ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 сентября 2021 г. N 2564-р
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный МИДом России и согласованный с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации и предварительно проработанный с Таджикистанской Стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (прилагается).
Поручить МИДу России провести переговоры с Таджикистанской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, далее именуемые Сторонами,
отмечая значительный прогресс в развитии и внедрении информационно-коммуникационных технологий, формирующих глобальное информационное пространство, оказывающих существенное влияние на обеспечение международной информационной безопасности,
отмечая большое значение информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития на благо человечества, а также для поддержания международного мира, безопасности и стабильности,
выражая озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования информационно-коммуникационных технологий в целях, не совместимых с задачами обеспечения международного мира, безопасности и стабильности, для подрыва суверенитета и безопасности государств и вмешательства в их внутренние дела, нарушения неприкосновенности частной жизни граждан, дестабилизации внутриполитической и социально-экономической обстановки, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды,
придавая важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности,
поддерживая разработку и принятие под эгидой Организации Объединенных Наций правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве для содействия обеспечению равной безопасности для всех стран,
подтверждая, что государственный суверенитет и международные нормы и принципы распространяются на деятельность государств, связанную с использованием информационно-коммуникационных технологий, и юрисдикцию государств над информационной инфраструктурой на их территории, а также суверенное право государств определять и проводить государственную политику по вопросам, связанным с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", включая обеспечение ее безопасного и стабильного функционирования,
будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление доверия и развитие взаимодействия Сторон в области использования информационно-коммуникационных технологий являются настоятельной необходимостью и отвечают их интересам,
основываясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 73/27 "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" от 5 декабря 2018 г.,
придавая важное значение балансу между обеспечением безопасности и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области использования информационно-коммуникационных технологий,
стремясь предотвратить угрозы международной информационной безопасности и обеспечить национальные интересы в информационной сфере государств Сторон в целях формирования международной информационной среды, для которой характерны мир, безопасность, открытость и сотрудничество,
желая создать, исходя из взаимного уважения независимости, суверенитета, интересов и территориальной целостности, правовые и организационные основы сотрудничества Сторон в области обеспечения международной информационной безопасности, которое не направлено на причинение вреда интересам третьей стороны,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Основные понятия
Для целей взаимодействия Сторон в ходе выполнения настоящего Соглашения используются основные понятия, предусмотренные Соглашением между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 г. и Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.
Статья 2
Основные угрозы в области обеспечения
международной информационной безопасности
При осуществлении сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением Стороны исходят из того, что основными угрозами в области обеспечения международной информационной безопасности является использование информационно-коммуникационных технологий:
1) для осуществления актов, направленных на нарушение суверенитета, безопасности и территориальной целостности государств;
2) для оказания деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры;
3) в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма, экстремизма и привлечения к террористической и экстремистской деятельности;
4) в преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, а также для совершения различных видов мошенничества;
5) для вмешательства во внутренние дела государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей и теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию и нестабильности, а также для дестабилизации внутриполитической и социально-экономической обстановки, нарушения управления государством;
6) для распространения информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной средам государств Сторон.
Статья 3
Общие принципы сотрудничества
1. Стороны осуществляют сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности в рамках настоящего Соглашения таким образом, чтобы такое сотрудничество способствовало социальному и экономическому развитию государств Сторон, было совместимо с задачами поддержания международной безопасности и стабильности и соответствовало общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы и угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципам двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств Сторон.
2. Деятельность Сторон в рамках настоящего Соглашения должна быть совместимой с законодательством государств Сторон.
3. Каждая Сторона имеет равные права на защиту информационных ресурсов своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от компьютерных атак на них. Каждая Сторона не осуществляет по отношению к другой Стороне подобных действий и оказывает содействие другой Стороне в реализации указанных прав.
4. Стороны прилагают усилия к тому, чтобы информационная инфраструктура и ресурсы государств Сторон не использовались для нанесения ущерба интересам государств Сторон.
Статья 4
Основные направления сотрудничества
1. С учетом основных угроз Стороны, компетентные органы государств Сторон, которые определяются в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения, осуществляют сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности по следующим основным направлениям:
1) координация противодействия угрозам в области обеспечения международной информационной безопасности, указанным в статье 2 настоящего Соглашения;
2) взаимодействие в правоохранительной области в целях выявления, предупреждения, пресечения и расследования правонарушений и преступлений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в террористических, экстремистских и иных криминальных целях;
3) согласование и осуществление необходимых мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности;
4) обмен информацией между компетентными органами государств Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;
5) обмен информацией о законодательстве государств Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;
6) совершенствование двусторонней нормативной правовой базы и практических механизмов сотрудничества государств Сторон в области обеспечения международной информационной безопасности;
7) участие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности;
8) взаимодействие и координация деятельности государств Сторон при решении проблем обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов (включая Организацию Объединенных Наций, Международный союз электросвязи, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайскую организацию сотрудничества, Организацию Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств и др.);
9) проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов государств Сторон в сфере международной информационной безопасности;
10) взаимодействие в области подготовки кадров, стажировок, обмена специалистами.
2. Стороны или компетентные органы государств Сторон могут определять другие направления сотрудничества путем письменной договоренности.
Статья 5
Координирующие органы
В целях содействия эффективной реализации положений настоящего Соглашения и установления непосредственного взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан в рамках настоящего Соглашения координирующими органами определены:
от Российской Федерации - аппарат Совета Безопасности Российской Федерации;
от Республики Таджикистан - аппарат Совета Безопасности Республики Таджикистан.
Статья 6
Формы и механизмы сотрудничества
1. Практическое взаимодействие по конкретным направлениям сотрудничества, предусмотренным настоящим Соглашением, Стороны могут осуществлять по линии компетентных органов государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения. В течение 60 дней со дня вступления настоящего Соглашения в силу Стороны обменяются по дипломатическим каналам данными о компетентных органах государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.
2. В целях создания правовых и организационных основ сотрудничества по конкретным направлениям компетентные органы государств Сторон могут заключать соответствующие международные договоры.
3. В целях рассмотрения хода реализации настоящего Соглашения, обмена информацией, анализа и совместной оценки возникающих угроз международной информационной безопасности, определения, согласования и координации совместных мер реагирования на такие угрозы координирующие органы проводят на регулярной основе межведомственные консультации с участием представителей компетентных органов государств Сторон, а также консультации компетентных органов государств Сторон.
Межведомственные консультации проводятся по согласованию координирующих органов Сторон не реже одного раза в год попеременно в Российской Федерации и Республике Таджикистан, консультации компетентных органов - по их согласованию.
Каждый из координирующих органов Сторон может инициировать проведение дополнительных консультаций, предлагая время и место их проведения, а также повестку дня.
Статья 7
Защита информации
Стороны обеспечивают надлежащую защиту передаваемой или создаваемой в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством государств Сторон.
Защита такой информации осуществляется в соответствии с законодательством и (или) соответствующими нормативными правовыми актами государства получающей Стороны. Такая информация не раскрывается и не передается без письменного согласия и соблюдения условий предоставившей Стороны.
Такая информация обозначается в соответствии с законодательством и международными договорами государств Сторон, а факты ее передачи между Сторонами фиксируются документально.
Стороны не допускают трансграничный доступ к компьютерной информации, хранящейся в информационных системах одной из Сторон, без официального взаимодействия с правоохранительными органами соответствующей Стороны.
Порядок обмена, условия и меры по защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации и (или) государственные секреты Республики Таджикистан, в ходе реализации и по окончании действия настоящего Соглашения определяются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимной защите секретной информации от 22 января 2003 г.
Статья 8
Финансирование
1. Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в соответствующих мероприятиях по выполнению настоящего Соглашения.
2. В отношении прочих расходов, связанных с выполнением настоящего Соглашения, Стороны в каждом отдельном случае могут согласовывать иной порядок финансирования в соответствии с законодательством государств Сторон.
Статья 9
Разрешение споров
Стороны решают спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и переговоров между компетентными органами государств Сторон и в случае необходимости по дипломатическим каналам.
Статья 10
Заключительные положения
1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу на 30-й день со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
2. По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения и оформляемые отдельными протоколами.
3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено по истечении 90 дней со дня получения одной из Сторон по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить действие настоящего Соглашения.
4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны принимают меры для полного выполнения обязательств по защите информации, а также обеспечивают выполнение ранее согласованных совместных работ, проектов и иных мероприятий, осуществляемых в рамках настоящего Соглашения и не завершенных к моменту прекращения действия настоящего Соглашения.
Совершено в г. ____________________ "__" ___________ 20__ г. в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство
Российской Федерации
За Правительство
Республики Таджикистан