ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПОДДЕРЖКЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ"

Проект Федерального закона "О государственном управлении и поддержке Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании" (далее именуется проект) не соответствует Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и некоторым законодательным актам.

Проект регулирует вопросы деятельности отдельно взятого юридического лица (Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании), определяет порядок его создания, формирования уставного фонда, назначения руководителя, а также устанавливает контроль за его деятельностью, что является недопустимым, поскольку данные вопросы должны регулироваться уставом юридического лица и исключительно в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отдельные положения проекта прямо противоречат действующему законодательству. Так, в абзаце третьем статьи 1 проекта содержится запрет на приватизацию имущества ВГТРК. Данная норма противоречит статье 4 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", устанавливающей, что перечень имущества, приватизация которого запрещена, определяется исключительно федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации. Кроме того, пунктом 5 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации не могут противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и государственной программе приватизации.

Статьей 2 проекта предусмотрено создание Наблюдательного Совета - коллегиального органа, определяющего основные направления деятельности ВГТРК и осуществляющего контроль над деятельностью ВГТРК. Названный Совет формируется из числа кандидатур, предлагаемых Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иных лиц.

Полагаю, что создание названного органа является неправомерным по следующим основаниям. Во-первых, в соответствии с пунктом 4 статьи 113 и пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, при этом только собственник имущества вправе определять предмет и цели деятельности данного предприятия, а также осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Во-вторых, из предлагаемой редакции статьи 2 проекта не ясно, какими полномочиями обладает Наблюдательный Совет, в какой области должен осуществляться контроль за деятельностью ВГТРК и относится ли данный орган к органам управления предприятием. Кроме того, необходимо отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит указаний на возможность создания в унитарном предприятии каких-либо дополнительных контролирующих структур, кроме уже предусмотренных.

Статьей 3 проекта ВГТРК запрещено заниматься распространением рекламы, включать в сетку вещания любые материалы рекламного характера, в том числе на безвозмездной основе. Данная норма является необоснованным ограничением прав ВГТРК по сравнению с другими телевизионными и радиовещательными компаниями и противоречит положениям статьи 8 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантирующим единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, а также равенство участников гражданских отношений. Кроме того, общий порядок и особенности размещения рекламы в радио- и телепрограммах установлены статьей 11 Федерального закона "О рекламе" для всех организаций телерадиовещания. Введение каких-либо ограничений на распространение рекламы должно осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации о рекламе.

Абзацем седьмым статьи 3 проекта предусмотрено создание специализированного федерального фонда государственной поддержки ВГТРК, при этом его правовой статус и источники поступления средств для его формирования не определены.

Проект содержит также ряд технико - юридических ошибок. В частности, в статье 1 проекта дана отсылка к несуществующему закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Учитывая изложенное, представляется весьма сомнительной необходимость принятия названного проекта.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН