РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ
НА ТЕРРИТОРИЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Принят
Государственной Думой
26 июля 2018 года
Одобрен
Советом Федерации
28 июля 2018 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и обеспечением функционирования специальных административных районов на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область) с учетом их геополитического положения, а также направлен на ускорение их социально-экономического развития.
2. Создание и обеспечение функционирования специальных административных районов на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область) осуществляются в целях формирования инвестиционно привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов.
3. К отношениям, касающимся функционирования специального административного района на территории острова Русский (Приморский край), органов управления данного специального административного района, а также осуществления в нем полномочий органов государственной власти, применяются положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток". Положения настоящего Федерального закона применяются к данным отношениям в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
4. К отношениям, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) специальный административный район - территория острова Русский (Приморский край) или острова Октябрьский (Калининградская область), на которой действует правовой режим специального административного района;
2) инфраструктура специального административного района - совокупность территории специального административного района, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, находящихся на территории специального административного района и предназначенных для осуществления деятельности участников специального административного района, перечень которых определяется управляющей компанией;
3) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере функционирования специальных административных районов. Полномочия уполномоченного органа в отношении специального административного района на территории острова Русский (Приморский край), за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 4.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, реализуются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ;
4) управляющая компания - российское юридическое лицо, которое создается в специальном административном районе и на которое возложены функции по обеспечению функционирования специального административного района или ранее созданное юридическое лицо и на которое возложены указанные функции. Функции управляющей компании на территории острова Русский (Приморский край) выполняет управляющая компания, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" определена Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования территорий опережающего развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество;
5) правовой режим специального административного района - совокупность условий функционирования специального административного района в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими особенности правового положения участников специальных административных районов, международных компаний и общественно полезных фондов или личных фондов, имеющих статус международных фондов (международных общественно полезных фондов либо международных личных фондов);
6) договор об осуществлении деятельности на территории специального административного района (далее - договор об осуществлении деятельности) - договор, заключаемый между участником специального административного района и управляющей компанией, устанавливающий виды деятельности участника специального административного района на территории специального административного района, условия осуществления такой деятельности, права, обязанности и ответственность сторон;
7) вспомогательные виды деятельности - виды деятельности, необходимые для обеспечения деятельности участников специального административного района, осуществляемые лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
8) лица, осуществляющие вспомогательные виды деятельности, - юридические лица, на которые не распространяется правовой режим специального административного района и которые заключили с управляющей компанией договоры об осуществлении на территории специального административного района вспомогательных видов деятельности;
9) спор в рамках специального административного района - спор, одной из сторон которого является участник специального административного района;
10) участник специального административного района - лицо, сведения о котором внесены в реестр участников специального административного района.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
СПЕЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 3. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории специального административного района
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого действует правовой режим специального административного района, для целей осуществления деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом принимает решение о создании управляющей компании, а также возлагает на нее функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом или возлагает такие функции на ранее созданное юридическое лицо, за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на территории специального административного района
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляют свои полномочия на территории специального административного района в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на территории специального административного района могут осуществляться специально созданными, в том числе на территории специального административного района, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уполномоченными:
1) в сфере внутренних дел;
2) на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;
3) на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей;
4) на осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
5) в области таможенного дела;
6) на осуществление функций по контролю и надзору в сферах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
7) на осуществление функций по контролю и надзору в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;
8) на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
9) на осуществление функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Глава 3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
Статья 5. Процедура рассмотрения заявки на осуществление деятельности в качестве участника специального административного района
1. Иностранное юридическое лицо, намеревающееся стать участником специального административного района в связи с изменением личного закона в порядке редомициляции, либо учредитель (учредители) международной компании или международного общественно полезного фонда или учредитель международного личного фонда, намеревающиеся создать соответствующие международную компанию или международный фонд в порядке инкорпорации, либо нотариус, намеревающийся создать международный наследственный фонд во исполнение завещания его учредителя (далее - заявитель), подает в управляющую компанию заявку на заключение договора об осуществлении деятельности (далее - заявка). В заявке указываются следующие сведения:
1) полное фирменное наименование заявителя или фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
1.1) наряду со сведениями, указанными в пункте 1 настоящей части, при регистрации международного личного фонда заявка должна содержать:
а) фамилию, имя, отчество (при наличии) учредителя иностранного юридического лица - в случае создания международного личного фонда в порядке редомициляции;
б) указание на то, что заявитель является учредителем международного личного фонда, - в случае создания международного личного фонда в порядке инкорпорации;
в) фамилию, имя, отчество (при наличии) учредителя международного наследственного фонда - в случае создания международного наследственного фонда нотариусом во исполнение завещания его учредителя;
2) вид (виды) деятельности, который планируется осуществлять в рамках договора об осуществлении деятельности;
3) срок, на который планируется заключить договор об осуществлении деятельности;
4) номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя, а также номера телефона, факса, адрес электронной почты, которые планируется использовать для связи с участником специального административного района в случае его регистрации в порядке инкорпорации;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии) контактного лица заявителя, номера телефона, факса, адрес электронной почты такого лица.
2. Заявка должна быть подписана лицом (лицами), имеющим право действовать от имени заявителя без доверенности, или в случае создания международного личного фонда в порядке инкорпорации его учредителем, или в случае создания международного наследственного фонда нотариусом. В случае создания международной компании в порядке инкорпорации двумя или более учредителями такую заявку подает и подписывает лицо, определенное соответствующим решением собрания учредителей о создании международной компании. В случае участия в регистрации международного общественно полезного фонда в порядке инкорпорации двух и более лиц такую заявку подает и подписывает лицо, определенное соответствующим решением о создании международного фонда в виде протокола собрания учредителей, договора или иного документа.
3. По итогам рассмотрения заявки управляющая компания принимает одно из следующих решений:
1) о заключении договора об осуществлении деятельности;
2) об отказе в заключении договора об осуществлении деятельности.
4. Кредитные организации, некредитные финансовые организации, операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры не могут признаваться участниками специальных административных районов, и с ними не может быть заключен договор об осуществлении деятельности.
5. Основаниями для отказа в заключении договора об осуществлении деятельности по итогам рассмотрения заявки, а также основаниями для его расторжения в одностороннем порядке по требованию управляющей компании являются:
1) несоответствие заявки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
2) подача заявки ненадлежащим лицом;
3) неисполнение существенных условий договора об осуществлении деятельности, а именно неосуществление участником деятельности, предусмотренной договором, в течение срока, определенного таким договором;
4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обстоятельства.
6. В случае отказа от заключения договора об осуществлении деятельности или расторжения ранее заключенного договора об осуществлении деятельности управляющая компания уведомляет об этом заявителя с мотивированным обоснованием таких отказа или расторжения.
6.1. В случае уклонения участника специального административного района от заключения договора об осуществлении деятельности в течение не менее трех месяцев после внесения в реестр участников специального административного района управляющая компания вносит в указанный реестр запись о прекращении статуса участника специального административного района.
7. В случае принятия решения о заключении договора об осуществлении деятельности управляющая компания в течение пяти рабочих дней с даты принятия этого решения обязана направить проект такого договора заявителю.
8. Типовой договор об осуществлении деятельности, в соответствии с которым может быть заключен договор об осуществлении деятельности, утверждается уполномоченным органом.
9. Основаниями для прекращения договора об осуществлении деятельности являются:
1) истечение срока действия договора об осуществлении деятельности или его досрочное расторжение;
1.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении статуса или ликвидации международной компании либо о ликвидации международного общественно полезного фонда либо международного личного фонда;
2) иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10. Управляющая компания вносит в реестр участников специального административного района запись о прекращении статуса участника специального административного района в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока действия договора об осуществлении деятельности, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении договора об осуществлении деятельности, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора об осуществлении деятельности, либо даты получения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении статуса международной компании, либо истечения срока, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Управляющая компания обязана уведомить участника специального административного района о внесении записи в реестр участников специального административного района о прекращении статуса участника специального административного района не позднее 10 рабочих дней с даты внесения такой записи.
11. Статус участника специального административного района утрачивается:
1) с даты внесения соответствующей записи в реестр участников специального административного района в случае, предусмотренном частью 6.1 настоящей статьи;
2) с даты окончания срока действия договора об осуществлении деятельности либо с даты подписания сторонами соглашения о расторжении договора об осуществлении деятельности;
3) с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора об осуществлении деятельности;
4) с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении статуса международной компании.
Статья 6. Документы, прилагаемые к заявке
К заявке прилагаются документы, подтверждающие соответствие юридического лица, подавшего заявку на регистрацию в качестве участника специального административного района, или учредителей создаваемого юридического лица, подавших заявку на его регистрацию в качестве участника специального административного района, требованиям, предъявляемым к международной компании или международному общественно полезному фонду либо международному личному фонду, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I для получения статуса международной компании или статуса международного общественно полезного фонда либо международного личного фонда.
Статья 7. Порядок присвоения статуса участника специального административного района
1. Государственная регистрация международной компании в порядке редомициляции или в порядке инкорпорации является основанием для внесения ее в реестр участников специального административного района.
1.1. Государственная регистрация международного общественно полезного фонда либо международного личного фонда в порядке редомициляции или в порядке инкорпорации является основанием для внесения его в реестр участников специального административного района.
2. Управляющая компания обязана внести сведения об участнике специального административного района в реестр участников специального административного района не позднее одного дня с даты государственной регистрации международной компании или международного общественно полезного фонда либо международного личного фонда.
3. Международная компания и международный общественно полезный фонд либо международный личный фонд признаются участниками специального административного района с даты внесения соответствующей записи в реестр участников специального административного района.
Статья 8. Требования к лицу, претендующему на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории специального административного района
Лицо, претендующее на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории специального административного района, должно иметь статус юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Уполномоченный орган
Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:
1) определение и реализация государственной политики в сфере создания и функционирования специальных административных районов;
2) утверждение типового договора об осуществлении деятельности;
3) утверждение типовой формы арбитражного соглашения о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;
4) определение требований к структуре отчета управляющей компании и сроков его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4.1) утверждение формы документа, подтверждающего статус международной компании, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ
СПЕЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
Статья 10. Общие условия осуществления деятельности участников специального административного района
1. Деятельность участника специального административного района осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором об осуществлении деятельности.
2. Деятельность участника специального административного района должна соответствовать его целям.
3. Контроль за соответствием деятельности участника специального административного района договору об осуществлении деятельности осуществляется управляющей компанией.
Статья 11. Права и обязанности участников специального административного района
1. Участники специального административного района вправе:
1) получать земельные участки и строить объекты инфраструктуры в порядке, предусмотренном земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности;
2) привлекать лиц, осуществляющих вспомогательные виды деятельности;
3) определять вспомогательные виды деятельности;
4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
2. Участники специального административного района обязаны:
1) представлять управляющей компании ежегодный отчет о своей деятельности, в котором в том числе указывается информация о результатах (промежуточных результатах) выполнения обязательств международной компании по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах", если в ранее направленных отчетах эта информация не была отражена;
1.1) представлять управляющей компании отчет о деятельности международного общественно полезного фонда либо международного личного фонда или заявление о продолжении своей деятельности в случаях, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
2) добросовестно и надлежащим образом выполнять обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором об осуществлении деятельности.
Статья 12. Договор об осуществлении деятельности
1. Договор об осуществлении деятельности является гражданско-правовым договором и заключается с участником специального административного района. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, на договор об осуществлении деятельности, а также на отношения, вытекающие из такого договора, распространяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.
2. Договор об осуществлении деятельности может содержать арбитражное соглашение о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением. Передача споров, вытекающих из договоров об осуществлении деятельности, в третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не допускается. Арбитражные соглашения о передаче споров, вытекающих из договоров об осуществлении деятельности, в третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, являются недействительными.
3. В договор об осуществлении деятельности могут вноситься изменения, которые оформляются дополнительным соглашением к договору об осуществлении деятельности. Дополнительное соглашение заключается в той же форме и с соблюдением тех же требований, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договора об осуществлении деятельности.
4. Расторжение договора об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон или по решению суда. Договор об осуществлении деятельности может быть расторгнут судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий такого договора другой стороной или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.
5. В случае прекращения действия договора об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус участника специального административного района.
Статья 13. Особенности деятельности управляющей компании
1. Управляющая компания осуществляет следующие функции:
1) общее организационное руководство и координация деятельности в специальном административном районе;
2) обеспечение функционирования инфраструктуры специального административного района;
3) принятие решений о предоставлении или лишении статуса участника специального административного района;
4) заключение с участниками специального административного района договоров об осуществлении деятельности;
5) ведение реестра участников специального административного района и предоставление органам государственной власти документов, подтверждающих статус участников специального административного района;
6) оказание при необходимости участникам специального административного района услуг, необходимых для осуществления соответствующей деятельности (в том числе юридических услуг, бухгалтерских услуг);
7) иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
2. Управляющая компания осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи, самостоятельно и не вправе поручать третьим лицам осуществление указанных функций или иным образом передавать третьим лицам право на их осуществление.
3. Финансовое обеспечение деятельности управляющей компании осуществляется за счет собственных средств управляющей компании, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Управляющая компания обязана ежегодно размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о своей деятельности.
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СПЕЦИАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ РАЙОНЕ
Статья 14. Правовой режим специального административного района
На территории специального административного района действует правовой режим для участников специального административного района, установленный настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими особенности правового положения участников специальных административных районов, международных компаний и международных общественно полезных фондов либо международных личных фондов.
Статья 15. Контроль за деятельностью управляющей компании
Контроль за деятельностью управляющей компании осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым она создана, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Глава 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ
Статья 16. Подсудность споров в рамках специального административного района. Рассмотрение споров третейским судом
1. Споры в рамках специального административного района подсудны государственным судам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Споры в рамках специального административного района могут передаваться на рассмотрение третейского суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При наличии арбитражного соглашения о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, на рассмотрение третейского суда могут быть переданы также споры, связанные с особенностями предоставления статуса участника специального административного района, деятельности по договору об осуществлении деятельности.
Статья 17. Приведение в исполнение арбитражного решения, принятого по спору в рамках специального административного района
1. Производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения, принятого по спору в рамках специального административного района, регулируется положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. При наличии прямого соглашения между сторонами спора определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения выносится Арбитражным судом Калининградской области или Арбитражным судом Приморского края в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о выдаче исполнительного листа без проведения судебного заседания. При этом сторона спора вправе представить возражения в отношении такого заявления в течение семи дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Часть 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. До момента создания управляющей компании или возложения ее функций на ранее созданное юридическое лицо в соответствующем специальном административном районе ее функции осуществляет федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, за исключением оказания участникам специального административного района услуг, необходимых для осуществления соответствующей деятельности (в том числе юридических услуг, бухгалтерских услуг), обеспечения функционирования инфраструктуры специального административного района.
4. В связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в 2022 и 2023 годах могут быть установлены особенности выполнения и (или) признания выполненными, а также освобождения от выполнения требований, касающихся подачи заявки на осуществление деятельности в качестве участника специального административного района, предусмотренной статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
3 августа 2018 года
N 291-ФЗ