ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2005 г. N 2188-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации государственным заказчиком подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
3. Министерству транспорта Российской Федерации на основе утвержденной настоящим распоряжением Концепции разработать проект подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2005 г. N 2188-р
КОНЦЕПЦИЯ
ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
I. Общие положения
Настоящая Концепция является первым этапом разработки подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (далее - подпрограмма). Подпрограмма направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры (далее - проекты) и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе иностранного капитала (далее - государственно-частное партнерство).
Разработка подпрограммы позволит:
сконцентрировать усилия и ресурсы на решении межотраслевых транспортных проблем, комплексном и системном решении приоритетных задач, определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;
преодолеть отраслевую односторонность и ограниченность развития инфраструктурных транспортных объектов;
использовать в полной мере программно-целевой метод, обеспечивающий взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами, переход к управлению по результатам в соответствии с основными принципами административной реформы;
внедрить действенный механизм реализации мероприятий, основанный на взаимовыгодном сотрудничестве государства и частного капитала, привлечь дополнительные финансовые ресурсы для решения приоритетных задач государственной политики;
обеспечить гибкое, контролируемое и адекватное изменяющимся рыночным условиям финансирование мероприятий, направленных на развитие экспорта транспортных услуг;
повысить ответственность органов управления и исполнителей за достижение поставленных целей и целевых ориентиров;
сориентировать потенциальных инвесторов, указав им наиболее предпочтительные для государства направления деятельности;
учесть в полной мере процессы глобализации, которые в дальнейшем будут оказывать самое серьезное влияние на российский транспортный рынок. В связи с этим предлагается объединить новые крупные инвестиционные мероприятия, направленные на развитие экспорта транспортных услуг, и мероприятия инновационного и организационно-правового характера в подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг", а также внести изменения в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", исключив из нее подпрограмму "Международные транспортные коридоры". При этом часть инвестиционных мероприятий подпрограммы "Международные транспортные коридоры" по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры за счет внебюджетных средств и мероприятия по научно-исследовательскому обеспечению и организации общественной и международной поддержки развития экспорта транспортных услуг предполагается включить в новую подпрограмму.
Представленные в настоящей Концепции оценки объемов финансирования и результатов реализации подпрограммы являются расчетными и будут уточнены при разработке подпрограммы с учетом установленных предельных объемов финансирования и детальной проработки на региональном уровне.
II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта. Особую роль в этом должен сыграть транспорт. Экспорт транспортных услуг может и должен быть столь же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров.
Геополитическое и геоэкономическое положение страны самым непосредственным образом зависит от параметров функционирования и развития транспортной системы - схемы транспортных сетей, направлений и объемов основных грузопотоков, соотношения транзита и внутренних перевозок, структуры перевозимых грузов.
Инновационно-активный сценарий социально-экономического развития Российской Федерации предполагает постепенный переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции и услуг. Доля экспорта энергоносителей сократится к 2015 году до 40 процентов, доля машин и оборудования возрастет до 17,1 процента по сравнению с 7,3 процента в 2004 году. Однако следует признать, что до 2010 года в структуре экспорта сохранится все еще высокая доля энергоносителей и металлов. Следовательно, задача обеспечения деятельности российских экспортеров сырья остается для транспортной отрасли одной из приоритетных в среднесрочной перспективе.
Экспорт транспортных услуг составлял в 2004 году около 17 процентов общего объема транспортных услуг. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту - предполагается увеличение в 2 раза экспорта транспортных услуг в 2010 году по отношению к 2004 году. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается.
Мероприятия подпрограммы формируются на основе макроэкономических прогнозов структуры производства и потребностей транспортоемких отраслей, подходов к развитию инфраструктуры и с учетом оценки конкурентоспособности российских магистралей для транзита по направлению Азия - Европа, оценки конкурентных возможностей интеграции транспортной инфраструктуры страны с мировой транспортной системой и обеспечения соответствия работы транспортной системы новым требованиям, обусловленным изменениями геополитической ситуации, задачами развития экономики государства и укрепления его национальной безопасности.
Существенное увеличение объемов внешней торговли привело в настоящее время к возникновению дефицита специализированных производственных мощностей морских портов и к нехватке пропускных возможностей железнодорожных и автомобильных подъездов к ним. Переориентация экономики с импорта на экспорт и выход Российской Федерации на новые международные рынки предполагают развитие инфраструктуры всех видов транспорта, обеспечивающих внешнеторговую деятельность.
Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, поскольку значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, мощности портовой инфраструктуры позволяют обеспечивать не более 75 процентов переработки внешнеторговых грузов, а существующая система магистральных трубопроводов не полностью отвечает современной и перспективной структуре экспортных грузопотоков. Отставание в решении этой проблемы может создать реальные ограничения реализации потенциала внешней торговли России.
Российская Федерация, занимающая более 30 процентов территории Евразии и располагающая высокоразвитой транспортной системой, является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи между Европой и Азией. Однако в настоящее время транзит через территорию России составляет менее 1 процента существующего товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5 - 7 процентов транзитного потенциала России.
Иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих реализацию евро-азиатских связей в обход территории Российской Федерации. За счет средств международных организаций начато финансирование строительства транспортного коридора "Европа - Кавказ - Азия" (Европа - Черное море - Грузия - Азербайджан - Каспийское море - Туркмения - Узбекистан - Киргизия - восточное побережье Китая). Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам.
Следовательно, Российская Федерация имеет минимальный запас времени для разработки и реализации подпрограммы по транзиту.
Увеличение транзита потребует качественно нового развития транспортных узлов и таможенных переходов. Вместе с тем в настоящее время государственная таможенная политика не стимулирует таможенную систему активно и быстро переходить на новые высокоэффективные и удобные для пользователей технологии, обеспечивающие качественное оформление и пограничный контроль с минимальными издержками.
Наряду с этим экономические условия работы российских международных перевозчиков соответствуют ситуации на международных рынках транспортных услуг. Снижение конкурентоспособности российских операторов грозит не только потерей рыночной доли и снижением национального дохода, но при определенных условиях транспортной, а затем и экономической изоляцией страны.
Таким образом, основной проблемой реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке является несоответствие российской транспортной системы условиям, сложившимся на мировом рынке товаров и услуг, в том числе:
недоиспользование транзитного потенциала Российской Федерации;
несоответствие экспортной транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;
низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.
Основными причинами противоречия между конкурентными преимуществами Российской Федерации на мировом рынке и их использованием являются:
отсутствие комплексного макроэкономического подхода к реализации крупных мультимодальных проектов. В настоящее время инвестиционное планирование осуществляется по видам транспорта в рамках отраслевых подпрограмм. Одним из важных элементов бюджетной реформы является переход к многолетнему бюджетному планированию, которое создает новые возможности для повышения эффективности программных методов;
недостаточный уровень бюджетного финансирования транспортной инфраструктуры, связанный во многом с финансированием отрасли в период инвестиционно-структурного кризиса конца прошлого века по остаточному принципу;
неразвитость конкурентной среды при создании и эксплуатации инфраструктурных объектов. При значительном дефиците бюджетных средств на содержание и развитие объектов транспортной инфраструктуры государство не имеет действенных механизмов взаимодействия с частным капиталом, основанных на открытом, правовом и взаимовыгодном сотрудничестве;
неподготовленность пограничной и приграничной инфраструктуры к прозрачному режиму в отношении транспортных и товарных потоков. Чрезвычайно велики сверхнормативные простои судов в морских портах, связанные с выполнением таможенных и пограничных процедур, что сказывается на конкурентоспособности как флота, так и портовой индустрии;
неразвитость отношений в сфере страхования грузов, ответственности перевозчика, ограниченность инвестиций в развитие объектов транспортно-технологического обеспечения международных транспортных коридоров, без которых невозможен современный транзит.
Факторами, определяющими необходимость решения данной проблемы программными методами, являются:
многоаспектность и комплексность проблемы, требующей координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, организаций различного профиля независимо от организационно-правовой формы;
развитие законодательной базы и поэтапность решения проблемы;
отработка координационных процедур, связанных с перспективами вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
невозможность комплексного решения проблемы в условиях формирующегося рыночного механизма и в связи со спецификой проводимых мероприятий без государственного регулирования и государственной поддержки;
сложность геополитических, международно-правовых, научно-технических и экологических аспектов проблемы.
Реализация мероприятий подпрограммы даст значительный социально-экономический эффект как в самой транспортной отрасли, так и в других отраслях экономики в целом.
Существующие экономические предпосылки реализации крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера позволяют рассчитывать на успешную реализацию подпрограммы при условии ее адекватной организационной и ресурсной обеспеченности.
III. Цели и задачи подпрограммы,
сроки и этапы ее реализации
Целью подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации.
Основными конкурентными преимуществами государства являются:
особое географическое положение. Территория Российской Федерации представляет собой своеобразный сухопутный мост для грузовых потоков между основными макроэкономическими полюсами - странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и Евразии;
сокращение времени доставки транзитных грузов. Создание трансконтинентальных магистралей выгодно для международной торговли. Между государствами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно перемещается около 6 млн. контейнеров. Сейчас основная часть этого потока (98 процентов) перевозится иностранным морским флотом через зарубежные порты, минуя территорию России. Вместе с тем транзитный путь из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали (далее - Транссиб) вдвое дешевле и короче морского пути (срок доставки контейнеров по Транссибу - 8 - 12 дней, морским транспортом - 1 - 2 месяца);
достаточно развитая инфраструктура - морские порты в Балтийском, Азово-Черноморском, Каспийском, Северном и Дальневосточном бассейнах, Транссиб, Байкало-Амурская магистраль. Основные направления обеспечены сетью внутренних водных путей и автомобильных дорог;
возможность реализации межнациональных транспортных проектов благодаря техническим и технологическим условиям;
повышение безопасности перевозок (в период экономического кризиса объем транзитных перевозок резко уменьшился, поскольку российские коридоры воспринимались как криминальные, в настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону).
Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, соответствующей мировому рынку транспортных услуг и предполагающей:
переориентацию транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов от реализации транзитного потенциала;
согласованное развитие объектов российской транспортной инфраструктуры, обеспечивающее интеграцию евро-азиатских транспортных систем;
повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг;
количественное и качественное обеспечение транспортного обслуживания внешней торговли;
рост инвестиций в транспорт и приостановление оттока капитала из страны;
повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, наращивание наукоемкой технологической сферы;
освоение новых секторов внутреннего и международного рынков транспортных услуг, транспортное обеспечение приграничного сотрудничества;
гармонизация законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с международными нормами.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации (далее - международные транспортные коридоры);
обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры;
повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.
Задача повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, которые проходят по территории Российской Федерации, предусматривает реализацию комплекса инвестиционных мероприятий для обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении. Система международных транспортных коридоров формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. Ее основу составляют официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту схемы международных транспортных коридоров N 1, 2, 9 и предложения по их продлению по территории Российской Федерации.
Международные транспортные коридоры включают в себя евро-азиатские коридоры "Север - Юг" и "Транссиб", Северный морской путь, панъевропейские коридоры N 1 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморье-1 и Приморье-2 (Приморский край) с портами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Согласно большинству оценок, в начале XXI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы, поэтому расширение транзитных перевозок должно идти по следующим важнейшим направлениям:
Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходов к портам Дальнего Востока);
Северная Европа - Южная Азия (использование железных дорог и внутренних водных путей, которые связали бы балтийское побережье России с Каспийским морем и позволили бы использовать транспортные системы Ирана и Индии);
Северная Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (использование Северного морского пути);
Европа - Азия - Северная Америка (использование трансполярных авиатрасс).
Международный транзит по Транссибу не только обеспечит дополнительные финансовые поступления, но также будет способствовать развитию восточных регионов России. Международный евро-азиатский транспортный коридор меридионального направления Север - Юг обеспечит через территорию Российской Федерации транзитную связь Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. Международные транспортные коридоры должны сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России. Транспортировка по российским коммуникациям до 5 процентов грузов евро-азиатского транзита может принести Российской Федерации до 1 млрд. долларов в год.
В структуре международных транспортных коридоров наиболее сложным по-прежнему остается направление Сибирь - Урал. Осуществление экспортно-импортных связей, в том числе транзита контейнеров по направлению Азия - Европа и Юг - Север, будет существенно ограничено вплоть до 2010 года из-за недостаточной мощности портовых сооружений на северо-западном направлении (российские порты на Балтике, Баренцевом и Белом морях), на южном направлении (порты на Черном и Каспийском морях) и на восточном направлении (порты на Тихоокеанском побережье).
Самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающим государства Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона, может стать Северный морской путь, поскольку российская часть Арктики в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом.
Роль государства в формировании арктической транспортной системы заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования Северного морского пути и формирования соответствующей транспортной инфраструктуры, модернизации и обновлении ледокольного и транспортного флота, выделении из федерального бюджета средств на содержание атомных и дизельных ледоколов, поддержании на необходимом уровне навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обслуживания. Необходимость этого диктуется прогнозами освоения месторождений углеводородного сырья в Арктике и их транспортного обеспечения.
В рамках подпрограммы предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации и созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.
Задача обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры потребует существенной модернизации транспортно-технологической инфраструктуры, включая:
увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов перевозок внешнеторговых грузов (зерна, угля, переработки грузов в контейнерах), переключение российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты;
формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (далее - аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, реконструкцию взлетно-посадочных полос;
наращивание мощности имеющихся и создание дополнительных контейнерных терминалов;
дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса;
модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра и оформления, приведение их в соответствие с мировой практикой;
внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля за товарами и транспортными средствами с применением систем электронного логистического сопровождения.
Задача повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг предусматривает выполнение следующих мероприятий:
разработка механизмов осуществления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международном рынке транспортных услуг;
разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями, а также долгосрочное фрахтование флота и парка российских перевозчиков;
научное обеспечение разработки новых и корректировки существующих законодательных актов, обеспечивающих динамичное развитие международных перевозок;
последовательная гармонизация транспортного законодательства Российской Федерации, стандартов и транспортной документации с нормами и правилами, действующими на международном рынке транспортных услуг;
поэтапное приведение законодательства Российской Федерации в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
Сроки и этапы реализации подпрограммы.
Реализация подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2006 - 2007 годы;
II этап - 2008 - 2010 годы.
На I этапе реализации подпрограммы предполагается выполнение следующих мероприятий:
формирование механизмов координации усилий региональных органов власти, бизнеса, заинтересованных в развитии транзита при разработке и реализации проектов;
реализация проектов, находящихся в высокой степени готовности, и подготовка технико-экономических обоснований и проектной документации по крупным проектам, предусмотренным для осуществления на II этапе подпрограммы;
научное обеспечение разработки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы;
научное обеспечение инвестиционных и инновационных мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг;
формирование системы мониторинга международных грузопотоков и создание статистических баз данных компаний-перевозчиков, производителей товаров, европейских проектов;
исследование конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозирование основных евро-азиатских и трансазиатских грузопотоков.
На этом этапе особое внимание будет уделено комплексу обеспечивающих мероприятий и реализации на условиях государственно-частного партнерства проектов, находящихся в высокой степени готовности. Предполагается различная степень участия государства в финансировании таких проектов подпрограммы - от 5 до 65 процентов общего объема капитальных затрат на осуществление проекта.
На II этапе прогнозируется существенный рост транзитных перевозок, в том числе с участием национальных компаний, что потребует смещения акцентов на финансирование капитальных вложений в основной капитал отрасли, в первую очередь на повышение конкурентоспособности транспортных коридоров и развитие транспортно-технологической инфраструктуры, а именно:
устранение проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров и их ответвлениях;
создание альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов (скоростные и высокоскоростные магистрали);
создание скоординированной инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта;
создание аэропортов-хабов;
обеспечение качественного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации;
создание терминально-логистических комплексов.
На этом этапе реализации подпрограммы продолжится процесс увеличения доли внебюджетного финансирования с одновременным и обязательным наращиванием объема бюджетного финансирования.
IV. Оценка рисков реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы сопряжена со следующими рисками:
макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита. По-прежнему критическим фактором для развития транспортной отрасли продолжает оставаться уровень мировых цен на энергоносители, которые вместе с продукцией металлургических предприятий составляют основную часть российских грузопотоков. Неблагоприятное изменение конъюнктуры в этих сегментах может привести не столько к снижению показателей грузооборота и доходов транспортных предприятий, сколько к серьезному падению объема инвестиций в проекты за счет уменьшения объемов инвестиционного фонда. Уменьшение этого вида рисков напрямую зависит от диверсификации российской экономики, увеличения структурной доли продукции с высокой добавленной стоимостью;
геополитические риски. Успешное соединение транспортной системы России с международной транспортной системой во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. В частности, реализация проекта развития международного транспортного коридора "Север - Юг" может быть поставлена под угрозу в случае резкого усугубления кризиса в отношениях между Ираном и США. Ухудшение международной обстановки на Дальнем Востоке может привести к снижению привлекательности и конкурентоспособности Транссиба. Возможно также обострение проблем использования черноморских и балтийских проливов, что, в свою очередь, может угрожать успешной реализации ряда крупных проектов, связанных с развитием инфраструктуры портов Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Темрюк и Кавказ. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проектов по созданию сети аэропортов-хабов;
операционные риски, связанные с технической и нормативной правовой поддержкой развития транспортной отрасли. Эффективное и динамичное развитие транспортной отрасли, конкурентоспособность российских транспортных предприятий во многом будут зависеть от принятия ряда важных федеральных законов, например, о платных автомобильных дорогах, о создании Российского международного реестра судов, о морских портах Российской Федерации и других. Отсутствие этих законов является серьезным препятствием в реализации задач подпрограммы. Кроме того, необходимо разработать нормативно-методическое обеспечение механизмов, заложенных в Федеральном законе "О концессионных соглашениях";
риск недостаточной гибкости и адаптируемости подпрограммы к изменениям внешних условий. Указанный риск должен быть минимизирован организацией контроля результатов по основным направлениям реализации подпрограммы, который обеспечит своевременное выявление сбоев в достижении запланированных результатов, оперативную корректировку задач и конкретных механизмов достижения целей подпрограммы;
риск неэффективного контроля ожидаемых результатов по проведению программных мероприятий. Указанный риск минимизируется четкой и эффективной организацией управления подпрограммой - реализацией функций государственного заказчика и дирекции подпрограммы на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качества управления подпрограммой в целом и отдельными ее мероприятиями;
риск, возникающий при несоответствии итоговых параметров инвестиционных проектов критериям конкурсного отбора. Указанный риск может быть минимизирован путем тщательного отбора проектов, предлагаемых на конкурс, отработки механизмов государственной поддержки и заключения концессионных соглашений.
Разработка подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России" дополнит действующие механизмы системы принятия решений, создаст новые возможности развития объектов транспортной инфраструктуры.
V. Оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Результатом реализации подпрограммы станет создание транспортной системы, предполагающей реализацию конкурентных преимуществ России, переориентацию грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, обеспечение роста конкурентоспособности российских перевозчиков.
Основными индикаторами подпрограммы являются:
экспорт транспортных услуг (к 2010 году экспорт транспортных услуг увеличится в 2 раза и составит 13,1 млрд. долларов США. При этом доля экспорта транспортных услуг возрастет до 50 процентов в общем объеме экспорта услуг России);
объем транзитных перевозок через территорию России (к 2010 году объем транзитных перевозок увеличится на 25 - 30 млн. тонн и составит 71 - 76 млн. тонн, что позволит увеличить долю транзита в экспорте транспортных услуг в 8 - 10 раз);
объем перевозок трансфертных пассажиров (к 2010 году объем перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах увеличится в 5 - 7 раз и составит 3 - 4 млн. пассажиров);
доля отечественных автомобильных перевозчиков на российском рынке международных перевозок (увеличится и составит 50 процентов);
доля тоннажа контролируемого Россией торгового флота, зарегистрированного в национальном реестре (увеличится и составит в 2010 году 55 - 56 процентов).
Показатели, характеризующие основные результаты реализации подпрограммы, задают ориентиры устойчивого развития общества и направлены на решение ключевых задач социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.
Индикаторы подпрограммы приведены в Приложении N 1.
Показатели, характеризующие инвестиционные мероприятия подпрограммы, приведены в Приложении N 2.
Мероприятия подпрограммы включают следующие разделы:
повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;
повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.
Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, предусматривают реализацию комплекса следующих инфраструктурных проектов, связанных с устранением проблемных участков на главных направлениях международных транспортных коридоров, главным образом в европейской части России, и их ответвлениях, созданием альтернативных маршрутов с целью обеспечения ускорения товародвижения в международном сообщении:
комплексное развитие Московского транспортного узла (реконструкция Центральной кольцевой дороги и создание большого логистического кольца в Московской области);
развитие Санкт-Петербургского транспортного узла (строительство скоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Бусловская и терминально-логистических комплексов в районе г. Санкт-Петербурга);
строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих указанные транспортные узлы.
Основной задачей при этом является использование конкурентных преимуществ России с целью привлечения транзитных потоков на международные транспортные коридоры, которые проходят по ее территории. Расчетный объем финансирования мероприятий подпрограммы в рамках этой задачи составит за 2006 - 2010 годы около 553,2 млрд. рублей, в том числе из федеральных средств - 202,2 млрд. рублей.
Мероприятия подпрограммы, касающиеся обеспечения сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры, предусматривают развитие следующих объектов:
морские порты (комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, морского торгового порта Усть-Луга);
аэропорты-хабы (комплексное развитие Московского авиаузла, аэропортов Емельяново и Кольцово);
терминалы и логистические центры.
Расчетный объем финансирования мероприятий в рамках этой задачи составит за 2006 - 2010 годы около 254,1 млрд. рублей.
Мероприятия подпрограммы, касающиеся повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, предусматривают:
организацию общественной и международной поддержки российских перевозчиков;
создание системы мониторинга и статистических баз данных по основным показателям состояния и развития мирового рынка транспортных услуг;
научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков.
Отбор проектов, организация мониторинга и оценка социально-экономической эффективности реализации указанных проектов будут производиться на базе методики, обеспечивающей объективный и мотивированный отбор и оценку проектов.
VI. Объемы и источники финансирования подпрограммы
Для достижения установленных целей расчетный объем финансирования подпрограммы составит 807,7 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:
федеральный бюджет - 6 млрд. рублей;
инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей.
Общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом:
капитальные вложения - 803,6 млрд. рублей (99,5 процента общих расходов по подпрограмме);
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,1 млрд. рублей (0,51 процента общих расходов по подпрограмме).
Предполагаемые источники финансирования капитальных вложений:
федеральный бюджет - 4,9 млрд. рублей;
инвестиционный фонд - 250,5 млрд. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации - 40,6 млрд. рублей;
собственные и привлеченные средства - 507,6 млрд. рублей.
Таким образом, основными предполагаемыми источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются средства инвесторов и транспортных предприятий.
Реализация проектов, включенных в подпрограмму, возможна лишь при комплексной государственной поддержке, предполагающей финансирование из федерального бюджета и других источников, в первую очередь инвестиционного фонда. Указанные проекты отвечают необходимым условиям такого финансирования и направлены на решение приоритетной социально-экономической задачи. Объемы финансирования должны быть соотнесены с возможностями федерального бюджета, предварительно оцененными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, и проектными параметрами инвестиционного фонда.
Источники финансирования и расчетные объемы расходов на реализацию подпрограммы приведены в Приложении N 3.
Особенностью финансирования подпрограммы является увеличение объема внебюджетного финансирования (доля собственных и привлеченных средств в общем объеме финансирования увеличивается с 42 до 65 процентов). Все инвестиционные проекты, включенные в подпрограмму, будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства.
Источники финансирования и расчетные расходы на капитальные вложения по подпрограмме приведены в Приложении N 4.
Источники финансирования и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подпрограмме приведены в Приложении N 5.
Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы приведены в Приложении N 6.
Средства федерального бюджета в основном будут направляться на реализацию следующих программных мероприятий:
подготовка проектной документации по крупным проектам, реализуемым в рамках подпрограммы;
проведение научно-исследовательских работ, связанных с реализацией проектов, имеющих общегосударственную значимость;
поддержка отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг (научное обеспечение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков, научное обеспечение подготовки международных соглашений в части недопущения введения неоправданных дискриминационных условий для международной транспортной деятельности, организация общественной и международной поддержки).
В 2006 году общие расходы на реализацию подпрограммы за счет федерального бюджета будут составлять 1 млрд. рублей, то есть около 2 процентов общего объема финансирования.
Финансирование расходов на научно-исследовательские работы по подпрограмме в размере 4,1 млрд. рублей предполагается осуществлять в основном за счет средств бюджетов всех уровней. Средства внебюджетных источников в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют по подпрограмме в целом 1,9 млрд. рублей.
VII. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется на нормативной правовой базе, основанной на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам решения системных проблем социально-экономического развития страны.
Ключевым принципом механизма реализации подпрограммы является принцип, обеспечивающий соблюдение интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации.
Реализация подпрограммы предусматривает использование следующих средств и методов государственного регулирования:
нормативное правовое регулирование;
административные меры;
бюджетная поддержка;
организационная, политическая и информационная поддержка.
Механизм реализации подпрограммы предполагает:
комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий совокупность взаимосвязанных мер, проектов и действий участников в решении системной проблемы;
разработку и внедрение новых технологий управления проектами на основе различных форм государственно-частного партнерства;
научную обоснованность инвестиционных и инновационных мероприятий;
широкое привлечение общественных организаций к участию в реализации подпрограммы, гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе ее выполнения, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках подпрограммы;
отбор исполнителей мероприятий на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Государственные средства будут выделяться на приоритетные проекты поэтапно с учетом хода их реализации. Объемы финансирования проектов за счет средств бюджетного инвестиционного фонда будут определяться на основании конкурса в установленном порядке. При принятии решения о финансировании проекта из бюджетного инвестиционного фонда его финансирование из федерального бюджета по статье "Федеральные целевые программы" прекращается.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, будут уточняться ежегодно на основе контроля выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности.
Государственный заказчик в процессе реализации подпрограммы будет проводить работу по привлечению дополнительных источников финансирования, расширению базы внебюджетных источников финансирования, в первую очередь частного капитала, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для устойчивого финансирования проектов за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации государственный заказчик подписывает с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получает другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий за счет внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основные сведения о результатах реализации подпрограммы, об объемах затраченных на выполнение финансовых ресурсов, а также результатах контроля реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
Одной из основных задач подпрограммы является обеспечение формирования и реализации единой скоординированной государственной политики в области развития экспорта транспортных услуг. Ее решение возложено на государственного заказчика подпрограммы - Министерство транспорта Российской Федерации.
Государственный заказчик организует средствами, выделенными ему целевым назначением из федерального бюджета, реализацию и финансирование следующих мероприятий подпрограммы:
разработка проектной и тендерной документации, выкуп земельных участков для реализации особо важных для развития экономики Российской Федерации крупных объектов транспортной инфраструктуры;
осуществление научных исследований и инновационных научно-технических мероприятий;
отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе;
содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций.
Выполнение этих мероприятий будет способствовать решению следующих задач:
организация и обеспечение реализации мероприятий подпрограммы, включающих развитие нескольких видов транспорта;
разработка перечня индикаторов и показателей для контроля реализации программных мероприятий;
разработка в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для реализации подпрограммы;
подготовка ежегодного доклада о ходе реализации подпрограммы;
ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;
подготовка в установленном порядке предложений по уточнению перечня мероприятий подпрограммы на очередной финансовый год, уточнение затрат по мероприятиям, а также механизмов ее реализации;
согласование с основными заинтересованными участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников финансирования;
разработка и выбор наиболее актуальных форм и механизмов привлечения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных финансовых источников для финансирования мероприятий подпрограммы;
организация при необходимости проведения специализированной экспертизы проекта подпрограммы и по результатам экспертизы - его доработки.
Мероприятия государственного заказчика направлены на комплексное и согласованное выполнение инвестиционных проектов подпрограммы, достижение целей и повышение эффективности реализации подпрограммы в целом. Выполнение этих мероприятий позволит повысить уровень научной обоснованности и проработки решений, принимаемых государственным заказчиком в ходе реализации подпрограммы и Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
Подпрограмма реализуется государственным заказчиком в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Основными задачами управления реализацией подпрограммы являются:
обеспечение реализации подпрограммы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года;
обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и средств из внебюджетных источников в соответствии с установленными в подпрограмме приоритетами;
привлечение инвестиций для реализации проектов;
разработка и реализация механизмов управления проектами на основе условий государственно-частного партнерства;
разработка и реализация механизмов, обеспечивающих минимизацию времени и средств на получение разрешений, согласований, экспертных заключений и принятие необходимых решений различными органами и структурами исполнительной власти при реализации проектов;
актуализация программных мероприятий и заданий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны и положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.
Система управления подпрограммой должна гарантировать достижение поставленных целей. Для реализации подпрограммы предусматривается разработка и внедрение механизмов управления проектами, обеспечивающих рациональное сочетание федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов транспортных организаций.
Для реализации таких проектов государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации является инициатором бизнес-предложений. Бизнес-предложения по приоритетным проектам размещаются на конкурсной основе для выбора лучшего проектного решения, модели, эскиза и обоснования инвестиций.
Управление реализацией подпрограммы возлагается на федеральное государственное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".
Контроль за исполнением мероприятий в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы, контрольные функции осуществляют также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Приложение N 1
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
ИНДИКАТОРЫ ПОДПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
(ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ ГОДА)
┌──────────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬───────┐ │ Показатели │Единица│ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │ │измере-│ год │ год │ год │ год │ год │ год │ │ │ния │(оценка)│ │ │ │ │ │ └──────────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴───────┘ Прирост объема млн. 4 7 - 9 11 - 13 14 - 16 17 - 20 25 - 30 транзитных тонн перевозок через территорию России по отношению к 2004 году Экспорт млрд. 6,9 7,9 9,6 11,2 12,5 13,1 транспортных долла- услуг ров США Доля процен- 37 38 42 45 48 50 отечественных тов автоперевозчи- ков на россий- ском рынке международных перевозок Объем перево- млн. 0,4 1 - 1,5 1,5 - 2 2 - 2,5 2,5 - 3 3 - 4 зок трансферт- пасса- ных пассажиров жиров в аэропортах- хабах Доля тоннажа процен- 49 - 50 50 - 51 51 - 52 52 - 54 54 - 55 55 - 56 контролируе- тов мого Россией торгового флота, зарегистриро- ванного в национальном реестре ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 2
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПОДПРОГРАММЫ
┌───────────────────┬───────┬──────┬─────────────────────────────┐ │ Показатели │Единица│2006 -│ В том числе │ │ │измере-│ 2010 ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤ │ │ния │годы -│2006 │2007 │2008 │2009 │2010 │ │ │ │ всего│ год │ год │ год │ год │ год │ └───────────────────┴───────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘ 1. Повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров Количество проектов единиц 5 4 5 5 5 4 развития транспортных путей, входящих в международные транспортные коридоры 2. Обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры Количество единиц 9 4 5 8 9 9 строящихся терминалов Мощность млн. 100,8 6 21,5 24,1 24,6 24,6 терминально- тонн логистических в год комплексов Количество проектов единиц 6 6 6 5 2 2 создания специализированных терминалов в морских портах Количество проектов единиц 3 3 3 3 3 3 создания аэропортов-хабов ──────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 3
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И РАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕМЫ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ПОДПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
┌─────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┐ │ Источники │2006 - │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │2010 │ │ финансирования │ 2010 │ год │ год │ год │ год │ год │ │ │годы - │ │ │ │ │ │ │ │ всего │ │ │ │ │ │ └─────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴──────┘ По подпрограмме - 807,8 48,3 107,9 144,1 244,0 263,5 всего Федеральный 6 1 1,1 1,2 1,3 1,4 бюджет Инвестиционный 250,5 22 34,8 44,9 70,8 78,0 фонд <2> <1> <1> <1> <1> <1> <1> Бюджеты субъектов 41,7 4,6 5,7 7,9 11,3 12,2 Российской <2> <2> <2> <2> <2> Федерации <2> Собственные и 509,6 20,7 66,3 90,1 160,6 171,9 привлеченные средства ──────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<1> Средства инвестиционного фонда определяются по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов в соответствии с положением об инвестиционном фонде. Если проект не выигрывает конкурс, то обязательства федерального бюджета по его финансированию в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" не возникают. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению по результатам конкурсного отбора.
<2> Работа по привлечению к участию в проектах средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году (с учетом проведенных предварительных согласований с субъектами Российской Федерации) возлагается на Министерство транспорта Российской Федерации при информационной и методической поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приложение N 4
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И РАСЧЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
ПО ПОДПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
┌─────────────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐ │ Источники │2006 - │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │ финансирования │ 2010 │ год │ год │ год │ год │ год │ │ │годы - │ │ │ │ │ │ │ │ всего │ │ │ │ │ │ └─────────────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘ По подпрограмме - 803,6 47,9 107 143,2 242,9 262,6 всего Федеральный бюджет 4,9 1 0,9 0,9 1 1,1 Инвестиционный фонд 250,5 22 34,8 44,9 70,8 78 Бюджеты субъектов 40,6 4,5 5,5 7,7 11 11,9 Российской Федерации Собственные и 507,6 20,4 65,8 89,7 160,1 171,6 привлеченные средства ──────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 5
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСХОДЫ
НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ
ПО ПОДПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
┌─────────────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐ │ Источники │2006 - │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │ финансирования │ 2010 │ год │ год │ год │ год │ год │ │ │годы - │ │ │ │ │ │ │ │ всего │ │ │ │ │ │ └─────────────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘ По подпрограмме - 4,1 0,4 0,8 0,9 1 1 всего Федеральный бюджет 1,1 0 0,2 0,3 0,3 0,3 Бюджеты субъектов 1,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 Российской Федерации Собственные и 1,9 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 привлеченные средства ──────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение N 6
к Концепции подпрограммы
"Развитие экспорта транспортных услуг"
Федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)"
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ"
(млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
┌─────────────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐ │ Направления │2006 - │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ │расходования средств │ 2010 │ год │ год │ год │ год │ год │ │ │годы - │ │ │ │ │ │ │ │ всего │ │ │ │ │ │ └─────────────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘ Расходы федерального 6 1 1,1 1,2 1,3 1,4 бюджета - всего в том числе: капитальные 4,9 1 0,9 0,9 1 1,1 вложения НИОКР 1,1 0 0,2 0,3 0,3 0,3 ──────────────────────────────────────────────────────────────────