ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2021 г. N 3971-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2021 г. N 3971-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее соответственно - Стратегическое направление, цифровая трансформация) являются:
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г.;
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия";
государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса";
Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации";
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р;
Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р;
Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р;
перечень мероприятий по реализации национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 2661-р;
план мероприятий ("дорожная карта") "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденный Правительством Российской Федерации 9 сентября 2021 г.
В ходе реализации Стратегического направления в агропромышленном комплексе, в том числе в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, производстве напитков и табака, на сельских территориях, и рыбохозяйственном комплексе, в том числе в рыболовстве и рыбоводстве, будут внедрены следующие технологии:
моделирование и прогнозирование;
цифровые двойники;
искусственный интеллект, в том числе машинное обучение, компьютерное зрение;
интернет вещей;
беспилотные летательные аппараты;
беспилотная сельскохозяйственная техника и робототехника;
дистанционное зондирование Земли;
спутниковые системы связи и позиционирования;
обработка больших данных;
сенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных;
технологии учета промысловой деятельности (для оснащения судов рыбопромыслового флота).
Указанные технологии будут применяться как в рамках государственного управления, так и для повышения эффективности производственных и сбытовых процессов предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Актуализация Стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации Стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
Реализация Стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются достижение "цифровой зрелости" в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, достижение продовольственной безопасности, повышение эффективности производственных процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, расширение сбытовых возможностей предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также повышение цифровой грамотности работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Задачами цифровой трансформации являются:
повышение экономической и физической доступности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов за счет использования цифровых решений;
обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;
снижение издержек и себестоимости продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
повышение открытости информации для предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
сокращение бумажного документооборота и сроков предоставления государственных услуг;
сокращение незаконного оборота продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
повышение качества планирования мероприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются:
высокий уровень дефицита на рынке труда специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями;
отсутствие учебных программ по подготовке специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в области использования современных инновационных технологий для сбора и обработки информации о состоянии и использовании земель в агропромышленном комплексе;
неразвитость прогнозирования и планирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в цифровой среде;
недостаточное развитие цифровой инфраструктуры;
недостаточная доступность информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
отсутствие единой цифровой площадки получения отраслевых данных;
неразвитость сбыта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов через цифровые каналы;
недостаточная точность данных в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах;
высокая капиталоемкость мероприятий цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации являются:
обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов квалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями;
снижение потерь в цепочке производства продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
наращивание доли необходимой для деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов информации в открытом доступе, а также повышение уровня ее достоверности;
оптимизация контрольно-надзорной деятельности;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения и увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
зависимость от импортных технологий и цифровых решений для разработки цифровых сервисов и платформ;
недостаточность объемов финансирования;
нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации;
высокий уровень различий в развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и их кадрового потенциала.
Проект в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведен в приложении N 1.
Показатели в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации Стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации Стратегического направления, является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
предприятия агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
научные и образовательные организации, в том числе подведомственные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;
граждане;
иные.
Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов Российской Федерации
на период до 2030 года
ПРОЕКТ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование проекта
|
Цель проекта
|
Срок реализации проекта
|
Краткое описание проекта
|
Бенефициары
|
Проект "Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов" <*>
|
достижение высокой "цифровой зрелости" в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
|
до 2030 года
|
внедрение цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих достижение продовольственной безопасности, "цифровой зрелости", расширение сбытовых возможностей предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, повышение эффективности производственных процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах и снижение издержек, повышение цифровой грамотности работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
|
федеральные органы исполнительной власти;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
предприятия агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов;
научные и образовательные организации, в том числе подведомственные Минсельхозу России;
граждане;
иные
|
--------------------------------
<*> Проект "Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов" может быть осуществлен как в рамках реализации отдельных ведомственных программ цифровой трансформации, так и в рамках реализации консолидированной программы цифровой трансформации в случае принятия решения о ее разработке и утверждении в соответствии с Положением о ведомственных программах цифровой трансформации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами", и ведомственными актами Минсельхоза России.
Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов Российской Федерации
на период до 2030 года
ПОКАЗАТЕЛИ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование проекта
|
Ответственный федеральный орган исполнительной власти
|
Наименование показателя
|
Единица измерения показателя
|
Значения показателя по годам
|
|||
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2030 год
|
||||
Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
|
Минсельхоз России
|
Создана единая цифровая платформа агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
|
процентов
|
-
|
-
|
40
|
100
|
Создан Ситуационный цифровой центр Минсельхоза России и Росрыболовства
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
100
|
||
Планирование балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов осуществляется в цифровом виде
|
процентов
|
-
|
-
|
70
|
100
|
||
Количество процессов в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, автоматизированных посредством искусственного интеллекта
|
не менее шт.
|
-
|
-
|
1
|
5
|
||
Обеспечена возможность оказания государственной поддержки предприятиям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в цифровом формате
|
процентов
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Обеспечен перевод взаимодействия Минсельхоза России и органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации в части государственной поддержки предприятиям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в цифровой формат
|
процентов
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Обеспечено предоставление государственных услуг в рамках полномочий Минсельхоза России и Росрыболовства
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
100
|
||
Обеспечена возможность предоставления документов в электронном виде по регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним
|
процентов
|
-
|
-
|
100
|
100
|
||
Количество отраслевых показателей, по которым собираются данные на единой цифровой платформе
|
тыс. показателей
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Наличие в цифровом формате информации о сортах семян и саженцев сельскохозяйственных культур
|
процентов
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Наличие в цифровом формате генетической информации о племенных животных
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
100
|
||
Информация о сельских населенных пунктах и постоянно проживающем в них населении содержится в цифровом формате
|
процентов
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Обеспечена прослеживаемость зерна и продуктов его переработки, подлежащих прослеживанию
|
процентов
|
-
|
50
|
75
|
100
|
||
Обеспечен учет сельскохозяйственных животных
|
процентов
|
-
|
-
|
30
|
100
|
||
Обеспечена прослеживаемость оборота животноводческой продукции
|
процентов
|
-
|
-
|
80
|
100
|
||
Обеспечено покрытие мониторинга рыбопромысловой деятельности пользователей водных биологических ресурсов в режиме, приближенном к реальному времени
|
процентов
|
-
|
30
|
50
|
100
|
||
Процент рыбопромысловых судов, оснащенных электронными весами и камерами с передачей информации в режиме реального времени
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
50
|
||
Процент информации о землях сельскохозяйственного назначения, которая содержится в цифровом виде, в том числе их качественные характеристики (показатели плодородия и наличия мелиорации)
|
процентов
|
-
|
-
|
70
|
100
|
||
Сведения о земельных участках сельскохозяйственного назначения, синхронизированные со сведениями Единого государственного реестра недвижимости
|
процентов
|
-
|
-
|
50
|
100
|
||
Наличие информации о структуре севооборота, осуществляющегося на земельных участках, количество и виды вносимых удобрений, включая азотные удобрения
|
процентов
|
-
|
-
|
30
|
100
|
||
Наличие информации о производимой на земельных участках сельскохозяйственной продукции (виды, урожайность, валовой сбор) и сельскохозяйственных товаропроизводителях
|
процентов
|
-
|
-
|
30
|
100
|
||
Обеспечена возможность дистанционного определения состояния посевов и объемов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых землях
|
процентов
|
-
|
-
|
30
|
100
|
||
Наличие информации о видах и размере получаемой государственной поддержки
|
процентов
|
-
|
-
|
30
|
100
|
||
Обеспечено повышение квалификации работников предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов по образовательным программам, включающим программы освоения цифровых компетенций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах
|
чел. в год
|
-
|
1000
|
1000
|
1000
|
||
Количество образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минсельхозу России, включивших в образовательные программы освоения цифровых компетенций в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах
|
шт.
|
-
|
-
|
30
|
50
|
||
Доля субъектов малого предпринимательства в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, имеющих доступ к цифровым каналам сбыта
|
процентов
|
-
|
-
|
25
|
50
|
||
Минпромторг России,
Минсельхоз России (в части стимулирования внедрения)
|
Доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
|
процентов
|
37,5
|
39,5
|
40,8
|
47
|
|
Минпромторг России
|
Доля электронной продукции, произведенной российскими организациями, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке)
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
59,1
|