ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2011 г. N 1205
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ФАКТА НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО СТРАХОВАТЕЛЮ УЩЕРБА
ПО ДОГОВОРУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования;
требования к независимым экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования.
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации утвердить состав комиссии для проведения аттестации независимых экспертов, привлекаемых для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования, и сроки проведения указанной аттестации.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. N 1205
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
ФАКТА НАСТУПЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА
ПРИЧИНЕННОГО СТРАХОВАТЕЛЮ УЩЕРБА ПО ДОГОВОРУ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения экспертизы с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения причин утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных и (или) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования, если при страховании осуществляется оказание государственной поддержки.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
"экспертиза" - квалифицированное исследование представленных страховщиком и страхователем соответствующих документов, информации и материалов, полученных в том числе в результате мониторинга с использованием авиационных и космических средств, перечень которых определяется правилами сельскохозяйственного страхования, предусмотренными пунктом 7 части 4 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", а также обследование (при возможности проведения) объектов страхования, в отношении которых был заключен соответствующий договор сельскохозяйственного страхования, проводимые независимыми экспертами в целях предоставления мотивированного экспертного заключения, подтверждающего факт наступления страхового случая, и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования;
"независимый эксперт" - физическое лицо, аттестованное Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке и внесенное в перечень независимых экспертов, аттестованных Министерством для проведения экспертизы, размещенный на официальном сайте Министерства;
"страхователь" - сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" и заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования;
"страховщик" - страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом объединения страховщиков, созданного в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
"объект страхования" - урожай сельскохозяйственных культур, посадки многолетних насаждений, сельскохозяйственные животные и (или) объекты товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);
"обследование объектов страхования" - квалифицированная оценка состояния посевов (посадок) сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных и (или) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) по месту их нахождения.
3. Экспертиза проводится страховщиком в отношении событий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", в случае наличия разногласий между сторонами договора сельскохозяйственного страхования в отношении факта наступления страхового случая и размера причиненного страхователю ущерба.
4. Страховщик при наличии уведомления от страхователя о наличии разногласий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, обязан организовать проведение экспертизы в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления.
5. Экспертиза проводится на основании договора между страховщиком и независимым экспертом.
6. Сроки проведения экспертизы и описание ее предмета (объекта) согласовываются страховщиком и страхователем и заверяются подписью страхователя.
Для согласования страховщик направляет страхователю уведомление в письменной форме с изложением сроков проведения экспертизы и описанием ее предмета (объекта). Страхователь в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, направляет согласованное уведомление страховщику.
7. Оплата услуг независимого эксперта по договору, предусмотренному пунктом 5 настоящих Правил, производится за счет страховщика.
8. Страховщик не вправе привлекать для проведения экспертизы (участия в проведении экспертизы) независимого эксперта, если он является учредителем, акционером, участником, работником страховщика или страхователем. При наличии заинтересованности в результатах экспертизы независимый эксперт обязан сообщить страховщику и страхователю о невозможности своего участия в проведении экспертизы.
9. Независимый эксперт:
а) сообщает страховщику и страхователю о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящих Правил;
б) обеспечивает сохранность документов, информации и материалов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил, полученных от страховщика и страхователя в ходе проведения экспертизы;
в) руководствуется при проведении экспертизы методиками определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных и (или) объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), утвержденными в установленном порядке;
г) не разглашает конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
10. Экспертиза проводится независимыми экспертами на основании обследования объектов страхования, если обследование возможно на момент проведения экспертизы, а также на основании представленных страховщиком и (или) страхователем соответствующих документов, информации и материалов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил.
10(1). Обследование объектов страхования проводится независимым экспертом при наличии их на месте нахождения (месте произрастания, выращивания, содержания, переработки), определенном в договоре сельскохозяйственного страхования. О месте и времени проведения обследования объектов страхования независимый эксперт уведомляет страховщика и страхователя за 3 рабочих дня до дня проведения обследования объектов страхования.
11. На основании проведенной экспертизы независимый эксперт составляет экспертное заключение, в котором указываются:
а) место и дата составления экспертного заключения;
б) основание для проведения экспертизы;
в) фамилия, имя, отчество независимого эксперта;
г) предмет (объект) экспертизы;
д) перечень документов, информации и материалов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил и полученных в том числе в результате мониторинга с использованием авиационных и космических средств, и проб, представленных независимому эксперту для проведения экспертизы;
е) содержание и результаты обследования с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов обследования, выводы по предмету (объекту) экспертизы и их обоснование.
12. Выводы в экспертном заключении излагаются в виде ответов на поставленные в отношении предмета (объекта) экспертизы вопросы, при этом последовательность ответов соответствует последовательности вопросов.
Экспертное заключение подписывается независимым экспертом.
13. К экспертному заключению прилагаются копии документов, информации и материалов, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящих Правил, представленных страховщиком и страхователем, которые являются его неотъемлемой частью.
14. Экспертное заключение составляется в 3 экземплярах (по 1 экземпляру для страховщика, страхователя и независимого эксперта). Копия экспертного заключения в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляется независимым экспертом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
15. При проведении экспертизы в рамках судопроизводства положения настоящих Правил не применяются.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2011 г. N 1205
ТРЕБОВАНИЯ
К НЕЗАВИСИМЫМ ЭКСПЕРТАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ФАКТА НАСТУПЛЕНИЯ
СТРАХОВОГО СЛУЧАЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА
ПРИЧИНЕННОГО СТРАХОВАТЕЛЮ УЩЕРБА ПО ДОГОВОРУ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
1. В настоящем документе устанавливаются требования к независимым экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования (далее - независимый эксперт), а также условия и порядок аттестации независимых экспертов.
2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:
"аттестационная комиссия" - комиссия, формируемая в установленном аттестующим органом порядке и наделенная полномочиями для проведения аттестации независимых экспертов. Состав и положение об аттестационной комиссии утверждаются аттестующим органом;
"аттестационные требования" - совокупность требований к профессиональному образованию, стажу работы и знанию законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере страхового дела и сельского хозяйства в соответствующей области, которым должен соответствовать независимый эксперт, чтобы быть аттестованным;
"аттестация" - процедура, по результатам которой аттестующий орган выдает свидетельство об аттестации, удостоверяющее, что независимый эксперт отвечает аттестационным требованиям;
"аттестующий орган" - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющее аттестацию независимых экспертов в соответствии с настоящим документом;
"свидетельство об аттестации" - документ, удостоверяющий, что независимый эксперт отвечает аттестационным требованиям и включен в перечень независимых экспертов.
3. Независимый эксперт должен отвечать следующим аттестационным требованиям:
а) для проведения экспертизы в области растениеводства:
наличие высшего образования по одному из направлений подготовки (специальности) - "агрохимия и агропочвоведение", "агрономия", "почвоведение", "садоводство", "технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "защита растений", "плодоовощеводство и виноградарство", "селекция и генетика сельскохозяйственных культур" либо наличие ученых степеней кандидата или доктора сельскохозяйственных или биологических наук;
наличие стажа работы не менее 5 лет (в том числе в государственных или муниципальных организациях, включая научно-исследовательские и образовательные организации, и сельскохозяйственных организациях) по одной или нескольким специальностям - "агрохимия и агропочвоведение", "агрономия", "почвоведение", "садоводство", "технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "защита растений", "плодоовощеводство и виноградарство", "селекция и генетика сельскохозяйственных культур";
знание законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере страхового дела и области растениеводства;
б) для проведения экспертизы в области животноводства:
наличие высшего образования по одному из направлений подготовки (специальности) - "зоотехния", "ветеринарно-санитарная экспертиза", "ветеринария";
наличие стажа работы не менее 5 лет (в том числе в государственных или муниципальных организациях, включая научно-исследовательские и образовательные организации, и сельскохозяйственных организациях) по одной из специальностей - "зоотехния", "ветеринарно-санитарная экспертиза", "ветеринария";
знание законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере страхового дела и области животноводства;
в) для проведения экспертизы в области товарной аквакультуры (товарного рыбоводства):
наличие высшего образования по одному из направлений подготовки (специальности) - "водные биоресурсы и аквакультура", "зоотехния", "ветеринарно-санитарная экспертиза", "ветеринария", "биология";
наличие стажа работы не менее 5 лет (в том числе в государственных или муниципальных организациях, включая научно-исследовательские и образовательные организации, и сельскохозяйственных организациях) по одной из специальностей - "водные биоресурсы и аквакультура", "зоотехния", "ветеринарно-санитарная экспертиза", "ветеринария", "биология";
знание законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере страхового дела и в области аквакультуры (рыбоводства).
4. Физическое лицо, претендующее на прохождение аттестации (далее - кандидат в независимые эксперты), представляет в аттестационную комиссию следующие документы:
а) заявление о прохождении аттестации с указанием области экспертизы (растениеводство, животноводство или товарная аквакультура (товарное рыбоводство)) с описью представляемых документов по форме, установленной аттестующим органом;
б) заявление о согласии на размещение персональных данных на официальном сайте аттестующего органа в случае прохождения аттестации по форме, установленной аттестующим органом;
в) заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность кандидата в независимые эксперты;
г) заверенную в установленном порядке копию документа о высшем образовании по одному из направлений подготовки (специальности), указанных в пункте 3 настоящего документа, или копию документа о присуждении ученой степени кандидата или доктора сельскохозяйственных или биологических наук;
д) заверенную в установленном порядке копию документа о трудовой деятельности и трудовом стаже по направлениям подготовки (специальностям), указанным в пункте 3 настоящего документа;
е) заполненное и подписанное кандидатом в независимые эксперты тестовое задание, содержащее ответы на вопросы, подтверждающие знание законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере страхового дела и соответственно в области растениеводства, животноводства или товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), перечень которых ежегодно утверждается аттестующим органом. Перечень вопросов тестового задания, утвержденный аттестующим органом, размещается на официальном сайте аттестующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Представленные кандидатом в независимые эксперты в аттестационную комиссию документы составляются на русском языке (имеют заверенный в установленном порядке перевод на русский язык), нумеруются и сшиваются.
Копии документов представляются с оттисками печатей и штампов и не должны иметь исправлений. Оттиски печатей и штампов должны быть отчетливыми.
6. Порядок проверки документов, представленных на аттестацию кандидатами в независимые эксперты, определяется аттестующим органом.
7. Аттестация кандидата в независимые эксперты проводится заочно на основании комплекта документов, представленных кандидатом в независимые эксперты в соответствии с пунктом 4 настоящего документа.
По результатам рассмотрения представленного комплекта документов аттестационная комиссия принимает решение об аттестации кандидата в независимые эксперты либо об отказе в аттестации.
Решение оформляется протоколом заседания аттестационной комиссии.
8. Основаниями для отказа в аттестации являются:
а) представление документов с нарушением положений пункта 4 и (или) пункта 5 настоящего документа;
б) несоответствие кандидата в независимые эксперты положениям, предусмотренным абзацами вторым и (или) третьим подпункта "а", или абзацами вторым и (или) третьим подпункта "б", или абзацами вторым и (или) третьим подпункта "в" пункта 3 настоящего документа;
в) невыполнение кандидатом в независимые эксперты положений, предусмотренных абзацем четвертым подпункта "а", или абзацем четвертым подпункта "б", или абзацем четвертым подпункта "в" пункта 3 настоящего документа.
9. Комплекты документов, представленные кандидатами в независимые эксперты, и протокол заседания аттестационной комиссии, на котором они были рассмотрены, подлежат хранению не менее 1 года со дня проведения заседания аттестационной комиссии, а комплекты документов аттестованных независимых экспертов и протокол заседания аттестационной комиссии, на котором принято решение об аттестации, подлежат хранению не менее 3 лет со дня окончания действия свидетельства об аттестации, или аннулирования свидетельства об аттестации, или добровольного отказа от него.
10. Свидетельство об аттестации по форме, установленной аттестующим органом, в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола заседания аттестационной комиссии в 1 экземпляре выдается (направляется) независимому эксперту.
Свидетельство об аттестации действительно в течение 5 лет со дня его выдачи. Аттестация независимого эксперта на последующий период осуществляется в соответствии с настоящим документом.
11. В случае утраты свидетельства об аттестации независимый эксперт обязан в течение 10 рабочих дней уведомить об этом в письменной форме аттестующий орган. Аттестующий орган выдает независимому эксперту дубликат свидетельства об аттестации не позднее 15 рабочих дней со дня получения уведомления об утрате.
12. Информация о работе аттестационной комиссии размещается на официальном сайте аттестующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сроки, определяемые аттестующим органом.
13. Аттестующий орган ведет перечень независимых экспертов по установленной им форме.
Внесение записи об аттестованном независимом эксперте в перечень независимых экспертов с одновременным присвоением регистрационного номера производится на основании протокола заседания аттестационной комиссии.
Перечень независимых экспертов подлежит опубликованию на официальном сайте аттестующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
14. Свидетельство об аттестации может быть аннулировано или независимый эксперт может добровольно отказаться от него.
15. Аннулирование свидетельства об аттестации осуществляется по следующим основаниям:
а) установление факта представления недостоверных сведений и документов для прохождения аттестации;
б) установление в судебном порядке факта составления (подписания) ложного экспертного заключения или неоднократное (более одного раза в течение действия свидетельства об аттестации) нарушение независимым экспертом законодательства Российской Федерации при проведении экспертизы.
16. Свидетельство об аттестации аннулируется решением аттестационной комиссии. В перечень независимых экспертов вносится соответствующая запись об аннулировании свидетельства об аттестации с указанием даты аннулирования свидетельства.
17. При обнаружении оснований, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа, аттестационная комиссия запрашивает у независимого эксперта письменные объяснения путем направления официального письма независимому эксперту. Срок представления письменных объяснений указывается в запросе аттестующего органа, но не может быть менее 30 дней со дня направления запроса.
В случае если от независимого эксперта не поступило письменное объяснение в течение 60 дней со дня направления запроса, по решению аттестационной комиссии его свидетельство может быть аннулировано.
18. Аттестационная комиссия извещает независимого эксперта о решении аннулировать свидетельство об аттестации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.
19. В случае несогласия с решением об аннулировании свидетельства об аттестации независимый эксперт может обжаловать его в суде в установленном порядке.
20. После аннулирования свидетельства об аттестации независимый эксперт возвращает его в аттестующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения аттестационной комиссии о принятии решения об аннулировании свидетельства об аттестации.
21. Добровольный отказ от свидетельства об аттестации осуществляется путем подачи независимым экспертом заявления об отказе с приложением свидетельства об аттестации.