ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2021 г. N 3924-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса.
2. Минэнерго России совместно с федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при принятии в пределах своей компетенции решений в части топливно-энергетического комплекса.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 3924-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса (далее - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2021 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р "Об Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года";
поручение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N ДЧ-П10-1369 по вопросу разработки стратегии цифровой трансформации отрасли в целях достижения "цифровой зрелости", предусматривающей внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного интеллекта.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
большие данные;
нейротехнологии и искусственный интеллект;
компоненты робототехники и сенсорика;
технологии беспроводной связи.
Искусственный интеллект будет использоваться для анализа больших данных в промышленности, а также в рамках функционирования систем поддержки и принятия решений.
Компоненты робототехники и сенсорики будут применяться для повышения производительности труда, разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений в целях обеспечения сохранности жизни и здоровья работников предприятий топливно-энергетического комплекса.
Технологии беспроводной связи будут применяться для мониторинга и диагностики объектов и работников топливно-энергетического комплекса, в том числе для обеспечения их безопасности, снижения количества внештатных ситуаций и травматизма.
Стратегическое направление утверждается на период до 2030 года. Внесение изменений в стратегическое направление возможно не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе при внедрении робототехнических решений, цифровых средств индивидуальной защиты) российского происхождения.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целью цифровой трансформации является ускоренный переход энергетического сектора страны на новые управленческий и технологический уровни, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнес-процессов (моделей) с применением цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов.
Задачами цифровой трансформации являются:
реализация пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электрической энергии;
внедрение новой системы взаимоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках - создание целевого рынка управления спросом;
формирование процедур и технических решений, обеспечивающих доступ и участие ресурсов управления спросом на рынках электрической энергии и мощности;
развитие сегмента микрогенерации;
создание единого информационного сервиса в субъекте Российской Федерации по услугам поставщиков энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
создание Единого окна для коммуникаций с клиентами и доступа ко всем энергетическим ресурсам и услугам;
снижение издержек в секторах топливно-энергетического комплекса;
обеспечение доступности (законодательно и технически) промышленных данных для организаций топливно-энергетического комплекса;
создание единых стандартов обмена и использования данных компаниями топливно-энергетического комплекса;
повышение производительности труда;
разработка отечественных продуктов и решений;
снижение аварийности и производственного травматизма на предприятиях топливно-энергетического комплекса;
снижение рисков кибербезопасности, безопасности инфраструктуры.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния топливно-энергетического комплекса, решаемыми при осуществлении цифровой трансформации, являются:
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической баз:
низкая готовность нормативно-правовой базы к масштабному внедрению цифровых решений и их интеграции в бизнес-процессы организаций, включая отсутствие единых стандартов и систем сертификации;
отсутствие упрощенных процедур закупки для компаний с государственным участием инновационной продукции (в том числе в части цифровых решений/технологий);
недостаток инструментов поддержки принятия быстрых обоснованных решений субъектами топливно-энергетического комплекса;
ограничение политики импортозамещения - отсутствие российских комплексных пакетов программного обеспечения, которые являются аналогами зарубежных продуктов, что требует внедрения целого набора дополнительных решений и ведет к росту издержек;
технологические и нормативные барьеры в области сбора и передачи данных:
недостаточность развития систем коммуникации и связи, в том числе в отдаленных регионах, в которых расположены операционные активы;
отсутствие возможности сквозного обмена данными между различными отраслями, ведомствами и компаниями, что усложняет внедрение сквозных цифровых решений или единого цифрового пространства;
недостаточное кадровое обеспечение - небольшое количество сотрудников, прошедших программы подготовки (переподготовки) кадров в области цифровой трансформации (недостаточность компетенций на рынке труда, отсутствие карт компетенций в области цифровой трансформации на уровне государства);
отсутствие единой системы управления, координации и мониторинга цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса:
низкая скорость цифрового развития государственных органов;
отсутствие централизованного видения перспектив развития государственного регулирования;
законодательные и финансовые ограничения привлечения инвестиций для обеспечения внедрения цифровых технологий в отрасли топливно-энергетического комплекса:
недостаточность мер государственной поддержки разработки и внедрения цифровых решений (технологий), адаптированных под отрасли топливно-энергетического комплекса (как для разработчиков, так и для заказчиков технологий);
высокая дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности при получении государственной поддержки.
Вызовами цифровой трансформации отрасли являются:
необходимость развития инструментов снижения затрат потребителей на покупку электрической энергии, развития рынка микрогенерации;
повышение качества обслуживания клиентов - граждан Российской Федерации, оптимизация затрат электроэнергетической отрасли;
необходимость формирования правового регулирования рынка промышленных данных и возникающих в связи с этим проблем передачи, обмена, реализации, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти;
повышение производительности труда и обеспечение сохранности здоровья работников, в том числе при разработке труднодоступных месторождений;
снижение производственного травматизма на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
при реализации проекта "Активный потребитель" - недостижение целевых показателей по снижению стоимости электрической энергии вследствие недостаточного количества участников (ключевых электроэнергетических компаний) в рамках проекта по управлению спросом на рынке электрической энергии и мощности;
при реализации проекта "Цифровой ассистент "Моя энергетика" - неэффективная финансово-экономическая модель для региональных инвесторов при реализации инициативы в случае отсутствия бюджетного софинансирования;
при реализации проекта "Данные для роста - искусственный интеллект":
срыв сроков реализации проекта в случае увеличения сроков согласования и принятия нормативных правовых и нормативных технических актов, необходимых для обеспечения правового регулирования рынка промышленных данных;
невысокий экономический эффект проекта при отсутствии достаточных стимулов у организаций топливно-энергетического комплекса и государства для осуществления обмена промышленными данными;
при реализации проекта "Роботизация в нефтегазовом комплексе":
отсутствие мер поддержки со стороны государства при производстве, проведении испытаний и внедрении отечественных робототехнических решений;
длительный процесс внесения изменений в законодательство Российской Федерации с целью устранения нормативных барьеров, препятствующих полномасштабному внедрению и использованию робототехнических решений;
при реализации проекта "Цифровая промышленная безопасность":
отсутствие достаточных стимулирующих мер государственной поддержки для привлечения дополнительных внебюджетных источников, что может значительно замедлить процесс внедрения отдельных цифровых решений;
технические проблемы, возникающие в процессе интеграции информационных систем организаций и цифровой платформы промышленной безопасности, в том числе связанные с информационной безопасностью.
Общим риском является недостижение целевых показателей проектов стратегического направления в случае отсутствия бюджетного финансирования на 2022 - 2030 годы.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию стратегического направления, является Министерство энергетики Российской Федерации с участием следующих соисполнителей:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности топливно-энергетического комплекса и отрасли информационных технологий.
Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
ПРОЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Наименование проекта
|
Цель проекта
|
Срок реализации проекта
|
Краткое описание проекта
|
Заинтересованные лица
|
|
1.
|
"Активный потребитель"
|
снижение затрат на электрическую энергию для потребителей, участвующих в новых секторах рынка, до 10 процентов;
увеличение объема рынка электрической энергии - 2500 объектов управления потреблением (до 5 ГВт) к 2030 году;
увеличение объема рынка микрогенерации - 103,7 тыс. объектов потребителей (более 1 ГВт) к 2030 году
|
до 2030 года
|
развитие инструментов снижения затрат потребителей на покупку электрической энергии и развитие рынка микрогенерации, внедрение новой системы взаимоотношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности и розничных рынках - создание целевого рынка управления спросом
|
потребители электрической энергии;
энергетические компании;
Российская Федерация
|
2.
|
Цифровой ассистент "Моя энергетика"
|
оптимизация затрат субъектов топливно-энергетического комплекса на программное обеспечение, оборудование, интеграционные механизмы и мероприятия по информационной безопасности при переходе на цифровой формат оказания услуг и предоставления сервисов на базе "Цифровой ассистент"
|
до 2030 года
|
разработка и утверждение стандартов качества обслуживания потребителей, создание единого информационно-расчетного центра как единого окна для коммуникаций с клиентами и доступа ко всем поставщикам ресурсов и жилищно-коммунальных услуг в субъектах Российской Федерации, создание новых секторов рынков управления спросом и микрогенерацией
|
потребители электрической энергии;
энергетические компании;
Российская Федерация
|
3.
|
"Данные для роста - искусственный интеллект"
|
формирование базы нормативных правовых актов для организации работы с промышленными данными;
сокращение финансовых и временных затрат на построение сквозных процессов взаимодействия между участниками топливно-энергетического комплекса приведет к снижению издержек во всех секторах топливно-энергетического комплекса;
оптимизация производственных процессов и снижение себестоимости продукции;
повышение эффективности компаний за счет сквозной цифровизации бизнеса и технологических процессов
|
до 2030 года
|
формирование правового регулирования рынка промышленных данных и устранение проблем передачи, обмена, распространения, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти, а также обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке российских организаций топливно-энергетического комплекса, в том числе за счет снижения производственных издержек, оптимизации бизнес-процессов на основе внедрения технологий искусственного интеллекта, для обучения которого необходимы данные
|
энергетические компании;
промышленные предприятия;
Российская Федерация
|
4.
|
"Роботизация в нефтегазовом комплексе"
|
повышение эффективности и производительности труда в отрасли, а также снижению производственного травматизма работников
|
до 2030 года
|
внедрение робототехнических решений в отрасли, включая пилоты полностью автономных активов для снижения производственных травм на "опасных" производственных объектах, обеспечение разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений, повышение производительности труда
|
энергетические компании;
промышленные предприятия;
граждане
|
5.
|
"Цифровая промышленная безопасность"
|
снижение смертности и производственного травматизма работников топливно-энергетического комплекса
|
до 2030 года
|
стимулирование использования платформенного решения сбора и анализа данных технического состояния инфраструктуры и персонала предприятий топливно-энергетического комплекса:
мониторинг и диагностика объектов и персонала предприятий топливно-энергетического комплекса для обеспечения их безопасности, снижения количества внештатных ситуаций и травматизма на предприятиях топливно-энергетического комплекса;
система позволит к 2030 году в режиме реального времени получать информацию о состоянии здоровья работников предприятий топливно-энергетического комплекса и безопасности на энергетических объектах
|
энергетические компании
|
Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
топливно-энергетического комплекса
ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Наименование проекта
|
Ответственный исполнитель
|
Наименование показателя
|
Единица измерения показателя
|
Значение показателя по годам
|
|||
2022
|
2023
|
2024
|
|||||
1.
|
"Активный потребитель"
|
Минэнерго России,
акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы",
акционерное общество "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии",
Ассоциация "Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью",
Ассоциация Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний
|
объем рынка управления энергопотреблением - среднемесячный объем управления спросом (контракты)
|
МВт
|
1050
|
2000
|
3000
|
объем рынка управления энергопотреблением - количество объектов
|
штук
|
525
|
1000
|
1500
|
|||
объем рынка микрогенерации - количество объектов
|
штук
|
2100
|
2940
|
4116
|
|||
снижение затрат на электрическую энергию для потребителей, участвующих в новых секторах рынков
|
процентов
|
3
|
8
|
10
|
|||
2.
|
Цифровой ассистент "Моя энергетика"
|
Минэнерго России,
заинтересованные организации
|
количество пилотных регионов, внедривших развернутый сервис цифрового ассистента "Моя энергетика"
|
штук
|
5
|
20
|
50
|
продолжительность отработки запросов потребителей, связанных с энергоснабжением (в расчете на 1 запрос)
|
часов
|
193,29
|
193,29
|
96,64
|
|||
3.
|
"Данные для роста - искусственный интеллект"
|
Минэнерго России,
Минцифры России,
Минпромторг России,
заинтересованные организации
|
количество принятых нормативных правовых актов и нормативных технических документов, необходимых для создания рынка промышленных данных
|
единиц
|
1
|
3
|
2
|
сокращение затрат на добычу и переработку нефти в сопоставимых категориях
|
процентов
|
0
|
0
|
5
|
|||
4.
|
"Роботизация в нефтегазовом комплексе"
|
Минэнерго России,
Минпромторг России,
Минцифры России,
Минэкономразвития России,
заинтересованные организации
|
доля робототехнических решений для нефтегазовой отрасли, разработанных и произведенных в Российской Федерации
|
процентов
|
0
|
5
|
10
|
повышение производительности труда в нефтегазовой отрасли
|
процентов
|
0
|
5
|
8
|
|||
5.
|
"Цифровая промышленная безопасность"
|
Минэнерго России,
Минпромторг России,
Минцифры России,
заинтересованные организации
|
количество внедренных средств индивидуальной защиты и датчиков интернета вещей для опасных объектов топливно-энергетического комплекса
|
единиц
|
3048
|
7417
|
10989
|
уровень покрытия интеллектуальных систем мониторинга
|
процентов
|
20
|
35
|
50
|
|||
доля "умных" средств индивидуальной защиты, произведенных в России и внедренных на объектах топливно-энергетического комплекса
|
процентов
|
40
|
80
|
100
|
|||
6.
|
Интегральный показатель, относящийся к проектам, указанным в пунктах 1 - 4 настоящего раздела
|
Минпромторг России,
Минэнерго России,
заинтересованные организации
|
доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов
|
процентов
|
37,5
|
39,5
|
40,8
|