ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 сентября 2021 г. N 2587-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. N 576-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2396; 2020, N 31, ст. 5222; N 46, ст. 7318).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2021 г. N 2587-р
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ")
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УСТРАНЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") НАЦИОНАЛЬНОЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АЭРОНЕТ"
План мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет" изложить в следующей редакции:
"Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 576-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 16 сентября 2021 г. N 2587-р)
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УСТРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ
КАРТЫ") НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АЭРОНЕТ"
I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")
1. Предмет плана мероприятий ("дорожной карты")
Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Реализация "дорожной карты" направлена на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", одобренным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол N 3 от 24 июня 2016 г., раздел II) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
Ответственными за реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") являются указанные в разделе II "дорожной карты" федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", состав которой утвержден решением межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 июня 2017 г. N 3 (далее - рабочая группа "Аэронет").
2. Цели плана мероприятий ("дорожной карты")
В числе основных проблем, требующих решения в целях интенсивного развития российскими компаниями сферы беспилотных авиационных систем и низкоорбитальных систем малой космической авиации, сфер геодезической и картографической деятельности, использования пространственных данных, а также в целях развития внутреннего рынка и выхода на международный рынок, следует выделить следующие:
недостаточное регулирование в рамках законодательства Российской Федерации деятельности, связанной с производством, эксплуатацией и использованием гражданских беспилотных авиационных систем, авиационно-космических систем и малых космических аппаратов, применительно к сфере геодезической и картографической деятельности;
недостаточная отработка и учет правовых и экономических предпосылок для формирования благоприятных нормативных условий в целях развития рынка "Аэронет";
стандартизация технологий с недоказанной технической и экономической эффективностью, влекущей блокирование инициатив развития инновационных подходов и технологий к интеграции беспилотных гражданских воздушных судов в воздушное пространство;
отсутствие необходимых регулятивных условий для применения беспилотных авиационных систем в таких сферах экономической деятельности, как геодезия, картография, кадастровая деятельность, использование пространственных данных, а также для применения авиационно-космических систем и малых космических аппаратов для перевозки грузов, космического туризма, дистанционного зондирования Земли;
избыточный режим секретности использования материалов воздушной съемки при очевидных механизмах упрощения процедур без ущерба для сохранения государственной тайны;
отсутствие правового регулирования, необходимого для возникновения и развития частной космонавтики, реализации проектов по разработке, внедрению и использованию космической техники (комплексов) и их составных частей, в том числе на условиях концессии, государственно-частного партнерства, инвестиционной деятельности, участия в реализации указанных проектов в других формах, а также для развития сфер космического туризма и космических перевозок с использованием низкоорбитальных систем малых космических аппаратов;
низкий уровень доверия общества к беспилотным авиационным технологиям вследствие заблуждений о повышенной опасности беспилотных гражданских воздушных судов, малого числа мероприятий по их популяризации и демонстрации положительного опыта их применения в развлекательных, спортивных и коммерческих целях, скептическое отношение к развитию частной космонавтики в Российской Федерации;
низкая правовая культура и слабая информированность собственников беспилотных гражданских воздушных судов о правилах подготовки и выполнения полетов, а также правилах использования воздушного пространства.
Применительно к сфере космонавтики ключевая проблема состоит в отсутствии правового регулирования, направленного на стимулирование развития частной космонавтики, в фокусировке действующего законодательства на регламентации допуска к осуществлению космической деятельности исключительно государственных компаний или компаний с государственным участием, реализации проектов за счет государственных средств.
Основной проблемой развития рынка "Аэронет" на сегодняшний день является отсутствие практической возможности легального коммерческого использования беспилотных авиационных систем, в том числе по причине отсутствия процедур, регламентирующих действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию беспилотных авиационных систем, которые должны осуществляться для исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Применительно к использованию технологий получения и применения пространственных данных, других данных аэро- и космосъемки ключевая проблема состоит в ограничиваемом законодательством перечне сфер, в которых указанные данные имеют юридическую силу и могут применяться для подтверждения (удостоверения) различных юридических фактов (событий и состояний).
В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза, принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов (в том числе содержащих формы подтверждения соответствия), методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров.
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") будет осуществляться поэтапно с 2021 по 2035 год.
II. План мероприятий
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Ожидаемый результат
|
Срок
|
Исполнитель (соисполнители)
|
Этап I (2021 - 2023 годы)
|
||||
1. Развитие деятельности по созданию и использованию беспилотных авиационных систем и беспилотных воздушных судов
|
||||
1. Исключение процедуры регистрации прав на беспилотные гражданские воздушные суда (исключение воздушных судов из числа объектов недвижимости, вещные права на которые подлежат государственной регистрации)
|
федеральный закон о внесении изменений в часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации
|
сокращение времени регистрации беспилотных гражданских воздушных судов
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Росреестр,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
||
постановление Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанных в настоящем пункте федеральных законов
|
|||
2. Определение критериев и дифференцированных по таким критериям требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия таким требованиям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем
|
федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных требований к объектам обязательной сертификации
|
создание условий для развития рынка коммерческих воздушных перевозок грузов с использованием беспилотных гражданских воздушных систем при учете различных критериев использования таких систем и установленных дифференцированных требований
|
октябрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Росавиация,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте федерального закона
|
Минтранс России,
Росавиация,
рабочая группа "Аэронет"
|
||
приказ Росавиации об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте приказа Минтранса России
|
Росавиация,
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
||
3. Определение критериев и порядка подготовки к полету беспилотной авиационной системы и экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, порядка осуществления контроля за их готовностью и порядка выполнения полета беспилотной авиационной системы, авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем в зависимости от установленных критериев
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128
|
создание дифференцированных процедур и утверждение порядка их реализации при подготовке и выполнении полетов беспилотных авиационных систем в зависимости от различных критериев эксплуатации беспилотной авиационной системы
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
4. Установление процедуры предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой более 30 килограммов и их элементов
|
приказ Росавиации об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники
|
регламентация процедуры предоставления государственной услуги по подтверждению соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном максимальной взлетной массой более 30 килограммов и их элементов
|
декабрь 2021 г.
|
Росавиация,
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
5. Регламентация деятельности по техническому обслуживанию беспилотных авиационных систем
|
федеральный закон о внесении изменений в статью 53 Воздушного кодекса Российской Федерации
|
установление процедур, позволяющих поддерживать летную годность беспилотных авиационных систем, в том числе ликвидация избыточных требований, касающихся подготовки персонала при техническом обслуживании беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
|
октябрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям Федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 сентября 2015 г. N 285
|
март 2022 г.
|
|||
приказ Минтранса России об утверждении правил технического обслуживания беспилотных авиационных систем
|
март 2022 г.
|
|||
6. Установление процедуры предоставления государственной услуги по сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов
|
приказ Росавиации об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов
|
регламентация процедуры предоставления государственной услуги по сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов
|
декабрь 2021 г.
|
Росавиация,
Минтранс России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
7. Определение критериев и дифференцированных требований к летной годности беспилотных гражданских авиационных систем, разработанных на основе дифференцированного подхода к категориям беспилотных гражданских авиационных систем, с учетом возможности подтверждения соответствия в различных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации
|
федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части установления дифференцированных требований к объектам обязательной сертификации
|
создание условий для сертификации беспилотных авиационных систем на основе дифференцированного подхода к категориям беспилотных авиационных систем с учетом возможности подтверждения соответствия в различных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации
|
октябрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Росавиация,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России об утверждении требований к летной годности беспилотных гражданских авиационных систем
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте федерального закона
|
|||
8. Определение порядка выдачи сертификата летной годности беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды
|
создание механизма подтверждения летной годности беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов и выдачи сертификата летной годности на основании сертификата типа или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды
|
август 2022 г.
|
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
9. Определение правил нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков, товарных знаков
|
федеральный закон о внесении изменений в статьи 33 и 34 Воздушного кодекса Российской Федерации
|
наделение Минтранса России соответствующими полномочиями;
|
март 2022 г.
|
Минтранс России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России об утверждении порядка нанесения государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядка нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда
|
создание унифицированной системы государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков для идентификации подлежащих учету и государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов;
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте федерального закона
|
||
определение порядка нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, учетных опознавательных знаков
|
||||
10. Определение порядка использования сегрегированного воздушного пространства для более чем одного беспилотного гражданского воздушного судна одновременно, используемых по правилам полета по приборам на высоте более 150 метров
|
постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138
|
создание условий для развития рынков, требующих одновременного применения нескольких беспилотных гражданских воздушных судов различных эксплуатантов, в целях оптимизации процессов и повышения качества работ, развития технологий для выполнения полетов несколькими беспилотными гражданскими воздушными судами одновременно в сегрегированном воздушном пространстве
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минобороны России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России о внесении изменений в приказ Минтранса России от 16 января 2012 г. N 6
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
приказ Минтранса России об утверждении Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 27 июня 2011 г. N 171
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 ноября 2011 г. N 293
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
11. Определение порядка совместного использования всех классов воздушного пространства гражданами и юридическими лицами, эксплуатирующими пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы, без угрозы безопасности воздушного движения для воздушных судов с экипажем на борту и беспилотных гражданских воздушных судов, а также наделения в установленном порядке правом на использование любого класса воздушного пространства пользователями воздушного пространства, эксплуатирующими беспилотные авиационные системы
|
постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138
|
создание условий для развития рыночного применения беспилотных авиационных систем без угрозы для безопасности полетов всех видов воздушных судов во всех классах воздушного пространства
|
декабрь 2023 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минобороны России,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России о внесении изменений в приказ Минтранса России от 16 января 2012 г. N 6
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
приказ Минтранса России об утверждении инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 27 июня 2011 г. N 171
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 ноября 2011 г. N 293
|
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте постановления Правительства Российской Федерации
|
|||
12. Определение требований и порядка ведения радиосвязи между экипажем беспилотного гражданского воздушного судна и соответствующим органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), дифференцированных с учетом рекомендаций Международной организации гражданской авиации
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 26 сентября 2012 г. N 362
|
создание условий для безопасной интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми воздушными судами;
|
сентябрь 2022 г.
|
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
реализация различных оптимальных способов ведения двусторонней радиосвязи между органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) и внешним экипажем беспилотных гражданских воздушных судов
|
||||
13. Установление ответственности за нарушение воздушного законодательства при эксплуатации беспилотных авиационных систем, в том числе с целью дифференциации ответственности в зависимости от типа беспилотного гражданского воздушного судна (режима его эксплуатации)
|
федеральный закон о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
|
создание механизма обязательного наступления ответственности за нарушение правил безопасности при эксплуатации беспилотных авиационных систем, повышение правовой культуры участников сферы "Аэронет"
|
декабрь 2023 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
рабочая группа "Аэронет"
|
14. Определение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем разных категорий беспилотных гражданских воздушных судов и соответствующих уровней квалификации специалистов, а также порядка сертификации таких организаций
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям Федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 29 сентября 2015 г. N 289
|
организация обучения специалистов сферы применения беспилотных авиационных систем в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и подтвердивших соответствие федеральным авиационным правилам
|
февраль 2022 г.
|
Минтранс России,
Росавиация,
Минспорт России,
рабочая группа "Аэронет"
|
15. Определение дифференцированных требований к кандидату на получение свидетельства специалиста авиационного персонала беспилотной авиационной системы, порядка проведения проверки кандидата на получение такого свидетельства, формы и порядка выдачи этого свидетельства.
Определение порядка, сроков и периодичности подготовки авиационного персонала беспилотных авиационных систем согласно перечню специалистов авиационного персонала
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147
|
введение в действие системы подготовки специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем на основании дифференцированных требований с выдачей государственных свидетельств, введение унифицированной формы свидетельства авиационного персонала для сферы беспилотных авиационных систем
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минспорт России,
Росавиация,
рабочая группа "Аэронет"
|
приказ Минтранса России о внесении изменений в приказ Минтранса России от 10 февраля 2014 г. N 32
|
||||
16. Внесение изменений в воздушное законодательство Российской Федерации в целях обеспечения проведения поисковых и аварийно-спасательных работ с использованием беспилотных гражданских воздушных судов с выполнением их полетов в уведомительном порядке
|
федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
|
создание условий для широкого оперативного использования при проведении поисковых операций беспилотных гражданских воздушных судов, что позволит существенно снизить стоимость таких операций и повысить эффективность поисково-спасательных работ
|
декабрь
2022 г.
|
Минтранс России,
МЧС России,
рабочая группа "Аэронет"
|
постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 538
|
в течение 9 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте федерального закона
|
|||
постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530
|
в течение 9 месяцев со дня вступления в силу указанного в настоящем пункте федерального закона
|
|||
17. Определение порядка предоставления субсидий участвующим в поисково-спасательных операциях (работах) и в обеспечении таких операций (работ) юридическим и физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем
|
постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 г. N 847
|
создание благоприятных условий для привлечения заинтересованных лиц, предлагающих услуги по участию в проведении поисково-спасательных операций с применением беспилотных авиационных систем
|
декабрь 2022 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минфин России,
рабочая группа "Аэронет"
|
18. Определение порядка расследования, классификации и учета авиационных происшествий (инцидентов) с гражданскими беспилотными авиационными системами, включающими беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, силами специального уполномоченного отраслевого центра на базе профессиональной ассоциации.
Возложение функции по расследованию, классификации и учету авиационных происшествий (инцидентов) с гражданскими беспилотными авиационными системами, включающими беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, имеющими одобренную типовую конструкцию, на орган по расследованию авиационных происшествий
|
постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609
|
создание единой структуры для расследования авиационных происшествий (инцидентов) с беспилотными гражданскими воздушными судами, снижение их количества, повышение правовой культуры эксплуатантов беспилотных авиационных систем
|
март 2022 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
рабочая группа "Аэронет"
|
19. Формирование перечня профессиональных стандартов для специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов: внешних пилотов, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов по авиационной безопасности
|
проекты профессиональных стандартов
|
создание основы для развития системы подготовки специалистов авиационного персонала для категории беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой более 30 килограммов
|
декабрь 2021 г.
|
Минтранс России,
Росавиация,
рабочая группа "Аэронет"
|
20. Организация разработки (актуализации) профессиональных стандартов для подготовки специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами максимальной взлетной массой более 30 килограммов: внешних пилотов, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов по авиационной безопасности
|
приказы Минтруда России об утверждении профессиональных стандартов
|
создание основы для развития системы подготовки специалистов авиационного персонала для категории беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой более 30 килограммов
|
декабрь 2022 г.
|
Минтруд России,
Минтранс России,
Росавиация,
рабочая группа "Аэронет"
|
21. Разработка и утверждение типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала различных категорий беспилотных авиационных систем в соответствии с международными требованиями
|
приказы Минтранса России об утверждении типовых основных программ профессионального обучения и типовых дополнительных профессиональных программ
|
создание условий для организации системы подготовки специалистов беспилотных авиационных систем согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации организациями различного уровня, реализующими соответствующие образовательные программы
|
май 2022 г.
|
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
22. Установление требований к аэродромам гражданской авиации, вертодромам гражданской авиации, посадочным площадкам для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов и порядка их использования
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128
|
создание правовой основы использования аэродромов гражданской авиации, вертодромов гражданской авиации и посадочных площадок для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов, включая вопросы топливного обеспечения, интеграции навигационных средств аэродрома и бортового и наземного оборудования беспилотных авиационных систем, в том числе при выполнении операций руления, стоянки;
|
июнь 2022 г.
|
Минтранс России,
рабочая группа "Аэронет"
|
Установление требований к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов
|
приказ Минтранса России о внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Порядок направления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке, используемой при выполнении полетов гражданских воздушных судов, и регистрации в уполномоченном органе в области гражданской авиации", утвержденные приказом Минтранса России от 19 августа 2015 г. N 250
|
|||
Установление требований к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты, доставляемых с использованием беспилотных гражданских воздушных судов
|
||||
установление требований к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки беспилотных гражданских воздушных судов;
|
||||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 августа 2015 г. N 262
|
||||
создание правовых основ деятельности юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты, доставляемых с использованием беспилотных гражданских воздушных судов
|
||||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 4 марта 2011 г. N 69
|
||||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 25 сентября 2015 г. N 286
|
||||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам вертодромов гражданской авиации" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 13 марта 2017 г. N 92
|
||||
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты"
|
||||
23. Установление метеорологического обеспечения для беспилотных гражданских воздушных судов
|
приказ Минтранса России об утверждении Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" с признанием утратившим силу приказа Минтранса России от 3 марта 2014 г. N 60
|
обеспечение информацией о фактических и прогнозируемых метеорологических условиях для безопасности полетов
|
декабрь 2023 г.
|
Минтранс России,
Минприроды России,
Росавиация,
Росгидромет,
рабочая группа "Аэронет"
|
2. Развитие геодезической и картографической деятельности, сфер применения пространственных данных
|
||||
24. Анализ действующих нормативных правовых актов в сфере геодезии, картографии и пространственных данных на предмет их актуальности и достаточности. При необходимости разработка предложений по совершенствованию действующих актов и разработке новых
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
определение актуальности и достаточности положений действующих нормативных правовых актов в сфере геодезии, картографии и пространственных данных;
|
июнь
2022 г.
|
Росреестр,
рабочая группа "Аэронет"
|
подготовка при необходимости предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты
|
||||
25. Разработка национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции космической и аэрофотосъемки. Общие технические требования"
|
приказ Росстандарта об утверждении стандарта
|
установление требований на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции космофотосъемки, предназначенные для обеспечения контроля за нарушениями в сфере охраны морских биологических ресурсов Российской Федерации и рыболовства
|
декабрь 2022 г.
|
Росстандарт,
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос",
рабочая группа "Аэронет"
|
26. Определение порядка использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса при оказании государственных услуг и при осуществлении федерального государственного контроля (надзора)
|
федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
|
открытие нишевых рынков дистанционного зондирования Земли из космоса
|
декабрь 2022 г.
|
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос",
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
рабочая группа "Аэронет"
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
||||
27. Разработка предложений к проекту "Стратегия развития геодезии, картографии и пространственных данных в Российской Федерации"
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
подготовка предложений делового сообщества в проект "Стратегия развития геодезии, картографии и пространственных данных в Российской Федерации"
|
декабрь
2021 г.
|
рабочая группа "Аэронет"
|
28. Разработка предложений к проекту "Основы государственной политики в сфере геодезии, картографии и пространственных данных"
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
подготовка предложений делового сообщества в проект "Основы государственной политики в сфере геодезии, картографии и пространственных данных"
|
декабрь
2021 г.
|
рабочая группа "Аэронет"
|
3. Развитие космической деятельности
|
||||
29. Формирование перечня нормативно-технической документации по разработке, сертификации и обеспечению качества ракетно-космической техники
|
документ, содержащий перечень необходимой нормативно-технической документации
|
формирование перечня приоритетных руководящих документов, необходимых для осуществления космической деятельности частными компаниями
|
2021 - 2023 годы
|
рабочая группа "Аэронет", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
30. Формирование перечня стандартов, разработанных частными компаниями для использования при разработке ими ракетно-космической техники, ее подготовке к испытаниям, проведении испытаний и эксплуатации
|
документ, содержащий перечень стандартов, разработанных частными компаниями для использования при разработке ими ракетно-космической техники, ее подготовке к испытаниям, проведении испытаний и эксплуатации
|
разработка приоритетных руководящих документов, необходимых частным компаниям для осуществления космической деятельности
|
2023 год
|
рабочая группа "Аэронет",
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
31. Рассмотрение необходимости разработки проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы государственно-частного партнерства, а также об определении публичного партнера, выступающего стороной при заключении таких соглашений, и его обязательств в рамках государственно-частного партнерства с учетом конкретных проектов по созданию ракетно-космической техники
|
документ, содержащий предложения по вопросу необходимости разработки проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части включения в состав объектов соглашения о государственно-частном партнерстве ракетно-космической техники и определении публичного партнера, выступающего стороной при государственно-частном партнерстве
|
разработка предложений по составу объектов соглашения о государственно-частном партнерстве ракетно-космической техники и определении публичного партнера
|
2021 - 2022 годы
|
рабочая группа "Аэронет",
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
32. Определение процедуры взаимодействия с Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" по вопросам использования частными компаниями существующих районов падения отделяющихся частей ракет космического назначения
|
документ, определяющий процедуру предоставления информации о месте размещения пусковой установки средств выведения, разработанных частными компаниями
|
формирование предложений по использованию частными компаниями существующих районов падения отделяющихся частей ракет космического назначения, функционирующих в соответствии с договорами, заключенными Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
|
2023 - 2024 годы
|
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос",
рабочая группа "Аэронет"
|
при необходимости подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов
|
||||
33. Формирование предложений со стороны частных компаний по изменению законодательства в части создания и эксплуатации частных космодромов на территории Российской Федерации
|
документ, содержащий предложения в проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка создания и эксплуатации частных космодромов, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимые для реализации положений такого федерального закона
|
определение порядка создания и эксплуатации частных космодромов
|
2021 - 2023 годы
|
рабочая группа "Аэронет",
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
34. Разработка предложений по порядку получения разрешения на проведение космического пуска
|
документ, содержащий предложения в порядок получения разрешения на проведение космического пуска, включающий в себя предложения уполномоченной организации, порядок оформления разрешения, условия оформления разрешения и страхования
|
проработка механизма получения разрешения частными компаниями на проведение суборбитальных и орбитальных космических запусков
|
декабрь 2022 г.
|
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос",
рабочая группа "Аэронет"
|
35. Определение направлений государственной политики в сфере космической деятельности в части коммерциализации космической деятельности и мероприятий по их реализации
|
документ, содержащий предложения в Основы государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2020 г. N 64, и в Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 14 января 2014 г. N Пр-51
|
подготовка предложений в Основы государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2020 г. N 64, и в Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 14 января 2014 г. N Пр-51
|
октябрь 2021 г.
|
рабочая группа "Аэронет"
|
36. Проработка позиций частного космического сектора по актуальным вопросам международного правового регулирования космонавтики
|
документ, содержащий свод предложений частных компаний по совершенствованию российского законодательства в рамках международного космического права
|
формулировка положений норм и стандартов, затрагивающих актуальные вопросы регулирования космической деятельности, в том числе вопросы космических ресурсов, предотвращения загрязнения космического пространства, управления космическим трафиком и др., в рамках международного космического права, а также цель таких изменений и пояснения к ним
|
декабрь 2023 г.
|
рабочая группа "Аэронет",
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
37. Определение потребностей частных компаний, работающих в области космической деятельности, в льготном налогообложении
|
документ, содержащий предложения в Налоговый кодекс Российской Федерации
|
проработка вопросов льготного налогообложения для частных компаний, работающих в области космической деятельности
|
декабрь 2021 г.
|
рабочая группа "Аэронет"
|
38. Разработка предложений об образовании системы регулирования, определяющей возможность и целесообразность гибкого применения режимов ценообразования при привлечении организаций малого и среднего бизнеса в области космической деятельности к участию в исполнении государственных контрактов, с тем чтобы применять фактические показатели накладных расходов, средних заработных плат и отказаться от нормативного определения нормы прибыли
|
документ, содержащий предложения по актуализации системы регулирования ценообразования
|
расширение перечня товаров и услуг, поставляемых организациями малого и среднего бизнеса в области космической деятельности при исполнении государственных контрактов
|
декабрь 2021 г.
|
рабочая группа "Аэронет",
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"
|
Этап II (2024 - 2025 годы)
|
||||
39. Мониторинг реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
определение эффективности реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства
|
январь 2024 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минтруд России,
Минобороны России,
Минспорт России,
Минприроды России,
Минобрнауки России,
Минфин России,
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Росгидромет,
рабочая группа "Аэронет"
|
40. Определение порядка разработки и применения систем управления безопасностью полетов беспилотных гражданских воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями беспилотных гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем, техническое обслуживание беспилотных гражданских воздушных судов организациями, осуществляющими образовательную деятельность по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов беспилотных авиационных систем, в отношении беспилотных гражданских воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляются указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, установление требований к осуществлению сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов беспилотных гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации
|
постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. N 1215
|
обеспечение условий для реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов
|
январь 2024 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
рабочая группа "Аэронет"
|
Этап III (2026 - 2035 годы)
|
||||
41. Мониторинг реализации плана мероприятий ("дорожной карты")
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
определение эффективности реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства
|
декабрь 2035 г.
|
Минтранс России,
Минпромторг России,
Минэкономразвития России,
Минтруд России,
Минобороны России,
Минспорт России, Минприроды России, Минобрнауки России,
Минфин России,
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Росгидромет,
рабочая группа "Аэронет"
|
Примечания: 1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.
2. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов и документов по стандартизации наименования актов и документов могут быть уточнены.".