УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

В целях определения задач и основных направлений гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
5 сентября 2022 года
N 611

Утверждена
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 сентября 2022 г. N 611

КОНЦЕПЦИЯ
ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере гуманитарной политики.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, учитывает основные положения документов стратегического планирования Российской Федерации, затрагивающих вопросы международных отношений Российской Федерации.

4. В современном мире повышенное внимание уделяется роли человека и человеческого капитала, вследствие чего социально-гуманитарный потенциал активно используется в различных областях международных отношений и мировой политики, включая культуру, науку, образование, спорт и туризм. Деятельность в этих областях направлена на укрепление сотрудничества, взаимного доверия, развитие человеческого капитала, что приобретает особую значимость в период трансформации мировой политической системы. При реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом необходимо учитывать взаимосвязанный и взаимозависимый характер современных международных отношений.

5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Ее уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки, таких как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович, Д.И. Менделеев и И.В. Курчатов, но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России.

6. Несмотря на сложный исторический путь России, ее культура всегда объединяла российский народ. Накопленный веками исторический опыт, богатейшее культурное наследие и духовный потенциал России позволили ей занять особое место в мировом культурном пространстве и создали возможности для успешного продвижения за рубежом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также лучших отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта и информационно-коммуникационных технологий.

7. Уникальное географическое положение России предопределило синтез европейского и азиатского начал в культуре ее многонационального народа. Важным элементом формирования ценностных основ жизни российского общества, ее культурного своеобразия и национального менталитета стал общинный характер развития, выразившийся в том числе в стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей. Кроме того, многовековое мирное сосуществование на одной территории различных народов и религиозных групп способствовало развитию и взаимообогащению культур, уважению обычаев и традиций, терпимости к различным верованиям, инакомыслию, а также пониманию неприемлемости навязывания ценностей извне.

8. Гуманитарная политика Российской Федерации за рубежом является неотъемлемой частью внешней политики Российской Федерации. Особую роль в гуманитарной сфере играет культура как эффективный инструмент сглаживания противоречий между государствами и формирования объединительной международной повестки дня.

9. На мировой арене продолжает усиливаться борьба за культурное влияние с широким вовлечением в нее новых центров силы. Глобализация по-прежнему не только способствует взаимообогащению национальных культур, но и ставит под угрозу культурную самобытность стран и народов. В связи с этим при реализации настоящей Концепции следует учитывать увеличение количества попыток принизить значимость российской культуры и российских гуманитарных проектов, распространить и навязать искаженную трактовку истинных целей России по ознакомлению мировой общественности с ее культурным наследием и достижениями в различных гуманитарных областях, дискредитировать Русский мир, его традиции и идеалы, подменяя их псевдоценностями.

10. Кризис существующего миропорядка, многочисленные грубые нарушения прав человека, участившиеся случаи игнорирования Устава Организации Объединенных Наций (ООН), попытки политизации гуманитарной сферы и ее использования в качестве инструмента давления на государства и отдельных лиц, в том числе путем спекуляции на их гражданской, национальной и религиозной принадлежности, угрожают глобальной безопасности и действующим международно-правовым механизмам защиты прав человека.

11. На этом фоне особую актуальность приобретают многосторонние усилия и действия отдельных государств по укреплению системных основ международных отношений, прежде всего по обеспечению неукоснительного соблюдения Устава ООН. Российская Федерация исходит из того, что формирование международным сообществом политики в гуманитарной сфере и в области защиты прав человека должно осуществляться коллективно, с учетом мнения всех заинтересованных государств, многообразия цивилизаций и культур, традиций и особенностей исторического развития. Одним из приоритетов России в международных отношениях является отстаивание в рамках международных универсальных и региональных организаций значимости общечеловеческих ценностей и международного гуманитарного сотрудничества.

12. Духовно-культурный фундамент Российской Федерации будет способствовать упрочению позиций нашей страны на международной арене и достижению долгосрочных целей ее устойчивого развития.

II. Национальные интересы Российской Федерации
в гуманитарной сфере за рубежом. Цели, задачи и принципы
гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

13. Национальными интересами Российской Федерации в гуманитарной сфере за рубежом являются:

1) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

2) ознакомление мировой общественности с историческим и культурным наследием многонационального народа Российской Федерации и его достижениями;

3) взаимообогащение культур народов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе повышение доступности российского и мирового культурного достояния;

4) развитие международного гуманитарного сотрудничества на справедливой, взаимной, открытой и недискриминационной основе.

14. Целями гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми.

15. Задачами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются:

1) формирование представления о России как о государстве, которое бережно сохраняет свою богатую историю и культурное наследие, традиционные духовно-нравственные ценности и в котором динамично развивается социально-культурная жизнь в условиях свободы литературного, художественного и других видов творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений;

2) защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру;

3) продвижение преимуществ федеративного устройства Российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех народов, проживающих на его территории;

4) усиление роли, значения и конкурентоспособности русского языка в современном мире;

5) популяризация отечественных достижений в области культуры, науки, образования, спорта, информационно-коммуникационных технологий;

6) повышение конкурентоспособности отечественного образования и использование его потенциала для расширения российского гуманитарного влияния в мире;

7) развитие международного сотрудничества в области культуры, науки, образования, спорта и туризма;

8) повышение туристской привлекательности России для иностранных граждан;

9) поощрение международного молодежного сотрудничества, в том числе в культурной, научной и спортивной областях;

10) расширение использования инновационных технологий в информационном сопровождении реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

16. Принципами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом являются:

1) единство системы конституционных ценностей, которые характеризуют Россию как социально ориентированное государство, формирующее условия для всестороннего развития личности, реализации ее творческого потенциала, продвижения традиционных духовно-нравственных ценностей;

2) партнерство, заключающееся в реализации участниками международного гуманитарного сотрудничества совместных проектов, основанных на объединении ресурсов и координации деятельности в целях повышения эффективности такого сотрудничества;

3) невмешательство во внутренние дела других государств;

4) координация, предусматривающая открытость участников международного гуманитарного сотрудничества и их готовность учитывать интересы иных игроков на мировой арене.

III. Основные направления гуманитарной политики Российской
Федерации за рубежом

Формирование объективного восприятия Российской
Федерации за рубежом, продвижение традиционных российских
духовно-нравственных ценностей

17. В целях эффективного продвижения на мировой арене национальных интересов Российской Федерации в гуманитарной сфере необходимо активно добиваться формирования объективного восприятия России за рубежом с учетом следующих аспектов, влияющих на такое восприятие:

1) совокупность позитивных общепонятных культурных кодов, ассоциирующихся с Россией у международного сообщества;

2) поддержка в России традиционных духовно-нравственных ценностей;

3) наиболее значимые достижения отечественной науки и техники;

4) наиболее значимые события мировой истории, участником которых являлась Россия и которые демонстрируют освободительную, просветительскую и первопроходческую миссии нашей страны;

5) оказание Россией другим государствам помощи в чрезвычайных ситуациях;

6) реализация проектов в сфере содействия международному развитию;

7) развитие российского общества, включая наиболее успешные социально-гуманитарные проекты государства, направленные на повышение доступности образования и здравоохранения, поддержку материнства и детства, молодых семей, а также малообеспеченных и других социально незащищенных слоев населения;

8) высокое качество российского образования и наличие доступных для иностранных граждан образовательных программ, включая образовательные обмены;

9) выдающиеся российские спортивные достижения, наличие возможностей для развития международного сотрудничества в области спорта, а также открытость России такому сотрудничеству.

18. Успешное формирование объективного восприятия Российской Федерации за рубежом требует применения комплексного подхода к информационному сопровождению всех значимых событий, происходящих в нашей стране, и международных мероприятий с ее участием (подготовка зарубежной аудитории к объективному восприятию такого события или мероприятия, освещение непосредственно самого события или мероприятия, продолжение работы в информационном пространстве по итогам события или мероприятия).

19. Важно регулярно доводить до максимально широкой целевой зарубежной аудитории достоверную информацию о том, чем живет российское общество, чем гордится, какие ценности защищает. При этом следует учитывать растущий в мире запрос на традиционные ценности, в первую очередь семейные, обусловленный агрессивным насаждением рядом государств неолиберальных взглядов. Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие). Российскому менталитету присущи взаимопомощь, коллективизм, вера в добро и справедливость. Наряду с приверженностью традиционным духовно-нравственным ценностям, в российском обществе на протяжении тысячелетней истории нашей страны формировалось уважение к чужой культуре, вере, обычаям.

20. Россия оказывает помощь иностранным государствам, пострадавшим от стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов, стремится повышать эффективность деятельности в области чрезвычайного гуманитарного реагирования за рубежом, укреплять потенциал в области реагирования на кризисные ситуации. Наша страна поддерживает создание эффективных форматов взаимодействия в указанной области под эгидой ООН и других международных универсальных и региональных организаций, а также обмен передовым опытом по этим вопросам. Широкое информирование мировой общественности о деятельности России по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций будет способствовать усилению позиций нашей страны как одного из влиятельных центров современного многополярного мира, формированию ее объективного восприятия за рубежом, укреплению взаимовыгодного международного гуманитарного сотрудничества.

21. Россия привержена принципам равенства, справедливости, невмешательства во внутренние дела других государств, готова к взаимовыгодному сотрудничеству без предварительных условий, признает национальную и культурную идентичность, традиционные духовно-нравственные ценности величайшими достижениями человечества и видит их основой для последующего благополучного развития человеческой цивилизации.

Поддержка и продвижение русского языка в качестве языка
международного общения за рубежом

22. Русский язык занимает важное место среди языков мира и является одной из самых развитых, богатых и востребованных языковых систем вследствие общемировой значимости российской культуры. Это подтверждается тем, что русский язык является официальным или рабочим языком международных универсальных и региональных организаций, таких как ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств (СНГ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и другие. Следует активно продвигать принцип многоязычия в деятельности международных универсальных и региональных организаций, включая сохранение и расширение использования русского языка.

23. Поддержка и продвижение русского языка являются ключевыми элементами гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом и способствуют формированию положительного отношения к нашей стране в мире, ускорению ее научно-технологического и социально-экономического развития, привлечению высококвалифицированных специалистов, созданию условий для обеспечения межнационального согласия, а также возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

24. Поддержка и продвижение русского языка - неотъемлемая часть просветительской миссии Российской Федерации за рубежом, важнейший инструмент политико-экономического, культурно-гуманитарного и научно-образовательного сотрудничества нашей страны с иностранными государствами.

25. Русский язык является универсальным средством общения многонационального российского народа. Важную роль играет доступность образования на русском языке как в нашей стране, так и за рубежом.

26. Прочные позиции русский язык занимает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Продвижение за рубежом различных защищенных онлайн-технологий, в которых используется русский язык, будет способствовать формированию благоприятной среды для развития человека, обеспечению гармоничного становления будущих поколений. Все большее значение приобретают разработки русскоязычных интернет-платформ и онлайн-сервисов для общения и обучения. Важным и актуальным направлением в этой области является взаимодействие с использованием средств массовой информации, в том числе "новых медиа" (социальных сетей, мессенджеров и блогов), как эффективного инструмента "мягкой силы".

27. Накоплен положительный опыт в области преподавания русского языка как иностранного, а также методического и методологического сопровождения зарубежных школ, в которых осуществляется обучение русскому языку. Особое внимание уделяется проведению образовательных и культурных мероприятий, таких как олимпиады по русскому языку и русской литературе (классической и современной), мастер-классы на русском языке по музыке, живописи, балету, шахматам, зодчеству, математике, программированию (области, в которых россияне традиционно занимают лидирующие позиции).

28. Необходимо развивать сотрудничество с иностранными партнерами в области книгоиздания и библиотечной деятельности, обеспечивать российское участие в международных и национальных книжных выставках и ярмарках, поддерживать организацию переводов на иностранные языки произведений русской литературы.

Продвижение российской культуры за рубежом

29. Для целей настоящей Концепции культура рассматривается в качестве инструмента достижения взаимопонимания и сглаживания противоречий между государствами и народами.

30. Российская культура является важнейшей неотъемлемой частью мировой культуры. В качестве инструмента "мягкой силы" она способствует укреплению международного авторитета России, формированию ее объективного восприятия за рубежом и нейтрализации антироссийских настроений политико-идеологического происхождения. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано создавать благоприятные условия для реализации внешнеполитических задач и наряду с этим способствовать налаживанию конструктивного диалога, преодолению разногласий с иностранными партнерами.

31. В Российской Федерации культура является уникальным наследием ее многонационального народа. Россия ориентирована на взаимообогащение культур населяющих ее народов и готова делиться своим опытом с иностранными партнерами. При этом иностранным партнерам предоставлена возможность освещать свою национальную культуру в России и на площадках российских загранучреждений, что способствует не только ознакомлению российской общественности с культурными ценностями других государств и народов, но и формированию объективного восприятия России как дружественного и демократического государства, открытого для взаимодействия с культурами других народов.

32. Для всех заинтересованных иностранных партнеров обеспечиваются равные условия доступа к российской культуре с учетом соблюдения ими законодательства Российской Федерации. Большое значение при этом имеет работа, осуществляемая учрежденными в соответствии с международными договорами Российской Федерации российскими информационно-культурными центрами за рубежом и информационно-культурными центрами иностранных государств в России.

33. Прочной основой для продвижения российской культуры за рубежом является практика подготовки и реализации комплексных масштабных проектов в рамках "перекрестных" годов Российской Федерации с другими государствами и международного проекта "Русские сезоны". Весомый вклад в реализацию гуманитарной политики Российской Федерации вносит организация празднования за рубежом российских юбилейных и памятных дат, дней культуры России и других значимых для нашей страны событий, осуществление взаимных поездок деятелей культуры в целях развития творческих контактов, обмена опытом, участия в конференциях, симпозиумах и иных тематических мероприятиях.

34. Серьезным преимуществом многогранной отечественной культуры является возможность максимально широко представлять за рубежом выдающиеся образцы музыкального, театрального (в том числе оперного, балетного и драматического), циркового и эстрадного искусства, а также песенного и танцевального творчества народов России. В целях расширения присутствия Российской Федерации в мировом кинематографе необходимо продвигать на зарубежные рынки лучшие отечественные кинофильмы, содействовать проведению за рубежом фестивалей российского кино, участию российских кинематографистов в международных кинофестивалях, совместному кинопроизводству и сотрудничеству в иных формах.

35. Участие в международных книжных ярмарках, содействие привлечению иностранных партнеров к литературным, библиотечным и книжным форумам, проходящим в России, поддержка зарубежных библиотек, предлагающих своим читателям российские издания, перевод лучших произведений российских авторов на иностранные языки будут способствовать укреплению международных гуманитарных связей и высокой оценке за рубежом вклада России в мировое литературное наследие.

36. Необходимо создавать условия для открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры, представителями органов государственной власти, политическими деятелями, представителями бизнеса разных стран в целях широкого обсуждения на международных площадках проблем и тенденций развития мировой и российской культурной жизни. Организация комфортного пространства для общения и сотрудничества деятелей культуры, потенциальных партнеров и инвесторов становится важной задачей в контексте взаимообогащения культур и дальнейшей интеграции России в мировое культурное пространство.

Продвижение российской науки и образования за рубежом

37. Основным направлением гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом в области науки и образования является повышение конкурентоспособности российского образования, научных исследований и разработок, продвижение их на мировом рынке.

38. Необходимо активно использовать достижения в научно-технической сфере и инновационные разработки, освещать роль российских ученых в развитии мировой академической науки в целях укрепления объективного восприятия нашей страны в мире.

39. Важно добиваться признания российских научно-образовательных проектов в международном образовательном пространстве, способствовать продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке, расширению сети русских школ за рубежом, увеличению объемов подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования, в том числе на некоммерческой основе, повышению привлекательности российского образования. Особого внимания требует усиление роли российских образовательных организаций высшего образования в рамках сетевых образовательных проектов (Сетевого университета СНГ, Сетевого университета БРИКС, Университета ШОС и других).

40. Необходимо продолжать международное взаимодействие по линии образовательных сетей ЮНЕСКО, включая ассоциированные школы ЮНЕСКО, Межправительственную программу всемирного межвузовского сотрудничества и академической мобильности (ЮНИТВИН) и Всемирную сеть институтов профессионально-технического образования и подготовки кадров (ЮНЕВОК).

41. Возрастает потребность в содействии установлению и поддержанию двусторонних связей между образовательными организациями высшего образования Российской Федерации и иностранных государств путем реализации совместных проектов, обмена специалистами, учеными, преподавателями, обучающимися, а также научной и методической литературой, информационными материалами.

42. Одной из перспективных форм продвижения российского образования на мировом рынке образовательных услуг является создание в лицензированных за рубежом иностранных образовательных организациях отделений, в которых осуществляется обучение на русском языке и по российским стандартам высшего образования. Актуальным становится продвижение, распространение и масштабирование практики реализации программ двойного диплома, создание совместных с иностранными государствами образовательных организаций высшего образования на их территориях, организация совместных подготовительных курсов, открытие филиалов российских образовательных организаций высшего образования за рубежом.

43. Важно обеспечивать проведение в России научных форумов, конференций, симпозиумов, семинаров, повышение академической мобильности обучающихся, научных и педагогических работников, их участие в зарубежных научных мероприятиях, программах, проектах и исследованиях, в обменных программах научных институтов, а также привлечение талантливых молодых ученых, студентов и школьников к участию в международных конкурсах и олимпиадах.

44. С учетом передового мирового опыта необходимо повышать интерес иностранной молодежи к получению образования в России, в том числе путем предоставления грантов, разработки и реализации соответствующих образовательных программ, а также посредством использования потенциала некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в иностранных государствах, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации.

45. Важной составляющей продвижения российского образования и науки за рубежом является взаимодействие с выпускниками российских образовательных организаций высшего образования - гражданами иностранных государств, которые составляют политическую и интеллектуальную элиту этих государств.

46. Особое внимание следует уделять организации информационно-аналитического сопровождения продвижения российских образовательных услуг и научно-исследовательских программ за рубежом, включающего в себя комплекс мероприятий по информированию иностранных граждан через российские загранучреждения, представительства российских информационных агентств, находящиеся в иностранных государствах, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Российской Федерации, а также через медиаресурсы и социальные сети о возможности получения качественного высшего образования в России и о достижениях отечественных ученых.

Международное сотрудничество в области физической
культуры и спорта

47. Достижение взаимопонимания, выражение доброй воли и установление контактов между людьми неразрывно связаны с международным сотрудничеством в области физической культуры и спорта, которое способствует укреплению межкультурного диалога и положительного образа Российской Федерации на международной арене. В связи с этим особенно важна поддержка Россией международного олимпийского и паралимпийского движения, широкое участие представителей российского спорта в крупнейших международных физкультурных и спортивных мероприятиях. Дальнейшему укреплению сотрудничества с международными и национальными спортивными федерациями, организациями, клубами, обществами и государственными структурами способствует проведение обменов делегациями, спортсменами, командами, тренерами и иными специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных физкультурных и спортивных мероприятиях различного уровня и учебно-тренировочных сборах, проводимых как в России, так и за рубежом.

48. Значимой составляющей международного сотрудничества в области физической культуры и спорта является взаимодействие в рамках ЮНЕСКО и Всемирного антидопингового агентства. Россия последовательно выступает за развитие такого сотрудничества, за честный, справедливый спорт и недопущение его политизации.

49. Полноценное участие России в соревнованиях во всех олимпийских спортивных дисциплинах не должно зависеть от конъюнктурной политики отдельных государств и ангажированных подходов представителей профильных международных организаций. Важно защищать права российских спортсменов и не допускать их дискриминации.

50. Работа в рамках многосторонних механизмов не только придаст импульс развитию физической культуры и спорта в нашей стране с учетом применения передового мирового опыта, но и будет способствовать укреплению ведущей роли Российской Федерации в международном сотрудничестве в области физической культуры и спорта, принятию международными спортивными организациями и федерациями решений о реализации в России крупных международных спортивных проектов: Олимпийских и Паралимпийских игр, универсиад, чемпионатов мира и Европы по отдельным видам спорта. Следует уделять постоянное внимание участию в деятельности руководящих и рабочих органов международных спортивных организаций и федераций, профильных структур спортивных международных организаций, стремиться к включению в их состав авторитетных российских экспертов в области физической культуры и спорта.

51. Важным аспектом международного сотрудничества в области физической культуры и спорта является активизация взаимодействия с иностранными государствами в следующих сферах: спорт высших достижений; массовый спорт; физическая культура и спорт инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья; спортивная медицина; спортивная наука; государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта; строительство и эксплуатация спортивных объектов; организация спортивных соревнований; проведение обменов тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта.

52. Массовый спорт давно стал действенным инструментом политики поощрения населения к ведению здорового образа жизни. Повышенное внимание в мире уделяется также развитию детско-юношеского спорта. Россия поддерживает включение в международную спортивную повестку детско-юношеского спорта, в том числе разработку и реализацию программ, направленных на развитие детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также на организацию и внедрение различных форматов международного сотрудничества в данной области. К работе на этом направлении необходимо привлекать неправительственные организации, детско-юношеские спортивные союзы, ассоциации и федерации, олимпийские и паралимпийские объединения.

Международное сотрудничество в сфере туризма

53. Важной социальной функцией туризма является развитие личности, творческого потенциала, расширение кругозора, получение знаний об истории, культуре и традициях страны. Посещение России позволяет иностранным гражданам знакомиться с историей, культурой и традициями многонационального народа нашей страны, благодаря чему у них формируется ее объективное восприятие.

54. Большое значение имеют международные туристские обмены, способствующие налаживанию добрососедских связей, контактов между людьми, распространению информации о России из первых рук.

55. Необходимо уделять особое внимание повышению туристской привлекательности Российской Федерации за рубежом: распространять информационные и рекламные материалы, обеспечивать участие представителей нашей страны в международных туристских форумах, проводить презентации российских туристских программ и маршрутов.

Международное молодежное сотрудничество

56. Международное молодежное сотрудничество - одно из значимых направлений гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, позволяющее развивать дружеские, добрососедские и партнерские отношения между государствами. Реализация проектов в этой сфере является действенным инструментом укрепления положительного образа России на международной арене.

57. Международное молодежное сотрудничество осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и включает в себя как двустороннее взаимодействие на основе межправительственных и межведомственных соглашений, так и многостороннее сотрудничество в рамках ООН, СНГ, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, ШОС, БРИКС, Евразийского экономического союза, Арктического совета, Организации Исламского сотрудничества и других международных и региональных организаций.

58. Эффективным механизмом развития международного молодежного сотрудничества является вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы, а также в волонтерское движение путем реализации программ международного молодежного партнерства и проведения молодежных обменов.

59. Основные усилия на этом направлении должны быть сосредоточены на выстраивании равноправных партнерских отношений между российскими и иностранными молодежными общественными организациями, поиске совпадающих интересов таких организаций и межгосударственных объединений и, как следствие, на развитии двустороннего и многостороннего молодежного сотрудничества.

60. Важно регулярно проводить мероприятия, направленные на дальнейшее укрепление и развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поддержка инициатив активных молодых граждан России в сфере международного сотрудничества будет содействовать расширению географии молодежных проектов, укреплению авторитета российского молодежного движения за рубежом. Этому способствуют такие международные форматы, как Международный молодежный форум "Евразия Глобал", Международная премия "#МыВместе", программы и мероприятия проектных офисов международного молодежного сотрудничества по направлениям "Россия - БРИКС", "Россия - Арктический совет", "Россия - Центрально-Азиатский регион", "Россия - Организация Исламского сотрудничества", включая международные акселерационные программы развития молодежного предпринимательства, советы волонтерских организаций России и иностранных государств, а также Всероссийский конкурс "Лидеры международного сотрудничества".

61. Особую роль в международном молодежном сотрудничестве играет гуманитарная деятельность молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в частности успешно реализованный проект - автоматизированная информационная система "Молодые соотечественники", представляющая собой интерактивную платформу для сотрудничества, общения и развития сообщества молодых соотечественников, проживающих за рубежом.

Оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом

62. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

63. В мире проживают десятки миллионов российских соотечественников. Это одна из самых больших по численности диаспор. Будучи включенными в другую систему ценностей, соотечественники, проживающие за рубежом, остаются носителями не только русского языка, русской культуры и традиций, но и языков, культуры и традиций народов России. Благодаря установлению прочных связей с соотечественниками по всему миру, оказанию им поддержки и содействия в сохранении родного языка и культуры Россия укрепляет на международной арене свой образ демократического государства, стремящегося к формированию многополярного мира, сохранению его культурно-цивилизационного многообразия.

64. Значительной остается роль организаций соотечественников, проживающих за рубежом, в популяризации русского языка, культуры, науки, образования, спорта и туризма, в развитии двустороннего сотрудничества в гуманитарной сфере и межкультурного диалога.

Сохранение исторического и культурного наследия

65. Сохранение исторического и культурного наследия является приоритетной задачей государства. Формирование представления об историческом и культурном наследии как о важном факторе передачи будущим поколениям культурного (цивилизационного) кода имеет большое значение для поддержания самобытной национальной культуры.

66. Следует поощрять международное сотрудничество в области сохранения, реставрации и охраны культурных ценностей, вырабатывать надежные гарантии возвращения в Российскую Федерацию временно направленных в другие государства музейных экспонатов, принимать меры по предотвращению незаконного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей и незаконной передачи права собственности на них. При осуществлении контактов с компетентными органами иностранных государств необходимо добиваться восстановления права собственности на культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации и нелегально вывезенные за пределы страны, их возвращения в Россию.

67. В целях укрепления положительного образа России в мире следует активно использовать в рамках международных форматов различные инструменты "дипломатии наследия", способствующие охране и популяризации российского исторического и культурного наследия за рубежом. Необходимо содействовать сохранению и приумножению объектов культурного наследия иностранных государств, находящихся в России, и оказывать помощь в восстановлении иностранных памятников культуры за пределами нашей страны.

68. Распространение объективной информации об истории России (включая периоды Российской империи и СССР), в том числе содержащейся в архивных материалах, имеет важное значение для сохранения достоверной памяти о прошлом и противодействия попыткам фальсификации истории. Немаловажную роль играет оказание содействия иностранным государствам, сталкивающимся с вольной интерпретацией исторических событий отдельными государствами в своих геополитических интересах.

69. Необходимо проводить активную работу в целях пресечения попыток ряда стран переписать историю Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, преуменьшить роль советского народа в Великой Победе и, как итог, умалить гордость россиян, особенно молодежи, за свою Родину. Продвижение в международном информационном пространстве разноплановой информации о достижениях нашей страны и обеспечение влияния такой информации на общественное мнение должны способствовать распространению за рубежом убежденности в высоком научном и культурном потенциале России, ее исторической и первопроходческой роли в освоении космоса, развитии мирного атома и в других областях.

Использование возможностей средств
массовой информации и современных технологий в формировании
объективного восприятия России на международной арене

70. Средства массовой информации играют важную роль в формировании образа государства на международной арене. В условиях глобализации средства массовой информации могут содействовать интеграции культур, в первую очередь через сеть "Интернет", способствовать развитию диалога и достижению взаимопонимания между представителями различных культур. Средства массовой информации являются мощным инструментом влияния на сознание людей, продвижения информации, выполняют просветительскую функцию.

71. Необходимо развивать международное сотрудничество информационных агентств, проводить журналистские обмены, обеспечивать трансляцию российских телеканалов, ориентированных в том числе на зарубежную аудиторию, включая соотечественников, проживающих за рубежом, а также содействовать распространению в иностранных государствах российских периодических печатных изданий.

72. Следует особо отметить важность деятельности российских средств массовой информации в реализации гуманитарной политики России, формировании ее объективного восприятия за рубежом. Именно средства массовой информации, в первую очередь российские телеканалы и "новые медиа" (социальные сети, мессенджеры и блоги), являются наиболее эффективным инструментом "мягкой силы", способствующим популяризации российской культуры и продвижению русского языка за рубежом, а также обеспечивающим информационное сопровождение различных российских гуманитарных мероприятий.

73. Необходимо активно доносить до зарубежной аудитории информацию о существенных наработках российских компаний в области информационно-коммуникационных технологий, включая цифровое образование. Высокий уровень развития цифровых сервисов, предоставления услуг связи может оказать положительное влияние на формирование на международной арене представления о России как о цифровом государстве.

74. Широкое внедрение современных цифровых технологий создает новые возможности для освещения гуманитарной деятельности России за рубежом, предоставления зарубежной аудитории достоверной информации о нашей стране, позволяет гражданам других государств удаленно участвовать в различных культурных, научных и спортивных мероприятиях, проводимых в России, получать образование на русском языке и повышать свою квалификацию.

75. Расширение российского присутствия в сети "Интернет", активизация работы с русскоязычными пользователями и зарубежной аудиторией сети "Интернет" имеют существенное значение для популяризации отечественных достижений в гуманитарной сфере, развития диалога, повышения интереса к истории и культуре России. Продвижение за рубежом отечественных цифровых образовательных платформ и социальных сетей существенно повысит эффективность инструментов российской "цифровой дипломатии".

IV. Гуманитарное сотрудничество

Многостороннее гуманитарное сотрудничество

76. Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют многосторонние связи, в том числе участие России в деятельности международных организаций и ее взаимодействие с региональными интеграционными объединениями. Большое значение при этом имеет проведение многосторонних культурных, научных, образовательных и спортивных мероприятий, включая международные фестивали, конференции, симпозиумы, олимпиады, универсиады, чемпионаты и другие мероприятия.

77. Необходимо стремиться к расширению участия России на международно-правовой основе в многостороннем гуманитарном сотрудничестве, в том числе с учетом возможного присоединения к наиболее важным и отвечающим интересам страны международным договорам.

78. Одной из целей многостороннего гуманитарного сотрудничества с международными организациями является максимально эффективное использование их возможностей для оказания содействия культурно-гуманитарному развитию нашей страны, активизации обменов на всех уровнях, включая региональный, с учетом требований законодательства Российской Федерации.

79. При осуществлении многостороннего гуманитарного сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики и спорта большое значение имеет продвижение на международной арене российских позиций при определении единых подходов к реализации гуманитарной политики в этих областях в многосторонних форматах, в том числе путем выработки общих правил, обмена передовыми практиками организации деятельности, внедрения лучшего российского опыта за рубежом и использования лучшего зарубежного опыта для содействия совершенствованию гуманитарной политики в России.

80. Российская Федерация как многонациональное и многоконфессиональное государство способствует установлению равноправного взаимовыгодного диалога и партнерства между культурами и религиями, в том числе последовательно проводит эту линию в рамках ООН, СНГ, ЮНЕСКО и других международных универсальных и региональных организаций.

81. Особое место в установлении равноправного взаимовыгодного диалога и партнерства между культурами и религиями принадлежит ООН и ее специализированным учреждениям. ООН играет фундаментальную роль в налаживании полноценного межцивилизационного диалога, направленного на достижение согласия между представителями различных культур, религий и конфессий.

82. Приоритетным направлением гуманитарной политики России является развитие многостороннего гуманитарного сотрудничества с государствами - участниками СНГ, которое осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и плане основных мероприятий по ее реализации.

83. Основной задачей многостороннего гуманитарного сотрудничества с государствами - участниками СНГ является формирование единого культурного, образовательного и информационного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих государств, всестороннее развитие таких связей, поиск новых эффективных форм сотрудничества, укрепление исторически сложившихся позиций русского языка в этих государствах.

84. Многостороннее гуманитарное сотрудничество с государствами - участниками СНГ должно осуществляться в тесном взаимодействии с Советом по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Следует способствовать развитию взаимодействия Фонда с другими международными институтами, занимающимися гуманитарной проблематикой.

85. Необходимо последовательно развивать взаимодействие с ЮНЕСКО, целью которой является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Важно не допускать дальнейшей политизации этой Организации, исключая из ее повестки дня вопросы территориальной целостности и суверенитета, приводящие к возникновению конфликтного потенциала на этой важной международной площадке. В интересах сохранения традиционной для ЮНЕСКО атмосферы консенсуса, всеобщей вовлеченности, взаимного уважения и равноправного диалога следует решительно пресекать попытки продвижения отдельными государствами политически мотивированных и неуниверсальных инициатив, а также противодействовать безосновательному навязыванию обсуждения тематики прав человека в рамках этой Организации. Залогом широкого признания ведущей роли ЮНЕСКО в многостороннем культурном, образовательном и научном сотрудничестве является сохранение ее межправительственного характера, соблюдение положений Устава ЮНЕСКО, а также решений ее руководящих органов.

86. Следует добиваться совершенствования содержательного наполнения и форм деятельности ЮНЕСКО в Российской Федерации, расширения географии ее присутствия в России в целях поддержки отечественной культуры, науки и образования. Необходимо способствовать объединению российской общественности на основе ценностей, закрепленных в Уставе ЮНЕСКО, более активно задействовать интеллектуальный потенциал России в целях реализации задач гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

87. Важно грамотно использовать возможности сотрудничества со Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Всемирной организацией здравоохранения, Детским фондом ООН, Программой ООН по окружающей среде, Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест, Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей, Международным советом музеев, Международным советом архивов, Международным советом по музыке, Международным советом по танцу, Международным театральным институтом, Международной ассоциацией изобразительных искусств, Международной ассоциацией издателей и другими специализированными учреждениями ООН, организациями и структурами системы ООН, а также с межправительственными и неправительственными организациями, организациями и общественными объединениями иностранных государств, осуществляющими деятельность, направленную на развитие международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

88. В целях расширения туристских связей необходимо в полной мере использовать потенциал заинтересованных организаций. При этом особое внимание следует уделять работе по развитию взаимовыгодного сотрудничества с соответствующими международными организациями, государственными органами и организациями иностранных государств для продвижения российских интересов в области туризма с учетом его значимой роли в сближении государств и регионов, налаживании гуманитарных и экономических связей.

89. В части, касающейся развития сотрудничества в области реагирования на чрезвычайные ситуации, большое значение имеют партнерские отношения с Международной организацией гражданской обороны.

90. Одним из приоритетов России остается взаимодействие с другими государствами в общеевропейском формате по вопросам, связанным с культурой, наукой, образованием, молодежной политикой и спортом. Следует активнее расширять участие России в отвечающих ее интересам международных договорах в области культуры, образования, и спорта.

91. Необходимо продолжать развивать многостороннее гуманитарное сотрудничество в рамках таких международных региональных организаций и объединений, как ШОС, Организация Черноморского экономического сотрудничества, диалоговое партнерство Россия - АСЕАН, форум "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество".

Двустороннее гуманитарное сотрудничество

92. Важную роль в гуманитарном сотрудничестве играют двусторонние связи. Россия проводит последовательную многовекторную гуманитарную политику за рубежом и готова развивать практику культурных, научных, образовательных и спортивных обменов со всеми государствами, ориентируясь на двусторонние международные договоры о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, туризма, молодежной политики, средств массовой информации. Политическая, экономическая ситуация, складывающаяся в том или ином государстве, не должна отражаться на развитии отношений в гуманитарной сфере. Россия в вопросах двустороннего гуманитарного сотрудничества открыта для всего мира. В то же время объем и формы двустороннего гуманитарного сотрудничества с разными государствами зависят от истории, традиций, географических факторов, уровня двусторонних отношений, состояния договорно-правовой базы, материальных и финансовых возможностей и заинтересованности участников такого сотрудничества.

93. Необходимо обеспечить проведение на равноправной и взаимовыгодной основе культурных обменов с партнерами России из государств "Группы двадцати". При этом следует добиваться реализации договоренностей, достигнутых в гуманитарной сфере в рамках этого формата, в том числе касающихся сохранения культурного и языкового многообразия, развития системы образования, соблюдения этики научных исследований.

94. Приоритетной задачей остается углубление двустороннего сотрудничества в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма с государствами на постсоветском пространстве: с государствами - участниками СНГ, с Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой.

95. При развитии гуманитарных и культурных связей с прибалтийскими государствами, а также с Молдавией и Грузией следует учитывать вопросы соблюдения прав русскоязычного населения в этих государствах.

96. Необходимо уделять особое внимание развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества со славянскими странами с учетом наших общих культурно-исторических традиций. Целесообразно всемерно содействовать сотрудничеству, осуществляемому в рамках общественных организаций, в частности Форума славянских культур.

97. Одним из направлений двустороннего гуманитарного сотрудничества является сохранение участия России в системе европейского культурного взаимодействия. Необходимо поддерживать сбалансированное взаимовыгодное двустороннее гуманитарное сотрудничество с западноевропейскими государствами, а также способствовать расширению российского культурного присутствия в центрально- и восточноевропейском регионах с учетом готовности к этому государств регионов.

98. В целях развития двустороннего гуманитарного сотрудничества следует активно использовать потенциал многочисленной российской диаспоры для популяризации за рубежом отечественной культуры, науки, образования, спорта, туризма, а также для формирования объективного представления об истории и современной жизни России.

99. Следует расширять двустороннее гуманитарное сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе по линии регионального партнерства) с учетом их возрастающей роли в современных международных отношениях и наличия в этих странах развитой культурной инфраструктуры.

100. Особое значение имеет традиционное и все более динамично развивающееся двустороннее гуманитарное сотрудничество с Китаем. Необходимо продолжать последовательную работу по выведению на новый уровень взаимодействия с Индией. Широкие перспективы у потенциала гуманитарной дипломатии в отношениях с Японией с учетом большого спроса на русскую культуру в японском обществе. Требуются серьезные усилия для дальнейшей активизации двустороннего гуманитарного сотрудничества с Вьетнамом, Лаосом, Монголией, значительная часть политической элиты и творческой интеллигенции которых получила образование в нашей стране и продолжает ориентироваться на российские духовные ценности. Хорошие перспективы имеет практика привлечения в Россию молодежи из азиатских стран в целях получения высшего образования. Весомый потенциал имеет двустороннее сотрудничество в области спорта, в том числе в части, касающейся предоставления командам из азиатских стран площадок для проведения сборов и тренировок по зимним видам спорта.

101. В отношении государств Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки следует стремиться к повышению уровня гуманитарного сотрудничества с ними и культурного присутствия в них России с учетом взаимных интересов, материальных и финансовых возможностей. Важное место в развитии связей с государствами этих регионов занимают культурные и образовательные обмены, расширение практики подготовки иностранных специалистов по российским образовательным стандартам, сотрудничество в области спорта, особенно в части, касающейся обмена опытом проведения крупных спортивных мероприятий, противодействия политизации спорта. Значительный потенциал существует также для развития сотрудничества с этими государствами в области туризма.

102. Особого внимания требует развитие двустороннего гуманитарного сотрудничества с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ираком, Ливаном, Ливией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Сирией, Ираном, Афганистаном, а также с Государством Палестина.

103. Широкие возможности имеются для развития двустороннего гуманитарного сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Парагваем, Уругваем и Чили.

V. Межкультурный и межрелигиозный диалог

104. Многовековая история гармоничного сосуществования в нашей стране различных народов, этнических групп и вероисповеданий, сохранение обычаев и традиций многонационального народа Российской Федерации являются важнейшими цивилизационными достижениями, имеющими большое значение для решения задач по обеспечению стабильности в мировом сообществе.

105. Российское государство создавалось как единение народов. Благодаря многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировалось уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.

106. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всего многонационального народа Российской Федерации.

107. Россия активно поддерживает развитие межкультурного и межрелигиозного диалога как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Особое место в развитии такого диалога занимает религия.

108. Международное межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви, российских исламских организаций и других организаций, представляющих традиционные для нашей страны конфессии (в том числе в части, касающейся организации культурно-просветительских мероприятий за рубежом), вносит существенный вклад в установление и развитие духовных связей между людьми и народами.

109. Участие представителей традиционных для нашей страны конфессий в международных гуманитарных мероприятиях, проводимых в рамках ЮНЕСКО, Совета ООН по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, способствует развитию межрелигиозного диалога, укреплению взаимопонимания и уважения, распространению уникального российского опыта совместной работы представителей разных конфессий в гуманитарной сфере.

110. Большое значение для развития межкультурного и межрелигиозного диалога имеет реализация уникального по формату проекта "Дни России в зарубежных странах с включением мероприятий духовного характера", который позволяет демонстрировать достижения российской культуры и богатейшее духовное наследие нашей страны. Работа в рамках реализации этого проекта открывает новые возможности для популяризации богатейшего исторического и культурного наследия России, создает благоприятный фон для осуществления внешнеполитической деятельности, акцентирует внимание на важности морально-нравственных основ политики, необходимости объединения усилий в борьбе с религиозной нетерпимостью, результатом которой нередко становится варварское уничтожение культурного наследия.

VI. Формирование и основные механизмы реализации
гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

111. Президент Российской Федерации определяет основные направления гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

112. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят работу по законодательному обеспечению реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, а также способствуют выполнению задач парламентской дипломатии.

113. Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

114. Министерство иностранных дел Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации предложения о направлениях гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, осуществляет реализацию внешнеполитического курса Российской Федерации в сфере гуманитарной политики, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и международных связей субъектов Российской Федерации в этой сфере.

115. Иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также заинтересованные организации осуществляют деятельность в сфере гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом в соответствии с принципом единства внешней политики Российской Федерации при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации.

116. Большое значение при реализации гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом имеет деятельность российских загранучреждений.

117. Настоящая Концепция служит основой для разработки государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, межотраслевых и отраслевых программ и проектов, программ в сфере международного межрегионального и приграничного сотрудничества, направленных на укрепление международного авторитета России, формирование объективного восприятия нашей страны за рубежом, обеспечение ее долгосрочных интересов.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области