ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 ноября 2007 г. N 1571-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы (далее - Программа) Минпромэнерго России, государственными заказчиками Программы - Минпромэнерго России, Минтранс России, Роспром и Росморречфлот.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 90664 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 ноября 2007 г. N 1571-р

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

Судостроительная промышленность в значительной мере определяет стратегическую, политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность государства, использует главные достижения научно-технического прогресса при реализации крупных проектов создания гражданской и военной техники, объективно влияет на развитие технологий в таких смежных отраслях промышленности, как металлургия, машиностроение, радиоэлектроника и многие другие.

Вместе с тем в судостроительной промышленности в настоящее время не могут эффективно решаться стратегические задачи государства и не обеспечиваются потребности бизнеса в конкурентоспособной отечественной гражданской морской технике.

Основной проблемой, на решение которой направлена Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы (далее - Программа), является создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники.

По результатам рассмотрения вопроса развития судостроительной промышленности Президентом Российской Федерации В.В. Путиным дано поручение от 9 марта 2007 г. N Пр-395 о необходимости доработки и принятия специальной федеральной целевой программы.

Повышение конкурентоспособности продукции судостроительной промышленности прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации:

преодоление научно-технического и технологического отставания отечественной промышленности от ведущих стран мира;

развитие конкурентоспособного высокотехнологичного гражданского сектора судостроительной промышленности;

вывод российской экономики на инновационный путь развития и создание условий для устойчивого экономического роста;

закрепление конкурентных позиций российского судостроения на мировом рынке за счет внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств;

сохранение и укрепление лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях исследований.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Решение проблемы, сдерживающей развитие гражданского сектора судостроительной промышленности, требует применения адекватных методов и механизмов ее решения. Необходимость применения программно-целевого метода объясняется рядом факторов, среди которых основными являются следующие:

масштабность и государственная значимость проблемы;

ресурсоемкость решения проблемы;

потребность в комплексной увязке мероприятий по развитию гражданского судостроения с текущими и перспективными задачами реализации других федеральных и государственных программ;

необходимость учета экономических, демографических, социальных и других факторов при реализации мероприятий.

Мероприятия по развитию гражданского судостроения направлены на удовлетворение потребностей государственных и коммерческих заказчиков в современной гражданской судостроительной продукции и морской технике.

Проблема развития судостроения должна решаться программно-целевыми методами, так как судовое комплектующее оборудование и материалы, необходимые для создания перспективных объектов морской техники, производятся не только в судостроительной отрасли, но и в других отраслях российской промышленности.

Анализ реализуемых федеральных целевых программ и, в частности, Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы показывает, что принятых в соответствии с ними государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего комплекса проблем гражданского судостроения. Целевые инвестиции в развитие научно-технического потенциала гражданского судостроения не осуществлялись с 2002 года.

Реализация мероприятий по развитию гражданского судостроения с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации без использования
программно-целевого метода

Основной проблемой, препятствующей сегодня подъему гражданского судостроения и повышению конкурентоспособности производимой им продукции, является критическое научно-техническое отставание от промышленно развитых стран мира вследствие ослабления его научно-технического, технологического и производственного потенциала.

Главное конкурентное преимущество российского судостроения, которое базируется на оборонных технологиях и низких ценах, осталось в прошлом. Постепенное увеличение стоимости сырья и энергоносителей, приближение внутренних цен к мировым, увеличение заработной платы и укрепление рубля в совокупности с низкой производительностью труда существенно ухудшили конкурентное положение отрасли на внутреннем и внешних рынках.

За последние два десятилетия в России доля инвестиций в научные разработки значительно снизилась по сравнению с зарубежными странами. В эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой перспективной техники, практически не создавался. Сопоставление зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в области создания гражданской морской техники выявило факты заметного отставания от стран с развитым гражданским судостроением.

Снижение объемов проведения фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок, задачей которых является обеспечение создания качественно нового уровня морской техники гражданского и военного назначения, привело к тому, что многие организации могут поставить только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании, а также менее надежную продукцию.

Основной объем востребованной на рынке гражданской морской техники выполняется по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование сейчас импортируется из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Низкий технологический потенциал российского судостроения обусловлен также существенным отставанием в развитии производственных технологий от зарубежных стран. В результате удельная трудоемкость российского судостроительного производства в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом.

В этих условиях крайне актуальной является разработка новых производственных технологий создания морской техники, технологий и средств механизации и автоматизации производственных процессов, а также процессов производства судового машиностроения. Требуется также модернизация и переоснащение созданного в 70 - 80-е годы стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем.

Эффективность решения задачи повышения конкурентоспособности продукции судостроения во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций, 50 процентов объектов которой нуждаются в ремонте и модернизации.

Следствием этого является невозможность выполнения необходимого комплекса работ по формированию проектов судов нового поколения различного назначения (судов для пассажирских и грузовых перевозок, добычи и переработки биоресурсов, судов обеспечения и научно-исследовательских судов).

Учитывая, что одним из основных направлений для российского судостроения в ближайшие и более отдаленные годы будет создание технических средств освоения богатейших месторождений углеводородов на шельфе замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока, необходимо создать современную экспериментальную базу для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и терминалами, а также для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.

Сложные высокотехнологичные суда, на которых также предполагается сосредоточить усилия российского судостроения, характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и поддержания инновационной деятельности для завоевания и удержания лидирующих позиций.

Дальнейшее развитие сложившейся ситуации и непринятие срочных мер по устранению проблем развития отечественного гражданского судостроения приведет:

к вытеснению с мирового рынка гражданского судостроения, в том числе и с внутреннего рынка, российских производителей;

к переоснащению парка российских судоходных компаний судами зарубежной постройки;

к ослаблению научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития.

Все это негативно повлияет на обороноспособность страны, создаст угрозу транспортной, продовольственной и топливно-энергетической независимости страны. Судостроение потеряет не менее 35 тыс. рабочих мест. Увеличится угроза социальной напряженности в ряде регионов страны, где судостроение является основной градообразующей отраслью промышленности.

IV. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных вариантах решения проблемы

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объемам, динамике и структуре финансирования.

При первом варианте решения проблемы развитие отечественного гражданского судостроения осуществляется в рамках реализуемых программ, отражающих только некоторые интересы отрасли.

Этот вариант неэффективен, поскольку сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к ее решению, полноценной бюджетной поддержки судостроения и адекватного управления процессом с корректировкой приоритетов по мере продвижения к цели. Очевидно, что финансирование по остаточному принципу в рамках общетехнических программ не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного решения проблем гражданского судостроения. Ежегодное (или каждый 3-летний период) принятие решений Правительства Российской Федерации по различным частным аспектам развития и государственной поддержки гражданского судостроения позволяет решать лишь отдельные проблемы.

Риски при реализации этого варианта связаны с нарушениями темпа развития гражданской морской техники вследствие длительного согласования и принятия решений по отдельным проблемам и, соответственно, нестыковки по срокам выполнения мероприятий. Это приведет к увеличению на 20 - 30 процентов затрат и невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием может быть также снижение возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие науки и производства.

Отдельными решениями Правительства Российской Федерации предусматривается реализация только крупных внепрограммных мероприятий, не требующих системного и комплексного подхода, а также имеющих характер разового мероприятия.

При втором варианте решения проблемы развитие отечественного гражданского судостроения осуществляется во исполнение решений Президента Российской Федерации и в целях создания конкурентоспособной гражданской морской техники нового поколения путем преодоления отставания в научно-техническом и технологическом развитии от передовых стран в рамках Программы.

Риски при реализации этого варианта связаны в основном с такими внешними факторами, как:

конъюнктура мирового рынка водных перевозок и судостроительной техники, влияющая на объем и доходность продаж судостроительной продукции;

внешнеполитическая конъюнктура, влияющая на объемы международного кооперационного сотрудничества;

развитие конкурирующих научно-исследовательских работ и технологий за рубежом, влияющее на возможность патентования и продажи лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;

изменение общего инвестиционного климата в стране, влияющее на возможности привлечения инвестиций.

Кроме того, Программа базируется на государственной поддержке намеченных к реализации мероприятий и изменение ее объемов способно в значительной мере повлиять на результативность и эффективность ее реализации.

При реализации Программы могут возникнуть также риски, связанные с изменением приоритетов в планах развития основных потребителей продукции судостроения, что может потребовать корректировки мероприятий, содержания и механизма их реализации.

Основные показатели эффективности реализации вариантов Программы приведены в Приложении N 1.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение проблемы при допустимой степени риска.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Выполнение Программы рассчитано на 8-летний период (2009 - 2016 годы).

Предусматривается реализация Программы в 2 этапа.

Первый этап (2009 - 2011 годы) включает в себя разработку первоочередных проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе, и выполнение работ по модернизации и развитию опытно-конструкторской и научно-экспериментальной базы судостроительной промышленности.

По результатам выполнения первого этапа возможно уточнение в установленном порядке мероприятий и показателей (индикаторов) Программы на втором этапе ее реализации.

Второй этап (2012 - 2016 годы) включает в себя завершение основных работ по модернизации и развитию опытно-конструкторской и научно-экспериментальной базы судостроительной промышленности и выполнение проектов по созданию перспективных научно-технических решений и технологий, реализуемых в новом поколении морской техники.

VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценить ход реализации Программы по годам

Основной целью Программы является развитие отечественного научно-технического и проектного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной гражданской морской техники, обеспечивающих принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения России и завоевание к 2016 году значительной доли мирового рынка продаж.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие 3 комплексные задачи:

создание опережающего научного задела и технологий для разработки перспективной гражданской морской техники, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение конкурентоспособности гражданской продукции судостроения;

строительство, реконструкция и техническое перевооружение научно-экспериментальной и стендовой базы для сохранения и укрепления потенциала отрасли, проведения фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой новой морской техники;

совершенствование кооперации, развитие унификации, диверсификации, сертификации и систем обеспечения качества продукции.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

количество вновь разработанных технологий, в том числе соответствующих мировому уровню;

количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений;

доля обновленных и новых основных производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро отрасли;

доля инновационных работ гражданской направленности в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отрасли.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в Приложении N 2.

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей Программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов.

Предельный (прогнозный) общий объем финансирования мероприятий Программы в 2009 - 2016 годах оценивается в размере 136411 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

Около 66 процентов средств, предусмотренных на реализацию Программы, составят средства федерального бюджета и 34 процента - внебюджетные средства. Объемы финансирования Программы по направлениям расходов и источникам финансирования приведены в Приложении N 3.

Объемы ресурсного обеспечения Программы в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы (с учетом действующих нормативов и показателей в сфере финансово-экономической деятельности организаций). Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительных проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы.

Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическим направлениям Программы приведены в Приложении N 4.

Объемы капитальных вложений по технологическим направлениям Программы (в части модернизации и развития научно-экспериментальной базы) приведены в Приложении N 5.

Объемы финансирования расходов на прочие нужды по технологическим направлениям Программы приведены в Приложении N 6.

Средства федерального бюджета будут использоваться в основном на создание научно-технической продукции. Распределение прав собственности на результаты выполнения работ будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

Возможность привлечения объемов внебюджетных средств проработана организациями - разработчиками технологий, в том числе с потенциальными потребителями этих технологий.

При формировании мероприятий Программы, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников, будут получены подтверждения потенциальных инвесторов об их намерениях инвестировать собственные и привлеченные средства.

Учитывая глубину кризиса российского гражданского судостроения, в первые годы реализации Программы практически невозможно привлечение для ее реализации внебюджетных средств на уровне, сопоставимом с уровнем необходимых бюджетных средств. Реальный рост объемов внебюджетных средств ожидается по мере реализации Программы - к концу программного периода.

Координация и контроль деятельности организаций - исполнителей работ по привлечению и использованию средств внебюджетных источников будут осуществляться государственными заказчиками Программы в отношении мероприятий Программы, касающихся их сферы деятельности.

Замещение средств внебюджетных источников средствами федерального бюджета не допускается.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Выполнение Программы в полном объеме позволит:

обеспечить разработку комплексных проектов морских платформ для освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе, газовозов и крупнотоннажных танкеров ледового плавания, мощных арктических ледоколов нового поколения и других не менее важных для страны объектов морской техники;

создать научно-технические предпосылки для производства конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств гражданского назначения для морского, речного и рыболовного флота и отраслей, осуществляющих добычу минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана и шельфа;

сократить общее научно-техническое и технологическое отставание России от передовых стран;

в значительной степени уменьшить номенклатуру и объемы поставок из ближнего и дальнего зарубежья судового комплектующего оборудования путем создания новых отечественных технологий в сфере судового машиностроения и приборостроения, совершенствования и развития кооперации в судостроении с учетом решения вопросов импортозамещения;

повысить конкурентоспособность гражданской продукции для внутреннего рынка и расширить возможности по поставке российской судостроительной продукции на экспорт;

обеспечить высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности;

обеспечить поступление за 2009 - 2016 годы в федеральный бюджет налогов от производства гражданской морской техники в объеме около 165 млрд. рублей против 90,664 млрд. рублей бюджетных затрат на реализацию Программы. Индекс доходности (рентабельности) бюджетных ассигнований составит 1,75, срок окупаемости - около 1 года. Расчет экономической эффективности Программы приведен в Приложении N 7.

IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы

В формировании мероприятий Программы предполагается участие таких федеральных органов исполнительной власти, как Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Ответственными за реализацию Программы будут Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы

Учитывая сложившуюся структуру федеральных органов исполнительной власти, предлагается государственным заказчиком - координатором Программы определить Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, государственными заказчиками - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство морского и речного транспорта, а разработчиками Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности.

XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы сформированы с учетом установленных приоритетов развития гражданской морской техники.

Федеральному агентству по промышленности будет выделено 94,4 процента средств, планируемых на реализацию Программы, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации - 2,9 процента, Министерству транспорта Российской Федерации - 1,3 процента, Федеральному агентству морского и речного транспорта - 1,3 процента. Распределение средств по годам устанавливается с учетом динамики выполнения мероприятий Программы в рамках каждого направления.

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам Программы приведены в Приложении N 8.

Основные направления финансирования Программы предусматривают проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализацию инвестиционных проектов по разработке новых технических решений и технологий создания конкурентоспособной морской техники, а также проведение комплексной реконструкции научно-экспериментальной и проектной базы гражданского судостроения для выполнения этих работ.

Структура Программы включает в себя следующие 7 направлений:

1) технологии создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе ("Освоение шельфа"), включая:

критические технологии создания платформ;

подводно-подледные технологии добычи и транспортировки углеводородов;

технологии создания средств транспортировки углеводородов;

технологии обеспечения безопасности морской деятельности и жизнедеятельности экипажей;

технологии снижения экологического воздействия морской техники на окружающую среду и выбросов в атмосферу и гидросферу;

2) технологии создания перспективной морской техники ("Научный задел"), включая:

технологии гидродинамики морских и речных судов;

технологии обеспечения прочности и надежности конструкций морской техники;

технологии проведения научных исследований в океане;

технологии проведения испытаний и выполнения исследований;

технологии создания новых и специальных материалов для морской техники;

3) концептуальные проекты морской техники ("Новый облик"), включая:

концептуальные проекты плавучих и стационарных морских платформ и средств для работы на шельфе;

концептуальные проекты судов обеспечения работ на шельфе и грузовых перевозок;

концептуальные проекты судов для пассажирских перевозок;

концептуальные проекты судов для добычи и переработки биоресурсов;

концептуальные проекты судов для научно-исследовательской деятельности в океане;

технологии и средства энергетического обеспечения прибрежных территорий;

проектно-конструкторские технологии;

4) производственные технологии строительства и ремонта морской техники ("Судостроительное производство"), включая:

новые технологии постройки и ремонта морской техники;

новые технологии в производстве и ремонте судового машиностроения, оборудования и приборостроения;

технологии средств механизации и автоматизации производственных процессов;

сертификацию судостроительного производства и технологических процессов;

5) технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления ("Судовое приборостроение"), включая:

технологии развития и обеспечения интеграции систем навигации и управления техническими средствами и судами в целом;

технологии создания средств гидроакустики и связи для выполнения работ под водой;

технологии создания радиолокационных средств для обеспечения морской деятельности на новой электронной компонентной базе;

6) технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем ("Судовое машиностроение и энергетика"), включая:

новые технологии создания энергетических систем и их элементов для повышения эффективности использования морской техники и развития морской деятельности;

технологии и разработки для эффективного использования атомных энергетических установок и электрохимической генерации в гражданском судостроении;

технологии и разработки для эффективного использования газотурбинных двигателей в гражданском судостроении;

технологии создания судовых агрегатов, систем и устройств (электротехника, движение, управление, грузовые операции, обеспечение жизнедеятельности);

технологии и технические средства для добычи и переработки биоресурсов;

7) системные исследования развития морских технологий и рынков ("Системные исследования"), включая:

системные исследования состояния и перспектив развития мирового и отечественного судостроения;

системные исследования перспектив развития машиностроительного и приборостроительного производства судостроительной промышленности и оптимизацию их взаимодействия со смежными отраслями промышленности;

информационные технологии;

стандартизацию и каталогизацию.

XII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы по каждому направлению формируется ее государственными заказчиками на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных организационно-правовых форм и с учетом задач, определенных Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, а также настоящей Концепцией.

Мероприятия Программы увязываются с мероприятиями, проводимыми в рамках других федеральных целевых программ, в выполнении которых участвуют организации судостроительной промышленности, и формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование с другими программами.

Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя из приоритетности достижения конечной цели, масштаба действия мероприятия, степени влияния на конкурентные позиции промышленности, уровня замещения зарубежной судостроительной продукции и критичности для национальной безопасности государства.

XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы, а также контроль за ее выполнением и эффективностью расходования бюджетных средств будет осуществлять государственный заказчик - координатор Программы.

Управление реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Для подготовки рекомендаций по тематике работ может быть создан научно-экспертный совет по научному сопровождению Программы, в состав которого могут включаться ведущие ученые и специалисты судостроительной промышленности и смежных отраслей по основным направлениям мероприятий Программы.

Головные исполнители (исполнители) мероприятий Программы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Головные исполнители мероприятий Программы обеспечивают в соответствии с государственными контрактами выполнение проектов, необходимых для реализации Программы, организуют кооперацию соисполнителей.

Непосредственный контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляют в установленном порядке государственные заказчики Программы, а также Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Приложение N 1
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

┌────────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────┬───────┐
│    Вариант     │Бюджетные затраты│        Решение проблемы       │Степень│
│                │  (млрд. рублей) │                               │ риска │
└────────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────┴───────┘
 Инерционный путь    3 - 5 (в год)  продолжение развития кризисной  высокая
 развития                           ситуации и усугубление проблемы

 Первый вариант        50 - 60      не обеспечивается               средняя

 Второй вариант        90 - 100     обеспечивается                  низкая
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 2
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

┌───────────────────────┬─────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                       │ Единица │                    Годы реализации Программы                           │
│                       │измерения├───────┬───────┬───────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│                       │         │  2009 │ 2010  │ 2011  │  2012  │  2013   │  2014   │  2015   │ 2016    │
│                       │         │  год  │  год  │  год  │   год  │   год   │   год   │   год   │  год    │
└───────────────────────┴─────────┴───────┴───────┴───────┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
 Количество вновь         единиц   20 - 25 40 - 50 60 - 75 80 - 95  105 - 125 125 - 145 150 - 170 160 - 180
 разработанных
 технологий - всего

   в том числе            единиц   10 - 12 15 - 17 25 - 30 30 - 40   40 - 50   50 - 65   50 - 70   60 - 80
   соответствующих
   мировому уровню

 Количество патентов и    единиц   15 - 20 40 - 60 65 - 85 90 - 110 120 - 140 150 - 175 180 - 210 200 - 240
 других документов,
 удостоверяющих новизну
 технологических
 решений, - всего

   в том числе права,     единиц   10 - 12 20 - 25 25 - 35 35 - 45   45 - 55   55 - 65   70 - 85   75 - 90
   которые закреплены за
   Российской Федерацией

 Доля обновленных и      процентов   9,5     11,5     29      44        57        66        70        72
 новых основных
 производственных фондов
 научно-
 исследовательских
 институтов и
 конструкторских бюро
 отрасли

 Доля инновационных      процентов   8,2     12       17      22        26        28        30        32
 работ гражданской
 направленности в общем
 объеме научно-
 исследовательских и
 опытно-конструкторских
 работ отрасли
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 3
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌───────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────────────┐
│    Направления    │2009 -│                 В том числе                 │
│    расходов и     │ 2016 ├────┬─────┬─────┬─────┬─────┬──────┬────┬────┤
│     источники     │годы -│2009│2010 │ 2011│ 2012│2013 │ 2014 │2015│2016│
│  финансирования   │всего │год │ год │ год │ год │ год │ год  │год │год │
└───────────────────┴──────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────┴────┴────┘
 Капитальные          26523   -   3421  6220  6892  5737  2849  1033  371
 вложения - всего

 в том числе за счет
 средств:

   федерального       18802   -   2461  4452  4861  4065  2003   717  243
   бюджета

   внебюджетных        7721   -    960  1768  2031  1672   846   316  128
   источников

   НИОКР - всего     102806 5999  9257 11783 20115 23058 19496  8080 5018

 в том числе за счет
 средств:

   федерального       67301 3959  6040  7529 13144 14875 12942  5470 3342
   бюджета

   внебюджетных       35505 2040  3217  4254  6971  8183  6554  2610 1676
   источников

 Прочие нужды -        7082  315   509   792   988  1159  1231  1121  967
 всего

 в том числе за счет
 средств:

   федерального        4561  230   370   562   673   753   774   684  515
   бюджета

   внебюджетных        2521   85   139   230   315   406   457   437  452
   источников

 Всего               136411 6314 13187 18795 27995 29954 23576 10234 6356

 в том числе за счет
 средств:

   федерального       90664 4189  8871 12543 18678 19693 15719  6871 4100
   бюджета

   внебюджетных       45747 2125  4316  6252  9317 10261  7857  3363 2256
   источников
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 4
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
НАПРАВЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌───────────────────┬────────────┬──────┬───────────────────────────────────────────┐
│  Технологическое  │Источники   │2009 -│                  В том числе              │
│    направление    │финансирова-│ 2016 ├────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤
│                   │ния         │годы -│2009│2010│2011 │ 2012│ 2013│ 2014│2015│2016│
│                   │            │всего │ год│ год│ год │ год │ год │ год │ год│ год│
└───────────────────┴────────────┴──────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
 1. Технологии       всего         21501  971 1221  1873  3172  5192  5458 2214 1400
 создания морской    в том числе:
 техники для
 освоения            федеральный   14740  638  805  1230  2147  3594  3806 1555  965
 углеводородных      бюджет
 ресурсов на шельфе
 ("Освоение шельфа") внебюджетные   6761  333  416   643  1025  1598  1652  659  435
                     средства

 2. Технологии       всего         14519  554 1248  1754  3326  3527  3007  639  464
 создания            в том числе:
 перспективной
 морской техники     федеральный    9564  379  837  1161  2223  2346  1962  374  282
 ("Научный задел")   бюджет

                     внебюджетные   4955  175  411   593  1103  1181  1045  265  182
                     средства

 3. Концептуальные   всего         16182  938 1295  1357  1966  2951  3650 2403 1622
 проекты морской     в том числе:
 техники ("Новый
 облик")             федеральный   10403  586  795   826  1302  1860  2340 1629 1065
                     бюджет

                     внебюджетные   5779  352  500   531   664  1091  1310  774  557
                     средства

 4. Производственные всего         10445  661  907  1033  2739  3793  1004  308   -
 технологии          в том числе:
 строительства и
 ремонта морской     федеральный    6034  390  532   592  1672  2139   525  184   -
 техники             бюджет
 ("Судостроительное
 производство")      внебюджетные   4411  271  375   441  1067  1654   479  124   -
                     средства

 5. Технологии       всего         11601  993 1455  1784  2230  2070  1909  618  542
 создания морского   в том числе:
 радиоэлектронного
 оборудования и      федеральный    7776  651 1008  1168  1497  1325  1344  433  350
 систем управления   бюджет
 ("Судовое
 приборостроение")   внебюджетные   3825  342  447   616   733   745   565  185  192
                     средства

 6. Технологии       всего         24523 1599 2406  3005  5730  5061  4012 1720  990
 судового            в том числе:
 машиностроения,
 судовых             федеральный   16370 1140 1623  1964  3733  3348  2692 1190  680
 энергетических      бюджет
 установок и систем
 ("Судовое           внебюджетные   8153  459  783  1041  1997  1713  1320  530  310
 машиностроение и    средства
 энергетика")

 7. Системные        всего          4035  283  725   977   952   464   456  178   -
 исследования        в том числе:
 развития морских
 технологий и рынков федеральный    2414  175  440   588   570   263   273  105   -
 ("Системные         бюджет
 исследования")
                     внебюджетные   1621  108  285   389   382   201   183   73   -
                     средства

 Всего               всего        102806 5999 9257 11783 20115 23058 19496 8080 5018
                     в том числе:

                     федеральный   67301 3959 6040  7529 13144 14875 12942 5470 3342
                     бюджет

                     внебюджетные  35505 2040 3217  4254  6971  8183  6554 2610 1676
                     средства
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 5
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОБЪЕМЫ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
НАПРАВЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ
(В ЧАСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ)

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌────────────────────┬────────────┬──────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│  Технологическое   │Источник    │2009 -│                   В том числе                    │
│    направление     │финансирова-│2016  ├─────┬──────┬─────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┤
│                    │ния         │годы -│2009 │ 2010 │ 2011│2012 │ 2013 │2014 │ 2015 │2016 │
│                    │            │всего │ год │ год  │ год │год  │  год │ год │ год  │ год │
└────────────────────┴────────────┴──────┴─────┴──────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┘

 1. Технологии        всего          4550   -      377  1124  1475   1574   -     -      -
 создания морской     в том числе:
 техники для
 освоения             федеральный    3104   -      214   775  1015   1100   -     -      -
 углеводородных       бюджет
 ресурсов на шельфе
 ("Освоение шельфа")  внебюджетные   1446   -      163   349   460    474   -     -      -
                      средства

 2. Технологии        всего          1770   -      171   472   365    251   511   -      -
 создания             в том числе:
 перспективной
 морской техники      федеральный    1149   -      119   315   245    169   301   -      -
 ("Научный задел")    бюджет

                      внебюджетные    621   -       52   157   120     82   210   -      -
                      средства

 3. Концептуальные    всего          4722   -      418   771  1178    906   872  577     -
 проекты морской      в том числе:
 техники ("Новый
 облик")              федеральный    3292   -      323   533   796    595   623  422     -
                      бюджет

                      внебюджетные   1430   -       95   238   382    311   249  155     -
                      средства

 4. Производственные  всего          3220   -      179   455   956    829   801   -      -
 технологии           в том числе:
 строительства и
 ремонта морской      федеральный    2410   -      131   312   717    619   631   -      -
 техники              бюджет
 ("Судостроительное
 производство")       внебюджетные    810   -       48   143   239    210   170   -      -
                      средства

 5. Технологии        всего          4609   -     1024  1138  1158   1078   183   28     -
 создания морского    в том числе:
 радиоэлектронного
 оборудования и       федеральный    3481   -      759   865   884    834   123   16     -
 систем управления    бюджет
 ("Судовое
 приборостроение")    внебюджетные   1128   -      265   273   274    244    60   12     -
                      средства

 6. Технологии        всего          7630   -     1237  2253  1760   1099   482  428    371
 судового             в том числе:
 машиностроения,
 судовых              федеральный    5351   -      905  1647  1204    748   325  279    243
 энергетических       бюджет
 установок и систем
 ("Судовое            внебюджетные   2279   -      332   606   556    351   157  149    128
 машиностроение и     средства
 энергетика")

 7. Системные         всего            22   -       15     7     -      -   -     -      -
 исследования         в том числе:
 развития морских
 технологий и рынков  федеральный      15   -       10     5     -      -   -     -      -
 ("Системные          бюджет
 исследования")
                      внебюджетные      7   -        5     2     -      -   -     -      -
                      средства

 Всего                всего         26523   -     3421  6220  6892   5737  2849 1033    371
                      в том числе:

                      федеральный   18802   -     2461  4452  4861   4065  2003  717    243
                      бюджет

                      внебюджетные   7721   -      960  1768  2031   1672   846  316    128
                      средства
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 6
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОЧИЕ НУЖДЫ
ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌───────────────────┬────────────┬──────┬───────────────────────────────────────┐
│  Технологическое  │Источник    │2009 -│              В том числе              │
│    направление    │финансирова-│ 2016 ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤
│                   │ния         │годы -│2009│2010│2011│2012│2013│2014│2015│2016│
│                   │            │всего │ год│ год│ год│год │ год│ год│ год│ год│
└───────────────────┴────────────┴──────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘
 1. Информационно-   всего           385   50   50   45   45   50   50   45   50
 аналитическое и     в том числе:
 экспертное
 сопровождение       федеральный     245   35   35   30   30   30   30   25   30
 реализации          бюджет
 мероприятий
 Программы. Работа   внебюджетные    140   15   15   15   15   20   20   20   20
 научно-экспертного  средства
 совета по научному
 сопровождению
 Программы

 2. Организация      всего          2070   95  140  188  264  325  335  366  357
 функционирования в  в том числе:
 судостроительной
 промышленности      федеральный    1205   65   90  117  158  193  193  204  185
 систем обеспечения  бюджет
 качества продукции.
 Сертификация        внебюджетные    865   30   50   71  106  132  142  162  172
 производства,       средства
 научной и
 конструкторской
 базы

 3. Организация и    всего           575   15   20   25   65  110  110  120  110
 научно-методическое в том числе:
 сопровождение
 закрепления прав на федеральный     340   10   15   15   40   70   70   70   50
 результаты научно-  бюджет
 технической
 деятельности.       внебюджетные    235    5    5   10   25   40   40   50   60
 Осуществление       средства
 комплекса
 мероприятий по
 правовой охране и
 правовой защите
 таких результатов
 научно-технической
 деятельности

 4. Закупка          всего          4052  155  299  534  614  674  736  590  450
 передовых           в том числе:
 зарубежных
 технологий и        федеральный    2771  120  230  400  445  460  481  385  250
 лицензий на         бюджет
 строительство
 объектов и          внебюджетные   1281   35   69  134  169  214  255  205  200
 организацию в       средства
 России производства
 современного
 технологического
 оборудования и
 другой продукции,
 разработанной
 ведущими фирмами
 мира

 Всего               всего          7082  315  509  792  988 1159 1231 1121  967
 по мероприятиям     в том числе:
 Программы
                     федеральный    4561  230  370  562  673  753  774  684  515
                     бюджет

                     внебюджетные   2521   85  139  230  315  406  457  437  452
                     средства
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 7
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

РАСЧЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ

Эффективность реализации Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы (далее - Программа) будет определяться по системе целевых индикаторов и показателей, отражающих приоритеты развития экономики России, в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 139/82н от 23 мая 2006 г., а также с Налоговым кодексом Российской Федерации, действующими отраслевыми положениями и нормативами.

Выполнение Программы в полном объеме позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет налогов в объеме около 165 млрд. рублей против 90,664 млрд. рублей бюджетных затрат на реализацию Программы. Индекс доходности (рентабельности) бюджетных ассигнований составит 1,75, срок окупаемости - около 1 года.

При проведении оценки бюджетной эффективности Программа рассматривалась как инвестиционный проект с большой долей инвестиций из федерального бюджета.

Совокупность налоговых поступлений в федеральный бюджет определялась как налоговые поступления от реализации продукции гражданского назначения и доли оборонной продукции (примерно одна треть), на которую реализация Программы окажет положительное влияние за счет использования общих технологий.

Все налоги исчисляются по существующим ставкам. Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог рассчитываются от прогнозируемого размера фонда оплаты труда, а налог на прибыль - от прогнозируемой налогооблагаемой прибыли.

На основании спрогнозированных налоговых поступлений и планируемых инвестиций из федерального бюджета на развитие судостроительной отрасли рассчитывались основные финансовые показатели. Например, чистый дисконтированный доход государства (как эффект от реализации Программы) определяется как сальдо годовых дисконтированных налоговых поступлений в федеральный бюджет и дисконтированных государственных инвестиций.

Экономическая эффективность реализации Программы характеризуется следующими показателями:

налоги, поступающие в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, - 185429 млн. рублей, из них налоги федерального уровня - 164811 млн. рублей;

чистый дисконтированный доход отрасли - 1310 млн. рублей;

бюджетный эффект - 42062 млн. рублей;

индекс доходности (рентабельность инвестиций) для внебюджетных инвестиций - 1,05, для бюджетных ассигнований - 1,75;

срок окупаемости для внебюджетных инвестиций - 7,18 лет, для бюджетных ассигнований - около 1 года.

Ставка дисконтирования, равная 0,16, была определена с учетом высокого уровня риска проекта, спрогнозированной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и темпов инфляции в период выполнения Программы. Полученные показатели с использованием данного коэффициента отражают устойчивость Программы к возможным изменениям условий ее реализации.

Расчет бюджетной эффективности от реализации Программы приведен в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ДЛЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

┌─────────────────────────┬─────────┬───────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│       Показатели        │ Единица │2009 - │                    В том числе                       │
│                         │измерения│ 2016  ├─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│                         │         │годы - │2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │
│                         │         │ всего │ год │  год │ год  │  год │ год  │ год  │ год  │ год  │
└─────────────────────────┴─────────┴───────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
 Годовой объем реализуемой    млн.   1126490 98690 112810 134890 142650 147200 153530 162420 174300
 продукции отрасли           рублей
 (прогноз объема продаж)

 Инвестиции из всех           млн.    136411  6314  13187  18795  27995  29954  23576  10234   6356
 источников финансирования   рублей
 Программы - всего

 в том числе:

   средства федерального      млн.     90664  4189   8871  12543  18678  19693  15719   6871   4100
   бюджета                   рублей

   внебюджетные средства      млн.     45747  2125   4316   6252   9317  10261   7857   3363   2256
                             рублей

 Налог на прибыль          процентов            24     24     24     24     24     24     24     24

 Подоходный налог          процентов            13     13     13     13     13     13     13     13

 Единый социальный налог   процентов            26     26     26     26     26     26     26     26

 Налог на добавленную      процентов            18     18     18     18     18     18     18     18
 стоимость
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Таблица 2

РАСЧЕТ
БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ"
НА 2009 - 2016 ГОДЫ

┌─────────────────────────┬─────────┬──────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│       Показатели        │ Единица │  2009 -  │                        В том числе                                            │
│                         │измерения│   2016   ├─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬─────────┤
│                         │         │  годы -  │   2009  │   2010  │   2011  │  2012   │  2013   │  2014   │  2015   │   2016  │
│                         │         │  всего   │   год   │   год   │   год   │   год   │   год   │   год   │  год    │   год   │
└─────────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘
                       Расчет эффективности деятельности предприятий от реализации Программы

 Годовой объем реализуемой    млн.   1126490     98690    112810    134890    142650    147200    153530    162420    174300
 продукции отрасли          рублей
 (прогноз объема продаж)

 Налог на добавленную         млн.                5868      6930      8784      9630      9414      9468     10134     11268
 стоимость                  рублей

 Подоходный налог             млн.                1826      2135      2578      2734      2845      2991      3177      3416
                            рублей

 Единый социальный налог      млн.                4939      5775      6972      7394      7695      8089      8594      9240
                            рублей

 Таможенный сбор              млн.                1096      1208      1432      1523      1561      1619      1715      1848
                            рублей

 Прочие налоги и сборы        млн.                 496       567       679       718       740       772       817       877
                            рублей

 Налогооблагаемая прибыль     млн.                5446      6040      7439      8102      8612      9251     10081     11143
                            рублей

 Налог на прибыль             млн.                1307      1450      1785      1945      2067      2220      2419      2674
                            рублей

 Налоги, поступающие в        млн.    185429     15532     18065     22229     23943     24322     25158     26857     29324
 бюджет и внебюджетные      рублей
 фонды (приток в бюджет)

 Налоги, поступающие в        млн.               13802     16110     19848     21382     21630     22299     23778     25962
 федеральный бюджет         рублей
 (приток в бюджет)

 Чистый доход предприятий     млн.                4139      4590      5653      6158      6545      7031      7661      8468
 (операционная              рублей
 деятельность)

 Величина внебюджетных        млн.                2125      4316      6252      9317     10261      7857      3363      2256
 инвестиций                 рублей
 (инвестиционная
 деятельность)

 Ставка рефинансирования -  единиц                   0,08      0,08      0,08      0,08      0,08      0,08      0,08      0,08
 r

 Коэффициент инфляции - i   единиц                   0,05      0,05      0,05      0,05      0,05      0,05      0,05      0,05

 Поправка на риск - p       единиц                   0,13      0,13      0,13      0,13      0,13      0,13      0,13      0,13

 Коэфф. дисконтирования -   единиц                   0,03      0,03      0,03      0,03      0,03      0,03      0,03      0,03
 d(i) = (1 + r) /
 (1 + i) - 1

 Коэфф. дисконтирования с   единиц                   0,16      0,16      0,16      0,16      0,16      0,16      0,16      0,16
 учетом рисков d = d(i) + p

 Период - t                   лет                    1         2         3         4         5         6         7         8

 Чистый доход предприятий     млн.     29464      4139      3962      4212      3960      3633      3368      3168      3022
 с учетом дисконтирования   рублей

 Величина внебюджетных        млн.     28154      2125      3725      4658      5991      5695      3764      1391       805
 инвестиций (оттоки) с      рублей
 учетом дисконтирования

 Сальдо суммарного потока     млн.                2014       237      -446     -2031     -2063      -396      1777      2217
 от инвестиционной и        рублей
 операционной деятельности
 с учетом дисконтирования

 Чистый дисконтированный      млн.                2014      2251      1805      -226     -2289     -2685      -907      1310
 доход (нарастающим         рублей
 итогом)

 Срок окупаемости             лет          7
 инвестиций (период
 возврата)

 Индекс доходности          единиц         1,05
 (рентабельность
 инвестиций)

                             Расчет бюджетной эффективности от реализации Программы

 Годовой объем                млн.   1126490     98690    112810    134890    142650    147200    153530    162420    174300
 реализованной продукции    рублей
 отрасли гражданского
 назначения без налога на
 добавленную стоимость

 Налоги от предприятий        млн.    164811     13802     16110     19848     21382     21630     22299     23778     25962
 отрасли, поступающие в     рублей
 федеральный бюджет

 Налоги, поступающие в        млн.     98028     13802     13905     14787     13749     12005     10683      9832      9266
 федеральный бюджет с       рублей
 учетом дисконтирования

 Отток бюджетных средств      млн.     90664      4189      8871     12543     18678     19693     15719      6871      4100
 (бюджетные инвестиции)     рублей

 Отток бюджетных средств с    млн.     55965      4189      7657      9344     12011     10930      7530      2841      1463
 учетом дисконтирования     рублей

 Сальдо суммарного потока     млн.                9613      6248      5442      1739      1075      3152      6991      7802
 от финансирования и        рублей
 операционной деятельности
 с учетом дисконтирования

 Чистый дисконтированный      млн.                9613     15860     21303     23041     24117     27269     34260     42062
 доход государства или      рублей
 бюджетный эффект с
 нарастающим итогом

 Индекс доходности          единиц         1,75
 бюджетных средств

 Удельный вес средств       единиц         0,66      0,66      0,67      0,67      0,67      0,66      0,67      0,67      0,65
 федерального бюджета в
 общем объеме
 финансирования (степень
 участия государства)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 8
к Концепции Федеральной
целевой программы
"Развитие гражданской
морской техники"
на 2009 - 2016 годы

ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009 - 2016 ГОДЫ

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

┌───────────────────────────┬──────┬───────────────────────────────────────────┐
│                           │2009 -│                В том числе                │
│                           │ 2016 ├────┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┤
│                           │годы -│2009│2010│ 2011│2012 │ 2013│2014 │2015│2016│
│                           │всего │ год│год │ год │ год │ год │ год │ год│год │
└───────────────────────────┴──────┴────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┘
 Всего                        90664 4189 8871 12543 18678 19693 15719 6871 4100

     из них:

   Министерство                2659  210  475   618   600   293   303  130   30
   промышленности и
   энергетики Российской
   Федерации

   Федеральное агентство      85626 3723 8030 11676 17660 18885 14931 6651 4070
   по промышленности

   Министерство                1173   58   70   162   343   340   200   -    -
   транспорта Российской
   Федерации

   Федеральное агентство       1206  198  296    87    75   175   285   90   -
   морского и речного
   транспорта

 Капитальные вложения -       18802   -  2461  4452  4861  4065  2003  717  243
 всего

   из них Федеральное         18802   -  2461  4452  4861  4065  2003  717  243
   агентство по
   промышленности

 Научно-исследовательские и   67301 3959 6040  7529 13144 14875 12942 5470 3342
 опытно-конструкторские
 работы - всего

     из них:

   Министерство                2414  175  440   588   570   263   273  105   -
   промышленности и
   энергетики Российской
   Федерации

   Федеральное агентство      62508 3528 5234  6692 12156 14097 12184 5275 3342
   по промышленности

   Министерство                1173   58   70   162   343   340   200   -    -
   транспорта Российской
   Федерации

   Федеральное агентство       1206  198  296    87    75   175   285   90   -
   морского и речного
   транспорта

 Прочие нужды - всего          4561  230  370   562   673   753   774  684  515

     из них:

   Министерство                 245   35   35    30    30    30    30   25   30
   промышленности и
   энергетики Российской
   Федерации

   Федеральное агентство       4316  195  335   532   643   723   744  659  485
   по промышленности
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────