ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 сентября 2021 г. N 2424-р
1. Утвердить прилагаемый Национальный план ("дорожную карту") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее - Национальный план).
2. Реализация Национального плана осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности.
3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Национального плана:
обеспечить реализацию Национального плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в ФАС России информацию о ходе реализации Национального плана.
4. ФАС России:
обеспечить мониторинг и контроль реализации Национального плана;
ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации информацию о ходе реализации Национального плана.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить ежегодное размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной политики по развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции, в том числе положений Национального плана;
в срок до 1 января 2022 г. утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2022 - 2025 годы;
в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить равный доступ образовательных организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей к участию в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств);
в срок до 31 декабря 2025 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках;
в срок до 1 января 2024 г. определить состав имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в срок до 31 декабря 2025 г.:
обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
с участием органов местного самоуправления обеспечить организацию инвентаризации кладбищ и мест захоронений на них, создание в субъектах Российской Федерации по результатам такой инвентаризации и ведение реестров кладбищ и мест захоронений с размещением указанных реестров на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления:
в срок до 31 декабря 2025 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках;
в срок до 1 января 2024 г. определить состав муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления;
в срок до 31 декабря 2025 г. обеспечить приватизацию либо перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов местного самоуправления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2021 г. N 2424-р
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
("ДОРОЖНАЯ КАРТА") РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ
I. Оценка реализации государственной политики
по развитию конкуренции
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены 5 национальных целей развития Российской Федерации:
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
возможности для самореализации и развития талантов;
комфортная и безопасная среда для жизни;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Достижение указанных национальных целей является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и региональной политики.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
21 декабря 2017 г. принят Указ Президента Российской Федерации N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ N 618). Основной целью Указа N 618 является укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен.
Таким образом, решение задач по развитию конкуренции является одним из элементов обеспечения достижения национальных целей.
Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденный Указом N 618, ориентирован на достижение целей и задач по развитию конкуренции в наиболее значимых отраслях экономики.
5 апреля 2018 г. состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране.
Основные подходы к реализации проконкурентной политики в регионах Российской Федерации закреплены в стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р.
Вопросы развития конкуренции стали неотъемлемой частью региональной экономической политики, во всех субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются "дорожные карты" по содействию развитию конкуренции на товарных рынках, нацеленные на достижение ключевых показателей, установленных на региональном уровне.
На сегодняшний день в результате реализации действующих стратегических документов и поручений в Российской Федерации созданы правовые и организационные основы развития конкуренции.
Положительную роль в развитии конкуренции сыграли государственные программы и планы развития конкуренции, которые были реализованы в период до 2018 года, в частности:
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)";
Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р;
план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.
Определенные результаты были достигнуты в результате реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом N 618, планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
Таким образом, удалось обеспечить присутствие во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее трех хозяйствующих субъектов, из которых не менее чем один относится к частному бизнесу.
Данный ключевой показатель отражает количественное изменение состояния конкуренции на товарных рынках и при этом создает основу для перехода к решению новых задач, связанных уже с качественными изменениями.
Количество зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с 2017 годом.
Среди мероприятий, реализованных в рамках исполнения Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в качестве наиболее значимых с точки зрения экономического эффекта и положительного влияния на экономику Российской Федерации можно отметить следующие:
принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции", направленный на запрет осуществления унитарными предприятиями деятельности на конкурентных рынках и снижение доли государственного сектора в экономике;
на территории Российской Федерации отменен национальный и внутрисетевой роуминг;
приняты правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи и в сфере теплоснабжения;
расширены масштабы биржевой торговли наличными товарами (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, сахар, зерно и др.) и производными финансовыми инструментами, в агропромышленном комплексе повысилась товарность основных видов сельскохозяйственной продукции, расширилась география поставок товаров, реализуемых на биржевых торгах;
в рамках усиления борьбы с картелями и иными антиконкурентными соглашениями состоялась 18-я сессия Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД, по итогам которой был одобрен текст Руководящих принципов и процедур международного сотрудничества в соответствии с Секцией F Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой;
ограничена возможность региональных органов исполнительной власти принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней;
внедрен принцип ценового (тарифного) регулирования, стимулирующий организации к сокращению издержек;
введен метод предельного ценообразования на услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;
в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ.
Реализация указанных мероприятий способствовала достижению целей и задач, определенных в Указе N 618, в том числе таких как:
развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием. В частности, количество унитарных предприятий уменьшилось на 31,8 процента за 2018 - 2020 годы;
повышение удовлетворенности потребителей, в том числе за счет снижения цен. В результате отмены внутрисетевого роуминга экономия для потребителей составила порядка 6 млрд. рублей и одновременно возрос объем данных услуг связи;
обеспечение равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий. В частности, в результате принятия правил недискриминационного доступа в сфере теплоснабжения созданы условия для преодоления барьеров, таких как избыточные требования документов, необоснованный отказ в предоставлении услуги, долгое ожидание, отсутствие гарантии результата и прочее в процессе доступа потребителей к услугам.
Однако не все меры, предусмотренные программами, оказались достаточными для эффективного развития конкуренции.
В начале текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Анализ глобальных экономических процессов позволяет сделать выводы о значительном изменении традиционных подходов и системы экономических отношений. Одним из главных факторов мирового экономического роста на современном этапе стали цифровые преобразования.
Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее. Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть охарактеризованы как крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста экономики.
Еще одним вызовом как для российской экономики, так и для мировой экономики в целом стало распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Многие страны мира предприняли превентивные меры: закрыли границы, прекратили авиасообщение, ввели режимы самоизоляции и карантина.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции, продолжают оставаться следующие:
высокая доля государственного сектора в экономике;
монополизация рынков и их олигопольный характер;
недостаточная доля малых и средних предприятий в структуре экономики Российской Федерации;
сохраняющиеся ограничения доступа к инфраструктуре.
Каждый из вышеприведенных факторов непосредственным образом влияет на устойчивость экономического "иммунитета" Российской Федерации к текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному экономическому кризису.
Решение задач по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции, позволяющих противостоять глобальным экономическим вызовам, возможно только при условии преодоления внутренних ограничений, сдерживающих экономический рост.
На следующем этапе реализации государственной политики по развитию конкуренции необходимы качественные системные, институциональные и организационные изменения, а также дальнейшие шаги по развитию конкуренции в отраслях национальной экономики.
II. Задачи, ключевые показатели и ожидаемые результаты
развития конкуренции
1. Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее - Национальный план) определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включают в себя:
развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;
дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия для развития конкуренции, на основании анализа состояния конкуренции;
обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов, проводимых в электронной форме;
обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;
развитие малого и среднего предпринимательства;
унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам;
замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;
обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;
развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том числе создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли;
цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;
расширение и повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства;
создание условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и повышения эффективности механизма ценообразования в сфере государственного оборонного заказа;
развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков.
2. В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции устанавливаются следующие ключевые показатели развития конкуренции:
Наименование контрольного показателя
|
Единица измерения
|
2025 год
|
Ответственные исполнители
|
|
1.
|
Доля организаций с государственным и муниципальным участием в отраслях (сферах), указанных в пункте 3 раздела II Национального плана <*>
|
процентов
|
менее чем в 2020 году
|
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана
|
2.
|
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
|
млн. человек
|
не менее 25
|
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана
|
3.
|
Доля закупок в денежном выражении, осуществляемых акционерными обществами, входящими в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р и от 30 августа 2017 г. N 1870-р, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по отношению к общему объему таких закупок в денежном выражении, за исключением закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 600 тыс. рублей, закупок товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий, а также закупок, осуществляемых в связи с признанием конкурентных закупок несостоявшимися
|
процентов
|
менее чем в 2020 году
|
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленных сферах деятельности, указанных в пункте 3 раздела II Национального плана
|
--------------------------------
<*> Методика расчета доли организаций с государственным и муниципальным участием утверждается федеральным антимонопольным органом.
3. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видах деятельности):
Ожидаемые результаты
|
Ответственные исполнители
|
1. Агропромышленный комплекс
|
|
На федеральном и региональном уровнях обеспечена возможность подачи сельскохозяйственными товаропроизводителями заявления на получение субсидий в электронном виде через государственную информационную систему
|
Минсельхоз России
|
Увеличено количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, получивших субсидии
|
Минсельхоз России
|
Расширена номенклатура сельскохозяйственных товаров, реализуемых на бирже
|
Минсельхоз России,
ФАС России
|
2. Информационные технологии
|
|
На рынках услуг в сфере информационных технологий, в том числе на рынках программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов (разработка, поддержка, развитие, внедрение, предоставление доступа, обеспечение функционирования), отсутствуют унитарные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами
|
Минцифры России
|
Обеспечен ввод в промышленную эксплуатацию информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере:
количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - одна тысяча в 2023 году;
количество пользователей информационно-аналитической системы по сопоставлению цен на однородные товары, работы, услуги в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере - 20 тыс. в 2025 году
|
ФАС России,
Минобороны России
|
Реализован функционал специализированной торговой площадки, обеспечивающий возможность проведения закрытых торгов, информация о которых содержит сведения, составляющие государственную тайну
|
ФАС России,
ФСБ России,
ФСТЭК России,
Минфин России
|
3. Сфера обращения твердых коммунальных отходов
|
|
Увеличение до 30 процентов к 2025 году объема твердых коммунальных отходов, транспортируемых организациями частных форм собственности (негосударственными и немуниципальными организациями) и не аффилированными с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
|
Минприроды России
|
4. Сфера финансовых рынков
|
|
Обеспечен равный доступ финансовым организациям, в том числе являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, к государственным программам субсидирования из средств бюджета льготного финансирования
|
ФАС России,
Минфин России при участии Банка России
|
Создан не менее чем один новый рынок производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар
|
ФАС России,
Минфин России при участии Банка России
|
5. Природные ресурсы
|
|
Расширен доступ организаций, обладающих необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в состав потенциальных пользователей участков нераспределенного фонда недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации
|
Минвостокразвития России,
Минприроды России,
ФАС России
|
6. Электроэнергетика
|
|
Снижены сроки технологического присоединения к электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях, когда максимальная мощность заявителя составляет до 150 кВт и сетевой организации требуется строительство "последней мили" на расстоянии 300 - 500 метров
|
Минэнерго России
|
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в электронной форме не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации к 2025 году
|
Минэнерго России
|
Не увеличены территории ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков
|
Минэнерго России
|
Доля организаций частной формы собственности составляет не менее:
30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по производству электроэнергии на розничном рынке;
30 процентов для организаций, осуществляющих деятельность по купле-продаже электроэнергии (энергосбытовую деятельность) на розничном рынке
|
ФАС России
|
7. Сфера транспорта
|
|
Воздушный транспорт:
|
|
Обеспечены равные условия дистрибуции авиабилетов через глобальные и российские системы бронирования
|
Минтранс России
|
Обеспечена деятельность минимум одного независимого оператора, не входящего в группу лиц с оператором аэропорта, оказывающего услуги по наземному обслуживанию в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3 млн. человек в год
|
Минтранс России
|
Железнодорожный транспорт:
|
|
Создана цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и операторов в рамках грузовых перевозок железнодорожным транспортом на недискриминационной основе
|
Минтранс России
|
Городской транспорт (автобусы):
|
|
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом:
по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 20 процентов;
по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, - не менее 30 процентов
|
Минтранс России,
Минэкономразвития России
|
8. Сфера образования
|
|
Во всех субъектах Российской Федерации обеспечено внедрение не позднее 2024 года системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением финансирования дополнительного образования в детских школах искусств)
|
Минпросвещения России
|
В субъектах Российской Федерации разработаны меры поддержки частных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми
|
Минпросвещения России,
Минэкономразвития России
|
Обеспечено включение в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, посвященных государственной политике по развитию конкуренции
|
Минпросвещения России
|
Доля детей, получающих образование в организациях частной формы собственности, от общего числа детей, получающих образование, составляет не менее:
1,6 процента на рынках дошкольного образования;
1 процента на рынках общего образования;
7,5 процента на рынках среднего профессионального образования
|
Минпросвещения России
|
9. Сфера здравоохранения
|
|
На рынках лекарственных средств:
до 1 июля 2022 г. проведена работа по определению взаимозаменяемости лекарственных препаратов для не менее чем 50 процентов лекарственных препаратов,
до 31 декабря 2022 г. - для не менее чем 55 процентов лекарственных препаратов,
до 31 декабря 2023 г. - для не менее 60 процентов лекарственных препаратов,
до 31 декабря 2024 г. - для не менее 65 процентов лекарственных препаратов,
до 31 декабря 2025 г. - для не менее 70 процентов лекарственных препаратов
|
Минздрав России
|
Система возмещения стоимости лекарственного обеспечения внедрена:
в не менее чем 10 пилотных регионах - к 2023 году,
во всех регионах - к 2025 году при условии выделения достаточных средств на пилотный проект
|
Минздрав России
|
Доля организаций частной формы собственности составляет:
на рынках медицинских услуг - не менее 10 процентов, в том числе доля субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 80 процентов;
на рынках розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями - не менее 70 процентов
|
Минздрав России,
Минэкономразвития России
|
10. Ритуальные услуги
|
|
До 31 декабря 2023 г.:
созданы в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, содержащие атрибутивный состав сведений;
направлено информационное письмо в субъекты Российской Федерации о заполнении справочника сведений о кладбищах и местах захоронений на них, справочника сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, а также инструкция по заполнению указанных справочников
|
Минстрой России,
Минцифры России
|
В субъектах Российской Федерации до 31 декабря 2025 г.:
созданы и в целях обеспечения возможности поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствии с положениями раздела III Национального плана размещены в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации" справочник сведений о кладбищах и местах захоронений на них в отношении всех существующих кладбищ, справочник сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон;
обеспечено оказание ритуальных услуг по принципу "одного окна" на основе конкуренции с предоставлением информации о хозяйствующих субъектах, имеющих право на оказание услуг по организации похорон, включая стоимость оказываемых хозяйствующими субъектами ритуальных услуг
|
Минстрой России,
Минцифры России,
Минэкономразвития России
|
11. Энергетика
|
|
Газ:
|
|
При торговле природным газом не менее 10 процентов общего объема поставок на территорию Российской Федерации составляет объем газа, поставка которого осуществлена по договорам, заключенным на биржевых торгах, в которых приняли участие не менее 5 продавцов
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ, сжиженный углеводородный газ
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования
|
Минфин России,
ФНС России,
Минэнерго России,
ФАС России
|
Сроки подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения составляют не более 135 дней для заявителей первой категории в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
|
Минэнерго России,
Минстрой России,
ФАС России
|
Оформление документов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется через многофункциональные центры не менее чем в 45 субъектах Российской Федерации
|
Минэкономразвития России,
Минэнерго России,
ФАС России
|
Сокращены объемы перекрестного субсидирования в рамках долгосрочного тарифного регулирования
|
Минэкономразвития России,
Минэнерго России,
ФАС России
|
Нефть и нефтепродукты:
|
|
Увеличена доля реализованных на биржевых торгах нефтепродуктов (автомобильные бензины, авиационный керосин, битум, сжиженный углеводородный газ, дизельное топливо, мазут) от общего объема производства по сравнению с 2020 годом
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Обеспечено развитие экспорта нефти и нефтепродуктов с применением прозрачных форм торговли (организованные торги, аукционы)
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Обеспечено развитие маркерного сорта российской нефти "Юралс" и повышена его ликвидность как независимого эталонного сорта
|
Минэнерго России
|
Формирование внебиржевых индексов цен на авиационный керосин в центрах потребления
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Формирование биржевых и внебиржевых индексов цен на битум, судовое топливо в центрах потребления и на нефтепродукты, реализованные мелким оптом
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования
|
Минфин России,
ФНС России,
Минэнерго России
|
Угольная промышленность:
|
|
Объем энергетического угля, реализованного на бирже, составляет не менее 10 процентов поставок на территорию Российской Федерации
|
ФАС России,
Минэнерго России
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
|
Обеспечено использование биржевых и внебиржевых индексов цен в целях повышения эффективности применения налогового, бюджетного регулирования
|
Минфин России,
ФНС России,
Минэнерго России,
ФАС России
|
Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на энергетический уголь
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
12. Химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность
|
|
Доля реализации химической и нефтегазохимической продукции на организованных торгах от поставок на внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом сегменте, составляет для парафинов, ортоксилола, толуола не менее 10 процентов объемов продаж на территории Российской Федерации каждого производителя, занимающего доминирующее положение на соответствующих товарных рынках
|
ФАС России
Минэнерго России
|
Расширена номенклатура химической и нефтегазохимической продукции, реализуемой на организованных торгах с учетом спроса
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
|
Сформированы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы цен на минеральные удобрения, парафины, ортоксилол, толуол
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
|
13. Строительство
|
|
Осуществлен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования
|
Минстрой России,
ФАС России
|
Доля организаций частной формы собственности в объеме выполненных работ по виду экономической деятельности "Строительство" составляет не менее 91 процента
|
Минстрой России
|
14. Торговля
|
|
Суммарно увеличено количество нестационарных торговых объектов и торговых мест на ярмарках не менее чем на 10 процентов в 2025 году по отношению к 2020 году
|
Минпромторг России,
исполнительные органы субъектов Российской Федерации
|
15. Лесной комплекс
|
|
Обеспечено развитие ликвидных биржевых торгов лесоматериалами
|
ФАС России,
Минприроды России,
Минпромторг России
|
Создание ликвидных биржевых индикаторов на лесоматериалы, основанных на результатах биржевых торгов лесоматериалами
|
ФАС России,
Минприроды России,
Минпромторг России
|
Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в сферах налогового, бюджетного регулирования
|
Минфин России,
ФНС России,
Минприроды России,
ФАС России,
Минпромторг России
|
III. Мероприятия Национального плана
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Срок реализации <*>
|
Ответственные исполнители (соисполнители)
|
|
1.
|
Продолжение работы по осуществлению приватизации федерального имущества, не используемого для реализации государственных функций и полномочий (непрофильного имущества)
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
ежегодно
|
Минфин России,
Росимущество,
ФАС России,
Банк России в части финансовых организаций
|
2.
|
Обеспечение регулярного размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции, в том числе положений Национального плана, планов мероприятий ("дорожных карт") развития конкуренции на федеральном уровне
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
ежегодно
|
ФАС России,
федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию Национального плана
|
3.
|
Обеспечение эффективного выявления и пресечения картелей посредством внесения изменения в законодательство Российской Федерации
|
федеральный закон
|
июль 2022 г.
|
ФАС России
|
4.
|
Обеспечение определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения на территории Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 июля 2022 г.
31 декабря 2022 г.
31 декабря 2023 г.
31 декабря 2024 г.
31 декабря 2025 г.
|
Минздрав России
|
5.
|
Утверждение концепции развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 марта 2022 г.
|
Минпромторг России
|
6.
|
Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") развития организованной (биржевой) торговли на 2022 - 2025 годы с включением в него мероприятий, в том числе:
по использованию биржевых и внебиржевых индикаторов в налоговом и бюджетном регулировании и контроле;
по развитию срочного рынка, рынка производных финансовых инструментов;
по организации и развитию биржевой торговли товарами, ранее не участвовавшими в организованных торгах, товарами на экспорт, в рамках БРИКС, ЕАЭС;
по формированию системы национальных рыночных индикаторов цен на ключевые группы товаров с учетом биржевых цен, формируемых в том числе на международных и зарубежных организованных биржевых торгах;
по организации проведения биржевых торгов нефтепродуктами с базисами поставки, на которых реализацию нефтепродуктов осуществляет одновременно не менее трех производителей (объединение базисов поставки), для обеспечения реальной конкуренции производителей в рамках одного биржевого инструмента;
по развитию биржевых мелкооптовых торгов нефтепродуктами на базе оператора товарных поставок, в том числе с привлечением независимых нефтебаз;
по привлечению на уровне субъектов Российской Федерации к организованным торгам мелким оптом всех производителей, функционирующих в каждом из субъектов Российской Федерации;
по формированию ценовых индикаторов на нефтепродукты с учетом котировок российского биржевого фьючерсного рынка, информации о внебиржевых договорах, индикаторов биржевых спот-торгов, а также цен экспортной альтернативы (нетбэк) и иной ценовой информации зарубежных рынков
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 марта 2022 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минфин России,
ФНС России,
Минэкономразвития России
при участии Банка России и
заинтересованных организаций
|
7.
|
Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") развития конкуренции на рынках финансовых услуг на 2022 - 2025 годы с определением в нем перечней ключевых показателей, обеспечивающих в том числе:
снижение барьеров для поставщиков финансовых услуг;
расширение возможностей потребителя осуществлять свободный информированный выбор, в том числе смену поставщиков финансовых услуг;
совершенствование регулирования оборота данных, в том числе обеспечение конкурентного доступа финансовых организаций к данным;
формирование правовых основ антимонопольного регулирования деятельности финансовых организаций, развивающих цифровые и иные сервисы на базе экосистем (мультисервисных платформ), в том числе иностранных экосистем;
развитие института ответственности органов государственной власти за действия, искажающие конкурентное поле финансового рынка
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 марта 2022 г.
|
ФАС России,
Минфин России
при участии Банка России
|
8.
|
Обеспечение реализации мероприятий, направленных на создание конкурентных условий в научной и научно-технической сферах
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
ежегодно
|
Минобрнауки России,
ФАС России,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"
|
9.
|
Обеспечение деятельности Антимонопольного центра БРИКС, в том числе его финансирования за счет бюджета Российской Федерации, проработка с государствами БРИКС вопроса трансформации в дальнейшем Антимонопольного центра БРИКС в международную структуру с эффективным финансовым и экспертным участием стран-партнеров
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 сентября 2022 г.
|
ФАС России,
Минфин России
|
10.
|
Определение единого порядка проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в сфере реализации имущества, в том числе имущественных прав, в электронной форме с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов во взаимодействии с электронными площадками, определенными Правительством Российской Федерации (за исключением процедур, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
|
федеральный закон
|
сентябрь 2022 г.
|
ФАС России,
Минфин России,
Минюст России,
Минэкономразвития России,
Минприроды России,
Казначейство России,
Росреестр,
Минсельхоз России,
Росимущество
|
11.
|
Разработка комплекса мер, направленных на обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам, включающих в том числе:
|
|||
приоритет распределения природных ресурсов на аукционах в электронной форме;
|
федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации
|
сентябрь 2022 г.
|
ФАС России,
Минприроды России,
Минэкономразвития России
|
|
позиция исключена. - Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2024 N 178-р
|
||||
12.
|
||||
13.
|
Обеспечение функционирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" базового информационного портала по реализации государственной политики по развитию конкуренции, обеспечивающего в том числе автоматическое формирование на основе обработки больших объемов данных отчетов о реализации мероприятий по развитию конкуренции
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 июля 2022 г.
|
ФАС России,
Минэкономразвития России
|
14.
|
Обеспечение расширения случаев установления долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий по принципу "инфляция минус"
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
31 декабря 2025 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России
|
15.
|
||||
16.
|
Обеспечение расширения перечня информации о внебиржевых договорах по поставкам нефти, предоставляемой на биржу, в целях формирования более широкого массива данных по указанным договорам и, как следствие, развитие репрезентативных национальных индексов на нефть
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России
при участии Банка России
|
17.
|
Обеспечение развития биржевых торгов природным газом с использованием услуг оператора товарных поставок
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России
при участии Банка России
|
18.
|
Обеспечение внедрения автоматизированной информационной системы по выявлению и доказыванию ограничивающих конкуренцию соглашений на торгах с учетом цифровизации неконкурентных практик участников торгов
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России
|
19.
|
Увеличение объемов биржевых торгов сырой нефтью, а также организация проведения аукционов для заключения контрактов на экспорт нефти на биржевой электронной площадке с последующим запуском торгов фьючерсными контрактами на экспортные сорта нефти "Юралс" и ВСТО
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России
Минэкономразвития России
при участии Банка России
|
20.
|
Разработка и утверждение плана мероприятий по развитию сотрудничества стран БРИКС по вопросам развития и защиты конкуренции, включающего вопросы биржевой торговли, восстановления условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России
при участии Банка России
|
21.
|
Проработка вопроса о целесообразности инициирования изменений в приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе в части закрепления возможности закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронном формате с использованием электронного магазина
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
Минфин России,
Минэкономразвития России,
ФАС России
|
22.
|
Обеспечение функционирования центров технологического трансфера для реализации антимонопольных требований при совершении трансграничных действий и сделок экономической концентрации, а также в иных случаях в целях восстановления условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России
|
23.
|
Обеспечение реализации мероприятий, направленных на формирование и развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, и включенных в стратегические направления развития Евразийской экономической интеграции
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
ФАС России,
Минэкономразвития России
при участии Банка России
|
24.
|
Установление единого порядка подачи и получения документов на технологическое присоединение к сетям коммунальной инфраструктуры (с учетом особенностей социально значимых объектов) в режиме "одного окна"
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
1 января 2023 г.
|
Минстрой России,
ФАС России,
Минэнерго России
|
25.
|
Разработка методики оценки ФАС России отраслевых документов стратегического планирования (за исключением схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации) с точки зрения достаточности предусмотренных данными актами мер для развития конкуренции
|
приказ ФАС России
|
1 марта 2023 г.
|
ФАС России,
Минэкономразвития России
|
26 - 27.
|
Исключены. - Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2023 N 2252-р
|
|||
28.
|
Обеспечение внесения изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющих подсудность дел об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) арбитражным судам Российской Федерации
|
федеральный закон
|
1 января 2025 г.
|
ФАС России
|
29.
|
Обеспечение введения дополнительного контроля за совершением финансовыми организациями (их группами лиц), активы (суммарные активы финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышают значения, установленные Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, сделок экономической концентрации в отношении других финансовых организаций, действующих на том же рынке финансовых услуг, за исключением случаев, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации
|
федеральный закон
|
1 июля 2024 г.
|
ФАС России,
Минфин России
при участии Банка России
|
30 - 32.
|
Исключены. - Распоряжение Правительства РФ от 21.08.2023 N 2252-р
|
|||
33.
|
Обеспечение правовой основы для создания в субъектах Российской Федерации реестров хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по организации похорон, оказания услуг организации похорон по принципу "одного окна" на основе конкуренции с предоставлением лицам, ответственным за захоронения, полной информации об указанных хозяйствующих субъектах, содержащейся в таких реестрах, включая стоимость оказываемых ими ритуальных услуг
|
федеральный закон
|
1 июля 2023 г.
|
Минстрой России,
ФАС России
|
34.
|
Закрепление на законодательном уровне обязанности по совершению сделок, предусматривающих переход прав владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом, в том числе земельными участками, организаций, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, на аукционе в электронной форме с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов во взаимодействии с электронными площадками, определенными Правительством Российской Федерации
|
федеральный закон
|
1 июля 2023 г.
|
ФАС России,
Минфин России,
Минэкономразвития России,
Казначейство России,
Росимущество
|
35.
|
Введение запрета на совмещение оказания ритуальных и медицинских услуг; оказание услуг по устройству и обустройству мест захоронений организациями, осуществляющими содержание кладбищ, с возможностью оказания таких услуг на конкурентной основе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; оказание иных ритуальных услуг исключительно на конкурентной основе
|
федеральный закон
|
1 июля 2023 г.
|
Минстрой России,
Минздрав России,
ФАС России
|
36.
|
||||
37.
|
||||
38.
|
Создание возможности поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг сведений о кладбищах, сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, содержащихся в реестрах таких субъектов, размещенных на региональных порталах государственных и муниципальных услуг
|
федеральный закон
|
1 июля 2023 г.
|
Минстрой России,
Минцифры России
|
38(1).
|
Создание технической возможности поиска посредством единого портала государственных и муниципальных услуг информации из справочника сведений о кладбищах и местах захоронений на них и справочника сведений о хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по организации похорон, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации"
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
31 декабря 2025 г.
|
Минцифры России,
Минстрой России
|
39.
|
Обеспечение реализации функционала специализированной торговой площадки, обеспечивающего возможность проведения закрытых торгов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
ФАС России,
ФСБ России,
ФСТЭК России,
Минфин России
|
40.
|
Определение единых принципов учета государственного и муниципального имущества, а также размещения данных о нем в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
распоряжение Правительства Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
Минфин России,
Росимущество,
ФАС России
при участии Банка России
|
41.
|
Выявление и регистрация бесхозяйного, неучтенного, незарегистрированного государственного имущества
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
Минфин России,
Росимущество,
ФАС России
при участии Банка России
|
42.
|
Обеспечение реализации мероприятий, направленных на принятие Международной конвенции о борьбе с картелями
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
ФАС России
|
43.
|
Определение состава федерального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для осуществления государственных полномочий (непрофильное имущество)
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
Минфин России,
Росимущество,
ФАС России
|
44.
|
Проведение оценки отраслевых документов стратегического планирования (за исключением схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации) с точки зрения достаточности предусмотренных данными актами мер для развития конкуренции и представление в Правительство Российской Федерации (а также в части документов стратегического планирования, затрагивающих деятельность финансовых организаций, в Банк России) предложений по внесению в них изменений
|
доклад в Правительство Российской Федерации (а также в части документов стратегического планирования, затрагивающих деятельность финансовых организаций, в Банк России)
|
1 января 2024 г.
|
ФАС России,
Минэкономразвития России,
Минфин России
при участии Банка России
|
45.
|
Обеспечение прекращения государственного регулирования деятельности субъектов в отдельных сферах, в которых созданы условия для развития конкуренции (в том числе в сфере услуг в портах, аэропортах) на основании анализа состояния конкуренции, а также прекращения государственного регулирования цен (тарифов) в конкурентных сферах
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
1 января 2024 г.
|
ФАС России
|
46.
|
Обеспечение включения в примерные основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, посвященных государственной политике по развитию конкуренции
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
январь 2024 г.
|
Минпросвещения России
|
47.
|
||||
48.
|
Обеспечение перехода к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования, с определением возможности интеграции с региональными и муниципальными информационными системами
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
1 января 2025 г.
|
Минстрой России,
Минцифры России,
ФАС России,
Минэкономразвития России
|
49.
|
Обеспечение возможности подачи и получения документов на технологическое присоединение ко всем видам сетей инженерно-технического обеспечения в режиме "одного окна"
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
1 января 2025 г.
|
Минстрой России,
ФАС России
|
--------------------------------
<*> Для федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации - срок внесения в Правительство Российской Федерации соответствующего проекта, для иных видов документов - срок их издания, опубликования или внесения (представления) в Правительство Российской Федерации.