РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСУ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И ПОЛУЧЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ.

- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ;

- Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 N 1386 "О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений (вместе с "Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений")";

- постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 891 "Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду";

- постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 422 "Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками";

- приказ Минприроды России от 22.10.2021 N 780 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения";

- приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 "Об утверждении Правил разработки технологических нормативов";

- приказ Минприроды России от 19.11.2021 N 871 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки";

- приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 "Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками";

- приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов";

- приказ Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

- приказ Минприроды России от 11.08.2020 N 581 "Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух";

- постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (вместе с "Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух");

- приказ Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе";

- приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей";

- приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля";

- приказ от 23.12.2022 N 907 "Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности".

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЯВКЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕШЕНИЯ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР) выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта.

1. Перечень документов, направляемых в составе заявки на получение КЭР, установлен пунктами 3, 4 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ.

Заявка на получение КЭР должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

расчеты технологических нормативов;

нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов;

обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект программы производственного экологического контроля;

информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

иная информация, которую заявитель считает необходимым представить;

программа повышения экологической эффективности, утвержденная в соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);

планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

2. Заявка на получение КЭР подается в соответствии с требованиями, установленными приказом Минприроды России от 22.10.2021 N 780 "Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения".

3. Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение КЭР, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр КЭР и внесения в них изменений осуществляется только с использованием государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

Для регистрации в ГИСП необходимо осуществить переход по ссылке:

https://gisp.gov.ru/reguser.

Инструкция по регистрации в ГИСП:

https://gisp.gov.ru/documents/12998044/

4. Правила рассмотрения заявок на получение КЭР, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва КЭР и внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 N 1386.

КЭР выдается в срок, не превышающий 63 рабочих дня со дня регистрации заявки на его получение.

При направлении заявителю замечаний к заявке на получение КЭР и прилагаемым к ней документам заявитель должен в течение 30 рабочих дней со дня получения замечаний направить в адрес территориального органа Росприроднадзора, направившего замечания, доработанную заявку и прилагаемые к ней документы с использованием ГИСП.

ПОЯСНЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ КЭР.

Все поля и информационные данные разделов заявки должны быть заполнены.

В соответствующих разделах заявки или в Разделе VIII заявки приводятся письма-пояснения о причинах незаполнения конкретного раздела.

Исключение составляют разделы заявки с пометкой "при наличии". Данные разделы допускается оставлять без заполнения и пояснений в случаях, если предоставление документов не требуются в соответствии с действующим законодательством.

Раздел I. Общие сведения.

В Таблицах N N 1.1 - 1.5 Раздела I сведения указываются в разбивке по годам с учетом планирования увеличения мощности по отношению к максимальной мощности, указанной в графе 5 Таблицы 1.1 или сокращения, в перспективе на 7 лет (срок действия КЭР).

В Таблицах N 1.6.1, N 1.6.2 при отсутствии за предыдущие семь лет аварий и инцидентов в ГИСП для заявителя реализована возможность заполнить данные поля обосновывающей информацией.

В Таблице 1.7 указываются сведения о реализации программы повышения экологической эффективности, утвержденной в соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ (при наличии).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены приказом Минприроды России от 23.12.2022 N 907.

Утвержденная Программа повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)), а также планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации включаются в Раздел VIII. Иная информация, которую заявить считает необходимым представить.

Раздел II. Расчет технологических нормативов.

Технологические нормативы разрабатываются в соответствии с Правилами разработки технологических нормативов, утвержденными приказом Минприроды России от 14.02.2019 N 89.

Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов.

Расчет технологических нормативов для объектов технологического нормирования должен содержать:

а) определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ;

б) анализ объектов технологического нормирования;

в) определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ объектов технологического нормирования и технологических нормативов;

г) приложение (в случае необходимости).

Анализ объектов технологического нормирования для действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), осуществляется с использованием технической документации, данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, данных инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, результатов производственного экологического контроля за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов, а для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов ОНВ - с использованием данных проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

При заполнении заявки на получение КЭР с использованием ГИСП в таблицах 2.2.2, 2.3.2 Раздела II заявителем выбираются загрязняющие вещества из справочника, составленного в соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 N 2909-Р утвержден новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Данное распоряжение, за исключением отдельных положений, вступает в силу 01.01.2024.

Раздел III. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Раздел 3.1. Нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДВ).

Расчеты НДВ производятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух", с использованием Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.

Расчет НДВ обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).

Инвентаризация проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871, и представляется с расчетами НДВ в составе заявки на получение КЭР.

При разработке НДВ используются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

Расчет НДВ должен содержать:

1) титульный лист;

2) сведения о разработчике и исполнителях;

3) содержание (с указанием номеров страниц), введение;

4) данные, на основании которых разрабатываются НДВ, включая данные инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и краткие сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух, включая сведения о расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

5) перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, с указанием смесей веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием);

6) данные о расчетах рассеивания выбросов, включая расчеты рассеивания и расчет общего загрязнения атмосферного воздуха, и перечень источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух;

7) рассчитанные значения НДВ;

8) сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются;

9) расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

10) сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

11) приложения (в случае необходимости).

Раздел 3.2. Нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов (далее - НДС).

Расчет НДС производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118.

Раздел 3.3. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов, а также расчеты таких нормативов (далее - НДС ЦСВПиГО).

Расчет НДС ЦСВПиГО производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118.

Пунктом 11 статьи 22 Закона N 7-ФЗ закреплено, что НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВПиГО при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 891.

Инвентаризация проводится с целью определения загрязняющих веществ, в отношении которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, рассчитываются НДС для объектов ЦСВПиГО.

Инвентаризация на объекте ЦСВПиГО проводится на основе результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект, за период, составляющий 12 календарных месяцев подряд. Отбор последней из проб сточных вод, необходимых для проведения инвентаризации, должен быть осуществлен не ранее чем за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявки на получение КЭР.

В Раздел 3.3 заявки включаются НДС для объектов ЦСВПиГО в отношении:

веществ I, II класса опасности - высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких;

загрязняющих веществ III, IV класса опасности, максимальная за период инвентаризации концентрация которых в сбрасываемых сточных водах превышает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде водных объектов, а также расчеты таких нормативов.

Раздел IV. Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Раздел 4.1. Обоснование нормативов образования отходов.

Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания N 1021).

Раздел 4.2. Обоснование лимитов на размещение отходов.

Раздел заполняется в соответствии Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 07.12.2020. N 1021.

Раздел 4.3. Сводные данные по образованию отходов производства и потребления и запрашиваемым лимитам на их размещение.

Данный раздел должен содержать сведения об отходах, размещаемых на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, а также отходах, передаваемых для размещения другим индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.

Методическими указаниями N 1021 предусмотрено предоставление информации о передаче отходов другим хозяйствующим субъектам, содержащей конкретные цели передачи, а также наименование юридического лица либо ФИО предпринимателя, их места нахождения, ИНН, даты и номера договора на передачу отходов. Указанные сведения учитываются в табличном виде в соответствии с приложениями N 11 и N 7 к Методическим указаниям N 1021.

Таким образом, к заявке на выдачу КЭР целесообразно прикладывать заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов иным хозяйствующим субъектам с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов определенных видов и классов опасности.

Раздел V. Проект программы производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного контроля (далее - ПЭК), порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (далее - Требования).

1. Перечень загрязняющих веществ, включаемых в программу ПЭК, определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно с учетом применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также на основании данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отходов производства и потребления и объектов их размещения.

В соответствии с Требованиями в ПЭК должны включаться загрязняющие вещества, включенные в Перечень, обязательные для проведения ПЭК - вещества, в отношении которых устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Однако Требования не содержат ограничений для включения в программу ПЭК иных загрязняющих веществ (в отношении которых не устанавливаются технологические нормативы, НДВ, НДС), включенных в Перечень, в том числе в целях исчисления платы за НВОС.

2. В пункте 3.1 статьи 67 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля (далее - САК) или сведения о наличии САК, созданной в соответствии с Законом N 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ на объектах НВОС I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 428-р, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС, на основании программы создания САК.

Правила создания и эксплуатации САК выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262.