ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июля 2002 г. N 954-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2002 г. N 954-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
I. Место туризма в мировой экономике
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
II. Современное состояние туризма в Российской Федерации
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
III. Основные цели и задачи развития туризма
в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции согласно Приложению. Выполнение указанной задачи требует:
разработки и реализации рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле-и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой информации;
издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно - информационной печатной продукции;
организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно - информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;
поддержки и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;
организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание организационно - правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;
создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;
создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.
Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:
создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;
создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;
формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально - экономического развития.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско - гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.
Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно - информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально - экономического развития страны.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Российской Федерации
на период до 2005 года
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
┌────────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┐ │ Содержание мероприятий │ Срок │ Ответственные │ │ │ реализации │ исполнители │ ├────────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤ │ I. Нормативная правовая деятельность │ ├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤ │1. │Подготовка предложений по совершен- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │ствованию существующих законодатель-│ │России │ │ │ных актов и нормативных правовых ак-│ │Минюст России │ │ │тов, относящихся к сфере туризма, в │ │ │ │ │том числе внесение изменений и до- │ │ │ │ │полнений в Федеральный закон "Об ос-│ │ │ │ │новах туристской деятельности в Рос-│ │ │ │ │сийской Федерации" │ │ │ │ │ │ │ │ │2. │Подготовка проекта нового федераль- │2005 год │Минэкономразвития│ │ │ного закона о туризме в Российской │ │России │ │ │Федерации │ │Минюст России │ │ │ │ │ │ │3. │Разработка предложений по привлече- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │нию инвестиций для обновления основ-│ │России │ │ │ных фондов объектов гостиничного хо-│ │Минимущество │ │ │зяйства, в том числе на основе их │ │России │ │ │акционирования и продажи │ │ │ │ │ │ │ │ │4. │Анализ мировой практики применения │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │системы налогообложения при строи- │ │России │ │ │тельстве, реконструкции и оборудова-│ │Минфин России │ │ │нии туристических средств размеще- │ │ │ │ │ния. Разработка и внесение предложе-│ │ │ │ │ний по совершенствованию системы на-│ │ │ │ │логообложения гостиничного хозяйства│ │ │ │ │ │ │ │ │5. │Разработка с учетом отечественной и │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │зарубежной практики и введение в ус-│ │России │ │ │тановленном порядке отраслевых пра- │ │ │ │ │вил аккредитации (аттестации) экс- │ │ │ │ │курсоводов и гидов - переводчиков │ │ │ │ │ │ │ │ │6. │Разработка предложений по оптимиза- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │ции условий для развития внутренне- │ │России │ │ │го, в том числе детско - юношеского,│ │Минтруд России │ │ │туризма │ │ │ ├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤ │ II. Межведомственная и межрегиональная координация, │ │ совершенствование туристической инфраструктуры │ ├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤ │7. │Создание межведомственной комиссии │2002 год │Минэкономразвития│ │ │при федеральном органе исполнитель- │ │России │ │ │ной власти в сфере туризма в целях │ │ │ │ │улучшения межотраслевой и межрегио- │ │ │ │ │нальной координации в этой области │ │ │ │ │(в пределах средств, ежегодно выде- │ │ │ │ │ляемых федеральному органу исполни- │ │ │ │ │тельной власти в сфере туризма на │ │ │ │ │государственное управление) │ │ │ │ │ │ │ │ │8. │Оказание содействия субъектам Рос- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │сийской Федерации в разработке и ре-│ │России │ │ │ализации региональных программ раз- │ │ │ │ │вития туризма. │ │ │ │ │Разработка профильных разделов в │ │ │ │ │рамках региональных целевых программ│ │ │ │ │социально - экономического развития │ │ │ │ │ │ │ │ │9. │Формирование реестра федеральной (в │2002 - 2005 годы│Минимущество │ │ │том числе долевой) собственности в │ │России │ │ │области туристической индустрии и │ │Минэкономразвития│ │ │осуществление мер по ее эффективному│ │России │ │ │использованию │ │ │ │ │ │ │ │ │10.│Проведение комплекса работ по при- │2002 - 2005 годы│Минимущество │ │ │знанию прав собственности Российской│ │России │ │ │Федерации на объекты туризма и сана-│ │Минэкономразвития│ │ │торно - курортного комплекса, нахо- │ │России │ │ │дящиеся на территории Украины, Гру- │ │МИД России │ │ │зии, Республики Казахстан и Респуб- │ │Управление делами│ │ │лики Молдова, строительство которых │ │Президента │ │ │осуществлялось за счет средств феде-│ │Российской │ │ │рального бюджета Российской Федера- │ │Федерации │ │ │ции, а также собственных средств │ │ │ │ │предприятий и организаций бывшего │ │ │ │ │республиканского и бывшего союзного │ │ │ │ │подчинения │ │ │ │ │ │ │ │ │11.│Создание межведомственной комиссии │2002 - 2003 годы│Минимущество │ │ │по упорядочению использования госу- │ │России │ │ │дарственной собственности в туристи-│ │Минэкономразвития│ │ │ческой индустрии с целью разработки │ │России │ │ │системы учета туристических средств │ │Управление делами│ │ │размещения и оформления прав на них,│ │Президента │ │ │а также обеспечения контроля за ис- │ │Российской │ │ │пользованием и сохранностью имущест-│ │Федерации │ │ │ва на основе проведения полной ин- │ │ │ │ │вентаризации объектов государствен- │ │ │ │ │ной собственности в сфере туризма (в│ │ │ │ │пределах средств, ежегодно выделяе- │ │ │ │ │мых федеральному органу исполнитель-│ │ │ │ │ной власти в сфере туризма на госу- │ │ │ │ │дарственное управление) │ │ │ │ │ │ │ │ │12.│Разработка программы создания нацио-│2002 год │Минэкономразвития│ │ │нальных гостиничных цепей на терри- │ │России │ │ │тории Российской Федерации │ │ │ ├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤ │ III. Формирование современной маркетинговой │ │ стратегии продвижения туристического продукта │ │ на внутреннем и международном рынках │ ├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────│ │13.│Разработка и реализация рекламно - │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │информационных программ по въездному│ │России │ │ │и внутреннему туризму, в том числе │ │ │ │ │создание циклов теле- и радиопрог- │ │ │ │ │рамм в России и за рубежом, а также │ │ │ │ │проведение регулярных рекламно - ин-│ │ │ │ │формационных кампаний в средствах │ │ │ │ │массовой информации. Организация оз-│ │ │ │ │накомительных поездок по России для │ │ │ │ │иностранных журналистов │ │ │ │ │ │ │ │ │14.│Издание каталогов, путеводителей, │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │буклетов, плакатов, карт и иной рек-│ │России │ │ │ламно - информационной печатной про-│ │ │ │ │дукции о туристических возможностях │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │15.│Участие в крупнейших международных │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │туристических выставках путем созда-│ │России │ │ │ния единого российского национально-│ │ │ │ │го стенда с привлечением органов ис-│ │ │ │ │полнительной власти в сфере туризма│ │ │ │ │субъектов Российской Федерации. Ор- │ │ │ │ │ганизация презентаций на международ-│ │ │ │ │ных туристических выставках туристи-│ │ │ │ │ческих возможностей России │ │ │ │ │ │ │ │ │16.│Содействие субъектам Российской Фе- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │дерации в организации и проведении │ │России │ │ │региональных и межрегиональных ту- │ │ │ │ │ристических выставок - ярмарок в │ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │17.│Поддержка и обновление официального │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │туристического Интернет - портала │ │России │ │ │федерального органа исполнительной │ │ │ │ │власти в сфере туризма │ │ │ │ │ │ │ │ │18.│Проведение маркетинговых исследова- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │ний в области въездного и внутренне-│ │России │ │ │го туризма в России │ │ │ │ │ │ │ │ │19.│Разработка и реализация комплекса │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │мер по совершенствованию статистики │ │России │ │ │в сфере туризма в соответствии с │ │Госкомстат России│ │ │международными требованиями, в том │ │ФПС России │ │ │числе: │ │ │ │ │совершенствование системы государс- │ │ │ │ │твенного статистического учета и от-│ │ │ │ │четности в отраслях, непосредственно│ │ │ │ │относящихся к сфере туристической │ │ │ │ │индустрии, в соответствии с рекомен-│ │ │ │ │дациями Всемирной туристической ор- │ │ │ │ │ганизации; │ │ │ │ │совершенствование ведомственного │ │ │ │ │статистического наблюдения, касающе-│ │ │ │ │гося международного и внутреннего │ │ │ │ │туризма, а также внешнеторгового │ │ │ │ │оборота в области туризма; │ │ │ │ │разработка методологии внедрения са-│ │ │ │ │теллитных счетов в рамках системы │ │ │ │ │национальных счетов, учитывающих по-│ │ │ │ │казатели смежных отраслей и позволя-│ │ │ │ │ющих определить совокупный вклад ту-│ │ │ │ │ризма в отечественную экономику │ │ │ ├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤ │ IV. Повышение качества обслуживания │ │ в сфере туризма, подготовка кадров │ ├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤ │20.│Разработка и введение в установлен- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │ном порядке новых правил стандарти- │ │России │ │ │зации и сертификации услуг средств │ │ │ │ │размещения │ │ │ │ │ │ │ │ │21.│Разработка нормативных актов, регу- │2002 год │Минэкономразвития│ │ │лирующих вопросы классификации гос- │ │России │ │ │тиничных средств размещения │ │ │ │ │ │ │ │ │22.│Разработка предложений по перечню │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │профессий, направлений подготовки и │ │России │ │ │специальностей работников туристи- │ │Минобразование │ │ │ческой индустрии в целях совершен- │ │России │ │ │ствования профильного туристического│ │Минтруд России │ │ │образования. │ │ │ │ │Совершенствование существующих ква- │ │ │ │ │лификационных требований (профессио-│ │ │ │ │нальных стандартов) к основным долж-│ │ │ │ │ностям работников туристической ин- │ │ │ │ │дустрии и разработка на их основе │ │ │ │ │новых образовательных стандартов для│ │ │ │ │подготовки квалифицированных кадров │ │ │ │ │в сфере туризма │ │ │ │ │ │ │ │ │23.│Формирование при федеральном органе │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│ │ │исполнительной власти в сфере туриз-│ │России │ │ │ма базы данных учебных заведений, │ │Минобразование │ │ │специализирующихся на подготовке, │ │России │ │ │переподготовке и повышении квалифи- │ │ │ │ │кации кадров для туристско - гости- │ │ │ │ │ничного комплекса │ │ │ │ │ │ │ │ │24.│Изучение потребностей учреждений ту-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │ристического и гостиничного бизнеса │ │России │ │ │в специалистах различного профиля │ │Минтруд России │ │ │ │ │Минобразование │ │ │ │ │России │ ├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤ │ V. Международное сотрудничество │ ├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤ │25.│Активизация работы представительств │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │по туризму за рубежом в рамках дея- │ │России │ │ │тельности торговых представительств │ │ │ │ │Российской Федерации (без увеличения│ │ │ │ │численности работников загранаппара-│ │ │ │ │та Минэкономразвития России) │ │ │ │ │ │ │ │ │26.│Совершенствование визовой политики │2002 - 2005 годы│МИД России │ │ │России в отношении иностранных госу-│ │Минэкономразвития│ │ │дарств (групп государств), безопас- │ │России │ │ │ных в миграционном отношении, а так-│ │ФПС России │ │ │же усиление контроля за выдачей виз │ │МВД России │ │ │туристам, следующим из государств, │ │ │ │ │опасных в миграционном отношении │ │ │ │ │ │ │ │ │27.│Подготовка к подписанию межправи- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │тельственных и межведомственных со- │ │России │ │ │глашений о сотрудничестве в области │ │ │ │ │туризма с зарубежными странами. Осу-│ │ │ │ │ществление деятельности рабочих │ │ │ │ │групп в рамках межправительственных │ │ │ │ │комиссий по туризму. Участие в рабо-│ │ │ │ │те Совета стран Содружества Незави- │ │ │ │ │симых Государств по туризму │ │ │ │ │ │ │ │ │28.│Аккредитация представительств иност-│2002 - 2005 годы│Минюст России │ │ │ранных юридических лиц и их филиа- │ │Минэкономразвития│ │ │лов, осуществляющих деятельность в │ │России │ │ │сфере туризма на территории Россий- │ │ │ │ │ской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │29.│Подготовка проекта документа о вне- │2002 год │Минэкономразвития│ │ │сении изменений в Соглашение между │ │России │ │ │Правительством Российской Федерации │ │МИД России │ │ │и Правительством Китайской Народной │ │ФПС России │ │ │Республики о безвизовых групповых │ │МВД России │ │ │туристических поездках с целью отде-│ │ │ │ │ления коммерческих торговых поездок │ │ │ │ │от туристических поездок │ │ │ │ │ │ │ │ │30.│Подготовка предложений по решению │2002 год │Минэкономразвития│ │ │вопроса о ликвидации дискриминацион-│ │России │ │ │ных тарифов на услуги российских ор-│ │Минюст России │ │ │ганизаций, связанные с пребыванием │ │ │ │ │иностранных туристов в России │ │ │ │ │ │ │ │ │31.│Участие в работе по подготовке │в соответствии │Минэкономразвития│ │ │вступления России во Всемирную тор- │с планом работы │России │ │ │говую организацию │ │ │ │ │ │ │ │ │32.│Укрепление позиций России на мировом│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │туристическом рынке в рамках работы │ │России │ │ │в составе Исполнительного совета │ │ │ │ │Всемирной туристской организации и │ │ │ │ │ее Комиссии для Европы │ │ │ │ │ │ │ │ │33.│Сотрудничество с программой Европей-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │ского союза по оказанию содействия │ │России │ │ │Содружеству Независимых Государств │ │ │ │ │по реализации проектов в области │ │ │ │ │нормативно - правового, рекламно - │ │ │ │ │информационного обеспечения и подго-│ │ │ │ │товки кадров для сферы туризма │ │ │ │ │ │ │ │ │34.│Сотрудничество с Организацией эконо-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│ │ │мического сотрудничества и развития │ │России │ │ │и Организацией Азиатско - Тихоокеан-│ │Минфин России │ │ │ского экономического сотрудничества │ │МИД России │ │ │в сфере привлечения инвестиций для │ │ │ │ │развития туристических средств раз- │ │ │ │ │мещения в России и подготовки кадров│ │ │ │ │в сфере туризма │ │ │ └───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┘