ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 октября 2010 г. N 1696-р

Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 2010 г. N 1696-р

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ" ДО 2020 ГОДА

I. Предпосылки развития

В современных условиях глобализации и интеграции мирового сообщества и с учетом перспектив экономического и социального развития Российской Федерации программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (далее - Программа) как уникального научно-образовательного комплекса направлена на поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных обществ и экономик, основанных на знаниях.

Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира и учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России, учрежденного Указом Петра I от 22 января 1724 г.

Программа базируется на ценностях, сложившихся и оберегаемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский университет), и является естественным продолжением программы инновационного развития, реализованной в 2006 - 2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Программа направлена на обеспечение лидерства Санкт-Петербургского университета в образовательной и научной областях. Показатели, достигнутые Санкт-Петербургским университетом, могут стать ориентирами, определяющими направления и уровни развития российских вузов и всей системы образования Российской Федерации.

II. Характеристика Санкт-Петербургского университета
в 2010 году

Текущее состояние Санкт-Петербургского университета характеризуют фундаментальность научных исследований, основанная на традициях около 100 научных школ, качество и непрерывность разных уровней подготовки, междисциплинарность подходов в образовании и науке, а также активное участие преподавателей и студентов в международных проектах.

Общее число научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета составляет около 5000 человек, среди них 43 члена государственных академий наук, свыше 1200 докторов наук, свыше 2500 кандидатов наук. Количество студентов, аспирантов, докторантов и соискателей составляет около 30 тыс. человек.

Санкт-Петербургский университет реализует программы среднего (полного) общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. К настоящему моменту утверждены образовательные стандарты для 70 образовательных программ.

Одной из характеристик международных позиций Санкт-Петербургского университета является интерес к обучению со стороны иностранных граждан. В 2009 - 2010 учебном году в Санкт-Петербургском университете по основным образовательным программам обучались около 1000 иностранных граждан.

Санкт-Петербургский университет представлен в престижных международных университетских и профессиональных ассоциациях и организациях и сотрудничает с различными университетами мира в рамках более чем 200 договоров. Около 500 научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета являются почетными профессорами зарубежных университетов.

Санкт-Петербургский университет обладает уникальным среди российских вузов опытом реализации совместных с рядом европейских и американских университетов образовательных программ. Пять образовательных программ аккредитованы ведущими международными профессиональными ассоциациями.

Важными элементами инфраструктуры для инновационного развития и формирования системы доступности интеллектуального потенциала Санкт-Петербургского университета для решения научно-технических и социально-экономических задач являются ресурсные центры - структурные подразделения, оснащенные современным научным оборудованием, в задачу которых входит обеспечение образовательных программ и научных исследований.

За последние 15 лет в Санкт-Петербургском университете созданы и успешно работают следующие ресурсные центры:

междисциплинарный ресурсный центр в области нанотехнологий;

центр биоакустики и сенсорных систем;

центр микроскопии и микроанализа;

лингафонная лаборатория;

центр применения вычислительной техники в гуманитарных исследованиях;

учебный комплекс теле- и радиовещания;

учебно-научный комплекс высокопроизводительных вычислений (многоуровневая система кластеров);

научно-методический центр анализа ультраструктур и молекулярного состава биологических объектов.

Центром информационно-библиотечного обеспечения исследовательской и образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета является научная библиотека. В фондах библиотеки собраны около 7 млн. книг и рукописей, пользователям предоставляется доступ более чем к 100 тыс. электронных источников, включая научные журналы, монографии, диссертации и справочные издания.

В 2009 году Санкт-Петербургскому университету в соответствии с Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" предоставлена высокая степень автономии с правом выдачи дипломов собственного образца и установления собственных образовательных стандартов, что открывает перед Санкт-Петербургским университетом принципиально новые возможности развития.

III. Стратегическая цель Программы

Стратегической целью Программы являются вхождение Санкт-Петербургского университета в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации, что предопределяет Санкт-Петербургский университет как:

научно-образовательный комплекс, обеспечивающий эффективную интеграцию научно-исследовательской деятельности и программ подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности;

образовательный институт, имеющий признание в России и за рубежом, подтверждаемый глобальными рейтингами;

интеллектуальный центр, распространяющий свой позитивный опыт в образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;

центр разработки, исполняющий государственные заказы в области инновационного развития, аналитики, научного, экспертного и правового обеспечения структурной диверсификации экономики и обеспечивающий устойчивое функционирование государственных и общественных институтов.

IV. Приоритетные направления Программы

С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, а также имеющегося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубежом и современных тенденций в развитии мировой науки в Санкт-Петербургском университете выделяются следующие приоритетные направления:

нанотехнологии и материаловедение;

биомедицина и здоровье человека;

информационные системы и технологии;

экология и рациональное природопользование;

социальные исследования и технологии;

управленческие кадры и технологии.

Развитие каждого из приоритетных направлений должно служить модернизации системы подготовки выпускников и воспроизводства научных кадров нового поколения и определению перспективных векторов научных исследований.

Развитие приоритетных направлений предусматривает завершение создания системы университетских образовательных стандартов и требований, обеспечивающих университетскую норму качества подготовки выпускников и гарантирующих высокую профессиональную квалификацию обладателей университетского диплома собственного образца, рост количества выпускников высшей квалификации (магистратура, аспирантура), а также существенное развитие внутрироссийской и международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.

Нанотехнологии и материаловедение

Планируется дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области нанотехнологий и материаловедения на основе имеющихся в Санкт-Петербургском университете инновационных технологических разработок мирового уровня, ультрасовременной приборной базы, на которой уже реализуется более 50 исследовательских проектов. Основные усилия будут сосредоточены на изучении и использовании методов производства и применения продуктов с заданной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами (молекулами) и применения новых материалов с ранее неизвестными или недостижимыми свойствами.

Биомедицина и здоровье человека

На базе создаваемой университетской клиники Санкт-Петербургский университет продолжит развитие научных основ для проведения исследований в области биомедицины и здоровья человека. Будут созданы и реализованы новые теоретические подходы и практические методы изучения организма человека, его строения и функции в норме и патологии, диагностики, коррекции и лечения.

Информационные системы и технологии

Фундаментальные и прикладные исследования на базе 20 действующих проектов в области информационных систем и технологий будут сосредоточены на создании, изучении и применении методов анализа, синтеза, моделирования и оптимизации систем управления и обработки информации, комплексов программных и аппаратных средств, архитектур вычислительной техники, охватывающих весь жизненный цикл программного обеспечения, в частности спецификацию, проектирование, реализацию, установку и внедрение, сопровождение.

Экология и рациональное природопользование

Повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований в области экологии и рационального природопользования на основе ведущихся признанными научными коллективами проектов более чем по 20 тематикам приведет к созданию и применению технологий мониторинга природно-техногенной сферы, прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений, обеспечения безопасности продукции, производства и объектов, рационального природопользования и реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий.

Социальные исследования и технологии

Планируется развитие фундаментальных и прикладных исследований человеческого потенциала Российской Федерации как фактора, определяющего выстраивание социальной, экономической, миграционной, гуманитарной, культурно-просветительской, экологической, законодательной деятельности в России и регионах. Основные усилия предусматривается направить:

на глубокое изучение социальных процессов (в том числе на базе созданного в 2013 году ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета "Центр социологических и Интернет-исследований"), их общественно-экономических следствий и правоприменительной практики;

на выработку рекомендаций для решения перспективных задач в области социальной и демографической политики, в сфере здравоохранения, образования и науки, а также для обеспечения межнационального согласия;

на разработку научно обоснованных требований и стандартов для создания современной социальной среды в российских регионах, городах и малонаселенных пунктах;

на разработку проблем новой географии экономического роста и рынка трудовых ресурсов;

на создание новых и адаптацию лучших образцов существующих социальных технологий для достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации.

Управленческие кадры и технологии

Относительно короткий в историческом масштабе современный период развития российского государства показывает, что отсутствие эффективных управленческих технологий, ориентированных на национальную специфику и освоенных руководителями, приводит к снижению темпов реализации запланированных программ и проектов. Для решения этой проблемы будут созданы технологии в области анализа и научной экспертизы государственной или корпоративной политики, анализа механизмов управления конкурентоспособностью предприятий с учетом российской специфики. Планируется провести внедрение принципов современного профессионального менеджмента в учреждениях науки, образования и здравоохранения на основе анализа индивидуальных, социальных и международных аспектов инновационного развития.

На приоритетных направлениях Программы концентрируются основные финансовые ресурсы, целевым образом выделяемые на реализацию Программы, что позволит Санкт-Петербургскому университету в среднесрочной перспективе добиться значимого результата в каждом из них.

Развитие Санкт-Петербургского университета в каждом из приоритетных направлений Программы будет реализовано в сочетании двух традиционных областей деятельности классического университета - многоуровневого образования и научных исследований.

V. Задачи Программы

Задачи Программы определяют механизмы реализации приоритетных направлений посредством системного развития ключевых ресурсов Санкт-Петербургского университета, в том числе образовательных программ, научных исследований, экспертной и инновационной деятельности, а также инфраструктурного комплекса и систем управления.

Системное развитие образовательных программ

Решение задачи по системному развитию образовательных программ предполагает разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие многоуровневого образования, сочетающего современные подходы к содержанию, учебно-методическому, технологическому и информационному обеспечению существующих образовательных программ и разработке новых образовательных программ. Конкретные мероприятия основаны на сочетании лучшего отечественного и зарубежного опыта и базируются на постоянном повышении квалификации научно-педагогических работников и активном вовлечении обучающихся в научную деятельность.

Важными инструментами эффективной реализации современных образовательных программ являются разработка и реализация новой политики в образовательной деятельности, мониторинг востребованности образовательных программ и выпускников на российском и международном рынках образовательных услуг, а также международные аккредитации образовательных программ.

Полномасштабный переход на многоуровневое обучение по самостоятельно установленным образовательным стандартам и требованиям и программный принцип управления образовательным процессом создадут обучающимся возможности приобретения дополнительных компетенций в рамках развития российской и международной академической мобильности.

С целью привлечения иностранных обучающихся и расширения коммуникативных и языковых компетенций российских студентов планируется увеличение к 2020 году доли образовательных программ и учебных дисциплин, преподаваемых на иностранных языках, до 20 процентов.

В целях повышения качества подготовки востребованных на рынке труда выпускников, готовых к практической профессиональной деятельности и способных обеспечить инновационное развитие и рост конкурентоспособности российской экономики, предполагается увеличение доли обучающихся по программам подготовки магистров и аспирантов и привлечение ученых с мировым именем к преподаванию в Санкт-Петербургском университете.

Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:

разработка и внедрение системы контроля качества образования;

разработка новых механизмов управления образовательными программами (переход на программный принцип организации образовательной деятельности);

актуализация существующих и разработка новых образовательных программ;

развитие академической мобильности посредством освоения обучающимися части образовательной программы или отдельных периодов обучения в вузе-партнере и (или) реализации образовательных программ с получением 2 дипломов;

интернационализация образовательных программ.

Системное развитие научных исследований, экспертной
и инновационной деятельности

Инструментами повышения эффективности проведения научных исследований станут совершенствование системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности, основанной на экспертизе и объективных наукометрических показателях, оптимизация и расширение процедур конкурсов для определения приоритетных направлений научных исследований, развитие внедренной в 2011 году системы стимулирования публикационной активности, а также введение в 2013 - 2014 годах системы научных степеней Санкт-Петербургского университета.

Мониторинг развития современной науки и включение университетских ученых в работу по перспективным научным направлениям приведут к расширению круга партнеров среди университетов, научных центров и институтов Российской академии наук, крупных российских и международных корпораций, а также к повышению активности в международных исследовательских проектах.

Эффективность принимаемых на всех уровнях стратегических, управленческих и программных решений предопределяется независимой, компетентной и научно обоснованной экспертизой. В Санкт-Петербургском университете предусматривается создание системы предоставления экспертных услуг в области научно обоснованной экспертизы образовательных программ, исследовательских проектов и управленческих решений, в том числе для нужд развития Санкт-Петербургского университета.

Ключевыми в этой области являются формирование сообщества университетских экспертов в областях знаний, по которым в университете осуществляются научная и образовательная деятельность, разработка методик проведения экспертиз с использованием научного потенциала Санкт-Петербургского университета, разработка и реализация образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экспертов. Решение этих вопросов позволит Санкт-Петербургскому университету исполнять функции экспертного учреждения для Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти.

Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:

развитие программ академической мобильности через повышение квалификации, обмен стажерами и приглашение перспективных исследователей из других российских и зарубежных организаций в Санкт-Петербургский университет;

создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности;

разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке;

развитие инновационной деятельности;

расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности;

развитие университетского экспертного сообщества;

расширение экспертной и консалтинговой деятельности.

Системное развитие инфраструктурного комплекса
для обеспечения образовательной, научно-исследовательской,
экспертной и информационной деятельности

Вся инфраструктура Санкт-Петербургского университета вовлекается в решение задач Программы. Специфика высокотехнологичной науки предполагает доступность уникальных дорогостоящих приборных комплексов, научно-технологических станций и исследовательских стендов для нужд научно-образовательной деятельности.

В целях обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности по приоритетным направлениям Программы в Санкт-Петербургском университете предполагается создание ресурсных центров, оснащенных современным научным оборудованием и квалифицированным обслуживающим персоналом. Для обеспечения эффективного функционирования будут сформированы концепция ресурсных центров и модели материально-технического сопровождения научных исследований.

Обеспечение исследовательской, образовательной и инновационной деятельности Санкт-Петербургского университета приборной базой и сопутствующей инфраструктурой мирового класса, организованной на принципах конкурсной доступности, квалифицированного обслуживания техники и помощи пользователям, создаст условия для привлечения ученых с мировым именем к исследовательской работе в Санкт-Петербургском университете, а также сделает образовательные программы университета конкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг.

Клиники ведущих университетов мира, создаваемые в сотрудничестве с ведущими производителями медицинского оборудования и препаратов, формируют основную площадку для проведения междисциплинарных исследований в области здоровья человека и общественного здоровья. Объединяя интеллектуальный ресурс ученых разных направлений (фармакологов, химиков, физиков, генетиков, психологов и социологов), они представляют собой центры разработки и внедрения передовых технологий, разработки стратегии дальнейшего развития системы подготовки специалистов, модернизации медицинской техники и технологий. В Санкт-Петербургском университете планируется создание университетской медицинской клиники, представляющей собой комплекс научно-образовательных и технолого-внедренческих ресурсов, включая современное диагностическое, лечебное и профилактическое оборудование, а также проблемные лаборатории.

Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:

создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области нанотехнологий и материаловедения;

создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области информационных систем;

создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области биомедицины и здоровья человека;

создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области экологии и рационального природопользования;

создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области исследования социальных процессов и технологий;

создание университетской медицинской клиники;

поддержка фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным направлениям деятельности Российского научного фонда посредством предоставления дополнительного целевого финансирования.

Развитие систем управления университетским комплексом
и механизмов взаимодействия с российскими и международными
партнерами

В Санкт-Петербургском университете предусматривается создание школы мирового уровня, ориентированной на подготовку российской управленческой элиты, способной отвечать на вызовы эпохи глобализации и инновационного развития.

В целях создания условий для подготовки национальной управленческой элиты и разработки и адаптации управленческих технологий планируется формирование диверсифицированного портфеля образовательных программ магистратуры и дополнительного профессионального образования, интернационализация научно-педагогического коллектива, развитие инфраструктуры Санкт-Петербургского университета, в том числе научной библиотеки и информационных ресурсов, поддержка уникального комплекса зданий Санкт-Петербургского университета и развитие современного кампуса.

Обеспечение деятельности по реализации Программы потребует модернизации системы управления, в том числе разработки и внедрения регламентов, баз данных, "электронной администрации". Будут расширены программные взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по выполнению широкого спектра прикладных исследований с целью содействия в решении государственных задач.

В ведущих университетах мира основу роста составляют не только концентрация ведущих ученых и привлечение молодых кадров, но и универсальная система доступа к интеллектуальному и информационному ресурсам. Планируется создание и обеспечение функционирования такой системы, обеспечивающей доступ к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета всем заинтересованным потребителям.

Реализацию указанной задачи планируется осуществить путем проведения следующих мероприятий:

развитие системы управления;

создание системы подготовки управленческих кадров;

создание научных основ современных управленческих технологий;

расширение взаимодействия с государственными и негосударственными организациями;

создание информационной системы для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета.

VI. Финансовое обеспечение

Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Государственная поддержка Программы осуществляется по подразделу "Высшее и послевузовское профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов. В 2010 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета выделяется соответственно 0,3, 2,7 и 2 млрд. рублей, в 2014 - 2020 годах 6069,97 млн. рублей, из них в 2014 году - 1000 млн. рублей, в 2015 году - 900 млн. рублей, в 2016 году - 900 млн. рублей, в 2017 году - 846,45 млн. рублей, в 2018 году - 819,72 млн. рублей, в 2019 году - 801,9 млн. рублей, в 2020 году - 801,9 млн. рублей. При этом средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию Программы, могут быть использованы для софинансирования грантов и проектов, в том числе получивших поддержку российских и международных организаций, фондов и объединений, в которых принимает участие Санкт-Петербургский университет.

В рамках формирования федерального бюджета на соответствующий год возможно внесение в установленном порядке изменений в мероприятия и приоритетные направления Программы в части их финансового обеспечения с учетом возможностей федерального бюджета.

Помимо средств федерального бюджета на финансирование Программы планируется привлечь:

средства от приносящей доход деятельности Санкт-Петербургского университета;

средства специализированной организации управления целевым капиталом;

средства российских и международных организаций, фондов и объединений.

Общий объем финансирования Программы за счет внебюджетных источников в 2010 - 2013 годах составит 2,25 млрд. рублей, на 2014 - 2020 годы оценивается в размере 15 млрд. рублей.

Объем финансового обеспечения в 2010 - 2013 годах мероприятий Программы приведен в Приложении N 1.

Объем финансового обеспечения в 2014 - 2017 годах мероприятий Программы приведен в Приложении N 1.1.

VII. Результаты реализации Программы к 2020 году

Целевые индикаторы Программы приведены в Приложении N 2. Индикаторы характеризуют результативность вклада Санкт-Петербургского университета в развитие Российской Федерации, в том числе территорий и регионов, эффективность принятой модели развития, конкурентоспособность образовательных программ и научных исследований на международных рынках, организационную устойчивость и международное и национальное признание Санкт-Петербургского университета. Плановые значения целевых индикаторов планируется достигнуть без увеличения штатной численности научно-педагогических работников.

Санкт-Петербургский университет в 2020 году станет одним из мировых лидеров в создании новых образовательных программ и в их постоянном обновлении. Соотношение уровня образовательных программ сместится в направлении увеличения подготовки магистров и научных кадров высшей квалификации. По этому показателю университет выйдет на уровень ведущих университетов мира. Качество образовательных программ позволит осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации российской научной, инновационной, управленческой и культурной элиты.

К 2016 году завершится переход на собственные образовательные стандарты 3-го поколения, учитывающие как актуальные изменения в системе государственных стандартов высшего образования, так и требования к структуре, содержанию, практической направленности, материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению образовательных программ, соответствующим лучшим практикам университетов - лидеров международных рейтингов.

Параллельно будут проведены мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических работников в части построения и реализации образовательных программ в соответствии с новыми стандартами. Наряду с использованием механизмов конкурсного отбора на должности профессорско-преподавательского состава мероприятия Программы позволят, сохранив ядро преподавательских коллективов, существенно повысить эффективность их работы и достичь к 2020 году нового качества преподавательского корпуса Санкт-Петербургского университета.

Предполагается существенно расширить практику и технологии распространения позитивного опыта образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета в системе высшего профессионального образования. Вырастет численность слушателей программ дополнительного профессионального образования, в том числе объем повышения квалификации научно-педагогических работников других вузов.

Санкт-Петербургский университет станет признанным лидером в интернационализации образовательной деятельности. Это повысит конкурентоспособность университета и позволит существенно расширить экспорт образовательных услуг.

Санкт-Петербургский государственный университет войдет в число признанных в российской и международной академической среде лидеров фундаментальных научных исследований, а также расширит спектр прикладных исследований, в том числе для создания коммерческих продуктов на основе результатов исследовательских работ.

Увеличится доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования за счет российских и международных научных фондов. Повысится эффективность участия научно-педагогических работников университета в конкурсах в рамках федеральных и региональных целевых программ.

Уровень научных исследований, материально-техническое, инфраструктурное и кадровое обеспечение условий научной работы сделает Санкт-Петербургский университет привлекательным для зарубежных исследователей. Возрастут число иностранных ученых, работающих в лабораториях университета, показатели академической мобильности ученых Санкт-Петербургского университета и количество совместных проектов с исследовательскими коллективами зарубежных научно-образовательных центров.

Высокая эффективность фундаментальных и прикладных исследований повысит привлекательность Санкт-Петербургского университета для заказчиков прикладных исследований, расширит круг его партнеров и обеспечит рост объемов финансирования научных исследований.

Санкт-Петербургский университет существенно расширит число поданных заявок на защиту объектов интеллектуальной собственности. Это позволит обеспечить к 2020 году долю финансирования от реализации объектов интеллектуальной собственности за счет средств внебюджетных источников до 10 процентов общего объема такого финансирования.

Санкт-Петербургский университет станет лидером в области экспертной деятельности. На основе сформированной практики оказания экспертных услуг и сформированного университетского корпуса экспертов по широкому спектру направлений планируется осуществить к 2016 году организационно и технологически качественно новый уровень этой деятельности, отвечающий потребностям в экспертных услугах граждан, органов власти, крупных корпораций, среднего и малого бизнеса.

Выход образовательной, научно-исследовательской, инновационной и экспертной деятельности на качественно новый уровень позволит Санкт-Петербургскому университету как лидеру российской системы высшего профессионального образования сосредоточить усилия на решении следующих ключевых задач социально-экономического развития Российской Федерации:

развитие человеческого потенциала через научно обоснованную практику создания и реализации актуальных образовательных программ;

развитие кадровых и нормативно-правовых ресурсов для интегрированной с высшим образованием системы научных исследований и разработок, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала;

формирование социально ответственной элиты, обеспечивающей устойчивое функционирование государственных и общественных институтов;

научное, экспертное и правовое обеспечение модернизации российской экономики на основе инновационного развития научно-технологического потенциала Санкт-Петербургского университета.

Приложение N 1
к Программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования "Санкт-Петербургский
государственный университет"
до 2020 года

ОБЪЕМ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2010 - 2013 ГОДАХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ДО 2020 ГОДА

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2010 - 2013 годы
В том числе
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
всего
в том числе
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
всего
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
всего
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
всего
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
всего
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
I. Системное развитие образовательных программ
1. Разработка и внедрение системы контроля качества образования
47
47
-
2
2
-
20
20
-
10
10
-
15
15
-
2. Разработка новых механизмов управления образовательными программами
35
35
-
10
10
-
-
-
-
25
25
-
-
-
-
3. Актуализация существующих образовательных программ и разработка новых образовательных программ
155
155
-
5
5
-
50
50
-
50
50
-
50
50
-
4. Интернационализация образовательных программ
80
80
-
10
10
-
25
25
-
20
20
-
25
25
-
Всего по разделу I
317
317
-
27
27
-
95
95
-
105
105
-
90
90
-
II. Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности
5. Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности
45
45
-
5
5
-
15
15
-
10
10
-
15
15
-
6. Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке
30
30
-
10
10
-
-
-
-
20
20
-
-
-
-
7. Развитие инновационной деятельности
46
46
-
1
1
-
10
10
-
5
5
-
30
30
-
8. Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности
21
21
-
1
1
-
7
7
-
3
3
-
10
10
-
9. Развитие университетского экспертного сообщества
190
175
15
5
5
-
60
50
10
25
20
5
100
100
-
10. Расширение экспертной и консалтинговой деятельности
32
32
-
2
2
-
10
10
-
5
5
-
15
15
-
Всего по разделу II
364
349
15
24
24
-
102
92
10
68
63
5
170
170
-
III. Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности
11. Создание ресурсных центров в области нанотехнологии и материаловедения
2287
43
2244
103
3
100
1298
25
1273
886
15
871
-
-
-
12. Создание ресурсных центров в области информационных систем
303
20
283
-
-
-
187
10
177
116
10
106
-
-
-
13. Создание ресурсных центров в области биомедицины и здоровья человека
1183
25
1158
50
-
50
615
15
600
518
10
508
-
-
-
14. Создание ресурсных центров в области экологии и рационального природопользования
885
20
865
-
-
-
510
10
500
375
10
365
-
-
-
15. Создание университетской медицинской клиники
15
15
-
15
15
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу III
4673
123
4550
168
18
150
2610
60
2550
1895
45
1850
-
-
-
IV. Развитие систем управления университетским комплексом и механизмов взаимодействия
с российскими и международными партнерами
16. Развитие системы управления
760
760
-
160
160
-
200
200
-
200
200
-
200
200
-
17. Создание системы подготовки управленческих кадров
360
360
-
130
130
-
80
80
-
100
100
-
50
50
-
18. Создание научных основ современных управленческих технологий
180
180
-
-
-
-
60
60
-
30
30
-
90
90
-
19. Расширение взаимодействия с государственными и негосударственными организациями
70
70
-
10
10
-
20
20
-
20
20
-
20
20
-
20. Создание информационной среды для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета
526
91
435
151
1
150
170
30
140
155
10
145
50
50
-
Всего по разделу IV
1896
1461
435
451
301
150
530
390
140
505
360
145
410
410
-
Итого по Программе
7250
2250
5000
670
370
300
3337
637
2700
2573
573
2000
670
670
-

Приложение N 1.1
к программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования "Санкт-Петербургский
государственный университет"
до 2020 года

ОБЪЕМ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 2014 - 2020 ГОДАХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДО 2020 ГОДА

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

2014 - 2020 годы
В том числе
2014 - 2016 годы
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
всего
в том числе
всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
всего
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
средства федерального бюджета
внебюджетные средства
I. Системное развитие образовательных программ
1.
Разработка и внедрение системы контроля качества образования
62
-
62
33
-
33
16
-
16
3
-
3
5
-
5
5
-
5
2.
Разработка новых механизмов управления образовательными программами (переход на программный принцип организации образовательной деятельности)
860,57
762,57
98
139,9
102,9
37
113
113
-
215,77
200,77
15
180,9
160,9
20
211
185
26
3.
Актуализация существующих образовательных программ и разработка новых образовательных программ
219
-
219
111
-
111
53
-
53
10
-
10
20
-
20
25
-
25
4.
Интернационализация образовательных программ
125
-
125
58
-
58
26
-
26
15
-
15
15
-
15
11
-
11
5.
Развитие академической мобильности посредством освоения обучающимися модулей (дисциплин) образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - партнерах и (или) реализации образовательных программ, ведущих к получению 2 дипломов
112,48
35,48
77
4,2
4,2
-
28,8
8,8
20
22,38
9,38
13
26,1
6,1
20
31
7
24
Всего по разделу I
1379,05
798,05
581
346,1
107,1
239
236,8
121,8
115
266,15
210,15
56
247
167
80
283
192
91
II. Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности
6.
Развитие академической мобильности через повышение квалификации, обмен стажерами и приглашение перспективных исследователей из других российских и зарубежных организаций в Санкт-Петербургский университет
430,14
357,14
73
232,6
232,6
-
77,5
57,5
20
25,94
12,94
13
37,1
20,1
17
57
34
23
7.
Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности
88
-
88
33
-
33
16
-
16
16
-
16
11
-
11
12
-
12
8.
Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке
253,028
171,028
82
32
-
32
46,6
46,6
-
82,928
62,928
20
41,5
26,5
15
50
35
15
9.
Развитие инновационной деятельности
138
-
138
18
-
18
32
-
32
30
-
30
28
-
28
30
-
30
10.
Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности
341
-
341
12
-
12
11
-
11
115
-
115
110
-
110
93
-
93
11.
Развитие университетского экспертного сообщества
335
-
335
75
-
75
100
-
100
50
-
50
60
-
60
50
-
50
12.
Расширение экспертной и консалтинговой деятельности
32
-
32
17
-
17
15
-
15
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Всего по разделу II
1617,168
528,168
1089
419,6
232,6
187
298,1
104,1
194
319,868
75,868
244
287,6
46,6
241
292
69
223
III. Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности
13.
Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области нанотехнологий и материаловедения
1027,13
944,13
83
346,2
323,2
23
187,7
187,7
-
95,93
70,93
25
226,4
206,4
20
170,9
155,9
15
14.
Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области информационных систем
127
62
65
63,2
43,2
20
4,3
4,3
-
10
-
10
24,5
9,5
15
25
5
20
15.
Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области биомедицины и здоровья человека <*>
1686,6176
1552,6176
134
1179,2
1154,2
25
175,4
175,4
-
138,9176
103,9176
35
96,1
59,1
37
97
60
37
16.
Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области экологии и рационального природопользования
186,4
123,4
63
105
85
20
0,7
0,7
-
10
-
10
32,7
17,7
15
38
20
18
17.
Создание и развитие исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых и ресурсных центров для решения актуальных научных задач в области исследования социальных процессов и технологий
176,4
115,4
61
135,4
115,4
20
-
-
-
5
-
5
15
-
15
21
-
21
18.
Создание университетской медицинской клиники
383,46
218,46
165
184,7
169,7
15
-
-
-
78,76
48,76
30
60
-
60
60
-
60
Всего по разделу III
3587,0076
3016,0076
571
2013,7
1890,7
123
368,1
368,1
-
338,6076
223,6076
115
454,7
292,7
162
411,9
240,9
171
IV. Развитие систем управления университетским комплексом и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами
19.
Развитие системы управления
905
-
905
560
-
560
200
-
200
65
-
65
40
-
40
40
-
40
20.
Создание системы подготовки управленческих кадров
585,3
115,3
470
375,2
65,2
310
63,6
13,6
50
54,4
14,4
40
47,1
12,1
35
45
10
35
21.
Создание научных основ современных управленческих технологий
290
-
290
90
-
90
90
-
90
40
-
40
30
-
40
-
40
22.
Расширение взаимодействия с государственными и негосударственными организациями
87
-
87
50
-
50
20
-
20
10
-
10
7
-
7
-
-
-
23.
Создание информационной среды для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета
1855,05
1596,05
259
548,4
504,4
44
288,85
238,85
50
329,3
279,3
50
338,5
283,5
55
350
290
60
Всего по разделу IV
3722,35
1711,35
2011
1623,6
569,6
1054
662,45
252,45
410
498,7
293,7
205
462,6
295,6
167
475
300
175
Итого по Программе
10305,5756
6053,5756
4252
4403
2800
1603
1565,45
846,45
719
1423,3256
803,3256
620
1451,9
801,9
650
1461,9
801,9
660

--------------------------------

<*> В том числе до 75 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2015 году, до 37,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2016 году, до 37,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2017 году, и до 37,5 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных на реализацию Программы в 2018 году, в качестве софинансирования комплексной научной программы "Трансляционная биомедицина в СПбГУ" в соответствии с соглашением между Российским научным фондом и организацией о предоставлении гранта на реализацию в 2014 - 2018 годах комплексной научной программы, предусматривающей развитие организации в целях укрепления кадрового потенциала науки, проведения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции, от 31 декабря 2014 г.

Приложение N 2
к Программе развития федерального
государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего образования "Санкт-Петербургский
государственный университет"
до 2020 года

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ДО 2020 ГОДА

Индикатор
Единица измерения
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
I. Системное развитие образовательных программ
1.
Доля студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и подготовки специалистов, в общей численности студентов, принятых по программам высшего образования
процентов
77
72
68
62
58
54
53
51
49
47
-
2.
Доля студентов, принятых на обучение по программам магистратуры, в общей численности студентов, принятых по программам высшего образования
процентов
15
20
24
29
33
37
38
40
41
43
-
3.
Доля обучающихся, принятых на обучение по программам подготовки кадров высшей квалификации, в общей численности обучающихся, принятых по программам высшего образования
процентов
8
8
8
9
9
9
9
9
10
10
-
4.
Доля численности обучающихся по программам магистратуры, принятых в Санкт-Петербургский университет и имеющих диплом бакалавра другой образовательной организации высшего образования, в общей численности студентов, принятых на программы магистратуры в Санкт-Петербургский университет
процентов
11
12
15
16
18
20
22
29
31
33
35
II. Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности
5.
Доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, входящих в наукометрические базы Web of Science, Scopus, в общей численности научно-педагогических работников
процентов
14
16
18
19
20
22,5
23
50
53
57
61
6.
Доля научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования по федеральным целевым научно-техническим программам, грантам российских и зарубежных фондов, в общей численности научно-педагогических работников
процентов
50
55
60
65
70
71
72
73
75
77
79
7.
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученые степени, в общей численности научно-педагогических работников
процентов
74
75
75
75
75
75
75
76
76
77
77
8.
Доля научно-педагогических работников моложе 35 лет, имеющих ученые степени кандидатов наук или PhD, в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученые степени кандидатов наук или PhD
процентов
23
23
24
25
25
26
27
27
28
29
30
9.
Доля докторов наук моложе 40 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук
процентов
3
3
4
4
5
6
6
7
7
8
8
10.
Количество объектов интеллектуальной собственности, правообладателем которых является Санкт-Петербургский университет
единиц
80
90
100
200
220
240
252
362
375
338
401
11.
Количество поданных заявок на защиту объектов интеллектуальной собственности
единиц
30
35
40
53
59
65
71
73
75
77
79
12.
Доля доходов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в общем объеме доходов
процентов
11
13
13
14
16
18
20
22
25
28
30
13.
Количество хозяйственных обществ, обеспечивающих практическое применение результатов интеллектуальной деятельности
единиц
1
3
5
7
9
10
12
15
17
19
21
14.
Доля доходов от реализации объектов интеллектуальной собственности в общем объеме средств от приносящей доход деятельности
процентов
0,18
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
III. Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности
15.
Доля стоимости оборудования, модернизированного в течение последних 5 лет, в общей стоимости оборудования
процентов
2
7
10
13
16
19
20
23
26
31
28
16.
Доля студентов магистратуры и специалитета, применявших в учебно-научном процессе модернизированное в течение последних 5 лет научное оборудование с использованием актуального специализированного программного обеспечения и других средств обучения, в общей численности студентов магистратуры и специалитета
процентов
2
4
7
21
25
25
27
29
29
30
32
17.
Доля аспирантов, применявших в учебно-научном процессе модернизированное в течение последних 5 лет научное оборудование с использованием актуального специализированного программного обеспечения и других средств обучения, в общей численности аспирантов
процентов
3
4
6
25
27
27
29
29
30
30
31
IV. Развитие систем управления университетским комплексом и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами
18.
Количество программ дополнительного профессионального образования
единиц
210
250
300
320
340
350
360
370
380
390
400
19.
Общая численность слушателей программ дополнительного профессионального образования
тыс. человек
2,3
2,6
3
3,2
3,4
3,5
3,6
3,7
3,8
3,9
4
20.
Количество образовательных программ, получивших международную аккредитацию
единиц
2
3
5
7
9
10
11
14
16
18
20
21.
Численность научно-педагогических работников образовательных и научных организаций, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в Санкт-Петербургском университете
тыс. человек
0,4
0,5
0,6
1
1,15
1,3
1,4
-
-
-
-
V. Системное повышение международной конкурентоспособности Санкт-Петебургского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров
22.
Количество образовательных программ на иностранных языках
единиц
6
10
14
16
18
20
22
24
26
28
30
23.
Количество публикаций в журналах Science и Nature Publ. Group
единиц
-
-
-
-
1
1
2
20
24
28
32
24.
Доля научных публикаций на иностранных языках в общем количестве научных публикаций научно-педагогических работников
процентов
24
28
31
34
37
39
40
41
42
43
44
25.
Доля иностранных обучающихся в общей численности обучающихся
процентов
3
3
4
5
5
6
7
7
8
9
10
26.
Доля публикаций, написанных в соавторстве с иностранными партнерами, в общем количестве статей в журналах списков Web of Science и Scopus
процентов
-
-
-
41
43
46
48
50
51
52
26
27.
Количество научных публикаций научно-педагогических работников в журналах списков Web of Science и Scopus
тыс. единиц
1
1,25
1,4
1,55
1,7
1,9
2
2,5
2,6
2,7
2,8
28.
Общая численность обучающихся и научно-педагогических работников, участвовавших в международных научных конференциях
тыс. единиц
2,2
2,3
2,35
2,42
2,53
2,6
2,7
3,2
3,4
3,5
3,7
29.
Наивысшая позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах (в общем списке)
позиций
-
-
-
-
250
250
200
200
150
150
100
30.
Наивысшая позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах по математике, математическому образованию
позиций
-
-
-
-
250
250
200
200
150
150
100
31.
Наивысшая позиция (с точностью до 50) в ведущих мировых рейтингах по естественным наукам
позиций
-
-
-
-
250
250
200
200
150
150
100