ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 июля 2018 г. N 1510-р

1. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О банке развития" утвердить прилагаемый Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 32, ст. 4166);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 1766-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 51, ст. 6384);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 1697-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5658);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 1783-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 49, ст. 5999);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1170-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 29, ст. 3969);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 2088-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6992);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1766-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 40, ст. 5487);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. N 1784-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 40, ст. 5503);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 2311-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 51, ст. 7260);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 2610-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 141);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 31, ст. 4266);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 8-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 3, ст. 298);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 августа 2014 г. N 1451-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 32, ст. 4569);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 158-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 7, ст. 1099);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 2638-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7509).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 2018 г. N 1510-р

МЕМОРАНДУМ
О ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОРПОРАЦИИ "БАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНЕШЭКОНОМБАНК)"

I. Общие положения

1. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум) определяет основные направления и показатели инвестиционной, финансовой и иной предусмотренной Федеральным законом "О банке развития" деятельности государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк).

2. В целях обеспечения финансовой устойчивости Внешэкономбанка при реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом в рамках осуществления инвестиционной, финансовой и иной предусмотренной Федеральным законом "О банке развития" деятельности (далее - проекты Внешэкономбанка) Меморандум устанавливает:

а) основные условия, порядок, сроки и иные ограничения предоставления кредитов и займов, синдицированных кредитов (займов), приобретения облигаций, участия в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций и предоставления финансирования на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития", в рамках осуществления инвестиционной деятельности;

б) условия, порядок участия, сроки и иные ограничения участия Внешэкономбанка в финансировании и реализации проектов в рамках осуществления инвестиционной деятельности;

в) основные условия участия Внешэкономбанка в реализации проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям или принципам инвестиционной и финансовой деятельности;

г) основные направления, условия, порядок, сведения об иных ограничениях при осуществлении Внешэкономбанком внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта;

д) условия, порядок, сроки и иные ограничения выдачи Внешэкономбанком гарантий и поручительств;

е) основные направления и порядок работы с просроченной задолженностью;

ж) основные направления финансовой и гарантийной поддержки организаций Внешэкономбанка, перечень которых в соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 3 и пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О банке развития" утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка (далее - организации Внешэкономбанка);

з) количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты;

и) положения о проведении Внешэкономбанком экспертизы проектов Внешэкономбанка и основные направления консультационной деятельности Внешэкономбанка;

к) основные положения политики управления рисками Внешэкономбанка;

л) положения по обеспечению финансовой устойчивости Внешэкономбанка;

м) состав и сроки представления Внешэкономбанком информации, обязательной для представления Правительству Российской Федерации и наблюдательному совету Внешэкономбанка.

3. Выполнение Внешэкономбанком основных функций, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития", посредством реализации проектов Внешэкономбанка основывается на следующих принципах:

а) определение стратегических целей и ограниченного количества основных направлений деятельности Внешэкономбанка. Стратегия развития Внешэкономбанка, основные направления деятельности Внешэкономбанка и приоритетные отрасли (сектора) экономики определяются в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в области обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику;

б) отсутствие конкуренции с российскими финансовыми организациями. Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, при реализации которых он не ограничивает возможность участия других российских финансовых организаций в их финансировании, предоставлении иной поддержки реализации проекта, и (или) осуществляет финансирование проекта на условиях, которые не предлагаются другими российскими финансовыми организациями;

в) открытость (прозрачность). Выполнение Внешэкономбанком основных функций осуществляется с использованием лучшей практики корпоративного управления на основе открытости, прозрачности и доступности информации о его деятельности, процессах и процедурах принятия решений, реализуемых им проектах, за исключением информации, распространение которой ограничено законодательством Российской Федерации и (или) условиями заключенных Внешэкономбанком соглашений;

г) безубыточность деятельности. При осуществлении своей деятельности Внешэкономбанк исходит из необходимости достижения финансового результата, предусматриваемого финансовым планом доходов и расходов (бюджетом) Внешэкономбанка. Внешэкономбанк участвует в реализации проектов Внешэкономбанка при условии прогнозируемой по результатам экспертизы проекта Внешэкономбанка возвратности предоставленных Внешэкономбанком денежных средств с приемлемыми для Внешэкономбанка уровнями доходности и рисков проекта Внешэкономбанка с учетом имеющихся источников финансирования, субсидий и иных мер поддержки, в том числе государственной. Внешэкономбанк участвует в реализации проектов (сделок), указанных в части 5 статьи 3 Федерального закона "О банке развития" (далее - проекты Внешэкономбанка, имеющие общегосударственное значение для экономики Российской Федерации), в отсутствие прогнозируемой по результатам экспертизы проекта Внешэкономбанка возвратности предоставленных Внешэкономбанком денежных средств при условии определения источников финансирования указанных проектов и компенсации участия Внешэкономбанка в их реализации, определения иных инструментов и мер поддержки, в том числе государственной. В целях реализации в долгосрочной перспективе функций, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития", на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка допускается возможность получения Внешэкономбанком отрицательных финансовых результатов в среднесрочном периоде (от 1 года до 3 лет);

д) партнерство. Внешэкономбанк отдает предпочтение проектам, реализация которых осуществляется в партнерстве с иными лицами, предоставляющими финансирование или другую поддержку реализации проекта, на принципах реальности принимаемых на себя обязательств, справедливом распределении рисков, обязательств и прибыли между участниками проектов и основывается на признании равенства участников проектов, взаимном уважении и учете их интересов, заинтересованности сторон в достижении результатов сотрудничества;

е) экологическая ответственность. Внешэкономбанк не участвует в реализации проектов на территории Российской Федерации, не соответствующих требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды;

ж) обеспеченность финансовыми ресурсами. В целях реализации функций, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития", деятельность Внешэкономбанка обеспечивается необходимыми финансовыми ресурсами за счет привлечения финансирования на внутреннем и внешнем рынках и мерами поддержки, в том числе государственной.

4. Соответствие деятельности Внешэкономбанка принципам, предусмотренным пунктом 3 Меморандума, обеспечивается органами управления Внешэкономбанка при определении порядка и условий осуществления Внешэкономбанком предусмотренной Федеральным законом "О банке развития" деятельности, а также при подготовке и утверждении финансового плана доходов и расходов (бюджета) Внешэкономбанка.

5. Внешэкономбанк участвует в реализации национальных проектов (программ) по направлениям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также проектов по основным направлениям инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, деятельности по поддержке экспорта, консультационной и финансовой деятельности, определенным Меморандумом, и в приоритетных отраслях (секторах) экономики по перечню согласно приложению.

6. Для достижения целей своей деятельности Внешэкономбанк осуществляет предпринимательскую деятельность, включая осуществляемую на рынке ценных бумаг дилерскую и депозитарную деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами и доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, и вправе без ограничений совершать сделки (осуществлять операции), необходимые для выполнения возложенных на него функций, за исключением сделок (операций), совершение (осуществление) которых ограничено в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Меморандумом.

7. В рамках осуществления инвестиционной деятельности не допускается предоставление Внешэкономбанком финансирования на цели реализации проектов Внешэкономбанка иностранным юридическим лицам, за исключением случаев предоставления финансирования на основании решения правления Внешэкономбанка и одобрения (согласования) соответствующих сделок в соответствии с Федеральным законом "О банке развития".

8. Внешэкономбанк не совершает сделки и не осуществляет операции, стороной по которым являются юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов и бенефициарные владельцы которых имеют гражданство (подданство) государства, включенного в указанный перечень, за исключением отдельных видов сделок (операций), перечень которых определяется наблюдательным советом Внешэкономбанка.

9. Внешэкономбанк вправе участвовать в реализации проектов Внешэкономбанка, совершать сделки и осуществлять операции, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, в порядке и на условиях, определяемых решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка.

10. Положения Меморандума являются обязательными для соблюдения правлением и председателем Внешэкономбанка, коллегиальными рабочими органами, формируемыми правлением Внешэкономбанка и председателем Внешэкономбанка, а также работниками Внешэкономбанка.

11. Основные направления и приоритеты деятельности организаций Внешэкономбанка определяются Внешэкономбанком исходя из задач национальных проектов (программ), основных направлений деятельности Внешэкономбанка и приоритетных отраслей (секторов) экономики, предусмотренных Меморандумом.

12. Внешэкономбанк стремится организовывать инвестиционную и иную деятельность организаций Внешэкономбанка на основе общих принципов и подходов, предусмотренных Меморандумом, путем осуществления своих корпоративных (членских) прав и прав учредителя, деятельности работников Внешэкономбанка в органах управления и контроля.

II. Полномочия коллегиальных органов Внешэкономбанка

13. При осуществлении Внешэкономбанком деятельности в соответствии с Меморандумом наблюдательный совет Внешэкономбанка:

а) определяет в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом "О банке развития" и Меморандумом, основные направления деятельности Внешэкономбанка и приоритетные отрасли (сектора) экономики, на поддержку и развитие которых направлены проекты Внешэкономбанка;

б) утверждает положение о кредитной политике Внешэкономбанка;

в) вправе устанавливать по отдельным направлениям и приоритетным отраслям (секторам) экономики отличные от предусмотренных Меморандумом параметры одного проекта Внешэкономбанка;

г) определяет общие принципы участия Внешэкономбанка в осуществлении прямых и венчурных инвестиций, устанавливает общий лимит участия Внешэкономбанка в осуществлении прямых и венчурных инвестиций;

д) утверждает порядок подготовки и принятия наблюдательным советом Внешэкономбанка решений, связанных с участием Внешэкономбанка в реализации проектов Внешэкономбанка, имеющих общегосударственное значение для экономики Российской Федерации, утверждением планов мероприятий и оценкой эффективности участия в них;

е) определяет общие принципы распоряжения Внешэкономбанком и организациями Внешэкономбанка имуществом, а также общие принципы осуществления Внешэкономбанком работы с проблемными активами;

ж) вправе устанавливать требования к размеру и структуре портфеля ценных бумаг и иных финансовых инструментов, формируемого в целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанка, а также к объему и характеру сделок (операций), совершаемых Внешэкономбанком в рамках осуществления финансовой деятельности;

з) утверждает порядок оказания поддержки акционерному обществу "Российский экспортный центр", акционерному обществу "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и их дочерним хозяйственным обществам;

и) утверждает политику по управлению рисками Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка;

к) утверждает по предложению правления Внешэкономбанка методику расчета размера собственных средств (капитала) и методику расчета значений коэффициентов достаточности капитала и достаточности базового капитала;

л) определяет подходы к порядку использования собственных средств (капитала) при определении Внешэкономбанком условий финансирования проектов Внешэкономбанка;

м) вправе устанавливать в отношении организаций Внешэкономбанка и других заемщиков (групп связанных заемщиков) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и совокупный размер крупных рисков, отличные от предусмотренных Меморандумом;

н) утверждает по предложению правления Внешэкономбанка методику и порядок расчета максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и совокупного размера крупных рисков;

о) утверждает положение о фондах Внешэкономбанка;

п) утверждает программы осуществления Внешэкономбанком благотворительной деятельности и спонсорской поддержки на очередной год либо отдельные проекты, которым оказывается спонсорская поддержка;

р) утверждает положения и требования по формированию резервов на возможные потери, резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности.

14. При осуществлении Внешэкономбанком деятельности в соответствии с Меморандумом правление Внешэкономбанка:

а) утверждает порядок проведения экспертизы проектов Внешэкономбанка в рамках инвестиционной деятельности, порядок проведения экспертизы проектов Внешэкономбанка в рамках внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта;

б) принимает решения о предоставлении Внешэкономбанком финансирования иностранным юридическим лицам в рамках осуществления инвестиционной деятельности, а также об участии Внешэкономбанка в реализации инвестиционных проектов Внешэкономбанка за пределами территории Российской Федерации, непосредственно не предусматривающих экспорт российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) (далее - проекты Внешэкономбанка за рубежом);

в) утверждает на ежегодной основе размер максимальной доли предоставляемого Внешэкономбанком финансирования в целях реализации одного проекта Национальной технологической инициативы и одного проекта в области цифровой экономики в общем объеме средств, предусмотренных на его реализацию;

г) утверждает порядок работы с просроченной задолженностью и проблемными активами Внешэкономбанка, определяет условия и порядок признания просроченной задолженности безнадежной для взыскания и ее списания;

д) утверждает порядок расчета объема денежных средств, привлекаемых Внешэкономбанком во вклады от юридических лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 7 статьи 3 Федерального закона "О банке развития", и находящихся на счетах указанных лиц, открытых во Внешэкономбанке, и порядок расчета объема денежных средств, привлекаемых Внешэкономбанком во вклады от юридических лиц на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации;

е) утверждает порядок осуществления Внешэкономбанком на возмездной основе деятельности в качестве инвестиционного и финансового консультанта.

III. Основные инструменты осуществления
деятельности Внешэкономбанка

15. Внешэкономбанк осуществляет инвестиционную, внешнеэкономическую деятельность, деятельность по поддержке экспорта, финансовую деятельность в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом, путем:

а) предоставления кредитов, займов, синдицированных кредитов (займов) и финансирования на возвратной основе в иных формах, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития" (далее совместно - финансирование на возвратной основе), в целях:

финансирования реализации проекта Внешэкономбанка, в том числе на основе проектного финансирования, на принципах мезонинного финансирования;

финансирования, рефинансирования или возмещения затрат заемщика или иной участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка организации по исполнению обязательств, возникших из контрактов, связанных с осуществлением экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), государственных, муниципальных и иных контрактов (контрактные кредиты), а также по исполнению обязательств участников торгов на право заключения указанных контрактов, в том числе при участии российских организаций в международных торгах (тендерные кредиты), а также финансирования, рефинансирования и возмещения затрат российских кредитных организаций, иностранных банков и иных организаций по финансированию иностранного покупателя или иной организации, участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка, для исполнения обязательств, возникших из контрактов, связанных с осуществлением экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

осуществления расчетов по аккредитиву;

исполнения российскими организациями заключенных экспортных контрактов, включая финансирование торгового оборота с иностранными покупателями;

поддержки российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских кредитных организаций, иностранных банков и иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;

приобретения у третьих лиц прав требования исполнения обязательств в денежной форме, а также финансирования под уступку денежного требования;

б) участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, включая приобретение долей (акций) в уставном (складочном) капитале заемщика или иной участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка организации;

в) приобретения облигаций и иных ценных бумаг, размещаемых заемщиком или иной участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка организацией в целях финансирования проекта Внешэкономбанка, а также совершения иных сделок с облигациями и иными ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства;

г) приобретения паев инвестиционных и паевых инвестиционных фондов, участия в фондах прямых инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства;

д) участия в договорах инвестиционного товарищества;

е) осуществления лизинговых операций;

ж) приобретения права на имущество, созданное в результате реализации проекта Внешэкономбанка;

з) выдачи гарантий и поручительств в обеспечение исполнения обязательств и (или) в пользу:

юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, и (или) юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации контролирующими или подконтрольными лицами юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

российских организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и (или) участвующих в исполнении экспортных контрактов либо в торгах, включая международные торги, на право заключения контрактов;

организаций Внешэкономбанка и третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) перед организациями Внешэкономбанка, а также акционерного общества "Российский экспортный центр", акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и их дочерних хозяйственных обществ;

субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением индивидуальных предпринимателей) и оказывающих им финансовую поддержку юридических лиц;

третьих лиц (за исключением физических лиц), обязательства которых подлежат обеспечению банковской гарантией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О банке развития" и Меморандумом;

и) осуществления межбанковских операций, в том числе привлечения и размещения денежных средств, выпуска рамбурсных обязательств, открытия и подтверждения аккредитивов;

к) приобретения у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме;

л) совершения сделок, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), и заключения иных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

м) осуществления доверительного управления денежными средствами и иным имуществом, находящимся в том числе в государственной собственности, а также хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального имущества;

н) совершения сделок в рамках реализации проектов Внешэкономбанка, указанных в пункте 3 части 3 статьи 3 Федерального закона "О банке развития";

о) привлечения финансирования (включая займы и кредиты, в том числе субординированные), в том числе на внутреннем и внешнем финансовых рынках, выпуска облигаций и иных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства, включая выпуск эмиссионных ценных бумаг, обеспеченных правами (требованиями) исполнения обязательств в денежной форме, в том числе приобретенными у третьих лиц;

п) размещения денежных средств, в том числе временно свободных денежных средств, на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

р) открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, указанных в пунктах 1 и 8 части 7 статьи 3 Федерального закона "О банке развития";

с) привлечения во вклады денежных средств юридических лиц, которым открыты счета во Внешэкономбанке, а также в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, средств Фонда национального благосостояния и федерального бюджета;

т) осуществления купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

у) организации привлечения финансирования проектов Внешэкономбанка, организации мониторинга и контроля соблюдения требований, предусмотренных условиями проектов Внешэкономбанка, осуществления банковского сопровождения проектов Внешэкономбанка, расчетов между их участниками;

ф) осуществления инвестиционного и финансового консультирования, управления и организации управления проектом Внешэкономбанка;

х) осуществления организации подготовки и сопровождения размещения ценных бумаг, включая оказание услуг организатора выпуска ценных бумаг, глобального координатора, букраннера (андеррайтера);

ц) совершения иных сделок для обеспечения участия Внешэкономбанка в реализации национальных проектов (программ) по направлениям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

16. Положением о кредитной политике Внешэкономбанка в соответствии с Меморандумом определяются параметры инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта, а также могут устанавливаться дополнительные ограничения на предоставление Внешэкономбанком финансирования на возвратной основе, участие в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, выдачу гарантий и поручительств, требования, предъявляемые к заемщику или иному получателю финансирования и к обеспечению обязательств заемщика или иного получателя финансирования.

17. Внешэкономбанк вправе осуществлять благотворительную деятельность и оказывать спонсорскую поддержку проектам, реализуемым юридическими лицами и соответствующим целям деятельности Внешэкономбанка.

IV. Основные направления инвестиционной деятельности
Внешэкономбанка, основные условия, порядок и сроки
предоставления финансирования на возвратной основе
в целях реализации проектов Внешэкономбанка в рамках
осуществления инвестиционной деятельности

18. Внешэкономбанк в рамках осуществления инвестиционной деятельности участвует в реализации проектов в Российской Федерации, в том числе с участием иностранного капитала с учетом ограничений, установленных пунктом 8 Меморандума, по следующим основным направлениям:

а) развитие инфраструктуры и устранение инфраструктурных ограничений экономического роста;

б) развитие производства высоких переделов, высокотехнологичного производства и производства продукции с высокой добавленной стоимостью;

в) развитие инноваций:

разработка и внедрение прорывных и перспективных промышленных технологий, включая участие в реализации проектов Национальной технологической инициативы;

разработка и развитие сквозных цифровых технологий, включая участие в реализации проектов в области цифровой экономики в рамках направлений программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р (далее - программа "Цифровая экономика Российской Федерации");

создание инновационной экосистемы (инфраструктуры) и обеспечение ее деятельности, включая создание и поддержку бизнес-акселераторов и иных специализированных сервисов для поддержки высокотехнологичных проектов, а также коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций;

стимулирование участия частного капитала в создании и финансировании инвестиционных фондов и юридических лиц, осуществляющих финансирование проектов, направленных на развитие инноваций;

формирование, участие в формировании и управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, фондами прямых инвестиций и венчурными фондами на территории Российской Федерации и на основании отдельных решений правления Внешэкономбанка за рубежом, осуществляющими финансирование проектов, направленных на развитие инноваций;

г) развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов), включая создание инфраструктуры и объектов промышленности, и оказание им финансовой поддержки, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов и программ;

д) развитие особых экономических зон, свободных экономических зон и иных территорий, включая создание инфраструктуры и объектов промышленности, оказание финансовой поддержки территориям опережающего социально-экономического развития, инновационным территориальным кластерам, развитие агломераций и содействие реализации иных комплексных проектов развития территорий;

е) внедрение наилучших доступных технологий;

ж) повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки ("зеленая" экономика);

з) технологическая модернизация организаций оборонно-промышленного комплекса и поддержка производства ими продукции гражданского и двойного назначения, а также развитие инфраструктуры двойного назначения;

и) участие в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) участие в реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства.

19. В рамках осуществления инвестиционной деятельности Внешэкономбанк предоставляет финансирование на возвратной основе, выдает гарантии и поручительства, участвует в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций в целях реализации проектов Внешэкономбанка, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим основным условиям:

а) общая стоимость проекта Внешэкономбанка составляет более 1 млрд. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 1 млрд. рублей (без учета процентов по кредитам (займам) и иных платежей, связанных с предоставлением кредитов (займов);

б) срок окупаемости проекта Внешэкономбанка составляет более 1 года;

в) минимальный совокупный размер участия Внешэкономбанка в финансировании проекта Внешэкономбанка (путем предоставления в том числе финансирования на возвратной основе, выдачи гарантий и поручительств, участия в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций) составляет 0,5 млрд. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 0,5 млрд. рублей.

20. В рамках осуществления инвестиционной деятельности Внешэкономбанк:

а) предоставляет преимущественно среднесрочное (от 1 года до 3 лет) и долгосрочное (более 3 лет) финансирование на возвратной основе в целях реализации проектов Внешэкономбанка. При этом доля данных видов финансирования на возвратной основе устанавливается в размере не менее 80 процентов общего объема предоставленного Внешэкономбанком в рамках осуществления инвестиционной деятельности финансирования;

б) принимает решение об участии в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, являющейся заемщиком или специально созданной для реализации определенного инвестиционного проекта организацией, преимущественно в целях реализации проекта Внешэкономбанка, предусматривающего срок участия Внешэкономбанка в уставном (складочном) капитале коммерческой организации не более 20 лет в отношении проекта Внешэкономбанка по направлениям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 18 Меморандума, и не более 10 лет по иными проектам Внешэкономбанка.

21. Внешэкономбанк при принятии решений о предоставлении финансирования на возвратной основе, участии в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, выдаче гарантий и поручительств в рамках инвестиционной деятельности проводит экспертизу проекта Внешэкономбанка, предусматривающего в том числе совершение ряда аналогичных сделок, участие нескольких заемщиков или иных получателей финансирования, реализацию проекта Внешэкономбанка на нескольких производственных площадках или территориях, наличие иной экономической связи составных частей проекта Внешэкономбанка. В рамках экспертизы Внешэкономбанк проводит анализ качественных и количественных параметров, оценку эффективности проекта Внешэкономбанка и его соответствия основным условиям, установленным Меморандумом.

22. В рамках осуществления инвестиционной деятельности и иной предусмотренной Федеральным законом "О банке развития" деятельности Внешэкономбанк вправе предоставлять финансирование на цели, связанные с подготовкой и реализацией проектов Внешэкономбанка, включая ранее произведенные участниками проектов Внешэкономбанка расходы, с осуществлением текущих расходов в рамках проекта Внешэкономбанка, а также с погашением задолженности участников проектов Внешэкономбанка перед Внешэкономбанком, организациями Внешэкономбанка, российскими участниками синдикатов кредиторов, российскими кредитными организациями, институтами развития и иными организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, возникшей ранее при реализации проектов Внешэкономбанка, при соблюдении соотношения доли заемных средств и доли собственных средств, направляемых заемщиком или иной участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка организацией на цели его реализации, предусмотренного первоначальными условиями реализации проекта Внешэкономбанка.

23. Положения настоящего раздела Меморандума не применяются при осуществлении Внешэкономбанком финансовой деятельности (в том числе при управлении временно свободными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанка), при оказании Внешэкономбанком финансовой и гарантийной поддержки организациям Внешэкономбанка, а также при реализации проектов, предусмотренных разделом IX Меморандума.

V. Условия и порядок участия Внешэкономбанка
в финансировании проектов в рамках реализации механизма
"фабрики проектного финансирования"

24. Внешэкономбанк участвует в финансировании инвестиционных проектов в рамках реализации механизма "фабрики проектного финансирования" в порядке и на условиях, которые устанавливаются программой "Фабрика проектного финансирования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N 158 "О программе "Фабрика проектного финансирования" (далее - программа "Фабрика проектного финансирования"), настоящим разделом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

а) предоставления синдицированных кредитов (займов) на цели реализации инвестиционных проектов, соответствующих требованиям и критериям, установленным программой "Фабрика проектного финансирования", и реализуемых в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", а также на цели финансирования затрат, связанных с исполнением обязательств заемщика по уплате процентов по договору синдицированного кредита (займа) и (или) увеличением полной стоимости инвестиционного проекта в ходе его реализации;

б) предоставления кредитов обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования Фабрика проектного финансирования", созданному Внешэкономбанком в соответствии с законодательством Российской Федерации, 100 процентов долей в уставном капитале которого принадлежит Внешэкономбанку (далее - общество), и оказания ему финансовой поддержки в иных формах;

в) уступки обществу прав (требований) по обязательствам заемщиков Внешэкономбанка по договорам синдицированного кредита (займа), заключенным в целях финансирования инвестиционных проектов в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", приобретения принадлежащих обществу денежных требований к заемщикам по указанным договорам, залогом которых обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, размещенным обществом;

г) заключения с заемщиками и участниками синдиката кредиторов в рамках программы "Фабрика проектного финансирования" договоров, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения величины процентной ставки и (или) уровня индекса потребительских цен, и иных договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

д) открытия и ведения счетов общества с уплатой процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счетах, в размере, обеспечивающем доходность, достаточную для исполнения обществом обязательств по выплате процентного (купонного) дохода по размещенным им облигациям, а также кредитования счетов общества;

е) организации управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) общества и контроля целевого использования денежных средств общества, включая использование накопленной премии за риск и суммы маржи, обеспечивающей покрытие административно-хозяйственных расходов общества и расходов общества, связанных с размещением и листингом облигаций, обеспечивающих финансовую устойчивость общества и Внешэкономбанка в связи с участием в программе "Фабрика проектного финансирования";

ж) оказания услуг по организации синдицированного кредита (займа), осуществления полномочий кредитного управляющего в соответствии с договорами синдицированного кредита (займа);

з) совершения сделок и действий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "з" и "х" пункта 15 Меморандума, а также выполнения иных функций оператора программы "Фабрика проектного финансирования".

25. Органами управления Внешэкономбанка в соответствии с программой "Фабрика проектного финансирования" и внутренними документами Внешэкономбанка определяются основные условия, порядок и сроки предоставления Внешэкономбанком синдицированных кредитов (займов) в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", предоставления обществу кредитов на цели финансового обеспечения деятельности общества в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", уступки обществу прав (требований) по обязательствам заемщиков Внешэкономбанка по договорам синдицированного кредита (займа) в рамках программы "Фабрика проектного финансирования", приобретения Внешэкономбанком в рамках программы "Фабрика проектного финансирования" принадлежащих обществу денежных требований к заемщикам по договорам синдицированного кредита (займа), а также доля участия Внешэкономбанка в финансировании инвестиционного проекта и предельный размер части синдицированного кредита (займа), предоставляемой заемщику Внешэкономбанком.

26. Решения о приобретении Внешэкономбанком в рамках программы "Фабрика проектного финансирования" принадлежащих обществу денежных требований к заемщикам по договорам синдицированного кредита (займа), а также о предоставлении обществу кредитов на цели финансового обеспечения деятельности общества в рамках программы "Фабрика проектного финансирования" и об оказании ему финансовой поддержки принимаются правлением Внешэкономбанка.

VI. Условия и порядок участия Внешэкономбанка в реализации
проектов Национальной технологической инициативы

27. Внешэкономбанк в рамках осуществления инвестиционной деятельности участвует в реализации проектов Национальной технологической инициативы в порядке и на условиях, которые устанавливаются настоящим разделом, путем:

а) совершения сделок, предусмотренных подпунктами "а" и "з" пункта 15 Меморандума;

б) участия в создании бизнес-акселераторов для проектов и иных специализированных сервисов для поддержки высокотехнологичных проектов и коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов и достижения экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций;

в) участия в проведении экспертизы проектов Национальной технологической инициативы в соответствии с Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы", в том числе с привлечением российских и международных экспертов.

28. Внешэкономбанк предоставляет финансирование в целях реализации проектов Национальной технологической инициативы в соответствии с разделом IV Меморандума с учетом следующих условий:

а) срок предоставления Внешэкономбанком финансирования в целях реализации проекта Национальной технологической инициативы составляет более 5 лет;

б) проект Национальной технологической инициативы предусматривает запуск и (или) масштабирование инновационных производств;

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 03.10.2018 N 1183.

29. Внешэкономбанк содействует в привлечении финансирования на срок от 1 года до 5 лет в размере до 0,5 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной до 0,5 млрд. рублей, а также в направлении средств на участие в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций в размере до 0,5 млрд. рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной до 0,5 млрд. рублей, с долей участия в уставном (складочном) капитале не более 50 процентов со стороны созданной Внешэкономбанком организации, осуществляющей поддержку развития инноваций, в целях реализации проектов Национальной технологической инициативы, прошедших этап создания прототипа технологии, продукта или услуги и получивших одобрение, указанное в подпункте "в" пункта 28 Меморандума.

VII. Условия и порядок участия Внешэкономбанка
в реализации проектов в области цифровой экономики

30. Внешэкономбанк в рамках инвестиционной деятельности участвует в реализации проектов в области цифровой экономики в порядке и на условиях, которые устанавливаются настоящим разделом, путем:

а) совершения сделок, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г", "д" и "з" пункта 15 Меморандума;

б) осуществления за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки проектов в области цифровой экономики, соответствующих основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, в порядке и на условиях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

31. Внешэкономбанк предоставляет финансирование в целях реализации проектов в области цифровой экономики в соответствии с разделом IV Меморандума с учетом следующих условий:

а) срок предоставления Внешэкономбанком финансирования в целях реализации проектов в области цифровой экономики составляет от 3 до 10 лет;

б) проект предусматривает коммерциализацию созданной продукции, запуск и (или) масштабирование производства продукции, внедрение технологии, создание инфраструктуры в области цифровой экономики и соответствует параметрам и критериям программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

32. Внешэкономбанк содействует в привлечении финансирования на возвратной основе, направлении средств на участие в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, оказании поддержки в иных формах со стороны созданной Внешэкономбанком организации, осуществляющей поддержку развития инноваций, других организаций Внешэкономбанка и институтов развития в целях реализации проектов в области цифровой экономики, соответствующих программе "Цифровая экономика Российской Федерации".

VIII. Условия и порядок участия Внешэкономбанка
в осуществлении прямых и венчурных инвестиций

33. Внешэкономбанк в рамках инвестиционной деятельности участвует в осуществлении прямых инвестиций в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим разделом, путем:

а) совершения сделок, предусмотренных подпунктами "б", "г", "д" и "з" пункта 15 Меморандума, включая участие в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций управляющих компаний инвестиционных фондов, фондов прямых инвестиций, операторов инвестиционных платформ;

б) формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства механизмов (инструментов) осуществления прямых и венчурных инвестиций, основанных на принципах совместного инвестирования денежных средств в рамках общей инвестиционной стратегии (политики) и совместного участия с другими инвесторами в распределении прибыли и убытков от инвестирования (платформ прямых и венчурных инвестиций), участия в их финансировании и управлении ими;

в) участия в иных формах коллективных инвестиций и (или) доверительного управления имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства.

34. Внешэкономбанк в рамках инвестиционной деятельности участвует в осуществлении венчурных инвестиций путем оказания финансовой поддержки организациям Внешэкономбанка, осуществляющим венчурные инвестиции посредством участия в венчурных фондах, в уставных капиталах управляющих компаний венчурных фондов либо с использованием инструментов, предусмотренных пунктом 33 Меморандума, при условии соответствия данной деятельности положениям настоящего раздела Меморандума. Указанная финансовая поддержка оказывается Внешэкономбанком за счет своей прибыли, привлеченных на внутреннем и внешнем финансовых рынках денежных средств, а также за счет иных источников, не связанных с оказанием Внешэкономбанку мер государственной поддержки с использованием средств федерального бюджета.

35. Внешэкономбанк при принятии решений об участии в осуществлении прямых и венчурных инвестиций в соответствии с настоящим разделом Меморандума проводит экспертизу документа, определяющего инвестиционную стратегию (политику) фонда, указанного в подпункте "а" пункта 33 Меморандума, его управляющей компании, инвестиционного товарищества или платформы прямых и венчурных инвестиций, а также при предоставлении финансирования в рамках осуществления прямых инвестиций - экспертизу проекта в порядке, установленном внутренними документами Внешэкономбанка в соответствии с Меморандумом.

IX. Основные условия участия Внешэкономбанка в реализации
проектов Внешэкономбанка, имеющих общегосударственное
значение для экономики Российской Федерации

36. Внешэкономбанк участвует на основании решения наблюдательного совета Внешэкономбанка в реализации проекта Внешэкономбанка, имеющего общегосударственное значение для экономики Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

а) наличие решения (правового акта, протокола заседания, поручения, указания) Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации;

б) несоответствие проекта одному из следующих критериев:

возвратность предоставляемого Внешэкономбанком финансирования с учетом приемлемых для Внешэкономбанка уровня доходности и рисков проекта, предполагаемая по результатам проводимых Внешэкономбанком экспертизы или анализа проекта, при наличии источников фондирования;

отсутствие дополнительных ограничений на действия Внешэкономбанка при реализации проекта или на инструменты управления рисками проекта, не связанных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иностранного государства либо с особенностями реализации проекта;

проведение экспертизы проекта в порядке, установленном внутренними документами Внешэкономбанка в соответствии с Меморандумом.

37. Наблюдательный совет Внешэкономбанка вправе принимать решения об одобрении проектов, связанных с участием Внешэкономбанка в реализации проектов, предусмотренных настоящим разделом Меморандума, при отсутствии подтверждения возвратности предоставляемого Внешэкономбанком финансирования с учетом приемлемых для Внешэкономбанка уровня доходности и рисков проекта и (или) при наличии дополнительных ограничений на инструменты управления рисками проекта, требуемых в соответствии с политикой по управлению рисками Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка, и (или) до завершения проведения экспертизы проекта в порядке, установленном внутренними документами Внешэкономбанка в соответствии с Меморандумом. При принятии решения наблюдательный совет Внешэкономбанка также утверждает источники финансирования указанных проектов Внешэкономбанка и компенсации участия Внешэкономбанка в их реализации, рассматривает предложения о необходимых мерах государственной поддержки, представляемые в Правительство Российской Федерации.

X. Основные направления, условия и порядок
осуществления внешнеэкономической деятельности
и деятельности по поддержке экспорта

38. Внешэкономбанк в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта участвует в реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, по следующим основным направлениям:

а) поддержка экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

б) расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, включая финансирование проектов за рубежом;

в) поддержка производства российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), имеющей экспортную составляющую или экспортный потенциал, и поддержка экспортно ориентированных субъектов предпринимательской деятельности в целях осуществления ими внешнеэкономической деятельности;

г) развитие российских промышленно-логистических центров за рубежом;

д) поддержка реализации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной на территориях иностранных государств, при наличии российских компонентов в указанной продукции (товарах, работах, услугах);

е) организация финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

ж) участие в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ, внешнеэкономических проектов по государственной поддержке экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

з) участие в проектах, направленных на оказание содействия международному развитию и интеграционным процессам;

и) финансовая поддержка акционерного общества "Российский экспортный центр", акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и их дочерних хозяйственных обществ;

к) банковское обслуживание бюджетных кредитов, предоставляемых в целях поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг).

39. В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности Внешэкономбанк на основании решений правления Внешэкономбанка предоставляет финансирование на возвратной основе в целях реализации проектов Внешэкономбанка за рубежом, соответствующих следующим основным условиям:

а) срок предоставления Внешэкономбанком финансирования в целях реализации проекта Внешэкономбанка за рубежом составляет более 1 года;

б) минимальный совокупный размер участия Внешэкономбанка в финансировании проекта Внешэкономбанка за рубежом (путем предоставления финансирования на возвратной основе) составляет 0,5 млрд. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 0,5 млрд. рублей.

40. В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта Внешэкономбанк предоставляет финансирование на возвратной основе в целях реализации проектов Внешэкономбанка, не предусмотренных пунктом 39 Меморандума, соответствующих основным направлениям внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта, установленным Меморандумом, с учетом следующих условий:

а) в случаях если экспорт российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) связан с выполнением работ, оказанием услуг, а также с иными финансовыми затратами в стране импортера, допускается их финансирование в размере, не превышающем 30 процентов общей стоимости экспортного контракта, заключенного российской организацией - экспортером;

б) поддержка реализации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной на территориях иностранных государств, осуществляется, если доля российских компонентов в указанной продукции (товарах, работах, услугах) составляет не менее 30 процентов ее себестоимости (включая стоимость выполнения сопутствующих работ (услуг), технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с производством указанной продукции (товаров, работ, услуг).

41. Внешэкономбанк при принятии решений о предоставлении финансирования на возвратной основе в рамках внешнеэкономической деятельности и деятельности по поддержке экспорта проводит экспертизу проекта Внешэкономбанка. В рамках проведения экспертизы Внешэкономбанк проводит анализ качественных и количественных параметров, оценку эффективности проекта Внешэкономбанка и его соответствия основным условиям, установленным Меморандумом.

XI. Условия и порядок выдачи Внешэкономбанком
гарантий и поручительств

42. Внешэкономбанк в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, деятельности по поддержке экспорта, финансовой и иной предусмотренной Федеральным законом "О банке развития" деятельности выдает гарантии и поручительства в случаях, предусмотренных подпунктом "з" пункта 15 Меморандума, а также предоставляет обеспечение исполнения обязательств указанных лиц иными способами в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями.

43. В рамках осуществления инвестиционной деятельности и участия в реализации проектов Внешэкономбанка за рубежом Внешэкономбанк выдает гарантии и поручительства, соответствующие следующим основным условиям:

а) гарантией или поручительством обеспечивается исполнение обязательства в денежной форме;

б) размер обеспечиваемого гарантией или поручительством обязательства составляет 1 млрд. рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 1 млрд. рублей;

в) срок исполнения обеспечиваемого гарантией или поручительством обязательства третьего лица составляет более 1 года.

44. Внешэкономбанк выдает поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, в обеспечение исполнения обязательств кредитных организаций, а также на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц, не участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка.

XII. Основные направления и порядок работы
с просроченной задолженностью

45. Основными направлениями работы Внешэкономбанка с просроченной задолженностью являются:

а) реализация мероприятий, направленных на выявление на ранней стадии признаков возникновения просроченной задолженности, устранение причин ее возникновения;

б) принятие мер, направленных на урегулирование просроченной задолженности, в целях восстановления платежеспособности должника и погашения просроченной задолженности либо создания условий для своевременного и полного исполнения им обязательства перед Внешэкономбанком;

в) принятие мер, направленных на возврат просроченной задолженности в судебном и внесудебном порядке;

г) управление и организация управления проектом Внешэкономбанка, в рамках которого возникла просроченная задолженность, направленного на реализацию его социально-экономического потенциала.

46. Внешэкономбанк осуществляет работу с просроченной задолженностью в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

а) совершения сделок, направленных на изменение или прекращение обязательств, возникших из ранее совершенных в рамках реализации проекта Внешэкономбанка сделок, включая прекращение обязательств зачетом, предоставление отступного и новацию;

б) совершения сделок, предусмотренных подпунктами "а" - "о" пункта 15 Меморандума, в том числе предоставления в совокупном размере не более 5 млрд. рублей дополнительного финансирования на возвратной основе или гарантийной поддержки для реализации проектов Внешэкономбанка, включая финансирование, рефинансирование или возмещение ранее произведенных в рамках проекта Внешэкономбанка затрат должника или иной участвующей в реализации проекта Внешэкономбанка организации, финансирование текущих расходов должника, погашение задолженности участников проектов Внешэкономбанка перед третьими лицами, возникшей ранее при реализации проектов Внешэкономбанка, в целях восстановления платежеспособности должника и погашения просроченной задолженности либо создания условий для своевременного и полного исполнения им обязательства перед Внешэкономбанком;

в) уступки прав (требований) по обязательствам должника Внешэкономбанка другому лицу, приобретения прав (требований) по денежным обязательствам должника Внешэкономбанка, перевода долга на другое лицо, передачи договора другому лицу;

г) применения (неприменения) в отношении должников мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иностранного государства или условиями договоров;

д) принятия решений, совершения сделок и действий, направленных на осуществление прав и исполнение обязанностей кредитора, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иностранного государства или условиями договора;

е) осуществления (отказа от осуществления) Внешэкономбанком прав кредитора по заключенным с должниками договорам, включая предъявление требований исполнения по опционному договору, требований к лицам, предоставившим обеспечение по обязательствам должника, или отказ от предъявления указанных требований, совершение сделок, направленных на изменение или прекращение обязательств лиц, предоставивших обеспечение по обязательствам должника, перед Внешэкономбанком;

ж) заключения мирового соглашения, медиативного соглашения;

з) обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), участия в процедурах несостоятельности (банкротства) должников, в том числе путем финансирования мероприятий по предотвращению банкротства и (или) восстановления платежеспособности должников, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

и) оставления за собой нереализованного на торгах имущества должника;

к) предоставления организациям Внешэкономбанка финансирования на цели финансового обеспечения реализации проекта Внешэкономбанка и (или) приобретения имущества, созданного либо используемого в ходе реализации проекта Внешэкономбанка, либо необходимого для дальнейшей реализации проекта Внешэкономбанка, привлечения организаций Внешэкономбанка для выполнения работ (оказания услуг) по управлению проектами Внешэкономбанка или имуществом, осуществления корпоративных прав и исполнения обязанностей в отношении юридических лиц, реализующих проекты Внешэкономбанка.

47. Положения настоящего раздела Меморандума применяются при работе Внешэкономбанка с проблемной задолженностью и иными проблемными активами, в том числе при реализации мероприятий, направленных на выявление признаков проблемности активов, определении способа работы с проблемными активами, совершении сделок, направленных на изменение или прекращение прав на проблемные активы, повышение рыночной стоимости проблемных активов, управление и организацию управления проблемными активами в целях повышения их стоимости и последующего отчуждения.

XIII. Основные направления финансовой
деятельности Внешэкономбанка

48. Основными направлениями финансовой деятельности Внешэкономбанка являются:

а) увеличение ресурсной базы Внешэкономбанка;

б) управление временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками Внешэкономбанка;

в) финансовое обеспечение реализации отдельных проектов Внешэкономбанка, участия Внешэкономбанка в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ и диверсификация источников такого финансового обеспечения;

г) реализация мероприятий, направленных на увеличение ресурсной базы и улучшение финансового состояния организаций Внешэкономбанка.

49. Внешэкономбанк осуществляет финансовую деятельность в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим разделом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем совершения сделок, предусмотренных подпунктами "в", "з", "и", "л", "о", "п", "с" и "т" пункта 15 и пунктом 46 Меморандума.

50. Кредитные организации на территории Российской Федерации, в которых Внешэкономбанк открывает банковские и иные счета, а также с которыми Внешэкономбанк заключает договоры банковского вклада (депозита), должны удовлетворять следующим требованиям:

наличие по состоянию на последнюю отчетную дату у кредитной организации собственных средств (капитала), рассчитываемых по методике Банка России, в размере не менее 1 млрд. рублей;

участие кредитной организации в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

отсутствие у кредитной организации просроченной задолженности по депозитам, ранее размещенным в ней за счет временно свободных средств Внешэкономбанка;

наличие в договоре, на основании которого денежные средства Внешэкономбанка размещаются в депозиты на срок более 10 рабочих дней, условий, в соответствии с которыми в случае досрочного расторжения Внешэкономбанком указанного договора в связи с тем, что кредитная организация перестала удовлетворять требованиям, предусмотренным настоящим пунктом, кредитная организация по требованию Внешэкономбанка в установленный договором срок, но не более 10 рабочих дней, возвращает Внешэкономбанку сумму депозита и проценты по нему, начисленные исходя из процентной ставки, определенной договором, и срока фактического действия договора, за исключением договоров, заключаемых в рамках управления собственными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк может открывать банковские и иные счета в кредитных организациях и иностранных организациях, осуществляющих функции центрального депозитария, клиринговой организации и центрального контрагента, а также являющихся организациями Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк может открывать банковские и иные счета, а также заключать договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями на территории Российской Федерации, не соответствующими требованиям, установленным настоящим пунктом, и определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

51. В целях предотвращения конфликта интересов не допускается приобретение Внешэкономбанком выпускаемых им облигаций и других ценных бумаг при осуществлении функций, предусмотренных частью 2 статьи 21 Федерального закона "О банке развития".

XIV. Основные направления финансовой и гарантийной
поддержки организаций Внешэкономбанка

52. Основными направлениями финансовой и гарантийной поддержки организаций Внешэкономбанка являются:

а) поддержка реализации основных направлений и приоритетов деятельности организаций Внешэкономбанка;

б) поддержка участия организаций Внешэкономбанка в реализации национальных проектов (программ), отдельных проектов Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка, а также проектов, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

в) реализация мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния организаций Внешэкономбанка.

53. Внешэкономбанк предоставляет финансовую и гарантийную поддержку организациям Внешэкономбанка в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

а) увеличения уставного (складочного) капитала организации Внешэкономбанка, внесения взноса учредителя организации Внешэкономбанка, являющейся некоммерческой организацией;

б) вклада в имущество организации Внешэкономбанка, не связанного с увеличением уставного (складочного) капитала организации Внешэкономбанка;

в) размещения Внешэкономбанком денежных средств в депозит и иные инструменты в организации Внешэкономбанка, привлечения денежных средств организации Внешэкономбанка;

г) приобретения имущества, включая права требования исполнения обязательств в денежной форме, принадлежащего организации Внешэкономбанка, а также приобретение права требования исполнения организацией Внешэкономбанка обязательств в денежной форме, принадлежащих третьим лицам;

д) совершения иных сделок и действий, предусмотренных подпунктами "а", "в", "з" - "л" и "х" пункта 15 Меморандума, включая приобретение ценных бумаг, в том числе облигаций и векселей, выпущенных организацией Внешэкономбанка.

54. При предоставлении организации Внешэкономбанка финансовой и гарантийной поддержки в целях финансового обеспечения реализации организацией Внешэкономбанка отдельного проекта либо участия организации Внешэкономбанка в реализации проекта Внешэкономбанка Внешэкономбанк проводит экспертизу соответствующего проекта.

XV. Основные направления консультационной
деятельности Внешэкономбанка

55. Основными направлениями консультационной деятельности Внешэкономбанка являются:

а) осуществление инвестиционного и финансового консультирования участников проектов Внешэкономбанка;

б) оказание услуг по управлению проектами, включая инжиниринговые услуги, осуществление финансового контроля и сопровождения проектов;

в) осуществление информационного и инвестиционного консультирования потенциальных участников проектов Внешэкономбанка в целях привлечения частных инвестиций в указанные проекты;

г) оказание услуг по организации синдицированного кредита (займа).

56. Внешэкономбанк осуществляет на возмездной основе деятельность в качестве инвестиционного и финансового консультанта, предусматривающую:

а) структурирование финансирования проектов Внешэкономбанка;

б) поиск и привлечение инвесторов в целях финансирования проектов Внешэкономбанка, организацию финансирования проектов Внешэкономбанка на возвратной основе;

в) организацию и сопровождение сделок слияния и поглощения;

г) организацию подготовки и сопровождения размещения ценных бумаг, включая оказание услуг организатора выпуска ценных бумаг, глобального координатора, букраннера (андеррайтера);

д) подготовку и экспертизу бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов Внешэкономбанка, разработку и аудит финансовых моделей, оценку экономической эффективности проектов Внешэкономбанка;

е) организацию управления проектом и финансового мониторинга реализации проекта Внешэкономбанка, а также мониторинг (анализ) финансового состояния участников проектов Внешэкономбанка;

ж) разработку предложений по оказанию мер государственной поддержки проектам Внешэкономбанка.

XVI. Основные положения политики управления рисками

57. Основной целью управления рисками является реализация комплекса мер, способствующих достижению целей деятельности и выполнению функций Внешэкономбанка в условиях неопределенности. Управление рисками Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка должно обеспечивать своевременную идентификацию, оценку и реагирование на риски, существенно влияющие на их деятельность.

58. Политика по управлению рисками Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка разрабатывается с учетом изложенных в нормативных актах Банка России и принятых в международной практике подходов к управлению рисками, а также особенностей деятельности Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк вправе устанавливать требования к управлению рисками отдельных организаций Внешэкономбанка с учетом особенностей их деятельности, предусмотренных утвержденными стратегиями деятельности.

59. Организации Внешэкономбанка на основе определенных наблюдательным советом Внешэкономбанка основных направлений и приоритетов их деятельности, утвержденных стратегий деятельности принимают решения о присоединении к политике по управлению рисками Внешэкономбанка и организаций Внешэкономбанка и (или) утверждают внутренние документы в области управления рисками по согласованию с Внешэкономбанком.

XVII. Обеспечение финансовой устойчивости Внешэкономбанка

60. При осуществлении своей деятельности Внешэкономбанк обеспечивает соблюдение минимально допустимого уровня коэффициента достаточности капитала в размере 10 процентов.

Коэффициент достаточности капитала определяется как отношение размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка и величины его активов, взвешенных по уровню риска.

Методика расчета размера собственных средств (капитала), включающего в том числе величины базового, добавочного и дополнительного капитала, а также методика расчета значений коэффициентов достаточности капитала и достаточности базового капитала, включающая подходы к расчету величины активов, взвешенных по уровню риска, разрабатываются в соответствии с подходами, изложенными в нормативных актах Банка России, а также с принципами и подходами, принятыми в международной практике.

61. В состав источников собственных средств, принимаемых в расчет дополнительного капитала Внешэкономбанка, включаются депозиты (кредиты), привлеченные Внешэкономбанком за счет средств Фонда национального благосостояния на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации, от Банка России или из иных источников, в случае если указанные депозиты (кредиты) отвечают следующим условиям:

а) депозитный (кредитный) договор содержит положения о невозможности требования кредитором досрочного возврата депозита (кредита) или его части, досрочной уплаты процентов за пользование депозитом (кредитом), досрочного расторжения депозитного (кредитного) договора или досрочного прекращения обязательств по договору;

б) процентная ставка установлена:

по депозитам, привлеченным за счет средств Фонда национального благосостояния:

в валюте Российской Федерации - на уровне не ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации;

в иностранной валюте - на уровне, аналогичном уровню процентных ставок по депозитам в долларах США, ранее привлеченным за счет средств Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке;

по иным депозитам (кредитам) - на уровне не выше уровня, установленного наблюдательным советом Внешэкономбанка;

в) депозитный (кредитный) договор содержит положение о том, что в случае ликвидации Внешэкономбанка требования по этому депозиту (кредиту) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов;

г) срок размещения депозита (возврата кредита) составляет не менее 5 лет;

д) досрочный возврат депозита (кредита) или его части по инициативе Внешэкономбанка может быть осуществлен не ранее чем через 5 лет с даты включения депозита (кредита) в состав источников дополнительного капитала Внешэкономбанка;

е) депозитный (кредитный) договор содержит условие о том, что если значение коэффициента достаточности базового капитала достигло уровня ниже 2 процентов:

невыплаченные проценты по депозиту (кредиту) не возмещаются и не накапливаются за счет прекращения полностью либо частично обязательства Внешэкономбанка по выплате суммы начисленных процентов по депозиту (кредиту);

обязательство Внешэкономбанка по возврату суммы основного долга по депозиту (кредиту) прекращается полностью либо частично (в случае наличия у Внешэкономбанка убытков, следствием которых является снижение значения коэффициента достаточности базового капитала до уровня ниже 2 процентов, при условии использования нераспределенной прибыли и резервного фонда для покрытия убытков Внешэкономбанка).

62. В случае если на основании решения Правительства Российской Федерации обязательства по депозитному договору за счет средств Фонда национального благосостояния, предусмотренному пунктом 61 Меморандума, прекращены до истечения срока размещения депозита, предусмотренного подпунктом "г" пункта 61 Меморандума, по соглашению сторон депозитного договора о замене первоначального обязательства по депозитному договору другим денежным обязательством, такой депозит с даты заключения соглашения учитывается в составе источников собственных средств, принимаемых в расчете дополнительного капитала Внешэкономбанка, в соответствии с объемом и иными условиями нового денежного обязательства.

63. В целях обеспечения финансовой устойчивости и управления уровнем кредитного риска Внешэкономбанка устанавливаются следующие ограничения:

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;

совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.

Методика и порядок расчета указанных ограничений устанавливаются с учетом подходов к оценке риска, изложенных в нормативных актах Банка России.

64. Внешэкономбанк формирует:

а) резервы на возможные потери, резервы на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности на основании положений и требований, устанавливаемых с учетом подходов, изложенных в нормативных актах Банка России;

б) фонды за счет своей прибыли в соответствии с положением о фондах Внешэкономбанка.

XVIII. Отчетность и представление информации

65. Внешэкономбанк представляет в Правительство Российской Федерации годовой отчет, годовую консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, и аудиторское заключение в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления аудиторского заключения во Внешэкономбанк.

66. Наблюдательному совету Внешэкономбанка дополнительно представляется ежеквартально информация:

а) о проектах Внешэкономбанка, соответствующих требованиям, установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком проведена экспертиза и принято решение о предоставлении финансирования, включая информацию о размерах и формах участия в реализации проектов Внешэкономбанка;

б) о проектах Внешэкономбанка, соответствующих требованиям, установленным Меморандумом, в отношении которых Внешэкономбанком проведена экспертиза и принято решение об отказе в предоставлении финансирования, включая информацию о причинах отказа;

в) о проектах Внешэкономбанка, размер предоставленного Внешэкономбанком финансирования по которым составляет более 1 процента размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;

г) о размере и структуре портфеля ценных бумаг, формируемого в целях управления временно свободными денежными средствами (ликвидностью) и рисками.

67. Внешэкономбанк размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о своей деятельности, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также по решению наблюдательного совета дополнительную информацию.

68. Контроль за исполнением Меморандума возлагается на правление Внешэкономбанка, службу внутреннего контроля Внешэкономбанка и аудиторскую организацию. Служба внутреннего контроля Внешэкономбанка ежеквартально представляет соответствующий отчет на рассмотрение наблюдательного совета Внешэкономбанка.

Приложение
к Меморандуму о финансовой
политике государственной корпорации
"Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)"

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ (СЕКТОРОВ) ЭКОНОМИКИ,
В КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПРОЕКТЫ ВНЕШЭКОНОМБАНКА

1. Обрабатывающая промышленность, в том числе:

а) тяжелое, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение специализированных производств;

б) автомобильная промышленность;

в) судостроительная промышленность;

г) авиационная и ракетно-космическая промышленность;

д) атомная промышленность, включая атомную энергетику;

е) станкоинструментальная промышленность;

ж) производство двигателей, электротехнического оборудования, оборудования для электродвижения и систем генерации электрической энергии на борту;

з) комплекс электронной и радиоэлектронной промышленности, включая производство микросистемной техники и электронной компонентной базы, электронное приборостроение;

и) производство высокотехнологичной продукции и создание новых видов инновационной продукции, в том числе производство новых видов материалов (композиты, редкие и редкоземельные металлы, полимеры, а также продукция органического синтеза) и оборудования (робототехника, цифровое производство, аддитивные технологии, инженерное программное обеспечение);

к) фармацевтическая и медицинская промышленность (производство медицинской техники и оборудования);

л) производство техники для городского хозяйства;

м) производство техники импортозамещающего назначения и техники, заменяющей труд низкой квалификации и престижности;

н) химический комплекс;

о) металлургия (металлургический комплекс);

п) лесопромышленный комплекс (лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность);

р) промышленность строительных материалов.

2. Инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, в том числе:

а) транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру аэропортов, портов, автомобильные дороги и мосты;

б) железнодорожная инфраструктура;

в) энергетическая инфраструктура (генерация и распределение энергии);

г) инфраструктура для промышленных площадок;

д) высокотехнологичная инфраструктура здравоохранения;

е) инфраструктура физической культуры и спорта, социальная инфраструктура;

ж) городская среда и инфраструктура, инфраструктура городских агломераций и реализация комплексных проектов развития территорий;

з) инфраструктура туристско-рекреационного комплекса;

и) информационная инфраструктура;

к) иные виды магистральной инфраструктуры.

3. Строительство, включая строительство и реконструкцию жилых и нежилых зданий, строительство и реконструкцию промышленных и инженерных сооружений.

4. Связь и телекоммуникации, информационные технологии и технологии обработки данных.

5. Научно-инновационный комплекс (наука, передовая инфраструктура научных исследований и разработок, высокотехнологичные и опытные производства).

6. Образование, включая подготовку кадров высшей квалификации, высшее образование, профессиональное обучение для повышения производительности труда и работы с инновационным оборудованием, новыми технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, развитие российского цифрового образовательного пространства.

7. Здравоохранение, в том числе производство лекарственных препаратов, медицинских изделий, внедрение инновационных медицинских технологий, информационных систем в сфере здравоохранения, экспорт медицинских услуг.

8. Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс).

9. Сбор, обработка и утилизация отходов, экологический сектор экономики, экология производства, создание экологически безопасной и комфортной среды.

10. Производство российскими организациями оборонно-промышленного комплекса гражданской продукции и продукции двойного назначения, развитие транспортной инфраструктуры двойного назначения.

11. Отрасли экономики, в которых реализуются национальные проекты (программы) по направлениям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также другие государственные программы, федеральные целевые программы, внешнеэкономические проекты, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

12. Отрасли экономики по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, критические технологии Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации", а также технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 1273-р.

13. Иные отрасли экономики по решению наблюдательного совета Внешэкономбанка, соответствующие основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации в области обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области