См. Документы Министерства транспорта Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 марта 2023 г. N ИЧ-41-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТАМИ 2.1 И 2.5
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И СОТРУДНИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
(ПОЛЕТНЫМ ДИСПЕТЧЕРАМ) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. N 147

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. N 50 "О распределении обязанностей между Министром и заместителями Министра транспорта Российской Федерации":

Утвердить прилагаемые официальные разъяснения обязательных требований, установленных пунктами 2.1 и 2.5 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147.

Заместитель Министра
И.П.ЧАЛИК

Утверждено
распоряжением Минтранса России
от 2 марта 2023 г. N ИЧ-41-р

ОФИЦИАЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ПУНКТАМИ 2.1 И 2.5
ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И СОТРУДНИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ
(ПОЛЕТНЫМ ДИСПЕТЧЕРАМ) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ", УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2008 Г. N 147

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.

В силу статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" определено, что к специалистам, входящим в состав летного экипажа пилотируемых гражданских воздушных судов, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, относятся частный пилот (самолет, дирижабль, вертолет), коммерческий пилот (самолет, дирижабль, вертолет), пилот многочленного экипажа (самолет), линейный пилот (самолет, вертолет), пилот планера, пилот свободного аэростата, пилот сверхлегкого воздушного судна, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель.

Пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что к выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Согласно пункту 1 статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

Статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к подготовке специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта (подпункт 5.4.10 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 193 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств (далее - Правила).

В силу пункта 3 Правил свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП N 147), устанавливающие требования, в том числе к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет), пилота многочленного экипажа (самолет), линейного пилота (самолет, вертолет), пилота планера, пилота свободного аэростата, пилота сверхлегкого воздушного судна.

В соответствии с пунктом 5.82 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (далее - ФАП N 128), на каждый полет эксплуатант назначает пилота в качестве командира воздушного судна, который для управления самолетом:

с количеством пассажирских мест 103 и менее - имеет свидетельство коммерческого или свидетельство линейного пилота;

с количеством пассажирских мест более 103 - имеет свидетельство линейного пилота.

В соответствии с пунктом 2.1 ФАП N 147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота необходимо получить свидетельство, предусмотренное указанными правилами.

Пунктом 2.5 ФАП N 147 установлено, что обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 указанных правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 указанных правил.

Разделом IV ФАП N 147 установлены требования к коммерческому пилоту.

Согласно пункту 4.2 ФАП N 147 обладатель свидетельства коммерческого пилота при условии соблюдений требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 ФАП N 147, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции:

обладателя свидетельства частного пилота воздушного судна соответствующего вида;

командира воздушного судна соответствующего вида при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками;

командира воздушного судна соответствующего вида при коммерческих воздушных перевозках, сертифицированного для полетов с одним пилотом;

второго пилота на воздушном судне соответствующего вида, для эксплуатации которого требуется наличие второго пилота.

В свою очередь, разделом VI ФАП N 147 установлены требования к линейному пилоту, в числе которых предусмотрено прохождение подготовки на самолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота и квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам или для получения свидетельства пилота многочленного экипажа.

Согласно пункту 6.2 ФАП N 147 обладатель свидетельства линейного пилота при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 ФАП N 147, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции:

обладателя свидетельства частного пилота и коммерческого пилота воздушного судна разрешенного вида;

командира воздушного судна разрешенного вида при коммерческих воздушных перевозках и любого самолета, сертифицированного для полетов с более чем одним пилотом.

Если обладатель свидетельства линейного пилота до этого имел только свидетельство пилота многочленного экипажа и не отвечает требованиям, установленным в подпунктах "а" и "г" пункта 5.2 ФАП N 147, то он допущен выполнять функции пилота только в составе многочленного экипажа самолета.

В соответствии с пунктом 9 Правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей в соответствии с установленным воздушным законодательством Российской Федерации порядком обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидата на получение свидетельств или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

Пунктом 10 Правил установлен состав прилагаемых к представлению (заявлению на выдачу свидетельства) документов:

копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;

копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;

копия протокола проверки знаний, предусмотренного пунктом 6 Правил;

копия справки, предусмотренной пунктом 8 Правил;

копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, если требованиями федеральных авиационных правил установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;

копия согласия кандидата на получение свидетельства на обработку его персональных данных;

копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства (в случае, если требованиями федеральных авиационных правил установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению).

Согласно пункту 19 Правил наличие в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, является основанием для принятия Федеральным агентством воздушного транспорта решения об отказе в выдаче свидетельства.

Таким образом, для выполнения функций командира воздушного судна требуется наличие соответствующего свидетельства с квалификационными отметками, предусмотренными ФАП N 147, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям ФАП N 147, в порядке, установленном Правилами.