УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях обеспечения реализации государственной пограничной политики Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной пограничной политики Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной пограничной политики Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. N Пр-1937.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
25 апреля 2018 года
N 174
Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 25 апреля 2018 г. N 174
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящими Основами определяются цель, основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (далее - государственная пограничная политика), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - субъекты государственной пограничной политики) при ее реализации.
2. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
3. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
4. Государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации (далее - пограничное пространство).
5. Государственная пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов:
а) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ;
б) мирное разрешение пограничных вопросов;
в) соблюдение международных обязательств, законности при осуществлении пограничной деятельности;
г) приоритет национальных интересов в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества;
д) единство целей и задач государственной пограничной политики и последовательность действий по их реализации;
е) адекватность мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве.
6. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу Российской Федерации (далее - государственная граница) и приграничную территорию Российской Федерации (далее - приграничная территория), подводную среду и воздушное пространство Российской Федерации, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию.
II. Состояние национальной безопасности
в пограничном пространстве
7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы.
8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана - пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации.
9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве.
10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности:
а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля;
б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы;
в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы;
г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы;
д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы "одного окна" и "одной остановки";
е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов;
ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе;
з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран.
11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия.
12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве.
13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории.
14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе;
б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока;
в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития;
г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах;
д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов;
ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения.
15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются:
а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств;
б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу;
в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории;
г) недостаточная организация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за пребыванием иностранных граждан на приграничной территории с регламентированным посещением;
д) низкая мотивация участия граждан в охране государственной границы.
III. Цель, основные задачи государственной пограничной
политики и направления ее реализации
16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве.
17. Основными задачами государственной пограничной политики являются:
а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности;
в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе;
г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности;
д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию;
е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов.
18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:
а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе:
актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе;
совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы;
развитие системы защиты и охраны государственной границы;
совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности;
б) обустройство государственной границы;
в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;
г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;
д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.
19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности;
б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики;
в) оптимизация структуры, состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности с учетом изменения характера угроз безопасности Российской Федерации и задач по их нейтрализации;
г) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму и транснациональной организованной преступности;
д) разработка и внедрение современных информационных технологий в управление пограничной деятельностью;
е) создание системы стимулов для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия федеральным органам исполнительной власти при реализации ими задач по защите и охране государственной границы.
20. Обустройство государственной границы осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия для осуществления пограничной деятельности. Реализация мероприятий по обустройству государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных, государственных, межведомственных и ведомственных программ и планов. Механизмами обустройства государственной границы являются:
а) создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем;
б) строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе;
в) совершенствование пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской государственной границе;
г) обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу, на которых существует тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков, в том числе модернизация и развитие программно-технических комплексов и других информационных систем, обеспечивающих автоматизацию пограничного и таможенного контроля;
д) обеспечение эксплуатации и поддержание в работоспособном состоянии объектов пограничной и социальной инфраструктуры;
е) совершенствование методов контроля за расходованием финансовых средств при строительстве объектов социальной и пограничной инфраструктуры на государственной границе и приграничной территории.
21. В целях создания условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории, предполагается:
а) развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности на приграничной территории с учетом существующих и развиваемых межрегиональных и международных связей;
б) дальнейшее развитие на приграничной территории особых экономических зон и установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности;
в) сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничной территории;
г) экономическое и административное регулирование внутренней и внешней миграции;
д) поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, родственных и дружественных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
е) сохранение и приумножение духовных и культурных ценностей населения, проживающего на приграничной территории;
ж) обеспечение устойчивого функционирования системы пропуска через государственную границу, включая своевременное установление, открытие новых и закрытие нефункционирующих пунктов пропуска, а также мест пересечения государственной границы;
з) дифференцированное применение правил пограничного режима (с учетом планов развития отдельных приграничных районов, особых экономических и природоохранных зон);
и) развитие взаимовыгодных форм приграничного сотрудничества;
к) повышение эффективности профилактической работы, применение экономических, административных и иных мер в отношении отдельных категорий населения, проживающего на приграничной территории и занимающегося контрабандой, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
л) противодействие попыткам продвижения отдельными иностранными государствами и международными организациями идеи "интернационализации" Северного морского пути, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов;
м) обеспечение безопасности мореплавания, объектов топливно-энергетического комплекса и объектов транспортной инфраструктуры во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
н) проведение профилактических мероприятий по предотвращению трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, а также по предотвращению пожаров;
о) обеспечение мероприятий по локализации последствий аварий и катастроф на приграничной территории.
22. Основу деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы и разграничению морских пространств составляют:
а) приоритет обеспечения национальных интересов;
б) уважение суверенитета и территориальной целостности государств, а также недопущение любых территориальных притязаний;
в) бесконфликтное завершение процесса международно-правового оформления государственной границы и разграничения морских пространств;
г) функционирование участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
д) возможность изменения прохождения государственной границы только на законной (правомерной) основе при условии обеспечения национальной безопасности, учета интересов договаривающихся сторон и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
е) создание на государственной границе благоприятных условий для развития международного и приграничного сотрудничества;
ж) осуществление международно-правового оформления государственной границы с Республикой Абхазия, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Южная Осетия в первоочередном порядке, с остальными государствами - в сроки, определяемые на основе межгосударственных отношений;
з) определение статуса и разграничение Каспийского моря.
23. Межгосударственное пограничное сотрудничество осуществляется в интересах поддержания добрососедских отношений между Российской Федерацией и сопредельными государствами и направлено на обеспечение бесконфликтного решения пограничных вопросов. Механизмами совершенствования межгосударственного пограничного сотрудничества являются:
а) развитие двустороннего и многостороннего пограничного сотрудничества с иностранными государствами, в том числе в рамках международных организаций и интеграционных объединений;
б) унификация национальных законодательств в части, касающейся защиты и охраны государственных границ;
в) выработка согласованных подходов к обеспечению коллективной безопасности на пространстве СНГ, подготовка сил и средств для действий в кризисных ситуациях;
г) участие в разработке и реализации межгосударственных целевых программ развития системы обеспечения безопасности на внешних границах Союзного государства и государств - участников СНГ;
д) совершенствование взаимодействия пограничных ведомств, других контрольных органов Российской Федерации и сопредельных государств, включая осуществление согласованных действий на отдельных участках государственных границ;
е) развитие приграничного сотрудничества, предусматривающего углубление торгово-экономических, культурных и межличностных связей населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
ж) содействие государствам - участникам СНГ в развитии пограничных структур, разработке концептуальных документов, документов стратегического планирования в сфере обеспечения пограничной безопасности, оказание военно-технической помощи;
з) реализация мер по противодействию транснациональной преступности на основе организации непрерывного мониторинга обстановки на приграничной территории, взаимного обмена информацией, практики проведения совместных пограничных операций, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных мероприятий;
и) унификация визовой политики в интересах совместного противодействия незаконной миграции;
к) проведение совместных учений, заходов кораблей береговой охраны в порты (на рейды) Российской Федерации и иностранных государств, а также мероприятий по обмену опытом между специалистами пограничного контроля;
л) поэтапное сокращение сил и средств, задействованных в защите и охране российско-абхазского и российско-югоосетинского участков государственной границы;
м) последовательный переход к согласованным с уполномоченными органами сопредельных государств действиям на отдельных участках государственной границы и совместной охране таких участков;
н) реализация совместных с государствами - участниками СНГ проектов в пограничной сфере, не противоречащих национальным интересам Российской Федерации;
о) совершенствование деятельности российских формирований, предназначенных для включения в состав группировки пограничных и иных ведомств государств - участников СНГ, направляемой для урегулирования (ликвидации) кризисной ситуации на внешних границах.
IV. Порядок взаимодействия субъектов государственной
пограничной политики при ее реализации
24. Реализация государственной пограничной политики является частью системы обеспечения национальной безопасности и осуществляется посредством скоординированной деятельности ее субъектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
25. Обеспечение координации деятельности субъектов государственной пограничной политики при ее реализации осуществляется Государственной пограничной комиссией.
26. В целях взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации ими государственной пограничной политики в федеральных округах по инициативе Государственной пограничной комиссии могут создаваться пограничные комиссии.
27. Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при реализации полномочий в сфере защиты государственной границы взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и его территориальными органами.
V. Показатели состояния национальной безопасности
в пограничном пространстве
28. Показателями состояния национальной безопасности в пограничном пространстве являются:
а) показатели, включенные в перечень основных показателей состояния национальной безопасности;
б) показатели, характеризующие:
состояние международно-правового оформления государственной границы (доля участков государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении, в общей протяженности государственной границы);
состояние системы защиты и охраны государственной границы (соответствие состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности, форм и способов пограничной деятельности характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве);
состояние системы пропуска через государственную границу (степень обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу);
состояние технической оснащенности пограничных органов федеральной службы безопасности (степень укомплектованности вооружением и техникой; доля современных образцов технических средств в общем количестве образцов, находящихся на вооружении этих органов);
состояние административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории (динамика изменения количества нарушений режима государственной границы и пограничного режима по годам; доля лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за правонарушения, рассмотрение дел о которых отнесено к ведению органов федеральной службы безопасности, в общем количестве лиц, привлеченных к уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на приграничной территории).
29. Целевые значения показателей состояния национальной безопасности в пограничном пространстве и критерии ее оценки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в соответствующей сфере государственной деятельности.
30. Эффективность реализации государственной пограничной политики оценивается по степени достижения целевых значений показателей состояния национальной безопасности в пограничном пространстве.
VI. Ресурсное обеспечение реализации государственной
пограничной политики
31. Источниками ресурсного обеспечения реализации государственной пограничной политики являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций.
Финансирование отдельных мероприятий по реализации государственной пограничной политики осуществляется за счет средств государственно-частного партнерства, программ приграничного сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом.
32. Основными механизмами ресурсного обеспечения реализации государственной пограничной политики являются:
а) формирование и выполнение государственного оборонного заказа;
б) разработка межгосударственных, государственных, региональных, межведомственных и ведомственных программ, предусматривающих финансирование мероприятий по реализации основных направлений государственной пограничной политики.
33. Научное обеспечение реализации государственной пограничной политики осуществляется по следующим направлениям:
а) анализ и оценка проблем, влияющих на национальную безопасность в пограничном пространстве;
б) выработка рекомендаций по совершенствованию государственной пограничной политики;
в) проведение фундаментальных научных, поисковых и прикладных исследований в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве и совершенствования государственной пограничной политики;
г) организация мониторинга геополитических процессов и их влияния на формирование угроз национальной безопасности в пограничном пространстве;
д) изучение состояния национальной безопасности в пограничном пространстве и подготовка предложений по приоритетным направлениям реализации государственной пограничной политики;
е) изучение и обобщение международного опыта в выработке и реализации пограничной политики в целях его использования в отечественной практике.
34. Информационное обеспечение реализации государственной пограничной политики осуществляется по следующим направлениям:
а) сбор и обобщение информации об общественно-политических, социально-экономических и иных процессах в пограничном пространстве и их влиянии на состояние национальной безопасности;
б) информирование российской общественности о результатах пограничной деятельности, проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве и ходе реализации государственной пограничной политики.
35. Реализация настоящих Основ осуществляется в период действия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
36. Настоящие Основы могут корректироваться в связи с изменением стратегических подходов Российской Федерации к обеспечению национальной безопасности.