ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2019 г. N 1114

О ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПЕРЕВОДУ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЕДИНУЮ ОБЛАЧНУЮ ПЛАТФОРМУ, А ТАКЖЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ
РАБОЧИМИ МЕСТАМИ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

В целях реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и повышения эффективности использования информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, созданной для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести с 30 августа 2019 г. по 30 декабря 2020 г. эксперимент по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением (далее - эксперимент).

2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением (далее - Положение об эксперименте).

3. Установить, что:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является государственным заказчиком работ (услуг), связанных с разработкой документации, указанной в Положении об эксперименте, а в случае заключения соглашений между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 Положения об эксперименте, - государственным заказчиком товаров и работ (услуг), связанных с переводом информационных систем и информационных ресурсов указанных участников эксперимента в государственную единую облачную платформу, формируемую в процессе эксперимента, арендой вычислительной инфраструктуры и организацией связи, а также с обеспечением автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением таких участников эксперимента;

при отсутствии соглашения между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и участником эксперимента, указанным в подпункте "б" пункта 3 Положения об эксперименте, государственным заказчиком товаров и работ (услуг), связанных с переводом информационных систем и информационных ресурсов указанного участника эксперимента в государственную единую облачную платформу, является такой участник эксперимента.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

создать межведомственную рабочую группу для координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента, утвердить положение о ней и ее состав;

по согласованию с участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 Положения об эксперименте, разработать и утвердить план перехода указанных участников эксперимента на использование государственной единой облачной платформы.

5. Реализация эксперимента федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной предельной штатной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2019 г. N 1114

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПЕРЕВОДУ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЕДИНУЮ ОБЛАЧНУЮ ПЛАТФОРМУ, А ТАКЖЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ
РАБОЧИМИ МЕСТАМИ И ПРОГРАММНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением (далее - эксперимент).

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

"государственная единая облачная платформа" - экосистема предоставления сервисных услуг инфраструктуры федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам по правилам, требованиям и стандартам, утверждаемым в соответствии с настоящим Положением, на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

"инфраструктура" - совокупность вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, включая программно-аппаратные комплексы, базирующихся в распределенной системе центров обработки данных, расположенных на территории Российской Федерации, создаваемая в рамках мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

"поставщик" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие ресурсы и сервисы для инфраструктуры, включая облачные вычисления и программные ресурсы, по правилам, требованиям и стандартам, утверждаемым в соответствии с настоящим Положением, и на основании государственных контрактов, заключаемых с таким юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

"потребитель" - федеральный орган исполнительной власти или государственный внебюджетный фонд, использующие услуги поставщиков, ресурсы и сервисы инфраструктуры, включая облачные вычисления и программные ресурсы.

3. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Фонд социального страхования Российской Федерации;

в) федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт "Восход" - на добровольной основе;

г) поставщики - на добровольной основе.

4. Иные федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды могут привлекаться к участию в эксперименте по согласованию с ними и решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

5. Поставщик участвует в эксперименте на добровольной основе путем участия в конкурсах (аукционах, запросе котировок и предложений) либо как единственный исполнитель в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6. В рамках инфраструктуры допускается возможность использования участником эксперимента, указанным в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, технических и программных средств, на которые у такого участника эксперимента имеются исключительные права.

7. Целями эксперимента являются:

а) формирование и апробация методических, организационных и технологических условий для обеспечения возможности создания государственной единой облачной платформы;

б) апробация функционала первой очереди федеральной государственной информационной системы "Управление государственной единой облачной платформой" (далее - первая очередь системы), в том числе при реализации Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации следующих мероприятий:

сбор и анализ информации о потребностях потребителей в новых услугах поставщиков, а также об изменениях объема указанных услуг;

анализ фактических объемов и качества предоставленных поставщиками услуг;

контроль соответствия поставщиков и используемых ими программно-технических решений требованиям, установленным подпунктами "а" и "в" пункта 10 настоящего Положения;

прогнозирование объема и структуры потребляемых вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения центров обработки данных;

прогнозирование затрат потребителей на использование услуг поставщиков на будущие периоды;

выработка рекомендаций для потребителей, нацеленных на оптимизацию своих затрат на использование услуг поставщиков в будущие периоды;

сравнительный анализ качественных и стоимостных характеристик услуг поставщиков;

разработка рекомендаций по оптимальному выбору поставщика на основе анализа текущих и прогнозных потребностей потребителей услуг соответствующих поставщиков;

формирование информационно-аналитических материалов для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере вопросов информатизации;

отслеживание инцидентов и взаимодействие с поставщиками, в том числе регистрация и учет информации о выявленных нарушениях условий государственных контрактов, допущенных поставщиками;

учет потребляемых пользователями первой очереди системы вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения в центрах обработки данных;

в) апробация новых подходов к обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением с использованием государственной единой облачной платформы;

г) формирование действующей модели бесперебойного функционирования государственных информационных систем с использованием государственной единой облачной платформы.

8. Организация перевода информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, в государственную единую облачную платформу, а также обеспечение их автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением в рамках проведения эксперимента осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с такими участниками эксперимента, а при отсутствии заключенного соглашения - указанными участниками эксперимента самостоятельно.

9. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предусматривает включение в состав первой очереди системы технических и программных средств, обеспечивающих:

а) защиту информации, используемой в рамках функционирования первой очереди системы, в том числе от несанкционированного ее копирования, распространения, уничтожения и модификации, блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий;

б) идентификацию, аутентификацию и авторизацию с использованием первой очереди системы участников информационного взаимодействия, осуществляющих в ней формирование, размещение, изменение и удаление информации;

в) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации в первой очереди системы, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших изменения в ней;

г) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность восстановления указанной информации;

д) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета операций, полученных в результате ежедневного копирования, в течение 30 календарных дней.

10. Для проведения эксперимента Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в срок до 30 сентября 2019 г. утверждает требования:

к центрам обработки данных, присоединяемым в рамках эксперимента к государственной единой облачной платформе;

к обеспечению информационной безопасности в государственной единой облачной платформе;

по оптимизации архитектуры информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, с целью перевода их в государственную единую облачную платформу;

к использованию участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, услуг поставщиков, а также к порядку и методологии подключения таких участников эксперимента к государственной единой облачной платформе;

б) в течение 2 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1114 "О проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением" определяет по согласованию с участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, перечень их информационных систем и информационных ресурсов, подлежащих переводу в государственную единую облачную платформу;

в) в срок до 30 декабря 2019 г. утверждает:

технический проект перевода информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, в государственную единую облачную платформу, включающий в себя в том числе модель классификации информационных систем (совокупности информационных систем), подлежащих такому переводу, типовые этапы перевода информационных систем и информационных ресурсов указанных участников эксперимента в государственную единую облачную платформу с описанием необходимых действий, а также перечень документов, необходимых для организации перевода информационных систем и информационных ресурсов указанных участников эксперимента в государственную единую облачную платформу (далее - технический проект миграции);

временные (на период проведения эксперимента) стандарт автоматизированного рабочего места, рекомендуемого для закупок участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения (далее - временный стандарт автоматизированного рабочего места), и стандарт типовых технических решений для программных услуг и услуг облачных вычислений, предоставляемых поставщиками;

временные (на период проведения эксперимента) требования к качеству услуг, предоставляемых поставщиками, перечень и состав указанных услуг, а также требования по установлению регламентов по предоставлению отчетности о функционировании государственной единой облачной платформы и соответствующих форм отчетных документов;

временные (на период проведения эксперимента) правила и регламент сервисной поддержки в рамках функционирования государственной единой облачной платформы;

технические требования к первой очереди системы и правила ее использования;

г) в срок до 30 декабря 2019 г. обеспечивает создание постоянно действующего стенда, с использованием которого организовывается тестирование технических решений, соответствующих временному стандарту автоматизированного рабочего места, а также на базе первой очереди системы обеспечивает создание постоянно действующего стенда, с использованием которого организовывается тестирование технических решений, соответствующих временному стандарту типовых технических решений для программных услуг и услуг облачных вычислений, оказываемых поставщиками;

д) в срок до 30 декабря 2019 г. обеспечивает формирование государственной единой облачной платформы, а также создает первую очередь системы;

е) с учетом технического проекта миграции разрабатывает методические рекомендации по организации перевода информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, в государственную единую облачную платформу для каждого участника эксперимента, указанного в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения (далее - методические рекомендации по миграции);

ж) в срок до 30 января 2020 г. совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт "Восход" проводит анализ существующих российских программно-аппаратных комплексов на предмет выявления наиболее эффективных технических решений, соответствующих временному стандарту автоматизированного рабочего места, и технических решений, соответствующих временному стандарту типовых технических решений поставщиков государственной единой облачной платформы;

з) обеспечивает заключение соглашений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, и организует перевод информационных систем и информационных ресурсов участников эксперимента, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, в государственную единую облачную платформу;

и) с использованием функционала первой очереди системы ведет реестр поставщиков и реестр потребителей;

к) в срок до 30 сентября 2020 г. обеспечивает представление в Правительство Российской Федерации промежуточного отчета о ходе проведения эксперимента, включающего при необходимости предложения о его продлении;

л) по итогам проведения эксперимента в 3-месячный срок после окончания эксперимента:

совместно с участниками эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, обеспечивает проведение оценки результатов эксперимента, в том числе в части определения эффективности и удобства применения государственной единой облачной платформы в процессе перевода в нее информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации, включающих в том числе предложения по последующему отбору информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, подлежащих переводу в государственную единую облачную платформу;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечивает проведение оценки финансово-экономического результата (эффекта) применения государственной единой облачной платформы и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации.

11. Для проведения эксперимента участники эксперимента, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего Положения, обеспечивают в установленные сроки предоставление информации, необходимой для функционирования первой очереди системы, а при отсутствии заключенного соглашения, предусмотренного пунктом 8 настоящего Положения, перевод своих информационных систем и информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу в соответствии с требованиями, техническим проектом миграции и методическими рекомендациями по миграции.