ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 августа 2022 г. N 2253-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года (далее - план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, обеспечить его выполнение в установленные сроки и представлять в Минтруд России ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, информацию о ходе его выполнения.
3. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации и соответствующим организациям обеспечить участие в реализации плана.
4. Минтруду России осуществлять контроль за выполнением плана и представлять информацию о его выполнении в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 августа 2022 г. N 2253-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ,
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Наименование мероприятия
|
Срок исполнения
|
Вид документа
|
Ожидаемые результаты
|
Ответственные исполнители
|
|
I. Совершенствование правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
|
|||||
1.
|
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
IV квартал 2022 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации,
II квартал 2023 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
|
федеральный закон
|
на законодательном уровне урегулированы вопросы организации системы комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям и сопровождаемого проживания,
в том числе: организации функционирования реабилитационных организаций; установления инвалидам целевых реабилитационных групп в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности в целях использования наиболее эффективных подходов к устранению или компенсации нарушений этих функций и ограничений жизнедеятельности при оказании услуг по комплексной реабилитации и абилитации;
стандартизации реабилитационных (абилитационных) услуг, оказываемых инвалидам различных целевых реабилитационных групп, контроля за их предоставлением;
разграничения полномочий различных уровней власти, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и других участников системы комплексной реабилитации и абилитации.
Законодательно урегулированы отношения в сфере социальной защиты населения, образования, физической культуры и спорта, культуры, возникающие в рамках предоставления инвалидам услуг по комплексной реабилитации и абилитации, услуг ранней помощи детям и их семьям, мер и мероприятий по организации социализации и жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения
|
Минтруд России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России,
Минздрав России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
2.
|
Разработка проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в развитие положений федеральных законодательных норм о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
в течение 6 месяцев с момента принятия закона, разработка которого предусмотрена пунктом 1 настоящего плана
|
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в соответствии с перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
урегулированы вопросы:
формирования перечня услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, подходов и механизмов нормирования этих услуг;
порядка межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов
|
Минтруд России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России,
Минцифры России
|
3.
|
Разработка проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в развитие положений федеральных законодательных норм о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
в течение 6 месяцев с момента принятия закона, разработка которого предусмотрена пунктом 1 настоящего плана
|
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
на федеральном уровне в пределах полномочий федеральных органов исполнительной власти урегулированы вопросы стандартизации услуг (включая условия оказания, штатные нормативы и оснащение учреждений, оказывающих услуги по соответствующему направлению реабилитации и абилитации) для различных целевых реабилитационных групп инвалидов по:
основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;
ранней помощи детям и их семьям;
сопровождаемому проживанию инвалидов
|
Минтруд России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России
|
4.
|
Разработка и утверждение в субъектах Российской Федерации законодательных актов и нормативных актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, подлежащих принятию в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
в течение 6 месяцев после утверждения соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в развитие положений федеральных законодательных норм о комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
на региональном уровне в пределах полномочий высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации урегулированы вопросы организации и предоставления услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов с учетом особенностей их предоставления в субъектах Российской Федерации
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
II. Совершенствование организационных подходов и механизмов обеспечения инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, техническими средствами реабилитации
|
|||||
5.
|
Развитие сети организаций, независимо от их организационно-правовых форм, включенных в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
проведена разработка и обеспечено внедрение типовых организационно-функциональных моделей реабилитационных организаций регионального и муниципального уровней;
обеспечено увеличение числа организаций, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включенных в систему комплексной реабилитации и абилитации, в том числе по сферам охраны здоровья, социальной защиты населения, занятости населения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социально ориентированных некоммерческих организаций, региональных отделений общероссийских общественных организаций инвалидов и лиц, представляющих их интересы, а также совершенствовано их кадровое и материально-техническое обеспечение;
обеспечено увеличение количества сети многопрофильных центров комплексной реабилитации и абилитации всех уровней, в том числе базовых, расположенных в шаговой доступности от места жительства инвалидов, оказывающих реабилитационные (абилитационные) услуги не только инвалидам, но и другим нуждающимся категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе с низким реабилитационным потенциалом;
обеспечено развитие ресурсных реабилитационных центров; обеспечено развитие института мобильных реабилитационных служб
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
общероссийские общественные организации инвалидов и лиц, представляющих их интересы,
Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минспорт России,
Минкультуры России
|
6.
|
Обеспечение межведомственного взаимодействия между участниками системы комплексной реабилитации и абилитации субъектов Российской Федерации
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
разработаны, утверждены и реализуются на федеральном и региональном уровнях модели межведомственного взаимодействия при предоставлении инвалидам услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
7.
|
Актуализация Примерного регламента межведомственного взаимодействия органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного управления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству, направленного руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации совместным письмом Минпросвещения России,
Минобрнауки России и Минтруда России от 5 февраля 2021 г. N СК-37/07/МН-7/ВФ-232/13-1/10/В-1224
|
IV квартал 2023 г.
|
изменения в Примерный регламент межведомственного взаимодействия органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного управления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству, направленного руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
|
на основе актуализированного Примерного регламента осуществлено обновление содержания региональных регламентов 85 субъектов Российской Федерации в части содержания реализации мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации при организации профориентационной работы с инвалидами молодого возраста и лицами с ограниченными возможностями здоровья по содействию их трудоустройству
|
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минцифры России,
Минтруд России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
8.
|
Развитие в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы направления по комплексной реабилитации и абилитации (реабилитационных подразделений) <1>
|
IV квартал 2024 г.
|
приказ Минтруда России
|
в структуре федеральных учреждений медико-социальной экспертизы организованы реабилитационные подразделения, осуществляющие взаимодействие с инвалидами, реабилитационными организациями, ресурсными центрами технических средств реабилитации и другими участниками системы комплексной реабилитации и абилитации при разработке, реализации индивидуальных программ реабилитации, оценке полноты и эффективности проведения реабилитационных (абилитационных) мероприятий, а также анализе охвата инвалидов и детей-инвалидов услугами по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации
|
Минтруд России,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации
|
9.
|
Мониторинг распространения технологий сопровождения <2> инвалидов и их семей при получении реабилитационных (абилитационных) услуг
|
в течение 2023 - 2025 годов
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено проведение ежегодного мониторинга развития технологий сопровождения инвалидов и их семей при получении реабилитационных (абилитационных) услуг, услуг ранней помощи детям и их семьям, сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации
|
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
10.
|
Проведение Национального форума реабилитационной индустрии и универсального дизайна "Надежда на технологии"
|
ежегодно
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
обеспечено повышение осведомленности инвалидов и членов их семей о возможностях выбора необходимых им современных реабилитационных товаров
|
Минпромторг России
|
11.
|
Развитие в субъектах Российской Федерации пунктов проката технических средств реабилитации, в том числе предназначенных для занятий адаптивным спортом, реабилитационного оборудования, коррекционно-развивающих материалов для обеспечения возможности их использования при реабилитации и абилитации инвалидов в домашних условиях
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено функционирование пунктов проката технических средств реабилитации в субъектах Российской Федерации, в том числе предназначенных для занятий адаптивным спортом, реабилитационного оборудования, коррекционно-развивающих материалов для обеспечения возможности их использования при реабилитации и абилитации инвалидов в домашних условиях
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
12.
|
Развитие в субъектах Российской Федерации сети доступных для инвалидов ресурсных центров по демонстрации, подбору, обучению (в том числе на дому) пользованию техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием, которое может быть использовано в домашних условиях
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено функционирование в субъектах Российской Федерации доступных для инвалидов ресурсных центров по демонстрации, подбору, обучению (в том числе на дому) пользованию техническими средствами реабилитации и реабилитационным оборудованием, которое может быть использовано в домашних условиях
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
13.
|
Развитие механизмов обеспечения инвалидов услугами по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, социальной занятостью, в том числе предоставляемых с использованием дистанционных технологий (за исключением услуг, по которым в настоящее время предусмотрено лицензирование)
|
IV квартал 2024 г.
|
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
|
повышена доступность услуг по комплексной реабилитации, организовано функционирование реабилитационных организаций различных типов (центры, отделения, кабинеты), профилей (многопрофильные, по медицинской, социальной, психолого-педагогической, профессиональной, социокультурной, физической реабилитации и абилитации), специализаций (для инвалидов с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, нарушениями функций слуха, зрения и др.), форм собственности (государственная, муниципальная, частная и др.), форм предоставления услуг (стационарная, амбулаторная, на дому, в формате сопровождаемого проживания) взрослым инвалидам и детям-инвалидам, а также другим категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе с низким реабилитационным потенциалом. Обеспечено внедрение технологии социальной занятости инвалидов, испытывающих значительные трудности в осуществлении самостоятельной трудовой деятельности. Обеспечена разработка и внедрение типовых организационно-функциональных моделей реабилитационных организаций регионального и муниципального уровней, создание на их основе региональных моделей системы оказания реабилитационных (абилитационных) услуг. Обеспечено развитие дистанционных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (за исключением услуг, по которым предусмотрено лицензирование)
|
Минтруд России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минспорт России,
Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минцифры России,
федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере"
|
III. Совершенствование научно-методического и кадрового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
|
|||||
14.
|
Проведение научных исследований по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
ежегодно
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
обеспечена государственная поддержка отечественной научной школы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в виде государственных заданий на проведение научных исследований по вопросам реабилитации и абилитации в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, физической культуры и спорта, культуры, производства продукции реабилитационной направленности, что будет способствовать международному обмену опытом специалистов в сфере комплексной реабилитации и абилитации, проведению фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по изучению факторов, влияющих на формирование инвалидности, созданию на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре ресурсные учебно-методические центры, сети лабораторий для проведения научно-экспертной оценки социальных практик работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, разработке и внедрению современных реабилитационных и абилитационных практик и технологий с доказанной эффективностью
|
Минобрнауки России,
Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минпромторг России,
(в рамках установленной компетенции)
|
15.
|
Разработка комплекса количественных и качественных показателей эффективности проводимой комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и их внедрение в деятельность федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитационных организаций <3>
|
IV квартал 2024 г.
|
методические рекомендации
|
в деятельность федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитационных организаций внедрена единая система количественных и качественных показателей полноты и эффективности реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минпромторг России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минспорт России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
16.
|
Внедрение положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья как единой межведомственной методической и статистической основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
|
IV квартал 2023 г.
|
методические рекомендации
|
обеспечена возможность применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья при предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в сферах охраны здоровья, социальной защиты, занятости населения, образования, культуры, физической культуры и спорта
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минобрнауки России,
Минспорт России,
Минпромторг России
|
17.
|
Развитие системы базовой подготовки специалистов по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (специалист по социальной работе, социальный педагог, специалист по социальной реабилитации, логопед, дефектолог, педагог-психолог, специалист по работе с семьей и др.), профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги
|
ежегодно
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
сформирована единая система базовой подготовки специалистов по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, предоставляющих реабилитационные (абилитационные) услуги
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России
(в рамках установленной компетенции)
|
18.
|
Обеспечение разработки и актуализации профессиональных стандартов специалистов по основным направлениям социальной реабилитации и абилитации, образовательных стандартов профессионального образования
|
в течение 2024 - 2025 годов
|
профессиональные стандарты,
образовательные стандарты профессионального образования
|
разработаны (актуализированы) профессиональные стандарты специалистов по основным направлениям социальной реабилитации и абилитации инвалидов и соответствующие образовательные стандарты профессионального образования
|
Минтруд России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования,
общероссийские общественные организации инвалидов и лиц, представляющих их интересы
|
19.
|
Проведение на регулярной основе межведомственных научно-методических конгрессов, конференций, семинаров для специалистов в области комплексной реабилитации и абилитации
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечена государственная поддержка проведения межведомственных научно-методических конгрессов, конференций, семинаров для специалистов в области комплексной реабилитации и абилитации, проведения выставок продукции реабилитационной направленности для повышения осведомленности инвалидов и членов их семей о возможностях выбора необходимых им современных реабилитационных товаров
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России,
Минпромторг России,
Роструд,
общественные объединения инвалидов и лиц, представляющих их интересы,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
IV. Развитие современных информационных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
|
|||||
20.
|
Создание централизованного государственного управления единой информационной средой в области комплексной реабилитации и абилитации
|
IV квартал 2025 г.
|
акт выполненных работ по созданию единой цифровой платформы в социальной сфере в части реабилитации и абилитации
|
создано централизованное государственное управление единой информационной средой в области комплексной реабилитации и абилитации посредством реализации мероприятий по созданию единой цифровой платформы в социальной сфере в части реабилитации и абилитации в соответствии с пунктом 81 плана реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р
|
Минтруд России,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
Пенсионный фонд Российской Федерации,
федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере"
|
V. Увеличение степени вовлеченности инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации
|
|||||
21.
|
Проведение информационно-просветительской кампании в средствах массовой информации, направленной на формирование отношения к инвалидам как к равным участникам всех сфер общественной жизни
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
организовано проведение на постоянной основе с государственной поддержкой информационно-просветительской кампании в средствах массовой информации, направленной на формирование отношения к инвалидам как к равным участникам всех сфер общественной жизни
|
Минтруд России,
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минспорт России,
Минкультуры России,
Минздрав России,
Общественная палата Российской Федерации,
Фонд поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
22.
|
Проведение массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов, спортивных мероприятий и др.) с участием инвалидов и лиц без инвалидности
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечена государственная поддержка проведения массовых мероприятий (фестивалей, конкурсов, спортивных мероприятий и др.) с участием инвалидов и лиц без инвалидности
|
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
общероссийские общественные организации инвалидов и лиц, представляющих их интересы
|
23.
|
Поддержка развития русского жестового языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху, внедрение ассистивных технологий, включая тифлокомментирование, для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечена государственная поддержка развития русского жестового языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху, внедрение ассистивных технологий, включая тифлокомментирование, для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению
|
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих",
общероссийская общественная организация инвалидов Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых",
Минцифры России
|
24.
|
Разработка системы простого (ясного) языка как облегченной для понимания формы русского языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов с нарушениями интеллектуальных функций, а также людей, испытывающих трудности в восприятии и понимании информации
|
IV квартал 2023 г.
|
методические рекомендации
|
обеспечена возможность использования простого (ясного) языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов с нарушениями интеллектуальных функций, а также людей, испытывающих трудности в восприятии и понимании информации
|
Минтруд России Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
25.
|
Развитие адаптивной физической культуры и спорта в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, образовательных организациях и организациях социального обслуживания
|
IV квартал 2023 г.
|
актуализация плана мероприятий реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р
|
обеспечена доступность занятий по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту для всех инвалидов, особенно для детей-инвалидов, посредством развития этих направлений не только в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, но и образования и социального обслуживания населения, а также развитие пунктов проката технических средств реабилитации, предназначенных для занятий адаптивным спортом (специальных протезов, колясок и др.), поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов, в том числе инклюзивных, и др.
|
Минспорт России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минтруд России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
26.
|
Расширение практики привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтерского (добровольческого) движения и общественных объединений инвалидов к проведению профориентационной работы и сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе через оплату их услуг и предоставление грантов
|
в течение 2023 - 2025 годов
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтерского (добровольческого) движения и общественных объединений инвалидов, включенных в предоставление профориентационных услуг и услуг по сопровождению при трудоустройстве инвалидов
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
общероссийские общественные организации инвалидов и лиц, представляющих их интересы
|
27.
|
Разработка и апробация на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре ресурсные учебно-методические центры по обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью
|
IV квартал 2024 г.
|
рекомендации по организационно-управленческим условиям эффективного обеспечения разработанной модели на базе образовательных организаций высшего образования, в которых созданы ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
разработана и апробирована типовая модель реабилитации студента с инвалидностью с учетом имеющихся вариативных возможностей образовательных организаций высшего образования - участников мероприятия (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет")
|
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
Минтруд России
|
28.
|
Развитие волонтерского (добровольческого) движения при реализации мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации в образовательных организациях
|
IV квартал 2024 г.
|
методические рекомендации
|
разработаны методические рекомендации с описанием лучших практик по развитию волонтерского (добровольческого) движения при реализации мероприятий по комплексной реабилитации и абилитации в образовательных организациях;
рекомендации и практики учтены при планировании деятельности образовательных организаций
|
Минобрнауки России
Минпросвещения России
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования,
заинтересованные некоммерческие организации
|
29.
|
Развитие научно-экспертной оценки социальных практик работы по комплексной реабилитации и абилитации с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в системе общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования на базе образовательных организаций высшего образования, имеющих в своей структуре соответствующие федеральные центры по развитию системы комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
IV квартал 2024 г.
|
методические рекомендации
|
организация на базе вузов, имеющих соответствующие федеральные центры по развитию системы комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья мероприятий по проведению научно-экспертной оценки социальных практик работы по комплексной реабилитации и абилитации с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования
|
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
заинтересованные некоммерческие организации
|
30.
|
Привлечение некоммерческих организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра"
|
в течение 2023 - 2025 годов
|
доклад в Минтруд России
|
увеличение числа социально ориентированных некоммерческих организаций, привлеченных к участию в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра"
|
Минобрнауки России,
Минпросвещения России,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития дополнительного профессионального образования",
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования,
заинтересованные социально ориентированные некоммерческие организации,
образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования
|
VI. Совершенствование подходов к организации комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
|
|||||
31.
|
Расширение проведения пренатальных и неонатальных скринингов
|
с 2023 года
|
план мероприятий ("дорожная карта")
|
обеспечены меры по снижению уровня детской инвалидности вследствие врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений
|
Минздрав России,
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
32.
|
Утверждение и реализация мероприятий, направленных на совершенствование ранней помощи детям и их семьям в рамках комплексного межведомственного плана
|
IV квартал 2022 г.
|
комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям;
|
обеспечено повышение качества и доступности услуг ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
общероссийские общественные организации инвалидов и лиц, представляющих их интересы
|
в течение 2022 - 2023 годов
|
ежегодный доклад о реализации мероприятий межведомственного плана в Правительство Российской Федерации
|
||||
33.
|
Развитие технологий сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленных на сохранение детей в семьях, включая ведение семей, в которых родился ребенок-инвалид, с целью профилактики отказов от детей, развитие служб поддерживающей помощи, организация продленного дня (присмотр и уход) в общеобразовательных организациях, дневное пребывание в организациях социального обслуживания
|
в течение 2023 - 2025 годов
|
доклад в Минтруд России
|
сформирована система социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, в целях оказания помощи таким семьям и профилактики отказа от детей-инвалидов
|
высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
|
34.
|
Реализация мероприятий, направленных на оказание реабилитационных (абилитационных) услуг на дому по месту проживания ребенка (домашняя реабилитационная среда)
|
в течение 2023 - 2025 годов
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечена возможность получения услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации детей-инвалидов, особенно с тяжелыми формами инвалидности, на дому, в том числе посредством создания домашней реабилитационной среды
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
VII. Совершенствование подходов к комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройству лиц с ментальной инвалидностью
|
|||||
35.
|
Утверждение и реализация комплексного межведомственного плана по жизнеустройству инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями);
|
IV квартал 2022 г.
|
комплексный межведомственный план по жизнеустройству инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями);
|
обеспечено формирование основных принципов по организации жизнеустройства и социализации инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями), неспособных вести самостоятельный образ жизни или способных вести его при помощи других лиц, обеспечивающих нормализацию их жизни, сформирован научно-методический подход к формированию основ жизнеустройства инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями), реализован проект по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с учетом предоставления необходимого им сопровождения в пилотных субъектах Российской Федерации (Воронежской и Нижегородской областях), кадровому обеспечению жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, включая сопровождаемое проживание, созданы условия для совершенствования вопросов социальной адаптации, всесторонней инклюзии и вовлечения ментальных инвалидов в жизнь общества
|
Минтруд России,
Минздрав России,
Минпросвещения России,
Минобрнауки России,
Минфин России,
Минстрой России,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,
Общероссийский народный фронт,
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
реализация мероприятий, направленных на жизнеустройство инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (ментальными нарушениями) в рамках комплексного межведомственного плана
|
в течение 2022 - 2025 годов
|
ежегодный доклад о реализации мероприятий межведомственного плана в Правительство Российской Федерации
|
|||
36.
|
Организация содействия ментальным инвалидам в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых, услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и др.)
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено содействие ментальным инвалидам в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых, услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и др.) и координация их предоставления, в том числе мониторинг жизненной ситуации ментальных инвалидов и оказание содействия при решении существующих проблем в органах и организациях различной ведомственной принадлежности, а также сопровождение к месту получения услуг и в процессе их получения, содействие ментальным инвалидам в удовлетворении их основных жизненных потребностей в бытовой и социальной жизни посредством поддержания самостоятельных действий и помощи в их совершении и замещения действий, которые они не могут совершить самостоятельно, реализованы новые подходы к организации жизнеустройства, в том числе с использованием механизмов социального сопровождения ментальных инвалидов и их семей, реализовано эффективное предоставление психолого-педагогической помощи, профессиональной реабилитации и абилитации, трудоустройства и занятости ментальных инвалидов
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
37.
|
Создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций, внедрение эффективных практик развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, получение наравне с другими гражданами различных услуг, в том числе реабилитационных (абилитационных) услуг в реабилитационных организациях
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
38.
|
Организация и поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания ментальных инвалидов в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, широкое вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставление услуг по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечена поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания ментальных инвалидов в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, совершенствование подходов к организации жизнеустройства, в том числе механизмов социального сопровождения ментальных инвалидов и их семей
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
39.
|
Разработка и внедрение программ подготовки ментальных инвалидов к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
подготовлены программы подготовки ментальных инвалидов к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию, обеспечена подготовка квалифицированных кадров в социальной сфере, в том числе обеспечено включение трудовых функций по сопровождению ментальных инвалидов
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
40.
|
Внедрение мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких лиц
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено предоставление мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких лиц
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
41.
|
Внедрение услуг по дневному пребыванию ментальных инвалидов в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода, в том числе круглосуточного
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено предоставление услуг по дневному пребыванию ментальных инвалидов в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода, в том числе круглосуточного
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
42.
|
Развитие технологий социальной занятости ментальных инвалидов и других инвалидов, испытывающих значительные трудности в осуществлении самостоятельной трудовой деятельности
|
ежегодно
|
доклад в Минтруд России
|
обеспечено внедрение технологии социальной занятости ментальных инвалидов и других инвалидов, испытывающих значительные трудности в осуществлении самостоятельной трудовой деятельности
|
высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
--------------------------------
<1> Реабилитационные подразделения - созданные в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы направления по комплексной реабилитации и абилитации (реабилитационных подразделений) с дополнением структуры соответствующими специалистами, осуществляющими постоянное взаимодействие с инвалидами, реабилитационными организациями, ресурсными центрами технических средств реабилитации и другими участниками системы комплексной реабилитации и абилитации при разработке индивидуальных программ реабилитации и оценке полноты и эффективности проведения реабилитационных (абилитационных) мероприятий.
<2> Технологии сопровождения - технологии, обеспечивающие подготовку к самостоятельной жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая профориентацию, организацию сопровождаемой дневной занятости, сопровождаемое проживание, сопровождаемую трудовую деятельность и др.
<3> Реабилитационные организации - организации различных типов (комплексы, центры, отделения, кабинеты), профилей (многопрофильные, по медицинской, социальной, психолого-педагогической, профессиональной, социокультурной, физической реабилитации и абилитации), специализаций (для инвалидов с расстройствами аутистического спектра, детским церебральным параличом, нарушениями функций слуха, зрения и др.), форм собственности (государственная, муниципальная, частная и др.), форм предоставления услуг (стационарная, амбулаторная, на дому, в формате сопровождаемого проживания) взрослым инвалидам и детям-инвалидам, а также другим категориям граждан (целевые группы ранней помощи и долговременного ухода), в том числе с низким реабилитационным потенциалом.