ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 69-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст. 364).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ

Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы изложить в следующей редакции:

"Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2003 г. N 69-р

(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р)

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДО 2010 ГОДА

I. Введение

Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.

Организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.

В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляла 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны), запасы древесины в лесах - 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов), потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров.

С 2003 года проведена работа по совершенствованию лесного законодательства по вопросам разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствованию организационной структуры управления лесным хозяйством, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

За 2003 - 2006 годы было осуществлено:

лесовосстановление - на общей площади 3082,4 тыс. гектаров (45 процентов объема, предусмотренного Концепцией на период с 2003 по 2010 год), в том числе посев и посадка леса - 745,3 тыс. гектаров;

ввод молодых древостоев в категорию ценных лесных насаждений - 4600,9 тыс. гектаров (49 процентов);

строительство дорог лесохозяйственного назначения - 2259,9 км (42 процента);

лесоустройство - 146,6 млн. гектаров, лесоинвентаризация - 50,3 млн. гектаров, мониторинг состояния лесного фонда - 154 млн. гектаров (46 процентов).

В целях оперативной оценки пожарной опасности в лесах и своевременного принятия мер с 2003 года ежегодно на площади 560 млн. гектаров проводится космический мониторинг лесных пожаров.

Площадь лесных земель, подвергшаяся пожарам, с 2003 года сократилась в 1,7 раза, количество лесных пожаров - в 1,14 раза, ущерб от лесных пожаров - в 8 раз.

Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.

Изменения в системе государственного управления, произошедшие в стране в ходе осуществления административной реформы, бюджетно-финансовой реформы, разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затронули и сферу лесных отношений. Указанные обстоятельства, а также необходимость существенного повышения эффективности и объемов использования лесов, совершенствования арендных отношений, решения задач по развитию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создания благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор потребовали принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в торговле продукцией глубокой переработки древесины от ведущих стран мира. В настоящее время потребление лесобумажной продукции в России находится на относительно низком уровне и в значительной мере зависит от степени деловой активности в смежных отраслях промышленности, а также на потребительском рынке. В структуре экспорта лесобумажной продукции России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины.

Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов и конкурентные преимущества позволяют прогнозировать возможность обеспечения России соответствующего ее потенциалу места в мировом товарообороте лесной продукции.

Развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на все виды лесобумажной продукции на внутреннем рынке. Приоритетным направлением станет развитие новых сегментов спроса на древесину в сфере энергетики и строительства, включая:

развитие деревянного домостроения в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

развитие массового производства деревянных клееных конструкций;

применение энергоносителей древесного происхождения в качестве альтернативных источников топлива для коммунальной энергетики.

В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, за период 2007 - 2010 годов необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, необходимо улучшить санитарное состояние лесов, своевременно проводить противопожарное обустройство лесов и снизить опасность лесных пожаров, обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем проведения государственной инвентаризации лесов.

II. Цели и задачи развития лесного хозяйства Российской
Федерации на 2007 - 2010 годы. Этапы реализации Концепции

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) обусловило необходимость изменения Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы в части корректировки задач, направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации на 2007 - 2010 годы.

Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

подготовка актов, необходимых для реализации Лесного кодекса Российской Федерации, включая нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты и акты субъектов Российской Федерации;

организация управления в области лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (передача в установленном порядке лесхозов субъектам Российской Федерации, формирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, организация финансирования расходов, связанных с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации, организация мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации);

организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;

повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;

обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода.

Реализация настоящей Концепции предусматривается в 2 этапа.

На первом этапе (2007 год) в Российской Федерации должна быть сформирована система лесных отношений и управления лесами на принципиально новой правовой и организационной основе функционирования, характеризующаяся дальнейшей децентрализацией управления лесами и повышением ответственности лесопользователей за сохранение и устойчивое развитие лесов, в том числе путем:

передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества лесхозов и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства;

формирования в субъектах Российской Федерации уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия;

создания новых территориальных единиц управления лесами - лесничеств и лесопарков.

На втором этапе (2008 - 2010 годы) необходимо осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе новой системы государственного управления лесами, внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.

III. Основные направления развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года

С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям.

Повышение эффективности государственного управления лесами

Повышение эффективности государственного управления лесами обеспечивается в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем:

разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений;

совершенствования лесного планирования;

совершенствования организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

совершенствования государственного лесного контроля и надзора, введения мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передается субъектам Российской Федерации.

Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков.

Основными задачами лесничеств и лесопарков должны являться:

реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках;

организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, а также рационального использования земель лесного фонда;

организация охраны и защиты лесов, а также охраны объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов, улучшению их породного состава и повышению продуктивности;

сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;

сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда и в лесах, расположенных на землях иных категорий;

обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесных участков, а также выполнения иных требований, установленных лесным законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также ведение лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, проводят скоординированную политику в области лесных отношений.

Совершенствование организации использования лесов

Предполагается увеличение объема использования лесов путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий, а также путем повышения интенсивности использования лесов в освоенных лесах за счет более полного использования ресурсов древесины лиственных пород и других лесных ресурсов.

В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии использования лесов должен быть отдан европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Для повышения эффективности использования лесов в европейской части России и на Урале необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики создания лесных плантаций. Основным направлением повышения эффективности использования лесов в данном регионе должно быть обеспечение более полного использования накопившихся ресурсов малоценной древесины лиственных пород путем развития производств по ее переработке.

В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.

Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов (экономической эффективности освоения лесных массивов).

Использование лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции и условий труда.

При использовании лесов должны быть обеспечены:

выполнение арендаторами обязанностей по ведению лесного хозяйства;

разработка и внедрение экономических механизмов стимулирования развития глубокой переработки древесины путем совершенствования политики ценообразования, политики в области внешней торговли лесопродукцией и оборудованием для лесного комплекса, а также путем содействия развитию интегрированных структур в лесопромышленном комплексе;

вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия.

Совершенствование лесоустройства, учета лесных участков
и оценки лесов

Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета лесных участков как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности, нормирования использования лесов, проектирования лесных участков, а также для осуществления контроля за состоянием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Совершенствование лесоустроительного проектирования с учетом экономических и экологических условий развития лесного хозяйства и использования лесов основывается на отказе от государственной монополии в проведении лесоустройства.

Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для уточнения их разделения на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения лесопатологического мониторинга, внедрить его в приоритетном порядке на участках леса с ценными насаждениями, а также на участках, подверженных негативному, в том числе радиационному, воздействию.

Совершенствование охраны и защиты лесов

Повышение эффективности охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:

организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;

развитие системы государственной инвентаризации лесов.

Охрана лесов от пожаров должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главными целями авиационных работ по охране и защите лесов являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует обеспечить необходимую периодичность авиапатрулирования.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;

совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;

осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

Для защиты лесов от вредных организмов и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматриваются осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов должно обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредных организмов.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах.

Воспроизводство лесов и лесоразведение

В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет:

своевременного проведения мероприятий по восстановлению леса, уходу за лесом и обеспечению условий для естественного возобновления хозяйственно-ценных древесных пород;

оптимизации соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, совершенствования системы лесного селекционного семеноводства, развития и эффективного использования постоянных лесосеменных участков.

В предстоящий период планируется реализовать комплекс мероприятий по воспроизводству лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал в результате интенсивного использования лесов в прошлые годы, обратив особое внимание на посадку и посев леса, создание лесных плантаций.

Указанные мероприятия предусматривают:

переход на принципы районирования лесов по способам лесовосстановления и нормативам затрат на лесовосстановительные мероприятия в пределах лесных районов;

внедрение модели интенсивного воспроизводства лесов, обеспечивающей повышение их качества и продуктивности, улучшение экологических условий, в том числе за счет выращивания лесных насаждений на неиспользуемых землях;

рост ежегодных объемов лесовосстановительных работ.

В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо обеспечить выполнение работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.

Следует предусмотреть постепенное наращивание объемов активных способов лесовосстановления (посадка и посев леса) в европейской части России и на Урале, проведение работ по лесоразведению в рамках реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, планирование и проведение работ по лесовосстановлению и лесоразведению в увязке с мероприятиями по уходу за лесом. Проведение интенсивных рубок ухода за лесом, в первую очередь рубок ухода за молодняками, должно осуществляться в объемах, достаточных для предотвращения гибели или существенного ухудшения состояния созданных лесных культур в результате заглушения их нежелательной древесной растительностью.

Важной задачей является обучение арендаторов методам оптимального сочетания способов заготовки древесины со способами лесовосстановления и ухода за лесами в конкретных экономических и лесорастительных условиях.

Научное и кадровое обеспечение

Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, обеспечивающих максимальное и вместе с тем неистощительное использование лесных ресурсов и их своевременное воспроизводство.

Приоритетными направлениями научных исследований в области лесного хозяйства на рассматриваемый период являются:

разработка научных основ управления лесами и устойчивого развития лесных отношений в условиях рыночной экономики;

изучение природы леса и на этой основе разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов (разработка и создание высокоэффективных методов и технологий получения достоверной и оперативной информации о лесах, создание и разработка прогрессивных технологий и средств механизации различных видов рубок леса, совершенствование методологических и нормативных документов по вопросам сохранения биоразнообразия, разработка методов восстановления функциональных качеств лесных территорий);

разработка новых методов охраны лесов от пожаров (разработка и совершенствование методов прогноза возникновения пожароопасной ситуации в лесах, новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, совершенствование правовой базы охраны лесов от пожаров);

разработка мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов на селекционно-генетической основе;

разработка эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов и техногенных факторов (совершенствование методов сбора, анализа и использования лесопатологической информации, разработка эколого-экономических критериев необходимости проведения защитных мероприятий, новых способов и средств защиты лесов от вредных организмов, профилактики и обеспечения санитарной безопасности в лесах);

изучение влияния лесоводственно-экологических факторов на миграцию и накопление радионуклидов в лесах в целях обеспечения радиационно безопасного использования лесов;

разработка научно-методических основ информационного обеспечения радиационно безопасного использования лесов, загрязненных радионуклидами.

Приоритетными также являются научные исследования, направленные на выполнение положений международных конвенций по биологическому разнообразию, изменению климата, а также на развитие добровольной лесной сертификации и приведение российских национальных стандартов в сфере лесного хозяйства в соответствие с мировыми.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами. В настоящее время система подготовки специалистов лесного профиля не в полной мере отвечает изменениям, происходящим в лесной отрасли. Уровень и качество образования в этой области не в полной мере соответствуют современным требованиям.

В предстоящий период предполагается активизировать работу, направленную на повышение квалификации работников лесного хозяйства в части государственного управления лесами, развития рыночной экономики в лесном секторе и использования ГИС-технологий.

IV. Экологическое значение лесов и необходимость
сохранения их биоразнообразия

Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.

Лесные экосистемы, являющиеся основным компонентом природной среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в экологической системе Земли процессов, что предопределяет необходимость максимального сохранения природных свойств лесов.

Без учета экологических проблем, структуры и динамики изменения состава лесов России, а также анализа природных и антропогенных процессов, происходящих в лесах, невозможны реальные прогнозы глобальных изменений природной среды.

Решение экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время предполагает:

сохранение биологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и обеспечение режима их сохранности;

разработку системы сохранения биоразнообразия в лесах, являющихся объектом экономической деятельности, развитие сертификации;

обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента использования лесов, недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;

расширение защитного лесоразведения в малолесных районах;

сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциала лесов России, расширение сотрудничества с другими государствами и международными организациями в этой области, развитие системы особо охраняемых природных территорий;

усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.

Леса в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (занимающие соответственно 23, 53 и 24 процента общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций таких лесов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Важным является необходимость уточнения режимов использования эксплуатационных и особенно защитных лесов.

V. Экономические и финансовые основы развития
лесного хозяйства

Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности работы лесного сектора страны в целом и лесного хозяйства в частности. Положения Лесного кодекса Российской Федерации создали для этого необходимые условия, законодательно закрепив инструмент проведения прогрессивной экономической политики в сфере лесных отношений, децентрализации системы управления лесами, создания открытой рыночной конкурентной среды в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства, предусмотрены следующие необходимые условия для повышения эффективности его функционирования:

предоставление субъектам Российской Федерации прав и полномочий в области лесных отношений в объеме, характерном для стран с максимальной децентрализацией системы управления лесами;

значительное расширение перечня разрешенных видов использования лесов;

осуществление арендаторами на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов. В отношении не предоставленных в аренду лесных участков органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение этих работ путем проведения торгов;

заключение договоров аренды по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации;

обеспечение доступа к лесным ресурсам на основе соглашений, связанных с осуществлением приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в увязке с развитием лесной инфраструктуры.

Для реализации заложенных в Лесном кодексе Российской Федерации условий, направленных на достижение основной цели - повышение дохода от использования лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов, связанных с государственным управлением лесами, необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечение устойчивого лесопользования с учетом изменения правил аренды лесных участков;

стимулирование инвестиционной активности в лесном секторе экономики.

Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.

Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.

Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:

стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;

обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;

служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.

В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.

VI. Участие в международном сотрудничестве в области
лесного хозяйства

Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих международных обязательств страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу являются:

анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в странах с различными формами собственности на леса и использование полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства Российской Федерации;

усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких международных организациях, как Форум ООН по лесам, Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;

предоставление в соответствии с международными договорами Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной, совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах Российской Федерации и об их использовании;

борьба с нелегальными рубками в рамках решений Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ);

признание международным сообществом российской системы добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;

активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;

разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;

развитие международного сотрудничества по проблемам экологического мониторинга с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных систем;

содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного сохранения и использования лесных ресурсов, сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения различных международных конкурсов.

VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в Приложении.

Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:

эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений;

эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;

обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;

обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов;

обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства;

оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.

Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня.

Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:

устойчивое развитие лесного хозяйства;

существенное улучшение состояния лесов;

увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней;

улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;

защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции.

Приложение
к Концепции развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА

┌──────────────────────────────────────────┬────────────┬──────────────────────┐
│                                          │    Срок    │    Ответственные     │
│                                          │ реализации │     исполнители      │
└──────────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────────────┘
                     I. Нормативная правовая деятельность

 1.  Подготовка и принятие нормативных      2007 год     органы
     правовых актов субъектов Российской                 государственной
     Федерации, необходимых для                          власти субъектов
     реализации Лесного кодекса                          Российской Федерации
     Российской Федерации

               II. Совершенствование государственного управления
                           в области лесных отношений

 2.  Формирование новых основных            до 1 января  МПР России
     территориальных единиц управления в    2008 г.      Рослесхоз
     области использования, охраны,                      Минобороны России
     защиты и воспроизводства лесов -                    органы исполнительной
     лесничеств и лесопарков                             власти субъектов
                                                         Российской Федерации

 3.  Преобразование лесхозов из             до 1 января  Минобороны России
     государственных учреждений в иные      2008 г.      Рослесхоз
     организационно-правовые формы                       органы исполнительной
                                                         власти субъектов
                                                         Российской Федерации

 4.  Контроль и надзор в установленном      2007 - 2010  МПР России
     порядке за осуществлением              годы         Рослесхоз
     уполномоченными органами                            Росприроднадзор
     государственной власти субъектов
     Российской Федерации переданных им
     полномочий в области лесных
     отношений

                 III. Повышение эффективности использования,
                   охраны, защиты и воспроизводства лесов

 5.  Разработка и реализация субъектами     2007 - 2010  органы исполнительной
     Российской Федерации региональных      годы         власти субъектов
     программ воспроизводства лесов                      Российской Федерации
                                                         МПР России

 6.  Организация эффективного               2007 - 2008  МПР России
     межведомственного взаимодействия, а    годы         МВД России
     также взаимодействия с органами                     Минсельхоз России
     исполнительной власти субъектов                     Минобороны России
     Российской Федерации,                               ФТС России
     осуществляющими государственный                     Рослесхоз
     лесной контроль и надзор, по
     пресечению незаконных заготовок и
     оборота незаконно заготовленной
     древесины и иных противоправных
     посягательств в отношении лесных
     участков в составе земель лесного
     фонда и земель иных категорий

                         IV. Научное и кадровое обеспечение
                              развития лесного хозяйства

 7.  Организация выполнения приоритетных    2007 - 2010  МПР России
     прикладных научных исследований в      годы         Рослесхоз
     области использования, охраны, защиты
     и воспроизводства лесов

 8.  Организация подготовки и повышения     2007 - 2009  МПР России
     квалификации работников лесного        годы         Рослесхоз
     хозяйства в части государственного                  органы исполнительной
     управления лесами, развития рыночной                власти субъектов
     экономики в лесном секторе и                        Российской Федерации
     использования ГИС-технологий

               V. Участие в международном сотрудничестве в области
                               лесного хозяйства

 9.  Разработка и реализация совместных     2007 - 2010  МПР России
     проектов в области использования,      годы         Минпромэнерго
     охраны, защиты и воспроизводства                    России
     лесов Российской Федерации в рамках                 МИД России
     Продовольственной и                                 Рослесхоз
     сельскохозяйственной организации ООН

 10. Участие в разработке Добровольного     2007 - 2009  МПР России
     кодекса по лесам в рамках Форума ООН   годы         МИД России
     по лесам                                            Рослесхоз

 11. Развитие международного сотрудничества 2007 - 2010  МПР России
     (на двусторонней и многосторонней      годы         Минпромэнерго
     основе) по проблемам охраны лесов от                России
     пожаров и защиты от вредных                         МИД России
     организмов, управления лесами,                      Минэкономразвития
     лесопатологического мониторинга лесов,              России
     полного использования лесной биомассы,              органы исполнительной
     развития национальных систем                        власти субъектов
     добровольной лесной сертификации,                   Российской
     сохранения биологического разнообразия              Федерации".
     в лесах, развития лесной генетики и
     селекции, борьбы с нелегальными
     рубками древесины
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────