ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. N 173пв01
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя Лебедева В.М., членов Президиума Радченко В.И., Сергеевой Н.Ю., Жуйкова В.М., Смакова Р.М., Кузнецова В.В., Свиридова Ю.А., Меркушова А.Е., Вячеславова В.К., с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.
рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Сергеевой Н.Ю. гражданское дело по заявлению Мащенко Нины Александровны о признании незаконным (недействительным) раздела "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Назарова А.С., представителя интересов Мащенко Н.А. - Мащенко Ю.Н. (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Список состоит из двух разделов. Один раздел "Наименование учреждений" представляет собой перечень наименований учреждений образования, другой раздел "Наименование должностей" - перечень наименований должностей.
Мащенко Н.А. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным (недействительным) Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в части раздела "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В обоснование заявленного требования указала на то, что ее трудовой стаж составляет более 25 лет работы в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях. Тем не менее ей было отказано в пенсии за выслугу лет в связи с тем, что дошкольный туберкулезный санаторий, в котором проработала более 12 лет, в разделе "Наименование учреждений" Списка не предусмотрен.
По мнению Мащенко Н.А., Постановление Совета Министров РСФСР N 463 от 6 сентября 1991 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в обжалуемой части принято с нарушением статей 80 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Закон содержит единственное требование для назначения пенсии за выслугу лет - наличие специального трудового стажа (выслуги) не менее 25 лет и не наделяет Правительство РФ правом на составление списков учреждений и организаций. Разделом "Наименование учреждений" ограничены права и свободы педагогических работников детского дошкольного туберкулезного санатория, в том числе и ее, ведомственной принадлежностью к Министерству здравоохранения РФ.
Решением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года Мащенко Н.А. в удовлетворении заявления отказано.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 года решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым раздел "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), признан недействительным.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ, внесенном в Президиум Верховного Суда РФ, поставлен вопрос об отмене определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Представитель Правительства РФ Назаров А.С. протест поддержал. В своих объяснениях пояснил, что Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953), принят в соответствии с Законом и в пределах предоставленных полномочий. Оспариваемый нормативный акт права Мащенко Н.А. не нарушает. В Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, включены детские дошкольные учреждения всех типов, а поэтому работа воспитателем в детском дошкольном туберкулезном санатории подлежит включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Однако органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, допускалось ошибочное толкование норм Списка при назначении пенсии указанной категории работников. По предложению Правительства РФ Министерство труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ в принятом 5 июня 2002 года Постановлении за N 40 в целях единообразного применения Списка разъяснило, что лицам, осуществляющим до 1 ноября 1999 года педагогическую деятельность в детских дошкольных туберкулезных санаториях, работа в соответствующих должностях в данных учреждениях включается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. С учетом такого разъяснения Мащенко Н.А. не может быть отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Представитель Мащенко Н.А. - Мащенко Ю.Н. возражал против протеста, ссылаясь на его необоснованность.
Президиум Верховного Суда РФ находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на время рассмотрения данного дела (утратил силу с 1 января 2002 года в связи с изданием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии со статьей 83 Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что Правительство РФ было вправе закрепить в Списке перечень учреждений для детей, педагогическая деятельность (работа) в которых дает право на выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При этом суд исходил из того, что законодатель не привел в Законе перечень "других учреждений для детей", работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, делегировав полномочия по составлению списка "соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет", Правительству РФ. Понятие же "соответствующая работа", по мнению суда, включает в себя не просто занятие определенной педагогической должности, но и выполнение работы в школах и других учреждениях для детей, предусмотренных оспариваемым Списком.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отменила решение суда первой инстанции, полагая, что оно основано на неправильном толковании норм материального права.
Новое решение по делу об удовлетворении заявления Мащенко Н.А. коллегия мотивировала тем, что статья 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" прямо определяет полномочия Правительства РФ - по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Издав в оспариваемом нормативном правовом акте раздел "Наименование учреждений", Правительство РФ вышло за пределы предоставленных ему Законом полномочий.
С такими выводами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ согласиться нельзя.
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший на время рассмотрения данного дела, устанавливал несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
Пенсии за выслугу лет носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в главе V Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.
При осуществлении полномочий, предоставленных статьей 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Правительство РФ обязано учитывать закрепленные в Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан.
Утвердив, как определено Законом, именно Список профессий и должностей, Правительство РФ правомерно привело в нем перечень наименований учреждений, который следует рассматривать как нормы, касающиеся правил исчисления выслуги, то есть условий включения в выслугу лет работы в отдельных должностях. Перечень учреждений позволяет наиболее правильно в рамках Закона определять круг лиц, пользующихся правом на такой льготный вид пенсии, как пенсия за выслугу лет.
Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", как и ранее действовавший Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривает выплату пенсий за выслугу лет (статья 5).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным Законам.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) в обжалованной заявителем части Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не противоречит.
С учетом изложенного определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, основанное на неправильном толковании норм материального права, подлежит отмене согласно пункту 1 части первой статьи 330 ГПК РСФСР.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
Председатель
В.М.ЛЕБЕДЕВ