ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2021 г. N 3608-р

1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Астраханской области на период 2022 - 2026 годов (далее - Программа).

2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий, предусмотренных Программой (далее - мероприятия):

при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий при условии своевременного представления Правительством Астраханской области необходимой документации и обосновывающих материалов;

предусматривать в рамках федеральных проектов, а также при разработке актов Правительства Российской Федерации, в том числе об утверждении государственных программ Российской Федерации, и внесении в них изменений, затрагивающих вопросы реализации мероприятий, финансирование мероприятий в 2022 - 2026 годах;

обеспечить реализацию мероприятий;

обеспечить взаимодействие с Правительством Астраханской области по вопросам реализации мероприятий;

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.

3. Минэкономразвития России:

ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Астраханской области по итогам реализации в 2026 году мероприятий рассмотреть возможность продления срока реализации Программы до полного завершения мероприятий.

4. Рекомендовать Правительству Астраханской области:

предусмотреть в бюджете Астраханской области бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;

обеспечить реализацию мероприятий;

ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.

5. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2021 г. N 3608-р

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2022 - 2026 ГОДОВ

I. Общие положения

Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении р. Волги. Общая площадь региона составляет 52,9 тыс. кв. километров (в том числе черные земли - 3,9 тыс. кв. километров) пустынь и полупустынь, степей, поймы и дельты р. Волги. Десятая часть территории - реки, ильмени, протоки, ерики. Климат резко континентальный.

Астраханская область входит в состав Южного федерального округа и является геостратегической территорией. По суше территория граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан и Туркменистаном. В Российской Федерации соседями Астраханской области являются Волгоградская область и Республика Калмыкия.

В Астраханской области проживают 997,8 тыс. человек, из которых 33,4 процента - сельское население (средний показатель по России - 25,5 процента). Более 66 процентов населения проживают в г. Астрахани. Плотность населения Астраханской области составляет 18,9 человека на 1 кв. километр.

Большая часть территории области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15 - 20 метров на севере области, в районе с. Сасыколи переходит нулевой уровень и у побережья Каспийского моря абсолютная глубина составляет минус 28 метров ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 метра.

Астраханская область - один из древних и богатых историческим прошлым регионов России. Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.

Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.

Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории области и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, гипс, бром, йод и кремний. Уникальные Астраханское газоконденсатное месторождение и Баскунчакское месторождение поваренной соли являются крупнейшими в России.

Баскунчакское месторождение поваренной соли разрабатывается уже более 100 лет и служит базой добычи пищевой и технической соли в России.

На шельфе Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, с 1998 года открыт ряд перспективных месторождений. В акватории Каспийского моря разведано девять многопластовых месторождений: нефтегазоконденсатные - им. Ю. Корчагина, им. Ю. Кувыкина, Хвалынское, газоконденсатнонефтяное - им. В. Филановского; газоконденсатное - Ракушечное; нефтяные - Морское и Западно-Ракушечное; газонефтяное - Рыбачье. Также выявлено более 20 перспективных структур.

Освоение углеводородного потенциала, а именно развитие нефтегазовой отрасли и топливно-энергетического комплекса, традиционно занимает лидирующую позицию в промышленности региона.

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило ее геостратегическую приоритетность на территории Российской Федерации и высокий транспортно-транзитный потенциал.

В области достаточно развита транспортная инфраструктура. На конец 2018 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 629,6 километра, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,3 тыс. километров, протяженность внутренних водных путей, по которым может осуществляться судоходство - 1,3 тыс. километров.

На территории области находятся 2 торговых морских порта - Оля и Астрахань, и, что наиболее важно, сосредоточено около 60 процентов всех судостроительно-судоремонтных мощностей Прикаспийского региона. Имея выход к Каспийскому морю, обладая базой судостроительной промышленности, область успешно развивает судостроение и судоремонт как основу для флотов стран Каспийского региона.

Также в административном центре "Город Астрахань" находится международный аэропорт, принимающий регулярные внутренние и международные рейсы.

Астраханская область старается поддерживать исторические связи и развивать новые контакты не только с прикаспийскими государствами, но и со странами дальнего зарубежья. Наличие крупных портовых мощностей в регионе создает возможность интеграции в регионе российских грузов, направляемых в страны Южной Азии, прежде всего в Иран и Индию. И наоборот, крупные партии импортных товаров могут перекомпоновываться в Астраханской области для последующей отправки в другие регионы России.

В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловая на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области и другие.

Традиционно одно из значимых мест в экономике области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию бахчевых и огородных культур, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.

Богатое природно-рекреационное и историко-культурное наследие региона, наличие большого количества достопримечательностей являются основой для диверсификации существующего туристского продукта и становления региона в качестве центра культурно-познавательного, событийного, паломнического, экологического, спортивного и любительского рыболовного туризма.

Указанные отрасли исторически составляют основу экономики Астраханской области и в настоящее время определяют специализацию региона как среди регионов России, так и на международном рынке. При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды добывающих и обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.

Важнейший макроэкономический показатель, характеризующий развитие экономики области, - валовой региональный продукт, за 2010 - 2018 годы увеличился на 166,2 процента в текущих основных ценах и в 2018 году составил почти 553,4 млрд. рублей.

По темпам роста регион опережает показатели валового внутреннего продукта Российской Федерации, а среди всех субъектов Российской Федерации занимает 6-е место (темп роста в 2018 году валового регионального продукта - 104,9 процента, валового внутреннего продукта - 102,5 процента). По объему валового регионального продукта Астраханская область занимает 40-е место среди субъектов Российской Федерации и 4-е место - среди регионов Южного федерального округа.

ДИНАМИКА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 - 2018 ГОДАХ

(млрд. рублей)

2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Астраханская область
144,9
172,6
209,7
273,9
296,3
322,3
346,8
420,6
553,4
Южный федеральный округ
2337,9
2777,8
3185,4
3574,1
4146,2
4636,3
4999,3
5362,9
5848,9
Российская Федерация <*>
46308,5
60282,5
68163,9
73133,9
79030
83087,4
85616,1
91843,2
104335

--------------------------------

<*> Данные по Российской Федерации (валовой внутренний продукт в рыночных ценах), начиная с 2011 года, содержат изменения, связанные с внедрением положений системы национальных счетов 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Данные по Российской Федерации, начиная с 2014 года, пересмотрены в марте 2019 г. и несопоставимы с данными за 2011 - 2014 годы, опубликованными ранее.

С 2010 года валовой региональный продукт на душу населения вырос на 379,9 процента и составил в 2018 году 544,8 тыс. рублей на одного жителя (20-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Южного федерального округа).

Динамика валового регионального продукта была обусловлена, прежде всего, ростом добавленной стоимости промышленности (темп роста к 2010 году - 363,3 процента) и сельского хозяйства (темп роста к 2010 году - 139,8 процента).

Основной вклад в прирост добавленной стоимости вносят предприятия добывающего сектора экономики. Уже сейчас доля указанного вида деятельности в структуре валового регионального продукта составляет свыше 53 процентов.

Почти 11 процентов валового регионального продукта занимают отрасли бюджетной сферы - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.

Доля таких отраслей как строительство, транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная составляет 4,9, 6,3 и 6,7 процента соответственно. Также стоит отметить традиционные для Астраханской области отрасли сельского хозяйства - рыболовство и рыбоводство, их вклад в валовой региональный продукт составляет 5,1 процента.

Показатели, отражающие социально-экономическое развитие Астраханской области, указаны в приложении N 1.

II. Социально-экономическое развитие Астраханской области

1. Инвестиционные возможности

На территории Астраханской области расположена операционная зона региональной Астраханской энергосистемы, входящей в состав Объединенной энергетической системы Юга.

Оперативно-диспетчерское управление Астраханской энергосистемой осуществляет филиал акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Астраханской области". Территория операционной зоны расположена на площади 49 тыс. кв. километров с населением 1,01 млн. человек.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. действующий электроэнергетический комплекс Астраханской области образует:

объекты генерации установленной мощностью 999 МВт;

22 линии электропередачи напряжением 110 - 220 кВ, в том числе 20 ВЛ 220 кВ;

107 подстанций и распределительных устройств электростанций напряжением 110 - 500 кВ общей мощностью 4909,7 МВА, в том числе 1 ПС 500 кВ и 9 ПС 220 кВ.

В области действуют 3 электростанции федерального значения суммарной электрической мощностью 736 МВт (Астраханская ТЭЦ-2 мощностью 380 МВт, ПГУ-235 мощностью 235 МВт, ПГУ-110 мощностью 121 МВт), что составляет 73,7 процента суммарной установленной электрической мощности объектов генерации области, 1 блок-станция акционерное общество "ТЭЦ-Северная" мощностью 8 МВт и 10 солнечных электростанций: "Заводская", "Тинаки", "Промстройматериалы", "Нива", "Енотаевка", "Окрасочная", "Вододелительная" установленной мощностью по 15 МВт, "Лиманская" - 30 МВт, "Фунтовская" и "Ахтубинская" - по 60 МВт.

2. Основные фонды в базовых отраслях экономики

Основные фонды являются важнейшей составной частью национального богатства.

На конец 2018 года полная учетная стоимость основных фондов коммерческих организаций Астраханской области составила 1092,8 млрд. рублей, стоимость основных фондов за вычетом накопленного износа (остаточная балансовая) - 545,1 млрд. рублей. В Астраханской области наблюдаются высокая степень износа, значительный удельный вес полностью изношенных основных фондов, а также низкие объемы замены устаревших основных фондов.

В 2018 году 94,1 процента всех основных фондов приходилось на долю организаций торговли оптовой и розничной, промышленных производств, транспортировки и хранения.

Основные фонды Астраханской области отличаются изношенностью. Степень износа составила 50,1 процента, что соответствует значению 2017 года. Коэффициент обновления основных фондов в коммерческих организациях в 2018 году составил 11 процентов.

В сфере торговли оптовой и розничной доля организаций в структуре основных фондов по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,3 процента и составила 35,8 процента. Изношенность основных фондов выше среднеобластного уровня и составляет 71,6 процента.

Доля промышленных производств в структуре основных фондов увеличилась по сравнению с 2017 годом на 3,5 процента и составила 44,6 процента.

Организации промышленных производств располагали на конец 2018 года основными фондами стоимостью 487,6 млрд. рублей. При этом 95,8 процента основных фондов организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, были сосредоточены в сфере добычи сырой нефти и природного газа. В обрабатывающих производствах 36,3 процента основных фондов приходилось на производство прочих транспортных средств и оборудования, 4,9 процента - на производство пищевых продуктов.

Степень износа основных фондов промышленных производств - 35,5 процента, в том числе обрабатывающих производств - 66,5 процента (производство текстильных изделий - 85,8 процента, производство напитков - 75,7 процента, ремонт и монтаж машин и оборудования - 51,5 процента, производство прочей неметаллической минеральной продукции - 38,7 процента); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха - 50,4 процента; обеспечение водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 61,1 процента; добыча полезных ископаемых - 30,9 процента.

Наиболее благоприятное соотношение ввода и износа основных фондов наблюдалось в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Основная доля ввода в действие новых сооружений (68,4 процента), машин и оборудования (55,9 процента) приходилась на организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Всего в организациях промышленных производств было введено 70 процентов (от ввода по области) сооружений, 9,7 процента зданий, 61,8 процента машин и оборудования, 38,8 процента транспортных средств, 55,7 процента прочих основных фондов. Коэффициент обновления в этом секторе достиг 18,8 процента.

В сфере транспортировки и хранения доля организаций в структуре основных фондов снизилась по сравнению с 2017 годом на 1,4 процента и составила 13,5 процента. На организации транспортировки и хранения приходится 38,3 процента полностью изношенного транспорта.

В 2018 году доля ввода в действие новых зданий и транспортных средств приходилась на организации транспортировки и хранения (54,8 процента и 47,9 процента соответственно).

Доля организаций сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства в структуре основных фондов очень мала - 0,5 процента. При этом организации этого вида деятельности занимают лидирующие позиции по уровню коэффициента годности основных фондов - 74,6 процента (на 24,7 процента выше среднеобластного значения указанного показателя). Коэффициент обновления основных фондов в организациях соответствующей сферы составляет 9,9 процента.

3. Транспортная доступность и высокий износ дорожной сети

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям (по состоянию на 1 января 2021 г.), составляет 44,56 процента в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, или 981,5 километра.

В свою очередь, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 1282,8 километра.

В строительстве и реконструкции нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 4127,411 километра, из них регионального или межмуниципального значения - 560,311 километра, местного значения - 3567,1 километра.

В проведении ремонта (капитального ремонта) нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 2838,474 километра, из них регионального или межмуниципального значения - 1336,844 километра, местного значения - 1501,63 километра. Количество искусственных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, находящихся в аварийном, предаварийном состоянии, составляет 160 штук.

В Астраханской области 125 населенных пунктов не обеспечены подъездами от автомобильных дорог с твердым покрытием. В этих населенных пунктах проживают 15,8 тыс. человек. Протяженность автомобильных дорог, не имеющих твердого покрытия и ведущих к населенным пунктам, составляет 863 километра.

До 2024 года в рамках программных мероприятий, в том числе реализуемых за счет средств, предусмотренных национальным проектом "Безопасные качественные дороги", планируется построить и реконструировать 26,86 километра автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе 6 мостов, расположенных на них, завершить работы по ремонту (капитальному ремонту) автомобильных дорог регионального и местного значения протяженностью 688,01 километра, в том числе 20 мостов, расположенных на них.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, основными инфраструктурными ограничениями, влияющими на развитость сети автомобильных дорог в области, остаются - наличие на существующей сети автомобильных дорог общего пользования участков дорог и искусственных сооружений на них, имеющих меньшую пропускную способность относительно остальных участков этих дорог, недостаточное количество обходов (объездных дорог), мостовых переходов, транспортных развязок для вывода транзитного транспорта из областного центра и муниципальных образований области, наличие множества пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне, низкий технический уровень автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения.

4. Уровень жизни населения

Денежные доходы являются основными обобщающими показателями, характеризующими уровень жизни населения.

В 2019 году суммарные денежные доходы населения, по предварительным данным Астраханьстата, составили 302,3 млрд. рублей и увеличились в сравнении с 2018 годом в фактических ценах на 4,8 процента.

По предварительным данным, за 2019 год денежные доходы на душу населения составили 24845,7 рубля (темп роста к аналогичному периоду 2018 года - 105 процентов), реальные денежные доходы - 100,8 процента, реальные располагаемые денежные доходы - 100,1 процента.

Еще одним важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является уровень бедности. За 3 года уровень бедности в регионе снизился с 16,1 процента к общей численности населения в 2016 году до 15,5 процента в 2019 году.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поручено снизить уровень бедности населения к 2024 году в 2 раза. Для Астраханской области плановый показатель на 2024 год составляет 8 процентов.

III. Цель, целевые индикаторы и направления
социально-экономического развития Астраханской области

Настоящая Программа определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Астраханской области и направлена на реализацию приоритетных направлений Астраханской области.

Стратегической целью социально-экономического развития Астраханской области является обеспечение экономического роста Астраханской области, улучшения качества жизни населения Астраханской области.

Ключевыми направлениями социально-экономического развития Астраханской области, обеспечивающими достижение установленных целевых показателей, согласно приложению N 1 являются:

создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в Астраханской области;

развитие транспортной и социальной инфраструктуры, привлечение потенциальных инвесторов, а также улучшение общественных пространств рекреационного и транзитного характера;

улучшение качества городской среды агломерации, создание комфортных городских условий для населения Астраханской области.

IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Астраханской области

Достижение целевых показателей социально-экономического развития Астраханской области будет обеспечено путем реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", а также за счет реализации мероприятий настоящей Программы, обеспеченных федеральным и региональным финансированием, по перечню согласно приложению N 2, таких как:

расширение имущественной поддержки за счет ежегодного дополнения перечней государственного и муниципального имущества в размере не менее чем на 10 процентов и предоставления объектов, включенных в такие перечни, субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам в размере не менее чем 60 процентов;

информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о программе льготного лизинга оборудования акционерного общества "Лизинговая компания по развитию малого и среднего предпринимательства", в том числе о возможности ознакомления с условиями указанной программы и подачи заявки через сервис "Льготный лизинг оборудования" на цифровой платформе с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами;

оказание консультационной поддержки потенциальным и действующим предпринимателям по обучающим программам акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация);

обеспечение реализации программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации в Астраханской области, разработанной с учетом рекомендаций по разработке подпрограмм развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, утвержденных протоколом проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";

обеспечение на постоянной основе направления в Корпорацию субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым необходима льготная кредитная, гарантийная и лизинговая поддержка по стандартам Корпорации, акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" и акционерного общества "Лизинговая компания по развитию малого и среднего предпринимательства", а также перечня субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым требуется поддержка в части организации и расширения рынков сбыта;

строительство объектов коммунальной инфраструктуры;

проектирование и реконструкция объектов культурного наследия регионального значения.

Вложения бюджетных инвестиций до 2026 года повысят капитализацию, инвестиционную привлекательность территории Астраханской области, что позволит привлечь частные инвестиции на сумму 5 млрд. рублей до 2026 года. Это приведет к следующим результатам:

увеличение положительных денежных потоков в региональный бюджет до 2026 года;

увеличение рабочих мест до 2026 года ориентировочно на 523 места, в том числе индивидуальных предпринимателей, самозанятых, субъектов малого и среднего предпринимательства;

сокращение загрязненных сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанных применительно к видам централизованных систем водоотведения раздельно для централизованной общесплавной (бытовой) и централизованной ливневой систем водоотведения, с 16,6 процента до 6 процентов;

сокращение удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод с 0,312 кВт·ч/куб. метров до 0,254 кВт·ч/куб. метров, что снизит на 19 процентов расход электрической энергии;

исключение расходов на проведение капитального ремонта объектов (фактические расходы в 2021 году составили 44 млн. рублей);

снижение расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду с 38,7 млн. рублей до 0,365 млн. рублей;

снижение до 9,16 рубля затрат на очистку 1 куб. метра стоков (в 2021 году затраты составили 9,945 рубля).

Приложение N 1
к Программе социально-экономического
развития Астраханской области
на период 2022 - 2026 годов

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2022 - 2026 ГОДОВ

Целевой показатель
Единица измерения
2022 год (плановое значение)
2023 год (плановое значение)
2024 год (плановое значение)
2025 год (плановое значение)
2026 год (плановое значение)
1.
Индекс физического объема инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) <1>
процентов
104,8
94,6
90,2
95,3
95,8
2.
Уровень безработицы <2>
процентов
3
2,7
1,1
1,1
1,1
3.
Производительность объекта "Реконструкция очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (2 этап) <3>
тыс. м3/сутки
-
-
-
50
50
4.
5.
Количество реконструированных объектов культурного наследия регионального значения <3>
единиц
-
1
-
-
2
6.
Создание новых рабочих мест <3>
единиц
-
-
173
423
523
7.
Привлечение внебюджетных инвестиций <3>
млрд. рублей
-
-
-
-
5

--------------------------------

<1> Значение показателя за 2020 год - 99,1 процента (по данным Росстата), за 2021 год - 99,9 процента (на основании расчетных данных субъекта Российской Федерации).

<2> Значение показателя за 2020 год - 5,8 процента (по данным Росстата), за 2021 год - 3,5 процента (на основании расчетных данных субъекта Российской Федерации).

<3> Данные нарастающим итогом.

Приложение N 2
к Программе социально-экономического
развития Астраханской области
на период 2022 - 2026 годов

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2022 - 2026 ГОДОВ,
ОБЕСПЕЧЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ И РЕГИОНАЛЬНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ

Наименование мероприятия
Вид документа
Прогнозный срок реализации мероприятий
Ответственный исполнитель, предельные (прогнозные) объемы финансирования, млн. рублей
Ожидаемые результаты
I. Экономика
Развитие малого и среднего бизнеса
1.
Расширение имущественной поддержки за счет ежегодного дополнения перечней государственного и муниципального имущества в размере не менее чем на 10 процентов и предоставления объектов, включенных в такие перечни, субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам в размере не менее чем 60 процентов
нормативные правовые акты Астраханской области,
муниципальных образований Астраханской области
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области,
муниципальные образования Астраханской области,
акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация)
прямое влияние:
вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению имущества;
повышение эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом;
предоставление имущества субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 383 объектов к концу 2026 года;
предоставление имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", - не менее 164 объектов государственного и муниципального имущества к концу 2026 года;
увеличение количества объектов в перечнях государственного и муниципального имущества в субъекте Российской Федерации - до 985 объектов к концу 2026 года
2.
Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о программе льготного лизинга оборудования акционерного общества "Лизинговая компания по развитию малого и среднего предпринимательства", в том числе о возможности ознакомления с условиями программы и подачи заявки через сервис "Льготный лизинг оборудования" на цифровой платформе с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
регистрация к 2026 году не менее 2 обращений предпринимателей Астраханской области на льготный лизинг на цифровой платформе с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами
3.
Оказание консультационной поддержки потенциальным и действующим предпринимателям по обучающим программам Корпорации
соглашение о реализации обучающих программ Корпорации
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области,
Корпорация
прямое влияние:
обучение потенциальных и действующих предпринимателей Астраханской области по обучающим программам Корпорации
4.
Обеспечение реализации программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации в Астраханской области, разработанной с учетом рекомендаций по разработке подпрограмм развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, утвержденных протоколом проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
нормативный правовой акт Астраханской области
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
обеспечение комплексной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации и малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства Астраханской области
5.
Обеспечение на постоянной основе направления в Корпорацию субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым необходима льготная кредитная, гарантийная и лизинговая поддержка, по стандартам Корпорации, акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" и акционерного общества "Лизинговая компания по развитию малого и среднего предпринимательства", а также перечня субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым требуется поддержка в части организации и расширения рынков сбыта
письмо в Корпорацию
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области,
Центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров,
Корпорация
прямое влияние:
оказание комплексной поддержки не менее чем 3 субъектам малого и среднего предпринимательства ежегодно
II. Развитие инфраструктуры
Объекты водоснабжения и водоотведения
Очистные сооружения и ливневая канализация
6.
Реконструкция очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (2 этап)
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области
2022 - 2025 годы
Минстрой России,
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
снижение негативного воздействия на окружающую среду (снижение объема отводимых в р. Волгу загрязненных сточных вод на 0,02 куб. км в год);
снижение количества заболеваний;
снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечение централизованной системой водоотведения 250 тыс. человек
объемы финансирования, млн. рублей, в том числе
всего
федеральный бюджет
региональный бюджет
2629,2566
2252,2396
377,017
2022 год
636,4282
547,3282
89,1
2023 год
777,397
668,5614
108,8356
2024 год
769,3826
661,669
107,7136
2025 год
446,0488
374,681
71,3678
7.
Реализация инфраструктурного проекта "Развитие Астраханской агломерации" (проект развития водоснабжения и водоотведения МУП г. Астрахани "Астрводоканал" и жилищного строительства)
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области
2022 - 2026 годы
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
создание рабочих мест к 2026 году - 423 единицы;
привлечение внебюджетных источников финансирования - 5 млрд. рублей к 2026 году
Объекты культурного наследия
8.
Реконструкция объекта "Научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Приспособление к современному использованию объекта культурного наследия регионального значения "Культурно-развлекательный кинокомплекс "Октябрь" (быв. "Модерн" с зимним садом), 1909, 1920, 1970 гг.", расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Володарского, 13/ул. Молодой Гвардии, 2/ул. Коммунистическая"
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области
2022 - 2026 годы
Минстрой России,
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
создание 100 рабочих мест к 2026 году;
реконструкция объекта культурного наследия регионального значения;
косвенное влияние:
увеличение туристского потока примерно на 5 тыс. человек ежегодно (на 12,5 процента к 2026 году);
повышение уровня удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг в сфере культуры на 8 процентов к 2026 году;
увеличение количества посещений учреждений культуры на 3 процента ежегодно
объемы финансирования, млн. рублей, в том числе
всего
федеральный бюджет
региональный бюджет
2469,4151
2105,0802
364,3349
2022 год
484,2501
416,4551
67,795
2023 год
334,9187
288,0301
46,8886
2024 год
245,7279
211,326
34,4019
2025 год
457,1655
384,019
73,1465
2026 год
947,3529
805,25
142,1029
9.
Проектирование и реконструкция объекта культурного наследия регионального значения "Келии братские Спасо-Преображенского мужского монастыря (Епархиальная библиотека) и садик духовной семинарии, кон. 60-х - нач. 70-х гг. 19 в., нач. 20 в." по адресу: г. Астрахань, ул. Молодой гвардии, 1, 3, ул. Володарского, 11, лит. "А"
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области
2022 - 2026 годы
Минстрой России,
Правительство Астраханской области
прямое влияние:
реконструкция объекта культурного наследия регионального значения; косвенное влияние:
повышение туристической привлекательности региона;
повышение уровня удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг в сфере культуры на 8 процентов к 2026 году;
увеличение количества посещений учреждений культуры на 3 процента ежегодно
объемы финансирования, млн. рублей, в том числе
всего
федеральный бюджет
региональный бюджет
381,043
323,2752
57,7678
2022 год
42,1124
36,2167
5,8957
2023 год
50,475
43,4085
7,0665
2024 год
11,6279
10
1,6279
2025 год
165,3571
138,9
26,4571
2026 год
111,4706
94,75
16,7206
Итого по Программе
дополнительная потребность, млн. рублей, в том числе
всего
федеральный бюджет
региональный бюджет
5479,7147
4680,595
799,1197
2022 год
1162,7907
1000
162,7907
2023 год
1162,7907
1000
162,7907
2024 год
1026,7384
882,995
143,7434
2025 год
1068,5714
897,6
170,9714
2026 год
1058,8235
900
158,8235