ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 1996 г. N 906
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия Президентской программы "Дети России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 799) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить включенные в состав Президентской программы "Дети России" Федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".
2. Утвердить и направить Президенту Российской Федерации для включения в Президентскую программу "Дети России" прилагаемые Федеральные целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
обеспечить финансирование Федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год;
предусматривать при подготовке проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы выделение средств на финансирование мероприятий Федеральных целевых программ, утвержденных настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 1996 г. N 906
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 1997 - 1998 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" НА 1997 - 1998 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997 - 1998 годы Наименование, дата и - Указ Президента Российской номер решения о разработке Федерации от 19 февраля 1996 г. Программы N 210 "О продлении действия Президентской программы "Дети России" Государственный - Министерство социальной защиты заказчик Программы населения Российской Федерации Основные - Министерство социальной защиты разработчики Программы населения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Цель и задачи Программы, - создание условий для важнейшие целевые функционирования государственной показатели системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, совершенствование ее нормативно-правовой базы оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в современных условиях кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков Сроки реализации Программы - 1997 - 1998 годы Исполнители основных - Министерство социальной мероприятий Программы защиты населения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Министерство труда Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму Комитет Российской Федерации по делам молодежи Федеральная служба занятости России Российская академия образования Объемы и источники - 87,915 млрд. рублей из средств финансирования Программы федерального бюджета на 1997 и 1998 годы, в том числе на 1997 год - 41,62 млрд. рублей (в ценах 1996 года) средства, предусмотренные министерствам и ведомствам на текущее финансирование Ожидаемые конечные - создание условий для снижения результаты реализации числа правонарушений, совершаемых Программы детьми и подростками Контроль за исполнением - Министерство социальной защиты Программы населения Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами
Содержание проблемы
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав", ввиду слабой материальной базы не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развивается сеть социально-реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей.
Решение этих проблем на федеральном уровне требует программно-целевого подхода.
Цель и задачи Программы
Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;
совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные направления реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы предусматриваются:
проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий;
создание в регионах необходимой сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым автотранспортом, медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой;
проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
разработка концептуальных моделей новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, экспериментальная апробация современных форм и методов профилактической и социально-реабилитационной работы;
проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками - правонарушителями, введение в учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ.
Это позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков - правонарушителей в государственные социально-реабилитационные учреждения, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1996 году предусмотрена в ходе реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995 - 1997 годы" и от 17 мая 1996 г. N 600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы".
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.
Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997 - 1998 годах оцениваются в 87,915 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 41,62 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможности федерального бюджета.
Механизм реализации Программы
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать комплексную государственную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
┌──────────────────────────────────┬───────────┬──────────────────────┬───────────┬───────────────┐ │ │ Срок │ │Стоимость -│ В том числе │ │ Мероприятия │исполнения │ Исполнители │ всего ├────────┬──────┤ │ │ │ │ (млрд. │ 1997 │ 1998 │ │ │ │ │ рублей) │ год │ год │ ├──────────────────────────────────┴───────────┴──────────────────────┴───────────┴────────┴──────┤ │ I. Совершенствование нормативно-правовой базы │ │ │ │Федеральным органам исполнительной│1996 - 1997│Минюст России │средства, предусмотренные │ │власти, научным учреждениям│ годы │МВД России │на текущее финансирование │ │принять активное участие в│ │Минфин России │ │ │доработке проекта Федерального│ │Минсоцзащиты России │ │ │закона "О государственной системе│ │Минобразование России │ │ │профилактики безнадзорности и│ │Минздравмедпром России│ │ │правонарушений несовершеннолетних,│ │Минэкономики России │ │ │защиты их прав", находящегося на│ │Минсотрудничество │ │ │рассмотрении в Государственной│ │России │ │ │Думе Федерального Собрания│ │Институт │ │ │Российской Федерации │ │законодательства и │ │ │ │ │сравнительного │ │ │ │ │правоведения при │ │ │ │ │Правительстве │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │Внести уточнения и дополнения в│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │ведомственные нормативные│ годы │МВД России │на текущее финансирование │ │документы по вопросам профилактики│ │Роскоммолодежи │ │ │и правонарушений│ │ │ │ │несовершеннолетних в соответствии│ │ │ │ │с Конвенцией ООН о правах ребенка,│ │ │ │ │Всемирной Декларацией об│ │ │ │ │обеспечении выживания, защиты и│ │ │ │ │развития детей в 90-е годы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Издать сборник законодательных и│ 1998 год │Минсоцзащиты России │ 0,01 - 0,01 │ │нормативных документов по вопросам│ │Минобразование России │ │ │профилактики безнадзорности и│ │МВД России │ │ │правонарушений несовершеннолетних,│ │Роскоммолодежи │ │ │защиты их прав │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 0,01 - 0,01 │ │ │ │ II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений │ │ детей и подростков │ │ │ │Разработать методические│1997 год │Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │рекомендации и пособия по│ │МВД России │на текущее финансирование │ │координации и взаимодействию│ │Минобразование России │ │ │учреждений государственной системы│ │Роскоммолодежи │ │ │профилактики безнадзорности и│ │ │ │ │правонарушений несовершеннолетних,│ │ │ │ │защите их прав │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать и реализовать│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │мероприятия по выявлению семей и│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │детей группы социального риска,│ │Российской Федерации │ │ │родителей и лиц, их заменяющих,│ │Минсоцзащиты России │ │ │допускающих жестокое обращение с│ │Минобразование России │ │ │детьми, не обеспечивающих│ │МВД России │ │ │надлежащего ухода и воспитания.│ │Минздравмедпром России│ │ │Принимать к таким родителям и│ │ │ │ │лицам, их заменяющим, меры,│ │ │ │ │установленные законодательством│ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Реализовать комплекс мер по│ │ │ │ │профилактике среди│ │ │ │ │несовершеннолетних алкоголизма,│ │ │ │ │наркомании и токсикомании: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ а) организовать │1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │специализированную наркологическую│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │помощь несовершеннолетним; │ │Российской Федерации │ │ │ │ │Минздравмедпром России│ │ │ │ │ │ │ │ б) открыть при психиатрических│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │и наркологических больницах│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │стационары, кабинеты для│ │Российской Федерации │ │ │обследования, добровольного│ │Минздравмедпром России│ │ │лечения и реабилитации│ │ │ │ │несовершеннолетних, употребляющих│ │ │ │ │наркотики, спиртные напитки или│ │ │ │ │другие средства, влекущие│ │ │ │ │одурманивание; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в) разработать методические│1997 - 1998│Минздравмедпром России│средства, предусмотренные │ │рекомендации и пособия для│ годы │МВД России │на текущее финансирование │ │работников социальных служб,│ │Минсоцзащиты России │ │ │правоохранительных органов,│ │ │ │ │врачей, педагогов и родителей по│ │ │ │ │выявлению несовершеннолетних,│ │ │ │ │допускающих употребление│ │ │ │ │наркотиков │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать и реализовать комплекс│ │ │ │ │мер по решению проблемы занятости│ │ │ │ │несовершеннолетних, в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ а) подготовить предложения о│1997 год │Минтруд России │средства, предусмотренные │ │порядке обеспечения│ │ФСЗ России │на текущее финансирование │ │несовершеннолетних рабочими│ │органы исполнительной │ │ │местами; │ │власти субъектов │ │ │ │ │Российской Федерации │ │ │ │ │ │ │ │ б) ввести в выпускных классах│1998 год │Минобразование России │средства, предусмотренные │ │средних общеобразовательных школ│ │ │на текущее финансирование │ │курс "Твоя профессиональная│ │ │ │ │карьера" │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать и реализовать комплекс│ │ │ │ │мер по организации│ │ │ │ │интеллектуального развития и│ │ │ │ │досуга детей и подростков: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ а) расширить сеть учреждений│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │дополнительного образования,│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │культуры и спорта (домов│ │Российской Федерации │ │ │творчества школьников, туристских│ │Минобразование России │ │ │клубов, детских парков, библиотек,│ │Минкультуры России │ │ │детско-юношеских спортивных школ,│ │ГКФТ России │ │ │стадионов и других); │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ б) обеспечить поддержку│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │деятельности подростковых клубов│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │по месту жительства; │ │Российской Федерации │ │ │ │ │Минобразование России │ │ │ │ │Роскоммолодежи │ │ │ │ │ │ │ │ в) организовать оборонно -│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │спортивные, спортивно-трудовые и│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │спортивно-оздоровительные лагеря│ │Российской Федерации │ │ │для несовершеннолетних с│ │Минобразование России │ │ │девиантным поведением │ │ГКФТ России │ │ │ │ │ │ │ │Разработать и реализовать│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │региональные программы│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │профилактики безнадзорности и│ │Российской Федерации │ │ │правонарушений детей и подростков │ │ │ │ │ │ │ III. Государственная поддержка создания и укрепления │ │ материально-технической базы учреждений профилактики │ │ безнадзорности и правонарушений детей, │ │ их социальной реабилитации │ │ │ │Обеспечить базовые и│ │ │ │ │опорно-экспериментальные │ │ │ │ │учреждения, занимающиеся│ │ │ │ │профилактикой безнадзорности и│ │ │ │ │правонарушений детей и подростков,│ │ │ │ │медицинским и бытовым│ │ │ │ │оборудованием, аудио- и│ │ │ │ │видеотехникой, в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ а) социально-реабилитационные│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 44,5 21,5 23 │ │центры для несовершеннолетних,│ годы │ │ │ │социальные приюты для детей и│ │ │ │ │подростков, центры помощи детям,│ │ │ │ │оставшимся без попечения│ │ │ │ │родителей, в системе органов│ │ │ │ │социальной защиты населения; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ б) специальные учебно -│1997 - 1998│Минобразование России │ 8,43 7,2 4,23 │ │воспитательные учреждения для│ годы │ │ │ │детей и подростков с девиантным│ │ │ │ │поведением, центры│ │ │ │ │психолого-педагогической и│ │ │ │ │медико-социальной помощи детям и│ │ │ │ │подросткам в системе органов│ │ │ │ │образования; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в) учреждения, исполняющие│1997 - 1998│МВД России │ 1,5 0,7 0,8 │ │наказание в виде лишения свободы в│ годы │ │ │ │отношении несовершеннолетних,│ │ │ │ │приемники - распределители милиции│ │ │ │ │общественной безопасности; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ г) психиатрические и│1997 - 1998│Минздравмедпром России│средства, предусмотренные │ │наркологические больницы, имеющие│ годы │ │на текущее финансирование │ │стационары или кабинеты для│ │ │ │ │обследования и лечения│ │ │ │ │несовершеннолетних, употребляющих│ │ │ │ │наркотики и спиртные напитки, в│ │ │ │ │системе органов здравоохранения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Принять меры по частичному│ │ │ │ │обеспечению автотранспортом и│ │ │ │ │сельскохозяйственными машинами│ │ │ │ │учреждений, занимающихся│ │ │ │ │профилактикой безнадзорности и│ │ │ │ │правонарушений детей и подростков,│ │ │ │ │а также учреждений, исполняющих│ │ │ │ │наказания в виде лишения свободы,│ │ │ │ │и приемников - распределителей│ │ │ │ │милиции общественной безопасности,│ │ │ │ │в том числе: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ а) социально-реабилитационных│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 23,1 10,1 13 │ │центров для несовершеннолетних,│ годы │ │ │ │социальных приютов для детей и│ │ │ │ │подростков, центров помощи детям,│ │ │ │ │оставшимся без попечения│ │ │ │ │родителей; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ б) специальных учебно -│1997 - 1998│Минобразование России │ 4,4 2,2 2,2 │ │воспитательных учреждений для│ годы │ │ │ │детей и подростков с девиантным│ │ │ │ │поведением, центров│ │ │ │ │психолого-педагогической и│ │ │ │ │медико-социальной помощи детям и│ │ │ │ │подросткам; │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ в) учреждений, исполняющих│1997 - 1998│МВД России │ 4,47 2,1 3,37 │ │наказание в виде лишения свободы в│ годы │ │ │ │отношении несовершеннолетних,│ │ │ │ │приемников - распределителей│ │ │ │ │милиции общественной безопасности;│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ г) принять меры по дальнейшему│1997 - 1998│органы исполнительной │средства, предусмотренные │ │развитию сети учреждений,│ годы │власти субъектов │на текущее финансирование │ │занимающихся профилактикой│ │Российской Федерации │ │ │безнадзорности и правонарушений│ │(по согласованию) │ │ │детей и подростков, их социальной│ │Минсоцзащиты России │ │ │реабилитацией и коррекцией │ │Минобразование России │ │ │ │ │МВД России │ │ │ │ │Минздравмедпром России│ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 86,4 40,8 45,6 │ │ │ │ IV. Разработка научно-методических основ профилактики │ │ безнадзорности и правонарушений детей │ │ │ │Провести научные исследования по│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 1,48 0,805 0,675│ │актуальным проблемам профилактики│ годы │Минобразование России │ │ │безнадзорности и правонарушений│ │Минздравмедпром России│ │ │детей и подростков, их социальной│ │МВД России │ │ │реабилитации в современных│ │Российская академия │ │ │условиях │ │образования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать концептуальные модели│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │различных видов учреждений│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │ │профилактики безнадзорности и│ │Минздравмедпром │ │ │правонарушений несовершеннолетних │ │России │ │ │ │ │МВД России │ │ │ │ │Российская академия │ │ │ │ │образования │ │ │ │ │ │ │ │Апробировать новые формы и методы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │профилактики безнадзорности и│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │ │правонарушений детей и подростков │ │Минздравмедпром │ │ │ │ │России │ │ │ │ │МВД России │ │ │ │ │ГКФТ России │ │ │ │ │Роскоммолодежи │ │ │ │ │ │ │ │Подготовить и выпустить научно -│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,025 0,015 0,01 │ │методические и информационные│ годы │Минобразование России │ │ │материалы по проблемам│ │Минздравмедпром России│ │ │профилактики безнадзорности и│ │МВД России │ │ │правонарушений детей и подростков │ │Роскоммолодежи │ │ │ │ │ │ │ │Провести научные и научно -│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │практические конференции по│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │ │проблемам профилактики│ │МВД России │ │ │безнадзорности и правонарушений│ │Минздравмедпром России│ │ │несовершеннолетних │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать типовые проектные│1997 - 1998│МВД России │средства, предусмотренные │ │решения воспитательно-трудовой│ годы │ │на текущее финансирование │ │колонии, учитывающие изменения│ │ │ │ │уголовно-исполнительного │ │ │ │ │законодательства, на 350 мест │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 1,505 0,82 0,685│ │ │ │ V. Организация подготовки и повышения квалификации │ │ кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности │ │ и правонарушений детей и подростков │ │ │ │Организовать подготовку в высших│1997 - 1998│Минобразование России │средства, предусмотренные │ │учебных заведениях специалистов│ годы │Минсоцзащиты России │на текущее финансирование │ │для работы в учреждениях,│ │Минкультуры России │ │ │осуществляющих профилактику│ │МВД России │ │ │безнадзорности и правонарушений│ │Госкомвуз России │ │ │детей и подростков, их социальную│ │Роскоммолодежи │ │ │реабилитацию (специалистов по│ │Российская академия │ │ │социальной работе, практических│ │образования │ │ │психологов, социальных педагогов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Провести переподготовку на базе│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │высших учебных заведений│ годы │МВД России │на текущее финансирование │ │специалистов по работе с│ │Минздравмедпром России│ │ │безнадзорными детьми и детьми с│ │Минобразование России │ │ │девиантным поведением │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Организовать повышение│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │квалификации работников│ годы │ │на текущее финансирование │ │учреждений, осуществляющих│ │ │ │ │профилактику безнадзорности и│ │ │ │ │правонарушений детей и подростков,│ │ │ │ │на базе опорно-экспериментальных│ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработать и издать программы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │средства, предусмотренные │ │подготовки и повышения│ годы │Минобразование России │на текущее финансирование │ │квалификации работников│ │МВД России │ │ │учреждений, осуществляющих│ │Минкультуры России │ │ │профилактику безнадзорности и│ │ГКФТ России │ │ │правонарушений детей и подростков │ │Роскоммолодежи │ │ │ │ │ │ │ │ Всего по Программе │ │ │ 87,915 41,62 46,295│ └──────────────────────────────────┴───────────┴──────────────────────┴───────────────────────────┘
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 1996 г. N 906
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997 - 1998 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997-1998 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997 - 1998 годы Наименование, дата и - Указ Президента Российской номер решения о разработке Федерации от 19 февраля 1996 г. Программы N 210 "О продлении действия Президентской программы "Дети России" Государственный заказчик и - Министерство социальной защиты основной разработчик населения Российской Федерации Программы Цель и задачи Программы, - создание в Российской важнейшие целевые показатели Федерации оптимальной сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации формирование современной нормативно-правовой, научно-методической, кадровой и материально-технической базы деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей разработка и внедрение государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей Сроки реализации Программы - 1997 - 1998 годы Исполнители основных - Министерство социальной защиты мероприятий Программы населения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Комитет Российской Федерации по делам молодежи Объемы и источники - 19,22 млрд. рублей из средств финансирования Программы федерального бюджета на 1997 и 1998 годы, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года) средства, выделяемые из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование Ожидаемые конечные - развитие в регионах Российской результаты реализации Федерации сети учреждений Программы социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы создание предпосылок для повышения эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и здоровья семьи Организация контроля - Министерство социальной защиты за исполнением Программы населения Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации
Содержание проблемы
Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого - педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье.
После принятия Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в регионах страны растет инфраструктура социальных служб, создаются учреждения нового типа, оказывающие социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и другие. Однако объективная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество (созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 процентов нуждающихся в социальных услугах).
Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно - методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта.
Острая необходимость стимулировать и оптимизировать процесс развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, придать ему должную динамику требует программно-целевого подхода к решению накопившихся проблем на федеральном уровне.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание условий для их эффективного функционирования.
Программа предусматривает решение следующих задач:
разработка современной нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей;
реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей;
научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
организация системы подготовки и повышения квалификации кадров работников учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Основные направления реализации Программы
Совершенствование нормативно-правовых основ
организации и функционирования учреждений
социального обслуживания семьи и детей
Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на создание правовых условий для оказания качественных социальных услуг семье и детям.
Будут разработаны примерные положения об учреждениях разных видов социального обслуживания семьи и детей, нормативно-правовые документы, регламентирующие права, обязанности, социальные гарантии специалистов этих учреждений.
Организация учреждений социального
обслуживания семьи и детей и укрепление их
материально-технической базы
Рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать в регионах оптимальную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Предполагается осуществить меры по оказанию государственной поддержки учреждениям социального обслуживания семьи и детей в оснащении и обеспечении медицинским оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автотранспортом.
Разработка научно-методических основ
деятельности учреждений социального обслуживания
семьи и детей
Предусматривается провести научно-исследовательские работы по формированию теоретико-методических основ социального обслуживания семьи и детей. Планируется разработать концептуальные модели различных видов учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям, апробировать формы и методы их деятельности.
Информационно-методическое обеспечение
Будет создан цикл теле- и радиопередач по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовлен выпуск научно-методических и информационных материалов по этим проблемам, разработана система статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей.
Организация подготовки и повышения квалификации
кадров, работающих в системе учреждений социального
обслуживания семьи и детей
Предполагается организовать подготовку и переподготовку на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования специалистов в области социальной работы с семьей и детьми, повышение их квалификации, разработать программы подготовки и повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей.
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники.
Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997 - 1998 годах оцениваются в 19,22 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года).
Расходуемые средства могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета.
Механизм реализации Программы
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей основных мероприятий Программы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить создание в субъектах Российской Федерации оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально-техническую базу; сформировать современную нормативно-правовую, научно-методическую основу деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности и здоровья семьи.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1997-1998 ГОДЫ
┌──────────────────────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────────┬─────────────────┐ │ Мероприятия │ Срок │Исполнители │ Стоимость - │ В том числе │ │ │исполнения │ │ всего ├────────┬────────┤ │ │ │ │(млрд. рублей)│1997 год│1998 год│ ├──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────────┴────────┴────────┤ │ I. Совершенствование нормативно-правовых основ │ │ организации и функционирования учреждений │ │ социального обслуживания семьи и детей │ │ │ │Разработка примерных положений о│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │ │центрах социальной помощи семье и│ годы │Минюст России │ текущее финансирование │ │детям │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка нормативно-правовых│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │ │документов, регламентирующих│ годы │Минтруд России │ текущее финансирование │ │права, обязанности, социальные│ │Роскоммолодежи │ │ │гарантии специалистов учреждений│ │Минюст России │ │ │социального обслуживания семьи и│ │ │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка государственных│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │ │нормативов финансирования и│ годы │Минэкономики России │ текущее финансирование │ │материально-технического │ │Минфин России │ │ │обеспечения учреждений социального│ │ │ │ │обслуживания семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ II. Организация учреждений социального обслуживания │ │ семьи и детей и укрепление их │ │ материально-технической базы │ │ │ │Рекомендовать органам│1997 - 1998│органы исполнительной│ - - - │ │исполнительной власти субъектов│ годы │власти субъектов │ │ │Российской Федерации организовать│ │Российской Федерации │ │ │территориальные центры социальной│ │ │ │ │помощи семье и детям, центры│ │ │ │ │психолого-педагогической помощи,│ │ │ │ │центры экстренной психологической│ │ │ │ │помощи по телефону, женские│ │ │ │ │кризисные центры и другие│ │ │ │ │учреждения социального│ │ │ │ │обслуживания семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Оснащение опорно-экспериментальных│ │ │ │ │учреждений, осуществляющих│ │ │ │ │социальное обслуживание семьи и│ │ │ │ │детей, медицинским оборудованием,│ │ │ │ │компьютерной и аудиовизуальной│ │ │ │ │техникой, средствами связи,│ │ │ │ │автотранспортом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в том числе для: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │территориальных центров социальной│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 10,385 5 5,385 │ │помощи семье и детям, центров│ годы │ │ │ │психолого-педагогической помощи,│ │ │ │ │центров экстренной психологической│ │ │ │ │помощи по телефону, женских│ │ │ │ │кризисных центров Минсоцзащиты│ │ │ │ │России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │центров психолого-педагогической│1997 - 1998│Минобразование │ 5 2,5 2,5 │ │помощи детям и подросткам│ годы │России │ │ │Минобразования России │ │ │ │ │ │ │ │ │ │социально-психологических центров│1997 - 1998│Роскоммолодежи │ 2,2 1,1 1,1 │ │для подростков и молодежи │ годы │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 17,585 8,6 8,985 │ │ │ │ III. Разработка научно-методических основ деятельности │ │ учреждений социального обслуживания │ │ семьи и детей │ │ │ │Проведение научных исследований по│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 1 0,5 0,5 │ │актуальным проблемам теории и│ годы │Минобразование России│ │ │методики социального обслуживания│ │ │ │ │семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка концептуальных моделей│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,6 0,3 0,3 │ │различных видов учреждений│ годы │Минобразование России│ │ │социального обслуживания семьи и│ │Роскоммолодежи │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Апробация новых форм и методов│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │социального обслуживания семьи и│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │ │детей │ │Роскоммолодежи │ │ │ │ │ │ │ │Проведение научных и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │научно-практических конференций по│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │ │проблемам социального обслуживания│ │Роскоммолодежи │ │ │семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 1,6 0,8 0,8 │ │ │ │ IV. Информационно-методическое обеспечение │ │ │ │Создание цикла теле- и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │радиопередач по проблемам│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │ │социального обслуживания семьи и│ │Роскоммолодежи │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Выпуск научно-методических и│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ 0,035 0,035 - │ │информационных материалов по│ годы │Минобразование России│ │ │проблемам социального обслуживания│ │Роскоммолодежи │ │ │семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка и внедрение системы│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │статистических показателей,│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │ │характеризующих уровень│ │Госкомстат России │ │ │социального обслуживания семьи и│ │ │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Итого │ │ │ 0,035 0,035 - │ │ │ │ V. Организация подготовки и повышения квалификации │ │ кадров, работающих в системе учреждений │ │ социального обслуживания семьи и детей │ │ │ │Переподготовка на базе│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │образовательных учреждений высшего│ годы │ │ на текущее финансирование │ │профессионального образования│ │ │ │ │специалистов по социальной работе│ │ │ │ │с семьей и детьми │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Подготовка в образовательных│1997 - 1998│Госкомвуз России │ средства, предусмотренные │ │учреждениях высшего│ годы │Минсоцзащиты России │ на текущее финансирование │ │профессионального образования│ │Минобразование России│ │ │специалистов для работы в│ │Роскоммолодежи │ │ │учреждениях, осуществляющих│ │ │ │ │социальное обслуживание семьи и│ │ │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Повышение квалификации работников│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │учреждений, осуществляющих│ годы │Минобразование России│ на текущее финансирование │ │социальное обслуживание семьи и│ │Роскоммолодежи │ │ │детей, на базе│ │ │ │ │опорно-экспериментальных │ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Повышение квалификации│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные │ │профессорско-преподавательского │ годы │Госкомвуз России │ на текущее финансирование │ │состава образовательных учреждений│ │ │ │ │высшего профессионального│ │ │ │ │образования, осуществляющих│ │ │ │ │подготовку и переподготовку│ │ │ │ │специалистов в области социального│ │ │ │ │обслуживания семьи и детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Разработка и издание программ│1997 - 1998│Минсоцзащиты России │ средства, предусмотренные на │ │подготовки, переподготовки и│ годы │ │ текущее финансирование │ │повышения квалификации работников│ │ │ │ │учреждений, осуществляющих│ │ │ │ │социальное обслуживание семьи и│ │ │ │ │детей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Всего по Программе │ │ │ 19,22 9,435 9,785 │ └──────────────────────────────────┴───────────┴─────────────────────┴────────────────────────────────┘
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области