ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 октября 2020 г. N 2577-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8, ст. 764).

3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2020 г. N 2577-р

КОНЦЕПЦИЯ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее - Концепция) содержит цели, факторы и направления деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.

Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка Российской Федерации и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основах приграничного сотрудничества", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Концепцией внешней политики Российской Федерации, Основами государственной пограничной политики Российской Федерации, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации.

Приграничное сотрудничество является важной составляющей международных отношений Российской Федерации и направлено на установление и развитие конструктивного диалога субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств.

В условиях укрепления межгосударственных связей и усилившихся процессов интеграции приграничное сотрудничество приобретает особое значение как формат общения, в рамках которого государства, регионы и муниципальные образования осуществляют взаимодействие в экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах. При осуществлении такого взаимодействия Российская Федерация исходит из следующих принципов:

взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;

мирное разрешение приграничных споров;

взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;

обеспечение интересов Российской Федерации в приграничном сотрудничестве;

ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории.

Приграничное сотрудничество, направленное на создание атмосферы доброжелательности и взаимной заинтересованности в повседневном общении субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, отвечает долгосрочным национальным интересам Российской Федерации. Это способствует формированию благоприятного климата в отношениях с сопредельными государствами и укреплению безопасности в приграничных районах страны.

Приграничное сотрудничество стимулирует комплексное и устойчивое развитие приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных на них муниципальных образований, способствует повышению благосостояния населения приграничной территории Российской Федерации, созданию местных точек роста, ориентированных на активное развитие международных экономических связей.

Приграничное сотрудничество осуществляется с учетом имеющихся перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:

развитие и укрепление хозяйственных, транспортных, культурных и гуманитарных связей между субъектами приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств;

содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные субъекты Российской Федерации и сопредельные государства;

упрощение взаимного общения заинтересованных органов государственной власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом и на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации, приграничных субъектов Российской Федерации и расположенных в них муниципальных образований с сопредельными государствами;

совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, миграционных, гуманитарных и других проблем на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;

повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории Российской Федерации;

создание условий для оперативного взаимодействия с сопредельными государствами в целях своевременного предотвращения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях и эффективного реагирования на бедствия трансграничного характера;

создание условий, способствующих прекращению оттока населения с приграничной территории Российской Федерации и развитию человеческого капитала на данной территории;

содействие социальному и экономическому развитию приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также укреплению приграничного сотрудничества таких территорий с сопредельными государствами;

создание условий, направленных на противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного экстремизма и сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории Российской Федерации;

содействие реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и другими правонарушениями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:

общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических, отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничной территории Российской Федерации и сопредельных государств;

природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничной территории Российской Федерации;

характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;

особенности режима государственной границы Российской Федерации;

влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничной территории Российской Федерации, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;

этнополитические факторы;

состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;

особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории Российской Федерации;

риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей приграничные торгово-экономические, туристические и транзитные транспортные связи через приграничную территорию Российской Федерации;

особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации.

Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также способов его регулирования и поддержки.

II. Виды и направления приграничного сотрудничества
в Российской Федерации

Приграничное сотрудничество может осуществляться посредством:

проведения встреч, консультаций и иных мероприятий по вопросам приграничного сотрудничества;

заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами;

заключения органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве с государственно-территориальными, административно-территориальными образованиями сопредельных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации - с органами государственной власти сопредельных государств;

заключения органами местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств;

создания рабочих групп, подкомиссий по развитию приграничного сотрудничества, в том числе в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

реализации проектов в рамках совместных с зарубежными государствами или их объединениями программ приграничного сотрудничества;

проведения практических мероприятий по различным направлениям деятельности в сфере приграничного сотрудничества.

В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.

Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:

а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется в соответствии с действующим законодательством, между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:

сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;

взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;

установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств, формирование совместных торгово-промышленных палат;

заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, экологии, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащих законодательству Российской Федерации и режимам приграничных территорий сопредельных государств;

создание трансграничных производственных кластеров;

содействие развитию взаимодействия по линии малого и среднего предпринимательства;

сотрудничество в сфере территориального планирования приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения культурного наследия;

разработка единых требований по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза с территорий сопредельных государств;

совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоза сырья и продуктов животного происхождения;

сотрудничество в области карантина растений, в том числе разработка совместных мер по повышению карантинной фитосанитарной безопасности и уровня защищенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

сотрудничество в сфере развития экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Российской Федерации на территории сопредельных государств;

проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию приграничных территорий;

в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:

содействие развитию международных транспортных коридоров, экспортно-импортному, транзитному транспортному сообщению, осуществлению двусторонних перевозок;

содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов;

осуществление скоординированных мер по развитию транспортной инфраструктуры с учетом развития приграничной торговли, международных пассажирских и грузовых перевозок, в том числе транзитных;

осуществление взаимного обмена информацией по вопросу создания, развития, эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, пунктов пропуска через государственную границу, оптимизация работы общественного транспорта, согласование проектов строительства инженерно-транспортной инфраструктуры и взаимное участие в них;

сотрудничество в области обеспечения безопасного функционирования автомобильного и железнодорожного транспорта, морских и речных портов, общественного пассажирского транспорта;

реализация мер по упрощению процедур пересечения границ при осуществлении международных пассажирских и грузовых перевозок, в том числе путем внедрения цифровых технологий, а также безбумажного оформления и сопровождения перевозок;

совместное развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обмена данными, способствующими организации осуществления перевозок;

г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе:

проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов, реализацией международных договоров и соглашений о санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;

своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

совместное использование трансграничных месторождений полезных ископаемых и воды, а также предупреждение трансграничного переноса вредных отходов производства по земле, воздуху и водным потокам;

содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на приграничных территориях, организация взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, реализации природоохранных программ и проектов;

содействие в пересечении государственной границы группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора;

выработка унифицированных правил рыболовства, взаимодействие при решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;

совместное решение вопросов в области лесопользования и лесовосстановления путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране лесов, осуществления согласованного природоохранного надзора, применения современных технологий рационального использования лесных ресурсов;

реализация согласованных проектов землепользования на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников и др.) и акваторий;

д) сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе:

обмен информацией с соответствующими службами приграничных государств о риске возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

мониторинг чрезвычайных ситуаций в приграничных районах;

реагирование на чрезвычайные ситуации в приграничных районах;

проведение совместных учений и тренировок, а также мероприятий по обмену передовым опытом в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) сотрудничество в сфере энергетики, в том числе:

обмен информацией по вопросам обеспечения энергетической безопасности на приграничных территориях;

привлечение инвестиций в развитие приграничной энергетической инфраструктуры совместного использования;

ж) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:

совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия экстремистской деятельности;

з) сотрудничество в сфере регулирования внешней миграции населения и регулирования рынка труда, в том числе:

упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств государственной границы и их временного пребывания;

разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков, строительству и обустройству существующих пунктов пропуска через государственную границу, обмен информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;

создание условий по приему и временному размещению беженцев и переселенцев в случаях их экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации;

взаимодействие в области регулирования рынка труда на приграничных территориях, учета особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и сопредельных государств;

взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией нелегально находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан с приграничных территорий;

обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;

сотрудничество в сфере социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации;

и) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:

изучение санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение статистики заболеваний на приграничных территориях, осуществление совместных действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней;

развитие прямых партнерских связей образовательных организаций и (или) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обмен обучающимися и научно-педагогическими работниками, дополнение образовательных программ факультативными предметами с учетом местной специфики, организация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для преподавателей образовательных организаций и (или) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов Российской Федерации и сопредельных государств, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и программ, направленных на решение острых проблем молодежи;

сотрудничество в научной, научно-технической сфере и инновационной деятельности с учетом перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, приведенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;

создание благоприятных условий для духовного развития населения приграничных территорий, включая национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных мероприятий, краеведческих и исторических исследований;

взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей с учетом международных договоров в данной области;

развитие приграничного туризма, включая круизный туризм, создание туристических коридоров, этно- и экотуризм;

реализация совместных проектов, проведение совместных исследований и мероприятий в области сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел в местах их традиционного бытования, расположенных на приграничных территориях;

сотрудничество в виде взаимодействия уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными и региональными национально-культурными автономиями сопредельных государств только при решении вопросов гуманитарного характера;

проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства;

совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.

III. Меры по стимулированию развития
приграничного сотрудничества

Стимулирование развития приграничного сотрудничества осуществляется с учетом интересов населения приграничной территории Российской Федерации и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем реализации следующих мероприятий:

а) укрепление нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;

б) сближение законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;

в) разработка федеральных и региональных программ развития приграничного сотрудничества;

г) разработка мер по совершенствованию процедур пограничного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;

д) приоритетное развитие системы обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации;

е) усиление взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и сопредельных государств;

ж) формирование условий для совместного развития приграничных территорий с привлечением заинтересованных органов власти, деловых кругов и населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации;

з) участие регионов в программах приграничного сотрудничества с зарубежными государствами или их объединениями при обеспечении совместного финансирования, в том числе по линии федерального бюджета Российской Федерации;

и) совершенствование российского законодательства для успешной реализации совместных проектов с зарубежными партнерами в рамках программ приграничного сотрудничества;

к) применение иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

IV. Реализация Концепции

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества, разрабатывает меры по развитию приграничного сотрудничества, а также осуществляет иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в Российской Федерации.