ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июля 2003 г. N 908-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд (далее именуется - Концепция), разработанную Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России и согласованную с Минфином России, МАП России, Госстроем России, МПР России, ГТК России и ФЭК России.

2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд руководствоваться положениями Концепции.

3. Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций разработать и осуществить необходимые меры, направленные на реализацию Концепции, а по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, внести предложения в установленном порядке.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при формировании программ развития регионов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 2003 г. N 908-р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЫНКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА ДЛЯ БЫТОВЫХ НУЖД

Введение

Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд определяет цели, задачи и приоритеты развития этого рынка в Российской Федерации и основывается на комплексной оценке тенденций и проблем развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд.

Под сжиженными углеводородными газами понимаются легкие углеводороды - пропан, бутан и их смеси в различных пропорциях в зависимости от направлений и условий использования (далее именуются - сжиженный газ).

1. Состояние и проблемы развития рынка сжиженного газа

Производство сжиженного газа

В качестве сырья для производства сжиженного газа используются природный газ, нефтяные попутные газы, газовый конденсат и нефть. Технологические особенности получения сжиженного газа определяют следующие источники его производства: нефтепереработка, газопереработка и нефтехимия. При нефтепереработке (на нефтеперерабатывающих и некоторых нефтехимических предприятиях) сжиженный газ является фактически дополнительным продуктом при получении бензинов и прочих продуктов нефтепереработки. В отраслях газопереработки и частично в нефтехимии ситуация иная, так как производимый там сжиженный газ является основным продуктом для реализации и/или последующей переработки в продукцию более высоких переделов.

Сжиженный газ в Российской Федерации производится на нефтехимических, нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих предприятиях.

Доминирующее положение на рынке производства сжиженного газа в России занимают открытые акционерные общества "Газпром" и "СИБУР". Их доля в общем объеме производства сжиженного газа в Российской Федерации в последние годы составляет 50 - 60 процентов.

Нефтеперерабатывающие предприятия в процессе переработки нефти также производят сжиженный газ. Эти предприятия входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (акционерные общества "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "ЮКОС", "Роснефть", "ТНК", "НК "ЛУКОЙЛ" и некоторые другие). Каждое из них имеет относительно небольшую долю в общем объеме производства сжиженного газа, однако производимые ими объемы сжиженного газа имеют важное значение для обеспечения потребностей близлежащих регионов.

Транспортировка сжиженного газа

В России транспортировка сжиженного газа от предприятий-производителей до оптовых потребителей (нефтехимических предприятий, баз, газонаполнительных станций и на экспорт) осуществляется в основном железнодорожным транспортом в специально оборудованных цистернах или непосредственно по трубопроводам (продуктопроводам). Продуктопроводы, протяженность которых незначительна, обычно соединяют несколько предприятий, объединенных единой технологией, или предприятия и наливные железнодорожные эстакады.

Для доставки сжиженного газа до потребителей создана сеть кустовых баз (общее количество - 14) и газонаполнительных станций (общее количество - 179), предназначенных для приема, хранения и распределения сжиженного газа.

Емкость мощностей газонаполнительных станций и кустовых баз для хранения сжиженного газа составляет около 80 тыс. куб. метров или около 36 тыс. тонн.

Крупнейшим перевозчиком сжиженного газа в специализированных железнодорожных цистернах является федеральное государственное унитарное предприятие "СГ-транс". На его долю приходится около 70 процентов общего объема железнодорожных перевозок сжиженного газа в стране.

Большая часть сжиженного газа для бытовых нужд перевозится цистернами предприятия "СГ-транс", причем его территориальные филиалы, осуществляющие реализацию газа, играют существенное значение (как базы хранения) для обеспечения населения сжиженным газом.

Затраты предприятий на перевозку сжиженного газа по железным дорогам состоят из регулируемого государством тарифа Министерства путей сообщения Российской Федерации и нерегулируемой стоимости услуг предприятия "СГ-транс". Стоимость услуг указанного предприятия составляет в среднем 40 - 80 процентов железнодорожного тарифа.

Другими крупными владельцами железнодорожных цистерн для перевозки сжиженного газа являются компании, входящие в состав открытых акционерных обществ "Газпром" и "НК "ЛУКОЙЛ".

Оптовый рынок сжиженного газа и его регулирование

Производимый в Российской Федерации сжиженный газ используется (в процентах от общего объема товарного производства в 2002 году):

в качестве сырья для нефтехимической промышленности (47 процентов);

для поставок потребителям коммунально-бытового сектора (38 процентов), в том числе для бытовых нужд населения (17 процентов);

для поставок на экспорт (15 процентов).

Потребление сжиженного газа нефтехимической промышленностью возросло в 1998 - 2001 годах (в 2002 году произошло временное сокращение, связанное в основном с реорганизацией акционерного общества "СИБУР", но в настоящее время снова наметился рост). Это обусловлено наращиванием объемов производства и увеличением загрузки производственных мощностей нефтехимической, химической и шинной промышленности, являющихся основными потребителями сжиженного газа.

Отпускная цена сжиженного газа у производителей в основном зависит от состава реализуемого сырья, а также от расстояния до основных рынков сбыта (в основном экспортных). Внутренний рынок сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер, что также отражается на общей динамике цен. Стоимость сжиженного газа у производителей на начало 2003 года составляла в среднем 3500 рублей за тонну (сжиженный газ по свободной цене отпускается предприятиям нефтехимии, а также потребителям коммунально-бытового сектора, включая направление на использование его в качестве автомобильного топлива) при регулируемой оптовой цене 1350 рублей за тонну (с 1 января 2003 г.) для населения.

Поскольку проводимая в России газификация была рассчитана на использование не только природного газа, но и сжиженного газа, в настоящее время в Российской Федерации газифицировано сжиженным газом около 13 млн. квартир (природным газом - более 25 млн. квартир), из которых 7,2 млн. квартир (около 55 процентов) находится в сельской местности. Сжиженный газ используется для бытовых нужд в 76 регионах России. Общее количество населения, использующего сжиженный газ, оценивается в 50 млн. человек (природный газ - 78 млн. человек). Сжиженный газ используется населением преимущественно для приготовления пищи и подогрева воды.

Сжиженный газ поставляется потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению, в баллонах (индивидуальные дома и дачные постройки) или с использованием групповых резервуарных установок (для газоснабжения многоэтажных домов, коммунально-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных предприятий). Основной объем потребления сжиженного газа в коммунально-бытовом секторе приходится на сельскую местность и населенные пункты городского типа с населением не выше 80 тыс. человек. Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский и Приморский края, Еврейская автономная область, Амурская, Мурманская и Читинская области используют только сжиженный газ (газификация природным газом отсутствует).

В последние годы возросло использование сжиженного газа в качестве автомобильного топлива, однако в общем объеме потребления сжиженного газа это направление пока не достаточно развито.

Оптовую покупку и розничную продажу сжиженного газа потребителям коммунально-бытового сектора, в том числе населению для бытовых нужд в соответствии с балансовыми заданиями, в основном осуществляют региональные и местные газораспределительные организации, которые одновременно осуществляют транспортировку и реализацию сетевого (природного) газа. В последнее время начали появляться и независимые оптовые покупатели и розничные продавцы сжиженного газа.

Система балансовых заданий, представляющая собой административное регулирование поставок сжиженного газа для бытовых нужд, была введена в конце 1999 года в связи с необходимостью обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа населению. Одновременно предусматривался учет исполнения балансовых заданий при таможенном оформлении поставок сжиженного газа на экспорт. Впоследствии в течение 2000 - 2003 годов практика использования системы балансовых заданий последовательно продлевалась Правительством Российской Федерации.

Система государственного регулирования рынка сжиженного газа нуждается в совершенствовании. Основными ее недостатками являются:

недостаточная эффективность механизма регулирования оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд, сдерживающая развитие и рост этого рынка;

несоответствие методов государственного регулирования поставленным целям и получаемым результатам, что порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый "переток" сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка сжиженного газа для бытовых нужд в секторы оптового и розничного рынков сжиженного газа с нерегулируемыми ценами и формирование "серого" рынка сжиженного газа (что является почти неизбежным при административном создании разных секторов рынка одного и того же товара с разными ценами и требует разработки и реализации специальных мер для минимизации подобных явлений);

недостаточное развитие механизма предотвращения кризиса в обеспечении населения сжиженным газом (проблемы с обеспечением населения сжиженным газом для бытовых нужд продолжают возникать в некоторых регионах Российской Федерации);

недостаточная (в соответствии с требованиями законодательства) нормативно-правовая регламентация системы государственного регулирования рынка сжиженного газа.

Внешнеэкономический аспект

В России экспорт сжиженного газа в период 90-х годов снизился почти в 2,3 раза (с 2,5 млн. тонн в 1990 году до менее 1 млн. тонн в 2002 году). Существенные изменения произошли в структуре экспорта: если в 1990 году 80 процентов вывозимого за пределы Российской Федерации сжиженного газа поставлялось в республики СССР, то в 2001 году в Белоруссию, Украину и страны Балтии было поставлено не более 20 процентов сжиженного газа, а в страны дальнего зарубежья - 80 процентов. Основными рынками сбыта российского сжиженного газа являются Финляндия, Польша, другие страны Центральной и Восточной Европы. Экспортные цены на сжиженный газ имеют ярко выраженный сезонный характер. Стоимость тонны сжиженного газа на рынках Северо-Западной Европы колеблется от 210 долларов США в летние месяцы и до 340 долларов США - в зимние.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Правительство Российской Федерации осуществляет оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности путем установления ставок вывозных таможенных пошлин, в том числе на сжиженный газ.

Введение повышенных (фактически запретительных) ставок вывозных таможенных пошлин на сжиженный газ в конце 1999 года продемонстрировало эффективность данного государственного механизма для обеспечения потребностей внутреннего рынка в сжиженном газе. В настоящее время ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ устанавливается в размере 90 процентов ставки таможенной пошлины на нефть и составляет 36,3 доллара США за тонну (эти ставки пересматриваются один раз в два месяца одновременно с пересмотром ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, которые на законодательном уровне "увязаны" со средней ценой на нефть на международных рынках). Зависимость таможенной пошлины на сжиженный газ от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть нецелесообразна, поскольку, во-первых, сжиженный газ не является основным ценообразующим продуктом при переработке нефти, во-вторых, потребление сжиженного газа носит ярко выраженный сезонный характер и требует более оперативного регулирования.

Жесткая зависимость величины вывозной таможенной ставки на сжиженный газ от величины вывозной таможенной ставки на нефть придает экспортному таможенному тарифу в отношении сжиженного газа исключительно фискальный характер.

Розничный рынок сжиженного газа и его регулирование

Количество сжиженного газа, поставляемого в баллонах, значительно меняется в зависимости от региона, но в среднем по Российской Федерации составляет около 55 процентов и превышает 90 процентов в 22 субъектах Российской Федерации. Сжиженный газ, поставляемый из групповых резервуарных установок, преимущественно потребляется в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах (там доля сжиженного газа, поставляемого в баллонах, составляет примерно 30 процентов потребления сжиженного газа населением в бытовых целях). В Сибирском федеральном округе доля газа, поставляемого из групповых резервуарных установок, составляет около 53 процентов, а в Уральском - около 44 процентов, в других федеральных округах - 35 процентов и ниже.

Регулирование цен на сжиженный газ на розничном рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Розничный рынок сжиженного газа для бытовых нужд в Российской Федерации сегментирован.

Существует традиционный сектор рынка сжиженного газа для бытовых нужд населения, который сформирован потреблением сжиженного газа в жилищах, газифицированных еще в советский период. В этом секторе было отмечено существенное падение потребления сжиженного газа (в 1,5 - 2 раза в зависимости от региона) в течение 1991 - 1998 годов. Это падение было вызвано снижением производства сжиженного газа при одновременном существенном росте цен на него и организационными изменениями в системе доставки и реализации сжиженного газа населению. В этот период ряд потребителей (в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке) отказались от использования сжиженного газа. Кроме того, почти в 2 раза снизилась норма его фактического потребления. В настоящее время потребление сжиженного газа составляет в среднем около 32 - 33 килограммов на человека в год при норме расхода 50 - 55 килограммов газа на человека в год, установленной строительными нормами и правилами 2.04.08-87. По данным о потреблении сжиженного газа населением, объем этого сектора розничного рынка сжиженного газа оценивается примерно в 1 млн. тонн в год. Этот сектор розничного рынка сжиженного газа отличается низкой эластичностью спроса. Несмотря на то что в течение 1999 - 2002 годов регулируемая оптовая цена на сжиженный газ выросла в 2,7 раза (с 390 до 1050 рублей за 1 тонну), потребление населением сжиженного газа сохранилось практически на одном уровне.

В последние годы успешно развивается сектор рынка сжиженного газа, используемого в качестве автомобильного топлива. Объем этого сектора розничного рынка оценивается в настоящее время в 300 - 400 тыс. тонн в год. В данном секторе сжиженный газ конкурирует с автомобильными бензинами, которые и задают ценовой ориентир для сжиженного газа: конкурентоспособная оптовая цена поставки сжиженного газа (в рублях за килограмм) составляет 50 - 60 процентов цены бензина (в рублях за литр) распространенных марок (например, АИ-80). Таким образом, при цене бензина 10 рублей за литр конкурентная оптовая цена сжиженного газа в регионе реализации составляет 5000 - 6000 рублей за тонну.

В последнее время получило развитие использование сжиженного газа в коммерческих целях: для приготовления пищи на продажу, для отопления помещений и т.д.

Соответственно на розничном рынке сжиженного газа для бытовых нужд, с одной стороны, существует проблема его поставки малообеспеченным слоям населения (около 10 процентов), которые даже при существующем уровне цен на сжиженный газ нуждаются в субсидиях на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в целом (и поставок сжиженного газа в частности), с другой стороны, - проблема неудовлетворенного спроса на сжиженный газ со стороны населения.

Существующая система государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд не позволяет обеспечить адресность субсидий. В результате конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие граждане, но и граждане с высокими и средними доходами. Эта система отрицательно влияет на предприятия, предоставляющие гражданам коммунальные услуги, выпадающие доходы которых, возникающие от реализации услуг по цене ниже их реальной стоимости, зачастую компенсируются не в полном объеме.

2. Стратегия развития рынка сжиженного газа

Цели

Основные цели развития рынка сжиженного газа в Российской Федерации связаны с реализацией Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд и заключаются в следующем:

надежное и бесперебойное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд;

создание механизмов, ограничивающих рост цен на сжиженный газ для бытовых нужд и обеспечивающих социальную защиту населения;

создание экономических условий, стимулирующих производство сжиженного газа и наполнение внутреннего рынка сжиженного газа (для различных целей, но в первую очередь для бытовых нужд).

Задачи

Основными задачами развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд являются:

1) стимулирование производства сжиженного газа и роста его предложения на российских оптовом и розничном рынках сжиженного газа, в том числе путем:

ликвидации избыточного государственного регулирования, сдерживающего развитие производства сжиженного газа, в частности последовательного отказа от регулирования цен на нефтяной попутный газ, оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд (и снятие этой социальной нагрузки с производителей сжиженного газа) и от системы балансовых заданий;

регулирования инструментов экономического воздействия на производителей сжиженного газа с целью выравнивания экономических условий экспорта сжиженного газа и его реализации на внутреннем рынке, а также выравнивания условий хозяйственной деятельности на оптовом рынке сжиженного газа с учетом поставки газа населению для бытовых нужд и прочим потребителям;

развития системы использования (утилизации) газов, полученных при добыче углеводородов;

развития системы доступа производителей сжиженного газа к рынкам продуктов газопереработки;

2) реализация механизмов ограничения роста цен на сжиженный газ, в том числе путем:

стимулирования и развития конкуренции на оптовом и розничных рынках сжиженного газа;

повышения открытости торговли, создания единых механизмов ценообразования для участников рынков сжиженного газа (оптового и розничного);

контроля (по крайней мере, на первом этапе) за уровнем розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд;

3) развитие и дальнейшее совершенствование механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

3. Меры по развитию рынка сжиженного газа

Меры по развитию рынка сжиженного газа предлагается реализовать в 2 этапа. Реализация этих мер на первом этапе создаст стимулы для дальнейшего развития производства сжиженного газа, позволит наполнить внутренний рынок и отменить государственное регулирование оптового рынка сжиженного газа с учетом развития системы адресных субсидий, создав тем самым необходимые условия для дальнейшего проведения либерализации розничного рынка (на втором этапе).

Первый этап

Увеличение производства сжиженного газа существенным образом зависит от эффективности использования сырьевой базы. Поскольку одним из основных видов сырья для производства сжиженного газа является нефтяной попутный газ, предлагается как экономическими, так и административными методами стимулировать его использование.

Для этого необходимо уже на первом этапе, до проведения либерализации оптовых цен на сжиженный газ, отменить государственное регулирование цен на нефтяной попутный газ, а также разработать и принять систему четких обязательств недропользователей по использованию (утилизации) газов, полученных при добыче углеводородов, в том числе в обязательном порядке предусматривать во вновь выдаваемых лицензиях на разработку месторождений обязательства по использованию этих газов.

Синхронно с внедрением указанной системы обязательств недропользователей по использованию газов, полученных при добыче углеводородов, предполагается разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию газопереработки и облегчению доступа на рынки продуктов газопереработки. В частности, усилить антимонопольный контроль за функционированием системы транспортировки сжиженного газа (продуктопроводы, наливные эстакады, наливные причалы, спецтранспорт). Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности распространения режима регулирования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации на продуктопроводы, используемые для транспортировки продуктов переработки нефтяного попутного газа и газового конденсата.

Для стимулирования производственной деятельности производителей сухого (отбензиненного) газа, получаемого при переработке нефтяного попутного газа, предлагается реализовать равное право доступа к магистральным газопроводам всех поставщиков газа, в том числе поставщиков сухого газа. Это означает, что газотранспортная компания лишается права отказа в доступе к газопроводам поставщиков сухого газа (в случае оформления заявки на доступ в соответствии с установленными правилами).

Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить существование "серого" рынка этого газа и создаст единые экономические условия для функционирования всех секторов рынка сжиженного газа. Однако форсирование сроков отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд может привести к ее значительному одномоментному росту, который вызовет повышение розничных цен в ряде регионов в размере 40 - 50 процентов. Рост этих цен скажется в основном на малоимущих слоях населения.

Поэтому оптимальным представляется поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд с прекращением ее государственного регулирования не ранее 2005 года, поскольку к этому времени должны быть усовершенствованы механизмы предоставления адресных субсидий нуждающимся слоям населения.

Поэтапное повышение оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет осуществляться в установленном порядке. Динамика повышения оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет определяться необходимостью приведения регулируемой оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд к уровню цены, сложившейся на нерегулируемом сегменте оптового рынка сжиженного газа к моменту прекращения государственного регулирования оптовой цены. Для компенсации нуждающимся слоям населения соответствующего увеличения расходов на сжиженный газ в связи с предполагаемым ростом оптовой цены (на 1250 - 2250 рублей за тонну) потребуется выделение из бюджетов всех уровней субсидий в размере около 200 млн. рублей. Это потребует также разработки соответствующей методики, устанавливающей предельный рост розничных цен в наиболее чувствительных к повышению этих цен регионах.

В ходе поэтапного повышения цены на оптовом рынке сжиженного газа и до полной отмены государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд будет функционировать система балансировки производства, транспорта, внутреннего потребления и экспорта сжиженного газа, осуществляемой посредством формирования графиков поставок сжиженного газа для бытовых нужд, учитывающих динамику производства и потребления сжиженного газа, долю сжиженного газа в общем объеме продукции, производимой на предприятиях различного типа, расстояние между производителями и потребителями сжиженного газа, в том числе для бытовых нужд.

В целях формирования дополнительных механизмов стабильности поставок сжиженного газа и создания условий для дальнейшего развития рынков сжиженного газа в Российской Федерации будет создана система информационно-аналитической поддержки, включающая в себя:

публикацию информации об уровне цен на сжиженный газ (например, об индикативных ценах);

корректировку форм статистической отчетности о производстве и потреблении сжиженного газа в Российской Федерации и регулярную публикацию сводных данных по этой отчетности;

разработку методики организации работы по сбору и обработке информации по учету производства и поставок сжиженного газа потребителям Российской Федерации.

В целях оперативного регулирования величины вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ и наполнения внутреннего рынка будет отменена введенная в 2002 году "увязка" вывозной таможенной пошлины на сжиженный газ с вывозной таможенной пошлиной на нефть.

Кроме того, предлагается одновременно включить сжиженный газ в утверждаемый Правительством Российской Федерации список видов товаров и сырья, экспорт которых может быть ограничен, что даст возможность при определенных условиях в соответствии с законодательством приостанавливать экспорт сжиженного газа на срок до 6 месяцев.

Отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ потребует совершенствования порядка установления розничных цен для населения путем определения прав и обязанностей уполномоченных компаний, осуществляющих реализацию сжиженного газа в регионах, разработки методики формирования розничных цен на сжиженный газ в регионах, определения механизмов создания резервов сжиженного газа на всех уровнях (производство, транспорт, распределение).

Регулирование цен на розничном рынке будет сохранено на первом этапе в рамках субъектов Российской Федерации.

Проведение работы по регулированию розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд потребует пересмотра норм потребления, устанавливаемых как на региональном, так и на федеральном уровнях. Проведение унификации указанных норм позволит более четко определять стоимость услуг по обеспечению населения сжиженным газом.

Предполагается, что первый этап продлится 1 - 2 года и завершится отменой государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд.

Второй этап

На втором этапе будет продолжаться реализация комплекса мер по стимулированию газопереработки и облегчению доступа на рынки продуктов газопереработки, для чего предполагается совершенствовать существующую систему доступа к магистральным газопроводам.

В целях проведения оптимальной балансировки объемов сжиженного газа, направляемых на внутренние рынки и на экспорт, предполагаются разработка и применение гибкой системы регулирования вывозных таможенных пошлин в зависимости от степени насыщения внутреннего рынка сжиженного газа и уровня цен на этом рынке.

Второй этап продлится 3 - 5 лет. В результате реализации мер второго этапа будет сформирован конкурентный оптовый рынок сжиженного газа, а также созданы предпосылки для отмены государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд. Второй этап завершится отменой государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.