ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. N 3980-р

1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.

2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования обеспечить реализацию стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 г. N 3980-р

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Указ Президента Российской Федерации от 06 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

большие данные;

управление показателями достижения национальных целей в режиме инцидент-менеджмента.

Указанные технологии будут применены для информационного сопровождения граждан и контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, для организации процессов управления в сфере здравоохранения на основе результатов обработки медицинских данных в электронной форме и перехода к электронному документообороту в сфере здравоохранения Российской Федерации, цифровизации процессов планирования и управления в сфере здравоохранения Российской Федерации при условии обеспечения защиты персональных данных граждан.

В рамках реализации стратегического направления будет осуществлена реализация следующих 2 ключевых проектов:

"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения";

"Медицинские платформенные решения федерального уровня".

В результате реализации проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения" будет обеспечено решение следующих задач, необходимых для цифровой трансформации:

увеличение охвата населения, у которого медицинская информация хранится в электронном структурированном виде и доступна для пациента и его лечащего врача вне зависимости от медицинской организации субъекта Российской Федерации, в которой оказывается медицинская помощь;

обеспечение медицинскими организациями доступа для граждан к электронным медицинским документам посредством личного кабинета пациента "Мое здоровье" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

обеспечение механизма взаимодействия медицинских организаций за счет создания и развития подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - единая система), формирующих единый цифровой контур здравоохранения;

внедрение в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;

использование медицинскими организациями частной системы здравоохранения медицинских информационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие с подсистемами единой системы;

обеспечение информационного взаимодействия автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения с единой системой;

обеспечение создания и эксплуатации единой ведомственной медицинской информационно-аналитической системы Федерального медико-биологического агентства;

обеспечение эксплуатации и развития государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, осуществление ее интеграции с единой системой;

обеспечение эксплуатации подсистемы "Федеральный реестр электронных медицинских документов" единой системы;

создание цифрового профиля пациента на базе единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию;

создание условий для разработки таргетированных программ и внедрения технологий персонифицированной медицины в процесс управления общественным здоровьем;

обеспечение возможности централизованного ведения расчетов за оказанную медицинскую помощь, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;

обеспечение формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;

организация дистанционного контроля объемов, сроков и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

обеспечение эксплуатации системы электронных рецептов;

реализация возможности лицензирования медицинской деятельности с использованием дистанционных технологий и данных единой системы;

расширение возможности лицензионного контроля со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения за соблюдением лицензиатами обязательных требований с использованием данных государственных информационных систем;

обеспечение защиты информации.

В результате реализации проекта "Медицинские платформенные решения федерального уровня" будет обеспечено решение задачи, необходимой для цифровой трансформации и предусматривающей создание и внедрение специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи.

Стратегическое направление утверждается до 2024 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования и систем видеонаблюдения) российского происхождения.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации

Целями цифровой трансформации являются достижение высокой степени "цифровой зрелости", оптимизация рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий в целях повышения доступности оказания медицинской помощи, обеспечения эффективной и оптимальной маршрутизации пациента, межведомственного взаимодействия, обеспечения высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента и увеличения доли раннего выявления заболеваний.

Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.

Текущее и целевое состояние "цифровой зрелости" здравоохранения характеризуется целевым показателем "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" и рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915".

Задачами цифровой трансформации являются:

обеспечение преемственности оказания медицинских услуг, от профилактики заболеваний до результатов диагностики, лечения и реабилитации после перенесенной болезни;

обеспечение динамического управления ресурсами здравоохранения на региональном и федеральном уровнях;

предоставление возможности организациями, осуществляющими отдельные полномочия страховщика по обязательному медицинскому страхованию, проводить дистанционный контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с использованием структурированных электронных медицинских документов;

разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на основе анализа больших данных о состоянии здоровья населения России;

переход к электронному документообороту в здравоохранении Российской Федерации;

организация информационного сопровождения и поддержки застрахованных лиц при получении медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;

формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний на основе обработки первичных электронных медицинских документов с использованием технологии больших данных;

обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля;

обеспечение защиты информации, в том числе персональных данных и врачебной тайны;

сокращение временных издержек медицинских работников, не связанных с оказанием медицинской помощи.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния здравоохранения, решаемыми при цифровизации, являются:

слабое управление данными из-за отсутствия интегрированных приложений, а также единой среды управления справочной и нормативной информацией;

повышенная нагрузка на медицинских работников как следствие работы с несколькими системами и большим объемом ручного ввода данных и необходимостью ведения документации, в том числе медицинской, в бумажной форме;

длительные сроки, сложности разработки и реализации "сквозных" сервисов и бизнес-процессов вследствие необходимости точечной интеграции нескольких информационных систем, реестров и регистров;

низкие показатели доступности приложений и информационной среды как следствие использования различных вычислительных ресурсов на федеральном и региональном уровнях;

ограниченные возможности в проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

сложная многоступенчатая процедура формирования и контроля исполнения базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;

разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения, отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия, отсутствие структурированных электронных медицинских документов;

ограниченность межведомственного электронного взаимодействия.

Вызовами цифровой трансформации здравоохранения являются:

обеспечение эффективной, оптимальной маршрутизации пациента;

обеспечение высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента;

создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан;

проактивное информирование граждан в целях стимулирования раннего обращения пациентов за медицинской помощью;

повышение доступности медицинской помощи за счет усиления роли первичного звена здравоохранения;

единство подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и финансовому обеспечению медицинской помощи;

внедрение системы внутреннего контроля полноты выполнения клинических рекомендаций, начиная с рабочего места медицинского работника;

построение актуальной аналитики.

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:

недостаточность цифровых компетенций граждан и отсутствие доверия к цифровым медицинским сервисам;

дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками;

низкий темп отказа от бумажного документооборота при переходе к электронному документообороту;

различный уровень готовности и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации к внедрению новых цифровых технологий;

невозможность исполнения отдельных пунктов и мероприятий стратегического направления, а также достижения результатов за счет изменения приоритетности и объемов финансирования в связи с такими возникающими угрозами, как распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.

IV. Ответственные за реализацию стратегического направления

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство здравоохранения Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральное медико-биологическое агентство;

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;

иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные медицинские организации.

Приложение N 1
к стратегическому направлению в области
цифровой трансформации здравоохранения

ПРОЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наименование проекта
Цель проекта
Срок реализации проекта
Краткое описание проекта
Заинтересованные лица
1.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения
повышение эффективности функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия организаций в сфере здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения
до 2024 года
в результате цифровизации здравоохранения гражданам обеспечена доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе электронной записи к врачу, электронных рецептов, электронных медицинских документов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" по факту оказания медицинской помощи за выбранный период;
создание условий для обмена данными пациентов между медицинскими организациями с обеспечением защиты персональных данных граждан.
Единый цифровой контур в здравоохранении направлен на решение следующих задач:
осуществление медицинской деятельности в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи;
обеспечение экономической эффективности сферы здравоохранения;
управление персоналом;
обеспечение эффективного управления цифровой инфраструктурой;
организация оперативной оплаты оказанной медицинской помощи, сокращение бумажного документооборота;
обеспечение оперативного контроля качества оказанной медицинской помощи;
контрольно-надзорная деятельность
пациенты,
медицинские работники,
органы управления здравоохранением,
участники системы обязательного медицинского страхования,
медицинские профессиональные некоммерческие организации,
медицинские организации
2.
Медицинские платформенные решения федерального уровня
обеспечение возможности ранней диагностики заболеваний, своевременное предупреждение отклонений от клинических рекомендаций в ходе лечения и организация возможности непрерывного наблюдения за каждым пациентом, предоставление медицинским специалистам и управленцам современного инструмента ведения и автоматизированного контроля оказания профильной медицинской помощи согласно порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям для повышения качества ее оказания
до 2024 года
проект направлен на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям медицинской помощи (в том числе по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, профилактической медицине, акушерству и гинекологии и неонатологии), что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи и позволит повысить ее доступность в медицинских организациях всех уровней системы здравоохранения на основе единых методологических подходов (порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации)
пациенты,
медицинские профессиональные некоммерческие организации,
органы управления здравоохранением,
медицинские организации,
российские организации в сфере ИТ-технологий

Приложение N 2
к стратегическому направлению в области
цифровой трансформации здравоохранения

ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Наименование проекта
Ответственный федеральный орган исполнительной власти
Наименование показателя
Единица измерения показателя
2022 год
2023 год
2024 год
1.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения
Минздрав России
число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
тыс. человек
35000
40000
45000
доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в общем числе записей к врачу (посещений, обращений)
процентов
48
56
63
доля граждан, воспользовавшихся электронными медицинскими документами с помощью личного кабинета пациента "Мое здоровье", в общем числе лиц, имеющих личные кабинеты пациентов "Мое здоровье"
процентов
30
60
80
количество услуг (сервисов), по которым обеспечено проактивное информирование граждан в личном кабинете пациента "Мое здоровье"
штук
5
10
15
доля форм медицинских документов, для которых обеспечена возможность отказа от их ведения в бумажном виде, в общем количестве форм медицинских документов
процентов
10
30
60
доля законченных случаев оказания медицинской помощи, по которым сформированы электронные медицинские документы, доступные пациентам в личном кабинете пациента "Мое здоровье", в общем количестве законченных случаев
процентов
30
70
100
2.
Медицинские платформенные решения федерального уровня
Минздрав России
доля медицинских организаций государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющих взаимодействие с вертикально интегрированными медицинскими информационными системами по профилям онкология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактическая медицина, акушерство и гинекология и неонатология, в общем количестве медицинских организаций
процентов
30
60
100
доля законченных случаев лечения, в отношении которых обеспечена возможность предупреждения отклонений от клинических рекомендаций, в общем числе законченных случаев лечения на базе вертикально интегрированных медицинских информационных систем
процентов
10
50
80
доля оцифрованных клинических рекомендаций по профилям онкология, сердечно-сосудистые заболевания, профилактическая медицина, акушерство и гинекология и неонатология, в общем количестве клинических рекомендаций по данным профилям
процентов
30
50
100
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области