ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. N 1072
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ РАБОТ ПО АКТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
НА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В соответствии с частью 4 статьи 6.1 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2020 г. N 1702 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 43, ст. 6795).
3. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в соответствии Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1072
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ РАБОТ ПО АКТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
НА ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к работам по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, включая:
соблюдение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы;
соблюдение порядка приобретения, хранения и использования средств активных воздействий;
соблюдение при осуществлении работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы требований, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
3. Объектом государственного надзора является деятельность юридических лиц по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, осуществляемая на основании лицензии.
4. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - орган государственного надзора) и ее территориальными органами.
5. Государственный надзор осуществляется:
а) заместителем руководителя органа государственного надзора - главным государственным инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, курирующим в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
б) руководителем структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - заместителем главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
в) заместителем руководителя структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - старшим государственным инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по организации и осуществлению государственного надзора;
г) работниками структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
д) руководителями территориальных органов и их заместителями - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, курирующими в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
е) начальниками отделов территориальных органов - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
ж) работниками структурного подразделения территориального органа - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
6. Права и обязанности инспектора по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы определены статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают должностные лица органа государственного надзора и его территориальных органов, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 5 настоящего Положения.
8. Органом государственного надзора в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках осуществления государственного надзора ведется учет объектов государственного надзора с использованием информационных систем в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
9. При осуществлении государственного надзора орган государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
10. Критерием отнесения объектов государственного надзора к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения обязательных требований является наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
11. Объекты государственного надзора подлежат отнесению к высокому риску при выявлении нарушения соблюдения обязательных требований в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) при наличии данных о фактическом причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и (или) после получения юридическим лицом лицензии в течение 1 календарного года.
12. Объекты государственного надзора подлежат отнесению к умеренному риску при отсутствии нарушений соблюдения обязательных требований по результатам проведенного последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия и (или) отсутствии данных о фактическом причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
13. В случае отсутствия оснований для отнесения объектов государственного надзора к категориям высокого риска и умеренного риска такие объекты государственного надзора относятся к категории низкого риска.
14. Юридические лица в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вправе подать в орган государственного надзора либо его территориальный орган заявление об изменении категории риска.
15. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) категория высокого риска - 1 раз в 3 года, из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 31 настоящего Положения;
б) категория умеренного риска - 1 раз в 4 года, из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 31 настоящего Положения.
16. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
17. При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
18. Органом государственного надзора и его территориальными органами осуществляется информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
19. Орган государственного надзора и его территориальные органы осуществляют обобщение правоприменительной практики по вопросам проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
20. Орган государственного надзора ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты осуществления федерального государственного надзора в сфере проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает публичное обсуждение доклада о правоприменительной практике.
21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя органа государственного надзора и размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
22. При наличии у органа государственного надзора и его территориальных органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган государственного надзора либо его территориальные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
23. Юридическое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в орган государственного надзора или его территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения.
24. В возражении указываются:
а) наименование юридического лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
25. Возражения направляются юридическим лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в орган государственного надзора или его территориальный орган, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного надзора или его территориального органа, либо иными указанными в предостережении способами.
26. Орган государственного надзора или его территориальные органы рассматривают возражения и по итогам рассмотрения направляют ответ юридическому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
27. Консультирование юридических лиц (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора), осуществляется уполномоченным должностным лицом органа государственного надзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные руководителем органа государственного надзора (его территориального органа), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и видеозапись.
Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме не может превышать 15 минут.
28. Консультирование (в том числе письменное консультирование) осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления государственного надзора, в том числе:
предмета государственного надзора;
порядка отнесения объектов государственного надзора к категориям риска;
периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов государственного надзора в зависимости от категории риска;
состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;
видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
порядка обжалования решений органа государственного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц.
В случае направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования ответ на указанный запрос направляется органом в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления 10 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом надзорного органа.
29. Профилактический визит проводится инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения объектов контроля к категориям риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения, а также статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
30. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого риска.
Орган государственного надзора обязан предложить проведение обязательного профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) надзорного органа может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом орган государственного надзора либо его территориальный орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю или заместителю руководителя надзорного органа, которые являются уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
31. Государственный надзор осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
в) инспекционный визит.
32. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
33. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
34. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать 1 рабочий день.
35. Инспекционный визит и выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
36. В ходе выездной проверки должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, в целях фиксации доказательств нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Для фиксации должностным лицом, указанным в пункте 5 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований (в случаях нарушения федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, нарушения порядка приобретения, хранения и использования средств активных воздействий и нарушений осуществления работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы требований, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы) используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица, указанные в пункте 5 настоящего Положения, имеют право пользоваться средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку, кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи). В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
37. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного объекта государственного надзора - субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
38. Органом государственного надзора либо его территориальным органом могут проводиться мероприятия по контролю (надзору) без взаимодействия с объектами государственного надзора, предусмотренные частью 3 статьи 56 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования.
38(1). Ключевым показателем государственного надзора является отношение стоимости объектов защиты, в отношении которых проводились работы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в отчетном году, к стоимости таких объектов защиты до проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в отчетном году (далее - ключевой показатель).
Ключевой показатель (КП) рассчитывается по следующей формуле:
КП = (1 - Спосле / Сдо) x 100%,
где:
Спосле - суммарная стоимость объектов защиты после проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в отчетном году;
Сдо - суммарная стоимость объектов защиты до проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в отчетном году.
Целевым значением ключевого показателя является значение 4,5 процента и менее.
39. Внеплановые проверки при осуществлении государственного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
40. Жалоба на решение территориального органа государственного надзора, на действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа государственного надзора.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного надзора рассматривается центральным аппаратом органа государственного надзора.
Жалоба на решение органа государственного надзора, принятое его центральным аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата органа государственного надзора рассматривается руководителем органа государственного надзора.
41. Жалоба, поступившая в орган государственного надзора, рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.