ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2021 г. N 716-р

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. N 716-р

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ

I. Общие положения

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы (далее соответственно - университет, Программа развития университета) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны) и положениями нормативных правовых актов, содержащих основные направления развития науки, образования и технологий.

Программа развития университета обусловлена его стремлением внести максимальный вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования, науки, цифровой экономики и обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона) и выделяет следующие стратегические направления развития:

обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, модернизация образовательного процесса, включающего формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок;

цифровая трансформация экономики Российской Федерации, включающая обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики Арктической зоны, создание сквозных цифровых технологий и преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Арктической зоны посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

II. Тренды и вызовы

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1695-р утверждена программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2010 - 2020 годы (далее - программа развития на 2010 - 2020 годы). За время ее реализации университет сумел трансформировать структуру (ресурсы 53 факультетов, институтов и колледжей были сконцентрированы в 7 учебно-научных школах и 3 филиалах (в гг. Северодвинске, Коряжме, Нарьян-Маре), 166 кафедр укрупнены до 64, 830 образовательных программ укрупнены до 649, при этом значительно увеличилось количество программ магистратуры и аспирантуры (с 58 до 168), средний возраст научно-педагогических работников снизился до 48 лет). В 2010 году в университете фактически отсутствовала категория штатных работников - иностранных преподавателей и исследователей, а в 2019 году их число составило 22 человека.

Университет добился выполнения и перевыполнения почти всех плановых показателей Программы развития на 2010 - 2020 годы.

В настоящее время университет осуществляет подготовку по 48 образовательным программам на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Дистанционные образовательные технологии применяются при реализации 88,4 процента общего числа образовательных программ. В сетевой форме с предприятиями и образовательными организациями реализуется 25 образовательных программ. Университет также реализует образовательные программы, интегрированные со спецификациями стандартов компетенций "Ворлдскиллс" (12 компетенций) и национальной системой квалификаций.

Университет реализовал более 100 образовательных программ арктической направленности в 2019/20 учебном году. Удельный вес численности студентов очной формы обучения, обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров для Арктической зоны, в общей численности студентов очной формы обучения - 61,8 процента, 73 процента выпускников университета трудоустраиваются в Арктической зоне.

Научные и образовательные приоритеты университета соответствуют задачам развития Арктической зоны, отраженным в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" и Стратегии развития Арктической зоны. Научно-исследовательская инфраструктура университета имеет ярко выраженный арктический вектор. Это стало результатом работы научных школ, которые традиционно существовали в университете. Благодаря реализации Программы развития на 2010 - 2020 годы научные школы вышли на инновационно-внедренческий уровень.

За время реализации программы развития на 2010 - 2020 годы университет сумел добиться высоких показателей в международной научно-образовательной деятельности, что позволило усилить конкурентные преимущества. В настоящее время университет участвует в программах академических обменов с 34 вузами Европы, 30 вузами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона и 4 вузами Северной Америки. Университет планомерно реализует стратегию повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных программ и привлечения иностранных обучающихся, ежегодно обеспечивая прирост контингента иностранных студентов более 20 процентов (за 2010 - 2019 годы количество иностранных обучающихся увеличилось более чем в 13 раз).

За 2010 - 2020 годы подтвердилась правильность ориентации университета на решение проблем Арктической зоны. Следуя принципам Стратегии развития Арктической зоны, университет в ближайшей перспективе должен максимально сориентироваться на стратегические направления развития российской науки и образования и приоритетные направления деятельности, выработанные межправительственным форумом "Арктический совет" (далее - Арктический совет), предполагающие реализацию ключевых проектов географически распределенными командами и обеспечивающие высокий уровень коммуникации, включая основные направления деятельности в соответствии с планом мероприятий председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021 - 2023 годах.

Интенсификация работ университета на образовательных рынках в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета должна привести к увеличению к 2035 году числа иностранных студентов до 15 процентов общей численности контингента. В работе с российскими абитуриентами университет как федеральный университет ориентируется на все субъекты Российской Федерации. Это обусловлено острой необходимостью в квалифицированных кадрах для реализации крупных арктических проектов, развития Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы и ее рационального использования в целях ускорения экономического роста Российской Федерации. Для привлечения талантливых студентов университет ставит перед собой задачу формирования современной образовательной среды для одаренных детей, в том числе посредством создания на базе университета сетевого детского университета "Арктический Сириус".

Программа развития университета в управлении научными исследованиями и инновациями делает ставку на тематики, которые ориентированы на прикладные задачи бизнеса на территориях Арктической зоны (включая комплексное развитие всей инфраструктуры Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны, охрану окружающей среды и защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов) и в которых существуют предпосылки для присоединения университета к сотрудничеству, направленному на решение глобальных задач, стоящих перед современной наукой.

Маркетинговая стратегия университета определяет маршрут движения от образа "единственный из федеральных университетов, расположенный в Арктической зоне", каким университет является долгое время, через образ института интеллектуального развития российской Арктики к образу университета, представляющего Российскую Федерацию в решении глобальных проблем в Арктике.

Университет в своем развитии учитывает следующие современные тенденции:

снижение естественного прироста, отток молодежи из Арктической зоны и, как следствие, сокращение численности населения Арктической зоны;

рост геополитического соперничества в Арктике;

интенсификация научно-технологического развития Арктической зоны и международного научно-образовательного сотрудничества;

рост конкуренции за интеллектуальный капитал;

несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;

тенденция на развитие в Арктике крупных международных промышленно-инфраструктурных проектов;

низкий уровень доступности качественных социальных услуг, образования и сохранения социально-культурной исторической идентичности в населенных пунктах, расположенных в Арктической зоне, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

III. Конкурентные преимущества университета

В Программе развития университета учтены ключевые особенности университета, являющиеся конкурентными преимуществами и способствующие повышению его международной конкурентоспособности, а именно:

университет как один из проектов осуществления государственной политики в Арктической зоне, которая определена в качестве стратегического ресурса на XXI век Президентом Российской Федерации;

уникальность геополитического расположения университета, обеспечивающего роль ведущего российского центра образования и науки в Арктической зоне как связующего и коммуникационного звена между Российской Федерацией, странами - членами Арктического совета и странами - наблюдателями Арктического совета;

узнаваемость и устойчивые академические связи университета с ведущими университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета, лидирующие позиции университета в руководстве международной сети "Университет Арктики";

лидирующие позиции университета в рамках международной проектной деятельности, позволяющие успешно решать задачи по привлечению и внедрению наилучших доступных технологий в интересах комплексного развития территорий Арктической зоны;

научные и образовательные приоритеты университета, соответствующие задачам инновационного развития Арктической зоны;

уникальность научной инфраструктуры университета, включающей современную базу для научно-образовательной и инновационной деятельности в интересах развития Арктической зоны;

свободный доступ к ресурсам Северного Ледовитого океана, обеспечивающий исследования в зонах глобальных вызовов и востребованность их результатов (проблема сохранения ресурсов, влияния ледового покрова на климат всей земли, предупреждение и устранение природных и техногенных катастроф, других наднациональных проблем, затрагивающих все население и ресурсы Арктики), эффективная реализация на базе университета партнерства с центрами и институтами федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", а также ведущими мировыми научно-образовательными центрами;

наличие в структуре университета научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" (далее - научно-образовательный центр "Российская Арктика") в партнерстве с наукоемкими предприятиями судостроения, целлюлозно-бумажной промышленности, рыбопромышленного комплекса, транспортно-логистического комплекса, по добыче полезных ископаемых;

активное участие университета в реализации федеральных проектов развития технологий, науки и образования.

IV. Миссия, стратегическая цель
и задачи развития университета

Миссия университета - научное и кадровое обеспечение защиты геополитических интересов Российской Федерации в Арктике путем создания системы непрерывного образования, проведения арктических исследований и инновационных технологических разработок, стратегического партнерства с бизнес-сообществом.

Стратегическая цель университета - формирование интеллектуального центра мирового уровня, который предоставляет широкие возможности для обучения, исследований и внедрения их результатов в производство, а также развитие Арктической зоны.

Университет будет способствовать включению Российской Федерации в важнейшие интеграционные процессы в Арктике, содействовать формированию позитивного имиджа страны в научно-образовательном пространстве Арктики, а также трансляции ее позиции и интересов, участвовать в развитии научной дипломатии и трансформации Арктики.

Задачами Программы развития университета, решение которых необходимо для достижения стратегической цели университета, являются:

развитие научного потенциала университета, максимальное увеличение количества преподавателей-исследователей по направлениям "Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения" и "Жизнедеятельность человека в Арктике";

становление университета как института развития Арктической зоны, в том числе подготовка специалистов, необходимых для развития Северного морского пути и городской среды в Арктике;

занятие ведущих позиций на российском и международном рынках интеллектуального труда и образовательных услуг в Арктике;

создание в результате конкурсного отбора научно-образовательного центра "Российская Арктика" как центра развития высоких технологий, прикладных разработок, цифрового развития.

В соответствии со стратегической целью университета выделены следующие приоритетные направления развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы:

первое приоритетное направление развития "Ресурсы Севера и Арктики" связано с использованием университетом своего географического конкурентного преимущества - прямого доступа к территориям Арктической зоны и Северному Ледовитому океану. Университет нацелен на формирование центра превосходства в области изучения, переработки и использования минеральных и биологических ресурсов Севера и Арктики на основе активного взаимодействия с участниками лесопромышленного и рыбопромышленного кластеров, а также с предприятиями по добыче и переработке природных ресурсов и иностранными партнерами. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих сферах:

технологии добычи, переработки и восстановления биологических ресурсов;

разработка, создание и внедрение технологий для исследования, прогноза, поиска, разведки и добычи углеводородов и минеральных ресурсов;

мониторинг и прогнозирование ресурсов суши Арктической зоны и Северного Ледовитого океана;

мониторинг природного состояния и антропогенных факторов изменения Арктической зоны;

морская и речная биотехнология;

разработка лекарств на основе биологически активных веществ организмов, приспособленных к обитанию в глубоководной среде;

глубоководные исследования;

методы очистки морских и речных вод;

второе приоритетное направление развития "Арктические экосистемы" связано с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих ключевых сферах, которые в среднесрочной перспективе обеспечат форсированную динамику развития университета в области сохранения биоразнообразия Арктики:

аналитическая химия объектов окружающей среды, включая разработку и совершенствование методологии химического анализа вод, почв, атмосферного воздуха, донных отложений, биологических объектов, решение проблем целевого определения приоритетных загрязнителей и нецелевого поиска новых потенциально опасных загрязняющих веществ;

химия природных соединений, которая предусматривает совмещение поиска, идентификации, изучения структуры и свойств природных соединений растительного и животного происхождения, особенностей их биосинтеза и формирования структуры в условиях арктического климата. Наиболее перспективными являются исследования в таких направлениях науки, как изучение структуры лигнинов растений и комплексное изучение химического состава и свойств биологически активных веществ растений, поиск новых источников важных для человека биологически активных соединений в арктических экосистемах;

биологический мониторинг (комплекс систематических наблюдений за состоянием здоровья человека и объектов животного мира в Арктике, которые включают в себя определение уровней и концентраций загрязняющих веществ в экосистемах, организме человека, выявление дефицитов жизненно важных элементов природной среды, определение зависимостей между состоянием здоровья человека и состоянием окружающей среды);

метагеномные исследования арктических экосистем (новый инструмент получения количественной информации об отдельных организмах и их сообществах. Технологии секвенирования следующего поколения позволят оперативно отслеживать изменения в структуре уязвимых арктических экосистем, повышая качество их мониторинга);

третье приоритетное направление развития "Материалы и технологии арктического применения" (в том числе в интересах комплексного развития инфраструктуры Северного морского пути) связано с разрабатываемыми в университете адаптируемыми к особым условиям эксплуатации материалами и технологиями, которые по своим характеристикам будут превосходить и дополнять ранее используемые в условиях Арктики. Имеющийся научный потенциал позволит университету выполнить исследования по широкому спектру тем, связанных с судостроением и судоремонтом:

технологический аудит предприятий судостроения и судоремонта;

совершенствование средств технологического оснащения судостроительного производства;

разработка методик размерного контроля корпусных конструкций и изделий судового машиностроения (судометрика);

разработка и апробация интеллектуальных цифровых производственных технологий на основе мониторинга лучших практик применения новых промышленных технологий в процессах судостроения;

разработка новых способов конструирования средств технологического оснащения для повышения эффективности судостроительного производства;

разработка и исследование элементов производственной системы в судостроении как инструмента повышения экономической и технологической эффективности;

разработка способа промывки судовых трубопроводов с использованием технологии сверхкритической флюидной экстракции диоксидом углерода;

контроль и исследование асфальтосмолопарафиновых отложений в судовых видах топлива в зависимости от изменения температуры и давления в различных условиях эксплуатации судов;

исследование мерзлых, промерзающих и оттаивающих грунтов в условиях изменения климата, выполнение геологических, геокриологических, геотехнических, экологических и геодезических изысканий при строительстве и эксплуатации портовых сооружений и конструкций;

четвертое приоритетное направление развития "Жизнедеятельность человека в Арктике" связано с повышением качества жизни населения Арктической зоны, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, приведением системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне в соответствие с прогнозами потребности в квалифицированных кадрах. Исследования и разработки сфокусированы на изучении фундаментальных механизмов адаптации человека к климато-географическим условиям Арктической зоны, роста и развития детского организма, качества жизни пожилых людей, а также технологий эффективной коррекции функционального состояния организма человека. Отдельной междисциплинарной областью исследований станет область нейронаук. Целенаправленная работа по формированию нравственной ориентации молодого поколения, обеспечению объективного осмысления прошлого и настоящего Арктической зоны и в целом России будет способствовать развитию культурно-познавательного и этнографического туристического кластера. Образовательная деятельность включает следующие мероприятия:

поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;

совершенствование профессионального образования в соответствии с долгосрочной потребностью Арктики в кадрах. Основными задачами университета в рамках подготовки и профессионального роста представителей коренных малочисленных народов являются:

устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей;

повышение качества основного и профессионального образования и развитие предпринимательских компетенций;

персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных;

формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов;

целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны.

Особая роль университета как ведущего российского университета - конкурента за таланты и интеллектуальную повестку в Арктике определяет в Программе развития университета 3 ключевых приоритета:

арктический вектор;

цифровое развитие;

деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика".

Арктический вектор предусматривает:

обеспечение подготовки кадров для социально-экономического развития Арктической зоны, персонификацию обучения населения, проживающего в Арктической зоне;

выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, проживающих на арктических территориях, привлечение для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

осуществление качественного экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктике;

обеспечение ведущей роли Российской Федерации в многосторонних отношениях в Арктике;

лидерство в Российской Федерации по изучению политики, экономики и языков северных народов;

продвижение российского образования, языка, культуры в Арктике, формирование в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета сообщества молодых людей, лояльных к Российской Федерации;

содействие развитию научной дипломатии в Арктике, организация гуманитарного диалога через общественные и межличностные связи народов Российской Федерации и стран - членов Арктического совета;

превращение университетского комплекса в международное образовательное пространство, комплексно решающее задачу привлечения, развития и интеграции в российскую экономику талантов из иностранных государств;

создание в структуре университета научного и экспертно-аналитического центра стратегического развития Арктики.

Цифровое развитие предусматривает:

подготовку кадров для цифровой экономики;

повышение уровня цифровых компетенций населения, проживающего в Арктической зоне;

создание в университете соответствующей инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям;

комплексное обеспечение информационной безопасности созданной инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных;

формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального сектора.

Деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика" предполагает создание системы инноваций в Арктической зоне в интересах обеспечения связности усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, институтов развития и государственных корпораций.

V. Мероприятия Программы развития университета
и этапы их реализации

Достижение стратегической цели развития университета обеспечивается выполнением согласованных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы развития университета, сгруппированных по следующим направлениям:

совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики;

совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности;

научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике;

развитие кадрового потенциала университета;

совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета;

повышение эффективности управления университетом.

Реализация мероприятий Программы развития университета осуществляется в 3 этапа (I этап - 2021 - 2023 годы, II этап - 2024 - 2026 годы, III этап - 2027 - 2035 годы).

План реализации мероприятий Программы развития университета приведен в приложении N 1.

Объемы финансового обеспечения Программы развития университета приведены в приложении N 2.

Целевые показатели (индикаторы) Программы развития университета приведены в приложении N 3.

1. Совершенствование образовательной деятельности - развитие
человеческого капитала в интересах Арктики

В рамках мероприятия совместно с работодателями Арктической зоны при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации планируется работа по следующим направлениям:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию (соответствует национальному проекту "Образование", федеральному проекту "Современная школа", национальному проекту "Наука и университеты", Стратегии развития Арктической зоны);

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях (соответствует национальным проектам "Образование", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука и университеты", федеральным проектам "Учитель будущего" и "Социальные лифты для каждого", проекту "Билет в будущее" и Стратегии развития Арктической зоны);

развитие экспортного потенциала и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов для обучения по приоритетным образовательным программам в Арктической зоне и популяризации Арктики как места для жизни и работы (соответствует национальным проектам "Образование", "Наука и университеты");

подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны (соответствует национальным проектам "Цифровая экономика Российской Федерации", "Образование", "Наука и университеты", федеральному проекту "Цифровая образовательная среда" и Стратегии развития Арктической зоны);

обеспечение интернационализации образовательного процесса, включая развитие международной академической мобильности (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");

формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктической зоны (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");

воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике (соответствует национальному проекту "Образование", Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

2. Совершенствование научно-исследовательской
и инновационной деятельности

Мероприятия направлены на достижение лидирующих позиций в исследованиях и разработках в приоритетных областях ("Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения", "Жизнедеятельность человека в Арктике") за счет укрепления исследовательской инфраструктуры и формирования передовых научных школ с привлечением ученых мирового уровня.

3. Научно-образовательное сопровождение процесса
жизнедеятельности человека в Арктике

Мероприятия направлены на сохранение, развитие, трансляцию традиционного образа жизни и культурных ценностей населения Арктической зоны, включая коренные малочисленные народы, за счет формирования целостной многоуровневой системы образования и подготовки, а также ее непрерывное научно-методическое сопровождение.

Мероприятия включают в себя разработку и реализацию образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализацию исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, с учетом опыта иностранных государств.

Планируются работы по следующим направлениям:

формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов;

формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни.

4. Развитие кадрового потенциала университета

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны в целях развития кадрового потенциала университета планируется работа по следующим направлениям:

формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников;

модернизация системы непрерывного профессионального развития работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля;

привлечение талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны;

формирование кадрового резерва руководящего состава университета;

обучение руководящего состава университета, в том числе создание кадрового резерва руководителей;

развитие административного и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности;

привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих российских и иностранных университетах и научных организациях;

формирование социально ответственного университета.

5. Совершенствование материально-технической базы
и социально-культурной инфраструктуры университета

В рамках реализации мероприятий:

национального проекта "Наука и университеты" планируется постоянно работать над созданием комфортной среды университетского комплекса (в том числе в случае выделения средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на строительство учебно-лабораторного корпуса для научно-образовательного центра "Российская Арктика", новых общежитий, а также на модернизацию имеющихся общежитий);

национального проекта "Образование" (федеральный проект "Успех каждого ребенка") планируется создать необходимую базу для сетевого детского университета "Арктический Сириус";

национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" (федеральный проект "Цифровая образовательная среда") планируется модернизировать комплекс зданий университета для размещения "Арктического технопарка в области информационно-коммуникационных технологий".

Кроме того, планируется проводить оптимизационные меры, связанные с инфраструктурой университета.

6. Повышение эффективности управления университетом

В целях повышения эффективности управления университетом планируется работа по следующим направлениям в соответствии с национальным проектом "Наука и университеты":

формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета;

создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными;

модернизация системы управления, базирующейся на модели цифрового университета;

модернизация системы управления образовательными программами и проектами;

совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством;

обеспечение членства университета в международных организациях по вопросам глобальной арктической повестки.

VI. Финансовое обеспечение Программы развития университета

Общий объем финансового обеспечения I этапа Программы развития университета (2021 - 2023 годы) составит 1800 млн. рублей, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет средств федерального бюджета - 1500 млн. рублей.

Общий объем финансового обеспечения II этапа Программы развития университета (2024 - 2026 годы) составляет 1575 млн. рублей, в том числе за счет приносящей доходы деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет федерального бюджета - 1275 млн. рублей.

VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
развития университета

В результате реализации Программы развития университета на территориях Арктической зоны будет создан глобальный научно-образовательный и технологический центр, привлекающий талантливых молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств, способствующий их развитию, подготовке и интеграции в высокотехнологичные сегменты российской экономики и обеспечивающий тем самым ускоренное социально-экономическое и инновационное развитие Арктической зоны.

Основными результатами реализации Программы развития университета явятся:

адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны (достижение определяется реализацией мероприятий 1, 2, 4, 6 - 8, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);

качественное экспертно-аналитическое обеспечение процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктическом регионе (достижение определяется реализацией мероприятий 10, 12, 31 и 34 приложения N 1 к Программе развития университета);

повышение конкурентоспособности университета и авторитета российского высшего образования в международном научно-образовательном пространстве Арктического региона (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 3, 8, 10, 12 - 15, 18, 23, 24, 26, 30 - 34 приложения N 1 к Программе развития университета);

создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий, регионов Арктической зоны и деятельности университета, привлечения для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из Российской Федерации и иностранных государств (достижение определяется реализацией мероприятий 1 - 6, 8, 11, 15, 18, 21, 24, 26, 30, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);

более высокая доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься передовыми научными исследованиями в Арктической зоне на базе сформированных научно-образовательных центров, научно-образовательных экспедиций (достижение определяется реализацией мероприятий 8 и 9 приложения N 1 к Программе развития университета);

отработанные механизмы обеспечения экономической устойчивости университета на основе актуализации его деятельности и более тесного и ответственного участия в социально-экономическом развитии территорий, регионов в Арктической зоне (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 4, 16, 22, 25, 26, 28, 29, 31 и 32 приложения N 1 к Программе развития университета);

реальное формирование за счет сетевых форматов взаимодействия группы учреждений профессионального образования качественно нового вида (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 27 и 30 приложения N 1 к Программе развития университета).

VIII. Порядок внесения изменений в Программу
развития университета

По результатам рассмотрения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики хода реализации Программы развития университета в нее могут быть внесены изменения.

В 2024 году в Программу развития университета предусматривается внести изменения, актуализирующие цели, основные направления и задачи развития университета на 2025 - 2035 годы.

Приложение N 1
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы

ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ

Наименование мероприятия
Основной результат
Срок
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики
1.
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального образовательного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе профессионально ориентированного сопровождения, что позволит увеличить численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях, проводимых федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - университет), в 2024 году до 15000 человек, в 2030 году - 25000 человек, в 2035 году - 35000 человек (в 2019 году - 6526 человек)
2024 - 2035 годы
2.
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях
развитие системы непрерывного образования, интеграция образовательных организаций, профессиональных сообществ, предпринимателей и экспертов в целях формирования эффективной экосистемы подготовки востребованных кадров для высокопроизводительных и кроссдисциплинарных отраслей промышленности, для инновационного развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона), что позволит:
увеличить долю образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, к 2030 году до 17 процентов, к 2035 году до 30 процентов (в 2019 году - 4,7 процента);
увеличить долю обучающихся по образовательным программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов от общей трудоемкости образовательной программы к 2030 году до 100 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 12 процентов);
увеличить долю обучающихся по сетевым образовательным программам высшего образования по очной форме, к общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме, к 2030 году до 25 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 3,2 процента);
увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента);
увеличить количество студентов и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования университета, к 2030 году до 550 человек, к 2035 году до 830 человек (в 2019 году - 158 человек);
увеличить долю обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевом обучении в общем числе обучающихся по образовательным программам высшего образования (очная форма) к 2030 году до 27 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 13,5 процента)
2024 - 2035 годы
3.
Поддержка и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов на приоритетные образовательные программы для Арктической зоны и популяризации Арктической зоны как места для жизни и работы
проведение международного летнего и зимнего университета в Арктической зоне, онлайн-курсов, международных олимпиад, что позволит:
увеличить долю иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов к 2035 году до 15 процентов (в 2019 году - 8,46 процента);
увеличить долю обучающихся по образовательным программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам к 2030 году до 75 процентов, к 2035 году до 85 процентов (в 2019 году - 52 процента)
2024 - 2035 годы
4.
Подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны
реализация проектов научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" в целях подготовки специализированных кадров для цифровой экономики Арктики (телемедицина, робототехника и мехатроника, искусственный интеллект, гидрометеорология), развитие цифровых компетенций населения Арктики, формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального секторов, что позволит:
увеличить долю обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся к 2030 году до 38 процентов, к 2035 году до 70 процентов (в 2019 году - 13 процентов);
увеличить количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики, к 2030 году до 19000 человек, к 2035 году до 29000 человек (в 2019 году - 1100 человек)
2024 - 2035 годы
5.
Разработка и реализация конкурентоспособных международных образовательных продуктов
разработка и реализация образовательных программ с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны позволят увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ двойных дипломов, программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), не менее 15 программ к 2035 году (в 2019 году - 4 программы). Расширение международной академической мобильности обучающихся, выездной мобильности сотрудников в целях ведения научно-преподавательской деятельности и повышения квалификации, развития трансграничного гуманитарного сотрудничества, что позволит увеличить количество участников программ мобильности к 2035 году до 4800 человек (в 2019 году - 400 человек)
2024 - 2035 годы
6.
Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктики
разработка и реализация программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по приоритетам научно-технологического развития, в том числе по приоритетным направлениям в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования". Реализация мероприятия будет способствовать увеличению количества обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках указанного центра, к 2030 году до 300 человек, к 2035 году до 500 человек (в 2019 году обучение по соответствующим программам не велось)
2024 - 2035 годы
7.
Воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике
повышение социальной активности обучающихся путем реализации ежегодной программы обмена студентами между университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета. Увеличение числа студентов, вовлеченных в программы патриотического воспитания, через участие в работе патриотических клубов и центров поисковой работы и профилактики асоциальных явлений с 2024 года до 2000 человек (в 2019 году - 800 человек)
2024 - 2035 годы
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности
8.
Обеспечение привлекательности работы в Арктической зоне для российских и иностранных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей
развитие, модернизация имеющихся и создание на базе университета новых исследовательских центров превосходства и лабораторий под руководством ведущих ученых по направлениям:
ресурсы Севера и Арктики;
арктические экосистемы;
материалы и технологии арктического применения;
жизнедеятельность человека в Арктике;
увеличение числа функционирующих на базе университета исследовательских центров и лабораторий с привлечением ведущих ученых к 2030 году - 8 единиц, к 2035 году - 12 единиц (в 2019 году - 1);
увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей к 2024 году до 45 процентов (в 2019 году - 30 процентов);
увеличение количества опубликованных статей в журналах, входящих в международные базы данных научного цитирования, к 2035 году до 5 штук на одного исследователя (в 2019 году - 0,5 штуки на одного исследователя)
2024 - 2035 годы
9.
Развитие комплексных международных экспедиционных исследований университета в Арктике. Проведение международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет"
проведение регулярных международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет". Экспедиции будут способствовать развитию международного сотрудничества в сфере изучения и освоения Арктики, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки по научным специальностям, связанным с Арктикой, и популяризацию научных исследований Арктики
2024 - 2035 годы
10.
Создание на базе университета Института стратегического развития Арктики как международного научного и экспертно-аналитического центра по вопросам развития Арктической зоны
создание на базе университета Института стратегического развития Арктики, осуществляющего научное сопровождение реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", а также подготовку региональных и муниципальных управленческих команд. Институт стратегического развития Арктики будет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны, в том числе по заказу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону. Деятельность Института стратегического развития Арктики будет способствовать эффективной реализации указанной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, а также развитию кадрового потенциала органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации. Определение университета оператором всех научно-исследовательских работ, направленных на изучение и развитие Арктической зоны
2024 - 2035 годы
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
11.
Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов
разработка и реализация образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализация мероприятий и проектов, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей, повышение качества общего и профессионального образования, развитие предпринимательских компетенций, персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных, формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов, целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны позволят к 2030 году увеличить количество образовательных программ в университете для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ - до 20 программ, к 2035 году - не менее 35 программ (в 2019 году - 2 программы)
2024 - 2035 годы
12.
Формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне
реализация исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне, с учетом опыта иностранных государств. Экспертиза законодательных инициатив и законопроектов в области этнонациональной и культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выявление специфики правоприменительной и судебной практики в области этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне, а также проблем реализации этнонациональной и культурной политики Российской Федерации в Арктической зоне с предложением вариантов их решения, подготовка предложений по перспективным институциональным и правовым механизмам совершенствования этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне
2024 - 2035 годы
IV. Развитие кадрового потенциала университета
13.
Формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников
реализация проектов по переходу к 4 направлениям (исследовательскому, практико-ориентированному, предпринимательскому и образовательно-методическому) профессионального развития педагогических работников, для которых должны быть разработаны и внедрены особые механизмы отбора, обучения, стимулирования и оценивания. Требуется совершенствование системы оценки и стимулирования педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научные исследования по приоритетным для университета направлениям развития. Развитие кадрового потенциала предполагается на основе цифрового профиля и портфолио работника. Реализация проектов позволит ежегодно повышать квалификацию не менее 30 процентов педагогических работников на основе анализа цифрового следа и портфолио
2024 - 2035 годы
14.
Модернизация системы непрерывного профессионального развития педагогических работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля
формирование базового стандарта профессиональных компетенций педагогических работников университета, который будет включать цифровые и мягкие навыки, профессиональные навыки, гибкие модульные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе сетевые, программы академической мобильности. Реализация проектов позволит увеличить долю педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио, к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов
2024 - 2035 годы
15.
Привлечение и развитие талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны
формирование конкурентоспособного на международном уровне коллектива университета, обеспечивающего научно-исследовательское и инновационное сопровождение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны, за счет установления институционального взаимодействия с образовательными и научными организациями, с международными кадровыми агентствами и реализации эффективной кадровой политики (поддержка иностранных специалистов, создание улучшенных социальных и бытовых условий). Эффективная кадровая политика в целом будет способствовать росту числа иностранных исследователей и преподавателей, трудоустроенных в университете
2024 - 2035 годы
16.
Развитие административно-управленческого и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности
цифровизация административных процессов, оптимизация бизнес-процессов, формирование механизмов оценки деятельности и мотивации станут основой системы профессионального развития административно-управленческого и вспомогательного персонала. Реализация проектов позволит достичь выполнения одного из стратегических показателей университета - доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников университета в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р
2024 - 2030 годы
17.
Формирование социально ответственного университета
предполагается формирование корпоративной культуры вовлеченности коллектива в реализацию приоритетных направлений развития университета и стратегических задач развития Арктической зоны и страны в целом. Для вовлечения педагогических работников в систему управления университетом будут предоставлены возможности для их работы в коллегиальных органах управления, в публичных мероприятиях, заседаниях, постоянный мониторинг полноты удовлетворенности потребителей образовательными и научными проектами университета, мониторинг профессиональных траекторий выпускников. Вовлечение выпускников в университетскую жизнь через участие в образовательной, научной и проектной деятельности университета, развитие программы наставничества "выпускник - студент", реализацию программ лояльности, в том числе через ассоциацию выпускников. Реализация проектов позволит повысить вовлеченность работников, выпускников, работодателей в систему управления университетом. К 2030 году не менее 50 процентов педагогических работников университета будут вовлечены в работу коллегиальных органов управления университетом и его учебных структурных подразделений, к 2035 году до 70 процентов
2024 - 2035 годы
18.
Привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях
эффективные механизмы привлечения и трудоустройства на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, позволят обновить кадровый состав университета, повысить эффективность работы и конкурентоспособность университета
2024 - 2035 годы
19.
Формирование кадрового резерва руководящего состава университета
формирование кадрового резерва руководящего состава выявляет потенциал работников, создает перспективы и мотивацию для профессионального роста, снижает риски при поиске и отборе новых кандидатур на руководящие позиции
2024 - 2035 годы
20.
Обучение руководящего состава университета, в том числе включение работников в кадровый резерв на руководящие должности
обучение по интегрированным программам, в том числе с привлечением экспертов из ведущих российских образовательных организаций высшего образования и научных центров, участие на регулярной основе в стратегических сессиях, тренингах и стажировках позволят осуществить комплексную подготовку команды управленцев по различным направлениям деятельности университета в единой логике стратегического развития и получения навыков проектной работы
2024 - 2035 годы
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
21.
Подготовка объектов инфраструктуры под создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом разработки проектно-сметной документации
формирование современной образовательной среды для одаренных детей Арктической зоны, а также из других субъектов Российской Федерации и привлечение в университет талантливых студентов
2024 - 2035 годы
22.
Подготовка объектов инфраструктуры под создание научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" с учетом разработки проектно-сметной документации
развитие информационно-коммуникационной системы Арктической зоны, создание инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям, реализация соответствующих образовательных программ
2024 - 2035 годы
23.
Создание комфортной среды университетского комплекса (включая модернизацию существующих общежитий)
привлечение талантливых студентов из разных субъектов Российской Федерации и иностранных государств для обучения по образовательным программам в интересах социально-экономического развития Арктической зоны и дальнейшего трудоустройства в Арктической зоне
2024 - 2035 годы
24.
Модернизация инфраструктуры морского рыбопромышленного техникума
развитие рыбопромышленного кластера Архангельской области
2024 - 2035 годы
25.
Разработка проектно-сметной документации строительства учебно-лабораторного корпуса для размещения научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
развитие научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
2024 - 2035 годы
26.
Оптимизация инфраструктуры университета
эффективное использование имущественного комплекса университета
2024 - 2035 годы
27.
Создание центра поддержки и координации иностранных обучающихся в целях повышения удовлетворенности иностранных обучающихся уровнем предоставляемых университетом сервисов и обеспечения непрерывной работы с иностранными обучающимися, а также с выпускниками университета
создание благоприятной среды в образовательной и научной деятельности на международном уровне, направленной на обеспечение комфортного пребывания иностранных студентов
2024 - 2035 годы
VI. Повышение эффективности управления университетом
28.
Формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета
с 2022 года разработана и внедрена автоматизированная информационная система управления процессом выполнения программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 716-р, процессами разработки проектов и организации отдельных мероприятий, формализованы этапы планирования, управления, аналитики и оценки выполнения проектов
2024 - 2035 годы
29.
Создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными. Модернизированная система управления, базирующаяся на модели цифрового университета
объединение существующих информационных систем университета, обеспечивающих реализацию текущих (операционных) процессов в единую информационную среду, что позволит оптимизировать управленческие процессы университета по всем направлениям деятельности.
Реализация проекта позволит:
увеличить долю субъектов университета с цифровыми инструментами обратной связи и проактивного управления на основе анализа данных до 70 процентов к 2035 году;
увеличить долю цифровых сервисов доступных пользователям в единой цифровой среде в общем числе сервисов до 70 процентов к 2035 году
2024 - 2035 годы
30.
Модернизация системы управления образовательными программами и проектами
создание и внедрение системы менеджмента образовательных программ и цифровизация системы управления образовательными программами позволят реализовать проекты:
профессионально ориентированное сопровождение учащихся и молодежи на территории Арктической зоны на основе цифрового портфолио и цифрового профиля;
дистанционное обучение для удаленных территорий Арктической зоны;
реализация образовательных программ на основе индивидуальных траекторий развития обучающихся;
моделирование и прогнозирование индивидуальных треков развития субъектов образовательной деятельности;
бюджетирование образовательных программ, автоматизированная оценка эффективности и качества образовательных программ - автоматизированных систем управления проектной деятельностью и управления инфраструктурой и ресурсами образовательной деятельности, онлайн-университет.
Реализация проектов позволит:
увеличить количество открытых онлайн-курсов, размещенных на дистанционных платформах, к 2030 году до 100 онлайн-курсов, к 2035 году - 150 онлайн-курсов (в 2019 году - 23 онлайн-курса);
увеличить долю образовательных программ, реализуемых с применением технологий проектного обучения, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 90 процентов (в 2019 году - 27,7 процентов);
увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента)
2024 - 2035 годы
31.
Совершенствование системы сопровождения научной деятельности в Арктике
создание и внедрение системы мониторинга и анализа фундаментальных и прикладных научных исследований по арктическим направлениям, которая позволит исключить дублирование научных исследований, а также с учетом перераспределения позволит эффективнее использовать ограниченные финансовые, человеческие и материально-технические ресурсы. Реализация мероприятия позволит автоматизировать процессы учета и управления научной информацией
2024 - 2030 годы
32.
Совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством
сертификация позволит университету реализовывать образовательные программы с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны, позволит увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ "двойного диплома", программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), к 2035 году не менее 15 программ (в 2019 году - 4 программы)
2024 - 2035 годы
33.
Обеспечение членства университета в международных организациях стран мира по вопросам глобальной арктической повестки
расширение сети профессиональных партнерств с ведущими международными организациями (ассоциациями), научно-образовательными центрами, проектными организациями и компаниями стран мира, занимающихся вопросами развития Арктики, в целях создания и реализации совместных экспериментальных и конкурсных программ (проектов), создания проектно-исследовательских лабораторий, инжиниринговых центров, что будет способствовать росту вовлеченности университета в мировое сообщество, развитию межкультурного диалога и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также использованию наиболее успешных доступных технологий в Арктической зоне
2024 - 2035 годы

Приложение N 2
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ

(млн. рублей)

Источник финансирования
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2021 - 2026 годы
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики
Итого по направлению
81,8
240,1
313,5
171,5
129
134,1
1070
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
59,7
218
267
85
85
90,1
804,8
иная приносящая доход деятельность
22,1
22,1
46,5
86,5
44
44
265,2
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности
Итого по направлению
40
48
52
85
123
143,8
491,8
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
40
40,5
52
85
85
97,8
400,3
иная приносящая доход деятельность
0
7,5
0
0
38
46
91,5
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
Итого по направлению
4,2
33,4
60
30,5
36,9
38,6
203,6
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
0
24
48
25,5
28,9
30,6
157
иная приносящая доход деятельность
4,2
9,4
12
5
8
8
46,6
IV. Развитие кадрового потенциала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
Итого по направлению
3,5
5,5
5,5
10,6
6
6,8
37,9
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
0
0
0
5,1
6
6,8
17,9
иная приносящая доход деятельность
3,5
5,5
5,5
5,5
0
0
20
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
Итого по направлению
256
167
0
130,9
138
104,5
796,4
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
248
167
0
130,9
130
104,5
780,4
иная приносящая доход деятельность
8
0
0
0
8
0
16
VI. Повышение эффективности управления федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
Итого по направлению
180,5
73
139
93,5
90,1
102,2
678,3
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
152,3
50,5
133
93,5
90,1
95,2
614,6
иная приносящая доход деятельность
28,2
22,5
6
0
0
7
63,7
Итого по программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы
566
567
570
522
523
530
3278
в том числе:
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
500
500
500
425
425
425
2775
иная приносящая доход деятельность
66
67
70
97
98
105
503

Приложение N 3
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ

Показатель
Единица измерения
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2030 год
2035 год
I. Показатели качества образовательной деятельности
1.
Средний балл единого государственного экзамена абитуриентов, поступающих на программы бакалавриата и специалитета
единиц
66
67
69
72
74
81
84
2.
Доля магистрантов, аспирантов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся по программам высшего образования
процентов
21
22
23
25
27
30
34
3.
Численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях университета
человек
8000
10000
12000
15000
17000
25000
35000
4.
Доля образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения
процентов
3
4
6
8
10
17
30
5.
Функционирование мастерских (лабораторий, центров), оснащенных современной материально-технической базой в соответствии с требованиями компетенций "Ворлдскиллс"
единиц
не менее 5 по 5 компетенциям
не менее 8 по 7 компетенциям
не менее 11 по 9 компетенциям
не менее 13 по 10 компетенциям
не менее 15 по 12 компетенциям
не менее 25 по 20 компетенциям
не менее 30 по 24 компетенциям
6.
Доля обучающихся по программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов общей трудоемкости образовательной программы от общего числа обучающихся
процентов
20
32
68
94
98
100
100
7.
Доля обучающихся по индивидуальным учебным планам
процентов
21
30
40
60
62
80
100
8.
Доля обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам
процентов
53
57
61
64
66
75
85
9.
Доля обучающихся по программам высшего образования по очной форме, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия, в общей численности обучающихся по программам высшего образования по очной форме
процентов
5
7
10
13
16
25
34
10.
Доля обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевой подготовке в общей численности обучающихся по программам высшего образования (очная форма)
процентов
14
15
17
18
20
27
34
11.
Количество обучающихся и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
человек
200
250
320
390
460
550
830
12.
Количество обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
человек
-
15
45
90
150
300
500
13.
Доля обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся
процентов
14
16
19
21
25
38
70
14.
Количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики
человек
3000
5000
7000
9000
11000
19000
29000
15.
Количество участников студенческих военно-патриотических клубов и центров поисковой работы
человек
500
550
600
650
700
1500
3000
16.
Количество участников студенческих волонтерских и антинаркотических объединений
человек
550
600
650
700
750
1650
3500
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности
17.
Объем финансовых ресурсов, привлеченных на выполнение прикладных научных исследований
млн. рублей
100
150
250
300
320
550
1000
18.
Количество опубликованных статей в журналах, входящих в базу данных Web Of Science Core Collection и (или) Scopus, на 1 научного сотрудника в год
единиц
0,5
0,75
1
2
3
4
5
19.
Численность научно-педагогических работников, имеющих статьи в научных изданиях высших категорий научных журналов по степени востребованности (цитируемости)
человек
30
45
60
75
100
200
350
20.
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей
процентов
30
35
40
45
50,1
52,5
55
21.
Доля научных проектов, которыми руководят молодые перспективные исследователи, в научных проектах, выполняемых в университете
процентов
10
15
25
35
50
55
60
22.
Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)
единиц
25
27
30
35
42
80
100
23.
Объем доходов (сделок) от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат университету (в том числе при совместном правообладании)
тыс. рублей
25
50
75
100
150
250
500
24.
Количество международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет"
единиц
2
2
2
2
2
3
4
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
25.
Количество образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ
единиц
2
4
6
8
10
20
35
26.
Количество научных мероприятий (участие в конференциях, проведение семинаров) и публикаций по теме сохранения населения и повышения качества жизни в Арктической зоне, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне
единиц
2
3
4
5
6
10
15
IV. Показатели интернационализации и международного признания
27.
Доля иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
процентов
8
8,15
9
9,5
10
12
15
28.
Количество участников программ академической мобильности
человек
200
250
300
350
400
500
600
V. Повышение эффективности развития кадрового потенциала и управления университетом
29.
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио
процентов
30
40
50
60
70
80
100
30.
Численность иностранных исследователей и преподавателей, привлеченных для работы над проектами развития Арктической зоны
человек
3
4
6
8
10
20
30
31.
Доля представителей партнерских организаций и предприятий в составе коллегиальных органов управления
процентов
15
20
25
30
40
50
70
32.
Доля руководящего состава, в том числе работников, включенных в кадровый резерв и прошедших обучение
процентов
70
75
80
90
100
100
100
33.
Цифровая трансформация административных и вспомогательных процессов (разработка и внедрение функциональных подсистем)
единиц
2
3
4
4
5
5
6
34.
Численность специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях, привлекаемых на руководящие должности
человек
1
1
1
1
1
1
2
VI. Показатели экономической устойчивости университета
35.
Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника
тыс. рублей
4952,8
5165,77
5387,9
5619,58
5861,22
6113,25
6376,12
36.
Доходы от инновационной деятельности (доходы от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов)
млн. рублей
17
15
15
17
20
22
25