ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 1998 г. N 1566

О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ
ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством торговли Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и предварительно рассмотренный президиумом Межгосударственного экономического комитета Экономического союза проект Соглашения о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).

Поручить Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Густову В.А. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ

Проект

СОГЛАШЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ
СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС
ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

придавая важное значение интеграционным процессам в области социально - экономического развития своих государств,

исходя из положений Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглашения о сотрудничестве в строительной деятельности от 9 сентября 1994 г., Конвенции о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г. и Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г.,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используемые термины означают следующее:

"государственная экспертиза" - форма государственного регулирования инвестиционного процесса в целях установления соответствия проектов строительства требованиям законодательства государств Сторон, условиям предотвращения ущерба охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях осуществления контроля за соблюдением социально - экономической и природоохранной политики;

"межгосударственная экспертиза" - этап инвестиционного процесса в создании объектов, представляющих интерес для двух и более государств Сторон, независимо от источников финансирования, формы собственности и принадлежности объектов с целью установления соответствия намечаемых проектов строительства условиям и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами государств Сторон, выявления и принятия необходимых мер по предотвращению возможного ущерба для заинтересованных Сторон при реализации объекта экспертизы;

"проект строительства (объект экспертизы)" - инвестиционный проект строительства (реконструкции, технического перевооружения и др.) предприятия, здания или сооружения, обоснование инвестиций, технико - экономическое обоснование, проект и иные виды документации, связанные с проектированием и строительством объектов, представляющих интерес для двух и более Сторон;

"экспертный орган (субъект экспертизы)" - орган государственной экспертизы, уполномоченный Стороной осуществлять государственную (комплексную) экспертизу проектов строительства в соответствии с нормативными правовыми актами государства Стороны;

"базовый экспертный орган" - экспертный орган, обеспечивающий создание и работу межгосударственной экспертной группы, состоящей из представителей экспертных органов заинтересованных Сторон и других экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы.

Статья 2

Сторона, на территории государства которой осуществляется проект строительства, самостоятельно принимает решение о проведении его межгосударственной экспертизы, в том числе при письменном обращении другой Стороны (Сторон) о проведении такой экспертизы, кроме случаев, когда проведение межгосударственной экспертизы предусмотрено международным договором, участником которого является Сторона.

При реализации проекта строительства на территориях государств двух и более Сторон объект межгосударственной экспертизы определяется по взаимному согласию заинтересованных Сторон.

Статья 3

Стороны обеспечивают организацию и проведение межгосударственной экспертизы проектов строительства через экспертные органы своих государств в соответствии с Положением о порядке проведения межгосударственной экспертизы проектов строительства, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 4

Экспертные органы государств заинтересованных Сторон образуют межгосударственную экспертную группу по каждому объекту межгосударственной экспертизы. При этом базовым экспертным органом является орган государства Стороны, на территории которого предусматривается реализация проекта строительства, представляющего взаимный интерес для Сторон.

В случае реализации проекта строительства на территориях государств двух и более Сторон базовый экспертный орган определяется по взаимному согласию заинтересованных Сторон.

Статья 5

Стороны возлагают на руководителей центральных органов государственного управления строительством своих государств ответственность за координацию деятельности экспертных органов в рамках настоящего Соглашения.

Статья 6

Настоящее Соглашение не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Статья 7

В настоящее Соглашение могут быть внесены по взаимному согласию Сторон дополнения и изменения, оформляемые отдельными протоколами, которые вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Соглашения.

Статья 8

Спорные вопросы, связанные с применением и толкованием статей настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров центральных органов государственного управления строительством государств Сторон.

При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров Стороны обращаются в Экономический суд Содружества Независимых Государств или иные компетентные международные судебные инстанции.

Статья 9

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующего уведомления.

Статья 10

Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет со дня его вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

Статья 11

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода.

Статья 12

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его положения. Для государства, присоединяющегося к настоящему Соглашению, оно вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующего документа о присоединении.

Статья 13

Координация работы экспертных органов каждой из Сторон и контроль за реализацией положений настоящего Соглашения возлагается на центральные органы государственного управления строительством государств Сторон, а также Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности, который ежегодно представляет в Межгосударственный экономический комитет Экономического союза доклад о ходе выполнения Соглашения.

Совершено в г. ____________________ "__" _________ 19__ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Азербайджанской Республики

За Правительство
Республики Армения

За Правительство
Республики Белоруссия

За Правительство
Грузии

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Киргизской Республики

За Правительство
Республики Молдова

За Правительство
Республики Таджикистан

За Правительство
Туркменистана

За Правительство
Республики Узбекистан

За Правительство
Украины

Приложение
к Соглашению
о межгосударственной экспертизе
проектов строительства,
представляющих взаимный
интерес для государств -
участников Содружества
Независимых Государств

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения межгосударственной экспертизы проектов строительства объектов на территориях государств Сторон - участников Соглашения о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств, осуществляемой совместно экспертными органами государств Сторон.

2. Настоящее Положение регулирует взаимоотношения экспертных органов государств Сторон при проведении межгосударственной экспертизы проектов строительства объектов при сохранении действующего в каждом государстве порядка проведения государственной экспертизы проектов в соответствии с их нормативными правовыми актами.

3. Межгосударственной экспертизе подлежат обоснования инвестиций, технико - экономические обоснования, проекты и задания на их разработку, иные документы, связанные с проектированием и строительством следующих объектов, затрагивающих интересы двух и более государств Сторон:

линейно - протяженные - объекты и сооружения, находящиеся на территориях двух и более государств Сторон (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, мосты, линии электропередачи и др.);

приграничные - объекты, сооружаемые на территории государства одной из Сторон, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств (металлургические, химические, нефтехимические предприятия, водохозяйственные и радиокоммуникационные объекты, объекты воздушного транспорта и др.);

совместные - объекты, сооружаемые на средства инвесторов двух и более государств Сторон;

объекты, сооружаемые на территории государства одной Стороны на средства одной или нескольких Сторон.

По согласованию заинтересованных Сторон допускается проведение межгосударственной экспертизы проектов договоров и контрактов на строительство объектов различного назначения и соответствующих обоснований (документации) к ним, проектов межгосударственных инновационных программ в области строительства, обосновывающих материалов к ним и других документов, касающихся проектов, указанных в настоящем пункте.

4. Перечень материалов, представляемых на межгосударственную экспертизу по объектам, указанным в пункте 3 настоящего Положения, определяется нормативными требованиями государств Сторон, установленными для разработки соответствующей документации. В случаях, предусмотренных законодательством государств Сторон, представляются материалы по результатам общественного обсуждения.

При разработке проекта строительства необходимо:

согласовывать в установленном порядке отступления от действующих на территориях государств Сторон требований норм и правил проектирования и строительства;

проводить сертификацию и техническое освидетельствование в установленном порядке импортных технологий, оборудования, материалов, конструкций и изделий.

II. Организация и проведение межгосударственной
экспертизы проектов строительства

5. Материалы для проведения межгосударственной экспертизы проектов строительства направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на межгосударственную экспертизу) в базовый экспертный орган в 4 экземплярах.

6. Материалы проектов строительства, представленные в базовый экспертный орган, подлежат регистрации и проверке на полноту и комплектность.

7. Базовый экспертный орган имеет право в процессе экспертизы запрашивать у заказчика дополнительные материалы, необходимые для подготовки заключения о проведенной межгосударственной экспертизе.

8. Базовый экспертный орган в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов согласовывает с экспертными органами заинтересованных государств Сторон их участие в составе межгосударственной экспертной группы и направляет заказчику:

при соответствии представленных материалов установленным требованиям - договор о выполнении работ по межгосударственной экспертизе проекта строительства;

при несоответствии материалов установленным требованиям - уведомление о сроках представления необходимых материалов в полном объеме.

При неполучении базовым экспертным органом от заказчика в течение 30 дней с даты направления подписанного заказчиком договора и оговоренной в нем оплаты за проведение межгосударственной экспертизы или непредставлении заказчиком в указанный базовым экспертным органом срок запрашиваемых материалов межгосударственная экспертиза не проводится, и все материалы по проекту строительства в 7-дневный срок возвращаются заказчику.

9. Начало проведения межгосударственной экспертизы и условия ее оплаты устанавливаются договором. Стоимость проведения межгосударственной экспертизы определяется на основании нормативов, установленных Комиссией по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности (далее именуется Комиссия по межгосударственной экспертизе проектов), в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных материалов и сложности объекта экспертизы. Срок проведения экспертизы устанавливается договором, но он не должен превышать 3 месяцев.

В процессе проведения межгосударственной экспертизы при необходимости могут быть изменены стоимость и сроки ее проведения (при этом оформляется дополнительный договор с заказчиком), а также количество и специализация экспертов, привлекаемых к работе межгосударственной экспертной группы.

10. После получения документа, подтверждающего оплату проведения экспертизы, базовый экспертный орган:

образует межгосударственную экспертную группу и согласовывает ее состав с руководителями государственных экспертных органов заинтересованных Сторон;

подготавливает протокол об участии представителей заинтересованных государственных экспертных органов в межгосударственной экспертизе исходя из объема работ и стоимости проведения экспертизы, предусмотренных договором с заказчиком.

11. Состав межгосударственной экспертной группы (руководитель, секретарь и члены группы) и изменения в нем оформляются решением руководителя центрального органа государственного управления строительством государства Стороны, на территории которого намечено строительство объекта. Руководителем межгосударственной экспертной группы, как правило, назначается руководитель государственного экспертного органа государства указанной Стороны, секретарем - штатный сотрудник этого органа.

12. Руководитель и секретарь межгосударственной экспертной группы:

организуют и обеспечивают проведение экспертизы и подготовку сводного заключения;

формируют состав экспертов по основным направлениям экспертизы;

составляют календарный план работы межгосударственной экспертной группы;

разрабатывают задание экспертам на проведение экспертизы;

обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;

организуют в случае необходимости выезд экспертов на место расположения намечаемого к строительству объекта;

организуют проведение заседаний группы и оформляют протоколы этих заседаний.

13. Межгосударственная экспертная группа устанавливает соответствие объекта экспертизы условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами государств Сторон, выявляет достаточность намеченных мер по предотвращению возможного ущерба для Сторон при реализации объекта экспертизы.

14. Межгосударственная экспертная группа проводит организационные заседания, на которых:

определяются основные направления работы экспертов;

утверждаются задания экспертам и календарный план работы группы;

подготавливаются и обсуждаются экспертные заключения по направлениям;

составляется и рассматривается проект сводного заключения межгосударственной экспертизы.

15. Решения заседаний межгосударственной экспертной группы оформляются протоколами, которые подписывают ее руководитель и секретарь.

16. Проект заключения (положительного или отрицательного) межгосударственной экспертной группы подписывается всеми членами экспертной группы и является сводным заключением межгосударственной экспертной группы.

При несогласии некоторых членов экспертной группы с подготовленным заключением (или его отдельными положениями) они подписывают его с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в форме документа, содержащего обоснование причин несогласия с проектом заключения.

17. Сводное заключение, подготовленное межгосударственной экспертной группой, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение должно включать выводы о соответствии объекта экспертизы предъявляемым требованиям и рекомендации по его утверждению (согласованию).

Отрицательное заключение может содержать два вывода:

о необходимости доработки объекта экспертизы по замечаниям и предложениям, изложенным в сводном заключении межгосударственной экспертизы;

о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду несоответствия его предъявляемым требованиям.

18. Сводное заключение, подготавливаемое межгосударственной экспертной группой, утверждается руководителем центрального органа государственного управления строительством, при котором создан базовый экспертный орган, по согласованию с руководителями центральных органов государственного управления строительством государств заинтересованных Сторон.

19. При разногласиях членов межгосударственной экспертной группы по проекту сводного заключения руководитель центрального органа государственного управления строительством, при котором создан базовый экспертный орган, принимает решение:

о продолжении межгосударственной экспертизы с включением в состав группы дополнительных экспертов;

о направлении материалов в Комиссию по межгосударственной экспертизе проектов для рассмотрения и подготовки рекомендаций по ним.

20. Межгосударственная экспертиза считается завершенной после утверждения сводного заключения межгосударственной экспертной группы.

21. Сводное заключение межгосударственной экспертной группы направляется базовым экспертным органом заказчику и в Комиссию по межгосударственной экспертизе проектов в течение 5 дней со дня его утверждения.

22. В случае отрицательного заключения межгосударственной экспертной группы заказчик вправе представить материалы на повторную межгосударственную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

23. Заказчик и другие заинтересованные лица, не согласные с заключением межгосударственной экспертной группы, имеют право обратиться к руководителю центрального органа государственного управления строительством государства Стороны, при котором создан базовый экспертный орган, и в Комиссию по межгосударственной экспертизе проектов для рассмотрения разногласий и подготовки рекомендаций по принятию окончательного решения заинтересованных Сторон на основе консенсуса.

24. Разработку и утверждение нормативных и методических документов, необходимых для реализации настоящего Соглашения, обеспечивает Комиссия по межгосударственной экспертизе проектов.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области