УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

(Выписка)

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

2. Разрешить иметь в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю пять заместителей директора Службы, в том числе одного первого заместителя.

3. Разрешить Федеральной службе по техническому и экспортному контролю иметь свои территориальные органы, Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации (далее - головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные Службе организации.

4. Образовать в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю межведомственный коллегиальный орган - коллегию.

5. Определить, что Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ее территориальные органы и подведомственные ей организации являются правопреемниками Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, ее территориальных органов и подведомственных ей организаций.

6. Установить:

1) предельную штатную численность центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в количестве 289 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий);

2) предельную штатную численность территориальных органов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в количестве 1101 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

7. Для служебного пользования.

8. Правительству Российской Федерации:

1) в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом, а также представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

2) решить финансовые, материально-технические, социальные и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

9. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 2002 г. N 257 "Об учреждении геральдического знака - эмблемы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 10, ст. 992), а также в Положение о геральдическом знаке - эмблеме Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, в описание и рисунок геральдического знака - эмблемы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, утвержденные этим Указом, следующие изменения:

1) в Указе:

в наименовании, пунктах 1 и 2 слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

пункты 3 и 4 признать утратившими силу;

2) в Положении:

в наименовании слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Геральдический знак - эмблема Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - эмблема) является официальным символом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).";

в пункте 2 слова "председателя Гостехкомиссии России" заменить словами "директора ФСТЭК России";

в пунктах 3 - 5 слова "Гостехкомиссии России" и "Гостехкомиссией России" заменить словами "ФСТЭК России";

в пункте 6 слова "председателем Гостехкомиссии России" заменить словами "директором ФСТЭК России";

3) в наименовании и тексте описания геральдического знака - эмблемы слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

4) в наименовании рисунка геральдического знака - эмблемы слова "Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" заменить словами "Федеральной службы по техническому и экспортному контролю".

10. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 1010);

Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 25 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 140);

пункт 11 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3905);

Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2003 г. N 262 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 10, ст. 893).

11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

16 августа 2004 года

N 1085

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 16 августа 2004 г. N 1085

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

I. Общие положения

1. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

1) обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура);

2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации (далее - противодействие техническим разведкам);

3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации (далее - техническая защита информации);

4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

5) осуществления экспортного контроля.

2. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.

ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею.

Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации.

3. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.

4. Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

2.1) обеспечение проведения единой государственной политики в области засекречивания сведений при подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

4) осуществление самостоятельного нормативно-правового регулирования вопросов:

обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

противодействия техническим разведкам;

технической защиты информации;

размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

координации деятельности государственных органов и организаций по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также методического руководства этой деятельностью;

осуществления экспортного контроля;

5) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

6) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

7) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;

8) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по государственному регулированию размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

9) осуществление в пределах своей компетенции контроля деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

9.1) осуществление государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

10) реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

11) осуществление государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

12) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

5. ФСТЭК России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации в части, касающейся ФСТЭК России, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися деятельности ФСТЭК России.

Нормативные правовые акты и методические документы, изданные по вопросам деятельности ФСТЭК России, обязательны для исполнения аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

6. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

ФСТЭК России и ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности.

Деятельность ФСТЭК России обеспечивают Государственный научно-исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации ФСТЭК России (далее - головная научная организация по проблемам защиты информации), а также другие подведомственные ФСТЭК России организации.

6(1). ФСТЭК России обеспечивает в пределах своей компетенции создание информационной автоматизированной системы для управления деятельностью по технической защите информации и обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры и функционирование этой системы.

7. ФСТЭК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

II. Полномочия

8. ФСТЭК России осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает стратегию и определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению безопасности информации в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, обрабатывающих информацию ограниченного доступа (далее - информационные системы, созданные с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий), по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

2) разрабатывает и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам своей деятельности;

3) издает нормативные правовые акты по вопросам своей деятельности;

4) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции методические документы, организует их издание за счет средств, выделяемых из федерального бюджета ФСТЭК России на эти цели;

5) организует и финансирует работы по изучению излучений различной физической природы, возникающих при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

6) осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

6(1)) осуществляет в пределах своей компетенции централизованный учет информационных систем и иных объектов критической информационной инфраструктуры по отраслям экономики, а также мониторинг текущего состояния технической защиты информации и обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

6(2)) оперативно информирует в пределах своей компетенции аппараты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации об угрозах безопасности информации и уязвимостях информационных систем и иных объектов критической информационной инфраструктуры, а также о мерах по технической защите от этих угроз и уязвимостей;

6(3)) разрабатывает в пределах своей компетенции совместно с аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями процессы управления технической защитой информации и обеспечением безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, учитывающие отраслевую специфику данных объектов (за исключением процессов обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации), и организует внедрение этих процессов;

6(4)) организует в пределах своей компетенции взаимодействие аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации ими мер по повышению уровня технической защищенности информации и обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

6(5)) организует и проводит оценку эффективности деятельности аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по технической защите информации и обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

7) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

7.1) осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

8) осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный контроль и межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;

9) вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;

9.1) устанавливает в пределах своей компетенции нормы и требования, касающиеся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

10) выдает предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

11) организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки, подготавливает предложения, направленные на предотвращение утечки информации по указанным каналам;

12) организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации), по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, по технической защите конфиденциальной информации, по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации;

13.1) разрабатывает и устанавливает в пределах своей компетенции обязательные требования в области технического регулирования к продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, к продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции, издает по данному вопросу нормативные правовые акты; разрабатывает и утверждает методические документы;

13.2) осуществляет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;

13.3) устанавливает в пределах своей компетенции порядок организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям о защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и иной информации ограниченного доступа, включающий в себя требования к форме и содержанию документов, разрабатываемых при организации и проведении таких работ, а также осуществляет контроль за соблюдением указанного порядка;

14) выполняет в установленном порядке специальные работы по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

15) организует использование активных средств противодействия техническим разведкам;

16) участвует совместно с ФСБ России в проведении специальных экспертиз по допуску организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также принимает участие в проведении государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту указанных сведений;

17) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации технической защиты информации, по предотвращению ее утечки при использовании неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

18) осуществляет методическое руководство деятельностью аппаратов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, безопасности информации в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

19) осуществляет методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию и совершенствованию систем противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

20) организует работы по изучению влияния неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств на организм человека и окружающую среду;

21) проводит работы по прогнозированию развития сил, средств и возможностей технических разведок, по выявлению угроз безопасности информации, по оценке предполагаемой осведомленности технических разведок о сведениях, составляющих государственную тайну, и формирует банк данных по этим вопросам, а также определяет порядок доступа к указанному банку данных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;

22) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку и согласование в установленном порядке федеральных целевых программ (государственных программ) обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, защиты государственной тайны;

23) организует разработку программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых информационных технологий, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

24) определяет основные направления научных исследований и в пределах своей компетенции является государственным заказчиком общесистемных научных исследований в области защиты государственной тайны, обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации и экспортного контроля, государственным заказчиком федеральных целевых программ (государственных программ) в данных областях, а также государственным заказчиком по разработке и производству технических средств противодействия техническим разведкам и технической защиты информации общего применения, средств контроля за эффективностью проводимых мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

24.1) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

25) разрабатывает предложения по развитию научной, экспериментальной и производственной базы, организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях повышения эффективности решения вопросов, касающихся деятельности ФСТЭК России;

26) разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;

27) осуществляет выдачу заключений о возможностях размещения и использования на сухопутной территории Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля, поставляемых иностранной стороной в ходе реализации международных научных и научно-технических программ и проектов, организует и осуществляет контроль за соблюдением организациями-заявителями установленных дополнительных условий и требований, организует проведение необходимых экспертиз;

28) участвует в пределах своей компетенции в согласовании вопросов выдачи соответствующими федеральными органами исполнительной власти разрешений на проведение морских научных или ресурсных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

29) участвует в разработке и проведении мероприятий по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

30) - 31.6) утратили силу с 1 января 2018 года. - Указ Президента РФ от 25.11.2017 N 569;

31.7) разрабатывает и устанавливает в пределах своей компетенции требования по обеспечению безопасности информации в информационных системах, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий;

31.8) утверждает порядок ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры и ведет этот реестр;

31.9) утверждает форму направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий;

31.10) устанавливает требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (требования по обеспечению безопасности информационно-телекоммуникационных сетей, которым присвоена одна из категорий значимости и которые включены в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, - по согласованию с Минкомсвязью России), а также требования по созданию систем безопасности таких объектов и обеспечению их функционирования (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка - по согласованию с Банком России);

31.11) утверждает форму акта проверки, составляемого по итогам проведения государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

32) участвует в решении вопросов организации противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в процессе осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

33) участвует в согласовании проектов решений по комплектации экспортируемой продукции военного назначения, организует и проводит необходимые экспертизы;

34) участвует в согласовании вопросов размещения на территории Российской Федерации дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств;

35) участвует в пределах своей компетенции в разработке и реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

36) осуществляет методическое руководство работами по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в ходе подготовки и реализации международных договоров Российской Федерации в сфере укрепления мер доверия, сокращения (ограничения) вооруженных сил и вооружений, а также при функционировании на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями и при введении режимов открытости;

37) рассматривает (разрабатывает) предложения в целях определения позиции государственных делегаций Российской Федерации при проведении международных переговоров, обеспечивающие создание условий для противодействия техническим разведкам и для технической защиты информации;

38) участвует в осуществлении контроля за проведением мероприятий по предотвращению утечки по техническим каналам информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной информации, не относящейся к выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

39) участвует в обеспечении контроля за сертификацией и аттестацией автоматизированных систем, используемых в управлении технологическим процессом по уничтожению химического оружия, в том числе автоматизированных линий расснаряжения химических боеприпасов, с учетом требований информационной безопасности;

40) участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в досмотре инспекционного оборудования Организации по запрещению химического оружия в пункте въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации);

41) осуществляет методическое руководство подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

42) осуществляет координацию деятельности государственных органов и организаций по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и методическое руководство этой деятельностью, разрабатывает и утверждает порядок подготовки развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, согласовывает проекты этих перечней, осуществляет контроль за своевременностью пересмотра утвержденных развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

43) организует работы по рассекречиванию документов КПСС и рассмотрению архивных документов Правительства СССР в целях их рассекречивания или продления установленных сроков засекречивания;

44) осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности по реализации программ обеспечения защиты государственной тайны, организует выполнение мероприятий, предусмотренных указанными программами;

45) обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации;

46) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций для представления в установленном порядке проекты списков (перечней) товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю;

47) организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

48) участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

49) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ФСТЭК России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

50) обеспечивает в пределах своей компетенции участие Российской Федерации в международных режимах экспортного контроля;

51) осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и международных обязательств Российской Федерации в этой области;

52) организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля;

53) участвует в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в части, касающейся осуществления экспортного контроля;

54) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации;

55) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений о введении ограничений и (или) запретов на экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств Российской Федерации;

56) выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

57) утратил силу с 29 июня 2013 года. - Указ Президента РФ от 29.06.2013 N 593;

58) участвует в подготовке и реализации мероприятий по гармонизации и унификации национальных законодательств в области экспортного контроля государств - участников Содружества Независимых Государств и государств - членов Евразийского экономического сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

59) участвует в рассмотрении вопросов, касающихся присоединения Российской Федерации к международным экономическим санкциям в отношении одного государства или ряда государств;

60) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за экспортом и (или) импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, проводит по обращениям российских участников внешнеэкономической деятельности и правоохранительных органов идентификацию контролируемых товаров и технологий и выдает идентификационные заключения;

61) ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль;

61.1) формирует и ведет реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров;

62) участвует в деятельности по предотвращению несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров двойного назначения, ввезенных в Российскую Федерацию с предоставлением государственных гарантий их использования в заявленных целях, выдает в установленном порядке российские импортные сертификаты;

63) осуществляет методическое руководство проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий и контроль за ее проведением, ведет реестр организаций, получивших специальные разрешения на проведение такой экспертизы;

64) осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество, участвует в проведении мероприятий по международному информационному обмену, а также в разработке и реализации программ международного сотрудничества в области защиты информации, а также в области экспортного контроля;

65) организует и обеспечивает проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

65(1)) формирует перечень организаций, которые аккредитованы ФСТЭК России или имеют лицензии ФСТЭК России, осуществляют деятельность по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации и прекращение работы которых в военное время создаст предпосылки для нарушения устойчивого функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации;

66) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

9. ФСТЭК России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) вносить предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования:

Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации - в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры;

Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Совет Безопасности Российской Федерации - в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также в области экспортного контроля;

2) осуществлять контроль деятельности по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти (в Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПе - по согласованию с руководителями указанных органов), в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, определять порядок, формы и методы осуществляемого в пределах своей компетенции контроля;

3) контролировать с применением технических средств эффективность защиты:

объектов, на которых выполняются работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну;

образцов вооружения и военной техники при их разработке, производстве и полигонных испытаниях (военных объектов, образцов вооружения и военной техники при испытаниях на полигонах Минобороны России - по согласованию с Минобороны России, а на полигонах, находящихся в иностранных государствах, - и по согласованию с СВР России);

информации, обрабатываемой значимыми объектами критической информационной инфраструктуры, информационными системами, средствами и системами связи и управления, в том числе от специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней (в отношении технических средств и систем Минобороны России, СВР России, ФСБ России, ФСО России и ГУСПа, а также объектов и технических средств федеральных органов государственной власти, защита которых входит в их компетенцию, - по согласованию с руководителями указанных органов);

4) осуществлять радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций, выполняющих работы, связанные со сведениями, составляющими государственную и (или) служебную тайну, при использовании открытых каналов радио-, радиорелейных, тропосферных, спутниковых и других линий и сетей радиосвязи, доступных для радиоразведки;

5) контролировать размещение и использование иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5.1) утратил силу с 1 января 2018 года. - Указ Президента РФ от 25.11.2017 N 569;

6) осуществлять контроль за организацией противодействия техническим разведкам и технической защиты информации при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

7) выдавать предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в случае выявления в ходе осуществления контроля нарушений норм и требований, касающихся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

8) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по специальным каналам;

9) приостанавливать или отменять действие выданных сертификатов;

10) вносить в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам ее деятельности;

11) рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

12) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, методические документы и индивидуальные правовые акты;

13) проводить работы с использованием активных средств противодействия техническим разведкам;

14) отказывать при наличии соответствующих оснований в выдаче лицензий, осуществлять контроль за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий организациями, имеющими лицензии ФСТЭК России, при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности, приостанавливать в установленном порядке действие выданных лицензий;

15) разрабатывать и вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан;

16) заслушивать на заседаниях коллегии ФСТЭК России должностных лиц, уполномоченных руководителями федеральных органов исполнительной власти, по вопросам обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также должностных лиц, ответственных за организацию противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

17) утверждать квалификационные требования к специалистам, работающим в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, разрабатывать и утверждать примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области безопасности государства в части, касающейся обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

17.1) утверждать форму квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля, порядок его выдачи и отзыва, порядок проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля и его программу, перечень документов, необходимых для допуска к квалификационному экзамену, а также типовые дополнительные профессиональные программы обучения специалистов в области экспортного контроля;

18) назначать и проводить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проверки выполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, и принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений указанных требований;

19) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы и подведомственные организации;

20) вести соответствующие реестры;

21) заключать гражданско-правовые договоры;

22) организовывать и проводить в пределах своей компетенции семинары, конференции и симпозиумы, в том числе международные.

III. Организация деятельности

10. ФСТЭК России возглавляет директор Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСТЭК России полномочий.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

11. Директор:

1) осуществляет общее руководство деятельностью ФСТЭК России;

2) организует работу ФСТЭК России, распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия других должностных лиц;

3) организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

4) по согласованию с Министром обороны Российской Федерации докладывает Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСТЭК России;

5) докладывает Министру обороны Российской Федерации об исполнении поручений, отданных им во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации;

6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также в области экспортного контроля;

7) издает нормативные правовые акты, методические документы и индивидуальные правовые акты, контролирует их исполнение;

8) представляет ФСТЭК России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами и организациями;

9) запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций и должностных лиц необходимые для осуществления деятельности ФСТЭК России информацию, документы и материалы, в том числе добытые по специальным каналам;

10) образовывает в установленном порядке межведомственные рабочие и экспертные группы, привлекает для осуществления экспертных работ и проведения экспертиз в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

11) организует в ФСТЭК России рассмотрение дел об административных правонарушениях, определяет порядок рассмотрения указанных дел;

12) подписывает в установленном порядке международные договоры межведомственного характера по вопросам, касающимся деятельности ФСТЭК России;

13) решает в установленном порядке вопросы, связанные с приемом в ФСТЭК России иностранных делегаций (представителей) и командированием делегаций (работников) ФСТЭК России в иностранные государства;

14) представляет на утверждение Министра обороны Российской Федерации ежегодный план деятельности ФСТЭК России, а также отчет о его исполнении;

15) представляет Министру обороны Российской Федерации для последующего внесения в Правительство Российской Федерации проект положения о ФСТЭК России, а также предложения о предельной штатной численности центрального аппарата и территориальных органов ФСТЭК России и фонде оплаты труда их работников;

16) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата ФСТЭК России в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников, а также смету центрального аппарата ФСТЭК России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

17) утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание территориальных органов ФСТЭК России, а также их сметы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

18) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФСТЭК России и положения о территориальных органах ФСТЭК России;

19) утверждает в установленном порядке устав головной научной организации по проблемам защиты информации, принимает решения об изменении ее устава, о создании ее филиалов и открытии представительств, о реорганизации указанной организации;

20) утверждает в установленном порядке уставы организаций, подведомственных ФСТЭК России;

21) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата ФСТЭК России, военнослужащих, прикомандированных к ФСТЭК России, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФСТЭК России, руководителей подведомственных ей организаций;

21.1) устанавливает порядок и сроки проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, подведомственных ФСТЭК России;

21.2) учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия выплаты таких стипендий;

22) заключает, изменяет, расторгает в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовые договоры с работниками центрального аппарата ФСТЭК России, руководителями и заместителями руководителей территориальных органов ФСТЭК России, руководителями подведомственных ей организаций;

23) ходатайствует о заключении нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащими, прикомандированными к ФСТЭК России, по окончании срока предыдущего контракта;

24) определяет приоритетные направления деятельности головной научной организации по проблемам защиты информации, принципы формирования и использования ее имущества;

25) вносит в установленном порядке предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФСТЭК России;

26) является главным распорядителем средств, получаемых ФСТЭК России из федерального бюджета, распределяет средства, поступающие в соответствии с законодательством Российской Федерации из иных источников финансирования;

27) вносит в установленном порядке предложения об изменении предельной штатной численности центрального аппарата ФСТЭК России и ее территориальных органов, а также фонда оплаты труда их работников;

28) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в ФСТЭК России, издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по указанным вопросам;

29) определяет порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФСТЭК России, ее территориальных органов и головной научной организации по проблемам защиты информации доплат, надбавок, премий и других видов вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

30) заключает в установленном порядке договоры с научными организациями на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, защиты государственной тайны, экспортного контроля, а также договоры на разработку и производство средств противодействия техническим разведкам и технической защиты информации общего применения и средств контроля;

31) организует проверки деятельности территориальных органов ФСТЭК России и подведомственных ей организаций, в том числе осуществляет контроль их финансовой и хозяйственной деятельности;

32) утверждает документы на списание с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных ценностей и денежных средств, а также материально-технических средств, отслуживших установленные сроки эксплуатации, независимо от их стоимости;

33) использует государственные, в том числе правительственные, системы связи и телекоммуникаций;

34) утверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень сведений, подлежащих засекречиванию ФСТЭК России;

35) определяет порядок формирования, использования, предоставления и защиты федеральных информационных ресурсов в пределах полномочий ФСТЭК России;

36) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата ФСТЭК России, территориальных органов ФСТЭК России, головной научной организации по проблемам защиты информации, других подведомственных ФСТЭК России организаций к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, присвоению почетных званий, а также к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации;

37) ходатайствует перед Министром обороны Российской Федерации о награждении в установленном порядке работников ФСТЭК России именным огнестрельным и холодным оружием;

38) утверждает образцы и определяет порядок выдачи служебных удостоверений работникам ФСТЭК России;

39) учреждает ведомственные награды: почетные звания, ведомственные знаки отличия, почетные грамоты - для награждения работников ФСТЭК России, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на нее задач, утверждает положения об этих наградах, их описания и рисунки, определяет порядок награждения;

40) имеет наградной и подарочный фонды для награждения работников ФСТЭК России, а также других лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на нее задач;

41) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о выезде за пределы Российской Федерации работников ФСТЭК России и подведомственных ей организаций;

42) руководит осуществлением мобилизационной подготовки и мобилизации в ФСТЭК России, ее территориальных органах и подведомственных ей организациях;

43) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. В ФСТЭК России образуется коллегия, членами которой по должности являются руководящие работники федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.

Персональный состав коллегии ФСТЭК России утверждается Правительством Российской Федерации, регламент работы - директором ФСТЭК России.

На заседания коллегии ФСТЭК России выносятся наиболее важные вопросы в установленной сфере деятельности, имеющие межведомственный характер.

13. Финансирование расходов на обеспечение деятельности центрального аппарата ФСТЭК России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

14. ФСТЭК России, ее территориальные органы, головная научная организация по проблемам защиты информации и подведомственные ФСТЭК России организации являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своими наименованиями, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСТЭК России имеет геральдический знак - эмблему и флаг.

15. Местонахождение ФСТЭК России - г. Москва.