ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 декабря 2010 г. N 2170-р

О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ О ЕДИНЫХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской и Казахстанской Сторонами проект Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (прилагается).

Поручить Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Проект

СОГЛАШЕНИЕ
О ЕДИНЫХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Правительства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., Соглашении о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.,

стремясь осуществлять согласованную политику регулирования деятельности субъектов естественных монополий на основе единых принципов и правил,

согласились о нижеследующем:

Раздел I

Общие положения

Статья 1

Цель Соглашения

Целью настоящего Соглашения является создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон для обеспечения баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общества, обеспечивающих доступность услуг, реализуемых субъектами естественных монополий, эффективность функционирования и развития субъектов естественных монополий в государствах Сторон, и гармонизации на их основе национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Статья 2

Определения

Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:

"внутренний рынок" - рынок государства Стороны, на котором обращаются услуги субъектов естественных монополий;

"естественная монополия" - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;

"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;

"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в сферах естественных монополий, установленных национальным законодательством Сторон;

"оказание услуг" - оказание (предоставление) услуг, производство (реализация) товаров, являющихся объектом гражданского оборота;

"хозяйствующий субъект" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени;

"сфера естественных монополий" - сфера обращения услуги, законодательно отнесенная к естественной монополии, в которой потребитель может приобрести услуги субъектов естественных монополий;

"национальное законодательство Сторон" - законодательство каждого из государств Сторон, касающееся сфер естественных монополий;

"национальные органы Сторон" - органы государства Стороны, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;

"секторальные (отраслевые) соглашения" - международные договоры государств Сторон, включая двусторонние международные договоры Сторон, касающиеся сфер естественных монополий, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению;

"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий государства одной Стороны услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям государства другой Стороны на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям государства первой Стороны при наличии технической возможности.

Статья 3

Сфера применения Соглашения

1. Настоящее Соглашение распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств Сторон, оказывающих влияние на торговлю между государствами Сторон в сферах естественных монополий, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.

2. Особенности применения настоящего Соглашения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования Единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.

3. К сферам естественных монополий в государствах Сторон относятся также сферы естественных монополий, указанные в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.

В отношении сфер естественных монополий, указанных в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, применяются требования национального законодательства Сторон.

4. Перечень услуг субъектов естественных монополий, относимых к сферам естественных монополий, устанавливается национальным законодательством Сторон.

5. Стороны стремятся к гармонизации сфер естественных монополий, указанных в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, путем их сокращения (с определением по возможности переходного периода в секторальных (отраслевых) соглашениях).

6. Расширение сфер естественных монополий в государствах Сторон осуществляется:

в соответствии с национальным законодательством Сторон в случае, если государство Стороны намерено отнести к сфере естественных монополий сферу, которая является сферой естественной монополии в государстве другой Стороны и приведена в Приложении N 1 или 2 к настоящему Соглашению;

по решению Комиссии Таможенного союза в случае, если к сфере естественных монополий государство Стороны намерено отнести иную сферу естественных монополий, не указанную в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, после соответствующего обращения государства Стороны в Комиссию Таможенного союза.

7. Настоящее Соглашение не распространяется на отношения, урегулированные действующими двусторонними международными договорами Сторон. Вновь заключаемые секторальные (отраслевые) соглашения Сторон не могут противоречить настоящему Соглашению.

8. Соглашение Сторон о единых принципах и правилах конкуренции применяется к субъектам естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Соглашением.

9. Сфера транспортировки газа регулируется Соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Раздел II

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий

Статья 4

Общие принципы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

Принципами, которыми руководствуются Стороны при регулировании и (или) контроле деятельности субъектов естественных монополий в сферах естественных монополий, указанных в Приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, являются:

1) соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий государств Сторон, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий;

2) повышение эффективности регулирования, направленного на сокращение в последующем сфер естественных монополий за счет создания условий для развития конкуренции в этих сферах;

3) применение гибкого тарифного (ценового) регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, среднесрочных (долгосрочных) макроэкономических и отраслевых прогнозов, а также мер тарифного (ценового) регулирования этих субъектов, в том числе применение возможности установления дифференцированного тарифа, который не может быть установлен по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к государству одной из Сторон;

4) введение регулирования в случаях, когда на основании анализа соответствующего внутреннего рынка установлено, что этот рынок находится в состоянии естественной монополии;

5) снижение барьеров доступа на внутренние рынки, в том числе путем обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий;

6) применение процедур регулирования деятельности субъектов естественных монополий, обеспечивающих независимость принимаемых решений, преемственность, открытость, объективность и прозрачность;

7) обязательность заключения субъектами естественных монополий договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется регулирование, при наличии технической возможности, определенной в соответствии с национальным законодательством Сторон;

8) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий правил доступа к услугам субъектов естественных монополий;

9) направленность регулирования на конкретный субъект естественной монополии;

10) обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование;

11) защита интересов потребителей, в том числе от различных нарушений субъектами естественных монополий, связанных с применением тарифов (цен) по регулируемым услугам;

12) создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.

Статья 5

Виды и методы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

1. Государства Сторон применяют виды (формы, способы, методы, инструменты) регулирования деятельности субъектов естественных монополий государств Сторон на основе общих принципов и правил регулирования естественных монополий, установленных настоящим Соглашением.

2. При осуществлении регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяются следующие виды (формы, методы, способы, инструменты) регулирования:

1) тарифное (ценовое) регулирование;

2) виды регулирования, установленные настоящим Соглашением;

3) иные виды регулирования, установленные национальным законодательством Сторон.

3. Тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий, включая установление стоимости подключения (присоединения) к услугам субъектов естественных монополий, может осуществляться путем:

1) установления (утверждения) национальным органом для субъектов естественных монополий тарифов (цен) на регулируемые услуги, в том числе их предельных уровней, на основе утвержденной национальным органом методологии (формулы) и правил ее применения, а также соответствующего контроля национальным органом за применением установленных тарифов (цен) субъектами естественных монополий;

2) установления (утверждения) национальным органом методологии и правил ее применения, в соответствии с которыми субъект естественной монополии устанавливает и применяет тарифы (цены), а также контроля национальным органом за установлением и применением тарифов (цен) субъектами естественных монополий.

4. При осуществлении тарифного (ценового) регулирования национальные органы Сторон вправе применять в том числе следующие методы тарифного (ценового) регулирования или их сочетания в соответствии с национальным законодательством Сторон:

1) метод экономически обоснованных затрат;

2) метод индексации;

3) метод доходности инвестиционного капитала;

4) метод сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

5. При регулировании тарифов (цен) учитываются:

1) возмещение субъектам естественных монополий экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности субъектами естественных монополий;

2) получение экономически обоснованной прибыли;

3) стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов;

4) формирование тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий с учетом надежности и качества оказываемых услуг.

6. При установлении тарифов (цен) могут учитываться:

1) особенности функционирования естественных монополий на территориях государств Сторон, в том числе особенности технических требований и регламентов;

2) государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

3) конъюнктура рынка, в том числе уровень цен на нерегулируемых сегментах рынка;

4) планы развития территорий;

5) государственная налоговая, бюджетная, экологическая и социальная политика;

6) мероприятия по энергоэффективности и экологические аспекты.

7. При регулировании тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии предусматривается, что при формировании затрат субъекта естественной монополии осуществляется раздельный учет расходов, в том числе инвестиций, а также доходов, задействованных активов по видам регулируемых услуг субъектов естественных монополий.

8. Регулирование тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым в том числе могут относиться уровень надежности и качества регулируемых услуг, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих услуг, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.

Для целей регулирования тарифов (цен) на услуги субъекта естественной монополии могут применяться и долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнительного анализа эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

9. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий могут определяться в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.

В секторальных (отраслевых) соглашениях Стороны вправе установить перечень услуг субъектов естественных монополий и (или) перечень субъектов естественных монополий, в отношении которых могут быть применены специальные процедуры согласования Сторонами методов (подходов, методик) формирования и применения тарифов (цен).

Статья 6

Правила обеспечения доступа к услугам
субъектов естественных монополий

1. Стороны устанавливают в своем национальном законодательстве правила регулирования, обеспечивающие доступ к услугам субъектов естественных монополий, как он определен в статье 2 настоящего Соглашения.

Национальные органы Сторон обеспечивают контроль за соблюдением правил обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий и условий подключения (присоединения, использования) к ним.

2. Правила обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий включают в себя:

1) существенные условия договоров, а также порядок их заключения и исполнения;

2) порядок определения наличия технических возможностей;

3) порядок предоставления информации об оказываемых субъектами естественных монополий услугах, их стоимости, доступе к ним, возможных объемах реализации, технических и технологических возможностях оказания таких услуг;

4) условия получения открытой информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления заинтересованными лицами условий обращения услуг субъектов естественных монополий и (или) доступа к ним;

5) перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну;

6) порядок рассмотрения жалоб, заявлений и урегулирования споров по вопросам доступа к услугам субъектов естественных монополий.

3. Особенности применения положений настоящей статьи в конкретных сферах естественных монополий, включая вопросы транзита, определяются в соответствующих секторальных (отраслевых) соглашениях.

4. Допускается применение субъектами естественных монополий дифференцированных условий доступа потребителей к их услугам (с учетом специфики каждой отдельной сферы естественной монополии, определяемой в секторальных (отраслевых) соглашениях), если такие условия не применяются по принципу принадлежности потребителей к государству одной из Сторон, при условии соблюдения национального законодательства каждой Стороны.

5. Без ущерба положениям пункта 4 настоящей статьи национальное законодательство Сторон не должно содержать норм, устанавливающих в отношении потребителей государств других Сторон дифференцированные условия доступа к услугам субъектов естественных монополий, исходя из принадлежности потребителей к государству одной из Сторон.

Статья 7

Национальные органы Сторон

1. В государствах Сторон функционируют национальные органы Сторон, наделенные полномочиями по регулированию и (или) контролю за деятельностью субъектов естественных монополий в соответствии с национальным законодательством Сторон.

2. Национальные органы Сторон осуществляют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством Сторон, исходя из единых принципов и правил, определенных настоящим Соглашением, секторальными (отраслевыми) соглашениями и иными международными договорами государств Сторон.

3. К функциям национальных органов Сторон относятся:

1) тарифное (ценовое) регулирование услуг субъектов естественных монополий;

2) регулирование доступа к услугам субъектов естественных монополий, в том числе установление платы (цен, тарифов, сборов) за подключение (присоединение) к услугам субъектов естественных монополий, в случаях, предусмотренных национальным законодательством Сторон;

3) защита интересов потребителей;

4) рассмотрение жалоб, заявлений, урегулирование споров по вопросам установления и применения регулируемых тарифов (цен), а также доступа к услугам субъектов естественных монополий;

5) рассмотрение, утверждение или согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий и контроль за их реализацией;

6) обеспечение соблюдения субъектами естественных монополий ограничений по отнесению информации к коммерческой тайне, предусмотренных национальным законодательством Сторон;

7) осуществление контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе путем проведения проверок и в иных формах (мониторинг, анализ, экспертиза);

8) иные функции, предусмотренные национальным законодательством Сторон.

Статья 8

Реализация Соглашения

1. Реализация настоящего Соглашения возлагается на национальные органы Сторон.

2. Стороны информируют друг друга и Комиссию Таможенного союза о назначении и полном наименовании своих национальных органов не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Соглашения.

3. В целях поэтапного формирования Единого экономического пространства Комиссия Таможенного союза выполняет следующие функции:

1) готовит предложения к поэтапному плану формирования Единого экономического пространства (в секторальном (отраслевом) разрезе) в отношении сфер естественных монополий, в том числе формирует предложения по критериям и порядку проведения мониторинга реализации поэтапного плана формирования Единого экономического пространства;

2) анализирует и предлагает способы координации (разработки и реализации) решений национальных органов, касающихся сфер естественных монополий;

3) проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах Сторон с подготовкой соответствующих ежегодных отчетов и докладов;

4) содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов, энергоэффективности;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные секторальными (отраслевыми) соглашениями.

4. Результаты работы, проводимой в соответствии с настоящей статьей, Комиссия Таможенного союза по согласованию с национальными органами Сторон представляет на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза).

5. В целях гармонизации национального законодательства Сторон в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза) по представлению Комиссии Таможенного союза устанавливает перечень нормативных правовых актов Сторон в данной области, которые подлежат сближению, и определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере.

6. Комиссия Таможенного союза наделяется полномочиями по контролю за исполнением настоящего Соглашения.

Раздел III

Заключительные положения

Статья 9

Разрешение споров

Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, в том числе с участием Комиссии Таможенного союза, а в случае недостижения согласия в течение шести месяцев с начала таких консультаций или переговоров передаются любой из заинтересованных Сторон в Суд Евразийского экономического сообщества.

Сторона, обратившаяся в Суд Евразийского экономического сообщества, должна уведомить об этом другие заинтересованные Стороны в срок не позднее 30 дней с даты обращения.

Статья 10

Внесение изменений в Соглашение

По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются протоколом.

Статья 11

Применение Соглашения в отношении третьих стран

Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее любую из Сторон распространять правила и (или) преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи государства, не являющиеся участником настоящего Соглашения, или хозяйствующие субъекты таких третьих государств.

Статья 12

Порядок вступления в силу Соглашения

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Совершено в г. _______________ "__" __________ 20__ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества, который является его депозитарием.

Копии подлинного экземпляра заверяются Интеграционным Комитетом Евразийского экономического сообщества и направляются каждой Стороне.

За Правительство
Республики Белоруссия

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Российской Федерации

Приложение N 1
к Соглашению о единых
принципах и правилах
регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

СФЕРЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛОРУССИЯ,
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

┌──────────────────────────────┬───────────────────────────┬─────────────────────┐
│    Республика Белоруссия     │   Республика Казахстан    │Российская Федерация │
└──────────────────────────────┴───────────────────────────┴─────────────────────┘
 Транспортировка нефти и        Услуги по транспортировке   Транспортировка нефти
 нефтепродуктов по              нефти и (или)               и нефтепродуктов по
 магистральным нефтепроводам    нефтепродуктов по           магистральным
                                магистральным нефтепроводам нефтепроводам

 Передача и распределение       Услуги по передаче и (или)  Услуги по передаче
 электрической энергии          распределению электрической электрической энергии
                                энергии

               -                Услуги по технической       Услуги по оперативно-
                                диспетчеризации отпуска в   диспетчерскому
                                сеть и потребления          управлению в
                                электрической энергии       электроэнергетике

               -                Услуги по организации                -
                                балансирования производства
                                - потребления электрической
                                энергии

 Услуги, оказываемые            Услуги магистральных        Железнодорожные
 коммуникациями                 железнодорожных сетей       перевозки
 железнодорожного транспорта,
 обеспечивающими движение
 транспорта общего пользования,
 управление движением поездов,
 железнодорожные перевозки
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 2
к Соглашению о единых
принципах и правилах
регулирования деятельности
субъектов естественных монополий

СФЕРЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛОРУССИЯ,
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ
РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЭТИХ ГОСУДАРСТВ

┌────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┐
│ Республика Белоруссия  │              Республика Казахстан              │    Российская    │
│                        │                                                │    Федерация     │
└────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘
 Транспортировка газа по  Услуги по хранению, транспортировке газа или     Транспортировка
 магистральным и          газового конденсата по магистральным и (или)     газа по
 распределительным        распределительным трубопроводам, эксплуатации    трубопроводам
 трубопроводам            газораспределительных установок и связанных с
                          ними газораспределительных газопроводов

 Услуги транспортных      Услуги аэронавигации,                            Услуги в
 терминалов, аэропортов;  услуги портов, аэропортов                        транспортных
 обслуживание и                                                            терминалах, портах
 эксплуатация воздушных                                                    и аэропортах
 трасс сообщения,
 управление воздушным
 движением

 Услуги электрической и   Услуги телекоммуникаций при условии отсутствия   Услуги
 почтовой связи общего    конкурентного оператора связи по причине         общедоступной
 пользования              технологической невозможности либо экономической электросвязи и
                          нецелесообразности предоставления данных видов   общедоступной
                          услуг, за исключением универсальных услуг        почтовой связи
                          телекоммуникаций, услуги по предоставлению в
                          имущественный наем (аренду) или пользование
                          кабельной канализации и иных основных средств,
                          технологически связанных с присоединением сетей
                          телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего
                          пользования, общедоступные услуги почтовой связи

 Передача и распределение Услуги по производству, передаче, распределению  Услуги по передаче
 тепловой энергии         и (или) снабжению тепловой энергией              тепловой энергии

 Централизованное         Услуги водохозяйственной и (или) канализационной          -
 водоснабжение и          систем
 водоотведение

            -                                     -                        Услуги по
                                                                           использованию
                                                                           инфраструктуры
                                                                           внутренних водных
                                                                           путей

            -             Услуги железнодорожных путей с объектами                  -
                          железнодорожного транспорта по договорам
                          концессии

            -             Услуги подъездных путей                                   -
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области