ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2024 г. N 3522-р
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Курганской области на 2025 - 2030 годы (далее - индивидуальная программа).
2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения.
3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минэкономразвития России:
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить взаимодействие с Правительством Курганской области по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы.
5. Минфину России ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России данные по показателю "Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации" приложения N 1 к индивидуальной программе.
6. Рекомендовать Правительству Курганской области:
предусматривать необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в бюджете Курганской области;
средства, предусмотренные на реализацию мероприятий индивидуальной программы, направлять на поддержку инвестиционных проектов, у получателей средств которых отсутствует возможность получать иные федеральные меры поддержки;
обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежеквартально, до 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
представлять ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы;
обеспечить совместно с территориальными органами Казначейства России казначейское сопровождение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий индивидуальной программы, в том числе доведение средств федерального бюджета до конечного получателя субсидий (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2024 г. N 3522-р
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
I. Общие положения. Текущее состояние
Курганская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины, занимает выгодное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению "юг - север" с выходом на международный транспортный коридор "Транссиб". Площадь области составляет 71,5 тыс. кв. километров, или около 0,4 процента территории Российской Федерации.
Курганская область входит в состав Уральского федерального округа. На севере и северо-востоке Курганская область граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе - с Челябинской областью, на востоке и северо-востоке - с Тюменской областью, на юге и юго-востоке - с Республикой Казахстан.
Курганская область характеризуется слабой инвестиционной привлекательностью, низким уровнем благосостояния населения, а также неблагоприятной демографической ситуацией.
В течение последних 30 лет численность населения области снижается из-за высокой смертности населения, низкой рождаемости и продолжающейся миграционной убыли населения.
Численность постоянного населения Курганской области в 2023 году сократилась на 8,6 тыс. человек и на начало 2024 года составила 753 тыс. человек. Из общей численности населения 51,3 процента составляет население трудоспособного возраста, 28,9 процента - старше трудоспособного возраста.
Структура экономики Курганской области отличается от структуры экономики регионов Уральского федерального округа отсутствием собственных топливно-энергетических ресурсов и металлургической базы.
В Курганской области сельское хозяйство занимает 13 процентов в структуре валового регионального продукта, добыча полезных ископаемых - 0,7 процента, обрабатывающие производства - 21,5 процента.
На долю Курганской области приходится 0,2 процента общего объема валового регионального продукта Российской Федерации. Валовой региональный продукт Курганской области по итогам 2022 года составил 339,5 млрд. рублей, на душу населения - 442,7 тыс. рублей. За 5 лет темп прироста валового регионального продукта на душу населения составил 103,2 процента.
По индексу физического объема валового регионального продукта Курганская область занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации.
По объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя Курганская область занимает 64 место в Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие Курганской области характеризуется следующими показателями:
индекс производительности труда по итогам 2022 года - 107,1 процента (4 место в Российской Федерации);
индекс промышленного производства за 2023 год - 117 процентов (5 место в Российской Федерации), за январь - июнь 2024 г. - 137,2 процента (1 место в Российской Федерации);
рост индекса производства по виду "обрабатывающие производства" - 150,6 процента (1 место в Российской Федерации);
рост реальных денежных доходов населения за 2023 год - 105,8 процента (5 место в Российской Федерации);
индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности по итогам 2023 года - 109,1 процента (22 место в Российской Федерации), за январь - июнь 2024 г. - 125,1 процента (1 место в Российской Федерации);
темп роста инвестиций в основной капитал в 2023 году - 115 процентов (22 место в Российской Федерации), за I квартал 2024 г. - 169,5 процента (6 место в Российской Федерации);
с 1 января 2021 г. уровень регистрируемой безработицы снизился в 25,3 раза и составил 0,3 процента в 2024 году.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития
Курганской области
В Курганской области фиксируются высокие среднегодовые темпы роста инвестиций (105,7 процента за 5 лет), что во многом связано с ростом финансирования из федерального бюджета (темп роста доли бюджетных инвестиций - 103,3 процента за 5 лет). Объем частных инвестиций на душу населения остается невысоким (68 место в Российской Федерации).
В регионе отмечается низкий уровень обеспеченности жилого фонда коммунальной инфраструктурой и низкие среднедушевые доходы населения.
Высокие темпы роста промышленного производства, валового регионального продукта, заработных плат при недостатке квалифицированных кадров приводят к несоответствию спроса и предложения на рынке труда региона. В числе возможных причин - несоответствие квалификации местных трудовых ресурсов предлагаемым рабочим местам, а также недостаточный уровень оплаты труда (несмотря на высокие темпы роста, уровень заработной платы ниже, чем в граничащих с Курганской областью субъектах Российской Федерации).
Как следствие, в Курганской области наблюдаются большой миграционный отток при растущей естественной убыли населения, снижение численности трудоспособного населения, высокий уровень бедности.
III. Цели и направления социально-экономического развития
Курганской области
Стратегической целью социально-экономического развития Курганской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала.
Реализация мероприятий настоящей индивидуальной программы будет содействовать достижению целевых показателей социально-экономического развития Курганской области согласно приложению N 1.
Целевые показатели социально-экономического развития Курганской области отражены аналитически в настоящей индивидуальной программе.
Направлениями социально-экономического развития Курганской области, обеспечивающими достижение целевых показателей эффективности реализации мероприятий по перечню согласно приложению N 2, являются создание условий для реализации инвестиционных проектов и развитие малого и среднего бизнеса.
IV. Мероприятия в рамках выделенных направлений
социально-экономического развития Курганской области
Финансирование мероприятий по перечню, предусмотренному приложением N 2 к настоящей индивидуальной программе, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета - ответственным исполнителем мероприятий настоящей индивидуальной программы Минэкономразвития России в рамках федерального проекта "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Средства федерального бюджета направлены на реализацию мероприятий по перечню, предусмотренному приложением N 2 к настоящей индивидуальной программе, исключающих дублирование существующих федеральных мер поддержки в рамках отраслевых направлений.
В рамках направления "Создание условий для реализации инвестиционных проектов" планируется предоставление субсидий Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" в части:
поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности в форме возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга;
поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относящихся к сфере промышленности, в форме возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга на приобретение оборудования, включенного в реестр российской промышленной продукции;
предоставления займов на реализацию проектов в сфере промышленности.
В приоритетном порядке будут поддержаны субъекты предпринимательской деятельности, заключившие соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий федерального проекта "Производительность труда" с уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области.
Деятельность на территориях индустриальных парков планируется осуществлять по следующим направлениям:
обрабатывающие производства;
складирование и хранение, вспомогательная транспортная деятельность;
профессиональная, научная и техническая деятельность.
По направлению "Малый и средний бизнес" планируется докапитализация микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования Курганской области" для осуществления развития финансовой инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приложение N 1
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Курганской области
на 2025 - 2030 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Целевой показатель
|
2020 год (базовый)
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
|
1.
|
Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2020 году, процентов
|
100
|
118,7
|
116,1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2.
|
Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения к 2020 году, процентов
|
100
|
111
|
114,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3.
|
Уровень бедности, процентов
|
18,6
|
14,1
|
13,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4.
|
Уровень безработицы, процентов
|
8,2
|
3,3
|
3,2
|
3
|
3
|
3
|
2,9
|
5.
|
Темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, процентов
|
12,4 <*>
|
> среднего значения по группе субъектов Российской Федерации <**>
|
--------------------------------
<*> Средний темп роста за 2020 - 2023 годы.
<**> Субъекты Российской Федерации - получатели дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Фактические данные о средних значениях по группе субъектов Российской Федерации определяются исходя из информации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляемой Федеральным казначейством.
Приложение N 2
к индивидуальной программе
социально-экономического развития
Курганской области
на 2025 - 2030 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2025 - 2030 ГОДЫ
Наименование мероприятия
|
Срок реализации
|
Ответственный исполнитель, финансовое обеспечение, млн. рублей
|
Целевые показатели эффективности, единица измерения (влияние на мероприятие: прямое или косвенное)
|
Значения целевых показателей эффективности (нарастающим итогом)
|
|||||||||
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
||||||||
Создание условий для реализации инвестиционных проектов
|
|||||||||||||
1.
|
Предоставление субсидий Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" в части:
поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности в форме возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга;
поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относящихся к сфере промышленности, в форме возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга на приобретение оборудования, включенного в реестр российской промышленной продукции;
предоставления займов на реализацию проектов в сфере промышленности
|
2025 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Курганской области
|
||||||||||
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
Всего
|
ФБ
|
КРБ
|
||||||||||
2025 - 2030 годы
|
4141,41
|
4100
|
41,41
|
количество новых рабочих мест, единиц (прямое)
|
150
|
300
|
475
|
650
|
838
|
1025
|
|||
2025 год
|
606,06
|
600
|
6,06
|
объем внебюджетных инвестиций, млн. рублей (прямое)
|
1200
|
2400
|
3600
|
4800
|
6000
|
9840
|
|||
2026 год
|
606,06
|
600
|
6,06
|
||||||||||
2027 год
|
707,07
|
700
|
7,07
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
3,2
|
46
|
128,7
|
257,4
|
432,3
|
656,7
|
|||
2028 год
|
707,07
|
700
|
7,07
|
||||||||||
2029 год
|
757,58
|
750
|
7,58
|
||||||||||
2030 год
|
757,58
|
750
|
7,58
|
||||||||||
2.
|
Содействие созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий <*>
|
2025 - 2030 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Курганской области
|
||||||||||
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
Всего
|
ФБ
|
КРБ
|
||||||||||
2025 - 2030 годы
|
1767,68
|
1750
|
17,68
|
количество управляющих компаний, получивших поддержку на создание и развитие индустриальных парков, единиц (прямое)
|
1
|
2
|
2
|
3
|
3
|
4
|
|||
2025 год
|
404,04
|
400
|
4,04
|
||||||||||
2026 год
|
353,54
|
350
|
3,54
|
||||||||||
2027 год
|
252,53
|
250
|
2,53
|
количество новых рабочих мест, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
62
|
124
|
186
|
186
|
|||
2028 год
|
252,53
|
250
|
2,53
|
объем внебюджетных инвестиций, млн. рублей (прямое)
|
101
|
189,4
|
349,4
|
509,4
|
682,5
|
855,6
|
|||
2029 год
|
252,53
|
250
|
2,53
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
0
|
0
|
1,3
|
19
|
53
|
101,9
|
|||
2030 год
|
252,53
|
250
|
2,53
|
||||||||||
Малый и средний бизнес
|
|||||||||||||
3.
|
Докапитализация микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования Курганской области"
|
2026 - 2028 годы
|
Минэкономразвития России,
Правительство Курганской области
|
||||||||||
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
Всего
|
ФБ
|
КРБ
|
||||||||||
2025 - 2030 годы
|
151,52
|
150
|
1,52
|
количество новых рабочих мест, единиц (прямое)
|
0
|
0
|
15
|
30
|
45
|
45
|
|||
2025 год
|
-
|
-
|
-
|
объем внебюджетных инвестиций, млн. рублей (прямое)
|
0
|
50,5
|
101
|
151,5
|
151,5
|
151,5
|
|||
2026 год
|
50,51
|
50
|
0,51
|
||||||||||
2027 год
|
50,51
|
50
|
0,51
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
0
|
0
|
0,3
|
4,3
|
8,2
|
11,9
|
|||
2028 год
|
50,51
|
50
|
0,51
|
||||||||||
2029 год
|
-
|
-
|
-
|
||||||||||
2030 год
|
-
|
-
|
-
|
||||||||||
Итого по индивидуальной программе
|
Финансовое обеспечение, млн. рублей
|
Всего
|
ФБ
|
КРБ
|
|||||||||
2025 - 2030 годы
|
6060,6
|
6000
|
60,6
|
количество управляющих компаний, получивших поддержку на создание и развитие индустриальных парков, единиц (прямое)
|
1
|
2
|
2
|
3
|
3
|
4
|
|||
2025 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
||||||||||
2026 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
||||||||||
2027 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
количество новых рабочих мест, единиц (прямое)
|
150
|
300
|
552
|
804
|
1069
|
1256
|
|||
2028 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
объем внебюджетных инвестиций, млн. рублей (прямое)
|
1301
|
2639,9
|
4050,4
|
5460,9
|
6834
|
10847,1
|
|||
2029 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, млн. рублей (прямое)
|
3,2
|
46
|
130,3
|
280,7
|
493,5
|
770,5
|
|||
2030 год
|
1010,1
|
1000
|
10,1
|
--------------------------------
<*> Мероприятие носит долгосрочный характер. В связи с тем, что запланировано строительство новых индустриальных парков, инвестиции от резидентов будут за пределами срока реализации программы.