ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. N 968-р

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2011 г. N 968-р

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2011 - 2021 ГОДЫ

I. Общие положения

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 годы (далее соответственно - университет, программа развития) разработана в соответствии с положениями нормативных правовых актов, содержащих основные направления развития образования и науки в Российской Федерации, отраслевыми и региональными стратегиями, определяющими перспективы развития Южного федерального округа.

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р, предусматривает развитие инновационного сектора экономики, реализацию научного и профессионального потенциалов, что должно сопровождаться созданием эффективной региональной инновационной системы, включающей научно-инновационный комплекс, федеральный университет, инновационные зоны и кластеры. Качественные изменения во всех сферах южнороссийского макрорегиона обеспечивают функционирование системы воспроизводства высококвалифицированных кадров, а также формирование конкурентоспособной в национальном и глобальном масштабах макрорегиональной инновационной системы.

Особенности географического положения, разнообразные природно-климатические условия, земельные ресурсы и природные богатства обеспечили высокие темпы экономического роста в расположенных на территории Южного федерального округа таких субъектах Российской Федерации, как Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, индустриальная база которых включает предприятия топливно-энергетического комплекса, сельскохозяйственного и энергетического машиностроения, судостроения, оборонно-промышленного комплекса, приборостроения, химической и нефтехимической, строительной и легкой промышленности. В Астраханской области, Республике Калмыкия и Краснодарском крае наряду с добычей нефти и газа развиваются обрабатывающие виды промышленности, включая нефтегазопереработку, которые являются стратегически важными для южного макрорегиона в целом.

Южный федеральный округ характеризуется развитым сельскохозяйственным производством, а расположенные на его территории субъекты Российской Федерации являются крупнейшими производителями сельскохозяйственной продукции в стране.

Подготовка высококвалифицированных кадров, генерация знаний и создание инновационных технологий передового уровня, обеспечение поддержки модернизации системы высшего образования, укрепление научно-образовательных и производственно-технических связей с зарубежными странами будут способствовать реализации основной цели развития региона, связанной с повышением уровня и качества жизни населения субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа.

Университет играет ведущую роль в организации, координации и методическом развитии системы высшего образования в Южном федеральном округе, создании условий для системного обеспечения Южного федерального округа профессиональными кадрами. Университет призван стать ядром инновационного научно-образовательного кластера, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в Южном федеральном округе, а также укрепить свои позиции в дальнейшем развитии технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу.

II. Миссия, стратегическая цель и задачи
развития университета

Миссия университета - развитие научно-образовательного и инновационного пространства Южного федерального округа на основе генерации и трансфера научных знаний и технологий, сохранения и приумножения культурных традиций и ценностей.

Стратегическая цель университета - активное участие в производстве новых знаний, их распространении и использовании через научную, образовательную и инновационную деятельность, накопление и приумножение нравственных и культурных ценностей общества, формирование крупного межрегионального, общероссийского и международного центра образования, науки и культуры, а также вхождение в число ведущих университетов мира.

Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи, которые должны быть решены при реализации программы развития:

подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики Южного федерального округа и страны в целом;

разработка и реализация востребованных междисциплинарных образовательных программ, обеспечение их непрерывной адаптации к запросам бизнеса и общества;

проведение фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня на основе конвергенции наук, производство инновационных знаний и технологий, способствующих социально-экономическому развитию приоритетных отраслей Южного федерального округа;

формирование на базе университета ядра инновационной системы Южного федерального округа посредством взаимодействия с крупными российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями в рамках технологических платформ и инновационных кластеров, сетевой научно-инновационной и информационной инфраструктуры, сетевых центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и иных центров;

создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников и обучающихся в университете;

повышение финансово-экономической устойчивости университета;

накопление и приумножение поликультурных и полиэтнических традиций и ценностей.

Исходя из стратегических задач развития Южного федерального округа и накопленного инфраструктурного, научно-образовательного и кадрового потенциала определены следующие приоритетные направления научной и образовательной деятельности университета:

интеллектуальные материалы, фотоника, наноматериалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе;

биотехнологии, биомедицина, технологии живых систем, экологическая безопасность;

информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы;

морская, авиационная и ракетно-космическая техника, робототехника, радиотехника, автоматика и управление;

архитектурно-художественное творчество, проектирование, реставрация, модернизация и создание объектов градостроительства, архитектуры, дизайна и искусства;

гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и социоэкономических сообществ в полиэтническом регионе Российской Федерации.

Развитие инновационного потенциала университета связано с формированием и развитием инновационно-технологических кластеров на территории Южного федерального округа по указанным направлениям.

III. Мероприятия программы развития и этапы их реализации

Программой развития предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:

модернизация образовательной деятельности;

модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;

развитие кадрового потенциала университета;

совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;

повышение эффективности управления университетом.

Реализация программы развития осуществляется в рамках следующих этапов:

I этап (2011 - 2013 годы) - завершение формирования инфраструктуры развития университета. В ходе реализации мероприятий на этом этапе планируется завершение работ по формированию институциональных, ресурсных и иных предпосылок модернизации образовательной, научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям, развитие материально-технической базы и информационно-коммуникационной инфраструктуры, кадрового потенциала, создание современной системы управления и ее инфраструктурных элементов;

II этап (2014 - 2015 годы) - закрепление лидирующих позиций университета на российском рынке и вхождение в мировое научно-образовательное пространство;

III этап (2016 - 2021 годы) - устойчивое развитие в системе ведущих российских и зарубежных университетов.

План реализации программы развития приведен в приложении N 1.

Объемы финансового обеспечения мероприятий программы развития приведены в приложении N 2.

Целевые показатели (индикаторы) программы развития приведены в приложении N 3. По достижении плановых значений целевых показателей (индикаторов) программы развития Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы развития.

IV. Финансовое обеспечение программы развития

Основу финансового обеспечения программы развития составляют средства от приносящей доход деятельности университета, включая средства, выделяемые на реализацию отдельных приоритетных для Южного федерального округа программ и проектов, а также доходы от коммерциализации результатов научно-технической деятельности, благотворительные взносы, иные привлекаемые для реализации задач развития университета средства общественных организаций, фондов, отечественных и зарубежных инвесторов.

Финансовое обеспечение программы развития составит 9891,98 млн. рублей в 2011 - 2021 годах, из них 3244,68 млн. рублей - в 2011 - 2014 годах и 6647,3 млн. рублей - в 2015 - 2021 годах.

V. Ожидаемые результаты и риски реализации
программы развития

Важнейшими системными результатами по итогам реализации программы развития станут:

развитие соответствующей лучшим российским и мировым практикам системы подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных кадров, реализация программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для всех уровней профессионального и дополнительного профессионального образования, использование научно-исследовательской и инновационной деятельности в образовательном процессе;

развитие фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, а также наукоемкого производства;

повышение конкурентоспособности университета среди ведущих научно-исследовательских и образовательных центров, в том числе зарубежных;

кадровое обеспечение социально-экономического развития Южного федерального округа;

внедрение эффективных механизмов обеспечения финансово-экономической устойчивости университета.

Основой достижения системных результатов являются:

реализация современных междисциплинарных образовательных программ, аккредитованных в международных профессиональных сообществах и реализуемых с использованием сетевой формы с образовательными и научными организациями на региональном, национальном и глобальном уровнях;

проведение фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня на основе конвергенции наук;

функционирование сетевой научно-инновационной инфраструктуры, включающей центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием, инновационные, технологические, инжиниринговые и иные центры, обеспечивающие взаимодействие с крупными промышленными российскими и международными высокотехнологичными компаниями в рамках технологических платформ и инновационных кластеров;

выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ совместно с российскими и зарубежными высокотехнологичными организациями;

коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

Полномасштабная реализация программы развития окажет многоаспектное и системное влияние на развитие университета, социальной сферы и экономики Южного федерального округа, будет способствовать созданию различных предпосылок для укрепления социально-политической стабильности.

Общеэкономический эффект будет связан с приращением стоимости инновационных продуктов и технологий, нивелированием разрыва между запросами рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг, повышением инвестиционно-инновационной активности субъектов инновационной экономики.

Социальный эффект будет определяться повышением уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в образовании, согласованием интересов и потребностей бизнес-структур, работодателей и университета, снижением риска невостребованности выпускников.

Коммерческий эффект будет состоять в увеличении объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, контингента слушателей системы переподготовки кадров, создании научно-инновационной инфраструктуры, способствующей увеличению количества структур, занимающихся разработкой и реализацией наукоемкой продукции, увеличении объемов издательской, информационной, консалтинговой и экспертной деятельности.

Структурно-организационный эффект будет обеспечен унификацией процесса управления университетом, учебных планов и программ, сокращением дублирования функций управления, децентрализацией финансовых полномочий и ответственности.

Инновационный эффект в науке и образовании будет достигнут за счет синтеза фундаментальных и прикладных исследований, создания системы доведения разработок сотрудников университета до уровня наукоемкой продукции, расширения международного сотрудничества в сфере образования и науки, разработки и внедрения эффективных форм и методов организации образовательной и научной деятельности и управления ею, применения интерактивных информационных технологий, приращения интеллектуальной собственности, тиражирования инновационных методик в системе высшего образования региона и страны.

Выполнение программы развития сопряжено с рисками в образовательной и научно-инновационной деятельности.

В образовательной деятельности существует риск недостижения показателей результативности программы развития, обусловленный демографической ситуацией в стране, трудно прогнозируемым спросом на бакалавров и магистров, влиянием экономики и геополитики на рынок основных и дополнительных образовательных программ.

В научно-инновационной деятельности риски определяются несформированным рынком коммерциализации научно-технических разработок.

Минимизация указанных рисков обеспечивается за счет скоординированного выполнения комплекса мероприятий, связанных по срокам, ресурсам и результатам.

Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Южный федеральный
университет" на 2011 - 2021 годы

ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2011 - 2021 ГОДЫ

Наименование мероприятия
Основные результаты
Сроки реализации
I. Модернизация образовательной деятельности
1.
Создание конкурентоспособных образовательных программ, развитие системы непрерывного образования с учетом кадровой потребности отраслей экономики Южного федерального округа
обеспечение актуального содержания образовательных программ и используемых технологий в управлении и организации образовательного процесса на основе разработки и реализации собственных образовательных стандартов с учетом требований социально-экономического развития Южного федерального округа, национальных и международных трендов и стандартов будет способствовать формированию качественного контингента обучающихся в университете (рост среднего балла единого государственного экзамена к 2021 году составит 7,5 балла по сравнению с 2015 годом) и позволит увеличить в 3 раза удельный вес обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры по областям знаний "Инженерное дело, технологии и технические науки", "Здравоохранение и медицинские науки", "Образование и педагогические науки", с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний
2011 - 2021 годы
2.
Организация и развитие системы международного образования
интеграция университета в мировое научно-образовательное пространство, расширение географии международного сотрудничества, формирование устойчивых кооперационных связей с университетами, предприятиями, международными ассоциациями и организациями будет способствовать увеличению удельного веса численности иностранных студентов до 5,2 процента общей численности студентов и росту численности зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей до 39 человек в 2021 году
2013 - 2021 годы
3.
Использование инновационных технологий в образовательном процессе, в том числе в реализации образовательных программ для инвалидов
повышение качества образовательной деятельности и внедрение сетевой формы реализации образовательных программ с образовательными и научными организациями, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий будут способствовать увеличению доли направлений подготовки (специальностей), по которым обеспечена реализация основных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности направлений подготовки до 60 процентов к 2021 году
2013 - 2021 годы
4.
Создание и развитие сети межвузовского взаимодействия по обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей
развитие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников университета будет способствовать достижению к 2021 году удельного веса численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра другой образовательной организации на уровне 40 процентов общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
2011 - 2021 годы
5.
Развитие материально-технической, учебно-методической и информационной базы образовательного процесса
выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами улучшит качество образовательной деятельности
2011 - 2021 годы
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
6.
Развитие системы вовлечения талантливой молодежи в научно-исследовательскую деятельность
эффективные механизмы вовлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности будут способствовать увеличению удельного веса обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре до 28 процентов общей численности обучающихся по основным образовательным программам к 2021 году, а также росту доли научно-педагогических работников в возрасте до 39 лет, имеющих ученую степень, в 2021 году до 33 процентов общей численности научно-педагогических работников
2011 - 2021 годы
7.
Развитие фундаментальных и прикладных исследований
проведение фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня и генерация новых знаний и технологий, способствующих развитию приоритетных отраслей Южного федерального округа, приведут к росту объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника до 410 тыс. рублей в 2021 году и позволят добиться увеличения числа публикаций в год в рецензируемых научных журналах, индексируемых в информационно-аналитических системах научного цитирования Web of Science и Scopus, до 22 и 47 единиц на 100 научно-педагогических работников в 2021 году соответственно
2011 - 2021 годы
8.
Развитие инновационной деятельности университета
эффективное взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора экономики будет способствовать увеличению средств, полученных от управления объектами интеллектуальной собственности, до 500 млн. рублей в 2021 году и достижению количества созданных результатов интеллектуальной деятельности в 2021 году до 250 единиц
2011 - 2021 годы
9.
Поддержка и развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в Южном федеральном округе
поддержка и сопровождение основных социально-экономических проектов в Южном федеральном округе, повышение качества и, как следствие, результативности исследований и разработок, осуществляемых по заказу предприятий реального сектора экономики округа, обеспечит достижение плановых значений показателей результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности
2011 - 2021 годы
III. Развитие кадрового потенциала университета
10.
Реализация программы развития кадрового резерва университета, а также дополнительных профессиональных программ для его сотрудников
внедрение эффективных механизмов отбора, обновления и совершенствования профессиональных кадров, в том числе через реализацию дополнительных профессиональных программ, будет способствовать формированию в университете конкурентоспособного коллектива научно-педагогических работников, отношение средней заработной платы которых (из всех источников) к средней заработной плате по экономике Ростовской области будет не ниже 200 процентов к 2018 году
2011 - 2021 годы
11.
Привлечение к образовательной и научной деятельности в университете ведущих ученых и специалистов из российских и зарубежных организаций, в том числе и бизнес-структур
повышение уровня профессиональных компетенций сотрудников университета позволит улучшить качество образовательной и научной деятельности, что будет способствовать увеличению к 2021 году в 1,5 раза численности зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в университете не менее одного семестра
2011 - 2021 годы
IV. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
12.
Развитие инфраструктуры кампуса университета и обеспечение его функционирования
поддержание действующей инфраструктуры кампуса университета, реконструкция учебно-научных помещений и общежитий, не предусматривающая строительства и капитального ремонта и создание доступной среды для обучения инвалидов
2011 - 2021 годы
13.
Реализация в университете программ энергоэффективности и ресурсосбережения
оптимизация затрат на содержание имущественного комплекса университета, что будет способствовать в том числе увеличению доходов университета на одного научно-педагогического работника до 1800 тыс. рублей в 2021 году
2011 - 2021 годы
14.
Ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета
создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, оснащенной высокотехнологичным оборудованием, позволяющей обеспечить в соответствии с нормативно-правовыми требованиями реализацию образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в университете
2011 - 2021 годы
V. Повышение эффективности управления университетом
15.
Оптимизация организационной структуры и структуры управления интеграционными процессами университета
совершенствование действующих административных процедур, формирование современных эффективных механизмов управления, обеспечение экономической стабильности, достижение показателей экономической устойчивости университета, прежде всего доли доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения, которая достигнет 53 процентов в 2021 году
2011 - 2021 годы
16.
Совершенствование механизмов управления международной деятельностью
эффективные механизмы управления международной деятельностью будут способствовать достижению показателей интернационализации и международного признания университета, развитию управленческих, кросс-культурных и языковых компетенций сотрудников и студентов
2011 - 2021 годы
17.
Позиционирование и продвижение университета для целевых аудиторий на национальном и глобальном рынках
создание корпоративной культуры, повышение качества оказываемых университетом услуг, формирование конкурентоспособного коллектива научно-педагогических работников позволят улучшить позиции университета в мировом рейтинге QS BRICS к 2021 году на 7 единиц
2011 - 2021 годы
18.
Развитие партнерства университета с субъектами рынка труда, органами государственной власти и органами местного самоуправления, бизнес-структурами, общественными и профессиональными организациями
повышение репутации университета, разработка и реализация конкурентоспособных образовательных программ, привлечение к процессу проектирования и реализации образовательных программ представителей профессиональных сообществ, специалистов профильных предприятий и организаций, научных работников, активное участие базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях в решении этой задачи, развитие карьеры выпускников
2011 - 2021 годы

Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Южный федеральный
университет" на 2011 - 2021 годы

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ

Таблица 1

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2011 - 2014 ГОДАХ

(млн. рублей)

Мероприятия
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
1. Модернизация содержания и организации образовательного процесса:
78,5
87,75
80,5
94,75
а) разработка и сопровождение системы образовательного форсайта, развитие системы непрерывного профессионального образования
2,5
2,5
2,5
4,5
б) развитие системы подготовки магистров по приоритетным направлениям программы
5
7,5
5
7,5
в) организация и развитие системы международного образования
3
3,5
4
4,5
г) использование инновационных технологий в образовательном процессе
5
7,5
6,0
7,5
д) создание и развитие сети межвузовского взаимодействия по обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей
1,5
1,75
2
2,25
е) развитие партнерства университета с субъектами рынка труда, органами государственной власти и органами местного самоуправления, бизнес-структурами, общественными и профессиональными организациями
1,5
2,5
1
2,5
ж) материально-техническое обеспечение образовательных программ
15
15
15
16,5
з) создание новых и модернизация существующих образовательных программ, образовательных контентов и ресурсов, издание новых учебников и пособий
25
27,5
25
27,5
и) формирование единого информационного пространства для обеспечения образовательного процесса, электронных библиотечных комплексов и ресурсов
12,5
12,5
12,5
14
к) формирование сетевых учебно-научных комплексов и центров коллективного пользования
3
3
3
3
л) лицензионное обеспечение программными средствами основных образовательных программ
4,5
4,5
4,5
5
2. Модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности:
435
480
525
590
а) привлечение молодых ученых в научно-педагогические школы университета
5
5
6
8
б) развитие и модернизация фундаментальных и прикладных исследований
200
225
250
300
в) развитие инновационной деятельности университета
150
160
174
187
г) участие в формировании инновационно-технологических платформ
60
70
70
70
д) поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности на Юге России
20
20
25
25
3. Развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся:
3
3,25
3,25
3,25
а) разработка и реализация программы развития кадрового резерва и совершенствование кадрового потенциала
0,15
0,16
0,16
0,16
б) переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических, административно-управленческих работников, инженерного и обслуживающего персонала в ведущих российских и зарубежных научно-образовательных центрах
1,8
1,93
1,93
1,93
в) совершенствование квалификационного профиля научно-педагогических работников во внутривузовских программах повышения квалификации
0,2
0,22
0,22
0,22
г) приглашение специалистов и профессоров из ведущих научных и образовательных организаций
0,55
0,6
0,6
0,6
д) разработка и реализация программ повышения квалификации персонала университета в области образовательного и технологического форсайта
0,1
0,12
0,12
0,12
е) создание и поддержка учебного портала и разработка опережающих программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных технологий
0,2
0,22
0,22
0,22
4. Модернизация инфраструктуры университета:
185,5
135,75
348,23
137,75
а) развитие кампуса университета
160
110
322,23
110
б) реализация программ энергоэффективности и ресурсосбережения и поддержание действующей инфраструктуры
2,5
2,5
2,5
2,5
в) материально-техническое обеспечение образовательной инфраструктуры и модернизация аудиторно-лабораторного фонда
8
7
6
5
г) материально-техническое обеспечение объектов учебной практики, стационаров, ботанического сада, летних оздоровительных лагерей
2,5
3,75
5
6,25
д) ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета
12,5
12,5
12,5
14
5. Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления:
12
12,7
13,75
14,75
а) совершенствование организационной структуры и структуры управления интеграционными процессами университета
1,5
1,7
2
2
б) совершенствование организационной структуры и механизмов использования инструментов маркетинга, аудита, консалтинга, бухгалтерских услуг в интересах развития и поддержки предпринимательской деятельности в Южном федеральном округе
0,5
0,75
0,75
1
в) совершенствование организационной структуры и механизмов управления международной деятельностью
1,5
1,75
2
2,25
г) совершенствование информационно-инструментарной системы организационно-методического, правового и информационного обеспечения системы управления, развития коммуникативных структур университета
2
2
2,5
2,5
д) автоматизация систем управления (развитие, внедрение и масштабирование автоматизированной системы управления, системы электронного документооборота)
6,5
6,5
6,5
7
Итого
714
719,45
970,73
840,5

Таблица 2

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
В 2015 - 2021 ГОДАХ

(млн. рублей)

Источники средств
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
1. Модернизация образовательной деятельности
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
101,1
100,35
102,1
108,85
112,85
117,75
120,72
2. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
620
628,5
638
660,5
669
686,5
691
3. Развитие кадрового потенциала университета
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
3,5
3,5
3,5
3,75
3,75
3,75
3,88
4. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
173
152,25
162
163,25
174,25
174,25
175
5. Повышение эффективности управления университетом
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
10,5
11,8
12,5
12,55
13,95
14,45
14,7
Итого
908,1
896,4
918,1
948,9
973,8
996,7
1005,3
Субсидия на иные цели (реализация программы)
-
-
-
-
-
-
-
Приносящая доход деятельность
908,1
896,4
918,1
948,9
973,8
996,7
1005,3

Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Южный федеральный
университет" на 2011 - 2021 годы

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" НА 2011 - 2021 ГОДЫ

Таблица 1

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2010 - 2014 ГОДАХ

Показатели
Единица измерения
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
I. Показатели успешности и конкурентоспособности университета в сфере образования
1.
Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс
единиц
6
10
25
20
20
2.
Доля образовательных программ, в которых используются дистанционные образовательные технологии
процентов
8
10
15
20
25
3.
Количество новых образовательных стандартов, разработанных и утвержденных в университете
единиц
-
2
2
2
2
II. Показатели результативности исследовательских и технологических работ
1.
Количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете - всего
единиц
672
672
684
694
695
из них:
количество научно-исследовательских работ
единиц
531
534
541
548
548
количество опытно-конструкторских работ
единиц
141
138
143
146
147
2.
Количество вновь созданных лабораторий на базе университета
единиц
2
1
2
2
3
3.
Количество вновь созданных кафедр на базе университета
единиц
3
4
2
3
2
4.
Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями в расчете на одного научно-педагогического работника
единиц
0,12
0,15
0,2
0,25
0,275
5.
Количество малых инновационных предприятий, действующих в инновационной системе университета
единиц
4
6
10
20
30
III. Показатели развития кадрового потенциала
1.
Доля штатных научно-педагогических работников в общем количестве работников университета
процентов
44
45
45,5
46
46,5
2.
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук
процентов
66
67
68
69
70
3.
Доля аспирантов и научно-педагогических работников, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах
процентов
4,7
5
7
10
13
4.
Эффективность работы аспирантуры и докторантуры:
численность аспирантов на начало учебного года
единиц
1270
1270
1280
1300
1320
численность докторантов на начало учебного года
единиц
57
57
58
58
59
прием в аспирантуру (в том числе по очной форме обучения)
единиц
313
313
315
317
320
прием в докторантуру
единиц
20
20
16
17
18
IV. Показатели международного и национального признания
1.
Место в мировом рейтинге вузов
место
600
600
500
500
2.
Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов)
единиц
35
35
40
45
50
3.
Доля иностранных студентов без учета государств - участников СНГ
процентов
1
1
1,1
1,3
1,6
4.
Доля иностранных студентов из государств - участников СНГ
процентов
0,6
0,6
0,7
0,8
0,9
V. Показатели экономической и финансовой устойчивости университета
1.
Общий объем доходов от иной приносящей доход деятельности - всего
млн. рублей
1486,5
1575
1670
1770
1876
из них:
доходы университета, полученные от управления объектами интеллектуальной собственности
млн. рублей
0,22
0,25
0,28
0,3
0,32
доходы от иной приносящей доход деятельности университета, полученные от научно-исследовательских работ
млн. рублей
309
344
378
415
466
доходы от иной приносящей доход деятельности университета, полученные от опытно-конструкторских работ
млн. рублей
82,28
90,75
101,72
109,7
123,68
2.
Доля доходов от иной приносящей доход деятельности в общем объеме доходов университета
процентов
33
35
37
39
41
3.
Доля модернизированных аудиторий и научно-образовательных лабораторий, отвечающих современным требованиям и стандартам
процентов
60
65
65
70
70

Таблица 2

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В 2015 - 2021 ГОДАХ

Показатели
Единица измерения
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
I. Показатели качества образовательной деятельности (мониторинговые показатели)
1. Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования
процентов
16
18
20
22
24
26
28
2. Средний балл единого государственного экзамена студентов университета, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема
баллов
72
73
74
75
76
78
79,5
3. Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций, в общей численности обучающихся по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
процентов
27
30
32
34
36
38
40
4. Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры в области инженерного дела, технологий и технических наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук, с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний
процентов
8
10
12
15
18
23
25
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности (мониторинговые показатели)
5. Число публикаций университета, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
12
13
14
16
18
20
22
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
20
24
30
36
40
45
47
6. Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования:
Web of Science - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
90
100
110
120
140
150
170
Scopus - в расчете на 100 научно-педагогических работников
единиц
100
110
124
139
148
170
183
7. Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника
тыс. рублей
370
375
380
385
390
400
410
III. Показатели интернационализации и международного признания (мониторинговые показатели)
8. Удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент)
процентов
4
4,2
4,5
4,6
4,8
5
5,2
9. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации не менее одного семестра
человек
26
28
31
33
35
37
39
IV. Показатели экономической устойчивости университета (мониторинговые показатели)
10. Доля доходов университета из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) университета
процентов
43
45
47
48
49
51
53
11. Доходы университета из всех источников на одного научно-педагогического работника
тыс. рублей
1600
1636
1674
1712
1752
1760
1800
12. Отношение средней заработной платы научно-педагогических работников в университете (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона
процентов
178
182
200
200
200
200
200
V. Дополнительные показатели
13. Общее количество студентов, обучающихся в университете по очной форме обучения (не менее),
тыс. человек
18 - 21
18 - 21
18 - 21
18 - 21
18 - 21
18 - 21
18 - 21
из них по программам бакалавриата (не менее)
15 - 16
15 - 16
15 - 16
14 - 15
14 - 15
14 - 15
14 - 15
14. Средства, полученные университетом от управления объектами интеллектуальной собственности
млн. рублей
214
263
323
397
463
488
500
15. Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (нарастающим итогом)
единиц
180
185
192
199
212
242
250
16. Доля научно-педагогических работников высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности научно-педагогических работников в возрасте до 39 лет
проценты
25
26
27
28
29
31
33
17. Доля направлений подготовки (специальностей), по которым обеспечена реализация основных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий
проценты
5
15
30
40
47
54
60
18. Место в мировом рейтинге QS BRICS
место
85
83
80
78
76
74
72