ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2021 г. N 3496-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2021 г. N 3496-р
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИИ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся 4 декабря 2020 г.;
подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект;
дистанционное зондирование Земли;
беспилотный летательный аппарат;
технология интернет вещей;
большие данные;
аналитическая обработка данных;
цифровой двойник.
Технология искусственного интеллекта будет использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для анализа информации мониторинга (государственная наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, дистанционное зондирование Земли, беспилотный летательный аппарат), комплексного гидрометеорологического и экологического прогнозирования опасных метеорологических явлений, пожарной опасности в лесах, автоматизации принятия решений в режиме реального времени (включая создание методов и моделей), детекции и идентификации объектов животного и растительного мира в сложной окружающей среде.
Технология интернет вещей будет использоваться в рамках развития государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для повышения эффективности сбора и передачи данных со стационарных и подвижных пунктов наблюдений.
Технологии дистанционного зондирования Земли и беспилотного летательного аппарата будут использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для обследования, планирования эффективного использования и воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и контроля над изменением климата.
Технологии больших данных и аналитической обработки данных будут использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для накопления, хранения, анализа и обработки данных в создаваемых федеральных государственных информационных системах и цифровых платформах.
Технология цифрового двойника будет использоваться в рамках развития отрасли экологии и природопользования для обновления и создания базы данных нового поколения природных объектов (экосистем), включая недра, водные объекты, леса, среду обитания объектов животного мира.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются:
формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
создание, внедрение и развитие в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;
повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;
достижение заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли.
Формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, определяют решение следующих задач:
переход от обмена бумажными документами к обмену данными, введение реестровых моделей, отказ от дублирующей и излишней информации;
автоматизированный сбор достоверных сведений о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов;
формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, в которую интегрированы платформа в области гидрометеорологии, платформа управления лесным комплексом, платформа недропользования, цифровая платформа управления обращения с отходами, платформа управления водными ресурсами, цифровая платформа поддержки и развития экологического туризма;
обеспечение интеграции с существующими и разрабатываемыми государственными информационными системами для функционирования тематических информационных систем и обмен данными между этими информационными системами и ресурсами в рамках задач отрасли экологии и природопользования;
комплексный перевод процессов оказания государственных услуг и функций в цифровой вид;
разработка и эксплуатация геоинформационных технологий, систем автоматического анализа дистанционного зондирования Земли, наземных, авиационных и космических средств мониторинга, использование дата-сетов на основе сведений, содержащихся в государственных реестрах, и результатов мониторинга, применение искусственного интеллекта для анализа данных, применение технологий виртуальной и дополненной реальности.
Для формирования благоприятных условий цифровой трансформации отрасли определены следующие задачи:
комплексная цифровизация деятельности участников отрасли, снижение затрат на взаимодействие с государством и контрольно-надзорными органами;
институциональное обеспечение цифровой трансформации отрасли по вопросам правового, организационного, технического, инструментального, финансового и социального характера, обеспечивающей благоприятные экономические, правовые и социальные условия;
создание благоприятных условий для участия представителей предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в решении наиболее важных проблем экологии и природопользования;
усиление системности мероприятий, планируемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области цифровой трансформации и их нацеленности на решение приоритетных задач развития отраслей экономики.
Сформирован список задач для достижения цели создания, внедрения и развития в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий, среди которых:
обеспечение наиболее эффективных решений структурных проблем отрасли, препятствующих ускорению социально-экономического развития, к которым относятся цифровые решения по сегментам;
повышение уровня экономии бюджетных средств и сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации;
повышение уровня развития и связанности информационных систем и автоматизированное оказание государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Для повышения доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий определены следующие задачи:
обеспечение устойчивости и безопасности информационной инфраструктуры отрасли, конкурентоспособности российских разработок и технологий, масштабирование российского программного обеспечения, а также развитие таких перспективных высокотехнологичных направлений, как квантовые коммуникации, облачные вычисления, использование мобильных сетей связи пятого поколения;
обеспечение информационной безопасности на основе российских разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, а также организация доступа к данным для различных категорий потребителей, в том числе в целях соблюдения режимов ограничения доступа к информации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
запуск в отрасли инновационных решений и критических цифровых технологий на основе больших данных, искусственного интеллекта, интернет вещей, применение беспилотного летательного аппарата, автоматизированных датчиков и постов наблюдения на период 2024 - 2030 годов предпочтительно на апробированном и сертифицированном российском оборудовании и программном обеспечении.
Для достижения заданного уровня "цифровой зрелости" отрасли необходимо решить следующие задачи:
обеспечение качественных изменений в бизнес-процессах и (или) способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящих к значительным социально-экономическим эффектам;
увеличение в отрасли доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, формирование новых сервисов и цифровых форм и каналов взаимодействия населения, бизнеса, общественных организаций и государства;
обеспечение увеличения открытости и доступности необходимых информационных данных для участников отрасли по таким областям, как гидрометеорология, лесной комплекс, недропользование, обращение с отходами, водные ресурсы, поддержка и развитие экологического туризма.
Реализация стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, предусматривает решение следующих задач:
повышение качества взаимодействия с гражданами и организациями путем расширения возможностей доступа к информации в области охраны окружающей среды;
снижение текущих издержек администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих органам управления экологического надзора;
совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
обеспечение контроля деятельности природопользователей путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному лицу, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки недобросовестности исполнения законов и нормативных правовых актов;
повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного экологического надзора, в том числе повышение эффективности выявления и пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей среды при помощи цифровой платформы "Госконтроль";
повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и присоединения внешних источников информации природопользователей;
снижение затрат территориальных органов и подведомственных учреждений на сбор, ввод, обработку и контроль форм отчетности;
снижение затрат на обеспечение межведомственного обмена информацией.
Реализация ключевых проектов и мероприятий стратегического направления будет способствовать достижению следующих национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;
снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза;
ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, озера Байкал и Телецкое;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации, являются:
ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах;
документоцентричная система управления, многозвеньевая вертикаль, сложная система распределения полномочий и ответственности;
широкое использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг;
отсутствие единых прозрачных бизнес-процессов осуществления функций органами государственной власти;
низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия;
высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;
отсутствие единых стандартов сбора цифровой информации и обмена ее в рамках отрасли;
отсутствие механизмов развития и внедрения в производство российского отраслевого программного обеспечения и информационных технологий сбора, обработки и анализа информации о природных ресурсах;
отсутствие единых платформенных решений;
отсутствие единого стандарта ведения географических информационных систем;
отсутствие широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на туристически привлекательных особо охраняемых природных территориях;
отсутствие единой технической политики и стратегии реализации цифровой трансформации органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере экологии, недропользования и природопользования;
отсутствие взаимодействия информационных систем органов исполнительной власти;
отсутствие аппаратных серверных и пользовательских мощностей, отсутствие сети передачи данных;
недостаточная цифровизация оказания государственных услуг;
недостаточный уровень достоверности, актуальности и полноты статистической информации;
недостаточный уровень формирования системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами;
отсутствие отраслевого регулирования области применения методов искусственного интеллекта;
отсутствие единого источника комплексной и достоверной информации о состоянии окружающей среды (воздух, вода, почва, недра, лес);
отсутствие единого канала сбора информации и предоставления обратной связи по проблемам экологии, несанкционированных свалок;
отсутствие достоверных и актуальных данных по количеству отходообразователей, объему и морфологии отходов III - V классов опасности;
отсутствие механизма учета и контроля потоков отходов;
отсутствие возможности формирования комплексного тура для посещения особо охраняемых природных территорий (единой системы бронирования);
критическая зависимость от иностранного программного обеспечения (корпоративные информационно-управляющие системы, платформы для сбора, хранения и визуализации данных технологических процессов) и высокотехнологичного оборудования.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации являются:
создание нормативно-правовой и методологической базы;
создание единых платформенных решений для отрасли;
формирование новых сервисов для природопользователей и общественных организаций;
автоматизация сбора и ввода информации в отраслевые информационные системы;
развитие кадров "цифровой экологии".
Общие вызовы формируют ряд следующих стратегических рисков:
наличие высокой вероятности задержки или приостановки функционирования создаваемых сервисов при недостаточной обеспеченности дублирования систем в случае критического сбоя инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
риски запрета на поставку программно-аппаратных комплексов, применимых для реализации задач, связанных с обработкой больших массивов данных, а также отсутствующих в настоящее время в российском промышленном производстве компонентов оборудования мониторинга состояния окружающей среды;
отсутствие эффективных и апробированных технологий (в том числе алгоритмов комплексной обработки экологических данных, адекватных моделей оценки текущей экологической ситуации и прогноза по ее развитию), необходимых для мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды;
риски выполнения проектов цифровой трансформации, связанные с дальнейшим и значительным усилением международной конкуренции, девальвирующей ресурсы и возможности, направляемые на развитие цифровых технологий;
наличие высокой зависимости показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию фундаментальных и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована.
К политическим рискам можно отнести и риски принятия социально ориентированных решений, сдерживающих структурные преобразования в отрасли экологии и природопользования. Реализация проектов цифровой трансформации потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым условиям выполнения производственных процессов, а реструктуризация и модернизация цифровой составляющей отрасли неизбежно приведут к сокращению занятого персонала и связанному с этим возникновению социальной напряженности в отдельных регионах.
Правовые риски связаны с необходимостью совершенствования правового регулирования. Пробелы в нормативно-правовой базе ограничивают действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития цифровых технологий.
Цифровая трансформация - сложный ресурсоемкий процесс, требующий нормативного правового, кадрового и финансового обеспечения. Без соответствующего своевременного финансового обеспечения существенно критичными становятся достижение показателей "цифровой зрелости" и реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Стратегическое направление может корректироваться по мере уточнения его приоритетов и изменения финансово-экономической и социальной ситуации.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Ответственные за реализацию стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральное агентство по недропользованию;
Федеральное агентство водных ресурсов;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральное агентство лесного хозяйства.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии публично-правовой компании "Российский экологический оператор", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных и коммерческих организаций.
Приложение N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
отрасли экологии и природопользования
ПРОЕКТЫ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Наименование проекта
|
Цель проекта
|
Срок реализации проекта
|
Краткое описание проекта
|
Бенефициары
|
1. Создание федеральной государственной информационной системы "Экомониторинг"
|
мониторинг выбросов загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека
|
до 2024 года
|
использование федеральной государственной информационной системы "Экомониторинг" позволит обеспечить всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменения в том числе с использованием средств автоматизированных измерений, а также поддержку принятия решений в сфере углеродного регулирования
|
Минприроды России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
публично-правовая компания "Российский экологический оператор",
органы государственной власти всех уровней,
органы местного самоуправления,
граждане и организации
|
информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) о состоянии окружающей среды
|
||||
прогнозирование и информационная поддержка принятия управленческих решений
|
||||
учет выбросов и поглощений парниковых газов
|
||||
2. Создание цифровых сервисов в области гидрометеорологии
|
обеспечение полного охвата федеральных органов исполнительной власти информацией об опасных метеорологических явлениях в цифровом виде
|
до 2024 года
|
использование цифрового решения позволит объединить в единую экосистему данные государственной наблюдательной сети, создаваемую на их основе информационную продукцию, процессы передачи, хранения, обработки, интерпретации и представления информации, доступа к данным и информации всем категориям пользователей (внешним и внутренним, поставщикам и потребителям, международным организациям, органам государственной власти, организациям, гражданам)
|
Росгидромет,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации,
граждане
|
повышение эффективности и качества прогнозов опасных метеорологических явлений и неблагоприятных погодных явлений за счет применения новых технологий обработки данных, моделей прогнозов, моделей переноса и распространения загрязнений, технологий интерпретации данных дистанционного зондирования Земли, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта
|
||||
3. Создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса
|
обеспечение прозрачности осуществления заключаемых договоров и сделок в области лесных отношений, включая охрану, защиту, воспроизводство лесов,
обеспечение возможности учета и процессуального сопровождения административных правонарушений в области лесных отношений;
обеспечение предоставления государственных услуг в области лесных отношений дистанционно в электронной форме для граждан, хозяйствующих субъектов, государственных и общественных организаций по государственным услугам
|
до 2025 года
|
создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса позволит объединить достоверные цифровые базы данных о лесах Российской Федерации, включая цифровизацию ретроспективных материалов, а также расширить зоны дистанционного мониторинга за осуществляемыми мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов
|
Рослесхоз,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации (лесопользователи),
граждане
|
обеспечение прослеживаемости древесины от стадии рубки лесных насаждений до получения продукции переработки древесины и вывоза за пределы Российской Федерации
|
||||
4. Создание системы управления фондом недр Российской Федерации
|
обеспечение возможности электронного оформления права пользования недрами
|
до 2030 года
|
использование системы управления фондом недр позволит создать цифровые сервисы для недропользователей, обеспечить цифровой оборот геологической информации, оперативное автоматизированное формирование аналитической и иной информации о недрах
|
Роснедра,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации (недропользователи)
|
обеспечение приема геологической информации и отчетности в электронном виде, формирования государственного баланса полезных ископаемых в электронном виде
|
||||
обеспечение доступности геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр
|
||||
5. Создание системы "Водные данные"
|
обеспечение предоставления государственной услуги "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования" заявителю только в электронном виде;
обеспечение возможности всем водопользователям производить оплату по договорам водопользования онлайн
|
до 2023 года
|
использование цифровой системы "Водные данные" позволит создать цифровые сервисы для водопользователей, сократить время предоставления государственных услуг, обработки информации о водохозяйственной обстановке для принятия управленческих решений, увеличить количество жителей и территорий, защищенных от негативных и неблагоприятных явлений на водных объектах
|
Росводресурсы,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации (водопользователи)
|
6. Создание комплексной системы обращения с отходами
|
обеспечение органов государственной власти полной актуальной и непротиворечивой информацией о текущем и перспективном состоянии отрасли обращения с отходами III - V классов
|
до 2030 года
|
создание комплексной системы обращения с отходами обеспечит полную прослеживаемость отходов III - V классов, включая контроль над их обработкой, обезвреживанием, утилизацией и захоронением, управление процессами ликвидации накопленного вреда (в части выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок)
|
публично-правовая компания "Российский экологический оператор",
федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации (образователи отходов, операторы обращения с отходами),
граждане
|
поддержка механизма расширенной ответственности производителей, обеспечение информационной поддержки процессов ликвидации накопленного вреда (в части выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов и несанкционированных свалок)
|
||||
обеспечение взаимодействия между органами государственной власти, региональными операторами и населением, в том числе и в части учета, контроля и мониторинга потоков отходов
|
||||
7. Создание системы поддержки и развития экологического туризма
|
обеспечение возможности оформления разрешений в электронном виде на посещение федеральных особо охраняемых природных территорий
|
до 2030 года
|
использование системы поддержки и развития экологического туризма позволит повысить качество и эффективность процессов поддержки экологического туризма и экопросвещения на особо охраняемых природных территориях, а также обеспечения природоохранной деятельности на особо охраняемых природных территориях
|
Минприроды России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления,
иные организации,
граждане
|
обеспечение расчета антропогенной нагрузки и поддержки принятия решений по перераспределению потоков туристов (с применением искусственного интеллекта)
|
||||
обеспечение мониторинга особо охраняемых природных территорий с применением беспилотных летательных аппаратов
|
||||
поддержка экопросвещения на особо охраняемых природных территориях
|
||||
8. Переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения
|
развитие отечественных программно-аппаратных комплексов в сфере мониторинга окружающей среды (в том числе гидрометеорологии и экологического мониторинга)
|
до 2030 года
|
переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения позволит обеспечить формирование на территории субъектов Российской Федерации сети оконечных устройств на отечественной микроэлектронной базе, в числе которых автоматизированные посты мониторинга окружающей среды, метеопараметров, гидрологических параметров
|
Минприроды России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления, иные организации (образователи отходов, операторы обращения с отходами, водопользователи, недропользователи, лесопользователи)
|
развитие системы информирования о текущем и перспективном состоянии обращения с отходами и реализации механизма расширенной ответственности производителей
|
||||
создание системы инструментов онлайн весового контроля для объектов размещения отходов, систем видеонаблюдения за объектами размещения твердых коммунальных и твердых бытовых отходов
|
||||
запуск в отрасли инновационных решений и критических цифровых технологий на основе больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей, применение беспилотного летательного аппарата с приоритетным применением апробированного и сертифицированного отечественного оборудования и программного обеспечения
|
||||
использование российского радиоэлектронного оборудования на заводах по переработке твердых коммунальных и твердых бытовых отходов
|
||||
формирование типового комплекта датчиков мусоровозов, осуществляющих перевозку твердых коммунальных отходов
|
||||
контроль с помощью онлайн датчиков потоков отходов III - V классов опасности и уменьшение объемов захоронения отходов
|
||||
развитие существующих аппаратно-программных средств вычислительного комплекса с применением отечественных решений как в области серверных решений, так и персональных вычислительных и коммуникационных устройств на базе отечественной микроэлектроники и программного обеспечения
|
Приложение N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой трансформации
отрасли экологии и природопользования
ПОКАЗАТЕЛИ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Наименование проекта
|
Ответственный федеральный орган исполнительной власти
|
Наименование показателя
|
Единица измерения показателя
|
Значения показателя
|
|||
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2030 год
|
||||
1. Создание федеральной государственной информационной системы "Экомониторинг"
|
Минприроды России,
публично-правовая компания "Российский экологический оператор"
|
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
процентов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
доля информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе "Экомониторинг", доступной в формате открытых данных и подлежащей размещению, в общем количестве информации по направлению "Экология"
|
процентов
|
0
|
20
|
60
|
100
|
||
сокращение времени реагирования на наступление события, связанного с ухудшением экологической обстановки
|
процентов
|
0
|
0
|
10
|
20
|
||
доля уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, использующих федеральную государственную информационную систему "Экомониторинг" для превентивной оценки экологических воздействий, в общем количестве уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления
|
процентов
|
0
|
10
|
100
|
100
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
143
|
167
|
192
|
320
|
||
2. Создание цифровых сервисов в области гидрометеорологии
|
Росгидромет
|
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
средняя периодичность сбора и передачи оперативных метеорологических данных наблюдений
|
минут
|
180
|
170
|
90
|
10
|
||
доля субъектов Российской Федерации, получающих информацию об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях в цифровом виде для предотвращения (минимизации) возможного экономического ущерба
|
процентов
|
10
|
20
|
50
|
100
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
145
|
168
|
192
|
320
|
||
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
3. Создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса
|
Рослесхоз
|
сокращение ущерба от незаконных рубок леса
|
млрд. рублей
|
9,2
|
8,4
|
7,6
|
0
|
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
145
|
168
|
192
|
320
|
||
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
4. Создание системы управления фондом недр Российской Федерации
|
Роснедра
|
доля оформления права пользования недрами на федеральном уровне в электронном виде, в общем количестве оформленных лицензий
|
процентов
|
10
|
30
|
100
|
100
|
доля геологической информации в электронном виде, доступной для онлайн-предоставления и обработки в общем объеме информации, имеющейся в электронном виде
|
процентов
|
20
|
60
|
90
|
100
|
||
доля услуг, реализованных посредством цифрового взаимодействия с недропользователями и гражданами
|
процентов
|
20
|
50
|
100
|
100
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
145
|
168
|
192
|
320
|
||
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
5. Создание системы "Водные данные"
|
Росводресурсы
|
увеличение доли (от общего количества) водопользователей, предоставляющих сведения о фактическом водопользовании в электронном виде
|
процентов
|
30
|
55
|
80
|
100
|
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
145
|
168
|
192
|
320
|
||
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
6. Создание комплексной системы обращения с отходами
|
Минприроды России,
публично-правовая компания "Российский экологический оператор" <*>,
Росприроднадзор
|
доля федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, с которыми организовано информационное взаимодействие в электронной форме
|
процентов
|
0
|
90
|
100
|
100
|
доля объектов, учтенных в системе размещения отходов
|
процентов
|
0
|
95
|
100
|
100
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
143
|
167
|
192
|
320
|
||
доля объектов транспортирования отходов, навигационная информация о которых поступает в режиме реального времени
|
процентов
|
0
|
80
|
90
|
100
|
||
доля операторов обращения с отходами, производителей товаров, импортеров товаров, осуществляющими передачу сведений в автоматическом режиме
|
процентов
|
0
|
50
|
100
|
100
|
||
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
7. Создание системы поддержки и развития экологического туризма
|
Минприроды России
|
доступность в электронном виде для граждан и бизнеса информации о состоянии заповедной системы Российской Федерации и об экообразовательных, экопросветительских и туристских услугах, предоставляемых особо охраняемым природным территориям, возможность формирования комплексных туров на особо охраняемые природные территории
|
процентов
|
50
|
100
|
100
|
100
|
увеличение вложений в отечественные решения в сфере искусственного интеллекта
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий за прошедший период отчетного года (нарастающим итогом с начала года) по сравнению с показателем 2019 года за аналогичный период
|
процентов
|
145
|
168
|
192
|
320
|
||
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
||
8. Переход на программно-аппаратные средства и программное обеспечение отечественного происхождения
|
Минприроды России,
Рослесхоз,
Росгидромет,
Роснедра,
Росприроднадзор,
Росводресурсы
|
доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями, используемой при реализации проектов цифровой трансформации
|
процентов
|
37,5
|
39,5
|
40,8
|
80,4
|
доля электронной продукции, произведенной российскими организациями, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) в отрасли экологии и природопользования
|
процентов
|
19,5
|
38,5
|
59,1
|
85,3
|
--------------------------------
<*> Наделена полномочиями по созданию, развитию и эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов, а также по развитию и эксплуатации единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 356-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").