ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2021 г. N 716-р
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. N 716-р
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
I. Общие положения
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы (далее соответственно - университет, Программа развития университета) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны) и положениями нормативных правовых актов, содержащих основные направления развития науки, образования и технологий.
Программа развития университета обусловлена его стремлением внести максимальный вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования, науки, цифровой экономики и обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона) и выделяет следующие стратегические направления развития:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, модернизация образовательного процесса, включающего формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок;
цифровая трансформация экономики Российской Федерации, включающая обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики Арктической зоны, создание сквозных цифровых технологий и преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Арктической зоны посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
II. Тренды и вызовы
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1695-р утверждена программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2010 - 2020 годы (далее - программа развития на 2010 - 2020 годы). За время ее реализации университет сумел трансформировать структуру (ресурсы 53 факультетов, институтов и колледжей были сконцентрированы в 7 учебно-научных школах и 3 филиалах (в гг. Северодвинске, Коряжме, Нарьян-Маре), 166 кафедр укрупнены до 64, 830 образовательных программ укрупнены до 649, при этом значительно увеличилось количество программ магистратуры и аспирантуры (с 58 до 168), средний возраст научно-педагогических работников снизился до 48 лет). В 2010 году в университете фактически отсутствовала категория штатных работников - иностранных преподавателей и исследователей, а в 2019 году их число составило 22 человека.
Университет добился выполнения и перевыполнения почти всех плановых показателей Программы развития на 2010 - 2020 годы.
В настоящее время университет осуществляет подготовку по 48 образовательным программам на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Дистанционные образовательные технологии применяются при реализации 88,4 процента общего числа образовательных программ. В сетевой форме с предприятиями и образовательными организациями реализуется 25 образовательных программ. Университет также реализует образовательные программы, интегрированные со спецификациями стандартов компетенций "Ворлдскиллс" (12 компетенций) и национальной системой квалификаций.
Университет реализовал более 100 образовательных программ арктической направленности в 2019/20 учебном году. Удельный вес численности студентов очной формы обучения, обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров для Арктической зоны, в общей численности студентов очной формы обучения - 61,8 процента, 73 процента выпускников университета трудоустраиваются в Арктической зоне.
Научные и образовательные приоритеты университета соответствуют задачам развития Арктической зоны, отраженным в Указе Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" и Стратегии развития Арктической зоны. Научно-исследовательская инфраструктура университета имеет ярко выраженный арктический вектор. Это стало результатом работы научных школ, которые традиционно существовали в университете. Благодаря реализации Программы развития на 2010 - 2020 годы научные школы вышли на инновационно-внедренческий уровень.
За время реализации программы развития на 2010 - 2020 годы университет сумел добиться высоких показателей в международной научно-образовательной деятельности, что позволило усилить конкурентные преимущества. В настоящее время университет участвует в программах академических обменов с 34 вузами Европы, 30 вузами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона и 4 вузами Северной Америки. Университет планомерно реализует стратегию повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных программ и привлечения иностранных обучающихся, ежегодно обеспечивая прирост контингента иностранных студентов более 20 процентов (за 2010 - 2019 годы количество иностранных обучающихся увеличилось более чем в 13 раз).
За 2010 - 2020 годы подтвердилась правильность ориентации университета на решение проблем Арктической зоны. Следуя принципам Стратегии развития Арктической зоны, университет в ближайшей перспективе должен максимально сориентироваться на стратегические направления развития российской науки и образования и приоритетные направления деятельности, выработанные межправительственным форумом "Арктический совет" (далее - Арктический совет), предполагающие реализацию ключевых проектов географически распределенными командами и обеспечивающие высокий уровень коммуникации, включая основные направления деятельности в соответствии с планом мероприятий председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021 - 2023 годах.
Интенсификация работ университета на образовательных рынках в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета должна привести к увеличению к 2035 году числа иностранных студентов до 15 процентов общей численности контингента. В работе с российскими абитуриентами университет как федеральный университет ориентируется на все субъекты Российской Федерации. Это обусловлено острой необходимостью в квалифицированных кадрах для реализации крупных арктических проектов, развития Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы и ее рационального использования в целях ускорения экономического роста Российской Федерации. Для привлечения талантливых студентов университет ставит перед собой задачу формирования современной образовательной среды для одаренных детей, в том числе посредством создания на базе университета сетевого детского университета "Арктический Сириус".
Программа развития университета в управлении научными исследованиями и инновациями делает ставку на тематики, которые ориентированы на прикладные задачи бизнеса на территориях Арктической зоны (включая комплексное развитие всей инфраструктуры Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны, охрану окружающей среды и защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов) и в которых существуют предпосылки для присоединения университета к сотрудничеству, направленному на решение глобальных задач, стоящих перед современной наукой.
Маркетинговая стратегия университета определяет маршрут движения от образа "единственный из федеральных университетов, расположенный в Арктической зоне", каким университет является долгое время, через образ института интеллектуального развития российской Арктики к образу университета, представляющего Российскую Федерацию в решении глобальных проблем в Арктике.
Университет в своем развитии учитывает следующие современные тенденции:
снижение естественного прироста, отток молодежи из Арктической зоны и, как следствие, сокращение численности населения Арктической зоны;
рост геополитического соперничества в Арктике;
интенсификация научно-технологического развития Арктической зоны и международного научно-образовательного сотрудничества;
рост конкуренции за интеллектуальный капитал;
несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
тенденция на развитие в Арктике крупных международных промышленно-инфраструктурных проектов;
низкий уровень доступности качественных социальных услуг, образования и сохранения социально-культурной исторической идентичности в населенных пунктах, расположенных в Арктической зоне, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
III. Конкурентные преимущества университета
В Программе развития университета учтены ключевые особенности университета, являющиеся конкурентными преимуществами и способствующие повышению его международной конкурентоспособности, а именно:
университет как один из проектов осуществления государственной политики в Арктической зоне, которая определена в качестве стратегического ресурса на XXI век Президентом Российской Федерации;
уникальность геополитического расположения университета, обеспечивающего роль ведущего российского центра образования и науки в Арктической зоне как связующего и коммуникационного звена между Российской Федерацией, странами - членами Арктического совета и странами - наблюдателями Арктического совета;
узнаваемость и устойчивые академические связи университета с ведущими университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета, лидирующие позиции университета в руководстве международной сети "Университет Арктики";
лидирующие позиции университета в рамках международной проектной деятельности, позволяющие успешно решать задачи по привлечению и внедрению наилучших доступных технологий в интересах комплексного развития территорий Арктической зоны;
научные и образовательные приоритеты университета, соответствующие задачам инновационного развития Арктической зоны;
уникальность научной инфраструктуры университета, включающей современную базу для научно-образовательной и инновационной деятельности в интересах развития Арктической зоны;
свободный доступ к ресурсам Северного Ледовитого океана, обеспечивающий исследования в зонах глобальных вызовов и востребованность их результатов (проблема сохранения ресурсов, влияния ледового покрова на климат всей земли, предупреждение и устранение природных и техногенных катастроф, других наднациональных проблем, затрагивающих все население и ресурсы Арктики), эффективная реализация на базе университета партнерства с центрами и институтами федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", а также ведущими мировыми научно-образовательными центрами;
наличие в структуре университета научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" (далее - научно-образовательный центр "Российская Арктика") в партнерстве с наукоемкими предприятиями судостроения, целлюлозно-бумажной промышленности, рыбопромышленного комплекса, транспортно-логистического комплекса, по добыче полезных ископаемых;
активное участие университета в реализации федеральных проектов развития технологий, науки и образования.
IV. Миссия, стратегическая цель
и задачи развития университета
Миссия университета - научное и кадровое обеспечение защиты геополитических интересов Российской Федерации в Арктике путем создания системы непрерывного образования, проведения арктических исследований и инновационных технологических разработок, стратегического партнерства с бизнес-сообществом.
Стратегическая цель университета - формирование интеллектуального центра мирового уровня, который предоставляет широкие возможности для обучения, исследований и внедрения их результатов в производство, а также развитие Арктической зоны.
Университет будет способствовать включению Российской Федерации в важнейшие интеграционные процессы в Арктике, содействовать формированию позитивного имиджа страны в научно-образовательном пространстве Арктики, а также трансляции ее позиции и интересов, участвовать в развитии научной дипломатии и трансформации Арктики.
Задачами Программы развития университета, решение которых необходимо для достижения стратегической цели университета, являются:
развитие научного потенциала университета, максимальное увеличение количества преподавателей-исследователей по направлениям "Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения" и "Жизнедеятельность человека в Арктике";
становление университета как института развития Арктической зоны, в том числе подготовка специалистов, необходимых для развития Северного морского пути и городской среды в Арктике;
занятие ведущих позиций на российском и международном рынках интеллектуального труда и образовательных услуг в Арктике;
создание в результате конкурсного отбора научно-образовательного центра "Российская Арктика" как центра развития высоких технологий, прикладных разработок, цифрового развития.
В соответствии со стратегической целью университета выделены следующие приоритетные направления развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы:
первое приоритетное направление развития "Ресурсы Севера и Арктики" связано с использованием университетом своего географического конкурентного преимущества - прямого доступа к территориям Арктической зоны и Северному Ледовитому океану. Университет нацелен на формирование центра превосходства в области изучения, переработки и использования минеральных и биологических ресурсов Севера и Арктики на основе активного взаимодействия с участниками лесопромышленного и рыбопромышленного кластеров, а также с предприятиями по добыче и переработке природных ресурсов и иностранными партнерами. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих сферах:
технологии добычи, переработки и восстановления биологических ресурсов;
разработка, создание и внедрение технологий для исследования, прогноза, поиска, разведки и добычи углеводородов и минеральных ресурсов;
мониторинг и прогнозирование ресурсов суши Арктической зоны и Северного Ледовитого океана;
мониторинг природного состояния и антропогенных факторов изменения Арктической зоны;
морская и речная биотехнология;
разработка лекарств на основе биологически активных веществ организмов, приспособленных к обитанию в глубоководной среде;
глубоководные исследования;
методы очистки морских и речных вод;
второе приоритетное направление развития "Арктические экосистемы" связано с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих ключевых сферах, которые в среднесрочной перспективе обеспечат форсированную динамику развития университета в области сохранения биоразнообразия Арктики:
аналитическая химия объектов окружающей среды, включая разработку и совершенствование методологии химического анализа вод, почв, атмосферного воздуха, донных отложений, биологических объектов, решение проблем целевого определения приоритетных загрязнителей и нецелевого поиска новых потенциально опасных загрязняющих веществ;
химия природных соединений, которая предусматривает совмещение поиска, идентификации, изучения структуры и свойств природных соединений растительного и животного происхождения, особенностей их биосинтеза и формирования структуры в условиях арктического климата. Наиболее перспективными являются исследования в таких направлениях науки, как изучение структуры лигнинов растений и комплексное изучение химического состава и свойств биологически активных веществ растений, поиск новых источников важных для человека биологически активных соединений в арктических экосистемах;
биологический мониторинг (комплекс систематических наблюдений за состоянием здоровья человека и объектов животного мира в Арктике, которые включают в себя определение уровней и концентраций загрязняющих веществ в экосистемах, организме человека, выявление дефицитов жизненно важных элементов природной среды, определение зависимостей между состоянием здоровья человека и состоянием окружающей среды);
метагеномные исследования арктических экосистем (новый инструмент получения количественной информации об отдельных организмах и их сообществах. Технологии секвенирования следующего поколения позволят оперативно отслеживать изменения в структуре уязвимых арктических экосистем, повышая качество их мониторинга);
третье приоритетное направление развития "Материалы и технологии арктического применения" (в том числе в интересах комплексного развития инфраструктуры Северного морского пути) связано с разрабатываемыми в университете адаптируемыми к особым условиям эксплуатации материалами и технологиями, которые по своим характеристикам будут превосходить и дополнять ранее используемые в условиях Арктики. Имеющийся научный потенциал позволит университету выполнить исследования по широкому спектру тем, связанных с судостроением и судоремонтом:
технологический аудит предприятий судостроения и судоремонта;
совершенствование средств технологического оснащения судостроительного производства;
разработка методик размерного контроля корпусных конструкций и изделий судового машиностроения (судометрика);
разработка и апробация интеллектуальных цифровых производственных технологий на основе мониторинга лучших практик применения новых промышленных технологий в процессах судостроения;
разработка новых способов конструирования средств технологического оснащения для повышения эффективности судостроительного производства;
разработка и исследование элементов производственной системы в судостроении как инструмента повышения экономической и технологической эффективности;
разработка способа промывки судовых трубопроводов с использованием технологии сверхкритической флюидной экстракции диоксидом углерода;
контроль и исследование асфальтосмолопарафиновых отложений в судовых видах топлива в зависимости от изменения температуры и давления в различных условиях эксплуатации судов;
исследование мерзлых, промерзающих и оттаивающих грунтов в условиях изменения климата, выполнение геологических, геокриологических, геотехнических, экологических и геодезических изысканий при строительстве и эксплуатации портовых сооружений и конструкций;
четвертое приоритетное направление развития "Жизнедеятельность человека в Арктике" связано с повышением качества жизни населения Арктической зоны, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, приведением системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне в соответствие с прогнозами потребности в квалифицированных кадрах. Исследования и разработки сфокусированы на изучении фундаментальных механизмов адаптации человека к климато-географическим условиям Арктической зоны, роста и развития детского организма, качества жизни пожилых людей, а также технологий эффективной коррекции функционального состояния организма человека. Отдельной междисциплинарной областью исследований станет область нейронаук. Целенаправленная работа по формированию нравственной ориентации молодого поколения, обеспечению объективного осмысления прошлого и настоящего Арктической зоны и в целом России будет способствовать развитию культурно-познавательного и этнографического туристического кластера. Образовательная деятельность включает следующие мероприятия:
поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
совершенствование профессионального образования в соответствии с долгосрочной потребностью Арктики в кадрах. Основными задачами университета в рамках подготовки и профессионального роста представителей коренных малочисленных народов являются:
устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей;
повышение качества основного и профессионального образования и развитие предпринимательских компетенций;
персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных;
формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов;
целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны.
Особая роль университета как ведущего российского университета - конкурента за таланты и интеллектуальную повестку в Арктике определяет в Программе развития университета 3 ключевых приоритета:
арктический вектор;
цифровое развитие;
деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика".
Арктический вектор предусматривает:
обеспечение подготовки кадров для социально-экономического развития Арктической зоны, персонификацию обучения населения, проживающего в Арктической зоне;
выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, проживающих на арктических территориях, привлечение для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств;
осуществление качественного экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктике;
обеспечение ведущей роли Российской Федерации в многосторонних отношениях в Арктике;
лидерство в Российской Федерации по изучению политики, экономики и языков северных народов;
продвижение российского образования, языка, культуры в Арктике, формирование в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета сообщества молодых людей, лояльных к Российской Федерации;
содействие развитию научной дипломатии в Арктике, организация гуманитарного диалога через общественные и межличностные связи народов Российской Федерации и стран - членов Арктического совета;
превращение университетского комплекса в международное образовательное пространство, комплексно решающее задачу привлечения, развития и интеграции в российскую экономику талантов из иностранных государств;
создание в структуре университета научного и экспертно-аналитического центра стратегического развития Арктики.
Цифровое развитие предусматривает:
подготовку кадров для цифровой экономики;
повышение уровня цифровых компетенций населения, проживающего в Арктической зоне;
создание в университете соответствующей инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям;
комплексное обеспечение информационной безопасности созданной инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных;
формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального сектора.
Деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика" предполагает создание системы инноваций в Арктической зоне в интересах обеспечения связности усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, институтов развития и государственных корпораций.
V. Мероприятия Программы развития университета
и этапы их реализации
Достижение стратегической цели развития университета обеспечивается выполнением согласованных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы развития университета, сгруппированных по следующим направлениям:
совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики;
совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности;
научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике;
развитие кадрового потенциала университета;
совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета;
повышение эффективности управления университетом.
Реализация мероприятий Программы развития университета осуществляется в 3 этапа (I этап - 2021 - 2023 годы, II этап - 2024 - 2026 годы, III этап - 2027 - 2035 годы).
План реализации мероприятий Программы развития университета приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения Программы развития университета приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) Программы развития университета приведены в приложении N 3.
1. Совершенствование образовательной деятельности - развитие
человеческого капитала в интересах Арктики
В рамках мероприятия совместно с работодателями Арктической зоны при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации планируется работа по следующим направлениям:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию (соответствует национальному проекту "Образование", федеральному проекту "Современная школа", национальному проекту "Наука и университеты", Стратегии развития Арктической зоны);
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях (соответствует национальным проектам "Образование", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука и университеты", федеральным проектам "Учитель будущего" и "Социальные лифты для каждого", проекту "Билет в будущее" и Стратегии развития Арктической зоны);
развитие экспортного потенциала и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов для обучения по приоритетным образовательным программам в Арктической зоне и популяризации Арктики как места для жизни и работы (соответствует национальным проектам "Образование", "Наука и университеты");
подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны (соответствует национальным проектам "Цифровая экономика Российской Федерации", "Образование", "Наука и университеты", федеральному проекту "Цифровая образовательная среда" и Стратегии развития Арктической зоны);
обеспечение интернационализации образовательного процесса, включая развитие международной академической мобильности (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");
формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктической зоны (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");
воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике (соответствует национальному проекту "Образование", Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
2. Совершенствование научно-исследовательской
и инновационной деятельности
Мероприятия направлены на достижение лидирующих позиций в исследованиях и разработках в приоритетных областях ("Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения", "Жизнедеятельность человека в Арктике") за счет укрепления исследовательской инфраструктуры и формирования передовых научных школ с привлечением ученых мирового уровня.
3. Научно-образовательное сопровождение процесса
жизнедеятельности человека в Арктике
Мероприятия направлены на сохранение, развитие, трансляцию традиционного образа жизни и культурных ценностей населения Арктической зоны, включая коренные малочисленные народы, за счет формирования целостной многоуровневой системы образования и подготовки, а также ее непрерывное научно-методическое сопровождение.
Мероприятия включают в себя разработку и реализацию образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализацию исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, с учетом опыта иностранных государств.
Планируются работы по следующим направлениям:
формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов;
формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни.
4. Развитие кадрового потенциала университета
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны в целях развития кадрового потенциала университета планируется работа по следующим направлениям:
формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников;
модернизация системы непрерывного профессионального развития работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля;
привлечение талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны;
формирование кадрового резерва руководящего состава университета;
обучение руководящего состава университета, в том числе создание кадрового резерва руководителей;
развитие административного и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности;
привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих российских и иностранных университетах и научных организациях;
формирование социально ответственного университета.
5. Совершенствование материально-технической базы
и социально-культурной инфраструктуры университета
В рамках реализации мероприятий:
национального проекта "Наука и университеты" планируется постоянно работать над созданием комфортной среды университетского комплекса (в том числе в случае выделения средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на строительство учебно-лабораторного корпуса для научно-образовательного центра "Российская Арктика", новых общежитий, а также на модернизацию имеющихся общежитий);
национального проекта "Образование" (федеральный проект "Успех каждого ребенка") планируется создать необходимую базу для сетевого детского университета "Арктический Сириус";
национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" (федеральный проект "Цифровая образовательная среда") планируется модернизировать комплекс зданий университета для размещения "Арктического технопарка в области информационно-коммуникационных технологий".
Кроме того, планируется проводить оптимизационные меры, связанные с инфраструктурой университета.
6. Повышение эффективности управления университетом
В целях повышения эффективности управления университетом планируется работа по следующим направлениям в соответствии с национальным проектом "Наука и университеты":
формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета;
создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными;
модернизация системы управления, базирующейся на модели цифрового университета;
модернизация системы управления образовательными программами и проектами;
совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством;
обеспечение членства университета в международных организациях по вопросам глобальной арктической повестки.
VI. Финансовое обеспечение Программы развития университета
Общий объем финансового обеспечения I этапа Программы развития университета (2021 - 2023 годы) составит 1800 млн. рублей, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет средств федерального бюджета - 1500 млн. рублей.
Общий объем финансового обеспечения II этапа Программы развития университета (2024 - 2026 годы) составляет 1575 млн. рублей, в том числе за счет приносящей доходы деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет федерального бюджета - 1275 млн. рублей.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
развития университета
В результате реализации Программы развития университета на территориях Арктической зоны будет создан глобальный научно-образовательный и технологический центр, привлекающий талантливых молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств, способствующий их развитию, подготовке и интеграции в высокотехнологичные сегменты российской экономики и обеспечивающий тем самым ускоренное социально-экономическое и инновационное развитие Арктической зоны.
Основными результатами реализации Программы развития университета явятся:
адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны (достижение определяется реализацией мероприятий 1, 2, 4, 6 - 8, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);
качественное экспертно-аналитическое обеспечение процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктическом регионе (достижение определяется реализацией мероприятий 10, 12, 31 и 34 приложения N 1 к Программе развития университета);
повышение конкурентоспособности университета и авторитета российского высшего образования в международном научно-образовательном пространстве Арктического региона (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 3, 8, 10, 12 - 15, 18, 23, 24, 26, 30 - 34 приложения N 1 к Программе развития университета);
создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий, регионов Арктической зоны и деятельности университета, привлечения для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из Российской Федерации и иностранных государств (достижение определяется реализацией мероприятий 1 - 6, 8, 11, 15, 18, 21, 24, 26, 30, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);
более высокая доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься передовыми научными исследованиями в Арктической зоне на базе сформированных научно-образовательных центров, научно-образовательных экспедиций (достижение определяется реализацией мероприятий 8 и 9 приложения N 1 к Программе развития университета);
отработанные механизмы обеспечения экономической устойчивости университета на основе актуализации его деятельности и более тесного и ответственного участия в социально-экономическом развитии территорий, регионов в Арктической зоне (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 4, 16, 22, 25, 26, 28, 29, 31 и 32 приложения N 1 к Программе развития университета);
реальное формирование за счет сетевых форматов взаимодействия группы учреждений профессионального образования качественно нового вида (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 27 и 30 приложения N 1 к Программе развития университета).
VIII. Порядок внесения изменений в Программу
развития университета
По результатам рассмотрения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики хода реализации Программы развития университета в нее могут быть внесены изменения.
В 2024 году в Программу развития университета предусматривается внести изменения, актуализирующие цели, основные направления и задачи развития университета на 2025 - 2035 годы.
Приложение N 1
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
Наименование мероприятия
|
Основной результат
|
Срок
|
|
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики
|
|||
1.
|
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
|
создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального образовательного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе профессионально ориентированного сопровождения, что позволит увеличить численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях, проводимых федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - университет), в 2024 году до 15000 человек, в 2030 году - 25000 человек, в 2035 году - 35000 человек (в 2019 году - 6526 человек)
|
2024 - 2035 годы
|
2.
|
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях
|
развитие системы непрерывного образования, интеграция образовательных организаций, профессиональных сообществ, предпринимателей и экспертов в целях формирования эффективной экосистемы подготовки востребованных кадров для высокопроизводительных и кроссдисциплинарных отраслей промышленности, для инновационного развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона), что позволит:
увеличить долю образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, к 2030 году до 17 процентов, к 2035 году до 30 процентов (в 2019 году - 4,7 процента);
увеличить долю обучающихся по образовательным программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов от общей трудоемкости образовательной программы к 2030 году до 100 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 12 процентов);
увеличить долю обучающихся по сетевым образовательным программам высшего образования по очной форме, к общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме, к 2030 году до 25 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 3,2 процента);
увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента);
увеличить количество студентов и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования университета, к 2030 году до 550 человек, к 2035 году до 830 человек (в 2019 году - 158 человек);
увеличить долю обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевом обучении в общем числе обучающихся по образовательным программам высшего образования (очная форма) к 2030 году до 27 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 13,5 процента)
|
2024 - 2035 годы
|
3.
|
Поддержка и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов на приоритетные образовательные программы для Арктической зоны и популяризации Арктической зоны как места для жизни и работы
|
проведение международного летнего и зимнего университета в Арктической зоне, онлайн-курсов, международных олимпиад, что позволит:
увеличить долю иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов к 2035 году до 15 процентов (в 2019 году - 8,46 процента);
увеличить долю обучающихся по образовательным программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам к 2030 году до 75 процентов, к 2035 году до 85 процентов (в 2019 году - 52 процента)
|
2024 - 2035 годы
|
4.
|
Подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны
|
реализация проектов научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" в целях подготовки специализированных кадров для цифровой экономики Арктики (телемедицина, робототехника и мехатроника, искусственный интеллект, гидрометеорология), развитие цифровых компетенций населения Арктики, формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального секторов, что позволит:
увеличить долю обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся к 2030 году до 38 процентов, к 2035 году до 70 процентов (в 2019 году - 13 процентов);
увеличить количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики, к 2030 году до 19000 человек, к 2035 году до 29000 человек (в 2019 году - 1100 человек)
|
2024 - 2035 годы
|
5.
|
Разработка и реализация конкурентоспособных международных образовательных продуктов
|
разработка и реализация образовательных программ с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны позволят увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ двойных дипломов, программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), не менее 15 программ к 2035 году (в 2019 году - 4 программы). Расширение международной академической мобильности обучающихся, выездной мобильности сотрудников в целях ведения научно-преподавательской деятельности и повышения квалификации, развития трансграничного гуманитарного сотрудничества, что позволит увеличить количество участников программ мобильности к 2035 году до 4800 человек (в 2019 году - 400 человек)
|
2024 - 2035 годы
|
6.
|
Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктики
|
разработка и реализация программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по приоритетам научно-технологического развития, в том числе по приоритетным направлениям в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования". Реализация мероприятия будет способствовать увеличению количества обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках указанного центра, к 2030 году до 300 человек, к 2035 году до 500 человек (в 2019 году обучение по соответствующим программам не велось)
|
2024 - 2035 годы
|
7.
|
Воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике
|
повышение социальной активности обучающихся путем реализации ежегодной программы обмена студентами между университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета. Увеличение числа студентов, вовлеченных в программы патриотического воспитания, через участие в работе патриотических клубов и центров поисковой работы и профилактики асоциальных явлений с 2024 года до 2000 человек (в 2019 году - 800 человек)
|
2024 - 2035 годы
|
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности
|
|||
8.
|
Обеспечение привлекательности работы в Арктической зоне для российских и иностранных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей
|
развитие, модернизация имеющихся и создание на базе университета новых исследовательских центров превосходства и лабораторий под руководством ведущих ученых по направлениям:
ресурсы Севера и Арктики;
арктические экосистемы;
материалы и технологии арктического применения;
жизнедеятельность человека в Арктике;
увеличение числа функционирующих на базе университета исследовательских центров и лабораторий с привлечением ведущих ученых к 2030 году - 8 единиц, к 2035 году - 12 единиц (в 2019 году - 1);
увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей к 2024 году до 45 процентов (в 2019 году - 30 процентов);
увеличение количества опубликованных статей в журналах, входящих в международные базы данных научного цитирования, к 2035 году до 5 штук на одного исследователя (в 2019 году - 0,5 штуки на одного исследователя)
|
2024 - 2035 годы
|
9.
|
Развитие комплексных международных экспедиционных исследований университета в Арктике. Проведение международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет"
|
проведение регулярных международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет". Экспедиции будут способствовать развитию международного сотрудничества в сфере изучения и освоения Арктики, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки по научным специальностям, связанным с Арктикой, и популяризацию научных исследований Арктики
|
2024 - 2035 годы
|
10.
|
Создание на базе университета Института стратегического развития Арктики как международного научного и экспертно-аналитического центра по вопросам развития Арктической зоны
|
создание на базе университета Института стратегического развития Арктики, осуществляющего научное сопровождение реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", а также подготовку региональных и муниципальных управленческих команд. Институт стратегического развития Арктики будет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны, в том числе по заказу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону. Деятельность Института стратегического развития Арктики будет способствовать эффективной реализации указанной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, а также развитию кадрового потенциала органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации. Определение университета оператором всех научно-исследовательских работ, направленных на изучение и развитие Арктической зоны
|
2024 - 2035 годы
|
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
|
|||
11.
|
Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов
|
разработка и реализация образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализация мероприятий и проектов, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей, повышение качества общего и профессионального образования, развитие предпринимательских компетенций, персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных, формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов, целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны позволят к 2030 году увеличить количество образовательных программ в университете для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ - до 20 программ, к 2035 году - не менее 35 программ (в 2019 году - 2 программы)
|
2024 - 2035 годы
|
12.
|
Формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне
|
реализация исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне, с учетом опыта иностранных государств. Экспертиза законодательных инициатив и законопроектов в области этнонациональной и культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выявление специфики правоприменительной и судебной практики в области этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне, а также проблем реализации этнонациональной и культурной политики Российской Федерации в Арктической зоне с предложением вариантов их решения, подготовка предложений по перспективным институциональным и правовым механизмам совершенствования этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне
|
2024 - 2035 годы
|
IV. Развитие кадрового потенциала университета
|
|||
13.
|
Формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников
|
реализация проектов по переходу к 4 направлениям (исследовательскому, практико-ориентированному, предпринимательскому и образовательно-методическому) профессионального развития педагогических работников, для которых должны быть разработаны и внедрены особые механизмы отбора, обучения, стимулирования и оценивания. Требуется совершенствование системы оценки и стимулирования педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научные исследования по приоритетным для университета направлениям развития. Развитие кадрового потенциала предполагается на основе цифрового профиля и портфолио работника. Реализация проектов позволит ежегодно повышать квалификацию не менее 30 процентов педагогических работников на основе анализа цифрового следа и портфолио
|
2024 - 2035 годы
|
14.
|
Модернизация системы непрерывного профессионального развития педагогических работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля
|
формирование базового стандарта профессиональных компетенций педагогических работников университета, который будет включать цифровые и мягкие навыки, профессиональные навыки, гибкие модульные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе сетевые, программы академической мобильности. Реализация проектов позволит увеличить долю педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио, к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов
|
2024 - 2035 годы
|
15.
|
Привлечение и развитие талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны
|
формирование конкурентоспособного на международном уровне коллектива университета, обеспечивающего научно-исследовательское и инновационное сопровождение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны, за счет установления институционального взаимодействия с образовательными и научными организациями, с международными кадровыми агентствами и реализации эффективной кадровой политики (поддержка иностранных специалистов, создание улучшенных социальных и бытовых условий). Эффективная кадровая политика в целом будет способствовать росту числа иностранных исследователей и преподавателей, трудоустроенных в университете
|
2024 - 2035 годы
|
16.
|
Развитие административно-управленческого и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности
|
цифровизация административных процессов, оптимизация бизнес-процессов, формирование механизмов оценки деятельности и мотивации станут основой системы профессионального развития административно-управленческого и вспомогательного персонала. Реализация проектов позволит достичь выполнения одного из стратегических показателей университета - доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников университета в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р
|
2024 - 2030 годы
|
17.
|
Формирование социально ответственного университета
|
предполагается формирование корпоративной культуры вовлеченности коллектива в реализацию приоритетных направлений развития университета и стратегических задач развития Арктической зоны и страны в целом. Для вовлечения педагогических работников в систему управления университетом будут предоставлены возможности для их работы в коллегиальных органах управления, в публичных мероприятиях, заседаниях, постоянный мониторинг полноты удовлетворенности потребителей образовательными и научными проектами университета, мониторинг профессиональных траекторий выпускников. Вовлечение выпускников в университетскую жизнь через участие в образовательной, научной и проектной деятельности университета, развитие программы наставничества "выпускник - студент", реализацию программ лояльности, в том числе через ассоциацию выпускников. Реализация проектов позволит повысить вовлеченность работников, выпускников, работодателей в систему управления университетом. К 2030 году не менее 50 процентов педагогических работников университета будут вовлечены в работу коллегиальных органов управления университетом и его учебных структурных подразделений, к 2035 году до 70 процентов
|
2024 - 2035 годы
|
18.
|
Привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях
|
эффективные механизмы привлечения и трудоустройства на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, позволят обновить кадровый состав университета, повысить эффективность работы и конкурентоспособность университета
|
2024 - 2035 годы
|
19.
|
Формирование кадрового резерва руководящего состава университета
|
формирование кадрового резерва руководящего состава выявляет потенциал работников, создает перспективы и мотивацию для профессионального роста, снижает риски при поиске и отборе новых кандидатур на руководящие позиции
|
2024 - 2035 годы
|
20.
|
Обучение руководящего состава университета, в том числе включение работников в кадровый резерв на руководящие должности
|
обучение по интегрированным программам, в том числе с привлечением экспертов из ведущих российских образовательных организаций высшего образования и научных центров, участие на регулярной основе в стратегических сессиях, тренингах и стажировках позволят осуществить комплексную подготовку команды управленцев по различным направлениям деятельности университета в единой логике стратегического развития и получения навыков проектной работы
|
2024 - 2035 годы
|
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
|
|||
21.
|
Подготовка объектов инфраструктуры под создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом разработки проектно-сметной документации
|
формирование современной образовательной среды для одаренных детей Арктической зоны, а также из других субъектов Российской Федерации и привлечение в университет талантливых студентов
|
2024 - 2035 годы
|
22.
|
Подготовка объектов инфраструктуры под создание научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" с учетом разработки проектно-сметной документации
|
развитие информационно-коммуникационной системы Арктической зоны, создание инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям, реализация соответствующих образовательных программ
|
2024 - 2035 годы
|
23.
|
Создание комфортной среды университетского комплекса (включая модернизацию существующих общежитий)
|
привлечение талантливых студентов из разных субъектов Российской Федерации и иностранных государств для обучения по образовательным программам в интересах социально-экономического развития Арктической зоны и дальнейшего трудоустройства в Арктической зоне
|
2024 - 2035 годы
|
24.
|
Модернизация инфраструктуры морского рыбопромышленного техникума
|
развитие рыбопромышленного кластера Архангельской области
|
2024 - 2035 годы
|
25.
|
Разработка проектно-сметной документации строительства учебно-лабораторного корпуса для размещения научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
|
развитие научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
|
2024 - 2035 годы
|
26.
|
Оптимизация инфраструктуры университета
|
эффективное использование имущественного комплекса университета
|
2024 - 2035 годы
|
27.
|
Создание центра поддержки и координации иностранных обучающихся в целях повышения удовлетворенности иностранных обучающихся уровнем предоставляемых университетом сервисов и обеспечения непрерывной работы с иностранными обучающимися, а также с выпускниками университета
|
создание благоприятной среды в образовательной и научной деятельности на международном уровне, направленной на обеспечение комфортного пребывания иностранных студентов
|
2024 - 2035 годы
|
VI. Повышение эффективности управления университетом
|
|||
28.
|
Формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета
|
с 2022 года разработана и внедрена автоматизированная информационная система управления процессом выполнения программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 716-р, процессами разработки проектов и организации отдельных мероприятий, формализованы этапы планирования, управления, аналитики и оценки выполнения проектов
|
2024 - 2035 годы
|
29.
|
Создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными. Модернизированная система управления, базирующаяся на модели цифрового университета
|
объединение существующих информационных систем университета, обеспечивающих реализацию текущих (операционных) процессов в единую информационную среду, что позволит оптимизировать управленческие процессы университета по всем направлениям деятельности.
Реализация проекта позволит:
увеличить долю субъектов университета с цифровыми инструментами обратной связи и проактивного управления на основе анализа данных до 70 процентов к 2035 году;
увеличить долю цифровых сервисов доступных пользователям в единой цифровой среде в общем числе сервисов до 70 процентов к 2035 году
|
2024 - 2035 годы
|
30.
|
Модернизация системы управления образовательными программами и проектами
|
создание и внедрение системы менеджмента образовательных программ и цифровизация системы управления образовательными программами позволят реализовать проекты:
профессионально ориентированное сопровождение учащихся и молодежи на территории Арктической зоны на основе цифрового портфолио и цифрового профиля;
дистанционное обучение для удаленных территорий Арктической зоны;
реализация образовательных программ на основе индивидуальных траекторий развития обучающихся;
моделирование и прогнозирование индивидуальных треков развития субъектов образовательной деятельности;
бюджетирование образовательных программ, автоматизированная оценка эффективности и качества образовательных программ - автоматизированных систем управления проектной деятельностью и управления инфраструктурой и ресурсами образовательной деятельности, онлайн-университет.
Реализация проектов позволит:
увеличить количество открытых онлайн-курсов, размещенных на дистанционных платформах, к 2030 году до 100 онлайн-курсов, к 2035 году - 150 онлайн-курсов (в 2019 году - 23 онлайн-курса);
увеличить долю образовательных программ, реализуемых с применением технологий проектного обучения, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 90 процентов (в 2019 году - 27,7 процентов);
увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента)
|
2024 - 2035 годы
|
31.
|
Совершенствование системы сопровождения научной деятельности в Арктике
|
создание и внедрение системы мониторинга и анализа фундаментальных и прикладных научных исследований по арктическим направлениям, которая позволит исключить дублирование научных исследований, а также с учетом перераспределения позволит эффективнее использовать ограниченные финансовые, человеческие и материально-технические ресурсы. Реализация мероприятия позволит автоматизировать процессы учета и управления научной информацией
|
2024 - 2030 годы
|
32.
|
Совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством
|
сертификация позволит университету реализовывать образовательные программы с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны, позволит увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ "двойного диплома", программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), к 2035 году не менее 15 программ (в 2019 году - 4 программы)
|
2024 - 2035 годы
|
33.
|
Обеспечение членства университета в международных организациях стран мира по вопросам глобальной арктической повестки
|
расширение сети профессиональных партнерств с ведущими международными организациями (ассоциациями), научно-образовательными центрами, проектными организациями и компаниями стран мира, занимающихся вопросами развития Арктики, в целях создания и реализации совместных экспериментальных и конкурсных программ (проектов), создания проектно-исследовательских лабораторий, инжиниринговых центров, что будет способствовать росту вовлеченности университета в мировое сообщество, развитию межкультурного диалога и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также использованию наиболее успешных доступных технологий в Арктической зоне
|
2024 - 2035 годы
|
Приложение N 2
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
(млн. рублей)
Источник финансирования
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
2021 - 2026 годы
|
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики
|
|||||||
Итого по направлению
|
81,8
|
240,1
|
313,5
|
171,5
|
129
|
134,1
|
1070
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
59,7
|
218
|
267
|
85
|
85
|
90,1
|
804,8
|
иная приносящая доход деятельность
|
22,1
|
22,1
|
46,5
|
86,5
|
44
|
44
|
265,2
|
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности
|
|||||||
Итого по направлению
|
40
|
48
|
52
|
85
|
123
|
143,8
|
491,8
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
40
|
40,5
|
52
|
85
|
85
|
97,8
|
400,3
|
иная приносящая доход деятельность
|
0
|
7,5
|
0
|
0
|
38
|
46
|
91,5
|
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
|
|||||||
Итого по направлению
|
4,2
|
33,4
|
60
|
30,5
|
36,9
|
38,6
|
203,6
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
0
|
24
|
48
|
25,5
|
28,9
|
30,6
|
157
|
иная приносящая доход деятельность
|
4,2
|
9,4
|
12
|
5
|
8
|
8
|
46,6
|
IV. Развитие кадрового потенциала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
|
|||||||
Итого по направлению
|
3,5
|
5,5
|
5,5
|
10,6
|
6
|
6,8
|
37,9
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
0
|
0
|
0
|
5,1
|
6
|
6,8
|
17,9
|
иная приносящая доход деятельность
|
3,5
|
5,5
|
5,5
|
5,5
|
0
|
0
|
20
|
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
|
|||||||
Итого по направлению
|
256
|
167
|
0
|
130,9
|
138
|
104,5
|
796,4
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
248
|
167
|
0
|
130,9
|
130
|
104,5
|
780,4
|
иная приносящая доход деятельность
|
8
|
0
|
0
|
0
|
8
|
0
|
16
|
VI. Повышение эффективности управления федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
|
|||||||
Итого по направлению
|
180,5
|
73
|
139
|
93,5
|
90,1
|
102,2
|
678,3
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
152,3
|
50,5
|
133
|
93,5
|
90,1
|
95,2
|
614,6
|
иная приносящая доход деятельность
|
28,2
|
22,5
|
6
|
0
|
0
|
7
|
63,7
|
Итого по программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы
|
566
|
567
|
570
|
522
|
523
|
530
|
3278
|
в том числе:
|
|||||||
федеральный бюджет (субсидия на иные цели)
|
500
|
500
|
500
|
425
|
425
|
425
|
2775
|
иная приносящая доход деятельность
|
66
|
67
|
70
|
97
|
98
|
105
|
503
|
Приложение N 3
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
Показатель
|
Единица измерения
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2030 год
|
2035 год
|
|
I. Показатели качества образовательной деятельности
|
|||||||||
1.
|
Средний балл единого государственного экзамена абитуриентов, поступающих на программы бакалавриата и специалитета
|
единиц
|
66
|
67
|
69
|
72
|
74
|
81
|
84
|
2.
|
Доля магистрантов, аспирантов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся по программам высшего образования
|
процентов
|
21
|
22
|
23
|
25
|
27
|
30
|
34
|
3.
|
Численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях университета
|
человек
|
8000
|
10000
|
12000
|
15000
|
17000
|
25000
|
35000
|
4.
|
Доля образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения
|
процентов
|
3
|
4
|
6
|
8
|
10
|
17
|
30
|
5.
|
Функционирование мастерских (лабораторий, центров), оснащенных современной материально-технической базой в соответствии с требованиями компетенций "Ворлдскиллс"
|
единиц
|
не менее 5 по 5 компетенциям
|
не менее 8 по 7 компетенциям
|
не менее 11 по 9 компетенциям
|
не менее 13 по 10 компетенциям
|
не менее 15 по 12 компетенциям
|
не менее 25 по 20 компетенциям
|
не менее 30 по 24 компетенциям
|
6.
|
Доля обучающихся по программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов общей трудоемкости образовательной программы от общего числа обучающихся
|
процентов
|
20
|
32
|
68
|
94
|
98
|
100
|
100
|
7.
|
Доля обучающихся по индивидуальным учебным планам
|
процентов
|
21
|
30
|
40
|
60
|
62
|
80
|
100
|
8.
|
Доля обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам
|
процентов
|
53
|
57
|
61
|
64
|
66
|
75
|
85
|
9.
|
Доля обучающихся по программам высшего образования по очной форме, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия, в общей численности обучающихся по программам высшего образования по очной форме
|
процентов
|
5
|
7
|
10
|
13
|
16
|
25
|
34
|
10.
|
Доля обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевой подготовке в общей численности обучающихся по программам высшего образования (очная форма)
|
процентов
|
14
|
15
|
17
|
18
|
20
|
27
|
34
|
11.
|
Количество обучающихся и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
|
человек
|
200
|
250
|
320
|
390
|
460
|
550
|
830
|
12.
|
Количество обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования"
|
человек
|
-
|
15
|
45
|
90
|
150
|
300
|
500
|
13.
|
Доля обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся
|
процентов
|
14
|
16
|
19
|
21
|
25
|
38
|
70
|
14.
|
Количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики
|
человек
|
3000
|
5000
|
7000
|
9000
|
11000
|
19000
|
29000
|
15.
|
Количество участников студенческих военно-патриотических клубов и центров поисковой работы
|
человек
|
500
|
550
|
600
|
650
|
700
|
1500
|
3000
|
16.
|
Количество участников студенческих волонтерских и антинаркотических объединений
|
человек
|
550
|
600
|
650
|
700
|
750
|
1650
|
3500
|
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности
|
|||||||||
17.
|
Объем финансовых ресурсов, привлеченных на выполнение прикладных научных исследований
|
млн. рублей
|
100
|
150
|
250
|
300
|
320
|
550
|
1000
|
18.
|
Количество опубликованных статей в журналах, входящих в базу данных Web Of Science Core Collection и (или) Scopus, на 1 научного сотрудника в год
|
единиц
|
0,5
|
0,75
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
19.
|
Численность научно-педагогических работников, имеющих статьи в научных изданиях высших категорий научных журналов по степени востребованности (цитируемости)
|
человек
|
30
|
45
|
60
|
75
|
100
|
200
|
350
|
20.
|
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей
|
процентов
|
30
|
35
|
40
|
45
|
50,1
|
52,5
|
55
|
21.
|
Доля научных проектов, которыми руководят молодые перспективные исследователи, в научных проектах, выполняемых в университете
|
процентов
|
10
|
15
|
25
|
35
|
50
|
55
|
60
|
22.
|
Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)
|
единиц
|
25
|
27
|
30
|
35
|
42
|
80
|
100
|
23.
|
Объем доходов (сделок) от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат университету (в том числе при совместном правообладании)
|
тыс. рублей
|
25
|
50
|
75
|
100
|
150
|
250
|
500
|
24.
|
Количество международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет"
|
единиц
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
4
|
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов
|
|||||||||
25.
|
Количество образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ
|
единиц
|
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
20
|
35
|
26.
|
Количество научных мероприятий (участие в конференциях, проведение семинаров) и публикаций по теме сохранения населения и повышения качества жизни в Арктической зоне, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне
|
единиц
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
10
|
15
|
IV. Показатели интернационализации и международного признания
|
|||||||||
27.
|
Доля иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
|
процентов
|
8
|
8,15
|
9
|
9,5
|
10
|
12
|
15
|
28.
|
Количество участников программ академической мобильности
|
человек
|
200
|
250
|
300
|
350
|
400
|
500
|
600
|
V. Повышение эффективности развития кадрового потенциала и управления университетом
|
|||||||||
29.
|
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио
|
процентов
|
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
80
|
100
|
30.
|
Численность иностранных исследователей и преподавателей, привлеченных для работы над проектами развития Арктической зоны
|
человек
|
3
|
4
|
6
|
8
|
10
|
20
|
30
|
31.
|
Доля представителей партнерских организаций и предприятий в составе коллегиальных органов управления
|
процентов
|
15
|
20
|
25
|
30
|
40
|
50
|
70
|
32.
|
Доля руководящего состава, в том числе работников, включенных в кадровый резерв и прошедших обучение
|
процентов
|
70
|
75
|
80
|
90
|
100
|
100
|
100
|
33.
|
Цифровая трансформация административных и вспомогательных процессов (разработка и внедрение функциональных подсистем)
|
единиц
|
2
|
3
|
4
|
4
|
5
|
5
|
6
|
34.
|
Численность специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях, привлекаемых на руководящие должности
|
человек
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
VI. Показатели экономической устойчивости университета
|
|||||||||
35.
|
Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника
|
тыс. рублей
|
4952,8
|
5165,77
|
5387,9
|
5619,58
|
5861,22
|
6113,25
|
6376,12
|
36.
|
Доходы от инновационной деятельности (доходы от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов)
|
млн. рублей
|
17
|
15
|
15
|
17
|
20
|
22
|
25
|