ23-370, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителей административного истца Б., Л., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя административного ответчика К. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., который полагал апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034, размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2013 г. и опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации 25 ноября 2013 г., N 47, утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 2033 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: требования к приборам учета; характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения; порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем); порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (пункт 1).
Раздел IV Правил, включающий пункты 110 - 127, регулирует порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем. В соответствии с пунктом 125 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях: утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами) (подпункт "а"); величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную (подпункт "б").
Согласно пункту 126 Правил в случаях, указанных в пункте 125 Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей (абзац первый). В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения (абзац второй).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая" (далее также - Общество) оспорило в Верховном Суде Российской Федерации пункт 126 Правил в части определения величины утечки без учета погрешностей, считая его противоречащим статьям 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Общество ссылалось на то, что осуществляет деятельность по управлению расположенными на территории Ивановской области многоквартирными домами, имеющими открытую и закрытую системы теплоснабжения и оборудованными идентичными общедомовыми приборами учета тепловой энергии, теплоносителя. В закрытой системе теплоснабжения показания приборов учета принимаются с учетом погрешности, а в открытой - без учета, что нарушает права и охраняемые законом интересы управляющей организации, поскольку размер фактической погрешности средств измерений превышает зафиксированную общедомовыми приборами учета тепловой энергии, теплоносителя утечку.
Правительство Российской Федерации заявленное требование не признало, полагая, что Правила изданы в пределах его полномочий, в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит данное решение отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска полностью или в части. Ссылается на то, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, однако в связи с тем, что все приборы учета тепловой энергии, теплоносителя имеют допустимую погрешность, ее необходимо учитывать при расчете утечек. Иное возлагает на управляющую компанию дополнительные расходы, которые она несет исключительно исходя из допустимой погрешности приборов. Вывод суда первой инстанции о том, что Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 99/пр (далее - Методика), и государственные стандарты не являются актами большей юридической силы, на соответствие которым подлежит проверке оспариваемое положение, носит формальный характер. Между мотивировочной и резолютивной частями решения суда имеется противоречие.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Российской Федерации возражало против ее доводов, указав, что они не содержат оснований для отмены или изменения судебного акта, который является законным и обоснованным, вынесенным судом с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, при верном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения обжалуемого решения суда не находит.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 1 части 2 статьи 215). Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания Правил частично недействующими отсутствует.
Вывод суда о наличии у Правительства Российской Федерации полномочий по утверждению Правил следует из пункта 3.1 части 1 статьи 4, части 7 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьи 23 действовавшего до 6 ноября 2020 г. Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьи 5 одноименного Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ. Несоблюдения требований к процедуре принятия, правилам введения в действие оспариваемого нормативного правового акта не установлено. Данные обстоятельства подтверждаются также вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N АКПИ19-821, от 16 февраля 2022 г. N АКПИ21-1053, от 6 апреля 2022 г. N АКПИ22-96.
Законом о теплоснабжении установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Раскрывая основные используемые в нем понятия, названный закон под тепловой энергией понимает энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); под теплоносителем - пар, воду, которые используются для передачи тепловой энергии (теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения); под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя (далее также - коммерческий учет) - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (пункты 1, 4.1, 13 статьи 2).
Статья 19 Закона о теплоснабжении, регулирующая организацию коммерческого учета, закрепляет, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2). Коммерческий учет осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Правилами предусмотрено, что теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений (пункт 9).
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию (абзац первый пункта 14).
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии (пункт 16).
Сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией (пункт 23).
Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период. В отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством (пункт 111).
Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой, которая содержит, в частности, требования к применяемым тепло- и водосчетчикам, допустимую погрешность измерений, соответствующие формулы.
Пункт 126 Правил в оспариваемой Обществом части предусматривает, что в случаях, указанных в пункте 125 Правил, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.
Утверждая о незаконности оспариваемого положения, административный истец полагает его противоречащим статьям 539 - 547 ГК РФ, определяющим: договор энергоснабжения; заключение и продление данного договора; количество энергии; качество энергии; обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования; оплату энергии; субабонента; изменение и расторжение договора энергоснабжения; ответственность по договору энергоснабжения. Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Как правильно указано в обжалуемом судебном решении, количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ), оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемая норма согласуется с приведенными законоположениями, следует признать правомерным, поскольку пункт 126 Правил в оспариваемой части предполагает определение величины утечки теплоносителя исходя из показаний приборов учета.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации в отсутствие нормативного правового акта большей юридической силы, который предусматривал бы иное правовое регулирование, вправе было установить определение величины утечки как разности абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей.
Несогласие административного истца с отклонением судом его ссылок в обоснование заявленного требования на акты, не являющиеся по отношению к оспариваемому нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не влечет отмену обжалуемого решения суда, поскольку входит в противоречие с положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе с пунктом 3 части 8 статьи 213, частью 2 статьи 215.
В апелляционной жалобе Общество фактически указывает на то, что обжалуемым решением оно лишено конституционного права на судебную защиту. Между тем отказ суда в удовлетворении административного иска на основе надлежащего анализа норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения, не может расцениваться как нарушение права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о наличии противоречия между мотивировочной и резолютивной частями решения суда опровергается содержанием данного судебного акта.
Установив, что Правила, принятые правомочным государственным органом исполнительной власти с соблюдением порядка принятия и введения в действие, в оспариваемой части какому-либо федеральному закону или иному нормативному правовому акту большей юридической силы не противоречат, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного требования (пункт 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предусмотренные статьей 310 названного кодекса основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Первая" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Члены коллегии
Е.В.ГОРЧАКОВА
И.В.КРУПНОВ