ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2021 г. N 978-р
1. Утвердить прилагаемую программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее - программа).
2. Минвостокразвития России совместно с Общественным советом Арктической зоны Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями:
обеспечить реализацию программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников;
создать межведомственную рабочую группу по реализации мероприятий программы;
в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации программы;
представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, начиная с 2022 года, не позднее 1 марта, доклад о результатах реализации программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2021 г. N 978-р
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации (далее - программа), направлена на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы), и определяет цели, задачи и основные механизмы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Правовую основу программы составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральный закон "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации";
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года".
Реализация программы основывается на следующих принципах:
гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации;
признания значения земли и природных ресурсов, а также благополучия окружающей среды в качестве основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
рационального использования земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
признания прав коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыболовным участкам, охотничьим и биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
необходимости участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического развития коренных малочисленных народов.
II. Оценка текущей ситуации в области развития традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
В Арктической зоне Российской Федерации проживают представители 19 коренных малочисленных народов, располагаются объекты их наследия, которые представляют историческую и культурную ценность общемирового значения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность коренных малочисленных народов составляет 102 тыс. человек.
Законодательством Российской Федерации определено 13 видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации:
животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);
переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;
собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);
разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;
бортничество, пчеловодство;
рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;
заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
безвозмездное пользование общераспространенными полезными ископаемыми для личных нужд;
художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);
строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Для коренных малочисленных народов ведение традиционной хозяйственной деятельности является не только основой жизнеобеспечения, но и опорой культуры, мировоззрения, фольклора, обрядов, праздников, народной педагогики, традиций, сохранения преемственности поколений.
Особенностью Арктической зоны Российской Федерации, определяющей специальные подходы к ее социально-экономическому развитию, является обширный демографический потенциал и высокая чувствительность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к внешним воздействиям.
Основными факторами, формирующими риски развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, являются:
интенсивное изменение климата в Арктике;
ускорение темпов экономического освоения территорий Арктической зоны Российской Федерации в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
высокие издержки при осуществлении хозяйственной деятельности;
низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации;
низкое качество связи и отсутствие высокоскоростного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в большинстве мест традиционного проживания коренных малочисленных народов;
несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования потребности в квалифицированных кадрах для осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Основой экономики в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, обеспечивающей увеличение занятости и самозанятости коренного населения на основе мобилизации внутренних ресурсов домашних хозяйств и общин, становятся развитие предпринимательства в сфере услуг и туризма, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов, включая производство традиционных изделий, традиционные виды природопользования, переработка сельскохозяйственной продукции.
Однако перечисленные выше факторы обуславливают низкую конкурентоспособность товаров, работ и услуг коренных малочисленных народов и создают угрозу для их жизнедеятельности.
III. Цели и задачи государственной поддержки традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Цели государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов - создание условий для повышения конкурентоспособности производимых в ее рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой основы развития коренных малочисленных народов.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:
создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
подготовку кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
модернизацию объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
популяризацию предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов.
IV. Основные механизмы государственной поддержки
традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов
1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры
традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов
Крайне ограниченный инвестиционный потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не позволяет соответствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям (осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность) обеспечивать высокий уровень технологического развития производств. В результате в подавляющем большинстве случаев глубина переработки основных видов продукции коренных малочисленных народов - продукции животноводства, звероводства, рыболовства, охоты и собирательства - остается низкой, экономический потенциал традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов не в полной мере используется для обеспечения их устойчивого развития.
В отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации сформирован положительный опыт реализации мероприятий по созданию факторий - промышленно-логистических комплексов для размещения субъектов предпринимательства, занятых традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов, переработки и хранения их продукции, а также созданных юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспечению лиц из числа коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни.
В рамках реализации программы в целях развития промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будет реализован следующий комплекс мероприятий:
разработка типовых проектов фактории с соответствующим перечнем промышленного и технологического оборудования для всех видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на создание факторий при условии использования типового проекта;
анализ и распространение лучших практик в области технологического обеспечения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
разработка стандарта кочевого жилья для работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Российской Федерации;
проведение исследований в области использования местных ресурсов для создания здоровьесберегающих, лекарственных, косметических средств, биологически активных добавок, пищевых продуктов общего, лечебно-профилактического назначения и специальной ориентации;
разработка мер государственной поддержки, направленных на обеспечение малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности мобильными источниками энергоснабжения и средствами связи;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса с участием лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на приобретение и модернизацию оборудования для глубокой переработки продукции оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей (осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность) с участием лиц из числа коренных малочисленных народов на модернизацию или создание современной материально-технической базы для осуществления добычи и переработки водных биологических ресурсов;
развитие художественных промыслов и создание условий для роста внутреннего и международного рынков продукции.
2. Продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ
и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов
На федеральном уровне система продвижения на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, учитывающая особенности такой деятельности, в рамках существующих институтов и механизмов поддержки производства и экспорта отсутствует. Региональными органами государственной власти и экспортными центрами оказываются отдельные, зачастую персональные меры содействия производству и экспорту продукции, произведенной коренными малочисленными народами.
В рамках реализации программы на базе управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее - управляющая компания), будет сформирована система поддержки производства и экспорта товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включающая:
ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, производящих товары, работы и услуги, в том числе экспортно-ориентированные;
проведение регулярного анализа внутреннего и внешнего рынков для оценки возможности сбыта продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в подготовке маркетинговых материалов;
содействие проведению выставочных мероприятий и деловых миссий, обеспечивающих продвижение на внутренний и внешний рынки продукции, производимой в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
консультационную и образовательную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов в области таможенного оформления, экспортного и валютного контроля, логистики, сертификации, патентования и лицензирования в экспортных целях;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства с участием лиц из числа коренных малочисленных народов, связанных с организацией экспорта производимой ими продукции.
3. Развитие туристской индустрии в местах традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Туризм стал одной из крупнейших глобальных экономических активностей. Число посетителей особо охраняемых природных территорий по всему миру стабильно растет. Коренные малочисленные народы принимают все более активное участие в развитии индустрии туризма, особенно экотуризма и этнотуризма.
Маршруты экотуристской направленности включают туры по дикой природе, посещение культурных достопримечательностей и другие туристские услуги на территориях традиционного природопользования и охраняемых природных территориях. Культура и исконная среда обитания коренных малочисленных народов становятся основной достопримечательностью для туристов, посещающих уголки дикой природы. Основополагающим принципом поддержки туризма является невмешательство в жизнедеятельность коренных малочисленных народов без их добровольного согласия.
В рамках программы с учетом основных положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, будет реализован следующий комплекс мер по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов:
проведение ежегодного отбора проектов в области развития туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью государственной поддержки их реализации;
содействие разработке мастер-планов развития туристских территорий в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
субсидирование части затрат по осуществлению капитальных вложений в объекты инфраструктуры, необходимые для реализации проектов по развитию туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также части затрат российских кредитных организаций на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным для реализации таких проектов;
субсидирование части затрат туроператоров, связанных с приемом туристов на туристских территориях в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с целью снижения стоимости соответствующих услуг в низкий туристский сезон;
разработка и реализация программы повышения качества туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, включая реализацию программ повышения квалификации специалистов в области туристской деятельности и представителей коренных малочисленных народов, осуществляющих прием туристов в традиционных национальных жилищах;
организация и проведение кампаний по продвижению туристских услуг в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на внутреннем и внешнем рынках, включая размещение информации о них на национальных и региональных информационных ресурсах и цифровых сервисах, для культурно-познавательного туризма.
4. Подготовка кадров для осуществления традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
В настоящее время система подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Российской Федерации не сформирована. Отдельные образовательные программы в данной сфере реализуются федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Мурманский арктический государственный университет", Институтом народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Арктический государственный институт культуры и искусств", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Арктический государственный агротехнологический университет", Институтом Севера и Арктики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский федеральный университет".
В целях формирования системы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в рамках программы планируется:
разработка единого порядка формирования и обновления прогноза потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, включающего в себя методологические подходы и технологические (программные) средства для автоматического формирования, анализа и оценки результатов прогнозирования с целью дальнейшего формирования соответствующего задания системе профессионального образования;
приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в кадрах;
проведение модернизации и обновления материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
разработка мер государственной поддержки работодателей, заключивших целевые договоры на подготовку кадров с целью осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
разработка мероприятий по повышению имиджа профессий, характерных для сферы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
разработка федерального государственного образовательного стандарта по направлению "Специалист северного хозяйства";
разработка мер государственной поддержи, направленных на обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, при условии получения образования по профессиям (специальностям, направлениям подготовки), связанным с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
организация непрерывных форм подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;
реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами малочисленных народов, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, производству изделий художественных промыслов и народных ремесел, в том числе из мамонтовой кости;
установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов ("Оленевод-механизатор", "Егерь", "Таксидермист", "Охотник промысловый", "Хозяйка чума", "Резчик по дереву, кости и рогу", "Мастер по изготовлению сувениров", "Докер", "Судомеханик", "Обработчик рыбы");
разработка мер государственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих финансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
разработка мер государственной поддержки в целях привлечения молодых кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде субсидий на приобретение жилья по месту жительства;
формирование на базе Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" достаточной инфраструктуры для обеспечения реализации мер поддержки образования коренных малочисленных народов, включающей в себя создание для обучающихся из числа коренных малочисленных народов подготовительного отделения предуниверсария (10, 11 классы) и научно-образовательного центра по изучению языков коренных малочисленных народов;
проведение анализа качества общего образования, получаемого представителями коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества общего образования в данной сфере;
проведение мониторинга качества преподавания родных языков, предоставляемого представителям коренных малочисленных народов, включая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и методической литературой;
проведение анализа качества подготовки, повышения квалификации и системы дополнительного профессионального образования педагогов родного языка и литературы коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества такой подготовки.
5. Модернизация объектов локальной генерации, расширение
использования возобновляемых источников энергии, сжиженного
природного газа и местного топлива в местах традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
В местах осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в силу их кочевого и полукочевого образа жизни зачастую отсутствует централизованное электроснабжение и применяются экономически неэффективные и устаревшие дизельные генераторы. Высокая себестоимость электроэнергии делает неконкурентоспособной производимую коренными малочисленными народами продукцию.
Для достижения целей программы в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, будет обеспечено развитие распределенной генерации на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных энергорайонах, в том числе с целью внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в Арктической зоне Российской Федерации и на территориях Крайнего Севера.
6. Популяризация предпринимательской деятельности
среди коренных малочисленных народов
Неразвитость информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов и ограниченные возможности получения специального образования обуславливают низкий уровень информированности и компетентности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в области финансовой грамотности, осуществления предпринимательской деятельности, в том числе электронной коммерции.
В целях популяризации предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов в рамках программы в структуре управляющей компании будет создан центр развития традиционного предпринимательства, выполняющий совместно с существующими организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следующие функции:
информирование и консультирование лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по вопросам начала и осуществления предпринимательской деятельности и применения мер государственной поддержки такой деятельности;
сопровождение инвестиционных проектов лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по принципу "одного окна";
организация взаимодействия предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, с институтами развития и кредитными организациями;
содействие сетевому взаимодействию предпринимателей из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, включая создание кооперативов;
выявление и поддержка перспективных молодежных предпринимательских инициатив.
В рамках реализации программы на официальном сайте управляющей компании в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будут размещены информационно-справочные материалы с рекомендациями по открытию и ведению бизнеса лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в том числе на их родных языках.
V. Совершенствование нормативного правового регулирования
традиционной хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов
Достижение целей государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в том числе посредством совершенствования нормативного правового регулирования.
В рамках реализации программы будет обеспечено принятие нормативных правовых актов, предусматривающих:
актуализацию перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
внесение организации экологического туризма и сбора палеонтологических материалов в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
уточнение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности в части видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
установление особенностей регулирования порядка производства и реализации лекарственного сырья, получаемого в рамках осуществления северного оленеводства;
установление особенностей приобретения общинами коренных малочисленных народов статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
учет особенностей традиционной хозяйственной деятельности в законодательстве Российской Федерации о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;
уточнение оснований предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов и их объединениям права использования лесов для ведения сельскохозяйственной деятельности на землях лесного фонда на условиях безвозмездного пользования;
разработку профессиональных стандартов для категории работников, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
установление регулирования сбора палеонтологических останков (мамонтовой фауны) коренными малочисленными народами;
дополнение перечня видов сельскохозяйственной продукции видами продукции морского зверобойного промысла;
проведение выборочного федерального статистического наблюдения в отношении граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, по показателям, характеризующим их социально-экономическое положение;
уточнение порядка использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд коренными малочисленными народами;
совершенствование механизмов создания территорий традиционного природопользования как инструментов сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе путем установления особого правового режима таких территорий;
внесение в региональный перечень видов предпринимательской деятельности субъектов Российской Федерации, территории или части территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, вида деятельности "Оказание туристских услуг проживания в традиционном национальном жилище", в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.
VI. Финансовое обеспечение реализации программы
Финансовое обеспечение программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников.
VII. Ожидаемые результаты и сроки реализации программы
Реализация программы обеспечит:
повышение благосостояния граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам;
снижение уровня безработицы в населенных пунктах, являющихся местами традиционного проживания коренных малочисленных народов;
увеличение объема товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и направляемых в том числе на экспорт;
снижение себестоимости товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
повышение туристской привлекательности мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и рост туристского потока в Арктическую зону Российской Федерации.
Реализация программы осуществляется в соответствии с планом мероприятий по реализации программы, содержащим перечень мероприятий программы, с указанием сроков их выполнения, источников и объемов их финансирования, согласно приложению.
Целевые показатели реализации программы устанавливаются в государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
Приложение
к программе государственной
поддержки традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации,
осуществляемой в Арктической зоне
Российской Федерации
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мероприятия
|
Вид документа (мероприятие)
|
Срок выполнения
|
Содержание мероприятия
|
Годы финансирования
|
Объем и источники финансирования, тыс. рублей
|
Обоснование
|
Ответственные исполнители, соисполнители
|
|
I. Совершенствование нормативного правового регулирования и научно-исследовательских работ традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
1.
|
Внесение изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р
|
проект распоряжения Правительства Российской Федерации
|
2022 - 2024 годы
|
-
|
-
|
-
|
распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В отношении Республики Саха (Якутия) в указанном перечне места проживания установлены на уровне конкретных сел, что ведет к ущемлению прав коренных малочисленных народов Российской Федерации в случае их переезда на другое место жительства даже в пределах одного района.
В большинстве субъектов Российской Федерации подобный перечень установлен на уровне муниципальных районов и городских округов. Необходимы определение единых критериев и общих подходов для всех субъектов Российской Федерации и внесение на этой основе изменений в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
ФАДН России
|
2.
|
Устойчивое развитие территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) в условиях глобальных вызовов в Арктике - картографическое сопровождение
|
разработка и создание электронного атласа "Устойчивое развитие территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) в условиях глобальных вызовов в Арктике" для картографического сопровождения и пространственной визуализации информации о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
|
2021 - 2023 годы
|
проведение научно-исследовательских работ по итогам конкурса на выполнение научно-исследовательских проектов, финансируемых из внебюджетных средств федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" (далее - университет), на основании приказа ректора университета, устанавливающего мероприятия по итогам конкурсного отбора научно-исследовательских проектов
|
2021 год
|
2526 - внебюджетные источники
|
современные технологии составления и издания атласа позволят удачно сочетать традиционные картографические и графические материалы с пояснительными текстами. Многочисленные фотографии, снабженные информационно емкими текстами, будут давать возможность визуализировать изображенные на картах объекты. Наличие такого большого объема дополнительных доступных для понимания широкого круга потребителей сведений сделает атлас произведением многоуровневого использования. Сочетание энциклопедического стиля с научно-популярной формой изложения и красочным оформлением усилит его культурно-просветительскую роль. Особенностью атласа как картографического произведения будет являться отображение картографируемой территории как целостного произведения, передающего информацию в систематизированном, формализованном и единообразном виде. Атлас обеспечит научно-информационную, методологическую и фактологическую поддержку разработкам и проектам в разных сферах общественной жизни - народнохозяйственной, экономической, законодательной, научной
|
университет
|
2022 год
|
2165 - внебюджетные источники
|
|||||||
2023 год
|
2165 - внебюджетные источники
|
|||||||
3.
|
Устойчивость коренных социально-экологических систем в условиях изменения климата (RISE)
|
проведение исследований в рамках проекта RISE по итогам конкурса федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" на лучшие исследовательские проекты, проводимого организациями - участниками совместной исследовательской программы "Научное и инновационное пространство Восточной Азии" по теме "Влияние изменения климата на природные и человеческие экосистемы"
|
2021 - 2023 годы
|
получение ценных научных результатов, которые будут способствовать принятию эффективных решений в области регионального развития, устойчивости и адаптации к климатическим изменениям, в том числе разработке междисциплинарного подхода, сочетающего локальные обследования социально-экономического положения и питания коренных малочисленных народов Российской Федерации с построением экологических моделей
|
2021 год
|
4000 - федеральный бюджет
|
в рамках выполнения научно-исследовательской работы по гранту федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований". Исследования в рамках проекта RISE позволят получить ценные научные результаты, которые будут способствовать принятию эффективных решений в области регионального развития, устойчивости и адаптации к климатическим изменениям. Значимость проекта RISE заключается в понимании сложных взаимосвязей между изменением климата, социально-экономическим развитием и традиционными продовольственными системами с целью научного обеспечения адаптивных стратегий социально-экологических систем коренных малочисленных народов Российской Федерации, программ устойчивости и регионального развития
|
университет
|
2022 год
|
4000 - федеральный бюджет
|
|||||||
2023 год
|
4000 - федеральный бюджет
|
|||||||
4.
|
Участие в разработке федерального государственного образовательного стандарта по направлению "Специалист северного хозяйства"
|
разработка проекта федерального государственного образовательного стандарта по направлению "Специалист северного хозяйства", выполняемого федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Арктический государственный агротехнологический университет" (далее - Арктический университет)
|
2022 - 2023 годы
|
включение в состав рабочей группы по разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего образования
|
-
|
-
|
Арктический университет является базовым вузом по подготовке специалистов традиционных отраслей Севера
|
Арктический университет,
Минпросвещения России,
ФАДН России
|
5.
|
Разработка единого порядка формирования и обновления прогноза потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации
|
научно-исследовательская работа "Расчет кадровой потребности в традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации"
|
2023 - 2024 годы
|
во всех субъектах Российской Федерации прогноз потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, осуществляется на основе единой методики
|
-
|
-
|
-
|
Минвостокразвития России,
ФАДН России
|
II. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
6.
|
Обеспечение транспортными средствами образовательных организаций
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия)"
|
2022 - 2024 годы
|
приобретение снегоходов, вездеходов для образовательных организаций, имеющих структурные подразделения (кочевые школы), для перевозки обучающихся к местам традиционного проживания (места кочевий) для реализации образовательного процесса на месте проживания, традиционной хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
2022 год
|
630,7 - федеральный бюджет,
40,2 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
в Республике Саха (Якутия) функционируют образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в кочевых условиях. Существуют проблемы вывоза детей из районных центров к местам работы родителей в летний и осенний периоды
|
Минвостокразвития России,
Минпросвещения России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2023 год
|
630,7 - федеральный бюджет,
40,2 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
630,7 - федеральный бюджет,
40,2 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
7.
|
Обеспечение снегоходной техникой оленеводческих организаций
|
план мероприятий по реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации
|
2025 год
|
приобретение снегоходной техники оленеводческими организациями Ненецкого автономного округа
|
2025 год
|
8410 - федеральный бюджет,
3110,6 - бюджет Ненецкого автономного округа
|
северное оленеводство является приоритетной отраслью агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, осуществляется практически на всей территории региона, обеспечивая его продовольственную безопасность, разведение оленей относится к хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, для которых оленеводство является основным источником дохода и залогом сохранения традиционного образа жизни. На основании финансово-хозяйственной отчетности на территории региона осуществляют деятельность 24 оленеводческие организации. Одной из наиболее острых проблем, сдерживающих развитие оленеводческих хозяйств, является потребность в обновлении парка снегоходной техники, необходимой для организации кочевья, коральных работ, защиты стад от хищников, доставки дров, проведения ветеринарных мероприятий по вакцинации оленей и т.д. Оснащение оленеводов современными снегоходами и вездеходами позволит снизить непроизводительные потери, что поспособствует росту поголовья северных оленей и производства мяса
|
Минвостокразвития России,
Администрация Ненецкого автономного округа
|
8.
|
Обеспечение вездеходной техникой оленеводческих организаций
|
план мероприятий по реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации
|
2025 год
|
приобретение вездеходной техники оленеводческими организациями Ненецкого автономного округа
|
2025 год
|
26408,1 - федеральный бюджет,
9767,3 - бюджет Ненецкого автономного округа
|
оснащение оленеводческих организаций вездеходной техникой позволит улучшить ситуацию с доставкой дров, необходимых для оленеводов, до мест кочевий в зимний период и проведение своевременных ветеринарных мероприятий по вакцинации оленей в весенне-осенний период
|
Минвостокразвития России,
Администрация Ненецкого автономного округа
|
9.
|
Приобретение и (или) модернизация убойных пунктов, цеха переработки продукции оленеводства (рыболовства) для оленеводческих хозяйств
|
план мероприятий по реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации
|
2023 год,
2025 - 2026 годы
|
приобретение и (или) модернизация убойных пунктов, которая включает в себя проведение ремонтных работ, приобретение нового оборудования, приобретение холодильных и остывочных камер, увеличение мощностей пункта, а также поставка цеха переработки продукции оленеводства для оленеводческих хозяйств Ненецкого автономного округа
|
2023 год
|
4500 - федеральный бюджет,
2216,5 - бюджет Ненецкого автономного округа
|
в целях удовлетворения потребности в обновлении инфраструктуры для осуществления традиционных видов деятельности - оленеводства и рыболовства. Приобретение и модернизация убойных пунктов и цехов переработки продукции оленеводства и рыболовства позволит увеличить объемы производства, расширить ассортимент продукции, увеличить доходы коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
Минвостокразвития России,
Администрация Ненецкого автономного округа
|
2025 год
|
19451,9 - федеральный бюджет,
7194,54 - бюджет Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2026 год
|
57000 - федеральный бюджет,
18000 - бюджет Ненецкого автономного округа
|
|||||||
10.
|
Создание сети торгово-логистических центров для северного завоза
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
|
2021 - 2025 годы
|
создание в арктических районах сети торгово-логистических центров
|
2021 год
|
85500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
подпункт "з" пункта 26 Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", пункт 247 единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 996-р
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2022 год
|
322015,2 - федеральный бюджет,
30963,9 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2023 год
|
318019,3 - федеральный бюджет,
49964 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
249679,3 - федеральный бюджет,
15937 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2025 год
|
78120 - федеральный бюджет,
4111,6 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
11.
|
Обеспечение передвижными вагонами, домиками для оленеводов, родовых общин
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
|
2022 - 2024 годы
|
приобретение готовых передвижных вагонов, домов
|
2022 год
|
25000 - федеральный бюджет,
4000 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
для обеспечения безопасности труда оленеводов необходимо обеспечение передвижными вагонами, домами
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2023 год
|
25000 - федеральный бюджет,
4000 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
4000 - федеральный бюджет,
255,3 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
12.
|
Создание (строительство, реконструкция, приобретение) пунктов (в том числе передвижных) организованного приема, переработки продукции традиционных видов хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, цеха по переработке и производству консервированных и иных видов конечного продукта
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
|
2026 год
|
создание системы выхода на широкий рынок сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера: пункты (в том числе передвижные) приема, хранения, переработки продукции, строительство производственного цеха по переработке мяса, овощей и дикоросов
|
2026 год
|
35000 - федеральный бюджет,
3461,5 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
создание условий для повышения маржинальности видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Смещение доли добавленной стоимости в конечной стоимости товара в сторону видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Повышение внутреннего спроса продукции, частичное замещение привозной продукции, повышение степени самообеспеченности арктических районов продовольственными товарами
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
13.
|
Строительство коралей
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
|
2022 - 2024 годы
|
закупка стройматериалов и строительство коралей (загонов) для зооветеринарных обработок сельскохозяйственных животных на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
2022 год
|
3000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
корали необходимы для проведения обязательных зооветеринарных мероприятий
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2023 год
|
3000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
3000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
14.
|
Строительство изгородей
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
|
2022 - 2024 годы
|
строительство из местных материалов изгородей
|
2022 год
|
1000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
изгороди необходимы для охраны от крупных и мелких хищников, для повышения сохранности стада на время миграции диких северных оленей, для проведения компании качественного гона (случки)
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2023 год
|
1000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
1000 - федеральный бюджет,
500 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
15.
|
Обеспечение беспилотниками, квадрокоптерами оленеводческих бригад
|
проект распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия)
|
2022 - 2024 годы
|
оснащение оленеводческих бригад беспилотниками вертолетного типа для уменьшения непроизводительного отхода, облегчения оленеводам поиска отбившихся от стада оленей на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
2022 год
|
4000 - федеральный бюджет,
750 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
в целях уменьшения непроизводительного отхода
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия)
|
2023 год
|
4000 - федеральный бюджет,
750 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
1000 - федеральный бюджет,
63,8 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
16.
|
Осуществление государственных полномочий по предоставлению финансовой поддержки на обслуживание факторий
|
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2021 - 2024 годы
|
предоставление субсидий на финансовую поддержку на обслуживание факторий (возмещение затрат на оплату труда обслуживающего персонала, приобретение топливно-энергетических ресурсов для выработки электроэнергии в целях отопления и освещения фактории)
|
2021 год
|
132675 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2022 год
|
143468 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
143468 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
143468 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
17.
|
Осуществление государственных полномочий по возмещению затрат на доставку товаров на фактории и в труднодоступные и отдаленные местности
|
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2021 - 2024 годы
|
предоставление субсидий на возмещение затрат на доставку товаров
|
2021 год
|
66791 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2022 год
|
66002 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
66002 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
66002 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
18.
|
Обновление основных средств оленеводческих хозяйств
|
постановление Правительства Республики Коми
|
2025 год
|
приобретение снегоходов, вездеходов для оленеводческих хозяйств, осуществляющих деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
2025 год
|
56376 - федеральный бюджет,
16839,6 - бюджет Республики Коми
|
оснащение оленеводческих хозяйств техникой с высокой проходимостью
|
Минвостокразвития России, Правительство Республики Коми
|
19.
|
Обеспечение беспилотниками, квадрокоптерами оленеводческих хозяйств
|
постановление Правительства Республики Коми
|
2025 год
|
оснащение оленеводческих бригад беспилотниками вертолетного типа для уменьшения непроизводительного отхода, облегчения оленеводам поиска отбившихся от стада оленей на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
2025 год
|
10432,8 - федеральный бюджет,
3116,3 - бюджет Республики Коми
|
в целях уменьшения непроизводительного отхода
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Коми
|
20.
|
Строительство производственных и вспомогательных объектов и сооружений, а также оснащение объектов переработки необходимым оборудованием
|
государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса
|
2025 - 2026 годы
|
закупка, доставка строительного материала и строительство сооружений. Установка оборудования
|
2025 год
|
19051,2 - федеральный бюджет,
5690,6 - бюджет Республики Коми
|
в целях улучшения производственных показателей, условий труда оленеводов, снижения производственных затрат, модернизации и технологического переоснащения комплексов (цехов) по переработке продукции оленеводства
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Коми
|
2026 год
|
151011,4 - федеральный бюджет,
58726,7 - бюджет Республики Коми
|
|||||||
21.
|
Предоставление субсидий общинам коренных малочисленных народов Севера Мурманской области на приобретение транспортных средств
|
государственная программа Мурманской области "Государственное управление и гражданское общество"
|
2025 год
|
предоставление на конкурсной основе субсидий в целях развития и поддержки общинных форм хозяйствования и самозанятости коренных малочисленных народов Севера - саамов, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами
|
2025 год
|
6750 - федеральный бюджет,
4800 - бюджет Мурманской области
|
финансовая поддержка хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
Минвостокразвития России,
Правительство Мурманской области
|
22.
|
Материально-техническое оснащение морского зверобойного промысла
|
постановление Правительства Чукотского автономного округа
|
2026 год
|
развитие производственных мощностей территориально-соседских общин, ведущих морской зверобойный промысел. Приобретение плавательных средств, автотракторной техники, внедорожных машин
|
2026 год
|
50000 - федеральный бюджет,
2032,3 - бюджет Чукотского автономного округа
|
реализация этого мероприятия позволит улучшить производственные показатели отрасли, обновить технический парк общин, улучшить качество и ассортимент производимой продукции, улучшить условия труда в сфере морского зверобойного промысла
|
Минвостокразвития России,
Правительство Чукотского автономного округа
|
23.
|
Создание производственных баз, административно-бытовых комплексов
|
постановление Правительства Чукотского автономного округа
|
2025 - 2026 годы
|
централизованное приобретение, доставка и монтаж модульных комплексов на перевалочных базах оленеводческих хозяйств
|
2025 год
|
180000 - федеральный бюджет,
13548,4 - бюджет Чукотского автономного округа
|
реализация этого мероприятия позволит создать базы, позволяющие обеспечить хранение и оперативное обеспечение материально-техническими ресурсами оленеводческих бригад, осуществление ремонта специализированной техники, закрепленной за оленеводческими бригадами
|
Минвостокразвития России,
Правительство Чукотского автономного округа
|
2026 год
|
96000 - федеральный бюджет,
13548,4 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
24.
|
Создание заготовительно-перерабатывающих пунктов продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края
|
государственная программа Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"
|
2026 год
|
строительство пунктов переработки продукции видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края
|
2026 год
|
13800 - федеральный бюджет,
9589,8 - бюджет Красноярского края
|
обеспечение возможности населению, ведущему традиционный образ жизни, сдавать продукцию видов традиционной хозяйственной деятельности по конкурентоспособным ценам, а также обеспечение контроля качества производимого мяса оленя и иной продукции
|
Минвостокразвития России,
Правительство Красноярского края
|
III. Продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
25.
|
Международная выставка-ярмарка достижений в сфере культуры и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Мурманской области - саамов "Сокровища саамской земли" (г. Мурманск, III декада ноября)
|
государственная программа Мурманской области "Государственное управление и гражданское общество"
|
1 раз в 2 года, начиная с 2022 года
|
проведение выставки-ярмарки
|
2022 год
|
4500 - бюджет Мурманской области
|
проведение выставки-ярмарки способствует социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, возрождению традиционных национальных промыслов, продвижению товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности, на внутренний и внешний рынки
|
Правительство Мурманской области,
МИД России,
Минвостокразвития России,
ФАДН России
|
2024 год
|
100 - бюджет Мурманской области
|
|||||||
IV. Развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
26.
|
Продвижение программ развития внутреннего туризма в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
-
|
до 2025 года
|
развитие внутреннего туризма в местах проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации на территории Арктической зоны Российской Федерации
|
-
|
-
|
-
|
Минэкономразвития России,
Минвостокразвития России
|
27.
|
Строительство этнокультурного центра культуры и досуга в с. Лаврентия
|
-
|
2023 - 2024 годы
|
строительство этнокультурного центра культуры и досуга в с. Лаврентия, включающего Краеведческий музей, помещения для традиционных ремесел коренных малочисленных народов Чукотки, помещения для массовых мероприятий, помещения для организации работы творческих национальных коллективов
|
2023 год
|
72109,7 - федеральный бюджет,
4890,3 - бюджет Чукотского автономного округа
|
сохранение единого культурного пространства Российской Федерации и развитие межнациональных отношений;
развитие социальной инфраструктуры за счет реконструкции, строительства новых объектов культуры
|
Минвостокразвития России,
Правительство Чукотского автономного округа
|
2024 год
|
95241 - федеральный бюджет,
5012,7 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
28.
|
Регата на кожаных байдарах "Берингия"
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
проведение соревнований на байдарах среди мужских, женских и юношеских команд, на байдарках-одиночках, соревнований по национальным видам спорта среди различных возрастных групп, организация детских игровых площадок и аттракционов, ярмарки декоративно-прикладного и косторезного искусства, конкурсов мастеров на лучшее исполнение национального танца, горлового пения, песни и скороговорки на родном языке, на звание "Лучшая хозяйка костра", национальной одежды
|
2021 год
|
10000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
обеспечение условий для устойчивого развития туризма в Чукотском автономном округе, оказание поддержки субъектам туристской индустрии
|
Правительство Чукотского автономного округа
|
2022 год
|
10000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
10000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
10000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
29.
|
Гонка на собачьих упряжках "Надежда"
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
проведение ежегодной традиционной многодневной арктической гонки на собачьих упряжках "Надежда"
|
2021 год
|
25000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
обеспечение условий для устойчивого развития туризма в Чукотском автономном округе, оказание поддержки субъектам туристской индустрии
|
Правительство Чукотского автономного округа
|
2022 год
|
25000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
25000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
25000 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
30.
|
Предоставление субсидии юридическим лицам для поддержки проектов в области внутреннего и въездного туризма, развития туристской индустрии в Ямало-Ненецком автономном округе
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях поддержки проектов, направленных на развитие туристской отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2021 год
|
7000 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2022 год
|
7000 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
7000 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
7000 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
31.
|
Проведение капитального ремонта косторезной мастерской в с. Уэлен
|
-
|
2023 - 2024 годы
|
проведение ремонтных работ и обновление оборудования в косторезной мастерской в с. Уэлен
|
2023 год
|
21040,3 - федеральный бюджет,
26595,7 - бюджет Чукотского автономного округа
|
необходимость увеличения объема товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и направляемых в том числе на экспорт. Снижение уровня безработицы в населенных пунктах, являющихся местами традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
Минвостокразвития России, Правительство Чукотского автономного округа
|
2024 год
|
49749 - федеральный бюджет,
2618,4 - бюджет Чукотского автономного округа
|
|||||||
V. Подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
32.
|
Обучение профессии 23.01.02 "Докер-механизатор";
обучение профессии 26.01.06 "Судоводитель-помощник механика маломерного судна";
обучение профессии 26.01.10 "Механик маломерного судна";
обучение профессии 35.01.12 "Заготовитель продуктов и сырья";
обучение профессии 35.01.17 "Обработчик рыбы и морепродуктов";
обучение профессии 35.01.18 "Рыбак прибрежного лова";
обучение профессии 35.01.21 "Оленевод-механизатор";
обучение профессии 35.01.23 "Хозяйка(ин) усадьбы";
обучение профессии 35.01.24 "Управляющий сельской усадьбой";
обучение профессии 54.01.04 "Мастер народных художественных промыслов";
обучение профессии 54.01.05 "Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью";
обучение профессии 54.01.06 "Изготовитель художественных изделий из металла"
|
подготовка потребностей регионов Арктической зоны Российской Федерации
|
2021 - 2024 годы
|
установление дополнительных бюджетных мест. Реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации (в настоящее время идет распределение контрольных цифр приема среди регионов Арктической зоны Российской Федерации, объемы финансового обеспечения будут определены после распределения контрольных цифр приема)
|
-
|
-
|
потребность населения коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, в получении новых профессий со сроком обучения 10 месяцев на базе 11-го класса, 2 года 10 месяцев на базе 9-го класса
|
исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения
России,
Минвостокразвития России
|
33.
|
Обучение населения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока профессиям "Докер-механизатор", "Судоводитель-помощник механика маломерного судна", "Механик маломерного судна", "Заготовитель продуктов и сырья", "Обработчик рыбы и морепродуктов", "Мастер народных художественных промыслов", "Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью", "Изготовитель художественных изделий из металла" на краткосрочных курсах по востребованным заявкам (государственный комитет по занятости населения, личное обращение)
|
подготовка соглашений (договоров об обучении)
|
2021 - 2024 годы
|
реализация краткосрочных образовательных программ профессионального образования (объемы финансового обеспечения будут определены после определения объемов потребности в договорах об обучении)
|
-
|
-
|
потребность в получении новых профессий населения коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, со сроком обучения от 16 часов
|
исполнительные органы субъектов Российской Федерации,
Минпросвещения России,
Минвостокразвития России,
ФАДН России
|
34.
|
Реализация механизма образовательного сертификата для абитуриентов из числа коренных малочисленных народов Севера на получение среднего профессионального образования
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
предоставление образовательного сертификата на получение среднего профессионального образования абитуриентам, чьи родители ведут традиционный образ жизни
|
2021 год
|
24851 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2022 год
|
24851 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
24851 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
24851 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
35.
|
Подготовка кадров для индустрии гостеприимства Ямало-Ненецкого автономного округа "Школа гостеприимства для оленеводов"
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
повышение квалификации оленеводов Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере гостеприимства. Проведение вебинара в формате офлайн и онлайн, работа со спикерами по направлениям:
лекции о правилах гостеприимства;
разбор ситуационных кейсов;
мастер-классы по гостеприимству чум-работницы, оленевода - хозяина стойбища
|
2021 год
|
100 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|
2022 год
|
250 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2023 год
|
100 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
2024 год
|
100 - бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа
|
|||||||
36.
|
Реализация проекта "Молодой оленевод"
|
проект стратегии развития северного оленеводства Российской Федерации до 2030 года
|
2021 - 2024 годы
|
предоставление социальных выплат молодым оленеводам на приобретение (строительство) жилья
|
-
|
-
|
включение проекта "Молодой оленевод" в проект стратегии развития северного оленеводства Российской Федерации до 2030 года
|
Минвостокразвития России
|
VI. Модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах традиционной хозяйственной деятельности
|
||||||||
37.
|
Обеспечение жилых помещений оленеводов возобновляемыми источниками энергии
|
государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"
|
2022 - 2024 годы
|
предоставление государственной поддержки по обеспечению жилых помещений оленеводов возобновляемыми источниками энергии
|
2022 год
|
700 - федеральный бюджет,
200 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
Минвостокразвития России,
Правительство Республики Саха (Якутия),
Минэнерго России,
Минпромторг России
|
|
2023 год
|
700 - федеральный бюджет,
200 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
2024 год
|
700 - федеральный бюджет,
200 - бюджет Республики Саха (Якутия)
|
|||||||
38.
|
Обеспечение коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, солнечными электроустановками в Красноярском крае
|
государственная программа Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"
|
2026 год
|
оснащение домохозяйств лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, солнечными электроустановками как альтернативными источниками электроэнергии
|
2026 год
|
2188,6 - федеральный бюджет,
1520,9 - бюджет Красноярского края
|
улучшение жилищно-бытовых условий лиц, ведущих традиционный образ жизни. Экономия денежных средств кочевого населения путем получения дополнительной электроэнергии, необходимой для освещения жилья, заряда средств связи и других электрических приборов
|
Минвостокразвития России,
Правительство Красноярского края
|
VII. Популяризация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
||||||||
39.
|
Консультирование лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, по вопросам начала и осуществления предпринимательской деятельности и применения мер государственной поддержки такой деятельности
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
оказание консультационных услуг коренным малочисленным народам Российской Федерации в рамках деятельности центра "Мой бизнес"
|
-
|
-
|
оказание консультационных услуг в рамках уставной деятельности (без выделения отдельного финансирования (в рамках основной деятельности)
|
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
40.
|
Проведение обучающего мероприятия для руководителей общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
проект приказа Минвостокразвития России
|
2022 - 2024 годы
|
проведение мероприятия в г. Москве либо в одном из регионов Арктической зоны Российской Федерации, направленного на оказание профессиональной и методической помощи в сфере осуществления традиционной хозяйственной деятельности
|
-
|
-
|
-
|
Минвостокразвития России
|
41.
|
Сопровождение деятельности предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации на базе центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров регионов, специализированных учреждений по поддержке общин и малых форм хозяйствования коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
-
|
2022 - 2024 годы
|
организация сопровождения деятельности предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
-
|
-
|
-
|
Минвостокразвития России
|
42.
|
Создание информационного портала для предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
-
|
2023 - 2024 годы
|
создание информационного портала для предпринимателей из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации
|
-
|
-
|
-
|
Минвостокразвития России,
ФАДН России
|
43.
|
Обучение и повышение квалификации коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе
|
-
|
2021 - 2024 годы
|
получение практического опыта и теоретических знаний, которые помогут в развитии и усовершенствовании бизнес-процессов существующих предприятия или стартапа
|
-
|
-
|
-
|
Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
|